Научная статья на тему 'Удовлетворенность учебной деятельностью как условие формирования системы профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста'

Удовлетворенность учебной деятельностью как условие формирования системы профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Виктор Иванович, Соколова Ольга Александровна, Коваленко Елена Викторовна, Губаренко Ирина Викторовна

В статье представлен краткий теоретический анализ проблемы формирования системы профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза искусств и культуры с разной удовлетворенностью учебной деятельностью, а также анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Виктор Иванович, Соколова Ольга Александровна, Коваленко Елена Викторовна, Губаренко Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction with educational activity as condition of formation of system of professional and valuable orientations of future specialist

The article presents short theoretical analysis of a problem of formation of system of professional and valuable orientations of students of higher education institution of arts and culture with different satisfaction with educational activity and also the analysis and interpretation of the received results of a research.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность учебной деятельностью как условие формирования системы профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста»

ЛИТЕРАТУРА

1. Апушкина, К.Н. Интегративно-развивающий подход к развитию творческого мышления студентов вуза / К.Н. Апушкина, В.И. Кондрух, А.Я. Найн // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 12. -С. 139-146.

2. Гревцева, Г.Я. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 33-39.

3. Гудкин, Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / Д. Гудкин. - М. : Издательский дом «Классика - XXI», 2013. - 256 с.

4. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. - Москва : Большая рос. энциклопедия, 1993. - 1160 с.

5. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 43-48.

6. Кирьякова, А.В. Аксиология креативности в контексте современной парадигмы образования / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 2. - С. 60-64.

7. Рындак, В.Г. Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин / В.Г. Рындак // Человек и образование. - 2014. - № 2 (39). - С. 4-9.

8. Шкитина, Н. С. Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности : дис. ... канд. пед. наук / Шкитина Н.С. - Челябинск, 1997. - 175 с.

REFERENCES

1. Apushkina, K.N., Kondrukh, V.I. and Nain, A.Ya. (2011), "Integrative and developing approach to creative thinking development of university students", Siberian Pedagogical Journal, No. 12, pp. 139-146.

2. Grevtseva, G.Ya. and Tsiulina, M.V. (2015), "Pedagogical Olympiad as a means of development of person's creative potential", Vestnik Chelyabinskogopedagogicheskogo universiteta, No. 6, pp. 33-39.

3. Gudkin, D. (2013), Sing, play, dance! Introduction to OrfPedagogy, Publishing House "Classics - XXI", Moscow.

4. Davydov, V.V. (1993), Russian Pedagogical Encyclopedia, Great Russian Encyclopedia, Moscow.

5. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.Yu., Shkitina, N.S. and Tsiulina, M.V. (2017), "Situational problem as a means of training future teachers to interact with students", Vestnik Chelyabinskogo pedagogicheskogo universiteta, No. 9, pp. 43-48.

6. Kiriakova, A.V. and Moroz, V.V. (2015), "Axiology of creativity in the context of the modern paradigm of education", Higher education today, No. 2, pp. 60-64.

7. Ryndak, V.G. (2014), "Formation of creativity of the future teacher in the study of pedagogical disciplines", Man and education, No. 2 (39), pp. 4-9.

8. Shkitina, N.S. (1997), Preparation of the future teacher to the formation of school discipline, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: ciulinamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2018

УДК 378

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Виктор Иванович Коваленко, доктор педагогических наук, профессор, Ольга Александровна Соколова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Викторовна Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Губаренко, преподаватель. Белгородский государственный институт искусств и культуры

Аннотация

В статье представлен краткий теоретический анализ проблемы формирования системы профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза искусств и культуры с разной

удовлетворенностью учебной деятельностью, а также анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

Ключевые слова: ценности, профессионально-ценностные ориентации, учебная деятельность, удовлетворенность учебной деятельностью.

SATISFACTION WITH EDUCATIONAL ACTIVITY AS CONDITION OF FORMATION OF SYSTEM OF PROFESSIONAL AND VALUABLE ORIENTATIONS

OF FUTURE SPECIALIST

Victor Ivanovich Kovalenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Olga Aleksan-drovna Sokolova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Viktorovna Kovalenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Viktorovna Gubarenko, the teacher, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod

Annotation

The article presents short theoretical analysis of a problem of formation of system of professional and valuable orientations of students of higher education institution of arts and culture with different satisfaction with educational activity and also the analysis and interpretation of the received results of a research.

Keywords: values, professional and valuable orientations, educational activity, satisfaction with educational activity.

На современном этапе развития общества, в период серьезных переосмыслений содержания и форм организации высшего образования, интерес к формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов обусловлен тем, что это важнейший процесс в развитии личности при усвоении социального и учебно-профессионального опыта, необходимого для построения и реализации перспектив профессионального и карьерного роста.

Сформированная, устойчивая, непротиворечивая система профессионально-ценностных ориентаций предполагает наличие у студента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего личностного и профессионального развития, проявлению значимых качеств личности, таких как: целостность мировоззрения, преданность патриотическим идеалам и принципам, проявление воли, активная жизненная позиция. Противоречия внутри системы профессионально-ценностных ориен-таций порождают инфантилизм, доминирование внешних мотивов, а порой и сужение мо-тивационного поля.

Основываясь на результатах психолого-педагогических исследований структуры ценностных ориентаций (А.В. Серый, М.С. Яницкий), взаимосвязи их с индивидуальными и характерологическими особенностями личности (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, И. С. Кон) было выдвинуто предположение о том, что уровень сформированное™ системы профессионально-ценностных ориентаций, зависит от удовлетворенности студентов учебной деятельностью. Согласно отечественной возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, студенческий возраст совпадает с возрастным периодом юности, в котором ведущим типом деятельности является учебно-профессиональная деятельность.

Как отмечает ряд авторов (Н.Н. Акулина, В.И. Ковалев, П.М. Якобсон) отношение к учебной деятельности студентов определяется мотивационным и эмоциональным компонентами. Мотивация определяет тип поведения, позволяющего добиваться поставленных целей. Эмоции, являясь субъективными переживаниями, связанны с результатом и самим процессом достижения поставленной цели.

По мнению Л. В. Мищенко эмоциональный компонент отношения к учебной деятельности, проявляется в степени удовлетворенности деятельностью. Если рассматривать удовлетворение как эмоциональное состояние, которое возникает вслед за реализацией мотивов, то удовлетворенность представляет собой особое отношение к выполняемой деятельности.

Исследование проводилось на базе ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры». В нем приняли участие студенты II и III курсов, всего 82

человека. Целью исследования стало выявление особенностей системы профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза искусств и культуры с разной удовлетворенностью учебной деятельностью.

В процессе исследования проверялась гипотеза, о том, что система профессионально-ценностных ориентаций существенно различается у групп с разной удовлетворенностью учебной деятельностью. Для проверки гипотезы, были использованы методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», разработанная Е.Б. Фанталовой и тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности разработанный Л.В. Мищенко.

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» позволила определить иерархичность и уровень дезинтеграции в системе профессионально-ценностных ориентаций. Методика позволяет определить приоритетные жизненные сферы личности из 12 возможных, характеризующих активную, деятельную жизнь, интересную работу, любовь, материально-обеспеченную жизнь и др. [2].

Эмпирическая часть исследования проводилась в три этапа. На первом этапе определялся уровень удовлетворенности учебной деятельностью испытуемых, как интегральной характеристики отношения обучающихся к различным компонентам учебной деятельности (учебному и воспитательному процессам, избранной профессии, взаимоотношениям с сокурсниками, взаимодействию с педагогами и руководством вуза, быту, бюджету, досугу и здоровью).

Размерность проявлений удовлетворенности определялась в интервале от 0 до 4 баллов. Средний показатель по шкале общей удовлетворенности учебной деятельностью по всей группе испытуемых составил 2,76 балла, что в соответствии со стандартизованными нормами дифференциации уровней удовлетворенности, приведенных в методике Л.В. Мищенко, соответствует норме, но не позволяет студенту в полной мере раскрыть свои способности [1]. Так же это свидетельствует о наличии неудовлетворенности, возникающей в отдельных областях учебно-профессиональной деятельности. В частности, самые высокие показатели 2,85 балла наблюдаются по шкалам удовлетворенности учебным процессом и избранной профессией, что говорит об интересе, желании студентов в получении знаний, умений, приобретении навыков и стремлении реализовать их в будущей профессии. Самый низкий показатель 2,58 балла был выявлен по шкале удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом и здоровьем. Наличие такого низкого показателя дает право предположить, что именно с этой областью учебной деятельности, и связана неудовлетворенность студентов. Исходя из ответов на вопросы анкеты, студенты из-за неразрешенных бытовых проблем, связанных с материальными затруднениями, недостаточности времени для досуга и отдыха, а также подготовки к занятиям, чувствуют недостаточность сил и энергии для реализации учебных и профессиональных целей.

По шкале удовлетворенности воспитательным процессом показатель равен 2,76 балла, по шкале «удовлетворенности взаимоотношениями с однокурсниками» показатель равен 2,78 балла, по шкале удовлетворенности взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза показатель равен 2,76 балла. Это средние показатели, которые фактически не оказывают влияния на уровень удовлетворенности учебной деятельностью.

Далее удовлетворенность учебной деятельностью рассмотрим по уровням в целом по выборке.

Высокому уровню удовлетворенности учебной деятельностью соответствуют 1,2% испытуемых. Данный уровень характеризуется, как уровень благополучного обучения, а именно, студент реально оценивает баланс между своими потребностями и возможностями, как правило, не испытывает трудностей в общении с одногруппниками и педагогам и с уверенностью строит перспективу своей будущей карьеры.

Средний уровень удовлетворенности учебной деятельностью (82,9%), согласно интерпретации результатов методики, предполагает протекание учебной деятельности в

пределах нормы, но в отдельных областях учебной деятельности нарастает неудовлетворенность, связанная с нереализованностью своих ожиданий и способностей.

Низкий уровень удовлетворенности учебной деятельностью (15,9%), выявлен у студентов, чья учебная деятельность сопряжена с учебными и бытовыми трудностями. Мысль о будущей профессии вселяет неуверенность и страх, отсутствие взаимопонимания с од-ногруппниками и преподавателями усугубляют негативное отношение к учебе и будущей профессии. Как правило, такой студент без инициативен, малообщителен, недоволен учебной деятельностью, пессимистически настроен на свое будущее.

На втором этапе с помощью методики Е.Б. Фанталовой была определена иерархичность внутри системы профессионально-ценностных ориентаций и уровень ее дезинтеграции. Приоритетными жизненными сферами для студентов, как показал анализ полученных результатов, являются сферы любви, счастливой семейной жизни, материально-обеспеченной жизни, что соответствует возрастным особенностям развития личности в период юности.

Для определения уровня дезинтеграции использовался такой интегральный показатель, введенный автором методики, как «ценность» - «доступность» [2]. В соответствии с терминологией параметров методики, существенное превышение «ценности» над «доступностью», указывает на наличие «внутреннего конфликта» в жизненной сфере, и наоборот, превышение «доступности» над «ценностью», свидетельствует о «внутреннем вакууме» или, иными словами, равнодушия по отношению к данной сфере. Как показали результаты исследования, у студентов в зоне «внутреннего конфликта» оказались сферы счастливой семейной жизни, любви, материально-обеспеченной жизни. В сферах здоровья, свободы, интересной работы, наличия хороших и верных друзей, уверенности в себе, познания индекс расхождения не имеет существенного значения, а значит, не оказывает влияния на уровень дезинтеграции в системе профессионально-ценностных ориентаций.

В зоне «внутреннего вакуума» т. е. в зоне безразличия, отсутствия интереса, как ни странно, для студентов вуза культуры и искусств оказались сферы активной, деятельной жизни, красоты природы и искусства, творчества, что оказывают большое влияние на рассогласование, дезинтеграцию в системе профессионально-ценностных ориентаций студентов.

В ходе третьего этапа, производился анализ взаимосвязи показателей удовлетворенности учебной деятельностью и уровня дезинтеграции системы профессионально-ценностных ориентаций студентов. Вначале были выявлены группы с различной дезинтеграцией, согласно параметрам определения уровней, приведенных в методике: высокой (5072 балла), средней (37-49 баллов), низкой (0-36 баллов). Значения уровня дезинтеграции системы профессионально-ценностных ориентаций распределились в следующем процентном соотношении: уровень высокой дезинтеграции - 8%, уровень средней дезинтеграции - 27%, уровень низкой дезинтеграции - 65% студентов.

Соотнесение уровней дезинтеграции в системе профессионально-ценностных ори-ентаций студентов и удовлетворенности учебной деятельностью показало, что для низкого уровня дезинтеграции присущ высокий показатель удовлетворенности учебной деятельностью (ср. балл 2,9), а высокий уровень дезинтеграции имеет низкие показатели удовлетворенности учебной деятельностью (ср. балл 2,4). Выявленная тенденция характерна для всех шкал удовлетворенности учебной деятельностью.

Для подтверждения полученных данных были выявлены статистические различия путем применения непараметрического статистического критерия для нескольких независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса, по показателям системы профессионально-ценностных ориентаций студентов в зависимости от удовлетворенности их учебной деятельностью.

В сфере материально-обеспеченной жизни (ценность: Нэмп=5,681), при р<0,05, были выявлены статистически значимые различия, а именно, более значимой считают сферу материально обеспеченной жизни, студенты, обладающие низким уровнем удовлетворенности учебной деятельностью. Для студентов с высоким уровнем удовлетворенности

учебной деятельностью, значима ценность познания (состояние: Нэмп=6,592) при p<0,05.

Таким образом, в ходе исследования подтверждена гипотеза о том, что система профессионально-ценностных ориентаций студентов, будущих специалистов существенно различается у групп с разной удовлетворенностью учебной деятельностью. А также было определено значение в процессе формирования системы профессионально-ценностных ориентаций, таких критериев как иерархичность и интегрированность системы.

Полученный результат рассматривается как промежуточный, исследование будет продолжено в направлении изучения факторов и условий, оказывающих влияние на процесс формирования системы профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза искусств и культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мищенко, Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности / Л.В. Мищенко // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 3. - С. 122-128.

2. Фанталова, Е.Б. Уровень соотношения «ценность» и «доступность» в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика / Е.Б. Фанталова // Мир психологии. - 2011. - № 2 (66). - С. 228-243.

REFERENCES

1. Mishchenko, L.V. (2007), "To a problem of diagnostics of an attitude of students to educational activity", Messenger ofpractical psychology of education, No. 3, pp. 122-128.

2. Fantalova, E.B. (2011), "Ratio level "value" and "availability" in various vital spheres: psychometric research of indicators. Technique", World of psychology, No. 2 (66), pp. 228-243.

Контактная информация: ira.gubarenko@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2018

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В БЕГЕ НА 3000 МЕТРОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ СОМАТОТИПОВ

Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Владимирович Попов, Александр Юрьевич Чихачев, кандидат педагогических наук, профессор, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (ВКА), г. Санкт-Петербург; Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Вопросы физического воспитания подрастающего поколения, молодежи и студентов вузов все острее стоят перед специалистами различных областей. Распространенные подходы к дозированию физических нагрузок, базирующиеся на использовании средневозрастных нормативов, не учитывают индивидуальную и групповую вариабельность функциональных показателей. Их изменчивость обусловлена не только генетическими факторами, но и влиянием среды и образом жизни. Поэтому ряд ученых считают, что индивидуальные особенности биологического формирования организма, средовая и социальная адаптация человека требуют применения развивающих физических упражнений, адекватных адаптивным возможностям их организма.

Ключевые слова: выносливость, студенты, работоспособность, физические качества, функциональные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.