Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры'

Особенности ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ИНТЕГРАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курганский С.И., Губаренко И.В.

В статье представлен анализ и интерпритация основные полученных результатов исследования ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Курганский С.И., Губаренко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE VALUE AND SEMANTIC SPHERE IN EDUCATING STUDENTS OF THE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE

The analysis and interpretation of the main results of the research of value and semantic sphere in educating students of the Institute of arts and culture is presented in article.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

С.И. Курганский1), И.В. Губаренко2)

1,2) Белгородский государственный институт искусств и культуры 1) e-mail: rektor@bgiik.ru 2) e-mail: ira.gubarenko@yandex.ru

В статье представлен анализ и интерпритация основные полученных результатов исследования ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностно-смысловая сфера, личность студента, мотивационная направленность, уровень интегративности.

Будущая профессиональная деятельность студента требует сформированности целого ряда важных характеристик, в том числе высокоразвитой, устойчивой системы профессионально-ценностных ориентаций, сложившихся в период обучения в вузе. Как показывает практика, проблемы в процессе обучения связаны с неосознанностью и недостаточной сформированостью мотивационной и ценностно-смысловой сферы. Таким образом, исследование ценностно-смысловой сферы студентов является задачей, имеющей большое значение для повышения эффективности вузовского образования, поскольку своевременное выявление мотивов, интересов и склонностей студентов - важный прогностический аспект удовлетворенности профессией в будущем.

Осознаваемость смысла своего обучения в вузе, сформированность жизненных целей, по мнению Д.И. Фельдштейна1 являются основными задачами развития личности в юношеском возрасте и зависят от развитости системы ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами ценностно-смысловой сферы личности, определяющие ее направленность и выполняющие функции регуляторов мотивов деятельности.

1 Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. 2-е изд. М., 2008. С. 72.

В рамках нашего исследования развитость системы ценностных ориентаций мы понимаем как гармонизацию, согласованность ценностно-смысловой сферы личности.

Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры проводилось на базе ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры». В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 18 до 21 года, что соответствует возрастным границам периода юности. Ценностно-смысловая сфера в этот период выражена сензитивностью, повышенной эмоциональной и способностью к сопереживанию, развитием самосознания, поиском смысла жизни и профессиональной направленностью обусловленной учебной деятельностью.

Целью нашего исследования является выявить особенности ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры.

Для изучения ценностно-смысловой сферы личности студентов вуза искусств и культуры были выбраны методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) и «Свободный выбор ценностей», разработанные Е.Б. Фанталовой. Основной психометрической характеристикой данной методики является показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокаде основных потребностей с одной стороны, а также об уровне самореализации, интегрированности, гармонии с другой стороны.

В ходе исследования студенты были разделены по уровням формальной успешности. Формальная успешность, высчитывалась на основе среднего бала успеваемости: высокий уровень 5 - 4,4 балла, средний уровень 4,3 - 3,7 балла, низкий уровень 3,6 - 3 балла. Высокий уровень формальной успешности у 64,7% испытуемых, средний уровень - 20,7%, низкий уровень - 14,6%.

В рамках исследования нами была рассмотрена такая особенность ценностно-смысловой сферы студентов как интегративность. Для этого нами были выделены группы с разным уровнем дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере: высоким, средним, низким. Высокий уровень дезинтеграции (50 - 72 б.) имеют 7% студентов. Средний уровень дезинтеграции (37 - 49 б.) имеют 29% студентов. Низкий уровень дезинтеграции (0 - 36 б.) имеют 64% студентов.

Такое распределение по уровням дезинтеграции вполне характерно для изучаемого нами периода обучения студентов в вузе, который имеет возрастные границы периода юности. Поскольку особенностью юношеского возраста является саморефлексия, развитие самосознания, формирование личностных смыслов, то возникает определенная внутренняя напряженность, порождающая кризис. Отсутствие внутренних резервов разрешения кризиса может приводить к образованию «внутренних конфликтов» или «внутренних вакуумов».

Далее мы рассмотрели ценностно-смысловую сферу студентов на предмет выявления интегрированности и иерархичности.

Ценностно-смысловая сфера студентов представлена в виде 12 ценностных ориентаций (сфер): «Активная, деятельная жизнь», «Здоровье (физическое и психическое)», «Интересная работа», «Красота природы и искусства», «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), «Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», «Наличие хороших и верных друзей», «Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий,

сомнений)», «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)», «Свобода как независимость в поступках и действиях», «Счастливая семейная жизнь», «Творчество (возможность творческой деятельности)».

На рис. 1 представлены ценностные ориентации в зависимости от интегрального показателя «ценность» - «доступность» в целом по выборке.

11 10

9 8 7

Рис. 1. Выраженность соотношения «ценности» и «доступности» в ценностных ориентаций студентов,

в целом по выборке, ср. б. (мах = 11)

Интегральный показатель «ценность» - «доступность» в таких ценностных ориентациях как: «Здоровье (физическое и психическое здоровье)», «Интересная работа», «Наличие хороших и верных друзей», Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)», «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)», «Свобода как независимость в поступках и действиях», не имеет значительного расхождения.

Автором методики введено понятие «нейтральной зоны», когда «ценность» и «доступность» в достаточной степени совпадают, при этом внутренней дисгармонии в соответствующих сферах не наблюдается. Эти сферы представляют собой своего рода «бесконфликтную», нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают. В сферах «Активная, деятельная жизнь», «Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), «творчество (возможность творческой деятельности)» «доступность» значительно превышает «ценность», что позволяет сделать нам предположение о, том, что эти сферы находятся в зоне «внутреннего вакуума», то есть на «избыточность» присутствия чего-либо при отсутствии интереса к этому в жизни, в конкретной ситуации. Согласно терминологии параметров методики УСЦД, значительное превышение «ценности» над «доступностью» указывает на наличие «внутреннего конфликта» в той или иной жизненной сфере. В нашем исследовании у студентов вуза искусств и культуры в зоне «внутреннего конфликта» оказались сферы «Счастливая семейная жизнь», «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)».

Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что наиболее ценными и значимыми являются для студентов сферы «Любви», «Счастливой семейной жизни», «Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», актуальность их настолько велика, что достигает зоны «внутреннего конфликта», а доступными «Активная жизнь», «Наличие верных друзей», «Познание» и «Творчество».

При этом существенный разрыв между «ценностью» и «доступностью» в зоне «внутреннего вакуума» имеют ценности «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Творчество», т.е. оказывают существенное влияние на рассогласование в ценностно-смысловой сфереличности студента.

Исследования, проводимые Е.Б. Фанталовой по методике УСЦД на студентах-психологах, также показали, что у студентов в ценностном рельефе личности приоритет будет отдаваться наиболее актуальным для их возраста ценностям: «Любви», «Счастливой семейной жизни». Значение их настолько велико, что достигает зоны «внутреннего конфликта», заключающегося в значительном превышении «ценности» над «доступностью», в то время как когнитивные ценности, такие как «Красота природы и искусства», «Творчество (возможность творческой деятельности)», «Познание» не имеют для студентов в их настоящем возрастном периоде серьезного значения, отходя на задний план и составляя всовокупности зону «внутреннего вакуума», характеризующегося значительным превышением «доступности» над «ценностью».

Далее мы проанализировали особенности ценностно-смысловой сферы личности у студентов в группах с разной формальной успешностью.

С целью выявления статистических различий по показателям ценностно-смысловой сферы студентов в зависимости от их формальной успешности нами был применен непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса, представленный в табл.1.

Таблица 1.

Выраженность показателей ценностно-смысловой сферы личности студентов в группах с разной формальной успешностью

№ п/п Показатели ценностно-смысловой сферы Группы формальной успешности Н эмп.

Низкий Средний Высокий

1. Активная, деятельностная жизнь Ц 2,33 3,12 3,90 8,503**

Д 4,58 5,47 6,25 4,630

2. Наличие хороших и верных друзей Ц 8,08 6 5,53 8,730**

Д 7,42 6 6,34 2,242

3. Искренность Ц 1,67 4,59 5,58 5,497*

Д 1,42 3,82 4,81 5,842*

4. Общение Ц 3,67 1,18 0,91 7,208*

Д 3,25 0,94 0,83 7,734*

5. Общительность Ц 0,75 2,82 0,89 6,476*

Д 0,75 2,24 0,55 7,179*

6. Красота вещей Ц 2,5 0 0 17,943**

Д 1,67 0 0 17,938

7. Снисходительность к слабостям Ц 0 1 0 7,741**

других Д 0 0,47 0 7,741**

Примечание: * - р< 0,05; ** - р<0,01

В результате были выявлены статистически значимые различия по показателям ценностно-смысловой сферы студентов «Активная, деятельностная жизнь» (ценность:Нэмп=8,503), при р< 0,01 и «Искренность» (ценность: Нэмп=5,497 и доступность: Нэмп= 5,842 на достоверном уровне значимости р<0,05.

Данный результат говорит нам о том, что для студентов, имеющих высокий уровень формальной успешности будут более значимы такие ценности, как «Активная деятельная жизнь, которая для них доступна в реализации. Также статистически был подтвержденопредположение о том, что для студентов, имеющих низкий уровень формальной успешности более значимыми являются ценности: «Наличие хороших и верных друзей» (ценность:Нэмп=8,730, при р<0,01), «Красота вещей» (ценность: Нэмп=17,943, при р<0,01) и «Общение» (ценность: Нэмп=7,208 и доступность: Нэмп=7,734, при р< 0,05). Студенты, имеющие средний уровень формальной успешности более значимыми считают ценности: «Снисходительность к слабостям других» (ценность:Нэмп=7,741 и доступность: Нэмп=7,741), при р<0,01; «Общительность» (ценность: Нэмп=6,476 и доступность: Нэмп=7,179), при р< 0,05.

В целях подтверждения и уточнения иерархичности ценностно-смысловой сферы личности студентов нами еще более детально было исследовано ценностное «ядро». В него вошли такие ценности, как «Целеустремленность», «Искренность», «Доброта», «Честность», «Чувство юмора», «Дружелюбие», «Уважение к людям», «Прощение», «Понимание других людей», «Любовь», «Семья», «Работоспособность».Наиболее значимыми из них являются «Целеустремленность», «Искренность», «Доброта», «Честность», «Любовь», т.е. характерологические качества личности, и одно из самых высоких проявлений человеческих чувств, чувство любви. На доминирующие качества идеальной личности в ценностно-смысловой сфере в период юности указывал В.Г. Асеев2, что подтверждается в нашем исследовании.

Следует также отметить, что перечисленные ценности находятся в зоне «внутреннего конфликта», т.е. они значимы, но недостаточно доступны, что в свою очередь отразится на уровне дезинтеграции, рассогласованности ценностно-смысловой сферы личности, что характерно для периода внутренней напряженности, свойственному в период юности (Рис. 2).

2Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск. 1999.

ц д

Рис. 2. Выраженность показателей ядра ценностно-смысловой сферы студентов в зависимости от «ценности» и «доступности» в целом по выборке, ср. б. (iwax = 10)

Далее для более углубленного анализа ценностно-смысловой сферы, нами была рассмотрена такая характеристика как мотивационная направленность в учении.

Для изучения мотивационнойнаправленности мы применили методику изучения мотивации обучения в вузе, разработанную Т.И. Ильиной. Методика позволила выявить доминирующие мотивационные тенденции студентов вуза, а именно мотивацию на: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома».

Как показал анализ результатов, мотивационную направленность на «приобретение знаний» имеют 67% студентов, на «овладение профессией» 14,7% студентов, на «получение диплома» 18,3% студентов. Высокий процент студентов с доминированием мотивационной направленности на «Приобретение знаний» и при этом низкий показатель мотивационной направленности на «овладение профессией» говорит нам о желании учиться, получать знания, но и о дезориентации в профессиональном самоопределении, несформированности умений и навыков применить полученные знания на практике.

Доминирующей является мотивационная направленность на «приобретение знаний» (7,87 б.) (max =12,6 б.), на втором месте мотивация «получение диплома» (5,6 б.) (при максимальном значении 8,5 б.), низким показателем является мотивационная направленность «овладение профессией» (5,3 б.) (при максимальном значении 10,0 б.).

Преобладание мотива «приобретение знаний» свидетельствует о положительном отношении студентов к учебной деятельности и удовлетворенности ею, возможно, это связано с тем, что познавательный интерес в данном случае является проявлением активности, направленным на поиск и получение новой информации. Но при этом, учитывая высокий показатель по шкале «получение диплома», мы можем говорить о том, что мотив «приобретение знаний» является внешним. Низкий показатель мотива «овладение профессией» свидетельствует о неадекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею, что требует особого изучения.

У студентов, имеющих мотивационную направленность «приобретение знаний», доминируют такие ценности, как «Любовь», «Наличие верных друзей», «Познание», «Счастливая семейная жизнь» в плане ее значимости, ценности. В плане

доступности «Активная жизнь», «Наличие верных друзей», «Познание», «Творчество».

Существенное влияние на уровень дезинтеграции в зоне конфликта оказывают ценности «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», в зоне «внутреннего вакуума» «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Творчество».

У студентов, имеющих мотивационную направленность «овладение профессией» в плане ее значимости, ценности ведущими выступают такие ценности, как «Любовь», «Уверенность в себе», «Счастливая семейная жизнь», «Творчество», в плане доступности «Любовь», «Наличие верных друзей».

Уровень дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере формируют в зоне «внутреннего конфликта» такие ценности как «Здоровье», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», в зоне «внутреннего вакуума» находятся ценности «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Творчество».

У студентов, имеющих мотивационную направленность «получение диплома», доминируют такие ценности, как «Здоровье», «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь» в плане ее значимости, ценности. В плане доступности «Активная жизнь», «Наличие верных друзей», «Познание», «Творчество».

Существенное влияние на уровень дезинтеграции в зоне конфликта оказывают ценности «Здоровье», «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», в зоне «внутреннего вакуума» «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Свобода», «Творчество».

Ценности, оказавшиеся в зоне конфликта, т.е. ценности которые значимы, важны, но недостаточно доступны в жизни, объяснимы с позиции возрастного развития в период юности, но при этом настораживает, то что, ценности «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Творчество» оказались в зоне «внутреннего вакуума» т.е. они доступны, но не обладают желаемой ценностью.

Опираясь на полученные данные, мы можем сделать предположение, что, мотивационная направленность у студентов не достаточно развита, в связи с не полной осознанностью смысла своего обучения в вузе и размытостью дальнейшей перспективы для трудоустройства в рамках выбранной профессии.

Соотношение показателей мотивационной направленности студентов и уровня дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере представлено в табл. 2. Для студентов с высоким уровнем дезинтеграции характерна мотивационная направленность на «получение диплома» (ср.б. - 7,29). Студенты с низким уровнем дезинтеграции мотивированны на «приобретение знаний» и «получение профессии» (ср.б. - 9,8).

Таблица 2.

Соотношение показателей мотивационной направленности студентов и уровня дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере

№ п/п Уровни дезинтеграции ценностно-смысловой сферы Показатели мотивационной направленности студентов H эмп.

студентов Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома

1. Высокий 5,33 6,7 7,29 1,288*

2. Средний 6,5 5,83 4,98 1,257*

3. Низкий 9,8 8,6 5,12 1,267*

Примечание: * - р< 0,05; ** - р<0,01

С целью выявления статистических различий по уровням дезинтеграции ценностно-смысловой сферы студентов в зависимости от их мотивационной направленности нами был применен непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса. В результате были выявлены статистически значимые различия по показателям уровня дезинтеграции «высокий» (Нэмп=1,288), при р<0,01, и «средний» (Нэмп=1,257) при р<0,01, «низкий» (Нэмп=1,267) при р<0,01.

Данный результат говорит нам о том, что чем ниже уровень дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере, тем выражение мотивационная направленность на «приобретение знаний» и «овладение профессией» и чем выше уровень дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере, тем выражение мотивационная направленность на «получение диплома».

Таким образом, исследование ценностно-смысловой сферы показало наличие в ней таких характеристик как иерархичность и интегративность. Обоснованием иерархии в ценностно-смысловой сфере личности студента служит ценностное «ядро», в котором доминирующими являются ценности характеризующие качества идеальной личности, такие как «Целеустремленность», «Доброта», а также чувство «Любовь» и «Счастливая семейная жизнь».

Полученный результат рассматриваются нами в качестве промежуточного, исследование ценностно-смысловой сферы студентов вуза культуры и искусств, будет продолжено в направлении дифференцированного изучения факторов и условий, оказывающих влияние на процесс формирования системы профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов.

Список литературы

1. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1999.

2. Фанталова Е.Б. Уровень соотношения «ценность» и «доступность» в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика // Мир психологии. Научно-методологический журнал № 2 (66). - М., 2011.

3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - 2-е изд. - М.: Московский психо лого-социальный институт: Флинта, 2008.

FEATURES OF THE VALUE AND SEMANTIC SPHERE IN EDUCATING STUDENTS OF THE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE

S.I. Kurganskiy1), IV. Gubarenko2)

1,2) Belgorod State Institute of Arts and Сulture 1) e-mail: rektor@bgiik.ru 2) e-mail: ira.gubarenko@yandex.ru

The analysis and interpretation of the main results of the research of value and semantic sphere in educating students of the Institute of arts and culture is presented in article.

Keywords: value orientations, value and semantic sphere, personality of student, motivational orientation, integrity level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.