Научная статья на тему 'Взаимосвязь удовлетворенности учебной деятельностью и правосознания студентов педагогического вуза'

Взаимосвязь удовлетворенности учебной деятельностью и правосознания студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СТРУКТУРА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБОЙ / SENSE OF JUSTICE / SATISFACTION EDUCATIONAL ACTIVITY / STRUCTURE OF SATISFACTION STUDY / ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиньковская Светлана Михайловна, Муслумов Рустам Рафикович

Формирование правосознания студентов обусловлено не только объективными факторами, но и субъективными, среди которых существенное значение имеет удовлетворенность учебой. В статье дан анализ удовлетворенности студентов учебной деятельностью, показана взаимосвязь удовлетворенности с уровнем правосознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиньковская Светлана Михайловна, Муслумов Рустам Рафикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of satisfaction educational activity and sense of justice of students of pedagogical high school1The Ural state pedagogical university

Formation of sense of justice of students is caused not only objective factors, but also subjective among which essential value has satisfaction study. In article the analysis of satisfaction of students is given by educational activity and its interrelation with levels of sense of justice of students is shown.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь удовлетворенности учебной деятельностью и правосознания студентов педагогического вуза»

ВЗАИМОСВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

С.М. Зиньковская

Кафедра психологии Уральский государственный педагогический университет пр. Космонавтов, 26, Екатеринбург, Россия, 620017

Р.Р. Муслумов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» ул. Архангельского, 58, Шадринск, Курганская обл., Россия, 641800

Формирование правосознания студентов обусловлено не только объективными факторами, но и субъективными, среди которых существенное значение имеет удовлетворенность учебой. В статье дан анализ удовлетворенности студентов учебной деятельностью, показана взаимосвязь удовлетворенности с уровнем правосознания студентов.

Ключевые слова: правосознание, удовлетворенность учебной деятельностью, структура удовлетворенности учебой.

Демократизация, рыночная экономика, изменение целей образования выдвигают повышенные требования к правосознанию будущих учителей. От уровня правосознания зависит их социально-правовая активность, готовность к участию в укреплении законности и правопорядка. Необходимость изучения правосознания определяется также целями развития духовного мира студентов, так как правовая воспитанность является важнейшей составляющей культуры педагога. Кроме того, учитель, выступая важнейшим субъектом образовательных отношений, играет весьма важную роль в правовой социализации подрастающего поколения.

Природу, сущность сознания рассматривают философы, юристы, социологи, политологи, психологи, педагоги и культурологи. В рамках различных научных дисциплин правосознание анализируется в разных ракурсах, под разными углами зрения. Каждая из научных дисциплин разрабатывает свой круг проблем правосознания, использует соответствующие теории, приемы и средства, методы анализа и объяснения. Однако и по сей день отсутствует достаточно четкое определение понятия «правовое сознание». В своем исследовании мы исходим из следующего определения правосознания: правовое сознание — одна из форм общественного сознания, отражающая общественные отношения, которые регулируются нормами права; оно представляет собой систему знаний, оценок, установок, настроений, чувств и т.п., выражающих отношение индивидов, социальных групп и общества к праву действовавшему, действующему и желаемому.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Шадринского государственного педагогического института. Обследовано 360 человек, по 120 человек с первого, третьего и пятого курсов. При сборе эмпирического материала для ха-

рактеристики правосознания студентов использовались различные диагностические методы: тестирование, анкетирование, наблюдение, формализованное и глубинное интервью, оценка понятийного аппарата, метод кратких юридических казусов, анализ документов (учебных оценок, текущей аттестации, характеристик), учет мнений преподавателей. Для исследования эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной деятельности использовался тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью (УУД) Л.В. Мищенко [2]. В опроснике кроме основной (суммарной) шкалы удовлетворенности учебной деятельностью выделены следующие субшкалы удовлетворенности: 1) содержанием учебного процесса; 2) воспитательным процессом; 3) избранной профессией, 4) взаимоотношением с однокурсниками; 5) взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза; 6) бытом, бюджетом, досугом, здоровьем. Степень удовлетворенности учебной деятельностью оценивалась в такой градации: неудовлетворительная, низкая, средняя и высокая.

Исследование удовлетворенности студентов учебной деятельностью по методике Л.В. Мищенко позволило получить следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Степень удовлетворенности студентов (п = 360) учебной деятельностью по курсам (%)

Шкала удовлетво- ренности I курс | III курс | V курс

Степень общей удовлетворенности учебной деятельностью

неудов- летво- ритель- ный низ- кий сред- ний высо- кий неудов- летво- ритель- ный низ- кий сред ний высо- кий неудов- летво- ритель- ный низ- кий сред ний вы- со- кий

Общая удовлетворенность учебной деятельностью 11,7 30,8 43,3 14,2 11,7 25,8 46,7 15,8 8,3 15,8 52,5 23,3

Содержанием учебного процесса 17,5 45,0 24,2 13,3 16,7 35,8 26,7 20,8 6,7 20,8 40,8 31,7

Воспита- тельным процессом 11,7 18,3 49,2 20,8 10,0 14,2 56,7 19,2 6,7 8,3 68,3 16,7

Избранной профессией 8,3 35,8 35,8 20,0 10,8 30,8 37,5 20,8 10,0 31,7 36,7 21,7

Взаимоотношением с однокурсниками 13,3 29,2 45,8 11,7 10,0 15,8 55,8 18,3 6,7 10,0 67,5 15,8

Взаимоотношениями с преподавателями и руководителя-ми факультета, ВУЗа 9,2 16,7 65,0 9,2 11,7 19,2 60,8 8,3 8,3 13,3 63,3 15,0

Бытом, бюджетом, досугом, здоровьем 13,3 38,3 39,2 9,2 13,3 36,7 40,8 9,2 8,3 14,2 41,7 35,8

Как свидетельствуют полученные данные, в процессе обучения в вузе количество студентов, не удовлетворенных содержанием учебного процесса, сократилась в 2,6 раза, а количество студентов с высокой удовлетворенностью возросло почти в 2 раза. Пятикурсники в отличие от студентов третьего курса, а тем более от первокурсников значительно чаще высказывают удовлетворенность тем, что учебная деятельность в институте позволяет сформировать важные и необходимые профессиональные качества, коммуникативную компетентность, развивает самостоятельность. При тестировании многие студенты отметили, что большинство преподавателей используют богатый арсенал методов, форм и способов обучения в сочетании с высокой методичностью обучения.

С первого по пятый курс возросло количество студентов (с 70% до 85%), высказывающих удовлетворенность воспитательным процессом. Студенты отмечают, что на факультете и в вузе проводятся мероприятия, способствующие реализации задач адаптации первокурсников, предупреждения правонарушений, борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, развивается самоуправление, вовлекая студентов в активную управленческую деятельность. В то же время почти каждый третий студент отметил, что в вузе проводится мало мероприятий, которые способствуют развитию таких качеств, как душевная теплота, сострадание, любовь к ближнему, доброта и милосердие.

Показатели шкалы удовлетворенности избранной профессией свидетельствуют, что значительная часть студентов (почти каждый второй) после окончания вуза не собирается работать в сфере образования. Подавляющее большинство студентов не удовлетворяет уровень заработной платы учителя. В процессе обучения в вузе удовлетворенность избранной профессией мало изменяется: если на первом курсе средняя и высокая удовлетворенность избранной профессией составила 55,8%, то на пятом курсе 58,4%.

Результаты тестирования показывают, что средняя и высокая удовлетворенность студентов взаимоотношением с однокурсниками в процессе обучения в вузе возросла с 57,5% на первом курсе до 83,3% на пятом курсе. В то же время 13,3% студентов первого курса, 10,8% студентов второго курса и 6,7% студентов пятого курса высказали неудовлетворенность отношениями с однокурсниками.

По данным тестирования более 60% студентов высказывают среднюю удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза. Большинство студентов считает, что руководство института и факультета постоянно заботится об улучшении условий учебной деятельности. Одновременно 9,2% первокурсников, 11,7% третьекурсников и 8,3% пятикурсников выразили неудовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета и вуза. У этих студентов не сложились хорошие отношения с преподавателями, они считают, что преподаватели далеко не всегда ведут себя тактично и терпеливо, но всегда могут оценить внутреннее состояние студента.

Данные субшкалы удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем свидетельствуют, что в ответах студентов преобладает средняя удовлетворенность. В то же время 13,3% студентов на первом и на третьем курсах, 8,3% на пятом курсе не удовлетворяют быт, бюджет, состояние здоровья.

Исследование показало, что степень общей удовлетворенности студентов учебной деятельностью в процессе обучения в вузе возрастает. Обращает на себя внимание и тот факт, что одни и те же условия учебной деятельности могут оцениваться студентами как удовлетворительные или неудовлетворительные не только в силу индивидуальных особенностей студентов, но и вследствие их различных ценностных ориентаций.

Исследование правосознания и удовлетворенности учебной деятельности студентов позволяет выявить их связь (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение между уровнем удовлетворенности учебной деятельностью и уровнем правосознания студентов (п = 360)

Степень общей удовлетворенности учебной деятельностью Уровень правосознания Итого

низкий средний высокий

человек % человек % человек % человек %

Неудовлетворительная 27 71,1 11 28,9 0 0,0 38 100

Низкая 35 50,0 24 34,3 11 15,7 70 100

Средняя 6 3,5 129 75,4 36 21,1 171 100

Высокая 2 2,5 20 24,7 59 72,8 81 100

Итого 70 184 106 360

Полученные данные свидетельствуют, что среди студентов с высоким уровнем удовлетворенности учебной деятельностью 72,8% студентов имеют высокий уровень правосознания, 24,7% средний, и лишь 2,5% (всего два человека) имеют низкий уровень правосознания. Большинство студентов со средним уровнем удовлетворенности учебной деятельностью (75,4%) имеют средний уровень правосознания, 21,1% имеют высокий уровень правосознания, и лишь 3,5% студентов имеют низкий уровень правосознания. Половина студентов с низкой степенью удовлетворенности учебной деятельности имеют низкий уровень правосознания, 43,4% студентов — средний уровень правосознания. Лишь несколько студентов с неудовлетворительным уровнем (11 человек) имеют средний уровень правосознания, а остальные (27 человек) — низкий уровень правосознания.

Для обоснования влияния степени удовлетворенности учебной деятельностью на уровне правосознания студентов использовался критерий хи-квадрат. Применение критерия хи-квадрат основывалось на использовании так называемых многопольных таблиц и осуществлялось по соответствующим формулам [3. С. 152]. Полученный хЭмп = 203,182, что значимо на уровне р < 0,01 (х^, = 16,812 для

р < 0,01), следовательно, уровень удовлетворенности учебной деятельности оказывает прямое влияние на уровень правового сознания студентов. Для определения степени взаимосвязи изучаемых показателей использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. Эмпирический показатель коэффициента корреляции равен 0,502, что является значимым на уровне р < 0,01, т.е. выражена положительная линейная корреляционная связь между уровнем удовлетворенности учебной деятельностью и уровнем правосознания студентов.

Исследование влияния и связи удовлетворенности учебной деятельностью и правосознания студентов позволяет сделать вывод, что в системе факторов, спо-

собствующих прогрессивному развитию правового сознания, роль удовлетворенности учебой студентов значительна. В выборке прослеживается основная тенденция: чем выше уровень удовлетворенности учебой, тем выше уровень правосознания. Данное исследование позволяет характеризовать также и внешние (объективные) психолого-педагогические условия развития правосознания студентов, разумеется, с некоторой степенью субъективности, так как они рассматривались через эмоционально-оценочное отношение студентов. Для устранения выявленных негативных тенденций нужны как постоянные образовательные и воспитательные усилия, так и меры социально-экономического, организационного и правового порядка на уровне всего общества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Спасский А.С. Структура удовлетворенности учебой студента вуза // Инновации в образовании. — 2002. — № 1. — С. 50—58.

[2] Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. — 2007. — № 3. — С. 122—128.

[3] Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. — 2-е изд., испр. — М.: Изд-во Московского психолого-педагогического института: Флинта, 2003.

INTERRELATION OF SATISFACTION EDUCATIONAL ACTIVITY AND SENSE OF JUSTICE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

S.M. Szinkovskaya

Psychology chair The Ural state pedagogical university

Cosmonauts ave., 26, Ekaterinburg, Russia, 620017

R.R. Muslumov

The comprehensive school № 2

Arkhangelskogo str., 58, Shadrinsk, Kurgan region, Russia, 641800

Formation of sense of justice of students is caused not only objective factors, but also subjective among which essential value has satisfaction study. In article the analysis of satisfaction of students is given by educational activity and its interrelation with levels of sense of justice of students is shown.

Key words: sense of justice, satisfaction educational activity, structure of satisfaction study, adaptation to the educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.