УДК 338.465.4
Н. Ю. БАБАНОВ, Н. С. БАТОВА
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НА ПРИМЕРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ГБОУ ВПО НГИЭИ
Ключевые слова: потребитель, анкетирование, студент, удовлетворенность, вуз, факультет.
Аннотация. В статье рассмотрена степень удовлетворенности студентов инженерного факультета в ГБОУ ВПО НГИЭИ образовательными услугами.
Успех в управлении учебной деятельностью, как отдельных кафедр, так и вузов в целом, определяется как наличием информации о состоянии современного рынка высшего образования, так и знанием особенностей контингента обучающихся в ВУЗе. От наличия такой информации зависит эффективность вузовской системы менеджмента качества, которая, в свою очередь, определяется регулярностью, точностью и валидностью измерений основных параметров качества научно-образовательных процессов. Это требует подбора надежных методов, в том числе статистических, для создания в вузе комплексной системы планирования и осуществления мониторинга, которая включала бы систематический сбор, анализ и оценку всех компонентов образовательной, научно-исследовательской, консультационной и других видов деятельности, которыми может заниматься вуз.
Удовлетворённость потребителей - понимать их потребности, стремиться удовлетворить их запросы сейчас и в будущем.
Потребителями вуза являются студенты, работодатели, государство. Для работодателя качество образования - это принятие на работу специалиста с высоким уровнем подготовки; для государства, качество образования - это повышение подготовки высококвалифицированных специалистов, способствующих социально - экономическому росту страны; для студента качество образования служит представление профессионального и личностного развития.
© Бабанов Н. Ю., Батова Н. С.
В марте 2011 года нами было проведено исследование «Уровень удовлетворенности студентов образовательными услугами на инженерном факультете ГБОУ ВПО НГИЭИ».
Цель исследования - выявить удовлетворенность студентов 3 курса инженерного факультета НГИЭИ качеством образовательных услуг.
Метод исследования - анкетирование, в котором участвовало 52 студента.
Анкеты содержали 2 блока вопросов. Первый блок вопросов содержал информацию о студентах, второй блок - «голоса» потребителей относительно требований к услуге.
Информация о студентах представлена на рисунках 1,2,3.
100
■ 1 > ° ш ш%
1 1 Да Нет Рисунок 1 - Совмещение работы с Иногда учебой
Связана ли ваша учеба с получаемой специальностью
100
80 1
60
1%
20
^а, связана Не очень связана Никак не связана
Рисунок 2 - Процент студентов, работающих по специальности
Удовлетворены ли вы в целом своей студенческой жизнью?
40
30
20
10
0
ш
о и
4 <и
о Е
& 5
5 ч
Ьй Q3
о
о
03
н
03
о
п
►А
А 2 -
І ^ И н
^ о «
& S
%
Рисунок 3 - Процент удовлетворенных и неудовлетвореннных студентов студенческой жизнью
Рисунок 4 - Престижность обучения в ГБОУ ВПО НГИЭИ
Почему вы выбрали ГБОУ ВПО НГИЭИ?
30
25
20
15
10
5
0
%
Здесь дают хорошее образование Он ближе других расположен к дому Знакомые посоветовали Учатся знакомые, родственники Слышал о нем много хорошего А
7 26 22 26 4
Другое
15
Рисунок 5 - Процент студентов, выбравших НГИЭИ
5
Как вы считаете имеется ли в ГБОУ ВПО НГИЭИ:
М В полной мере % У Частично %
- Отсутствует %
* Затрудняюсь
ответить %
Хорошие Хорошие Хорошие Хорошие Возможности Возможности
условия для условия для условия для условия для для занятий для занятий проведения самостоятельной занятий проведения художественным научным
учебных занятий работы физкультурой и досуга творчеством творчеством
спортом
Рисунок 6 - Условия осуществления образовательной деятельности
Образовательный процесс в институте в первую очередь включает в себя работу преподавателей кафедр, поэтому одними из главных характеристик оценки качества образовательных услуг являются нижеперечисленные параметры (рисунок 7).
Анализ данных по взаимоотношениям между потребителями и сотрудниками института показал положительную динамику, 74 % студентов считают, что отношение между преподавателями и студентами в учебное время скорее доброжелательные, чем недоброжелательные, 52 % студентов считают, что отношения между преподавателями и студентами во внеучебное время доброжелательные.
- Между студентами м Между преподавателями
и Между преподавателями и студентами (в учебном процессе) и Между студентами и администрацией
м Между студентами и другими сотрудниками института (методистами, лаборантами, библиотекарями, комендантами и т.д.)
0 0
М7
0
Доброжелательные %
Недоброжелательные % Затрудняюсь ответить
Скорее Скорее
доброжелательные, чем недоброжелательные, недоброжелательные % чем доброжелательные
%
Рисунок 7 - Отношения между сотрудниками вуза и студентами
Положительные результаты были получены при оценке профессионального уровня преподавателей (рисунок 8). Высокий профессиональный уровень показывают преподаватели общегуманитарных и социально-экономических дисциплин - 63 %, естественнонаучных дисциплин - 67 %, дисциплин специальности и специализаций - 48 %. Средний профессиональный уровень показывают преподаватели общепрофессиональных дисциплин - 64 %.
М Общегуманитарных и социальноэкономических дисциплин (философия, психология, ин. яз и т.п.)
^ Естественнонаучных дисциплин (математика, информатика)
у Общепрофессиональных дисциплин (экон. теория, менеджмент, сопромат, инженерная графика и т.п.)
У Дисциплин специальности и специализаций
Высокий % Средний %
Низкий % Очень низкий Затрудняюсь % ответить %
Рисунок 8 - Оценка профессионального уровня преподавателей
Потребителей института просили оценить по пятибалльной шкале удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса (рисунок 9). Высокий процент показали лекторы всех циклов дисциплин, получив оценку «хорошо», 26 % студентов считают, что общепрофессиональные дисциплины заслуживают отметку «удовлетворительно», стоит задуматься над полученным результатом, так как и в предыдущем вопросе, преподаватели общепрофессиональных дисциплин получили невысокие показатели.
■ общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
■ естественно-научных и математических дисциплин
□ общепрофессиональных дисциплин
■ дисциплин специальности и специализаций
Оценка лекций по 5-тибальной шкале
Рисунок 9 - Оценка профессионального уровня преподавателей
на лекции
Так же студентов просили оценить удовлетворенность преподавания практических и семинарских занятий по циклам дисциплин (рисунок 10). Высокие оценки получили преподаватели естественнонаучных дисциплин, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.
■ общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
■ естественно-научных и математических дисциплин
Е о бще п рофессион ал ьн ых дисциплин
іплин специальности и специализаций
Практики/Семинары Рисунок 10 - Оценка профессионального уровня преподавателей на лабораторно-практических занятиях
Студенты отметили достаточное количество экземпляров учебной литературы и программ по циклам дисциплин, как показано на рисунке 11, но при этом индекс удовлетворенности составил 29,5 %,
что означает необходимость работы в данном направлении для
изменения ситуации.
Рисунок 11- Оценка обеспеченности программами и учебниками
Почти все наименования материально-технической базы лишь частично удовлетворяют студентов ГБОУ ВПО НГИЭИ, очень много студентов указали на минимальное количество мест в читальном зале и что иногда его используют в качестве учебной аудитории (рисунок 12).
60%
50%
40%
30%
20%
10%
ІІІІІІ
ІПНІІ ■ 1
ито Наличие необходимой научной литературы в библиотеке Наличие компьютеров, используемых в учебном процессе Количество мест в читальном зале Наличие учебного и научного оборудования Наличие лабораторий и специализиро ванных аудиторий Наличие спортивного оборудования
■ Вполне удовлетворяет 33% 22% 37% 18% 18% 22%
1 Частично удовлетворяет т 48% 26% 48% 41% 37%
■ Не удовлетворяет т 26% 15% 33% 33% 30%
■ Затрудняюсь ответить і% 3% 15% 0% 7% 11%
Рисунок 12 - Удовлетворенность материальной базой НГИЭИ К сожалению, очень высок процент студентов, неудовлетворенных студенческой жизнью, а так же не радует мнение студентов о том, что в НГИЭИ не престижно обучаться (Рисунок 13).
80
Удовлетворен % й Не удовлетворен % Затрудняюсь ответить %
Организацией Бытовыми Организацией Организацией учебного условиями свободного питания процесса проживания времени
Рисунок 13 - Степень удовлетворенности студентов различными сторонами образовательного процеса
Не оставляют без внимания участие студентов во внутривузов-ских мероприятиях (рисунке 14).
Да ■ Нет
100%
В студенческих В организации В организации В политических В спортивных В заседаниях В субботниках научных праздников, дискотек акциях, соревнованиях студенческого
конференциях вечеров митингах совета
Рисунок 14 - Участие студентов во внутривузовских мероприятиях
Таким образом, по многим параметрам наблюдается положительная динамика, что говорит о существующей эффективной работе по оптимизации проблемных, с точки зрения студентов, направлений. В последующих опросах стоит сконцентрировать внимание на работе отдельных подразделений института, напрямую влияющих на образовательный процесс: деканаты, кафедры, преподавательский состав, обратить внимание на материально-техническое обеспечение аудиторий.
Также тестирование показало, что у нас имеются проблемы в организации образовательного процесса: перегруженность аудиторными часами, неграмотное составление расписания - 100 %. Так же при увеличении доли самостоятельной работы, по мнению студентов, должен быть улучшен доступ к сети интернет - 63 %.
Студенты неудовлетворенны:
-преподаванием некоторых предметов - 30 %
-высокими ценами в студенческом буфете - 44 %
-послевузовским трудоустройством по специальности - 60 %
Когда возникают проблемы, студенты, в первую очередь, обращаются:
• к родителям и родственникам - 55 %
• к друзьям однокурсникам - 92 %
• к куратору группы - 0 %
• к преподавателям - 11 %
Какие дисциплины вы хотели бы изучать глубже?
метрология, стандартизация и сертификация, химия, физика, математика, иностранный язык, тракторы и автомобили, детали машин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанов Н. Ю., Батова Н. С. Влияние Болонской системы на управление качеством образования в ВУЗЕ/ Н. Ю. Бабанов, Н. С. Батова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции,
г. Ижевск, 27-29 апреля. 2011г. С. 345-349.
2. Бабанов Н. Ю., Батова Н. С. Вуз как организация, выпускающая конкурентоспособную «продукцию»/ Н. Ю. Бабанов, Н. С. Батова // Материалы международной научно-практической конференции
г. Курск, 2011г. С. 21-27.
3. Бабанов Н. Ю., Батова Н. С. Особенности вуза как субъекта предпринимательской деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений/ Н. Ю. Бабанов, Н. С. Батова // Материалы меж-
дународной заочной научной конференции, г. Москва, апрель 2011г. С. 76-80.
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. «Основные положения и словарь».
5. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. «Требования».
6. Носырева А. Н. Анкетирование студентов как один из инструментов повышения качества образовательного процесса / А. Н. Носырева // Научно - методический и информационный журнал «Стандарты и мониторинг в образовании». г. Москва, 2011 г. С 36.
SATISFACTION OF STUDENTS EDUCATIONAL SERVICES ON THE EXAMPLE OF ENGINEERING FACULTY OF GBOU VPO NGIEI
Keywords: necessity, poll, student, satisfaction, high professional institution, faculty.
The summary: In the article the level of students' satisfaction of engineering faculty by educational services is considered.
БАБАНОВ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ - кандидат технических наук, доцент, проректор по научной работе НГТУ им. Алексеева Р.Е., ([email protected]).
БАТОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - преподаватель кафедры тракторы и автомобили, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино,
BABANOV NIKOLAY YUR'EVICH - the candidate of technical sciences, the docent, the prorector of scientific work NGTU by Alekseev, ([email protected]).
BATOVA NATALIYA SERGEEVNA - the teacher of the chair Tractors and cars, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, (nata [email protected]).________________