Научная статья на тему 'Удовлетворенность студентов образовательными услугами на примере инженерного факультета ГБОУ ВПО НГИЭИ'

Удовлетворенность студентов образовательными услугами на примере инженерного факультета ГБОУ ВПО НГИЭИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ВУЗ / ФАКУЛЬТЕТ / NECESSITY / POLL / STUDENT / SATISFACTION / HIGH PROFESSIONAL INSTITUTION / FACULTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанов Николай Юрьевич, Батова Наталья Сергеевна

В статье рассмотрена степень удовлетворенности студентов инженерного факультета в ГБОУ ВПО НГИЭИ образовательными услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабанов Николай Юрьевич, Батова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF STUDENTS EDUCATIONAL SERVICES ON THE EXAMPLE OF ENGINEERING FACULTY OF GBOU VPO NGIEI

In the article the level of students` satisfaction of engineering faculty by educational services is considered.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность студентов образовательными услугами на примере инженерного факультета ГБОУ ВПО НГИЭИ»

УДК 338.465.4

Н. Ю. БАБАНОВ, Н. С. БАТОВА

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НА ПРИМЕРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ГБОУ ВПО НГИЭИ

Ключевые слова: потребитель, анкетирование, студент, удовлетворенность, вуз, факультет.

Аннотация. В статье рассмотрена степень удовлетворенности студентов инженерного факультета в ГБОУ ВПО НГИЭИ образовательными услугами.

Успех в управлении учебной деятельностью, как отдельных кафедр, так и вузов в целом, определяется как наличием информации о состоянии современного рынка высшего образования, так и знанием особенностей контингента обучающихся в ВУЗе. От наличия такой информации зависит эффективность вузовской системы менеджмента качества, которая, в свою очередь, определяется регулярностью, точностью и валидностью измерений основных параметров качества научно-образовательных процессов. Это требует подбора надежных методов, в том числе статистических, для создания в вузе комплексной системы планирования и осуществления мониторинга, которая включала бы систематический сбор, анализ и оценку всех компонентов образовательной, научно-исследовательской, консультационной и других видов деятельности, которыми может заниматься вуз.

Удовлетворённость потребителей - понимать их потребности, стремиться удовлетворить их запросы сейчас и в будущем.

Потребителями вуза являются студенты, работодатели, государство. Для работодателя качество образования - это принятие на работу специалиста с высоким уровнем подготовки; для государства, качество образования - это повышение подготовки высококвалифицированных специалистов, способствующих социально - экономическому росту страны; для студента качество образования служит представление профессионального и личностного развития.

© Бабанов Н. Ю., Батова Н. С.

В марте 2011 года нами было проведено исследование «Уровень удовлетворенности студентов образовательными услугами на инженерном факультете ГБОУ ВПО НГИЭИ».

Цель исследования - выявить удовлетворенность студентов 3 курса инженерного факультета НГИЭИ качеством образовательных услуг.

Метод исследования - анкетирование, в котором участвовало 52 студента.

Анкеты содержали 2 блока вопросов. Первый блок вопросов содержал информацию о студентах, второй блок - «голоса» потребителей относительно требований к услуге.

Информация о студентах представлена на рисунках 1,2,3.

100

■ 1 > ° ш ш%

1 1 Да Нет Рисунок 1 - Совмещение работы с Иногда учебой

Связана ли ваша учеба с получаемой специальностью

100

80 1

60

1%

20

^а, связана Не очень связана Никак не связана

Рисунок 2 - Процент студентов, работающих по специальности

Удовлетворены ли вы в целом своей студенческой жизнью?

40

30

20

10

0

ш

о и

4 <и

о Е

& 5

5 ч

Ьй Q3

о

о

03

н

03

о

п

►А

А 2 -

І ^ И н

^ о «

& S

%

Рисунок 3 - Процент удовлетворенных и неудовлетвореннных студентов студенческой жизнью

Рисунок 4 - Престижность обучения в ГБОУ ВПО НГИЭИ

Почему вы выбрали ГБОУ ВПО НГИЭИ?

30

25

20

15

10

5

0

%

Здесь дают хорошее образование Он ближе других расположен к дому Знакомые посоветовали Учатся знакомые, родственники Слышал о нем много хорошего А

7 26 22 26 4

Другое

15

Рисунок 5 - Процент студентов, выбравших НГИЭИ

5

Как вы считаете имеется ли в ГБОУ ВПО НГИЭИ:

М В полной мере % У Частично %

- Отсутствует %

* Затрудняюсь

ответить %

Хорошие Хорошие Хорошие Хорошие Возможности Возможности

условия для условия для условия для условия для для занятий для занятий проведения самостоятельной занятий проведения художественным научным

учебных занятий работы физкультурой и досуга творчеством творчеством

спортом

Рисунок 6 - Условия осуществления образовательной деятельности

Образовательный процесс в институте в первую очередь включает в себя работу преподавателей кафедр, поэтому одними из главных характеристик оценки качества образовательных услуг являются нижеперечисленные параметры (рисунок 7).

Анализ данных по взаимоотношениям между потребителями и сотрудниками института показал положительную динамику, 74 % студентов считают, что отношение между преподавателями и студентами в учебное время скорее доброжелательные, чем недоброжелательные, 52 % студентов считают, что отношения между преподавателями и студентами во внеучебное время доброжелательные.

- Между студентами м Между преподавателями

и Между преподавателями и студентами (в учебном процессе) и Между студентами и администрацией

м Между студентами и другими сотрудниками института (методистами, лаборантами, библиотекарями, комендантами и т.д.)

0 0

М7

0

Доброжелательные %

Недоброжелательные % Затрудняюсь ответить

Скорее Скорее

доброжелательные, чем недоброжелательные, недоброжелательные % чем доброжелательные

%

Рисунок 7 - Отношения между сотрудниками вуза и студентами

Положительные результаты были получены при оценке профессионального уровня преподавателей (рисунок 8). Высокий профессиональный уровень показывают преподаватели общегуманитарных и социально-экономических дисциплин - 63 %, естественнонаучных дисциплин - 67 %, дисциплин специальности и специализаций - 48 %. Средний профессиональный уровень показывают преподаватели общепрофессиональных дисциплин - 64 %.

М Общегуманитарных и социальноэкономических дисциплин (философия, психология, ин. яз и т.п.)

^ Естественнонаучных дисциплин (математика, информатика)

у Общепрофессиональных дисциплин (экон. теория, менеджмент, сопромат, инженерная графика и т.п.)

У Дисциплин специальности и специализаций

Высокий % Средний %

Низкий % Очень низкий Затрудняюсь % ответить %

Рисунок 8 - Оценка профессионального уровня преподавателей

Потребителей института просили оценить по пятибалльной шкале удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса (рисунок 9). Высокий процент показали лекторы всех циклов дисциплин, получив оценку «хорошо», 26 % студентов считают, что общепрофессиональные дисциплины заслуживают отметку «удовлетворительно», стоит задуматься над полученным результатом, так как и в предыдущем вопросе, преподаватели общепрофессиональных дисциплин получили невысокие показатели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

■ естественно-научных и математических дисциплин

□ общепрофессиональных дисциплин

■ дисциплин специальности и специализаций

Оценка лекций по 5-тибальной шкале

Рисунок 9 - Оценка профессионального уровня преподавателей

на лекции

Так же студентов просили оценить удовлетворенность преподавания практических и семинарских занятий по циклам дисциплин (рисунок 10). Высокие оценки получили преподаватели естественнонаучных дисциплин, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.

■ общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

■ естественно-научных и математических дисциплин

Е о бще п рофессион ал ьн ых дисциплин

іплин специальности и специализаций

Практики/Семинары Рисунок 10 - Оценка профессионального уровня преподавателей на лабораторно-практических занятиях

Студенты отметили достаточное количество экземпляров учебной литературы и программ по циклам дисциплин, как показано на рисунке 11, но при этом индекс удовлетворенности составил 29,5 %,

что означает необходимость работы в данном направлении для

изменения ситуации.

Рисунок 11- Оценка обеспеченности программами и учебниками

Почти все наименования материально-технической базы лишь частично удовлетворяют студентов ГБОУ ВПО НГИЭИ, очень много студентов указали на минимальное количество мест в читальном зале и что иногда его используют в качестве учебной аудитории (рисунок 12).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

ІІІІІІ

ІПНІІ ■ 1

ито Наличие необходимой научной литературы в библиотеке Наличие компьютеров, используемых в учебном процессе Количество мест в читальном зале Наличие учебного и научного оборудования Наличие лабораторий и специализиро ванных аудиторий Наличие спортивного оборудования

■ Вполне удовлетворяет 33% 22% 37% 18% 18% 22%

1 Частично удовлетворяет т 48% 26% 48% 41% 37%

■ Не удовлетворяет т 26% 15% 33% 33% 30%

■ Затрудняюсь ответить і% 3% 15% 0% 7% 11%

Рисунок 12 - Удовлетворенность материальной базой НГИЭИ К сожалению, очень высок процент студентов, неудовлетворенных студенческой жизнью, а так же не радует мнение студентов о том, что в НГИЭИ не престижно обучаться (Рисунок 13).

80

Удовлетворен % й Не удовлетворен % Затрудняюсь ответить %

Организацией Бытовыми Организацией Организацией учебного условиями свободного питания процесса проживания времени

Рисунок 13 - Степень удовлетворенности студентов различными сторонами образовательного процеса

Не оставляют без внимания участие студентов во внутривузов-ских мероприятиях (рисунке 14).

Да ■ Нет

100%

В студенческих В организации В организации В политических В спортивных В заседаниях В субботниках научных праздников, дискотек акциях, соревнованиях студенческого

конференциях вечеров митингах совета

Рисунок 14 - Участие студентов во внутривузовских мероприятиях

Таким образом, по многим параметрам наблюдается положительная динамика, что говорит о существующей эффективной работе по оптимизации проблемных, с точки зрения студентов, направлений. В последующих опросах стоит сконцентрировать внимание на работе отдельных подразделений института, напрямую влияющих на образовательный процесс: деканаты, кафедры, преподавательский состав, обратить внимание на материально-техническое обеспечение аудиторий.

Также тестирование показало, что у нас имеются проблемы в организации образовательного процесса: перегруженность аудиторными часами, неграмотное составление расписания - 100 %. Так же при увеличении доли самостоятельной работы, по мнению студентов, должен быть улучшен доступ к сети интернет - 63 %.

Студенты неудовлетворенны:

-преподаванием некоторых предметов - 30 %

-высокими ценами в студенческом буфете - 44 %

-послевузовским трудоустройством по специальности - 60 %

Когда возникают проблемы, студенты, в первую очередь, обращаются:

• к родителям и родственникам - 55 %

• к друзьям однокурсникам - 92 %

• к куратору группы - 0 %

• к преподавателям - 11 %

Какие дисциплины вы хотели бы изучать глубже?

метрология, стандартизация и сертификация, химия, физика, математика, иностранный язык, тракторы и автомобили, детали машин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанов Н. Ю., Батова Н. С. Влияние Болонской системы на управление качеством образования в ВУЗЕ/ Н. Ю. Бабанов, Н. С. Батова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции,

г. Ижевск, 27-29 апреля. 2011г. С. 345-349.

2. Бабанов Н. Ю., Батова Н. С. Вуз как организация, выпускающая конкурентоспособную «продукцию»/ Н. Ю. Бабанов, Н. С. Батова // Материалы международной научно-практической конференции

г. Курск, 2011г. С. 21-27.

3. Бабанов Н. Ю., Батова Н. С. Особенности вуза как субъекта предпринимательской деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений/ Н. Ю. Бабанов, Н. С. Батова // Материалы меж-

дународной заочной научной конференции, г. Москва, апрель 2011г. С. 76-80.

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. «Основные положения и словарь».

5. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. «Требования».

6. Носырева А. Н. Анкетирование студентов как один из инструментов повышения качества образовательного процесса / А. Н. Носырева // Научно - методический и информационный журнал «Стандарты и мониторинг в образовании». г. Москва, 2011 г. С 36.

SATISFACTION OF STUDENTS EDUCATIONAL SERVICES ON THE EXAMPLE OF ENGINEERING FACULTY OF GBOU VPO NGIEI

Keywords: necessity, poll, student, satisfaction, high professional institution, faculty.

The summary: In the article the level of students' satisfaction of engineering faculty by educational services is considered.

БАБАНОВ НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ - кандидат технических наук, доцент, проректор по научной работе НГТУ им. Алексеева Р.Е., (babanov@nntu.nnov.ru).

БАТОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - преподаватель кафедры тракторы и автомобили, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино,

(nata_aaa@mail.ru).

BABANOV NIKOLAY YUR'EVICH - the candidate of technical sciences, the docent, the prorector of scientific work NGTU by Alekseev, (babanov@nntu.nnov.ru).

BATOVA NATALIYA SERGEEVNA - the teacher of the chair Tractors and cars, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, (nata aaa@mail.ru).________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.