Научная статья на тему 'Изучение мнения обучающихся о работе кафедр естественно-научного цикла'

Изучение мнения обучающихся о работе кафедр естественно-научного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумакова Ольга Алексеевна, Колесников Олег Леонидович, Худякова Ольга Юрьевна, Колесникова Алла Алексеевна, Тарабрина Юлия Олеговна

Проведен опрос студентов 6 курса о деятельности ряда кафедр университета. Обучающиеся считают высокими качество педагогического состава кафедр, доброжелательность на занятиях, качество педагогического процесса и обеспеченность учебной и дополнительной литературой. Сделан вывод о целесообразности более активной деятельности по материально-техническому обеспечению учебного процесса, привлечению обучающихся к научной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумакова Ольга Алексеевна, Колесников Олег Леонидович, Худякова Ольга Юрьевна, Колесникова Алла Алексеевна, Тарабрина Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение мнения обучающихся о работе кафедр естественно-научного цикла»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Изучение мнения обучающихся о работе кафедр естественно-научного цикла Шумакова О. А.1, Колесников О. Л.2, Худякова О. Ю.3, Колесникова А. А.4, Тарабрина Ю. О.5

'Шумакова Ольга Алексеевна / Shumakova Olga Alekseevna — доктор психологических наук, начальник учебно-методического управления, заведующая кафедрой, кафедра психологии;

2Колесников Олег Леонидович /Kolesnikov Oleg Leonidovich - доктор медицинских наук, профессор,

начальник отдела;

3Худякова Ольга Юрьевна /Khudiakova Olga Yuryevna — специалист отдела, отдел менеджмента качества;

4Колесникова Алла Алексеевна / Kolesnikova Alla Alekseevna — кандидат медицинских наук, доцент,

начальник отдела, отдел интернатуры и ординатуры; 5Тарабрина Юлия Олеговна / Tarabrina Yulia Olegovna — ассистент, кафедра поликлинической терапии и клинической фармакологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск

Аннотация: проведен опрос студентов 6 курса о деятельности ряда кафедр университета. Обучающиеся считают высокими качество педагогического состава кафедр, доброжелательность на занятиях, качество педагогического процесса и обеспеченность учебной и дополнительной литературой. Сделан вывод о целесообразности более активной деятельности по материально-техническому обеспечению учебного процесса, привлечению обучающихся к научной работе. Ключевые слова: высшее образование, качество образования, удовлетворенность работодателей, удовлетворенность потребителей.

Актуальность проблемы

Одним из элементов поддержания высокого качества образования является создание и поддержание системы менеджмента качества, которая активно функционирует в ЮУПМУ. Основой системы менеджмента качества является ПОСТ Р ИСО 9001-2015. В стандарте указано: «Организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий» [2]. В качестве потребителей для образовательных организаций можно рассматривать общество, государство, обучающихся, их родителей, работодатели для выпускников. Соответствие требованиям государства подтверждается наличием государственной аккредитации образовательного учреждения.

Удовлетворенность работодателей определяется с помощью опросов, проведения круглых столов, оценкой результатов трудоустройства выпускников. В ЮУПМУ проводится опрос мнения работодателей о качестве подготовки и работы, обучающихся во время производственной практики. Так, относительно студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Педиатрия» полная удовлетворенность практической подготовкой зафиксирована в 98,9 % случаев, а теоретическими знаниями обучающихся полностью удовлетворены 90 % работодателей [5]. Работодатели в 100 % случаев были полностью удовлетворены практическими навыками, теоретической подготовкой и отношением к выполняемой работе студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» [3]. Средняя оценка за практику составила 4,5 балла [3].

Важным элементом, способствующим повышению эффективности учебного процесса, является оценка мнения обучающихся о деятельности учебного заведения. Так, Бабанов Н. Ю. и Батова Н. С. приводят данные об удовлетворенности студентов инженерного факультета ПБОУ ВПО НПИЭИ [1]. Они показали, что 80 % опрошенных удовлетворены условиями проведения учебных занятий, более 60 % студентов расценивают как высокий уровень лекций по гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам [1]. Исследование удовлетворенности студентов проводилось также в Красноярской государственной медицинской академии [4].

Материалы и методы

В исследовании участвовали студенты 6 курса, обучающиеся по специальности «Лечебное дело», которые могли высказать мнение о нескольких кафедрах университета. Во время весеннего семестра 2015/2016 учебного года было опрошено 68 человек. Показатели, оценивающие деятельность кафедр, имели 10-балльную шкалу. Для подготовки работы отобраны 168 анкет, касающихся кафедр естественнонаучного цикла. Полученные данные оценивали деятельность следующих кафедр: 1) нормальной физиологии, 2) биологии, 3) математики, медицинской информатики и статистики,

физики, 4) биохимии, 5) нормальной анатомии, 6) гистологии, эмбриологии и цитологии. Результаты анкетирования обработаны с помощью пакета прикладных статистических программ SPSS и представлены в виде средней величины и 95 % доверительного интервала средней.

Полученные результаты и их обсуждение

С целью возможности качественной оценки полученных данных была принята условная шкала: высокое качество - баллы от 10 до 8, среднее качество - баллы от 7 до 5, низкое качество - баллы от 4 до 1.

Как видно из таблицы 1, качество педагогического состава студенты оценивают как высокое (средняя - 8, 37 балла), и даже нижняя граница доверительного интервала равна 8. Также высоко оценивается обучающимися и благожелательность преподавателей во время учебы, так как средняя величина составила 8,24 балла.

Организационные вопросы отражены в показателях 3 и 11. Используемая в университете балльно-рейтинговая система призвана стимулировать деятельность студентов путем суммарной оценки различных видов работ (успеваемость на занятиях, дисциплина, посещаемость, участие в работе студенческого научного общества и т.п.). Организация работы по балльно-рейтинговой системе получила оценку 8,12 балла.

Таблица 1. Мнение студентов о деятельности кафедр естественно-научного цикла

Вопрос анкеты Средняя величина 95 % доверительный интервал

Нижняя граница Верхняя граница

1 Оцените качество лекций 8,63 8,31 8,95

2 Оцените качество практических занятий 8,39 8,04 8,73

3 Оцените организацию индивидуальных консультаций 7,78 7,37 8,20

4 Оцените оснащенность учебных классов (лабораторий) 7,86 7,49 8,23

5 Насколько соответствуют качество преподавания и уровень требований на экзаменах и/или зачетах 8,11 7,74 8,49

6 Оцените наглядность и интерактивность преподавания по критериям наличия и качества деловых игр, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, решения задач, и т.д. 7,77 7,35 8,20

7 Оцените возможность для обучающихся (студенты, интерны, ординаторы) заниматься научно-исследовательской деятельностью на кафедре 7,85 7,44 8,26

8 Оцените доступность учебников, учебных пособий и дополнительной литературы в библиотеке по дисциплинам кафедры 8,65 8,31 8,99

9 Оцените качество (информативность) учебных и методических пособий, подготовленных преподавателями кафедры 8,28 7,89 8,68

10 Оцените полезность для обучающихся информации, размещенной на странице кафедры официального сайта университета 8,04 7,64 8,44

11 Оцените организацию работы по балльно-рейтинговой системе на кафедре (доступность информации о требованиях балльно-рейтинговой системы, о текущих баллах и т.д.) 8,12 7,73 8,51

12 Оцените качество педагогического состава кафедры 8,37 8,00 8,73

13 Оцените взаимоотношения студент-преподаватель во время учебы (10 - благожелательные, 1 - негативные) 8,24 7,86 8,62

Элементы материально-технического обеспечения учебного процесса оценивались вопросами 4 и 8 (таблица 1). Оснащенность учебных классов можно рассматривать как среднюю (7,86 балла). При этом высоким являлось качество книгообеспеченности - доступность учебников, учебных пособий и дополнительной литературы в библиотеке по дисциплинам кафедры оценено студентами в 8,65 балла.

Качество учебного процесса отражают показатели 1 и 2. Качество лекций оценено в 8,63 балла, а качество практических занятий - в 8,39 балла. Для более полной характеристики этих показателей проведен анализ распределения характеристик по категориям (рисунок 1). Высоким качеством лекций считают 79,2 % обучающихся, а качество практических занятий расценивают как высокое 73,2 % опрошенных. При этом оценку низкое качество лекций и занятий дали только 6,5 % и 7,7% студентов, соответственно.

Рис. 1. Оценка качества лекций и практических занятий

Весьма важный показатель - совпадение требований на занятиях и экзаменах/зачетах получил оценку 8,11 балла.

На среднем уровне студенты оценивают возможность участия в научной работе (7,85 балла), а также наглядность и интерактивность преподавания (7,77 балла). Выводы

1) Обучающиеся считают высоким качество педагогического состава кафедр и доброжелательность на занятиях.

2) Качество педагогического процесса оценивается как высокое.

3) Обеспеченность учебной и дополнительной литературой получила высокую оценку.

4) Целесообразно активизировать работу университета по материально-техническому обеспечению учебного процесса.

5) Целесообразно активизировать деятельность профессорско-преподавательского состава по привлечению обучающихся к научной работе.

Литература

1. Бабанов Н. Ю., Батова Н. С. Удовлетворенность студентов образовательными услугами на примере инженерного факультета ГБОУ ВПО НГИЭИ // Вестник НГИЭИ, 2012. № 12 (19). С. 3-12.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. Москва: Стандартинформ, 2015. 32 с.

3. Колесников О. Л., Шишкова Ю. С., Тарабрина Ю. О. Оценка качества подготовки студентов 3 и 4 курсов с помощью изучения мнения работодателей // Проблемы педагогики, 2016. № 4 (15). С. 50-53.

4. Медведев В. С., Турчина Т. К., Левкович Л. Г. Степень удовлетворенности студентов качеством учебного процесса на лечебном факультете КРАСГМА // Сибирское медицинское обозрение, 2006. том 41, № 4. С. 85-88.

5. Худякова О. Ю., Колесников О. Л., Колесникова А. А. Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг // International scientific review, 2016. № 4 (14). С. 170-173.

Основные цели и задачи воспитания и свободы: свободное воспитание

Долганова Н. В.

Долганова Наталья Вячеславовна /Dolganova Natalia Vyacheslavovna — старший преподаватель, кафедра профессиональной языковой подготовки, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир

Аннотация: в статье анализируются некоторые факты из истории развития идей свободного

воспитания. Рассматриваются основополагающие идеи альтернативных школ.

Ключевые слова: воспитание, гуманизм, альтернативные школы, свобод, свободное воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.