Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогических направлений к будущей профессиональной деятельности'

Подготовка студентов педагогических направлений к будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогических направлений к будущей профессиональной деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

3. Мудрик, А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

4. http://allbest.ru - дата обращения 4.06.2015; 18.30.

5. http://psihotesti.ru/gloss/tag/razvitie_lichnosti - дата обращения 6.06.2015; 10.30.

© А Н. Агеева, 2015

УДК 378

М.И. Бекоева

доцент кафедры педагогики и психологии факультет психологии и социологии Г. Владикавказ, Российская Федерация

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях глобальных перемен в системе высшего профессионального образования существенная роль отводится критическому анализу состояния подготовки преподавателей вуза, и прежде всего уровня их педагогической компетентности как основы всей системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров. Научно-теоретический анализ ведущих тенденций развития педагогической подготовки студентов, изучение объективных и субъективных причин, определяющих заметное отставание этой подготовки от необходимого уровня, ее несоответствие модели специалиста на современном этапе позволят обосновать пути и средства совершенствования целенаправленной подготовки студентов педагогических специальностей. Стоит задача переосмысления многолетней практики преподавания педагогических дисциплин, глубокого анализа всего накопленного опыта, сохранения наиболее прогрессивных идей и подходов, накопленных за время многолетней практики.

Как показали результаты экспериментальных исследований (А.С. Белкин [2], И.Ф. Исаев [4], Ю.А. Тукачев [5], А.В. Хуторский [7] и др.), попытки улучшения подготовки студентов - будущих педагогических работников только за счет введения в образовательный процесс инновационных технологий малопродуктивны, если не учитывать общие тенденции модернизации образования на уровне международного образовательного пространства.

В современной педагогической теории система научных знаний и практических навыков преподавателя высшей школы рассматривается исходя из целей и задач самой педагогической науки, а также из структуры профессиональной квалификации преподавателя. Это - взаимосвязь методических, методологических, научных, теоретических, академических и практических знаний и умений (Ю.Ф. Гортышов, Э.Ф. Зеер, Ю.Н. Кулюткин, И.Т. Огородников, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Б. Якимович и др.), сочетание научно-теоретических, структурно-функциональных, конструктивно-технических, технологических и нормативных, регулирующих деятельность преподавателя, знаний (С.И. Архангельский, А. Тузиков), содержательных, методических, операциональных и технологических знаний (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин), интегративность инструментальных и фундаментальных знаний обучающихся (М.И. Бекоева, Э.Э. Сыманюк, Б. Якимович), неразрывность теоретических и практических знаний и умений (Н.В. Кузьмина, Ю.А. Тукачев).

Таким образом, прослеживается двусмысленное назначение и направленность системы знаний преподавателя - как непосредственного инструмента практических действий, и как методологической базы профессиональной педагогической деятельности. Структура и содержание профессиональной подготовки преподавателя определяются основными образовательными программами, учебно-методическими комплексами, рабочими учебными планами, электронными ресурсами, учебниками и учебно-методическими пособиями по дисциплинам педагогического блока. Следовательно, объективную оценку состояния

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

профессиональной подготовки преподавателя высшей школы можно дать с помощью анализа, с одной стороны, качества работы преподавателя, а с другой - ее структуры, содержания и методов обучения в современном вузе.

Модернизация системы высшего профессионального образования актуализировала объективную необходимость коренного преобразования всей структуры подготовки педагогических работников, в том числе изменения содержания общепедагогической подготовки студентов - будущих преподавателей. Следует отметить, что общая теория учебного плана вуза до сих пор не разработана, не обоснованы научные принципы основных направлений профессиональной подготовки современного педагога высшей школы. Характеристика функционального устройства каждого компонента структуры общепедагогической подготовки обучающихся свидетельствует об их целевой направленности на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки студентов педагогических специальностей.

Объектом научно-педагогического осмысления в учебных пособиях все еще не стали личность обучающегося, которая аккумулирует в себе противоречия окружающей действительности, и личность преподавателя, от которой, в большей степени, зависит успешность реализации стратегии социализации обучающегося, личность ученого-педагога, ученого-исследователя. В реальных жизненных условиях их деятельность, их становление и развитие играют важную роль в профессиональном самоопределении и становлении как квалифицированного работника.

Много нерешенных проблем и в разработке и реализации учебно-методических комплексов, базовых предметов и спецкурсов по педагогике. Экспертиза рабочих программ спецкурсов по педагогическим дисциплинам показала, что недостаточно обоснованно формируется их содержание, до сих пор их соотношение с нормативными курсами не определено в полной мере, не представлены функции каждой отдельно взятой педагогической дисциплины в программе подготовки педагогических работников, не разработаны междисциплинарные связи и отношения между педагогикой и профильными дисциплинами. Происходит дублирование содержание учебного материала в разных курсах, с одной стороны, и излишняя детализация многих вопросов общенаучного характера - с другой. Некоторые спецкурсы носят излишне теоретический характер, другие, наоборот, имеют только практическую значимость, недостаточно согласованы содержание теоретических дисциплин и педагогической практики.

Следует признать достоверным мнение А.В. Хуторского, согласно которому ведущими направлениями в реформе высшего педагогического образования нужно считать перевод от массово-репродуктивного обучения к активно-деятельностному, изменения содержания и методологии обучения, его новое наполнение, позволяющие создать реальные условия для развития творческой индивидуальности будущего специалиста как в личностном, так и в профессиональном плане [7, с. 118]. Конвертировать необходимо не только диплом о высшем образовании, а, в первую очередь, содержание образования, в соответствии с современными мировыми стандартами. Однако делать это необходимо осмотрительно, не допуская безотчетного разрушения глобальности, фундаментальности функционирующей национальной образовательной парадигмы, игнорирования или отрицания накопленного позитивного опыта, а, наоборот, максимально учитывать и использовать его, сохраняя наиболее прогрессивные отечественные традиции в образовании [1, с. 22-25].

Таким образом, в структуре и содержании общепедагогической подготовки студентов расширяется круг отрицательных процессов, обусловленных как субъективными, так и объективными факторами. Комплексное исследование уровня общепедагогических знаний и умений студентов - будущих педагогических работников отражает, что, хотя методика и методология преподавания педагогических дисциплин в вузе создают достаточные условия для формирования у студентов профессиональных компетенций, тем не менее, реальный уровень их усвоения недостаточно высок.

Все это дает возможность, во-первых, утверждать, что система теоретических знаний и соответствующих практических умений не формируется самопроизвольно в процессе обучения, необходимы специально организованные условия для профессионального становления; во-вторых, подтвердить зависимость от структуры, содержания, приемов, методов и средств обучения качества усвоения студентами знаний и умений по педагогике. Выпускники вуза педагогических направлений должны быть подготовлены к эффективной реализации различных функций преподавателя в современном обществе, к успешной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

самореализации во всех видах педагогической деятельности. Для этого, несомненно, он должен быть вооружен системой общенаучных и педагогических компетенций. Список использованной литературы:

1. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 22-25.

2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, 2004. С. 35-40.

3. Скворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вестник науки ТГУ. 2011. - №1. - С. 151-153.

4.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2007. - 576 с.

5.Тукачев Ю.А. Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога // Матер. IV Всерос. н.-п. конф. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. - С. 109-112.

6. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части понятия и структуры государственного образовательного стандарта). Выдержки из Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 309-Ф3

7. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416с.

8. Якимович Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 21-25.

© М.И. Бекоева, 2015

УДК 378

Т. А.Бободжонов

Факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет

Г. Челябинск, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

В данной статье речь идет о формировании коммуникативной компетенции студентов педагогических вузов, позволяющей им осуществлять в своей будущей профессиональной деятельности успешную коммуникацию со своими учениками.

Ключевые слова

Интеграция российского образования, Болонский процесс, коммуникативная компетенция, будущий

педагог

Основная цель профессиональной подготовки студентов педагогических вузов является формирование основных компетенций личности, которые определены Болонскими соглашениями. С 19 сентября 2003 года Россия является участницей этого процесса и с того времени российское образование ориентировано на реализацию положений Болонского соглашения. Работа в данной сфере отражена в таких нормативных актах, как "Федеральная программа развития образования", "Национальная доктрина образования до 2025 года".

В результате интеграции российского образования в общеевропейское пространство, выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке студентов, основными целями которого являются приоритет личностного развития обучающихся, способность свободно справиться в сложных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.