МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
самореализации во всех видах педагогической деятельности. Для этого, несомненно, он должен быть вооружен системой общенаучных и педагогических компетенций. Список использованной литературы:
1. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 22-25.
2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, 2004. С. 35-40.
3. Скворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вестник науки ТГУ. 2011. - №1. - С. 151-153.
4.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
5.Тукачев Ю.А. Ситуации педагогической деятельности как единицы анализа профессионального опыта педагога // Матер. IV Всерос. н.-п. конф. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. - С. 109-112.
6. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части понятия и структуры государственного образовательного стандарта). Выдержки из Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 309-Ф3
7. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416с.
8. Якимович Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 21-25.
© М.И. Бекоева, 2015
УДК 378
Т. А.Бободжонов
Факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет
Г. Челябинск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В данной статье речь идет о формировании коммуникативной компетенции студентов педагогических вузов, позволяющей им осуществлять в своей будущей профессиональной деятельности успешную коммуникацию со своими учениками.
Ключевые слова
Интеграция российского образования, Болонский процесс, коммуникативная компетенция, будущий
педагог
Основная цель профессиональной подготовки студентов педагогических вузов является формирование основных компетенций личности, которые определены Болонскими соглашениями. С 19 сентября 2003 года Россия является участницей этого процесса и с того времени российское образование ориентировано на реализацию положений Болонского соглашения. Работа в данной сфере отражена в таких нормативных актах, как "Федеральная программа развития образования", "Национальная доктрина образования до 2025 года".
В результате интеграции российского образования в общеевропейское пространство, выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке студентов, основными целями которого являются приоритет личностного развития обучающихся, способность свободно справиться в сложных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
социокультурных обстоятельствах, готовность участвовать не только в инновационных процессах, но и в процессах коммуникации в широком смысле. Основными требованиями к профессиональной подготовке студентов педвузов являются развитие личности, способностей к сотрудничеству, формирование организаторских навыков, умений вести диалог с позиций проявления гибкости в общении. Таким образом, сегодня востребован педагог, обладающий коммуникативной компетенцией.
Как известно, обучение — двусторонний процесс общения между обучаемым и обучающим средствами преподаваемого языка, поэтому эффективность обучения иностранному языку во многом определяется уровнем профессионального владения языком будущим преподавателем. Требование подготовки высококвалифицированных кадров находит свое отражение и в конечной цели обучения в вузе, ориентирующей студентов на полное овладение нормами иностранного языка в его устной и письменной формах, получение теоретических знаний об изучаемом языке и умение пользоваться ими как практически, так и теоретически для преподавания иностранного языка. Однако наблюдения за педагогической практикой в школе показывают, что многие молодые преподаватели, свободно владеющие иностранным языком в учебной аудитории, бывают беспомощны в классе, не умеют словесно воздействовать на учащихся в ситуациях общения, возникающих на уроке. Это происходит в силу того, что студенты овладевают иностранным языком как средством общения, но испытывают большие затруднения в пользовании им как средством обучения. Специфика иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что преподаватель должен обеспечить построение учебного процесса на коммуникативной основе с целью обеспечить практическое овладение учащимися иностранным языком с учетом возможных ситуаций будущего педагогического общения. Выполнение этой задачи требует особого, профессионального обучения студентов иностранному языку.
Это, в свою очередь, требует от учителя и обучающего знания принятых норм речевого поведения, условностей устного иноязычного поведения, а также умения организовывать профессиональное речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Все сказанное выше свидетельствует о необходимости овладения студентами языковых педагогических вузов и факультетов иностранных языков средствами, которые помогут им успешно осуществлять оптимальное педагогическое общение.
Мы полагаем, что обучение педагогическому общению, развитие всего комплекса профессионально-значимых умений необходимо осуществлять целенаправленно с первого года обучения в педагогическом вузе. В условиях обучения иноязычной речи и подготовки преподавателя иностранного языка это, прежде всего, означает тренировку будущих специалистов в ситуациях общения, наиболее приближенных к их будущей профессиональной деятельности.
Для оформления корректного высказывания в ситуациях педагогического общения студенты должны овладеть уже к первой педагогической практике необходимым и достаточным количеством речевых формул профессионального педагогического общения для выражения намерений преподавателя иностранного языка. Они обеспечат адекватность профессиональной речи цели и условиям коммуникации, сделают речь студентов эмоционально-окрашенной, то есть в конечном итоге будут способствовать развитию коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что формирования коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза и, в частности, студентов языковых факультетов является актуальной проблемой современной методики обучения иностранным языкам и требует разработки новых подходов к ее решению.
Список использованной литературы:
1. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Д. Ширшов. - Челябинск, 1995. - 39 с.
2. Сластенин В.А. Образование как социокультурный феномен / В.А. Сластенин // Пед. образование и наука. - 2005. - № 6. - С.4 -15
© Т А. Бободжонов, 2015
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
УДК 37
Т.К. Борисевич
Доцент
Факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород , Российская Федерация
ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается процесс развитие исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов в музыкально-просветительной деятельности преподавателя по основному музыкальному инструменту (фортепиано).
Ключевые слова
Музыкальный инструмент, исполнительские навыки, фортепиано, музыка , творческое воображение.
Занятия в вузе по основному музыкальному инструменту (фортепиано) проводятся индивидуально с каждым студентом. Главной задачей в их проведении является формирование личности каждого студента, его самостоятельности, активности и целенаправленности художественного мышления [1].
Чайковский говорил, что «только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением артистической души», Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепиано (1709г. мастер-итальянец Бартоломео Кристофори). Может быть, ни клавиатура, ни педаль, ни обтянутые войлоком молоточки - всё это действительно не нужно и сотни лет труда, сотни посвящённых этому делу жизней - всё зря? Тогда почему же столько людей стремится учиться игре на фортепиано, а тысячи и десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки, слушают пластинки, не пропускают выступления пианистов по радио и телевидению ? Ответ один : фортепиано с его удивительным богатством и многообразием звуковых красок и оттенков, по-прежнему любимый музыкальный инструмент. Ни один инструмент не сравнится с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Солист и аккомпаниатор, любимый инструмент для домашнего музицирования и постоянный участник оркестра, ансамблей, театра - и всюду фортепиано незаменимо.
Особое значение на занятиях со студентами по классу рояля, кроме технического совершенства исполняемых произведений, стоит уделить внимание раскрытию внутреннего, эмоционального начала в каждом конкретном произведении. Индивидуальные занятия должны быть насыщены вдохновением, образностью, фантазией. Мир духовный, как бы, «Полон музыки, музы и муки....» (О.Мандельштам ). Почему выступление одного исполнителя оставляет в душе неизгладимый свет, а другого-оставляет безучастным и равнодушным? Как любое другое искусство-музыка является во многом очень индивидуальным по восприятию, но в тоже время одно из решающих задач играет специфика фортепианного звучания-« его величество» звук. Вопреки, казалось бы, вполне логическому выводу о бескрасочном механическом извлечении звука на фортепиано, в действительности под пальцами талантливого пианиста этот инструмент обнаруживает такие богатые и разнообразные тембровые возможности, что превосходит во многих отношениях выразительные свойства не только арфы, но даже духовых и смычковых инструментов. Пришедшие в ВУЗ студенты имеют определённый музыкальный багаж (муз. школа, колледж ), поэтому очень важно педагогу подойти очень бережно и осторожно, не ломая внутреннего мироощущения гармонии музыкального восприятия в анализировании знаний и навыков фортепианного искусства. Нельзя педантично ограничивать студента только рамками необходимого и целесообразного. Мир музыки богат и разнообразен. человека складываются по-своему. Только Вкусы, пристрастия у каждого в целости восприятия