Формирование межкультурной компетенции будущих учителей включает в себя мотивы изучения страноведческого материала, знания в области страноведения, умения показать данные знание в процессе обучения иностранному языку учеников, удовлетворенность достижениями в области овладения страноведческими знаниями достижение в овладения этими знаниями и самооценку этих достижений, а также эмпатию и толерантность, необходимых для успешного межкультурного общения.
В заключении следует отметить, что межкультурная компетенция является конечной целью обучения иностранному языку, она не только способствует интеграции отечественной системы образования в Европейское и мировое интеллектуальное сообщество, но и повышает статус будущих учителей на мировом рынке труда.
Список использованной литературы:
1. Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Быстрай. - Оренбург, 2006. - 487с.
2. Исаева, Т. Е. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания / Т. Е. Исаева. - Ростов-на-Дону, 2010.
3. Banks J.A. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston. ets., 2006.
© А.В. Агеева, 2015
УДК 37.013.78
А.Н. Агеева
студентка группы СР-31, института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина г. Елец, Липецкой области, Российская Федерация
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению ключевых понятий исследования. Особо представлены характеристики психолого-педагогического и социального сопровождения развития личности подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Анонсирован авторский социальный проект.
Ключевые слова
Трудная жизненная ситуация, подросток, молодежь, патронаж, психолого-педагогическая помощь.
В последнее время проблема профессионального: психолого-педагогического, социального сопровождения подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС) стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность молодых людей, попавших в ТЖС, неуклонно растет в связи с разными социальными проблемами (распад семьи, отсутствие тесных семейных связей, вынужденное переселение в виду военных действий, алкоголизм, наркомания и т.п.). Морально неокрепшие подростки и молодые люди уходят из родительского дома, бродяжничают, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, «живут» в компьютере, ничем не интересуясь и ничего не читая.
ТЖС представляет собой особый случай социальной ситуации. О трудной ситуации можно говорить тогда, когда система отношений личности с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Так категория трудных ситуаций (далее ТС) включает широкий спектр жизненных (бытовых) ситуаций человека и ситуаций, связанных с его деятельностью: ТЖС в личностной сфере (болезнь, опасность инвалидности или смерти; ТС, связанные с выполнением молодыми людьми какой-либо задачи (затруднения, противодействие, неудачи); ТС, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т.п.). ТЖС можно дифференцировать исходя из уровня или степени их психологической, социальной и пр. сложности «.. .если провести условную прямую линию и на одном полюсе этого континуума поместить ситуации обыденной жизни, на другом - окажутся экстремальные ситуации, т.е. ситуации предельной для человека степени сложности» [4].
Таким образом, ТС, по-разному воздействуют на разных людей. По мнению А.В. Мудрика [3], которое мы разделяем, способность совладать с фрустрирующим и стрессогенным воздействием трудных ситуаций в значительной мере зависит от уровня психического развития личности, ее стрессоустойчивости, наличного опыта преодоления трудностей, жизнестойкости и ряда других значимых личностных качеств.
В деятельности по организации работы с подростками и молодёжью при психолого-педагогическом сопровождении (далее ППС) развития их личности, возрастная периодизация даёт необходимые знания каждого этапа развития и социализации личности подростков и молодёжи, оказавшихся в ТЖС. Подростковый возраст - этот период называют пубертатным, переходным между детством и юностью. Подросток - это уже не ребёнок, но еще не вполне сформировавшаяся личность [2, с. 23].
Молодёжь (молодой человек, молодые люди) - . в широком смысле определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности [2, с. 87]. Молодёжь так же рассматривается как социально - демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.
Формирование личности - это процесс становления человека в обществе. Личность способна к самоорганизации, к самоконтролю, самооценке. Личность обладает набором обязательных социальных качеств -это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремлённость, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля [1, с. 24].
Развитие личности - изменение ее количественных и качественных свойств. Развитие у личности ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей [5].
Практическая социальная работа по оказанию помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в ТЖС, предполагает обязательную работу с семьей, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс - социальное психолого-педагогическое сопровождение подростка, молодого человека и его семьи.
Такое сопровождение может быть определено как особая форма пролонгированной социальной помощи -патронажа. Патронаж в данном случае понимается как целостная и комплексная система социальной помощи, оказываемой в рамках деятельности социальных служб.
Так, например, «Центр социальной защиты населения по г. Ельцу» (далее Центр) Липецкой области (директор Алисова Надежда Николаевна), являясь областным бюджетным учреждением, реализует свою основную цель: предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан на территории городского округа - город Елец Липецкой области. Структурно Центр оформлен следующим образом [см. Схема 1].
международный научный журнал «инновационная наука»
№6/2015
issn 2410-6070
Схема 1. Структура ОБУ «ЦСЗН по г. Ельцу»
В русле нашего исследования, нас интересует работа отделений психолого-педагогической помощи № 1 и психолого-педагогической помощи семье № 2. Функции работы этих отделений связаны с учетом и патронажем семей, имеющих несовершеннолетних детей разных категорий, в том числе семьи, имеющие «трудных» подростков; комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем семей и детей, подростков, их социальное сопровождение; содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении ими специальности, образования и т.п. Должностные лица отделения в соответствии с должностными обязанностями в части психолого-педагогической работы: проводят психологическое консультирование (в том числе по телефону); оказывают квалифицированную помощь в решении вопросов личностного роста, налаживанию межличностных отношений социальной адаптации к
изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта и т.п.
Специалисты в части проведения профилактических мер по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности: осуществляют взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
прокуратурой, городским судом; выясняют причины социального неблагополучия семьи, определяют пути выхода из кризисной ситуации, помогают сохранить семьи, восстановить и укрепить их воспитательный потенциал; оказывают помощь несовершеннолетним в устройстве, при необходимости, на временное проживание в учреждения социальной защиты населения Липецкой области. Кроме того, социальные работники с точки зрения психолого-педагогического сопровождения развития личности подростков и молодежи могут и должны разрабатывать программы реабилитации семьи, проекты по комплексному сопровождению молодых людей, стоящих на учёте и т.п.
Так нами разработан и частично реализован социальный проект: «Я и мой мир». Социальный проект включает серию тренинговых занятий и часы общения для подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Мы решали задачи, связанные с определением того, насколько нуждаются подростки и молодые люди в ППС; созданием условий для развития волевых качеств у подростков и молодых людей; формированием качеств адекватного переживания подростками и молодыми людьми трудных жизненных ситуаций.
Как показывает практика, такого рода деятельность способствует успешному ППС развития личности подростков и молодёжи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Список использованной литературы:
1. Беличева, С.А. Социально - педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 2010, №1.
2. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Учебное пособие [Текст] // Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М., 2007 - 448 с.
международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070
3. Мудрик, А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
4. http://allbest.ru - дата обращения 4.06.2015; 18.30.
5. http://psihotesti.ru/gloss/tag/razvitie_lichnosti - дата обращения 6.06.2015; 10.30.
© А Н. Агеева, 2015
УДК 378
М.И. Бекоева
доцент кафедры педагогики и психологии факультет психологии и социологии Г. Владикавказ, Российская Федерация
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях глобальных перемен в системе высшего профессионального образования существенная роль отводится критическому анализу состояния подготовки преподавателей вуза, и прежде всего уровня их педагогической компетентности как основы всей системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров. Научно-теоретический анализ ведущих тенденций развития педагогической подготовки студентов, изучение объективных и субъективных причин, определяющих заметное отставание этой подготовки от необходимого уровня, ее несоответствие модели специалиста на современном этапе позволят обосновать пути и средства совершенствования целенаправленной подготовки студентов педагогических специальностей. Стоит задача переосмысления многолетней практики преподавания педагогических дисциплин, глубокого анализа всего накопленного опыта, сохранения наиболее прогрессивных идей и подходов, накопленных за время многолетней практики.
Как показали результаты экспериментальных исследований (А.С. Белкин [2], И.Ф. Исаев [4], Ю.А. Тукачев [5], А.В. Хуторский [7] и др.), попытки улучшения подготовки студентов - будущих педагогических работников только за счет введения в образовательный процесс инновационных технологий малопродуктивны, если не учитывать общие тенденции модернизации образования на уровне международного образовательного пространства.
В современной педагогической теории система научных знаний и практических навыков преподавателя высшей школы рассматривается исходя из целей и задач самой педагогической науки, а также из структуры профессиональной квалификации преподавателя. Это - взаимосвязь методических, методологических, научных, теоретических, академических и практических знаний и умений (Ю.Ф. Гортышов, Э.Ф. Зеер, Ю.Н. Кулюткин, И.Т. Огородников, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Б. Якимович и др.), сочетание научно-теоретических, структурно-функциональных, конструктивно-технических, технологических и нормативных, регулирующих деятельность преподавателя, знаний (С.И. Архангельский, А. Тузиков), содержательных, методических, операциональных и технологических знаний (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин), интегративность инструментальных и фундаментальных знаний обучающихся (М.И. Бекоева, Э.Э. Сыманюк, Б. Якимович), неразрывность теоретических и практических знаний и умений (Н.В. Кузьмина, Ю.А. Тукачев).
Таким образом, прослеживается двусмысленное назначение и направленность системы знаний преподавателя - как непосредственного инструмента практических действий, и как методологической базы профессиональной педагогической деятельности. Структура и содержание профессиональной подготовки преподавателя определяются основными образовательными программами, учебно-методическими комплексами, рабочими учебными планами, электронными ресурсами, учебниками и учебно-методическими пособиями по дисциплинам педагогического блока. Следовательно, объективную оценку состояния