Научная статья на тему 'Проблема формирования межкультурной компетенции'

Проблема формирования межкультурной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРАНОВЕДЕНЬЕ / ЕВРОПЕЙСКОЕ И МИРОВОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева А.В.

В данной статье речь идет о проблеме межкультурной компетенции. Акцентируется актуальность формирование межкультурной компетенции будущих учителей, призванных подготовить подрастающие поколение к жизни в поликультурном обществе XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования межкультурной компетенции»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

А.В. Агеева

Факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет

Г.Челябинск, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация

В данной статье речь идет о проблеме межкультурной компетенции. Акцентируется актуальность формирование межкультурной компетенции будущих учителей, призванных подготовить подрастающие поколение к жизни в поликультурном обществе XXI века.

Ключевые слова

Болонский процесс, межкультурная компетенция, страноведенье, Европейское и мировое

интеллектуальное сообщество

Интеграция России в мировое экономическое, культурное и образовательное пространство императивом сегодняшнего дня делает подготовку специалистов любого профиля, готовых к межкультурному взаимодействию с представителями иноязычной культуры. В этой связи актуально представляется проблема формирования межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка, которые в своей профессиональной деятельности будут ретрансляторами иноязычной культуры и посредниками в общении со своими учениками.

Вслед за Быстрай Е.Б. мы полагаем, что российская система педагогического образования, ориентированная государством на реализацию европейских договоренностей в рамках Болонского процесса, приобрела уникальную возможность осуществления реальных мер по стимулированию мобильности студентов отечественных вузов в освоении мировой культуры. Эта мобильность необходима будущим учителям при получении образования за рубежом и модернизации собственной образовательной деятельности, предполагающей восприятие, переработку и применение в ней опыта, накопленного в разных культурах, информации о проектировании и преобразовании педагогической действительности. Возникающие ситуации механического заимствования будущими учителями норм иноязычной культуры при некритическом переносе ее стереотипов в пространство субъектного взаимодействия с учениками нуждаются в преодолении. Такое преодоление возможно за счет накопления опыта межкультурной

компетенции будущего учителя, многообразие которого предопределяет качество передачи педагогом учащимся накопленного человечеством культурного потенциала [1, с.4].

В последнее время большое внимание уделяется формированию у студентов метапредметных или универсальных компетенций, которые приобретают особое значение в современном глобальном, информационном мире. Одной из таких компетенций является способность человека успешно жить, общаться с другими людьми и осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях культурного многообразия страны и мирового сообщества в целом.

При изучении межкультурной компетенции подчеркивается способность человека к продуктивному взаимодействию с иноязычными носителями своих культур. Проблема понимания межкультурной компетенции согласуется с определением, которое дает автор Концепции поликультурного образования, известный американский ученый Дж. Бэнкс. Он дает определение межкультурной компетенции как «знание, практическое умение и отношение необходимые для использования в разнообразном культурном

окружении» [3, с. 53].

В российской науке межкультурная компетенция понимается, как способность осуществлять общение посредством языка, то есть предавать мысли и обмениваться ими в разных ситуациях в процессе взаимодействия с другими собеседниками, при этом правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Формирование межкультурной компетенции будущих учителей включает в себя мотивы изучения страноведческого материала, знания в области страноведения, умения показать данные знание в процессе обучения иностранному языку учеников, удовлетворенность достижениями в области овладения страноведческими знаниями достижение в овладения этими знаниями и самооценку этих достижений, а также эмпатию и толерантность, необходимых для успешного межкультурного общения.

В заключении следует отметить, что межкультурная компетенция является конечной целью обучения иностранному языку, она не только способствует интеграции отечественной системы образования в Европейское и мировое интеллектуальное сообщество, но и повышает статус будущих учителей на мировом рынке труда.

Список использованной литературы:

1. Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Быстрай. - Оренбург, 2006. - 487с.

2. Исаева, Т. Е. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания / Т. Е. Исаева. - Ростов-на-Дону, 2010.

3. Banks J.A. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston. ets., 2006.

© А.В. Агеева, 2015

УДК 37.013.78

А.Н. Агеева

студентка группы СР-31, института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина г. Елец, Липецкой области, Российская Федерация

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению ключевых понятий исследования. Особо представлены характеристики психолого-педагогического и социального сопровождения развития личности подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Анонсирован авторский социальный проект.

Ключевые слова

Трудная жизненная ситуация, подросток, молодежь, патронаж, психолого-педагогическая помощь.

В последнее время проблема профессионального: психолого-педагогического, социального сопровождения подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС) стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность молодых людей, попавших в ТЖС, неуклонно растет в связи с разными социальными проблемами (распад семьи, отсутствие тесных семейных связей, вынужденное переселение в виду военных действий, алкоголизм, наркомания и т.п.). Морально неокрепшие подростки и молодые люди уходят из родительского дома, бродяжничают, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, «живут» в компьютере, ничем не интересуясь и ничего не читая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.