ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
А.В. Агеева
Факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет
Г.Челябинск, Российская Федерация
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация
В данной статье речь идет о проблеме межкультурной компетенции. Акцентируется актуальность формирование межкультурной компетенции будущих учителей, призванных подготовить подрастающие поколение к жизни в поликультурном обществе XXI века.
Ключевые слова
Болонский процесс, межкультурная компетенция, страноведенье, Европейское и мировое
интеллектуальное сообщество
Интеграция России в мировое экономическое, культурное и образовательное пространство императивом сегодняшнего дня делает подготовку специалистов любого профиля, готовых к межкультурному взаимодействию с представителями иноязычной культуры. В этой связи актуально представляется проблема формирования межкультурной компетенции будущих учителей иностранного языка, которые в своей профессиональной деятельности будут ретрансляторами иноязычной культуры и посредниками в общении со своими учениками.
Вслед за Быстрай Е.Б. мы полагаем, что российская система педагогического образования, ориентированная государством на реализацию европейских договоренностей в рамках Болонского процесса, приобрела уникальную возможность осуществления реальных мер по стимулированию мобильности студентов отечественных вузов в освоении мировой культуры. Эта мобильность необходима будущим учителям при получении образования за рубежом и модернизации собственной образовательной деятельности, предполагающей восприятие, переработку и применение в ней опыта, накопленного в разных культурах, информации о проектировании и преобразовании педагогической действительности. Возникающие ситуации механического заимствования будущими учителями норм иноязычной культуры при некритическом переносе ее стереотипов в пространство субъектного взаимодействия с учениками нуждаются в преодолении. Такое преодоление возможно за счет накопления опыта межкультурной
компетенции будущего учителя, многообразие которого предопределяет качество передачи педагогом учащимся накопленного человечеством культурного потенциала [1, с.4].
В последнее время большое внимание уделяется формированию у студентов метапредметных или универсальных компетенций, которые приобретают особое значение в современном глобальном, информационном мире. Одной из таких компетенций является способность человека успешно жить, общаться с другими людьми и осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях культурного многообразия страны и мирового сообщества в целом.
При изучении межкультурной компетенции подчеркивается способность человека к продуктивному взаимодействию с иноязычными носителями своих культур. Проблема понимания межкультурной компетенции согласуется с определением, которое дает автор Концепции поликультурного образования, известный американский ученый Дж. Бэнкс. Он дает определение межкультурной компетенции как «знание, практическое умение и отношение необходимые для использования в разнообразном культурном
окружении» [3, с. 53].
В российской науке межкультурная компетенция понимается, как способность осуществлять общение посредством языка, то есть предавать мысли и обмениваться ими в разных ситуациях в процессе взаимодействия с другими собеседниками, при этом правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Формирование межкультурной компетенции будущих учителей включает в себя мотивы изучения страноведческого материала, знания в области страноведения, умения показать данные знание в процессе обучения иностранному языку учеников, удовлетворенность достижениями в области овладения страноведческими знаниями достижение в овладения этими знаниями и самооценку этих достижений, а также эмпатию и толерантность, необходимых для успешного межкультурного общения.
В заключении следует отметить, что межкультурная компетенция является конечной целью обучения иностранному языку, она не только способствует интеграции отечественной системы образования в Европейское и мировое интеллектуальное сообщество, но и повышает статус будущих учителей на мировом рынке труда.
Список использованной литературы:
1. Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Быстрай. - Оренбург, 2006. - 487с.
2. Исаева, Т. Е. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания / Т. Е. Исаева. - Ростов-на-Дону, 2010.
3. Banks J.A. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston. ets., 2006.
© А.В. Агеева, 2015
УДК 37.013.78
А.Н. Агеева
студентка группы СР-31, института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина г. Елец, Липецкой области, Российская Федерация
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению ключевых понятий исследования. Особо представлены характеристики психолого-педагогического и социального сопровождения развития личности подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Анонсирован авторский социальный проект.
Ключевые слова
Трудная жизненная ситуация, подросток, молодежь, патронаж, психолого-педагогическая помощь.
В последнее время проблема профессионального: психолого-педагогического, социального сопровождения подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС) стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность молодых людей, попавших в ТЖС, неуклонно растет в связи с разными социальными проблемами (распад семьи, отсутствие тесных семейных связей, вынужденное переселение в виду военных действий, алкоголизм, наркомания и т.п.). Морально неокрепшие подростки и молодые люди уходят из родительского дома, бродяжничают, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, «живут» в компьютере, ничем не интересуясь и ничего не читая.