Научная статья на тему 'Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранным языкам'

Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3931
788
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малько К.О.

В данной статье речь идет (акцентируется мысль о том, что/акцентируется актуальность проблемы) проблемы формирования лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранным языкам. Данная компетенция является неотъемлемой частью обучения, так как способствует более полному овладению иностранным языком и иноязычной культурой, помогает обучающимся глубже проникнуть социокультурные реалии страны изучаемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранным языкам»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4)и др. [1, с. 13].

Обобщая результаты теоретических исследований вышеперечисленных ученых, нами выделен ряд закономерностей формирования научно-исследовательской компетентности:

1. Формирование научно-исследовательской компетентности студентов современного вуза происходит как за счет приобретения компетенций инвариантного характера, так и за счет развития специальных компетенций, появляющихся впервые на определенной образовательной ступени.

2. Появление новых компетенций может происходить на любой ступени высшего образования, что дает возможность формирования общих для всех трех ступеней компетенций - бакалавров (специалистов), магистрантов, аспирантов, или общих для двух ступеней - магистров и аспирантов.

3. На основе компетентностного подхода возможна разработка методического обеспечения научно-исследовательской деятельности в современном вузе, обеспечивающая преемственность образования на различных ступенях и создающая основу для непрерывного профессионального образования.

Все сказанное позволяет нам утверждать, что компетентностный подход способствует эффективной организации научно-исследовательской деятельности. Овладение студентами научно-исследовательскими компетенциями предполагает приобретение ими целостного опыта решения важных научных проблем, что ведет к развитию творческой личности, то есть возникает необходимость соотнесения принципов формирования научно-исследовательских компетенций с принципами преемственности на всех ступенях высшего профессионального образования.

Список использованной литературы:

1. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта - будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №3 (15). С. 13.

2. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 22-25.

3. Дубова М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования //Интеграция образования. 2010. №1. С. 59-63.

4. Тахохов Б.А. Педагогические основы построения современной модели специалиста //Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 131-137.

5. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Психология, № 1, 2006, с. 15-21.

6. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 260-263.

© А.Б. Лагкуева, С.Б. Гуриева,2015

УДК 378 К.О. Малько

Факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет

Г.Челябинск, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация

В данной статье речь идет (акцентируется мысль о том, что/акцентируется актуальность проблемы) проблемы формирования лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранным языкам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Данная компетенция является неотъемлемой частью обучения, так как способствует более полному овладению иностранным языком и иноязычной культурой, помогает обучающимся глубже проникнуть социокультурные реалии страны изучаемого языка.

Ключевые слова

Общеевропейское образовательное пространство, лингвострановедение, лингвострановедческая

компетенция.

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к будущим специалистам в области иностранных языков в условиях создания единого образовательного пространства. Яркими характеристиками данного образовательного пространства являются: повышение образовательной и профессиональной мобильности, сопоставимость образовательных систем разных стран, повышение уважения и заинтересованности к разнообразию культур и языков граждан Европы и мира.

Для успешной интеграции России в общеевропейское образовательное пространство необходима такая профессиональная подготовка студентов российских вузов, которая позволила бы им беспрепятственно общаться с представителями других культур в различных сферах человеческой жизнедеятельности с позиций толерантности и осознания особенностей, устоев и традиций другого народа. Именно поэтому особенно остро встал вопрос о формировании лингвострановедческой компетенции, о введении лингвострановедения как дисциплины в учебные программы высших образовательных заведений, переводя лингвострановедческий компонент из уровня дополняющих и вспомогательных на уровень одного из базовых.

Лингвострановедческий компонент особенно актуален для студентов педагогических университетов, так как образ педагога, свободно владеющего иностранными языками, знающего и понимающего социальные и этические ценности и особенности иноязычного общества, является одним из главных факторов воспитания учеников, способных эффективно функционировать в условиях растущей глобализации и объединения мирового сообщества.

Формирование лингвострановедческой компетенции решает такие задачи как: воспитание толерантного отношения к национальным поведенческим стереотипам, понимание ценностных ориентаций и форм мышления того или иного языкового сообщества.

Под лингвострановедческой компетенцией мы понимаем систему лингвострановедческих знаний, умений и мотивов, позволяющую студентам выстраивать свою деятельность на основе лингвострановедческого кругозора и осуществлять полноценную коммуникацию в ситуации межкультурного общения, а формирование данной компетенции рассматривается как процесс активного взаимодействия участников образовательного процесса, направленный на приобретение обучаемыми лингвострановедческих знаний и умений, обеспечивающих им возможность успешно осуществлять межкультурную коммуникацию.

Лингвострановедческой компетенции присущи следующие базовые компоненты:

1) основные фоновые знания типичного образованного представителя изучаемой лингвокультурной общности;

2) умения использовать фоновые знания для достижения взаимопонимания в ситуациях опосредованного и неопосредованного межкультурного общения;

3) знание лексических единиц с национально-культурным компонентом значения и умении адекватно их применить в ситуациях межкультурной коммуникации;

4) комплекс профессионально-педагогических умений, позволяющих наиболее эффективно обучать иностранному языку, как средству межкультурного общения.

Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что такая дисциплина как лингвострановедение обладает большим потенциалом, так как приобщает обучающихся к проявлениям материальной и духовной культуры народа-носителя языка, а также позволяет проникнуть в менталитет народа. Увеличение доли лингвострановедческих знаний способствует повышению мотивации обучающихся, развитию интереса, ведет к более осознанному изучению иностранного языка, а, следовательно, растет эффективность образовательных программ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Демьянова Ж.В. Формирование лингвострановедческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук / Ж.В. Демьянова. - Шадринск, 2010. - 232 с.

2. Емельянова Я.Б. Лингвострановедческая компетенция переводчика: теория и практика: Монография/Я.Б. Емельянова. - 2-е изд., испр. и доп. - Нижний Новгород: ООО «Стимул-СТ», 2010. - 201 с.

3. Воробьева Е.И. Профессионально направленное формирование лингвострановедческой компетенции учителя английского языка: (Нем. Отделение, 4-5 курсы): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999. - 16 с.

© К.О. Малько, 2015

УДК 377.5

И.Ф. Мачнева

Преподаватель

Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТИЛИСТИКА И ИСКУССТВО ВИЗАЖА»

Аннотация

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в образовании требует нового взгляда на компоненты процесса, в том числе и на оценку результативности освоения программы обучения. Для реализации мониторинга образовательных достижений студентов необходимо не только выявить перечень компетентностей, как общих, так и профессиональных, но составить критерии их оценки, которые будут понятны каждому обучающемуся.

Ключевые слова

Мониторинг образовательных достижений, диагностическая карта, индивидуальный уровень.

Образовательные достижения студентов представляют собой количественные и качественные показатели и должны отражать динамику роста образовательных достижений студента в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы.

С целью осуществления мониторинга индивидуальных образовательных достижений студентов специальности «Стилистика и искусство визажа» в процессе освоения вида профессиональной деятельности «Салонный и специфический макияж» была разработана диагностическая карта, в которой по каждой профессиональной компетенции разработаны уровни ее освоения и показатели по каждому уровню (Приложение).

Диагностическая карта носит накопительный характер и меняется в процессе освоения междисциплинарного курса. Это позволяет оценить динамику роста индивидуальных образовательных результатов студентов и своевременно внести корректирующие действия по повышению уровня профессиональной компетентности.

Также мониторинг образовательных достижений студентов позволяет оценить овладение студентами общепрофессиональными компетенциями, поскольку в процессе выполнения заданий студентам необходимо демонстрировать владение информационными технологиями, работой с текстом, профессиональной речью, коммуникационные умениями, умения социального взаимодействия, работы в команде и т. д.

Апробация использования диагностической карты была осуществлена в рамках работы с учебной группой второго курса, обучающейся по образовательной программе «Стилистика и искусство визажа».

Были обозначены педагогические, образовательные, развивающие, воспитательные цели.

Педагогические цели:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.