МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
УДК 378.1
А.Б. Лагкуева
ассистент кафедры иностранных языков Факультет «Налоги и налогообложение» Г. Владикавказ, Российская Федерация
С.Б. Гуриева
старший преподаватель кафедры иностранных языков Факультет «Налоги и налогообложение» Г. Владикавказ, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Научно-исследовательская деятельность играет важную роль в процессе подготовки студентов -будущих специалистов. Это актуализирует проблему формирования у обучающихся научно-исследовательских компетенций. Компетентностный подход в педагогической теории и практике широко представлен трудами И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, и многих других ученых. Современный этап в исследовании компетенций, их связи с научно-исследовательской деятельностью связан с работами М.И. Бекоевой [2], М.В. Дубовой [3], Б.А. Тахохова [4], В.Д. Шадрикова [5], И.Б. Шмигириловой [6], которые имеют немаловажное значение в развитие компетентностного подхода.
И.Б. Шмигирилова компетенцию определяет как готовность к определенной деятельности, меру включенности в деятельность, высокий уровень владения деятельностью, опыт самостоятельной, успешной и эффективной деятельности; свойства и качества личности, ее характеристики, эмоционально-ценностные и интеллектуальные способности [6, с. 260-263]. Таким образом, мы можем утверждать, что компетенция относится не столько к субъекту деятельности, сколько к кругу вопросов, относящихся к разным видам деятельности. Это говорит о том, что компетенции связаны с функциональными задачами, связанными с конкретной деятельностью.
Определяя компетенцию как системное проявление научных знаний, умений и практических навыков, способностей и личностных качеств, В.Д. Шадриков отмечает, что в образовательном процессе наблюдается определенная диалектика формирования научно-исследовательских компетенций, причем в каждой исследовательской деятельности вес этих компетенций и их сочетания могут значительно отличаться друг от друга. Научно-исследовательские компетенции приобретаются на основе знаний, умений и личностных качеств, но сами эти способности и личностные качества не являются компетенциями, а выступают как основные условия для формирования научно-исследовательских компетенций [5, с. 15-21].
Группа ученых под руководством В.Д. Шадрикова разработала «Модель специалиста с высшим профессиональным образованием», которая состоит из следующих структурных компонентов: умение переводить получаемые научные знания в инновационные педагогические технологии, превращая новые знания в конкретные предложения; владение базовыми знаниями и умениями, обеспечивающими способность учиться в течении всей жизни; обеспечение доступа к информационным источникам и электронным ресурсам; владение навыками творческой деятельности и проведения научных исследований, самостоятельного получения знаний; владение методологическими знаниями и аналитическими навыками, ценностями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, быть гражданином демократического общества.
Анализируя перечисленные структурные компоненты модели специалиста, М.И. Бекоева дает определение профессиональной компетентности, под которой понимает личностное системное новообразование, влияющее на способность работника добиваться успехов в решении профессионально-важных задач на основе интеграции внутренних процессов саморазвития, самореализации, профессиональной мобильности и карьерного роста. Профессиональная компетентность, по мнению М.И. Бекоевой, обогащается следующими компетенциями: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); умением организовывать
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4)и др. [1, с. 13].
Обобщая результаты теоретических исследований вышеперечисленных ученых, нами выделен ряд закономерностей формирования научно-исследовательской компетентности:
1. Формирование научно-исследовательской компетентности студентов современного вуза происходит как за счет приобретения компетенций инвариантного характера, так и за счет развития специальных компетенций, появляющихся впервые на определенной образовательной ступени.
2. Появление новых компетенций может происходить на любой ступени высшего образования, что дает возможность формирования общих для всех трех ступеней компетенций - бакалавров (специалистов), магистрантов, аспирантов, или общих для двух ступеней - магистров и аспирантов.
3. На основе компетентностного подхода возможна разработка методического обеспечения научно-исследовательской деятельности в современном вузе, обеспечивающая преемственность образования на различных ступенях и создающая основу для непрерывного профессионального образования.
Все сказанное позволяет нам утверждать, что компетентностный подход способствует эффективной организации научно-исследовательской деятельности. Овладение студентами научно-исследовательскими компетенциями предполагает приобретение ими целостного опыта решения важных научных проблем, что ведет к развитию творческой личности, то есть возникает необходимость соотнесения принципов формирования научно-исследовательских компетенций с принципами преемственности на всех ступенях высшего профессионального образования.
Список использованной литературы:
1. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта - будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №3 (15). С. 13.
2. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 22-25.
3. Дубова М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования //Интеграция образования. 2010. №1. С. 59-63.
4. Тахохов Б.А. Педагогические основы построения современной модели специалиста //Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 131-137.
5. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности //Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия Психология, № 1, 2006, с. 15-21.
6. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 260-263.
© А.Б. Лагкуева, С.Б. Гуриева,2015
УДК 378 К.О. Малько
Факультет иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет
Г.Челябинск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация
В данной статье речь идет (акцентируется мысль о том, что/акцентируется актуальность проблемы) проблемы формирования лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранным языкам.