УДК 371.3
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МАГИСТРАНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© 2015
Ф.Б. Абаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
для неязыковых специальностей
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. В статье отражены основные направления использования практико-ориентированного подхода к обучению иностранному языку магистрантов, как сложной динамической системы интеллектуальных, творческих, профессиональных, потребностных, практических, мотивационных, эмоциональных и волевых областей психики человека, в формировании профессиональной компетенции у магистрантов - будущих педагогических работников образовательной организации. В процессе обучения иностранному языку магистранты продолжают овладевать рядом умений, необходимых в межличностной коммуникации. Формирование этих умений - довольно сложный педагогический процесс. Относительно законченным данный процесс можно считать тогда, когда магистранты способны переносить знания и умения, приобретенные в обучающих ситуациях на практические коммуникативные ситуации. Впоследствии у них формируются коммуникативные компетенции, основными из которых мы считаем следующие: умение переносить известные знания, умения и навыки, варианты решения различных учебных задач, приемы межличностного общения и речевого этикета в условия новой для них ситуации; умение обнаруживать новое решение из множества уже известных идей, приемов, методов, средств; умение конструировать новые способы и приемы решения определенной коммуникативной задачи. Все эти умения магистрантов наиболее успешно проявляются в процессе коммуникации.
Ключевые слова: магистр, профессиональное образование, практико-ориентированный подход, подготовка магистрантов, педагогический работник, образовательная организация.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современной системе высшего образования присущи качественно новые модели организации процесса обучения, создающие условия для укрепления личностно-творческого потенциала, накопления первоначального практического опыта и формирования устойчивой профессиональной мобильности магистрантов - будущих педагогических работников. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», высшее профессиональное образование - вид образования, который в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ сосредоточен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование профессионально-важных компетенций соответствующего вида и уровня, позволяющих вести успешную профессиональную деятельность в конкретной трудовой сфере, или выполнять работу по определенной профессии или специальности [1].
Средством повышения уровня знаний в области своей специальности и формирования профессиональной мобильности магистрантов - будущих педагогов иностранный язык из специальности все больше превращается в средство коммуникации для специальности. В условиях, когда одного владения иностранным языком недостаточно для большого круга специалистов, когда современному профессионалу не обойтись без владения соответствующим уровнем иностранного языка (Э.И. Назмиева), необходима актуализация и конкретизация цели практико-ориентированного подхода к обучению иностранному языку, которая учитывала бы направленность обучающегося на готовность к профессионально-ориентированному общению в сфере своей будущей профессиональной деятельности и акцентировала бы внимание именно на профессионально-деловой составляющей иноязычного обучения магистранта - будущего педагога [2]
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Научно-педагогический анализ соответствующей литературы (Н.П. Бахарев [3], М.И. Бекоева [4], Д.В. Быкова [5], Е.А. Драгунова [3], Б.М. Игошев [6], Е.А. Никитина [7], Л.Е. Солянкина [8] и др.), их систематизация и обобщение позволили сформулировать профессиональную компетентность специалиста как интегральное, профессионально-направленное качество личности, завершившего
установленную ступень профессионального образования, выражающееся в готовности и способности на его основе к результативной трудовой деятельности с учетом ее востребованности и социальной значимости, обеспечивающее с помощью определенных компетенций готовность к эффективному взаимодействию с окружающим миром. Соответственно, профессиональную компетентность мы определяем как личностное системное новообразование, воздействующее на способность специалиста добиваться успехов в постановке и решении профессионально-важных задач на основе интеграции внутренних и внешних стимулов саморазвития, самореализации и карьерного роста.
Общетеоретические исходные положения процесса формирования профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов в условиях современного рынка труда представлены в исследованиях Л.А. Амирова [9], А.Г. Асмолов [10], С.М. Вишнякова [11] и др. Выполнен ряд работ, раскрывающих процесс подготовки будущих магистров к профессиональной деятельности (С.А. Гудкова [12], Т.А. Белова [13], Н.В. Григорьева [13], Т.С. Якушева [12]и др.). Отдельные ученые обращались к проблемам формирования профессиональных компетенций у магистров. Значимы исследования, в которых фрагментарно представлены отдельные вопросы формирования практической готовности магистранта к преподавательской деятельности в процессе обучения иностранному языку (Е.Н. Беляева [14], М.В. Муриева [15], Э.И. Назмиева [16] и др.).
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с обозначенной проблемой стратегические ориентиры государственной образовательной политики и трансформационные изменения современного общества в социальной, экономической, культурной и политической областях актуализируют проблему формирования компетентной, профессионально-мобильной личности, которому необходимы такие профессионально-важные личностные качества, как: динамичность в профессиональной сфере; постоянный научный поиск и ориентация на достижение значительных результатов в практической трудовой деятельности; наличие внутреннего механизма самосовершенствования; направленность на преодоление нестандартных профессиональных и жизненных ситуаций; способность к планированию профессиональных действий, целеполаганию; готовность к проектированию своего профессионального развития и т.д.
Изложение основного материала исследования с
полным обоснованием полученных научных результатов. Несмотря на усиливающийся интерес к вопросам совершенствования образовательного процесса в высшей школе, проблема формирования профессиональной компетентности магистрантов, их практической готовности к успешной педагогической деятельности, не стали предметом специального изучения. Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики реализации иноязычной коммуникации в области будущей профессиональной деятельности.
Один из способов преодоления этих проблем - это практико-ориентированный подход к подготовке магистрантов как будущих педагогических работников, от компетентности которых зависит качество высшего профессионального образования в будущем. Необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования (М.И. Бекоева), а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами определенной области [17]. Поэтому, при разработке образовательных программ для магистратуры главный акцент необходимо делать на принципы практико-ориентированного подхода. Это позволит сформировать у магистрантов - будущих педагогических работников прогнозировать и анализировать достигнутые результаты и их соответствие требованиям современного рынка труда и образовательных услуг, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, навыки диалогического иноязычного общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам партнеров, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.
В основу реализации данных принципов положены: реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу; специфика профессиональной деятельности магистрантов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами; интеграция знаний, методов различных областей науки и человеческой практики.
Практико-ориентированный подход обучения должен применяться с первых дней обучения. Лабораторно-практические занятия проводить с использованием новейших педагогических технологий и должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где магистрант не только закрепляет основные теоретические положения учебного предмета, а учится прогнозировать, планировать, в интерактивной форме раскрывать свои позиции и мнения по выбранному способу решения учебной ситуации, самостоятельно организовывать свою исследовательскую деятельность.
Для организации практико-ориентированного обучения студентов в процессе обучения иностранному языку нами была разработана технология, включающая: словесно-диалектический метод обучения, метод понятийно-терминологической работы, учебно-методическое пособие по практико-ориентированному обучению иностранному языку, интерактивные методы и средства: метод кейс-стади, комплекс профессионально-ориентированных педагогических ситуаций, электронное учебное пособие «English for pharmacists», контрольно-измерительные компьютерные программы, разработан мониторинг процесса формирования профессионально-ориентированной коммуникационной компетенции. Сущность практико-ориентированного обучения заключается в интеграции диалектического метода познания с практическими умениями и навыками, основанными на способах подтверждений и опровержений, движении от гипотетических представлений к обоснованным фактам. Способ понятийно-терминологической работы организован на целенаправленной профессионально- направленной работе над текстом, что способствует лучшему запоминанию содержания и строго обусловленному его
использованию. Точное усвоение основных понятий дает возможность студентам глубже проникать в конкретную область науки, прочнее осваивать ее. Интерактивное обучение понимается как совместный процесс познания (Э.И. Назмиева), где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог, опыт и знания студентов служат источником их взаимообучения [16].
Практико-ориентированная деятельность по изучению иностранного языка, включающая словесно-диалектический, термино-понятийный и интерактивный способы, предусматривает выведение организации речевой деятельности на уровень сложной кооперации, которая способствует переходу от сообщенных к выводным знаниям, умениям от простого к расширенному воспроизводству знаний, с материализацией оценки знаний студентов, что является основой самоконтроля, саморазвития, самообразования и способствует формированию профессионально-ориентированной языковой компетенции [14].
Ряд авторов (А. Вербицкий, С.М. Вишнякова [11], Л.Е. Солянкина [8], В. Шершнева, Ф. Ялалов и др.) практико-ориентированное образование связывают с использованием возможностей профессионально направленного изучения магистрантами профильных и непрофильных дисциплин. Под целью практико-ориен-тированного образования Ф. Ялалов понимает формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения магистрантами знаний, умений, навыков и опыта деятельности, называя данную разновидность практико-ориентированного подхода де-ятельностно-компетентностным подходом.
Готовность к профессиональной деятельности в рамках профессионально-ориентированного подхода рассматривается нами как сложная динамическая система профессиональных, интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека. Мы солидарны с мнением С.М. Вишняковой, согласно которому практическую готовность будущего магистра следует рассматривать как состояние целостного субъекта, включающего осознанные и неосознанные установки, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соответствии с предстоящими трудностями и необходимости достижения определенного результата в своей профессии [11]. Профессиональная готовность, являясь новообразованием личности магистранта, характеризует его субъектное отношение к педагогической деятельности [17], выступает, как отражающее его способность успешно осуществлять образовательный процесс в образовательной организации и характеризующееся наличием у субъекта определенных компетенций, мотивации, а также личностных характеристик.
Мы исходим из того, что в процессе профессионально-педагогической подготовки магистранта к педагогической деятельности его профессиональное становление как можно полнее должно совпадать с логикой его субъектного развития. В основу образовательного процесса должны быть положены общеметодологические принципы целостности и гуманистической направленности учебно-познавательной деятельности; междисциплинарного взаимодействия в педагогическом процессе; субъ-ектно-личностной направленности и рефлексивности профессионального становления будущего педагогического работника. Из этих позиций рганизация процесса формирования практической готовности магистранта - будущего педагога к профессиональной деятельности необходимо осуществлять на основе диалогичности взаимоотношений участников образовательного процесса, субъект-субъектного характера этих отношений; единства теории и практики; свободы выбора в процессе практической подготовки магистранта к своей будущей профессиональной деятельности; объективно сформированной самооценки и самоконтроля.
Результативность профессиональной подготовки
будущих педагогических работников высшей школы обеспечат систематизация и интеграция образовательного процесса, междисциплинарное и межпредметное взаимодействие (спецкурс и курсы по выбору, производственная практика, комплексные междисциплинарные формы контроля, научно-исследовательская работа, опытно-экспериментальная деятельность). В совокупности средств, обеспечивающих формирование у магистрантов практической готовности к педагогической деятельности, высокую эффективность доказали педагогические задачи и ситуации моделирования, творческие задания, тренинги общения, деловые, позиционные и ролевые игры, педагогические мастерские, используемые в процессе аудиторных занятий. Интерактивные формы семинарских и практических занятий предоставляют возможность формировать творческий потенциал у магистрантов еще при освоении теоретического блока профессиональной подготовки через вариативный подход к решению типовых педагогических задач.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, прак-тико-ориентированная подготовка магистрантов - будущих педагогических работников как субъектов образовательной деятельности вуза обеспечивается с использованием следующих психолого-педагогических условий: рефлексивность и субъектно-личностная направленность профессионального обучения; активное использование личностно и практико-ориентированных образовательных технологий; сочетание инновационных форм обучения с традиционными, ставящими педагога в условия, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, через моделирование предполагаемых событий; связь теории с практикой; приоритет субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе; опора на ценностный потенциал содержания образования, интеграцию предметов философского, культурологического, психолого-педагогического, организационно-методического блоков; использование отечественного культурного наследия как эффективного средства подготовки педагогов к работе по воспитанию молодежи, способствующему самоопределению личности в системе гуманистических ценностей; включение личностного опыта в процесс обучения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
2. Назмиева Э.И. Компоненты содержания иноязычной подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля в контексте европеизации высшего образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. №1. С. 51-55.
3. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Формирование профессиональных компетенций студентов университета в условиях непрерывной многоуровневой системы образования и целевой подготовки для промышленного предприятия //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 4 (19). С. 18-22.
4. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 22-25.
5. Быкова Д.В. Национальный колорит художественных произведений как единица мотивации студентов неязыковых вузов на занятиях по английскому языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 22-24.
6. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 201 с.
7. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 2007. - 199 с.
8. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1.
9. Амирова Л.А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований Уральского отделения Российской Академии образования. 2009. № 8 (65). С.86-96.
10. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) //Образование и наука. 2013. № 8 (107). С. 3-13.
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. Высшая школа, 1999. - 538 с.
12. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Концептуальные особенности подготовки педагогов высшей школы к межкультурному общению //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№2 (21). С. 38-40.
13. Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. №1. С. 7-9.
14. Беляева Е.Н. Типы оценки уровня владения иностранным языком //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. №1. С. 10-11.
15. Муриева М.В. Педагогическая практика как этап профессионального становления студентов - будущих учителей иностранного языка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19). С. 122-125.
16. Назмиева Э.И. Адаптационный потенциал зарубежных технологий иноязычной подготовки студентов в российском вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. №1. С. 53-58.
17. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта - будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода //№ика-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). С. 13.
18. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов. 2004. - 42 с.
19. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога //Карельский научный журнал. 2014. №1. С. 46-48.
20. Бахарев Н.П. Непрерывность и многоуровневость подготовки бакалавров и магистров в техническом вузе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С. 55-58.
PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING UNDERGRADUATES - THE FUTURE TEACHERS
© 2015
F.B. Abaeva, candidate pedagogical sciences, associate professor of foreign languages
for language specialties
North Ossetian State University K.L. Khetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. This article reflects the main directions of practice-oriented approach to learning a foreign language undergraduates, as a complex dynamic system of intelligent, creative, professional, practical, motivational, emotional and volitional areas of the human psyche, in the formation of the professional competence of graduates - future teachers employees of the educational organization. In the process of learning a foreign language undergraduates continue to master a number of skills that are required in interpersonal communication. The formation of these skills - rather complex pedagogical process. Relatively complete this process can be considered when the masters are able to transfer the knowledge and skills acquired in training situations in the practical communication situation. Later they formed the communicative competence, the main of which we consider the following: the ability to transfer the known knowledge and skills, a variety of solutions to educational problems, methods of interpersonal and speech etiquette in terms of their new situation; the ability to detect new solution from a variety of known ideas, techniques, methods, tools; the ability to design new ways and means of solving specific communicative tasks. All these skills are manifested most successful masters in communication.
Keywords: Master, vocational education, practice-oriented approach, preparing undergraduates, pedagogical workers, educational organization.