Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Татьяна Ивановна, Высокос Мария Ивановна

Статья посвящена подготовке студентов педагогического направления к деятельности по формированию финансовой грамотности школьников при обучении математике. В настоящее время остро стоит вопрос формирования и развития функциональной грамотности школьников. Поэтому подготовка учителя должна включать в себя этот аспект. Учителю математики важно при обучении своей дисциплине уметь формировать и развивать все виды функциональной грамотности, включаю финансовую грамотность, а не только математическую. Математика имеет мощный потенциал для формирования финансовой грамотности. Исходя из этого включение в подготовку студентов элементов финансовой грамотности и включения методических компетенций касательно формирования функциональной грамотности при обучении математике необходимо. Учитель должен уметь грамотно включать материал по финансовой грамотности в содержание курса математики. Для учителя важно использовать различные технологии и подходы, позволяющие добавлять элементы финансовой грамотности в процесс обучения математике. Включение в подготовку будущих учителей компетенций по развитию функциональной грамотности позволит дать обществу современного учителя. Этот учитель сможет реализовывать задачи, стоящие перед современным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдеева Татьяна Ивановна, Высокос Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS FOR ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN IN TEACHING MATHEMATICS

The article is devoted to the preparation of students of the pedagogical direction for the work on the formation of financial literacy of schoolchildren in teaching mathematics. At present, the issue of formation and development of functional literacy of schoolchildren is important. Therefore, teacher training should include this aspect. It is important for a teacher to be able to form and develop all types of functional literacy, including financial literacy, and not just mathematical literacy when teaching mathematics. Mathematics has a powerful potential for the formation of financial literacy. Therefore, the inclusion in the preparation of students of elements of financial literacy and the inclusion of methodological competencies regarding the formation of functional literacy in teaching mathematics is necessary. The teacher should be able to include material on financial literacy in the content of the mathematics course. It is important for the teacher to use various technologies and approaches to add elements of financial literacy to the process of teaching mathematics. Adding competencies to develop functional literacy to teacher training will give society a modern teacher. This teacher will be able to implement the tasks of modern education.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»

взаимоотношений учитель-ученик. Из носителя готовых знаний современный педагог превращается в наставника и консультанта, основная цель которого - помочь школьникам ориентироваться в почти безграничных потоках информации, доступ к которым открывают информационные и телекоммуникационные технологии.

При всех вышеперечисленных преимуществах, связанных с широким использованием средств ИКТ в процессе обучения школьников интересующей нас дисциплине, не следует отказываться и от традиционных форм организации учебной деятельности на занятиях по ней.

Литература:

1. Арсалиев, Ш.М. Использование информационных технологий в этнокультурном образовании / Ш.М. Арсалиев // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2018. - № 2. - С. 9-15.

2. Атякшаева, Д.А. Преодоление лингвоэтнического барьера при помощи внедрения геймификации в учебный процесс / Д.А. Атякшаева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 100-103

3. Белякова, Е.Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников / Е.Г. Белякова, Э.В. Загвязинская, А.И. Березенцева // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 8. - С. 147-162

4. Верховых, Л.Н. Учебные проекты на занятиях по лингвокраеведению / Л.Н. Верховых // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы Научной сессии Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». -Борисоглебск: Кристина и К, 2018. - С. 73-76

5. Громыко, Ю.В. Школа как экосистема развивающихся детсковзрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего / Ю.В. Громыко, В.В. Рубцов, А.А. Марголис // Культурно-историческая психология. -2020. - Т. 16. - № 1. - С. 57-67

6. Духанина, Л.Н. Вынужденная цифровизация школьного образования в России: родительская рефлексия / Л.Н. Духанина, А.А. Максименко // Научный результат. Социология и управление. - 2021. - Т. 7. - № 2. - С. 116-131

7. Еренчинова, Е.Б. Использование сети Интернет при обучении иностранному языку / Е.Б. Еринчинова // Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной конференции. - Казань: Бук, 2014. -С. 325-327

8. Зверева, Ю.В. Обучение смысловому чтению при работе с лингвокраеведческими текстами в начальной школе / Ю.В. Зверева, Н.А. Линк // Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе: Сборник статей по материалам XII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. -Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. - С. 81-93

9. Иванько, А.Ф. Новые образовательные технологии / А.Ф. Иванько, М.А. Иванько, С.С. Воронцова // Молодой ученый. - 2017. - № 49. - С. 364-368

10. Крючкова, Т.А. Использование учебно-научных текстов краеведческой направленности на уроках русского языка в начальной школе / Т.А. Крючкова // Евразийский союз ученых. - 2020. - № 6-3(75). - С. 21-26

11. Наволочная, Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку / Ю.В. Наволочная // Филологические науки: вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12. - Вып. 2. - С. 267-272

12. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации / В.А. Болотов, М.Л. Левицкий, И.М. Реморенко, В.В. Сериков // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. - Ростов на Дону: Южный федеральный университет, 2020. - С. 21-36

13. Рагимова, Л.К. Непрерывное повышение ИКТ-компетенции учителей как важный фактор повышения качества образования / Л.К. Рагимова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 215-217

14. Смирнова, Е.В. Опора на родной язык и лингвокультуру как компонент основы билингвального образования при использовании средств ИКТ / Е.В. Смирнова // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 1(18). - С. 24-28

15. Стернин, И.А. Типы речевых культур / И.А. Стерин. - Москва: Директ-Медиа, 2015. - 27 с.

16. Сулейманова, Р.В. Этнокультурная социализация как фактор формирования российской идентичности / Р.В. Сулейманова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 217-219

17. Торговкин, В.Г. Применение ИКТ в условиях образовательного процесса как способ самореализации студентов вуза / В.Г. Торговкин, Н.П. Олесов, Ц. Ли // Образование. Наука. Научные кадры. - 2022. - № 1. - С. 265-268

18. Фадель, Ч. Четырехмерное образование / Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг. - Москва: Точка, 2018. - 195 с.

19. Atlas of the World's Languages in Danger / ed. C. Moseley. - Paris: UNESCO Publishing, 2009. - 220 p.

Педагогика

УДК 378:372.851

кандидат педагогических наук Авдеева Татьяна Ивановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат физико-математических наук Высокос Мария Ивановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Статья посвящена подготовке студентов педагогического направления к деятельности по формированию финансовой грамотности школьников при обучении математике. В настоящее время остро стоит вопрос формирования и развития функциональной грамотности школьников. Поэтому подготовка учителя должна включать в себя этот аспект. Учителю математики важно при обучении своей дисциплине уметь формировать и развивать все виды функциональной грамотности, включаю финансовую грамотность, а не только математическую. Математика имеет мощный потенциал для формирования финансовой грамотности. Исходя из этого включение в подготовку студентов элементов финансовой грамотности и включения методических компетенций касательно формирования функциональной грамотности при обучении математике необходимо. Учитель должен уметь грамотно включать материал по финансовой грамотности в содержание курса математики. Для учителя важно использовать различные технологии и подходы, позволяющие добавлять элементы финансовой грамотности в процесс обучения математике. Включение в подготовку будущих учителей компетенций по развитию функциональной грамотности позволит дать обществу современного учителя. Этот учитель сможет реализовывать задачи, стоящие перед современным образованием.

Ключевые слова: обучение математике, функциональная грамотность, финансовая грамотность, математическая грамотность, практико-ориентированное обучение, студенты педагогического направления подготовки.

Annotation. The article is devoted to the preparation of students of the pedagogical direction for the work on the formation of financial literacy of schoolchildren in teaching mathematics. At present, the issue of formation and development of functional literacy of schoolchildren is important. Therefore, teacher training should include this aspect. It is important for a teacher to be able to form and develop all types of functional literacy, including financial literacy, and not just mathematical literacy when teaching mathematics. Mathematics has a powerful potential for the formation of financial literacy. Therefore, the inclusion in the preparation of students of elements of financial literacy and the inclusion of methodological competencies regarding the formation of functional literacy in teaching mathematics is necessary. The teacher should be able to include material on financial literacy in the content of the mathematics course. It is important for the teacher to use various technologies and approaches to add elements of financial literacy to the process of teaching mathematics. Adding competencies to develop functional literacy to teacher training will give society a modern teacher. This teacher will be able to implement the tasks of modern education.

Key words: mathematics, functional literacy, financial literacy, mathematical literacy, practice-oriented learning, students of pedagogical training.

Введение. Современное общество предъявляет все новые требования к педагогам, которые необходимо отразить в процессе подготовки будущих учителей. В связи с этим происходит регулярное обновление Федеральных государственных стандартов, в которых отражены современные тенденции к подготовке педагогических кадров. Один из важнейших вопросов при подготовке учителя - сформировать у будущего педагога необходимые компетенции. Процесс формирования компетенций будущих учителей достаточно сложен. Сегодня зачастую механизмы формирования компетенций студентов, не удовлетворяют ожиданиям заказчиков (школ). На самом деле существует огромное количество проблем в этой области, связанных скорее всего с проблемами педагогического образования. Во-первых, это содержание образования - стандарты, учебные планы, учебные программы, учебники, УМК - в связи с постоянными изменениями все эти позиции педагоги не успевают отрабатывать. Во-вторых, обучаемость студентов, здесь нужно отметить низкий уровень базовой подготовки поступающих в педагогические вузы, низкая мотивация, низкий статус профессии. В третьих, сложности при составлении учебных планов - недостаточно времени, чтобы полноценно охватить формирование всех компетенций. В-четвертых, ресурсная база, которая не позволяет полноценно использовать все возможности, предоставляемые современными информационными технологиями. Несмотря на все это необходимо дать обществу современного, компетентного, хорошо подготовленного педагога способного реализовывать основные стратегические задачи образования.

В современном школьном образовании в последнее время возрос интерес к вопросам связанным с формированием и развитием функциональной грамотности школьников. Она включает в себя читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление. Все это современный педагог должен уметь формировать при обучении своему предмету. Вуз должен подготовить выпускника, обладающего, в том числе, способностью использовать свой предмет для развития функциональной грамотности школьников. Зачастую при методической подготовке выпускника, при изучении дисциплин, связанных с методикой преподавания дисциплины, внимание уделяется лишь подготовке к профильному предмету. При этом возможности использования ресурсов дисциплины при формировании всех видов грамотности не освещаются или освещаются достаточно слабо.

Сегодня финансовая составляющая функциональной грамотности имеет особое значение в связи со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной Правительством РФ в 2017 г. (Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р) [4], кроме того ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» реализуется проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», где идет разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности [5].

В данной работе на примере студентов педагогического направления с профилем Математика рассмотрим вопрос их подготовки к деятельности по формированию и развитию финансовой грамотности на уроках математики.

Изложение основного материала статьи. Перед современным педагогом стоит сложная задача - дать знания, подготовить учащихся к будущей самостоятельной взрослой жизни. На уроках математики учащиеся учатся решать задачи, имеющие экономическое содержание, однако в учебниках математики нет заданий направленных на формирование финансовой грамотности, не содержатся или содержатся в незначительной степени задания, которые «связаны» с будущей взрослой жизнью школьников. В свою очередь, математике принадлежит важное место в экономическом образовании школьника. У математики огромное количество инструментов для развития функциональной грамотности школьников. Поэтому учитель математики уже с 5 класса должен приступить к формированию финансовых компетентностей учеников на уроках математики и во внеурочное время. Это должны учитывать при подготовке студентов педагогического направления будущих учителей математики.

При подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности ряд предметов учебного плана помогает в развитии общепрофессиональных компетенций студента, которые впоследствии дадут возможность применять полученные знания, умения для формирования финансовой грамотности у школьников. Например, на дисциплине "Педагогика" студенты разбирают нормативно-правовую базу, регулирующую разработку и реализацию образовательных программ, студенты учатся разрабатывать образовательные программы, отдельные рабочие программы дисциплин, направленные, в том числе, на формирование и развитие финансовой грамотности. Будущих учителей при обучении знакомят с основными электронными образовательными ресурсами, возможностями их использования в учебном процессе, на этих образовательных ресурсах имеется достаточное количество материала по финансовой грамотности. На дисциплине "Педагогика" студенты учатся отбирать и использовать различные педагогические технологии для решения определенных образовательных задач. Эти умения они могут использовать для работы с учениками в области финансовой грамотности. На дисциплине "Психология" студенты приобретают знания о реализованных практиках управления учебными группами, в том числе и с целью формирования финансовой грамотности, учатся управлять учебными группами, эти умения они могут использовать в своей будущей профессии при подготовке мероприятий направленных на развитие финансовой грамотности школьников. Дисциплина "Теория и методика обучения математике" позволяет студентам научиться разрабатывать рабочие программы дисциплины, в том числе с учетом представленности в ней финансовой грамотности. Разрабатываются программы в соответствии с ФГОС ОО, поэтому в программах предметной области "Математика" или математических элективных курсов присутствуют разделы, отдельные темы, связанные с формированием финансовой грамотности (это могут быть темы связанные, например с процентами, функциями, решением экономических задач из ЕГЭ, решением практикоориентированных задач). Студенты знают требования федеральных государственных образовательных стандартов к планируемым результатам обучения, в том числе к метапредметным результатам, поэтому с учетом специфики предмета они могут формулировать планируемые результаты обучения и в области финансовой грамотности. Это лишь некоторые

аспекты общепрофессиональной подготовки будущих учителей математики, которые могут быть использованы ими в будущей профессиональной деятельности по формированию финансовой грамотности в школе при обучении математике. Особо следует отметить введенную в учебный план бакалавров дисциплину "Финансово-экономический практикум". Она позволит углубить экономические знания учащихся вуза без которых невозможно говорить о финансовой грамотности самих будущих наставников.

Однако всего этого недостаточно для того, чтобы студент был готов в полной мере реализовывать основные направления образовательной политики, требования федерального государственного стандарта в области межпредметных связей математики с другими науками и практикоориентированного обучения.

Выходом из данной ситуации может быть включение в рабочую программу по методике преподавания математики разделов, касающихся функциональной грамотности (в том числе финансовой), решения практикоориентированных задач. Или включение в учебный план отдельной дисциплины "Практикоориентированное обучение математике" в рамках которой можно решить вопрос готовности студентов к деятельности по формированию финансовой грамотности школьников при обучении математике.

Бакалавров необходимо познакомить с содержанием экономической линии в курсе математики. Здесь можно использовать сборники специальных модулей по финансовой грамотности для УМК автора Муравина Г.К. [3]. В каждом сборнике представлено описание структуры и основных компонентов финансовой грамотности курса математики 5-11 классов и специальные модули в соответствии с классом. Знакомство с данным ресурсом поможет составить представление о содержании финансовой грамотности в математических дисциплинах.

Однако не всегда готовый методический материал подходит для реализации целей по формированию функциональной грамотности. Наставнику часто приходится подбирать или разрабатывать для школьников задания самостоятельно. Поэтому в программу обучения нужно включать задания, направленные на развитие компетенций в области методической подготовки будущего учителя. В качестве примера приведем некоторые задания, направленные на овладение студентами этих компетенций применительно к финансовой грамотности.

Задание 1. Групповая работа "Разработка практикоориентированных задач, направленных на развитие функциональной грамотности".

Часть 1. Задание для группы. Ознакомьтесь с материалами диагностических работ по оценке математической грамотности и финансовой грамотности https://instrao.ru Института стратегии развития образования Российской академии образования [5].

Разработайте практикоориентированную задачу для диагностической работы по оценке уровня математической и финансовой грамотности и систему оценивания (задача может содержать от 2 до 4 вопросов, для 5-9 классов (на выбор группы)). Задание представить в виде презентации с защитой от группы.

Критерии оценки работ: 1) самостоятельность работы и оригинальность задачи; 2) обоснование выбора контекста и его актуальность; 3) соответствие разработанных вопросов целям диагностики; 4) грамотная разработка системы оценивания; 5) выразительность выступления и компетентность докладчиков (ответы на вопросы); 6) оформление презентации.

Группы представляют свои разработки, идет обсуждение представленных задач, отмечаются достоинства и недостатки каждой разработки.

Часть 2. Задание для группы. Педагогическая ситуация:

Вы провели диагностическую работу в которую включена разработанная вами практикоориентированная задача. По результатам оценки работ большая часть учащихся не справилась с выполнением вашей задачи. Укажите возможные ошибки учащихся, объясните в чем они могут состоять, предположите возможные причины появления ошибок, предложите задания для предупреждения возможных ошибок.

Критерии оценки работ: 1) грамотно определены основные возможные ошибки; 2) четко определены возможные причины появления ошибок; 3) грамотно разработаны задания для предупреждения ошибок; 4) выразительность выступления и компетентность докладчиков (ответы на вопросы).

После выполнения работ группы представляют свои разработки, идет обсуждение, отмечаются достоинства и недостатки работы каждой команды.

Эти задания помогут в развитии компетенций связанных со способностью осуществлять диагностику, контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности.

Задание 2. Перед выполнением предлагается провести межпредметный квест "Покупка недвижимости" или "Ремонт в доме мечты" в котором студенты участвуют как игроки. Межпредметный квест направлен на формирование функциональной грамотности (математической, финансовой, естественнонаучной и читательской). Обучающиеся распределяются по группам, им выдают определенные роли и ситуации, в которых они должны будут осуществить покупку недвижимости или провести ремонт в доме мечты. Команды посещают три "станции" - три отдела. В первом отделе, в зависимости от темы квеста предлагаются задания на развитие математической и финансовой грамотности, во втором отделе задания по естественнонаучной, в третьем - по читательской грамотности. На каждой станции квеста студенты выполняют задания на развитие определенных видов функциональной грамотности и знакомятся с новой формой проведения занятий - квест, сами в нем участвуют.

Задание для групп. Реализуется в форме проекта.

Разработать внеурочное мероприятие, направленное на развитие математической, финансовой, естественнонаучной грамотности, в котором используются знания различных дисциплин и жизненные ситуации, близкие учащимся.

Педагогическая ситуация. Вы - объединение методистов, учителей-предметников, участвуете в конкурсе на разработку внеурочного мероприятия, направленного на развитие математической, финансовой, естественнонаучной грамотности. Вам предстоит разработать внеурочное мероприятие согласно требованиям конкурса. (В качестве организаторов конкурса (заказчиков) и консультантов можно пригласить на занятие действующих школьных учителей, которые озвучат требования к проекту и проконсультируют студентов. Группам раздают требования к внеурочному мероприятию. Они приступают к созданию своих проектов).

Критерии оценки проекта: 1) постановка цели проекта, планирование путей достижения цели, соответствие выбранных способов содержанию проекта; 2) личная заинтересованность разработчиков, творческий подход; 3) соблюдение требований; 4) качество проведения презентации 5) качество проектного продукта.

Задание 3. Подготовить доклад "Методическая разработка "Формирование функциональной грамотности школьников при обучении математике. Опыт педагогов"". Студентам предлагается провести обзор ресурсов Интернет и найти интересные методические разработки на развитие функциональной грамотности (математической, финансовой, естественнонаучной), выступить с докладом перед однокурсниками.

Критерии оценки: 1) соответствие содержания доклада заявленной теме 2) степень раскрытия темы 3) умение доступно и понятно передать содержание доклада в виде презентации 4) актуальность источников информации 5) ораторское искусство и ответы на вопросы.

Данные задания помогут в формировании компетенций связанных с умением разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии обучения; со способностью разрабатывать внеурочные мероприятия.

Представленные задания были апробированы на курсах повышения квалификации для учителей "Формирование практической математической грамотности школьников", «Международные исследования качества образования (PISA) как фактор развития компетенции педагога», на занятиях с магистрантами по предмету "Практикоориентированное обучение математике".

Выводы. Специфика подготовки учителя математики состоит в том, что математика имеет большой потенциал, ее инструменты необходимы для изучения подавляющего большинства школьных дисциплин и несомненно для нормального функционирования каждого человека во взрослой жизни. Это касается и развития у школьников финансовой грамотности, являющейся неотъемлемой частью жизни человека. Вузам важно не только получить профессионала владеющего математическим инструментарием, но и грамотного методиста, способного через свой предмет подготовить ученика к дальнейшей жизни, важно показать, что знания, умения, полученные на уроках математики несут практическую ценность. Для этого педагог должен мастерски уметь включать практикоориентированные задания в курс математики. Поэтому основное внимание при подготовке студентов педагогического направления к деятельности по формированию финансовой грамотности школьников при обучении математике необходимо уделять не только их знаниям экономики и финансов, но и способностям будущего педагога к: разработке основных и дополнительных образовательных программ; разработке отдельных их компонент, которые будут направлены на формирование и развитие функциональной грамотности школьников (математической, финансовой, естественнонаучной, читательской); возможностям будущих учителей осуществлять грамотный контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся; умению выявлять и корректировать трудности в обучении конкретному предмету и смежным предметам; возможностям работать с разными группами учеников; возможностям использовать современные технологии для достижения требуемых ФГОС результатов.

Важно при подготовке бакалавров уделять особое внимание методической подготовке, научить их разрабатывать рабочие программы дисциплин с учетом включения метапредметных результатов обучения, с учетом междисциплинарного подхода. Необходимо показать студенту, что задача учителя состоит и в том, чтобы научить использовать математику в других дисциплинах, в обычной жизни, а для этого он должен быть хорошим методистом, который умеет разрабатывать рабочие программы, который ответственно подходит к выбору форм и средств обучения, который может грамотно подобрать или разработать задание.

Литература:

1. Айзман, Р.И. Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: учебное пособие для вузов / Р.И. Айзман, Н.О. Новикова. - Москва: Изд-во Юрайт, 2022 (Высшее образование). - 214 с.

2. Зверева, Л.Г. Формирование финансовой грамотности школьников на уроках математики / Л.Г.Зверева, Р.А. Бельченко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №1-1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-na-urokah-matematiki (дата обращения: 10.11.2022).

3. Муравин, Г.К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 9 класса / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - М.: Дрофа, 2017. - 45 с.

4. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: [утверждена Правительством РФ: распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р]. - URL: https://static.government.ru . (дата обращения 25.11.2022).

5. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. "Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся"": сайт. - URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения 25.11.2022).

Педагогика

УДК 378.095

старший преподаватель Агапова Екатерина Геннадиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» (г. Москва)

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭСТРАДНЫХ

ВОКАЛИСТОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования исполнительской культуры эстрадных вокалистов, обосновано значение интегративного подхода в обучении эстрадных вокалистов. Обеспечение интегративного содержания учебных дисциплин связано не только с изучением вокального исполнительства, но и с ознакомлением художественно-творческой деятельности, которая проявляется в занятиях другими музыкальными дисциплинами, танцем, основами сценического движения и т.д. Автор охарактеризовал понятие «исполнительская культура эстрадных вокалистов» как совокупность технической и художественно-образной сторон исполняемых произведений, которая несет в себе традиции и новации в интерпретации идеи замысла композитора, стиля и жанра сочинений, их формы и содержания, раскрывая творческий потенциал личности студента на уровне эстетического сознания и эстетической деятельности, исполнительских умений и навыков в сочетании с опытом публичных выступлений. Автор выявил структуру исполнительской культуры эстрадных вокалистов, которая включает следующие компоненты: профессионально важные качества, индивидуальные качества, сценическая культура, эмоционально-психологическая подготовка. Профессионально важные качества обеспечивают будущую успешную профессиональную деятельность эстрадных вокалистов. Индивидуальные качества формируются в условиях активной познавательной деятельности, музыкальной практики, толкования музыкальных и художественных ценностей. Они развиваются в процессе различных видов музыкально-познавательной деятельности эстрадных вокалистов, предполагающей восприятие музыки и ее исполнение. Важным аспектом сценической культуры эстрадных вокалистов является культура звука - это тон, создающий настроение и передающий глубину, яркость и содержательность исполнения. Одним из показателей сценической культуры считается имидж исполнителя который отражает внутренний мир, как самого артиста, так и его образа, передаваемый различными видами сценического воплощения художественного образа исполняемого произведения. Яркое сценическое воплощение музыкального образа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.