Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный отбор / методика спортивного отбора / подготовка студентов / программы дополнительного образования / междисциплинарный подход / координация деятельности преподавателей / sports selection / sports selection methodology / student training / additional education programs / interdisciplinary approach / coordination of teachers' activities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаев Геннадий Михайлович

Цель исследования: изучить практические пути проведения подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора в контексте взаимосвязи различных учебных дисциплин. Методы и организация исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа, архивный метод, педагогический эксперимент, анкетирование. В рамках исследования были разработаны программы дополнительного образования для педагогов, ориентированные на формирование у профессорско-преподавательского состава необходимых для подготовки студентов к реализации методики спортивного отбора компетенций. Эти программы были экспериментально апробированы, и оценена их эффективность. Результаты исследования и их обсуждение. Результатами проведенного исследования является разработка программ дополнительного образования для педагогов и их экспериментальная апробация. Полученные в рамках экспериментальной апробации данных программ результаты были оформлены в виде тематического планирования включения элементов изучения методики спортивного отбора в различные учебные курсы. В ходе эксперимента принявшие в нем участие преподаватели скоординировали свою работу по подготовке студентов к реализации методики спортивного отбора, обеспечив междисциплинарный характер освоения студентами методики спортивного отбора, соблюдение принципов непрерывности и преемственности в процессе подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора. Заключение. В ходе проведенного исследования был подтвержден междисциплинарный характер вопросов методики спортивного отбора и предприняты меры по оптимизации подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора путем дополнительной подготовки профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаев Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION SPECIALTIES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SPORTS SELECTION METHODOLOGY AS AN INTERDISCIPLINARY PROBLEM

The research purpose is to study practical ways of preparing students of physical education specialties for the implementation of sports selection methods in the context of the interrelation of various academic disciplines. Methods and organization of research. The research used methods of theoretical analysis, archival method, pedagogical experiment and questionnaire. Within the framework of the study, additional education programs for teachers were developed, aimed at developing in the teaching staff the competencies necessary to prepare students for the implementation of the sports selection methodology. These programs have been experimentally tested and their effectiveness evaluated. Research results and discussion. The results of the study are the development of additional education programs for teachers and their experimental approbation. The results obtained as part of the experimental testing of these programs were designed in the form of thematic planning for the inclusion of elements of the study of sports selection methodology in various training courses. During the experiment, the teachers who took part in it coordinated their work to prepare students for the implementation of the sports selection methodology, ensuring the interdisciplinary nature of the students' development of the sports selection methodology and compliance with the principle of continuity in the process of preparing students of physical education specialties for the implementation of the sports selection methodology. Conclusion. In the course of the conducted research, the interdisciplinary nature of the issues of the sports selection methodology was confirmed and measures were taken to optimize the preparation of students of physical education specialties for the implementation of the sports selection methodology through additional training of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 378.14:796 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-183-189

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

Г.М. Николаев

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Россия

Аннотация

Цель исследования: изучить практические пути проведения подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора в контексте взаимосвязи различных учебных дисциплин.

Методы и организация исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа, архивный метод, педагогический эксперимент, анкетирование. В рамках исследования были разработаны программы дополнительного образования для педагогов, ориентированные на формирование у профессорско-преподавательского состава необходимых для подготовки студентов к реализации методики спортивного отбора компетенций. Эти программы были экспериментально апробированы, и оценена их эффективность.

Результаты исследования и их обсуждение. Результатами проведенного исследования является разработка программ дополнительного образования для педагогов и их экспериментальная апробация. Полученные в рамках экспериментальной апробации данных программ результаты были оформлены в виде тематического планирования включения элементов изучения методики спортивного отбора в различные учебные курсы. В ходе эксперимента принявшие в нем участие преподаватели скоординировали свою работу по подготовке студентов к реализации методики спортивного отбора, обеспечив междисциплинарный характер освоения студентами методики спортивного отбора, соблюдение принципов непрерывности и преемственности в процессе подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора.

Заключение. В ходе проведенного исследования был подтвержден междисциплинарный характер вопросов методики спортивного отбора и предприняты меры по оптимизации подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора путем дополнительной подготовки профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: спортивный отбор, методика спортивного отбора, подготовка студентов, программы дополнительного образования, междисциплинарный подход, координация деятельности преподавателей.

PREPARATION OF STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION SPECIALTIES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SPORTS SELECTION METHODOLOGY AS AN INTERDISCIPLINARY PROBLEM

G.M. Nikolaev, e-mail: nikolaevv12@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3385-5852 Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract

The research purpose is to study practical ways of preparing students of physical education specialties for the implementation of sports selection methods in the context of the interrelation of various academic disciplines. Methods and organization of research. The research used methods of theoretical analysis, archival method, pedagogical experiment and questionnaire. Within the framework of the study, additional education programs for teachers were developed, aimed at developing in the teaching staff the competencies necessary to prepare students for the implementation of the sports selection methodology. These programs have been experimentally tested and their effectiveness evaluated.

Research results and discussion. The results of the study are the development of additional education programs

for teachers and their experimental approbation. The results obtained as part of the experimental testing of these programs were designed in the form of thematic planning for the inclusion of elements of the study of sports selection methodology in various training courses. During the experiment, the teachers who took part in it coordinated their work to prepare students for the implementation of the sports selection methodology, ensuring the interdisciplinary nature of the students' development of the sports selection methodology and compliance with the principle of continuity in the process of preparing students of physical education specialties for the implementation of the sports selection methodology.

Conclusion. In the course of the conducted research, the interdisciplinary nature of the issues of the sports selection methodology was confirmed and measures were taken to optimize the preparation of students of physical education specialties for the implementation of the sports selection methodology through additional training of the teaching staff.

Keywords: sports selection, sports selection methodology, student training, additional education programs, interdisciplinary approach, coordination of teachers' activities.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт является неотъемлемой частью жизни современного человека [13]. Однако эффективные занятия спортом невозможны без грамотно проведенного спортивного отбора. Подготовка студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора должна происходить в рамках их профессионального обучения в вузе. Сегодня во всем мире уделяется большое внимание подготовке специалистов в области физической культуры и спорта [3, 6, 15]. В настоящее время подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в нашей стране ведется в соответствии с ФГОС ВО и реализуется на основе компетентностного подхода [2, 7, 11, 12, 14]. Происходящее в последние десятилетия постоянное реформирование системы высшего образования, направленное на рост качества подготовки специалистов, в том числе и в области физкультуры и спорта, помимо прочего, предполагает и разработку новых образовательных программ, повышение квалификации преподавательских кадров и пр. [1, 8, 9]. На этом фоне мы считаем необходимым и проведение оптимизации подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора [5]. Тем более что, как указывают, в современной спортивной практике присутствует значительное количество проблем организационно-методического плана, касающихся реализации методики спортивного отбора. В самом общем виде эти проблемы касаются неоднозначного понимания практиками системы спортивного отбора, отсутствия в штатном расписании физкультурно-спортивных организаций ставок специалистов по спортивному отбору и пр. Решение данных проблем невозможно без осуществления гра-

мотной и целенаправленной подготовки специалистов в области спортивного отбора [4]. В настоящее время вопрос необходимости проведения спортивного отбора на всех этапах многолетнего тренировочного процесса не вызывает сомнений. В многочисленных работах по теории и методике физического воспитания и спорта показано, что основу успешного развития спортивной дисциплины, достижения спортсменами высоких результатов в соревновательной деятельности составляет грамотно проведенный спортивный отбор [4, 10]. Тем не менее, как показал проведенный нами в 2021-2022 годах анализ образовательных программ целого ряда российских вузов, несмотря на большую практическую значимость спортивного отбора в вузах, ведущих подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, практически отсутствуют отдельные учебные дисциплины, посвященные методике спортивного отбора. Мы связываем данный факт с тем, что:

- в разных видах спорта методика спортивного отбора имеет свою специфику;

- в практике спортивного отбора учитывается большое количество показателей, относящихся к различным сферам: антропо-морфологических показателей, физиологических показателей, особенностей развития физических качеств, особенностей технической подготовленности, личност-но-психологических качеств и пр.;

- к настоящему времени в практике физического воспитания и спорта накоплен большой багаж средств и методов проведения спортивного отбора;

- отсутствуют единые методические рекомендации по проведению спортивного отбора и пр. На этой основе можно утверждать, что подготовка студентов физкультурных специаль-

ностей к реализации методики спортивного отбора должна рассматриваться как междисциплинарная проблема, то есть вопросы методики спортивного отбора должны быть включены в изучение различных дисциплин как теоретического, так и практического плана. Придя к данному теоретическому заключению, мы поставили цель: изучить практические пути проведения подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора в контексте взаимосвязи различных учебных дисциплин.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе анализа теоретических источников — монографий, методических изданий, научных публикаций, был определен круг вопросов, которые требуют изучения в рамках подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора, и сформировано содержательное наполнение подготовки студентов к реализации методики спортивного отбора. На основе применения методов теоретического анализа и архивного метода (на основе материалов учебных и рабочих программ, нормативно-правовых документов и пр.) были разработаны программы дополнительного образования для педагогов. Был проведен педагогический эксперимент, направленный на апробацию данных программ. После экспериментальной апробации программ дополнительного образования было проведено анкетирование участников эксперимента. Таким образом, в проводимом исследовании были последовательно применены методы: теоретического анализа, архивный метод, педагогический эксперимент, анкетирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДКЕИЕ

В результате проведения исследования с применением анализа учебных планов ряда российских вузов (Марийский государственный университет, Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, Бурятский государственный университет, Московский государственный областной университет), находящихся в открытом доступе, было выявлено отсутствие единого учебного курса, посвященного методике спортивного отбора. В исследовании

были выделены основные задачи оптимизации процесса подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации спортивного отбора, которые заключаются в следующем:

- необходимо включить изучение методики спортивного отбора в различные учебные курсы в силу сложности и многогранности процесса спортивного отбора;

- необходимо проведение не только теоретического изучения вопросов методики спортивного отбора, но и предоставления студентам возможности решения задач спортивного отбора, обеспечивая таким образом не только приобретение знаний, но также и формирование умений и навыков в области методики спортивного отбора;

- необходимо обеспечить преемственность изучения студентами методики спортивного отбора в течение всего периода обучения на факультете физической культуры.

Важнейшим направлением решения задач оптимизации процесса подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации спортивного отбора является осуществление профессорско-преподавательским составом факультета физической культуры скоординированных действий, направленных на создание единой системы подготовки студентов к реализации методики спортивного отбора, формирование у них необходимых компетенций. Для того чтобы обеспечить полноценную подготовку студентов к реализации методики спортивного отбора, мы разработали программы дополнительного образования для педагогов, ориентированные на формирование у профессорско-преподавательского состава компетенций, необходимых для подготовки студентов к реализации методики спортивного отбора. Речь в данном случае идет о подготовке педагогов к преподаванию материала, касающегося методики спортивного отбора. Это программы «Методика проведения спортивного отбора» и «Диагностические средства, применяемые в современной методике спортивного отбора». Программы были рассчитаны на 44 академических часа каждая. Эти программы были не только разработаны, но и прошли экспериментальную апробацию в очно-дистанционной форме (часть занятий проводилась дистанционно, часть — в очной форме). Каждая программа реализовывалась в течение четырех учебных недель. Содержание программ приведено в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Тематический план программы дополнительного образования «Методика спортивного отбора» Table 1 - Thematic plan of the additional education program «Methodology of sports selection»

№ Наименование модулей /разделов/ дисциплин Name of modules/sections/disciplines Всего, часов Total, hours Аудиторные занятия Classroom classes Самостоятельная работа Independent work Дистанционные занятия Distance learning Форма Аттестации Attestation form

Всего Total В том числе практические и лабораторные занятия Including practical and laboratory classes Всего Total В том числе лекции Including lectures

1. Понятие и основные категории спортивного отбора The concept and main categories of sports selection 8 4 4 4 Опрос the survey

2. Спортивный отбор и спортивная ориентация Sports selection and sports orientation 8 4 4 4 Опрос the survey

3. Спортивный отбор на этапе начальной подготовки Sports selection at the initial training stage 8 4 4 4 Опрос the survey

4. Спортивный отбор на учебно- тренировочном этапе Sports selection at the training stage 4 2 2 2 Опрос the survey

5. Спортивный отбор на этапе спортивного совершенствования Sports selection at the stage of sports improvement 8 4 4 4 Опрос the survey

6. Спортивный отбор на этапе спортивного мастерства Sports selection at the stage of sportsmanship 4 2 2 2 Опрос the survey

Итоговая аттестация Final examination 4 Зачет test

Итого: Total: 44

Таблица 2 - Тематический план программы дополнительного образования «Диагностические средства, применяемые в современной методике спортивного отбора»

Table 2 - Thematic plan of the additional education program «Diagnostic tools used in modern methods of sports selection»

№ Наименование модулей /разделов/ дисциплин Name of modules/sections/disciplines Всего, часов Total, hours Аудиторные занятия Classroom classes Самостоятельная работа Independent work Дистанционные занятия Distance learning Форма Аттестации Attestation form

Всего Total В том числе практические и лабораторные занятия Including practical and laboratory classes Всего Total В том числе лекции Including lectures

1. Основные понятия и категории, связанные с применением диагностических средств в методике спортивного отбора Basic concepts and categories related to the use of diagnostic tools in the methodology of sports selection 8 4 4 4 Опрос the survey

2. Оценка антропометрических показателей спортсменов Assessment of anthropometric indicators of athletes 8 4 4 4 Опрос the survey

3. Оценка физической подготовленности спортсменов Assessment of physical fitness of athletes 8 4 4 4 Опрос the survey

4. Медицинский контроль в спортивном отборе Medical control in sports selection 4 2 2 2 Опрос the survey

5. Психологическая диагностика в спортивном отборе Psychological diagnostics in sports selection 8 4 4 4 Опрос the survey

6. Частные методики спортивного отбора Private methods of sports selection 4 2 2 2 Опрос the survey

Итоговая аттестация Final examination 4 Зачет test

Итого: Total: 44

В рамках проведения обучения преподавателей по представленным выше рабочим программам преподаватели обогатили свои знания материалами для расширения учебных курсов информацией о методике спортивного отбора, разработки контрольно-оценочного инструментария знаний и умений студентов в области спортивного отбора. Эти материалы могут быть дополнены педагогами в процессе внедрения их в частные учебные курсы в соответствии с их спецификой. Кроме того, преподаватели получили информацию о

практических аспектах применения методики спортивного отбора за счет ознакомления с широким спектром диагностических средств, применяемых в современной практике спортивного отбора. Таким образом, был реализован принцип связи теории с практикой. Полученные в рамках экспериментальной апробации данных программ результаты были оформлены в виде тематического планирования включения элементов изучения методики спортивного отбора в различные учебные курсы, что отражено в таблице 3.

Таблица 3 - Включение вопросов методики спортивного отбора в тематическое планирование по отдельным учебным дисциплинам

Table 3 - Inclusion of issues of sports selection methodology in thematic planning for individual academic disciplines

Учебная дисциплина Academic discipline Включенные темы по методике спортивного отбора Included topics on the methodology of sports selection

Теория и методика физической культуры Theory and methodology of physical culture Понятие и основные категории спортивного отбора. Этапы спортивного отбора. The concept and main categories of sports selection. Stages of sports selection

Теория и методика обучения гимнастике Theory and methodology of teaching gymnastics Особенности спортивного отбора в подготовке гимнастов Features of sports selection in the training of gymnasts

Теория и методика обучения плаванию Theory and methodology of swimming training Особенности спортивного отбора в подготовке пловцов Features of sports selection in the preparation of swimmers

Теория и методика обучения легкой атлетике Theory and methodology of athletics training Особенности спортивного отбора в легкой атлетике Features of sports selection in athletics

Теория и методика обучения лыжной подготовке Theory and methodology of ski training Особенности спортивного отбора в лыжной подготовке Features of sports selection in ski training

Теория и методика обучения спортивным и подвижным играм Theory and methodology of teaching sports and outdoor games Особенности спортивного отбора в игровых видах спорта Features of sports selection in game sports

Мониторинг физического состояния человека Monitoring of a person's physical condition Диагностические средства в спортивном отборе: оценка антропометрических показателей и физических качеств Diagnostic tools in sports selection: assessment of anthropometric indicators and physical qualities

Психология физического воспитания и спорта Psychology of physical education and sports Психологические качества спортсмена, оцениваемые в рамках спортивного отбора Диагностика психологических качеств при проведении спортивного отбора Psychological qualities of an athlete evaluated in the framework of sports selection Diagnosis of psychological qualities during sports selection

Проведенное после апробации разработанных программ анкетирование педагогов показало следующее:

- все участники исследования (100%) отмети-

ли, что получили новую информацию о методике спортивного отбора;

- также все участники исследования (100%) согласились с необходимостью включения вопро-

сов методики спортивного отбора в свои учебные курсы;

- рассматривая подготовку студентов к реализации методики спортивного отбора как междисциплинарную проблему, в качестве наиболее важных аспектов педагоги отметили: необходимость комплексного подхода к изучению методики спортивного отбора (50%), соблюдение принципа преемственности (33%), необходимость связи теории с практикой (17%);

- оценивая результаты проведенного дополнительного обучения при помощи разработанных программ, педагоги отметили такие позитивные моменты, как возможность скоординировать с коллегами свою деятельность по подготовке студентов к реализации методики спортивного отбора (67%), возможность обсудить с коллегами основные проблемы подготовки студентов к реализации методики спортивного отбора (17%) и возможность более четко спланировать собственную деятельность по подготовке студентов к реализации методики спортивного отбора (17%);

- в качестве основных проблем подготовки студентов к реализации методики спортивного отбора преподаватели отметили: недостаточное количество учебного времени

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдалина, Л. В. Компетенция самосовершенствования педагога: актуальные аспекты исследования и формирования / Л. В. Абдалина, Л. В. Иванова, О. С. Фролова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 7. - С. 34-39.

2. Амелькина, М. С. Компетентностный подход: виток развития отечественного образования / М. С. Амелькина // Управление образованием: теория и практика. - 2019. - №2 (34). - С. 47-59.

3. Андреева, И. Г. Концепция практико-ориентирован-ного подхода к образованию в высшей школе / И. Г. Андреева, Л. В. Брыкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2020. - № 5. - С. 4-9.

4. Баранаев, Ю. А. Нетрадиционные подходы в спортивном отборе и ориентации детей на начальных этапах многолетней подготовки / Ю. А. Баранаев // Вестник спортивной науки. - 2022. - №2. - С. 24-27.

5. Быков, Н. Н. Пути совершенствования спортивного отбора для занятий профессиональным спортом / Н. Н. Быков, Е. А. Денисов // Информатизация в цифровой экономике. - 2021. - Т.2. - №2. - С. 71-78.

6. Елисеев, Е. В. Тезисы развития и модернизации систем организации учебной и учебно-методической работы университета физической культуры / Е. В. Елисеев // Здравоохранение, образование и без-

для глубокого изучения вопросов методики спортивного отбора, невысокую мотивацию студентов к изучению вопросов методики спортивного отбора, сложности в организации связи теории с практикой при обучении методике спортивного отбора (вопрос носил открытый характер).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, был подтвержден междисциплинарный характер вопросов методики спортивного отбора и предприняты меры по оптимизации подготовки студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора путем дополнительной подготовки профессорско-преподавательского состава. Разработанные и апробированные программы дополнительного образования для педагогов, как показали результаты проведенного эксперимента, способствовали не только обогащению педагогов знаниями о методике спортивного отбора, но и координации их совместных действий по подготовке студентов к реализации методики спортивного отбора, обеспечивая междисциплинарный подход, преемственность и непрерывность воздействия, наличие связи теории с практикой.

опасность. - 2020. - № 1 (21). - С. 77-86.

7. Кононова, О. В. Компетентностная модель выпускника как инструмент управления, контроля и оценки образовательных результатов ООП ВПО на базе ФГОС / О. В. Кононова // Территория новых возможностей. Вестн. Владивост. гос. ун-та экономики и сервиса. - 2012. - № 5. - С. 124-132.

8. Кораблева, Е. Н. Инновационные образовательные технологии в учебном процессе подготовки специалистов в вузе / Е. Н. Кораблева // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2016. - № 4. - С. 132-135.

9. Ненюк, Е. В. Ключевые вехи реформирования системы высшего образования / Е. В. Ненюк // Вопросы инновацонной экономик. - 2020. - Т.10. - № 1. - С. 397-406.

10. Уголькова, Е. Р. Спортивный отбор и его теоретические аспекты, спортивный отбор на этапе углубленной специализации / Е. Р. Уголькова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №2 (180). - С. 426-430.

11. Шехмирзова, А. М. Компетентностная модель выпускника как целевая составляющая образовательной программы вуза / А. М. Шехмирзо-ва // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. - 2019. - №2. С. - 49-59.

12. Buryak, N. Y. Competency-based approach in the

context of subject education / N. Y. Buryak // I International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - № 9-2 (72). - P. 64-68.

13. Bzizova, N. R. Multikultural camiyyatlarda idmanin inteqrasiyaedici rolu / N. R. Bzizova // Badan Tarbiyasi va idman Akademiyasinin Elmi Xabarlari. - 2021. - T. 3. - № 4. - P. 282-285.

14. Michailidis S. Competency-based approach in

REFERENCES

1. Abdalina, L. V. Competence of self-improvement of a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

teacher: current aspects of research and formation / L. V. Abdalina, L. V. Ivanova, O.S. Frolova // News of the Volgograd State Pedagogical University. - 2020. - No. 7. - pp. 34-39.

2. Amelkina, M. S. Competence-based approach: a round

of development of domestic education / M. S. Amel-kina // Education management: theory and practice.

- 2019. - № 2 (34). - Pp. 47-59.

3. Andreeva, I. G. The concept of a practice-oriented ap-

proach to education in higher education / I. G. Andreeva, L. V. Brykova // News of the Volgograd State Pedagogical University. - 2020. - No. 5. - pp. 4-9.

4. Baranaev, Yu. A. Non-traditional approaches in sports selection and orientation of children at the initial stages of long-term training / Yu.A. Baranaev // Bulletin of Sports Science. - 2022. - No.2. - pp. 24-27.

5. Bykov, N. N. Ways to improve sports selection for pro-

fessional sports / N. N. Bykov, E. A. Denisov // Informatization in the digital economy. - 2021. - Vol.2. - No. 2. - pp. 71-78.

6. Eliseev, E. V. Theses of development and modernization of educational and methodical work organization systems of the University of Physical Culture / E. V. Eliseev // Healthcare, education and security. - 2020.

- № 1 (21). - Pp. 77-86.

7. Kononova. O. V. The graduate's competence model as a

tool for management, control and evaluation of educational results of the basic educational program of higher professional education based on the Federal State Educational Standard / O. V. Kononova // The territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2012. -No. 5. - pp. 124-132.

development of higher education system / S. Michailidis, E. Despotaki // Education. Quality Assurance. - 2018. - № 1 (10). - P. 31-36.

15. Nick G. Psychological resilience in sport: A review of the literature and implications for research and practice / G. Nick, P. G. Stephen // International Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2014. - № 13(3).

- P. 1-15.

8. Korableva, E. N. Innovative educational technologies in the educational process of training specialists at universities / E. N. Korableva // Modern educational technologies in the global educational space. - 2016.

- No. 4. - pp. 132-135.

9. Nenyuk, E. V. Key milestones in reforming the higher education system / E. V. Nenyuk // Issues of innovative economics. - 2020. - Vol.10. - No. 1. - pp. 397-406.

10. Ugolkova, E. R. Sports selection and its theoretical aspects, sports selection at the stage of in-depth specialization / E. R. Ugolkova // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2020. - № 2 (180). - Pp. 426430.

11. Shekhmirzova, A. M. The graduate's competence model as a target component of the university's educational program / A. M. Shekhmirzova // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. - 2019. - No.2. pp. 49-59.

12. Buryak, N. Y. Competence-based approach in the context of subject education / N. Y. Buryak // I International Journal of Humanities and Natural Sciences. -2022. - №9-2 (72). - P. 64-68.

13. Bzizova, N. R. Multicultural csmiyystbrds idmanin inteqrasiyaedici rolu / N. R. Bzizova // Bsdsn Tsrbiyssi vs Idman Akademiyasinin Elmi Xsbsrbri. - 2021. - Vol. 3. - No. 4. - P. 282-285.

14. Michailidis S. Competence-based approach in development of higher education system / S. Michailidis, E. Despotaki // Education. Quality Assurance. - 2018.

- №1 (10). - P. 31-36.

15. Nick G. Psychological resilience in sport: A review of the literature and implications for research and practice / G. Nick, P. G. Stephen // International Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2014. - № 13(3). - P. 1-15.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Николаев Геннадий Михайлович (Nikolaev Gennady Mikhailovich) - старший преподаватель центра развития физической культуры и спорта факультета физической культуры, спорта и туризма; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Марийский государственный университет», Республика Марий Эл, 424001, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1; e-mail: nikolaevv12@mail.ru; ORCID 0000-0002-3385-5852

Поступила в редакцию 25 марта 2024 г. Принята к публикации 28 апреля 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Николаев, Г.М. Подготовка студентов физкультурных специальностей к реализации методики спортивного отбора как междисциплинарная проблема / Г.М. Николаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 2 - С. 183189 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-183-189

FOR CITATION

Nikolaev G.M. Preparing students of physical education specialties to implement the methodology of sports selection as an interdisciplinary problem. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 2. - pp. 183-189. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-2-183-189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.