Научная статья на тему 'Подготовка студентов - будущих логопедов к применению информационных технологий в коррекционной педагогической работе'

Подготовка студентов - будущих логопедов к применению информационных технологий в коррекционной педагогической работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдай М.Н.

в статье представлены некоторые аспекты подготовки студентов будущих логопедов к обучению детей с нарушениями речи на основе применения информационных технологий; раскрыто понятие «нарушения речи» и способы их устранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдай М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов - будущих логопедов к применению информационных технологий в коррекционной педагогической работе»

Литература

1. Барабанщиков А.В., Иванов В.Н. История отечественной и зарубежной педагогики: часть 3. - Голицыно,1995. - С.268.

2. Барсков Я.Л. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864-1914: исторический очерк. - СПб., 1914. - С.346.

3. Савельев А.И. Исторический очерк инженерного управления в России за время царствования императора Николая I. - СПб., 1896. - С.228.

4. Тарле Е В. Крымская война. T.I. - М.: АНСССР, 1950. - С.63-65.

5. Толстой Л.Н. Проект о переформировании армии. / Собр. соч. в 20 Т. - М.: Художественная литература, 1964. - Т.16. - С.581-589.

М.Н. Гайдай

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

PREPARING STUDENTS - FUTURE SPEECH THERAPY FOR USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF THE CORRECTIONAL

Аннотация: в статье представлены некоторые аспекты подготовки студентов - будущих логопедов к обучению детей с нарушениями речи на основе применения информационных технологий; раскрыто понятие «нарушения речи» и способы их устранения.

Ключевые слова: информационные технологии, обучение детей, коррекционная педагогическая работа.

Abstract: the paper presents some aspects of the preparation of students - the future of speech therapists to teach children with speech disorders through the use of information technology, disclosed the concept of «speech disorder» and how to resolve them.

Keywords: information technology, education of children, remedial teaching job.

Традиционная система подготовки специалистов-логопедов, которая существовала долгое время и характеризовалась единообразием, строгой регламентацией, стабильностью учебных дисциплин, в настоящее время не может удовлетворять потребности образования. Быстро развивающийся рынок труда нуждается в специалистах нового типа, владеющих разносторонними знаниями, высоким уровнем компетентности в профессиональной области, способностью и умением свободно ориентироваться в информационном пространстве. Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалистов, к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Цели и специфика подготовки специалистов-логопедов, особенно с учетом функционально-прикладного характера использования средств ИКТ, предполагает создание конкретной модели компьютеризации этого процесса, разработку на ее основе принципиально иной системы предметной и методической подготовки, адекватной современным требованиям социума и перспективам развития средств информационно-компьютерных технологий.

© М.Н. Гайдай, 2012

В связи с открывающимися перспективами в современном образовательном процессе особую роль играет компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, или ИКТ-компетентность. ИКТ-компетентность - это способность использовать новые технологии для доступа к разнообразной информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания (продуцирования) и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, условиях развития образовательной практики. Процесс становления компетентности специалиста-логопеда подразумевает развитие мотивации, потребности и интереса к получению знаний, умений и навыков не только в сфере психолого-педагогических и дидактических проблем, но и в области технических, программных средств и информации. Компетентный специалист должен обладать знаниями, составляющими информативную основу коммуникации и поисковой познавательной деятельности, владеет умениями и навыками в сфере программного обеспечения и технических ресурсов.

Под влиянием объективного процесса современного развития науки и практики в условиях бурной экспансии ИКТ находятся все предметные области деятельности человека. В этих условиях применение новых информационных технологий в подготовке специалиста-логопеда не является исключением. В ходе такой подготовки студенты должны, прежде всего, ознакомиться с возможностями применения компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми. Как показывает опыт, наиболее распространенным и полезным направлением применения ИКТ в этой связи является развивающая дидактика.

В процессе вузовского обучения студенты должны быть ознакомлены со специально разработанными для детей младшего возраста образовательными компьютерными играми, которые способствуют развитию у них таких важнейших психических функций, как мышление, восприятие, память. Компьютерные дидактические игры учат детей планированию, предвосхищению в умственном плане элементарных действий и выполнению этих действий осознанно. Кроме того, совместные действия детей способствуют развитию общения между ними, обогащению речи.

Подготовка студентов к использованию ИКТ в коррекционной логопедической работе с детьми должна предусматривать их знакомство с преимуществами применения компьютера. Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Во-вторых, компьютер несет в себе обратный тип информации, понятный ребенку. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка. В-третьих, это отличное средство поддержки задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом в познавательной активности детей. В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Будущий специалист-логопед должен быть ознакомлен с тем, как осуществляется коррекционное обучение с помощью компьютера. Большинство исследователей выделяют три этапа такой работы в коррекционных группах:

1) «докомпьютерный», в котором участвуют все дети и который подготавливает их к усвоению компьютерных обучающих программ;

2) «компьютерный», когда дети играют за компьютером индивидуально (этап длится 10-15 минут и входит составной частью в интегрированное занятие в компьютерно-игровом комплексе);

3) «посткомпьютерный» - дети переводятся к обычным видам деятельности, связанным по смыслу с предыдущей компьютерной деятельностью.

В ходе вузовской подготовки студентов - будущих логопедов необходимо ознакомить с использованием компьютерных игровых программ по нескольким направлениям:

- компьютеры могут быть включены в структуру занятия, например, по развитию речи как часть этих занятий; в этом случае могут использоваться закрепляющие, тренировочные или обучающие игры;

- игровые программы могут использоваться в сочетании с дидактическими, сюжетно-ролевыми, настольными играми, играми-драматизациями; в этом случае лучше всего применять программы опережающего развития;

- можно предлагать уже знакомые детям обучающие игры во время самостоятельной игры на компьютере. Будущий логопед должен усвоить, что сочетание этих трех направлений позволяет достичь наиболее высокого уровня эффективности обучения детей.

Знакомство студентов с использованием компьютерных игровых обучающих программ должно предусматривать последовательность их введения в коррекционную работу с детьми. Сначала необходимо использовать закрепляюще-тренировочные игровые программы. Затем можно применять обучающие игры для расширения и уточнения знаний. Кроме того, для успешного усвоения материала целесообразно использовать компьютерные игровые программы в комплексе с традиционными играми. Наконец, можно предложить ребенку одну из нескольких уже знакомых ему программ для самостоятельной игры.

В ходе подготовки специалистов-логопедов необходимо обращать особое внимание на работу с детьми, имеющими тяжелые дефекты речевого развития. Такие дети имеют не только нарушения всех компонентов языковой системы, но и недостаточную сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, логического мышления. Практически у всех детей наблюдаются те или иные отклонения в неврологической сфере; отмечаются черты эмоциональной незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, снижение познавательной активности [1]. Именно потому целью занятий в компьютерно-игровом комплексе должно быть не только приобретение новых знаний, но и раскрепощение детей, активизация их деятельности. В этой связи в занятия со студентами необходимо включать знакомство с подвижными играми, оснащением и оформлением компьютерно-игрового комплекса: природная зона, зона театральной деятельности, зона конструирования, зона релаксации. Знакомство студентов с методиками организации компьютерных занятий для детей с речевой патологией должно подвести их к пониманию необходимости организации специальной системы предварительной работы.

Эта работа должна быть направлена на расширение и активизацию словарного запаса детей по определенной лексической теме. На основе этих знаний специалист-логопед поэтапно проводит работу по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи:

1 этап - презентация и семантизация лексико-грамматических категорий в речевых условиях;

2 этап - формирование грамматического обобщения, связанного с усвоением данной лексико-грамматической категории;

3 этап - самостоятельное практическое использование грамматической категории.

Таким образом, студент подводится к пониманию того, как создается база для речевой интенции и как ребенок может строить речевое высказывание в зависимости от контекста. Для мотивации высказывания одним из наиболее эффективных средств как

раз и является компьютерная игра, при использовании которой задействуются все виды анализаторов.

Подготовка студентов к использованию ИКТ в коррекционной педагогической работе предполагает использование проблемного обучения. Проблемное обучение - это такая дидактическая модель, при которой преподаватель организует относительно самостоятельную поисковую деятельность, в ходе которой студенты усваивают новые знания и умения, развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формирующую творческие умения [2]. Характер преподавания и учения по сравнению с традиционным сообщающим обучением резко меняется: студенты проводят мини-исследования или проектные работы. Это вызывает интерес к новому знанию, создает психологическую основу для самостоятельной творческой деятельности. Одной из разновидностей такой деятельности является разработка студентами специальных логопедических компьютерных программ и методических рекомендаций к ним. Включение студентов в такого рода работы будет обеспечивать не только расширение его представлений о современных особенностях образовательной деятельности, но и обогащать его личный опыт по использованию новых информационных технологий в целях коррекции речевых нарушений и общего развития детей.

Литература

1. Белобородова Е.В., Любимова М.М. К вопросу о применении новых информационных технологий при обучении детей с нарушениями речи // Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. - М., 2001. Вып. 6.

2. Парахонский А.П. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в условиях модернизации образования // Новые технологии в образовании: Матер. VIII Международной научно-практической конф. - М.: Спутник, 2011.

О. У. Гогицаева

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY: THEORETICAL ASPECT ENGLISH

Аннотация: в процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. К настоящему времени учеными проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. В процессе социализации ребенок подвергается влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, то есть включается в процесс аккультурации. В связи с этим встает одна из проблем воспитания - проблема исторической памяти. Ее носители - люди старшего поколения, а в ее формировании велика значимость межпоколенных связей. Утрата этого феномена неизбежно приводит к пробелам в воспитании, прежде всего, воспитании нравственном. Противостоять ему можно путем возрождения этнокультурных традиций, их активным использованием в практике учебно-воспитательной работы вуза и школы.

© О.У. Гогицаева, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.