Научная статья на тему 'Подготовка спортивных менеджеров в условиях рынка: состояние и перспективы'

Подготовка спортивных менеджеров в условиях рынка: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Елена Янверовна

В статье проанализированы особенности организации подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта. Предложены основные направления развития системы подготовки менеджеров в сфере спорта. Продемонстрирована особая роль спортивных менеджеров в деятельности по организации и проведению спортивных соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Елена Янверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of sports managers in market conditions: state and prospects

The paper deals with the features of training managers in the sphere of physical education and sports. The analyses demonstrate the special role of sports managers in the activities of organizing and holding sports competitions.

Текст научной работы на тему «Подготовка спортивных менеджеров в условиях рынка: состояние и перспективы»

ства обучения адъюнктов):

совершенствование форм планирования и организации обучения за счет внедрения в учебный процесс адъюнктов электронных образовательных технологий

- организацию дистанционных курсов по подготовке кандидатов для поступления в адъюнктуру;

- введение электронных журналов для осуществления непрерывного мониторинга за ходом работы над диссертацией;

- проведение курсов повышения квалификации в родственных вузах научных руководителей по вопросам повышения качества подготовки адъюнктов;

- разработка объективных критериев оценки качества обучения адъюнктов, на основе устоявшихся навыков проведения самостоятельной научной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.

2. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.

3. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.

4. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.

REFERENCES

1. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.

2. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.

3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.

4. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.03.2016

УДК 796.077.5

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Елена Янверовна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проанализированы особенности организации подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта. Предложены основные направления развития системы подготовки

менеджеров в сфере спорта. Продемонстрирована особая роль спортивных менеджеров в деятельности по организации и проведению спортивных соревнований.

Ключевые слова: спортивный менеджер, образование в сфере физической культуры и спорта, переподготовка, повышение квалификации, спортивные организации, организация и проведение спортивных соревнований.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p169-173

EDUCATION OF SPORTS MANAGERS IN MARKET CONDITIONS: STATE AND

PROSPECTS

Elena Yanverovna Mikhailova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The paper deals with the features of training managers in the sphere of physical education and sports. The analyses demonstrate the special role of sports managers in the activities of organizing and holding sports competitions.

Keywords: sports manager, education in the sphere of physical culture and sports, retraining, professional development, sports organizations, organizing and holding sports competitions.

Во всем мире профессия «спортивный менеджмент» является крайне престижной, приносящей высокий доход. Постепенно она становится все более популярной и востребованной и в России.

Сегодня выделяют такие направления спортивного менеджмента как администрирование в области спорта, индустрия спортивных товаров, экономика спорта и т.д. Некоторые спортсмены могут иметь несколько менеджеров, занимающихся различными аспектами карьеры «подопечного».

В том числе спортивные менеджеры решают весь комплекс вопросов, связанных с организацией, подготовкой и проведением спортивных соревнований различного уровня. В частности они должны: - непосредственно обеспечивать подготовку и проведение соревнований; - сформировать план подготовки и проведения соревнований; - распределить обязанности между членами оргкомитета соревнований; - осуществлять руководство подразделениями на этапах подготовки и проведения соревнований; - обеспечить подведение итогов соревнований; - провести анализ и оценку результатов соревнований. Т.е. спортивные менеджеры должны уметь ориентироваться не только в вопросах, касающихся спорта, но и обладать системными знаниями в области экономики, маркетинга, психологии, педагогики и др., а также владеть рядом научных методов исследования.

Часто спортивными менеджерами становятся бывшие спортсмены, получившие после окончания карьеры экономическое образование.

В нашей стране специалистов в области управления спорта начали готовить со второй половины 20 века (термин «менеджер» тогда еще не употреблялся). В 70-х годах появилась специальность «Физическая культура и спорт», а в 80-х в ведущих вузах страны, занимающихся подготовкой кадров для сферы физической культуры и спорта, была открыта специальность «Организация массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма» [3]. Следующим шагом стало появление нового стандарта специальности 022300 - «Физическая культура и спорт» (2000 г.), в рамках которой началась подготовка менеджеров в сфере спорта. Будущие специалисты осваивали цикл различных дисциплин: и управленческих, и гуманитарных, и естественных, и экономических, и, разумеется, спортивных. Отметим, что появление данной специальности происходило в условиях отсутствия какой-либо методологии обучения, модели будущего специалиста.

Коммерциализация спорта спровоцировала увеличение спроса на менеджеров в данной области. К процессу обучения присоединились и непрофильные вузы (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и

т.д.). Соответственно, увеличилось и количество образовательных программ. В Сочи перед Олимпиадой открыли Российский международный олимпийский университет (РМОУ), школу спортивного менеджмента.

Активно развиваются программы магистерской подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации по различным направлениям.

В 2000 г. в ряде вузов появилась специальность 080507 «Менеджмент организации» (утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686), в рамках которой осуществляется обучение по специализации «Менеджмент в спорте».

В 2010 году был утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация «бакалавр»).

Сегодня подготовка бакалавров осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)» [1].

Обучение магистров же осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015 г. № 376 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)» [2].

Каждый выпускник имеет возможность специализироваться в спортивном менеджменте (далее обучение может быть продолжено в аспирантуре или в специализированных спортивных образовательных учреждениях (высших школах тренеров, Институте спортивного менеджмента при Российской государственной академии физической культуры и т.д.)). Для выпускников и бакалаврской, и магистерской программ предложено три вида компетенций: общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК) и профессиональные (по видам профессиональной деятельности (ПК)). Можно отметить, что компетенции для бакалавров и магистров имеют взаимодополняемость и общую логическую сопряжённость, что продиктовано необходимостью разработки стратегии и тактики последовательного формирования различных уровней подготовки.

Согласно стандарту [1] выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут заниматься следующими видами деятельности: педагогическая; тренерская; рекреационная; организационно-управленческая; культурно-просветительская. Освоившие же программу магистратуры дополнительно могут заниматься проектной и научно-исследовательской видами деятельности.

Основной вид деятельности для спортивного менеджера организационно-управленческий, заключающийся в формировании и реализации эффективной системы управления организациями физкультурно-спортивной направленности, созданными в любой организационно-правовой форме (коммерческой, некоммерческой, государственной, частной и т.д.), в условиях рыночных отношений. В рамках этого направления деятельности спортивные менеджеры выполняют ряд функций: функцию принятия решений, информационную функцию, функцию руководителя и др.

В настоящее время отмечается и постоянное увеличение научных исследований, посвященных разработке теоретических и методологических основ подготовки спортивных менеджеров.

Очевидно, что в нашей стране профессия менеджера в области спорта становится все более востребованной и популярной, охватывающей всю сферу физической культуры и спорта. Деятельность спортивного менеджера также находится в тесной взаимосвязи с такими смежными отраслями как создание и продвижение товаров спортивного назначения, строительство и реконструкция спортивных сооружений и многими другими.

Сегодня для сферы физической культуры и спорта требуется все больше специалистов, досконально знающих специфику менеджмента во всех сегментах данной сферы (организация профессионального и детско-юношеского спорта, государственное отраслевое управление, управление различными организациями и т.д.).

Весьма актуальным представляется развитие именно программ переподготовки и повышения квалификация, поскольку в отрасли работает множество специалистов, уже имеющих образование, но нуждающихся в освоении дополнительных «узких» дисциплин. Острая потребность в условиях популяризации спорта ощущается в специалистах, способных заниматься управлением детскими спортивными школами, поскольку в этой области наблюдаются кризисные явления.

Как показывает анализ существующих программ обучения спортивному менеджменту в России, большинство из них носит достаточно общий характер, ориентированный на подготовку специалиста по управлению спортивными организациями. Очевидно, что на этапе формирования специальности этого было достаточно, но сегодня необходимы именно специалисты с узкой квалификацией. Кроме того, к настоящему времени диплом по направлениям подготовки, связанным со спортивным менеджментом, получило достаточно большое количество выпускников.

С четом того, что наша стана в последние годы стала организатором проведения крупных спортивных мероприятий международного масштаба, то многие вузы стали осуществлять подготовку бакалавром и магистров по направлениям, связанным со строительством и эксплуатацией спортивных сооружений (например, в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта создана кафедра спортивных сооружений и индустрии, являющаяся учебно-научным подразделением, занимающимся вопросами разработки и эксплуатации спортивных сооружений, и осуществляющая подготовку бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура», профиль: «Спортивные сооружения и индустрия»).

Некоторые учебные заведения предлагают программы дополнительного образования «Мастер спортивного администрирования (MSA)», ориентированные на подготовку руководителей различных организаций в спортивной сфере (эти программы можно считать некоторым аналогом MBA).

Можно отметить опыт финансово промышленного университета «Синергия» (МФПУ «Синергия»), проводящего в последние годы обучение по таким специализированным программам как:

- спортивный маркетинг;

- менеджмент спортивно-оздоровительного и фитнес-клуба;

- менеджмент в индустрии единоборств.

Узкоспециализированные образовательные программы в сфере физической культуры и спорта являются необходимыми в современных условиях развития рассматриваемой отрасли. Необходимо также развивать и программы MBA, активно используя зарубежный опыт. Разработка таких программ должна осуществляться с ориентацией на потребности индустрии спорта. И важным является степень готовности учебных заведений приспособиться в сложившейся ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 935 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70743708/. - Дата обращения 01.12.2015.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015 г. № 376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)» [Электронный

ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71002140/#help. - Дата обращения 01.12.2015.

3. Барабанов, А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения / А.Г. Барабанов. - М. : ФОН, 1995. - 486 с.

REFERENCES

1. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of August 7, 2014 № 935 "On approval of the Federal state standard of higher education in the field of training 49.03.01 Physical education (bachelor's level)", available at: http://base.garant.ru/70743708/

2. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of April 8, 2015 № 376 "On approval of Federal state educational standard of higher education in the field of training 49.04.01 Physical education (master's level)", available at: http://base.garant.ru/71002140/#help.

3. Barabanov, A.G. (1995), Higher physical education. Problems and solutions, publishing house PHON, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.12.2015

УДК 796.034.2

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ К ЗАНЯТИЯМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЖЕНЩИН-ПЕДАГОГОВ

Анна Сергеевна Орлан, преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

В статье представлены результаты проведенных автором исследований по проблеме мотивации к занятиям оздоровительной физической культурой женщин-педагогов возрастного диапазона 45-55 лет. Включение в программу исследований комплекса, состоящего из двух видов анкетирования, основанных на методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича и ранжировании по степени важности факторов, определяющих мотивацию, позволило определить основные мотива-ционно-ценностные ориентиры к занятиям оздоровительной физической культурой женщин. Это дало основание для выбора двигательных систем данной категории занимающихся.

Ключевые слова: мотивация, ценностные ориентиры, занятия оздоровительной физической культурой, анкетирование, ранжирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p173-177

MOTIVATIONAL VALUE ORIENTATIONS AMONG THE WOMEN-TEACHERS TO PRACTICE WELLNESS PHYSICAL CULTURE

Anna Sergeevna Orlan, the teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Annotation

The article presents the results of the author's research on the problem of motivation to practice the health-improving physical culture among the female teachers with age range from 45 to 55 years. Inclusion in the program of studies of the complex consisting of two types of questionnaire based on the methodology of value orientations study by M. Rokich and ranking by importance of the factors determining motivation, has allowed identifying the main motivational values to the classes of recreational physical culture among the women. It gave the basis for the selection of motor programs for this category involved.

Keywords: motivation, value orientations, health physical education practice, questionnaire, ranking.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество получило в пользование большой набор современных «га-джетов», систем и приборов, позволяющих человеку управлять ими в длительном стати-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.