Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Личность / нравственность / образовательное пространство / поведение / развитие / ребенок / социализация / Personality / morality / education / behavior / development / child socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбародских И.Н.

Насыщенное и безопасное проживание, событийность, взаимосвязь взрослого и ребенка в образовательном процессе, способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры. Развитие личности включает в себя диалектический процесс приобретения нового, переход потенциального в актуальное. Усвоение общественных образцов поведения в дошкольном детстве приводит к возникновению «внутренних этических инстанций», представляющих уровень морально-волевого развития ребёнка, обеспечивающий возможность нравственных действий и поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SPECIALISTS IN PRESCHOOL EDUCATION FROM THE PERSPECTIVE OF MORALITY

Deep and safe accommodation, events, the relationship of adult and child in the educational process, encourage the socialization of children and provide the basic competence of the preschool child in the development of the world and the appropriation of culture. Personal development includes dialectical process of purchasing new, the transition of potential to actual. The uptake of social behavior patterns in the preschool child leads to the emergence of "internal ethical instances" representing the level of moral-volitional development of the child, providing an opportunity for moral actions and deeds.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Байбародских И.Н.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Шадринск, Россия

PREPARATION OF SPECIALISTS IN PRESCHOOL EDUCATION FROM THE PERSPECTIVE OF

MORALITY

Baibarodskikh I.N.

Federal state budgetary educational institution of higher education "Shadrinsk state pedagogical University" Shadrinsk, Russia

Аннотация

Насыщенное и безопасное проживание, событийность, взаимосвязь взрослого и ребенка в образовательном процессе, способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры. Развитие личности включает в себя диалектический процесс приобретения нового, переход потенциального в актуальное. Усвоение общественных образцов поведения в дошкольном детстве приводит к возникновению «внутренних этических инстанций», представляющих уровень морально-волевого развития ребёнка, обеспечивающий возможность нравственных действий и поступков.

Abstract

Deep and safe accommodation, events, the relationship of adult and child in the educational process, encourage the socialization of children and provide the basic competence of the preschool child in the development of the world and the appropriation of culture. Personal development includes dialectical process of purchasing new, the transition of potential to actual. The uptake of social behavior patterns in the preschool child leads to the emergence of "internal ethical instances" representing the level of moral-volitional development of the child, providing an opportunity for moral actions and deeds.

Ключевые слова: Личность, нравственность, образовательное пространство, поведение, развитие, ребенок, социализация.

Keywords: Personality, morality, education, behavior, development, child socialization.

Модернизация отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. Этот процесс ориентирует работников ДОУ на реализацию творческого подхода к образованию подрастающего поколения. Гуманистическая парадигма, определяющая содержательную сторону дошкольного образования, повышает интерес к детской деятельности, к её развитию и саморазвитию, рассматривая дошкольный возраст периодом накопления психических новообразований ребенка.

Поэтому в современной системе образования основным будет компетентностный подход. Исследователи подчеркивают, что профессиональная компетентность педагога представляет единство теоретической и практической подготовки к осуществлению педагогической деятельности, его профессионализму.

Это гармоничное сочетание знаний предметов, методики и дидактики преподавания, умений и навыков культуры, педагогического общения, интегральной личностной характеристики. Сегодня есть формальный переходный этап на путь каче-

ственного изменения. Главное состоит в обновлении и качественном совершенствовании кадрового состава системы образования.

Повысить уровень социально-педагогической компетентности воспитателей, активизировать процесс саморазвития, решить задачу достижения нового качества дошкольного образования возможно лишь в условиях планомерного руководства инновационной деятельностью педагогов. Педагог должен понимать и использовать потенциальные возможности детей, участвовать в значимой для него деятельности, что способствует положительному самоощущению и эмоциональной удовлетворенности жизнью.

В исследованиях Л.С. Выготского и др. отмечается, что социальная ситуация развития есть система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирования его центральной линии, связанной с основами новообразований.

В теории и практике современного дошкольного образования проблема социального развития дошкольников приобретает особую актуальность в связи с разработкой нового содержания, ориентированного на отражение общечеловеческих ценно-

стей, накопления социального содержания, формирования растущего человека как субъекта социального действия [6, с.56].

Социально -педагогическая компетентность выражается в освоении установок, ценностей, способов мышления, социальных качеств воспитателей ДОУ. Она влияет на профессиональное развитие и является фактором его роста.

Главные составляющие мотивационной сферы личности - потребности, мотивы и цель. Потребность может быть реализована во многих мотивах, а каждый мотив удовлетворяется различной совокупностью цели.

Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное.

Процесс удовлетворения человеком своих потребностей ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Ведущей потребностью личности человека должны стать нравственные потребности.

Нравственная потребность выражается в общении, во внимании со стороны окружающих, в признании, уважении. Ученые осознают, что знания, умения и навыки развивающего обучения выполняют функции не столько самостоятельных целей, сколько средств развития, что для системы дошкольного образования является основополагающим.

Каждый человек постоянно формирует оценки и самооценки внешнего мира, рефлексивные оценки и испытывает на себе влияние оценок других людей. Оценки необходимы человеку для организации взаимодействия с предметным миром, с предметным миром, с другими людьми, с обществом.

В современной науке и практике все большую популярность приобретает именно парадигма сопровождения, которая обеспечивает целенаправ-

ленное развитие детской личности ведущим компонентом потребностно-нравственной мотивации в подготовке специалистов дошкольного образования.

Современная образовательная система направлена на разработку гуманистических основ развития субъект-субъектного взаимодействия между участниками образовательного процесса, становления внутреннего мира человека, когда к личности относятся с уважением с учетом его уникальности, развитой его эмоциональной сферы и сформированной у него эмоциональной гибкости в отношениях с окружающими людьми. Философские психолого-педагогические исследования утверждают основы духовности, как чувственно-интеллектуально-волевые выражения закономерности бытия, которые закладываются в детстве. Воспитание духовности начинается с развития эмоциональной сферы, нравственных чувств и нравственного поведения личности.

Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Мн.: Университетское, 1990.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович,- М., Воронеж -

1997. - 349 с.

3. Выготский, Л.С. Психология как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М. - Воронеж, 1996.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П.Ильин. - СПб: Питер, 2000.-512 с.

5. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. - М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2000. - 224 с.

6. Фельдштейн, Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства [Текст] /Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. -

1998, №1. - С.5- 11.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНОВ В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Буриков А.В.

к.б.н, профессор кафедры физической подготовки ЯВВУ ПВО, г. Ярославль

PHYSICAL TRAINING AS KEY POINTS IN THE TRAINING OF COURSES AND STUDENTS OF

HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Burikov A.V.

Candidate of Biological Sciences, Professor of the Department of Physical Training of the

YAVVO Air Defense Institute, Yaroslavl, Russia

Аннотация

В статье рассматриваются обоснование способов и методов воспитания курсантов и студентов вузов средствами физической культуры. Необходимость ориентации процесса физического воспитания на формирование физической культуры курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза как составной части его общей и профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.