Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНОВ В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНОВ В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Концепция / развитие / воспитание / физическая культура / процесс / здоровье / общество / Concept / development / upbringing / physical culture / process / health / society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буриков А.В.

В статье рассматриваются обоснование способов и методов воспитания курсантов и студентов вузов средствами физической культуры. Необходимость ориентации процесса физического воспитания на формирование физической культуры курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза как составной части его общей и профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буриков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING AS KEY POINTS IN THE TRAINING OF COURSES AND STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article examines the substantiation of methods and methods of bringing cadets and university students physical culture. Necessity of orientation of the process of physical education on the formation of physical culture of a cadet of a higher military educational institution or a student of a civilian institution as an integral part of his general and professional culture.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНОВ В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

стей, накопления социального содержания, формирования растущего человека как субъекта социального действия [6, с.56].

Социально -педагогическая компетентность выражается в освоении установок, ценностей, способов мышления, социальных качеств воспитателей ДОУ. Она влияет на профессиональное развитие и является фактором его роста.

Главные составляющие мотивационной сферы личности - потребности, мотивы и цель. Потребность может быть реализована во многих мотивах, а каждый мотив удовлетворяется различной совокупностью цели.

Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное.

Процесс удовлетворения человеком своих потребностей ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Ведущей потребностью личности человека должны стать нравственные потребности.

Нравственная потребность выражается в общении, во внимании со стороны окружающих, в признании, уважении. Ученые осознают, что знания, умения и навыки развивающего обучения выполняют функции не столько самостоятельных целей, сколько средств развития, что для системы дошкольного образования является основополагающим.

Каждый человек постоянно формирует оценки и самооценки внешнего мира, рефлексивные оценки и испытывает на себе влияние оценок других людей. Оценки необходимы человеку для организации взаимодействия с предметным миром, с предметным миром, с другими людьми, с обществом.

В современной науке и практике все большую популярность приобретает именно парадигма сопровождения, которая обеспечивает целенаправ-

ленное развитие детской личности ведущим компонентом потребностно-нравственной мотивации в подготовке специалистов дошкольного образования.

Современная образовательная система направлена на разработку гуманистических основ развития субъект-субъектного взаимодействия между участниками образовательного процесса, становления внутреннего мира человека, когда к личности относятся с уважением с учетом его уникальности, развитой его эмоциональной сферы и сформированной у него эмоциональной гибкости в отношениях с окружающими людьми. Философские психолого-педагогические исследования утверждают основы духовности, как чувственно-интеллектуально-волевые выражения закономерности бытия, которые закладываются в детстве. Воспитание духовности начинается с развития эмоциональной сферы, нравственных чувств и нравственного поведения личности.

Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Мн.: Университетское, 1990.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович,- М., Воронеж -

1997. - 349 с.

3. Выготский, Л.С. Психология как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М. - Воронеж, 1996.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П.Ильин. - СПб: Питер, 2000.-512 с.

5. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. - М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2000. - 224 с.

6. Фельдштейн, Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства [Текст] /Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. -

1998, №1. - С.5- 11.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНОВ В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Буриков А.В.

к.б.н, профессор кафедры физической подготовки ЯВВУ ПВО, г. Ярославль

PHYSICAL TRAINING AS KEY POINTS IN THE TRAINING OF COURSES AND STUDENTS OF

HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Burikov A.V.

Candidate of Biological Sciences, Professor of the Department of Physical Training of the

YAVVO Air Defense Institute, Yaroslavl, Russia

Аннотация

В статье рассматриваются обоснование способов и методов воспитания курсантов и студентов вузов средствами физической культуры. Необходимость ориентации процесса физического воспитания на формирование физической культуры курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза как составной части его общей и профессиональной культуры.

Abstract

The article examines the substantiation of methods and methods of bringing cadets and university students physical culture. Necessity of orientation of the process of physical education on the formation of physical culture of a cadet of a higher military educational institution or a student of a civilian institution as an integral part of his general and professional culture.

Ключевые слова: Концепция, развитие, воспитание, физическая культура, процесс, здоровье, общество.

Keywords: Concept, development, upbringing, physical culture, process, health, society.

Существующая и реализуемая в настоящее время Концепция развития физической культуры и спорта, ключевым моментом которой является утверждение необходимости коренного изменения отношения различных категорий населения к физической культуре и спорту, всеобщее понимание её огромной значимости в жизни человека, предусматривает преемственность программ физического воспитания всех возрастных групп и категорий населения, социальных институтов.

Сложность классификации компонентов знания в сфере физической культуры и спорта обусловливается, прежде всего, двойственной социально-биологической сущностью совокупности ценностей в этой области человеческой культуры. Объект культурного освоения -биологическая составляющая природы человека в совокупности с целым рядом социальных качеств.

Содержание физкультурных знаний основывается на двух больших достижениях человеческого интеллекта: знаниями интеллектуального и технологического порядка, что определяет необходимость анализа с одной стороны, главных законов развития физической культуры человека, а с другой - освоения путей их конкретного использования в процессе воспитания и формирования здорового образа жизни [3, с. 17].

Необходимость ориентации всего целенаправленного процесса физического воспитания на формирование физической культуры курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза, как составной части его общей и профессиональной культуры, предопределена значимостью физической подготовки как ключевой учебной дисциплины и одной из подсистем целостного педагогического процесса.

Вместе с тем, анализ существующей практики физической подготовки в высшем военном учебном заведении свидетельствует о том, что наиболее уязвимая сфера педагогической деятельности по формированию физической культуры курсанта или студента гражданского вуза - это понимание сущности и содержания её важнейшего компонента - мотивационно-цен-ностной ориентации на занятия физическими упражнениями, на физическую культуру, спорт, здоровый образ жизни, управление процессом формирования этого сложного личностного образования.

Теоретическое и методологическое решение данной проблемы ещё далеко от своего завершения и требует длительных исследований. В данном случае важно осознавать, что сущность физической культуры личности по своему содержанию и актуальности компонентов претерпевает немалые изменения на жизненном пути человека [4, с 35].

Жизненный цикл от 18 до 25 лет является наивысшим периодом развития физической культуры личности, в том числе и уровня физической подготовленности.

В это время молодые люди, по существу имеют возможность получения необходимого объема знаний, умений и навыков по физической культуре и спорту в рамках государственной системы образования.

В дальнейшей деятельности двигательная активность, физические кондиции, уровень состояния здоровья напрямую будут зависеть не только от полученных знаний и умений, а в большей степени от выработанной в процессе обучения мотиваций регулярных занятий физическими упражнениями и глубокого понимания их значимости, т.е. устойчивой жизненной позиции направленной на систематическую работу в поддержании здорового образа жизни.

Готовность курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза распорядиться тем багажом знаний и умений и навыков, которые им дала система физического воспитания в рамках возрастных границ: дошкольного, школьного и вузовского периода жизни требует осмысления не только с позиции личного вклада каждого преподавателя и командира подразделения курсантов, но и с точки зрения необходимости совершенствования системы физической подготовки, в пределах возможности программы военного высшего учебного заведения.

В связи с этим стройные, подтянутые физически развитые командиры подразделений, преподаватели кафедры физической подготовки, как никакой другой фактор убеждения м стимулирования, будет предопределять формирование устойчивой мотивационно-цен-ностной парадигмы.

Социологические исследования показывают, что физкультурно-спортивная активность во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, её мотивов и ценностных ориентации, предпочтений и установок.

Для большинства молодых людей допризывного и призывного возраста направленность интересов и потребностей, уровень их развития в сфере физкультурно-спортивной деятельности характеризуется лишь декларативным провозглашением положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, а не их практической реализацией и практического достижения определенных результатов.

Объективными факторами сложившегося положения, по мнению ведущих специалистов-социологов являются;

• слабый экономический базис развития физ-культурно-спортивного движения;

• несовершенство инфрастуктуры спортивных сооружений;

• отсутствие устойчивых традиций здорового образа жизни;

• будничность спортивных мероприятий;

• низкая эффективность использования нерегла-ментированных форм занятий в зонах отдыха.

Наиболее общими субъективными факторами, препятствующими регулярным занятиям различными видами физической активности, по мнению специалистов являются:

• неорганизованность личности (пассивность, неумение организовать активный досуг);

• отсутствие личной убежденности в необходимости занятий физическими упражнениями;

• низкий уровень физкультурной грамотности;

• неразвитость и нестабильность мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Наряду с перечисленными факторами, наиболее существенной причиной физкультурной безграмотности молодежи, её равнодушия к своему здоровью (до определённой поры) является сложившейся уклад жизни, отношение нашего общества к здоровью людей [2, с.109].

Физическая подготовленность курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза предполагает разносторонние двигательные способности и оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, с помощью которых развиваются основные физические качества.

Примером этого может служить положение о внедрении массовой физической культуры в жизнедеятельность людей, которое долгое время обосновывалось в большей степени нуждами экономики, производства и обороны страны.

Отступление от главной цели образования -формирование всесторонне развитой личности - извратило сущность многих педагогических процессов, в том числе и физического воспитания.

Подготовке военных специалистов к выполнению своей профессиональной деятельности, способных внедрять физическую культуру в условиях специфичной учебно-боевой деятельности, до сих пор отдается приоритет во всех государственных программах по физическому воспитанию.

Подлинная красота человеческого тела, физическое совершенство, физическое и психическое здоровье никогда по-настоящему не ценились в нашем обществе, что приводит к деформированной оценке роли физической культуры как важнейшего феномена общественной жизни.

При нормативном подходе к построению учебного процесса центром внимания в деятельности кафедр физической подготовки курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза стали чисто внешние показатели: результаты сдачи норм или выполнение контрольных нормативов учебной программы, а не сам занимающийся.

Не менее важно наряду с развитием физических качеств: силы и выносливости, быстроты и ловкости, гибкости, сделать физическую культуру предметом активных знаний. В этой связи задачи физического воспитания, в том числе и в высшем военном учебном заведении, представляются значительно шире и многообразнее.

Современная ориентация творческого освоения физической культуры будущим офицером требует упорядоченной системы воздействия на его интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность.

Это позволяет говорить о физкультурном воспитании как важнейшем способе формирования личности, гражданина, целенаправленном воспитательно-педагогическом процессе приобщения курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза к ценностям физической культуры.

В концепции физического воспитания военнослужащих основной акцент необходимо сделать на её образовательную и методическую направленность: формирование у курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза системы физкультурных и гигиенических знаний и умений по вопросам организации как самостоятельной физической тренировки, так и в подразделении, двигательных умений и навыков их практического применения, воспитание устойчивой потребности к систематической двигательной активности как обязательного элемента стиля жизни.

Целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации и потребности постоянно заботиться о своем стабильно хорошем физическом состоянии, здоровье, должно стать решающим в физическом воспитании курсантов.

Основные принципы, на которые опирается реализация содержания физического воспитания в высшем учебном заведении:

- внимание к личности каждого курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза, как к высшей социальной ценности, определяющей единство человека и природы, гармонию социального и биологического, целостность физического и психического;

- ориентация на социальную активность, здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни;

- ориентация на творческую деятельность преподавателя, оценку её эффективности по конечному результату; подготовку физически развитых и гармонически развитых специалистов;

- единство мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов в формировании физической культуры личности, определяющее приоритетную образовательную и методическую направленность физического воспитания;

- практическая реализация ценностей физической культуры, включение обучаемого в процессе физического самообразования и самосовершенствования.

Внедрение этих положений практику вузов потребует принципиально новых инновационных подходов к оснащению и обеспечению учебного процесса, внеучебной спортивно-массовой работы, совершенствованию подготовки педагогических кадров.

Реальное воплощение такой концепции в практику видится, прежде всего, не только в корректировке программно-нормативного обеспечения, но и

The scientific heritage No 21 (2018) в повышении качественной составляющей процесса физического воспитания.

Содержание программы отвечает главной идее концепции - формированию устойчивого интереса курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза к занятиям физическими упражнениями, в целях укрепления здоровья, физического совершенствования, тесно связанного со здоровым образом жизни.

В то же время концепция предлагает разработку учебных программ с учетом профиля высшего учебного заведения, специфики учебно-материальной базы и региональной принадлежности.

Концептуальные установки предлагаемых изменений, в первую очередь, коснутся лекционного материала: в противовес традиционного изложения курса предлагается широкая тематика теоретического и методического характера, и адекватно ей предлагается практика по освоению индивидуальной физической тренировки, а также контроля за своим физическим состоянием.

Окончательно решить проблему деятельного отношения курсанта к укреплению своего здоровья, подтолкнуть его к освоению специальных знаний, осознанным систематическим занятиям физическими упражнениями можно только с помощью соответствующей работы в масштабах всей системы образования, имеющей свое начало в дошкольных учреждениях и замкнутой на конечную цель - заинтересованность в действительно высококвалифицированных физически развитых здоровых профессионалах.

Концепция программы повышения физической подготовки курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза в общем может быть представлена следующим образом: предусмотрены три этапа физического воспитания за время обучения в ВУЗе.

Этап общефизической подготовки по времени охватывает 1 и 2 семестры обучения. Занятия имеют своей целью развитие силы и выносливости и доведения их до уровня необходимого для выработки ловкости, военно-прикладных навыков в ходе дальнейшего освоения программы обучения.

Теоретические занятия имеют своей целью довести до обучаемых значимость занятий физическими упражнениями, основные содержательные положения физической культуры.

Этап физического совершенствования начинается с 3 семестра и заканчивается в 5 семестре. На этом этапе курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза, основываясь на базовых кондициях уровня физической подготовленности, полученных на первом этапе, осваивают программные упражнения. Занятия проводятся из расчет 4 часа в неделю под руководством преподавателя, а два - в часы самостоятельной работы. Наряду с этим на втором этапе курсанты получают организаторско-мето-дические навыки в проведении, разучивании и тренировке физических упражнений и проведении занятий в

целом. Закрепление практических навыков в методике проведения занятий в качестве помощника руководителя проходит на занятиях и на младших курсах в 5-м семестре обучения.

Теоретическая подготовка курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза на втором этапе направлена на углубленное изучение, не только методики организации и проведения всех форм физической подготовки, но и процессов, проходящих в организме под воздействием занятий физическими упражнениями, а также правил гигиены, методики самосовершенствования и самоконтроля.

Пройти путь от физического воспитания, механического понимания этого процесса как «формирования тела» к физической культуре личности не просто. Но противоречия, возникающие между старыми «классическими» формами и методами физического воспитания курсантов и новыми, инновационными достижениями науки и передовой практики, создают предпосылки для кардинальных перемен в организации физической подготовки в высшем учебном заведении. Процесс физкультурного воспитания в военном учебном заведении реализуется не в противовес существующим формам и методикам физического воспитания, а лишь представляет возможность более широкого осмысления сущности физической культуры человека, создает новую систему представлений о её формировании и развитии, обусловливает поиск необходимых методических и организационных подходов в решении этой проблемы [1, с. 41].

Такой подход предусматривает фундаментализа-цию содержания воспитания: широкое представительство в нем общефилософских, общекультурных, социальных аспектов, что в конечном итоге приведет к постепенному перерастанию процесса физического воспитания в процесс физической культуры курсанта высшего военного учебного заведения или студента гражданского вуза.

Список литературы

1. Воронов Н.А. Физическая культура в профессиональной подготовке педагога / Воронов Н.А., Балабин Н.Н., Шипов Н.А. // Современное общество, образование и наука. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 40-41.

2. Косяшников Н.Т, Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Эффективность формирования специальных физических качеств у студенческой молодежи // Вестник Рыбинского Государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьева № 2 (29) - 2014. с. 107-110.

3. Наталов Г. Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология). /Докт. дис. в виде науч. докл. - Краснодар: 1998, 107 с.

4. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970, 247 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.