Подготовка специалистов в сфере закупок к управлению рисками в условиях цифровизации закупочной деятельности
Гладилина Ирина Петровна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]
Деминская Тамара Владимировна
магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы, [email protected]
Государственные закупки - одна из главных сфер государственной деятельности, с помощью которых можно решить огромное количество задач, развивая материальный резерв страны, поддерживая надлежащий уровень обороноспособности и безопасности государства, обеспечивая населению достойную жизнедеятельность, а также решая другие важные задачи. Управление рисками заказчиков в условиях цифрови-зации закупочной деятельности является важной задачей, имеющей как теоретическое, так и практическое значение. Но вопросы подготовки специалистов в сфере закупок к решению проблем управления рисками на сегодняшний день не нашли должного решения, что позволяет утверждать о необходимости разработки теоретического обоснования и практического инструментария программ обучения по исследуемому направлению.
Ключевые слова: государственные закупки, риски заказчиков, управление рисками, цифровизация, подготовка специалистов.
о с
в> ^
0
сч
м
01 Z
Цифровизация закупочной деятельности ставит перед государственными заказчиками целый ряд новых вопросов. Риски заказчиков возникают как в прогнозируемых зонах рисков, так и в новом формате. Заказчики должны быть готовыми к осуществлению кропотливого анализа прошедших закупок для определения возможных рисков. Обобщив полученные результаты необходимо определить алгоритм управленческих действий по предотвращению возможных рисков. Задача сложная, требующая специальной подготовки. С учетом того, что образовательного стандарта для подготовки специалистов в сфере закупок нет, а сама закупочная деятельность аккумулирует в себе комплекс требуемых знаний (экономика, юриспруденция, менеджмент и др.), то прогнозирование и предотвращение рисков является обязательным элементом программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, образовательных программ магистратуры. Для определения единых подходов в плане требуемых компетенций необходимо для начала говорить и тем, кто учит, и тем, кого учат на одном понятийном языке. И здесь встает вопрос, а есть ли единство в понимании термина «государственные закупки»?
Анализ литературы позволяет обобщить такие трактовки термина «государственные закупки»:
- Государственные закупки - government procurement, public tendering, public procurement — это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств.
- Государственные закупки - это закупки товаров, работ или услуг, проводимые государственными учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами и государственными компаниями по специально определенным процедурам.
- Государственные закупки - это система размещения заказов и осуществления закупок товаров, работ и услуг, направленных на удовлетворение государственных потребностей.
- Государственные закупки - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Закупка товаров, работ, услуг, обеспечивающих государственные или муниципальные нужды, согласно № 44-ФЗ, представляет собой множество процедур, которые осуществляются заказчиком и направлены на то, чтобы обеспечить государственные и муниципальные нужды. Федеральный закон строго регламентирует государственные закупки. И все же огромное количество государственных закупок - не всегда процедура, которой свойственна прозрачность при выборе поставщика. Поэтому в процессе осуществления государственных закупок возникает много рисков, оказывающих негативное влияние на весь процесс.
Определение зон возможных рисков достаточно непростой вопрос, требующий развития определенных профессиональных компетенций заказчиков. Каждый этап осуществления закупок подвержен опасности возникновения и реализации рисков: с определения потребности и до приёмки реализованных условий контракта поставщиком (выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров). Безусловно, риски, возникающие в процессе проведения закупок, исследовались многими учеными, которые классифицировали риски, давали их оценку и предлагали способы, направленные не только на то, чтобы снизить вероятность возникновения рисков, но и сократить убытки при осуществлении деятельности и заказчика, и поставщика (подрядчика, исполнителя). Но фундаментальных исследований по данной проблеме не существует. Есть огромное количество фрагментарного характера работ, которые не позволяют утверждать о глубоком и всестороннем решении проблемы.
Экономистами рекомендовано придерживаться определенной классификации при определении возникающих рисков. Приведем классификацию, которую предложила Новичкова О.Е. Систематизация, которую она предложила, является довольно подробной, но учитывающей экономическую точку зрения на процесс, связанный с проведением государственных закупок, поэтому не является идеальной.
- Основными рисками, по мнению Новичковой О.Е., считаются:
• Ресурсные риски, возникновение которых обусловлено недостатками, связанными с координацией действий, а также при слабом регулировании основных ресурсов.
• Административные риски, которые вызывают недополучение прибыли из-за административного источника.
• Макроэкономические риски, которые вызывают колебание рыночной конъюнктуры, изменения, затрагивающие валютное и налогое законодательства, замедления экономических темпов роста, а также неблагоприятная социально-экономическая обстановка как в стране в целом, так и в любом из её регионов[6].
- К специфическим рискам Новичкова О.Е. относит:
• Риски, возникающие по вине организаторов конкурса.
• Риски, оказывающие препятствие стать участником государственных закупкок;
• риски, возникающие непосредственно во время закупочного процесса[6].
Ломакина О.Б. предложила классификацию рисков, возникающих в процессе заключения и реализации государственного контракта. Она инициировала деление рисков на две категории: первая - риски, которые могут возникнуть на этапе заключения контракта, вторая - риски, возникающие при реализации контракта.
- Риски, возникающие до этапа заключения контракта:
• Риск вступить в договорные отношения с партнёром, который окажется недееспособным или неплатежеспособным.
• Риск партнера отказаться заключать контракт уже после того, как ему его присудили.
• Риск, который возникает при недобросовестной конкуренции.
- Риски, возникающие на этапе реализации контракта:
• Риски, которые вызывают возникающие непредвиденные расходы и снижаемые доходы.
• Риски, несущие косвенные и прямые убытки.
• Риски, возникающие из-за разногласий.
• Риски, когда договор признаётся недействительным.
• Риски, связанные с недопоставкой.
• Риск, вызванный досрочной поставкой или задержкой поставки.
• Финансовые риски (валютные).
• Инфляционные риски.
• Риски, вызванные несвоевременной оплатой или полной неоплатой покупателем контракта.
• Риски, которые возникают при расчетах по контракту[4].
Согласно данным, предоставленным в докладе Минэкономразвития России о мониторинге применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в 2016-2017 гг., выявлена такая проблематика, которая затрагивает осуществление контрактных отношений:
• неоднозначно трактуются понятия, содержащиеся в отдельных статьях;
• отсутствует однородная правоприменительная практика;
• существует излишняя перегруженность закона различными условиями и положениями;
• недостаточно сбалансированы требования к заказчику и поставщику;
• существуют штрафы, которые несоразмерны с нарушениями;
• недостаточный уровень профессионализма кадров, развитость системы их подготовки и повышения квалификации;
• отсутствие четких требований по приемке товаров, работ, услуг;
• жесткие требования к планированию;
• наличие возможности сговора участников закупок, рейдерства, недобросовестного демпинга.
На заказчика возложены обязательства следования нормам закона. Но зачастую у него отсутствует профессиональная подготовка, которая необходима для выполнения должностных обязанностей. В то же время существует огромный размер штрафных санкций, который далеко несопоставим с уровнем зарплаты сотрудника. Кроме того, закупки нередко проводятся в ущерб качеству закупаемых ресурсов с тем, чтобы не нарушались нормы, предписанные 44-ФЗ, и не привлекать внимание ФАС к контрактам организации.
Срыв закупки является одной из проблем, в результате которой заказчик своевременно не получает заказанный товар (работу, услугу). Между тем, чаще всего товар (работа, услуга) необходимы в конкретное время. В дальнейшем актуальность в нем пропадает. Подобные действия приводят к нарушению принципа открытости и равноправия организаций к исполнению госзакупки, порождая предпосылки для преступных действий со стороны потенциальных поставщиков-
исполнителей. Кроме того, демпинг приводит к тому, что в закупке не участвуют организации, имеющие значительный опыт и возможности для реализации конкретной закупки.
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
В данной статье представлены отдельные аспекты исследуемой проблемы управления рисками заказчиков, но даже этот материал позволяет утверждать о необходимости целенаправленной подготовки специалистов в сфере закупок по вопросам прогнозирования и предотвращения рисков в процессе осуществления закупочной деятельности. Данный аспект приобретает особую актуальность в условиях цифровизации. К цифровым компетенциям мировое научное сообщество относит в первую очередь, творческое и критическое мышление. Именно гибкость, как составная часть творческого мышления, позволяет предпринимать достаточно обоснованные меры по предотвращению рисков, а критическое мышление способствует выявлению зон возможных рисков.
Таким образом, анализ возможных рисков заказчиков при осуществлении закупок в условиях цифровизации позволяет утверждать о необходимости формирования готовности к прогнозированию и предотвращению рисков в структуре профессиональных компетенций специалистов в сфере закупок.
Литература
1. Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции (г. Брянск, 21-22 марта 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. унт., 2018. - 288 с.
2. Доклад «Цифровая Россия: Новая реальность». Экспертная группа Digital McKinsey. 2017. www.mckinsey.com/global-locations/europe-and-middleeast/russia/ ru/our-rk/mckinsey-digital.
3. Инвестиционный форум. Цифровая трансформация и качество жизни взгляд из регионов https://roscongress.org/sessions/iif-2019-tsifrovaya-transformatsiya-i-kachestvo-zhizni-vzglyad-iz-regionov/about/
4. Ломакина О.Б. Подготовка, контроль и управление исполнением государственного контракта при проведении конкурсных торгов. М.: МГИМО, 2003.
5. Михаленко Ю.А., Крюкова А.А. Блокчейн как один из элементов цифровизации государства // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, https://esj.today/PDF/10ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
6. Новичкова О.Е. Механизм управления рисками промышленных организаций при выполнении государственных и муниципальных заказов// Транспортное дело России. 2009.
7. Цифровизация и стандартизация: Москва — самый эффективный регион контрактной системы России», https://www.mos.ru/news/item/44931073/
8. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления. - Вестник ИЭ РАН. - №5. -2018. - С.22-36
9. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление.
"о Электронный вестник. 2017. № 60. С. 197-215. j3 10. Современная российская политика: институ-
вТ ты, процессы, технологии / Егоров В.Г., Абрамов о А.В., Абрамова Ю.А., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., £ Вититнев С.Ф., Ермаков Д.Н., Зозуля О.А., Клемен-
тьев Д.Ю., Козьякова Н.С., Петросян Э.Б., Постников
H.Д., Сидоров Д.В., Федорченко С.Н. Москва, 2016.
11. Государственная политика и управление / Абрамов А.В., Егоров В.Г., Абрамова Ю.А., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Вититнев С.Ф., Зозуля О.А., Козьякова Н.С., Петросян Э.Б., Федорченко С.Н., Федорченко Л.В. Москва, 2018.
12. Зозуля О.А. Государственная политика и экономическое регулирование: актуализация проблемы // Постсоветский материк. 2016. № 1 (9). С. 84-103.
Training of specialists in the sphere of purchases to risk management in the conditions of digitalization of purchasing activity
Gladilina I.P., Deminskaya T.V.
Moscow City University of the Moscow Government Government procurement - one of the main spheres of the state activity by means of which it is possible to solve a huge number of tasks, developing a material reserve of the country, supporting the appropriate level of defense capability and safety of the state, providing to the population worthy activity and also solving other important problems. Risk management of customers in the conditions of digitalization of purchasing activity is the important task having both theoretical, and practical value. But questions of training of specialists in the sphere of purchases to the solution of problems of risk management did not find the due solution today that allows to claim about need of development of theoretical justification and practical tools of programs of training in the studied direction. Keywords: government procurement, risks of customers, risk management, digitalization, training of specialists. References
I. Challenges of the digital economy: conditions, key institutions,
infrastructure: a collection of articles of the I All-Russian Scientific and Practical Conference (Bryansk, March 21-22, 2018) [Electronic resource]. - Bryansk: Bryan. state engineering tehnol. Univ., 2018. - 288 p.
2. Report "Digital Russia: New Reality". Expert Group Digital McKinsey. 2017. www.mckinsey.com/global-locations/europe-and-middleeast/russia/ en / our-rk / mckinsey-digital.
3. Investment Forum. Digital transformation and quality of life view
from the regions https://roscongress.org/sessions/iif-2019-
tsifrovaya-transformatsiya-i-kachestvo-zhizni-vzglyad-iz-
regionov/about/
4. Lomakina OB Preparation, control and management of the execution of the state contract during competitive bidding. M .: MGIMO, 2003.
5. Mikhalenko Yu.A., Kryukova A.A. Blockchain as one of the elements of state digitalization // Bulletin of Eurasian Science, 2018 No. 1, https://esj.today/PDF/10ECVN118.pdf (free access). The title from the screen. Yaz rus
6. Novichkova O.E. The mechanism of risk management of industrial organizations in the performance of state and municipal orders // Transport business of Russia. 2009
7. Digitalization and Standardization: Moscow is the most efficient
region of the Russian contract system, https://www.mos.ru/news/item/44931073/
8. Smotritskaya I.I., Chernykh S.I. Current trends in digital transformation of public administration. - Bulletin of IE RAS. -№5. - 2018. - p.22-36
9. Yudina M.A. Industry 4.0: Perspectives and Challenges for Society // State Administration. Electronic messenger. 2017. No. 60. P. 197-215.
10. Contemporary Russian politics: institutions, processes, technologies / Egorov V.G., Abramov A.V., Abramova Yu.A., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Vititnev S.F., Ermakov D .N., Zozulya O.A., Klementyev D.Yu., Kozyakova N.S., Petrosyan E.B., Postnikov N.D., Sidorov D.V., Fedorchenko S.N. Moscow, 2016.
11. State policy and management / Abramov A.V., Egorov V.G., Abramova Yu.A., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Vititnev S.F., Zozulya O.A., Kozyakova N.S., Petrosyan E.B., Fedorchenko S.N., Fedorchenko L.V. Moscow, 2018.
12. Zozulya O.A. State policy and economic regulation: actualization of the problem // Post-Soviet mainland. 2016. No. 1 (9). S. 84-103.