Цифровизация и управление закупками в процессе достижения социальных и экономических эффектов закупочной деятельности
о см о см
!Л
О Ш
т
X
3
<
т О X X
Дёгтев Геннадий Валентинович,
доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», [email protected]
Гладилина Ирина Петровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», [email protected]
Лабутина Нина Николаевна,
аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», [email protected]
Развитие и эффективность экономики напрямую зависит от развития и эффективности сферы закупок. Цифровая экономика любой страны тесно связана с развитием национальных закупочных моделей. Цифровизация закупок предусматривает гибкое управление для эффективной адаптации к новым реалиям. Развитие цифровых технологий - это возможность обработки большого количества закупочных данных для своевременного выявления возникающих проблем, моделирование управленческих решений, контроля за работой и оценки уровня эффективности закупок. Цифровое управления в сфере закупок рассматривается авторами статьи как переход к принятию управленческих решений на основе имеющейся достоверной и объективной информации и требует наличия эффективной автоматизированной системы получения и обработки объективных данных. Авторы статьи предполагают, что управление государственными закупками в условиях цифровизации требует изменений отечественного законодательства - правового регулирования закупок в условиях цифровой экономики, изменений управленческих инструментов и постоянного, целенаправленного анализа лучших закупочных практик. Ключевые слова: государственные закупки, управление изменениями, технологическая независимость, цифровизация, правовое регулирование цифровизации закупок.
Государственная задача о запуске масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения приобретает новый формат. Президент РФ В.В. Путин отмечает, что это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова - нашего будущего [10]. Развитие цифровой экономики и переход в электронный формат является положительным стимулом для развития всех отраслей экономики страны. На сегодняшний день становление и развитие нового технологического поколения, цифровой экономики диктуют новые подходы к ведению закупочной деятельности и управлению ею. Одним из ключевых моментов развития закупочной деятельности государства является развитие управленческой системы в целом, управления закупками в частности и цифровизация самого процесса закупок.
Развитие цифровых стратегий управления закупочной деятельностью обосновывается многими факторами. Правовое регулирование закупок в условиях цифровой экономики прямо зависит от правового регулирования самой цифровой экономики, которое представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, и направлена на создание нормативно установленных условий для существования и развития цифрового общества как общества нового типа, основанного на цифровом способе производства и обращения товаров, работ и услуг, в том числе институционализация механизмов, направленных на развитие цифровой экономики[3]. На сегодняшний день государственные заказчики ежедневно сталкивается со множеством вопросов:
- правильно ли сформирована процедура;
- верно ли сделан расчет начальной максимальной цены контракта;
- верно ли указаны сроки размещения заказа;
- как проверить поставщика по базам;
- в какие сроки размещать ту или иную информацию и так далее.
Цифровое регулирование путем единой нормативно-правовой базы для системы государственных закупок позволит решить не только вышеперечисленные, но и множество других вопросов. Разработка и внедрение правовых условий цифровой экономики для эффективного развития производства, сферы услуги др., позволяющих осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, одна из приоритетных задач становления отечественной закупочной системы. Структура и основные составляющие базы:
- нормативные и правовые документы,
- практика ФАС,
- практика судов,
- обновление в связи с выходом новых актов и решений.
- Одно из ключевых положений Отчета - формирование основ для комплексной модернизации законодательства, регулирующего отношения, возникающие в условиях развития современных цифровых технологий, в том числе, отношения в сети Интернет[3] позволяет утверждать о необходимости перехода к смарт - контрактам. Интерес представляет зарубежный опыт смарт - контрактов[8;9]. В правовую действительность Российской Федерации возможно внедрить обособленную или гибридную модель смарт - контрактов. Обособленная модель внедрения смарт систем подразумевает, что традиционные правовые взаимоотношения в виде правовой документации не прекратят своё существования в имеющемся виде, но часть договорных условий будет содержаться в смарт контрактах. В этой случае смарт контракт не является частью правового договора, а выступает средством, отвечающим автоматизации выполнения контрактных договорённостей. В этом случае, юридической преимущество будет иметь договор, а не смарт система. Смарт контракт существует вне рамок заключённого договора и не влечёт каких-либо правовых последствий. В обособленной модели смарт контракт является обеспечением принятых обязательств. Сейчас есть сервисы, дающие возможность переводить классические договоры в смарт системы.
Вторая модель - гибридная. В данной модели большая часть договора будет представлена в классическом виде. Остальная часть, которую возможно автоматизировать, будет переноситься в смарт систему с автоматическим выполнением записанных параметров. В гибридной модели участвуют договоры, условия которых дополняются ссылками на стандартизированные процедуры, имеющиеся в смарт системе, выступая в роли посредника между смарт системой и нормами юриспруденции. В данной модели основным препятствием в развитии является перевод словесных конструкций и специфических терминов в автоматизированные смарт системы.
Цифровизация закупок предусматривает гибкое управление для эффективной адаптации к новым реалиям. Развитие цифровых технологий - это возможность обработки большого количества закупочных данных для своевременного выявления возникающих проблем, моделирование управленческих решений, контроля за работой и оценки уровня эффективности закупок. Цифровое управления в сфере закупок рассматривается как переход к принятию управленческих решений на основе имеющейся информации и требует наличия эффективной автоматизированной системы получения и обработки объективных данных.
Управление рисками приобретает в условиях цифро-визации особое значение. На уровне Правительства Российской Федерации установлена необходимость риск-ориентированного подхода в управлении. Анализ научной литературы и закупочных практик позволяет сделать вывод о том, что риски можно разделить на внутренние и внешние.
Внешними факторами риска могут быть:
1. Изменения в законодательстве
2. Состояние экономика на данный момент
3. Состояние финансовых рынков
4. Сокращение финансирования
5. Природные катаклизмы
6. Развитие конкуренции и др.
Внутренними факторами риска могут быть:
1. Недостаточная материально-техническая база
2. Низкий уровень квалификации персонала
3. Управленческие ошибки
4. Недостаточный контроль на этапах от планирования до исполнения и др.
Ученые анализируют ключевые понятия риск-ориентированного подхода в управлении системой государственных закупок(табл.1).
Таблица 1
Ключевые понятия риск-ориентированного подхода в управлении системой государственных закупок[4;5;6;7]
Автор Наименование схим Ключевые поник*
Садовников ИЗ. Управление рисками & системе качества мемеджмеи ] а вуза вопросы алгоритма управление рисками в высших оораювательных учрежленнхх, классификация рисков
Рыскииа АВ, Риск ^ориентированный подход в управлении уровнем ^■¿сынъшхгп рсалкидщи государственных программ анализ неисполнения программных бюджетных назначений предлагает» внедрить рнек-и|.-нсн тимпанный подход на лдие разработки государственные программ
Сычев Р А, Разработка системы финансового контроллинга на основе риск ориентированного подхода в корпоративной управлении выделяет систему управления финансовыми рисками предприятии, основанную на риск ориентированной подходе необходимость инфдрцашюнной тюжодогтапнн цроиессо» финансового контроллинга для управления затратами
Шакнрова НЛ1 Ркск-орнснтиро&анкый подход при осущестхлеинн внешнего государе пенного финансового КОНТрОЛЯ Основной целью внедрения рнск-орнентнровлнного подхода 1 деятельность органов внешнего финансового контроля являете* повышение эффективности и результативности проводимых мероприятий при сохранении млн Уменьшении государственных издержек
Сегодняшняя социально - экономическая ситуация требует в управлении закупками особое внимание уделять отечественным производителям. Цифровая среда позволяет получать информацию об отечественных производителях оперативно, в достаточном объеме, но остается целый ряд проблем. В этом плане интерес представляет опыт государственных закупок Китая.
Система закупок для государственных нужд в Китае основана на следующих важных аспектах: уменьшение зависимости от иностранного капитала и ресурсов и увеличение экспорта китайской продукции. Поддержка производителей внутри страны происходит путем предоставления льготных программ и введения запретов на импорт конкретных товаров. Закон о государственных закупках был принят в 2002 году. В данном законе утверждается, что государственные организации и юридические лица страны должны покупать отечественные услуги и товары кроме случаев, когда услуги не могут быть закуплены в Китае из-за дороговизны (дороже 20% от иностранных аналогов) или приобретаемые товары необходимы для применения за территорией страны. В законе представлено определение отечественного товара - отечественным товаром является товар, произведённый на территории страны (основным фактором является не прохождение его через таможенную границу). Импортным является товар, более половины которого было произведено за пределами страны. В ноябре 2012 года в Китае запустили Единую он-лайн платформу для размещения данных о государственных закупок. Управлением платформой занимается федерация закупок и логистики. Единая платформа предоставляет всем желающим данные о подрядчиках и заказчиках, раскрывает подробную информацию о закупках. Благодаря этому сайту стало невозможно проводить государственные закупки с необоснованной стоимостью, что в свою
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м о
о
CS
о
CS
in
О Ш
m
X
3
<
m О X X
очередь значительно повысило прозрачность всей закупочной системы.
Авторы Отчета [3] отмечают, что создание юридических условий для повышения эффективности системы цифровых коммуникаций, цифровой грамотности населения - одна из приоритетных задач правового регулирования цифровой экономики. В отношении сферы закупок повышение эффективности цифровых коммуникаций, цифровой грамотности специалистов в сфере закупок - одно из приоритетных направлений формирования и подготовки контрактных управляющих, специалистов и экспертов. Технологические изменения требуют от специалистов, осуществляющих закупки, развития навыка самообучения. Именно самостоятельное овладение новыми знаниями стало доступной реальностью благодаря цифровым образовательным технологиям. Цифровые навыки позволяют быстро, качественно, эффективно решать профессиональные вопросы закупок и тем самым оставаться востребованными, конкурентно-способными на новом рынке труда.
Таким образом, цифровизация закупок предусматривает гибкое управление для эффективной адаптации к новым реалиям. Развитие цифровых технологий - это возможность обработки большого количества закупочных данных для своевременного выявления возникающих проблем, моделирование управленческих решений, контроля за работой и оценки уровня эффективности закупок. Управление государственными закупками в условиях цифровизации требует изменений отечественного законодательства - правового регулирования закупок в условиях цифровой экономики, управленческих инструментов и анализа лучших закупочных практик.
Цифровое управления в сфере закупок - это своего рода переход к принятию управленческих решений на основе имеющейся информации и требует наличия эффективной автоматизированной системы получения и обработки объективных данных.
Литература
1. Курилова А.А. Принципы формирования и реализации риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем //Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2011. - № 16 (58). - с. 27-37.
2. Лапенкова Н.В., Старовойтов В.Г. Новая единая информационная система сферы закупок как инструмент реализации социально-экономической политики государства //Экономика. Налоги. Право. - 2015. - №5. -с. 39-44
3. Отчет «Разработка концепции комплексного регулирования (правового регулирования) отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики» по Договору от «14» декабря 2018 г. № 10121/02016/00202018. Второй этап. - [Электронный ресурс]
4. Рыскина А.В. Риск-ориентированный подход в управлении уровнем эффективности реализации государственных программ // Сборник: конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования, сборник статей VII международной научно-практической конференции. - 2016. - с. 87-89.
5. Садовников И.В. Управление рисками в системе качества менеджмента вуза // Сборник: Кулагинские чтения: техника и технологии производственных процессов, сборник статей. - 2017. - с. 27-30.
6. Сычев Р.А. Разработка системы финансового контроллинга на основе риск ориентированного подхода
в корпоративном управлении //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2017. - № 1 (80). - с. 24-27.
7. Шакирова Н.М. Риск - ориентированный подход при осуществлении внешнего государственного финансового контроля // Сборник: государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета - вызовы и ответы современности материалы III региональной заочной научно-практической конференции. - 2017. - с. 332-337.
8. Alyoshkin R . О смарт-контрактах простыми словами // Хабрахабр. 15.09.20l7. - [Электронный ресурс]. -URL:https: //habrahabr.ru/company/kaspersky/blog/3379 84/ (Дата обращения: 2.04.2020).
9. Hazard J., Hardjono Th. CommonAccord: Towards a Foundation for Smart Contracts in Future Blockchains. W3C Position Paper.// 2016. URL.: https://www.w3.org/2016/04/blockchain-workshop/inter-est/hazard-hardjono.html_(дата обращения: 2.04.2020).
10. http://kremlin.ru/events/president/news/53379
11. Левин Ю.А., Павлов А.О. Инновационная политика. Москва, 2016
Digitalization and procurement management in the process of achieving the social and economic effects of procurement Degtev G.V., Gladilina I.P., Labutina N.N.
Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov The development and effectiveness of the economy directly depends on the development and effectiveness of the procurement sector. The digital economy of any country is closely linked to the development of national procurement models. Digitalization of procurement provides flexible management for effective adaptation to new realities. The development of digital technologies is the ability to process a large amount of procurement data for timely identification of emerging problems, modeling management decisions, monitoring work and evaluating the level of procurement efficiency. Digital management in the field of procurement is considered by the authors of the article as a transition to the adoption of managerial decisions based on the available reliable and objective information and requires an effective automated system for obtaining and processing objective data. The authors of the article suggest that the management of public procurement in the context of digitalization requires changes in domestic legislation - the legal regulation of procurement in the digital economy, changes in management tools and a constant, focused analysis of best procurement practices.
Keywords: public procurement, change management, technological independence, digitalization, legal regulation of digitalization of procurement References
1. Kurilova A.A. The principles of the formation and implementation
of a risk-based financial mechanism for managing costs based on the theory of active systems // Financial analytics: problems and solutions. - 2011. - No. 16 (58). - with. 27-37.
2. Lapenkova N.V., Starovoitov V.G. A new unified information sys-
tem for the procurement sphere as a tool for implementing the socio-economic policy of the state // Economics. Taxes. Right.
- 2015. - No. 5. - with. 39-44
3. The report "Development of the concept of integrated regulation
(legal regulation) of relations arising in connection with the development of the digital economy" under the Agreement of December 14, 2018 No. 10121/02016 / 0020-2018. Second phase.
- [Electronic resource]
4. Ryskina A.V. Risk-based approach to managing the level of ef-
fectiveness of the implementation of state programs // Collection: competitive potential of the region: assessment and efficiency of use, collection of articles of the VII international scientific and practical conference. - 2016. - p. 87-89.
5. Sadovnikov I.V. Risk management in the quality management
system of a university // Collection: Kulagin readings: engineering and production processes, collection of articles. - 2017. - p. 27-30.
6. Sychev R.A. Development of a financial controlling system based
on a risk-oriented approach in corporate governance // Science and Education: Economics and Economics; entrepreneurship; law and management. - 2017. - No. 1 (80). - with. 24-27.
7. Shakirova N.M. Risk - oriented approach in the implementation
of external state financial control // Collection: state regulation of the socio-economic processes of the region and the municipality - challenges and answers of the present materials of the III regional correspondence scientific and practical conference. - 2017. - p. 332-337.
8. Alyoshkin R. About smart contracts in simple words // Geek mag-
azine 09/15/2017. - [Electronic resource]. -URL: https: //habra-habr.ru/company/kaspersky/blog/3379 84 / (Date of access: 2.04.2020).
9. Hazard J., Hardjono Th. CommonAccord: Towards a Foundation
for Smart Contracts in Future Blockchains. W3C Position Paper.// 2016. URL .: https://www.w3.org/2016/04/blockchain-workshop/interest/hazard-hardjono.html (accessed date: 2.04.2020).
10.http: //kremlin.ru/events/president/news/53379
11. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Innovative policy. Moscow, 2016
X X O OD A C.
X
OD m
o
2 O ho o