Научная статья на тему 'Подготовка специалистов социального воспитания молодежи: содержание и проблемы'

Подготовка специалистов социального воспитания молодежи: содержание и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басова Валентина Марковна, Тимонина Любовь Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов социального воспитания молодежи: содержание и проблемы»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

МОЛОДЕЖИ

В.М. Басова, Л.И. Тимонина ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Актуальность осмысления опыта подготовки специалистов социального воспитания молодежи диктуется рядом причин. Во-первых, тем, что за последние десятилетия именно молодежь оказывается чаще всего вне сферы деятельности воспитательных организаций, в то время как именно эта возрастная группа, по данным многочисленных исследований, наиболее подвержена негативному влиянию среды, выходит из под контроля родителей и педагогов, стремится самостоятельно осваивать опыт общественных отношений.

Во-вторых, тем, что серьезные изменения, произошедшие в стране на рубеже веков, затронувшие все сферы жизни российского общества, в том числе и систему образования, выдвинули новые требования к выпускникам всех типов образовательных учреждений, к уровню их обученности, воспитанности, конкурентоспособности. Достижение нового качества образования в условиях быстроменяющегося информационного общества в настоящее время связывается с достижением компетентностей, под которым понимается интегральная характеристика личности, определяющаяся ее способность принимать ответственные решения, возникающие в реальных профессиональных и жизненных ситуациях с использованием комплекса знаний, умений, опыта и в направлении конкретных ценностных ориентаций. В документах ЮНЕСКО, в материалах Совета Европы недвусмысленно подчеркивается, что перед общеобразовательными и профессиональными школами стоят сложные задачи научить молодых людей учиться, научить их жить и работать сообша, научить их продуктивно использовать скрытые ресурсы личности и возможности группы для достижения поставленных целей. Существенную помощь в этом самой молодежи, их родителям, педагогическим сообществам, государству в целом призваны оказывать специально подготовленные профессионалы -

специалисты социального воспитания.

Подготовка такого специалиста в вузе -многоаспектная проблема.

В словаре современного русского литературного языка категория «подготовка» рассматривается как запас знаний, навыков, опыта, приобретенных в процессе учебы, практической деятельности. Следовательно, подготовить — значит вооружить необходимыми знаниями, обучить кого-либо для какой-либо деятельности.

В педагогике подготовка трактуется как формирование и обогащение установок, знаний и умений, необходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач. Профессиональная подготовка определяется как ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения конкретных действий, и позиционируется как педагогическая система, которая включает ряд составляющих: аксиологическую, связанную с оказанием конкретной помощи студенту в выборе личностно значимых систем ценностных ориентаций, профессиональных установок, направленности личности; когнитивную, предполагающую

общекультурную подготовку, вооружение научными знаниями основ педагогики, психологии, методики и технологии; личностную, обеспечивающую

самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самоопределения, развитие профессионально значимых качеств личности, осознание собственных ресурсов, развитие творческих способностей, необходимых для реализации их в профессиональной сфере; деятельностную, связанную с формированием и развитием способов профессиональной деятельности, в том числе выстраиванием взаимодействия в режиме диалога, партнерства и развития, сотрудничества и ненасилия, умений и опыта решения профессиональных задач, путей использования собственных личностных ресурсов в профессиональной деятельности через

© В.М. Басова, Л И. Тимонина, 2007

Подготовка специалистов социального воспитания молодежи

формирование уже в студенческие годы индивидуального стиля.

В вузах за предыдущие годы накоплен богатый опыт подготовки работников молодежной сферы, в том числе и на историко-педагогических факультетах, которые в течение нескольких десятилетий решали такие задачи. Сохраняя традиции, изменяя содержание, технологии вузы продолжают работу в этом направлении как на специализированных факультетах и отделениях.

В нашей деятельности мы исходили из того, что, во-первых, содержательная сторона подготовки таких специалистов предусматривает наличие четырех элементов содержания образования: системы знаний о человеке, процессах его формирования, развития, становления; трудностях, встречающихся на данном пути и способах оказания квалифицированной, адресной помощи в различных жизненных ситуациях; совокупности практических умений и навыков прикосновения к личности, включения ее в совместную деятельность, организации жизнедеятельности; опыта творческой деятельности и участия в социальной практике; наличия эмоционально-ценностного отношения к процессам и явлениям, протекающим в окружающей действительности.

Во-вторых, помочь соединять основы теоретических знаний с выработкой практических умений и навыков в сфере социального воспитания призваны взаимодополняющие направления в профессиональной подготовке, которые включают учебную и внеаудиторную деятельность практики, позволяющие кристаллизовать, синтезировать идеи и подходы в воспитательной работе, создают условия для поиска и нахождения студентами жизненных и профессиональных смыслов, определения их в своем отношении к миру, себе, людям.

По нашему мнению, специалисту в вопросах социального воспитания в учебной деятельности призваны помочь разобраться в плюрализме мнений и взглядов предметы национально-регионального компонента («Проблемы наркомании в Костромской области и пути их решения», «Проблемы защиты семьи и женщин в Костромском регионе» и др.), специализации («Семьеведение», «Основы гендерологии и феминологии», «Методика и технология организации досуговой деятельности в молодежной среде» и др.), курсы по выбору («Технология организации социально-ориентирующих игр в молодежной среде», «Методика организации и

реализации социальных проектов», «Конвенция ООН о правах ребенка - новая этика отношения к детству» и др.). Они совместно с курсами по закону кафедры, расширяющими общекультурную компетентность будущих специалистов («Правоведение», «Культурология», «Социология молодежи», «Социальный маркетинг» и др.), позволяют создать условия для сознательного выбора студентами своей профессионально-мировоззренческой позиции.

Этому способствует также широкая гамма внеаудиторной деятельности, под которой понимается совокупность различных видов и форм работы, протекающих вне рамок учебных занятий и обеспечивающих целенаправленное развитие социально и профессионально значимых качеств личности будущего специалиста социального воспитания. Такая деятельность в нашем опыте института педагогики и психологии включает научноисследовательское направление (участие в студенческих конференциях, областном научном конкурсе учащейся молодежи «Шаг в будущее», реализации грантовой политики совместно с коллективом преподавателей, работе в составе исследовательских групп по изучению общественного мнения в студенческой среде, отношения разных категорий молодежи к процессам в социальной действительности региона и др.), в художественно-эстетическом и спортивном направлении, в творческой деятельности («Метро», «Студенческая весна», спортивные соревнования, тематические вечера и др.).

Особое место в тгом содержании отводится социальным акциям, в ходе которых студенты погружаются в реальный мир социальных проблем, учатся ориентироваться в социальных ситуациях, формируют умение правильно определять эмоциональные состояния людей, умение выбирать адекватные способы оказания достойной помощи им. Участие в таких акциях вселяет в будущих специалистов, как показывают результаты мониторинга, чувство собственной успешности и полезности, способность эффективно взаимодействовать с окружающими.

Наконец, безусловно важным элементом является система практик. В нашем опыте подготовки специалиста в сфере социального воспитания она состоит из учебно-адаптационной, интегрирующей элементы лагерного сбора и мотивационного практикума, летней (работа с разными категориями детей и подростков в оздоровительных центрах, группах

28

Вестник КГУ нм. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Научно-методическое обеспечение подготовки кадров

дневного пребывания в социально-реабилитационных центрах, пришкольных лагерях и учреждениях дополнительного образования), социальнопедагогической, психолого-педагогической и комплексной в различных образовательных и социальных учреждениях города и области.

Таким образом, подготовка будущего специалиста социального воспитания в вузе - многоаспектная система, объединяющая относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы. В том числе она включает в себя не только непосредственно учебную работу, основанную на современных технологиях, но и внеаудиторную деятельность студентов, социальную практику в различных учреждениях, организациях, непосредственно в систему. Большое значение при этом имеет совместная деятельность преподавателей и студентов, обеспечивающая профессиональное

общение, и расширяющая формирование опыта самостоятельной деятельности.

Результатом такого целенаправленного процесса является подготовленность студентов к деятельности, к решению профессиональных задач социального воспитания, а также развитие личностных качеств специалистов, обеспечивающих их будущую профессиональную успешность.

Однако следует говорить не только о содержании, но и о проблемах, из которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются, во-первых, небогатый личный опыт воспитательной практики абитуриентов, неготовность образовательных и социальных учреждений к приему таких специалистов в будущем, слабая обеспеченность учебного процесса программнометодическими материалами, неопределенность сферы их будущей профессиональной деятельности в нормативно-правовом отношении.

Л.М. Андреева

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Социальное партнерство понимается как система взаимоотношений, существующих внутри общества и возникающих на границе трех секторов -государственной власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Исходя из такого понимания мы предпринимаем попытку проанализировать меры и мероприятия органов государственной власти в Ярославской области по практическому аспекту научнометодического обеспечения подготовки кадров в сфере социального партнерства в приложении к молодежной политике.

Органами государственной Ярославской области власти по реализации молодежной политики создана система подготовки кадров, компетентных в области межсекторного взаимодействия, включающая в себя следующие структурные компоненты:

- обучение специалистов социальных учреждений молодежи, информационное и методическое обеспечение деятельности сети;

- реализация специализированных кадровых программ для молодежи, в том числе в сфере межсекторного взаимодействия (кадровая Губернаторская программа «Молодежное

Правительство»);

- обучение и поддержка деятельности актива различных возрастных категорий молодежи (подростки, студенчество, учащиеся ссузов и профучилищ, работающая молодежь).

Содержательную и организационную работу в сфере подготовки и обучения специалистов молодежных социальных учреждений обеспечивает подведомственное департаменту по делам молодежи учреждение «Ярославский областной молодежный информационный центр». Анализ его работы позволяет назвать основные проблемы в сфере кадрового обеспечения:

- быстрая сменяемость кадров социальных учреждений;

- разный уровень базовой профессиональной подготовки;

- недостаточность практического опыта сотрудников.

Для решения этих проблем центр организует работу по содействию в повышении квалификации специалистов социальных служб молодежи, имеющих различный образовательный уровень. Система обучения

©Л.М. Андреева, 2007 |^3|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.