Научная статья на тему 'Система университетской подготовки будущих специалистов по социальной работе (к 15-и летию открытия специальности)'

Система университетской подготовки будущих специалистов по социальной работе (к 15-и летию открытия специальности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басов Николай Фёдорович, Куприянов Борис Викторович, Тимонин Андрей Иванович

В статье подводится опыт 15-летней деятельности университета по подготовке специалистов по социальной работе. Раскрыты основные направления работы кафедры социальной работы и института педагогики и психологии, намечены перспективы дальнейшего совершенствования подготовки кадров для социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система университетской подготовки будущих специалистов по социальной работе (к 15-и летию открытия специальности)»

Н. Ф. Басов, Б. В. Куприянов, А. И. Тимонин

СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ (к 15-и летию открытия специальности)

Преамбула. В статье подводится опыт 15-летней деятельности университета по подготовке специалистов по социальной работе. Раскрыты основные направления работы кафедры социальной работы и института педагогики и психологии, намечены перспективы дальнейшего совершенствования подготовки кадров для социальной сферы.

Вначале 1990-х годов был сделан своеобразный прорыв в области подготовки социальных работников. Среди первых правовых актов, определивших законодательную основу деятельности в этом направлении был закон, принятый в 1991 году, бывшим ВС СССР, «Об общих началах молодежной государственной политики в СССР», в котором впервые законодательно был закреплен статус социального работника для молодежи, сформировано положение о социальном работнике. Приказом Госкомитета по труду и социальным вопросам от 23.04.1991 года квалификационный справочник должностей был дополнен новой характеристикой «Специалист по социальной работе». Вскоре, 13 мая 1991 года Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял решение коллегии «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР». В этом же году Госкомитет СССР по народному образованию (приказ от 7 августа 1991 г. .№376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности. Костромской педуниверситет был в их числе.

В настоящее время в России создана развитая многоуровневая непрерывная система высшего профессионального образования в области социальной работы. Эта система включает в себя около 120 вузов во многих регионах России, в которых обучаются более 30 тыс. будущих специалистов социальной работы. Их подготовкой заняты почти 3,5 тыс. преподавателей, в том числе около 600 докторов наук, профессоров, 1900 кандидатов наук, доцентов, объединенных в 90 кафедр.

Подготовка специалиста по социальной работе началась в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова в 1991 году.

Сегодня обучение специальности «Социальная работа», квалификация «Специалист по социальной работе» ведется в институте педагогики и психологии по очной и заочной формам.

В основу профессионального обучения и воспитания специалистов по социальной работе положены требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отраженные в учебных планах и программах дисциплин по специальности. Система подготовки профессионала по специальности «Социальная работа» включает в себя организацию учебно-познавательной и практической работы студента. Учебно-познавательная деятельность представляет собой изучение будущими специалистами общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации. За эти годы блок дисциплин специализации претерпевал содержательные изменения. Первые четыре выпуска специалистов 1996-1999 годах получили специализацию, в соответствии с дополнительной квалификацией «Учитель истории». Начиная с 2000 года введена специализация по профилю «Психосоциальная работа с населением». Сегодня студенты проходят профессиональную подготовку по специализации «Социально-правовая поддержка населения».

Логика профессионального образования будущих специалистов по социальной работе в Костромском вузе следующая. Обучение на первом курсе начинается с адаптационного лагерного сбора, который решает задачу введения вчерашних абитуриентов в социокультурные общности - «университет», «институт» (сообщества студентов и преподавателей), «профессия» (сообщество профессионалов - социальных работников). Здесь происходит авансирование академических, профессиональных, научных, обще-

© Н. Ф. Басов, Б. В. Куприянов, А. И. Тимонин, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006

13

ственных успехов будущих специалистов по социальной работе. В ходе совместной со старшекурсниками и преподавателями деятельности первокурсники знакомятся с «траекториями» личного и профессионального развития, возможных в период обучения.

Студенты-первокурсники, выступая с позиции участника сбора, в процессе интенсивной, эмоционально-притягательной, коллективно-творческой деятельности усваивают «ситуации -образцы» поведения, отношения к профессии и факультету, делового взаимодействия, демонстрируемые командой преподавателей и студентов старших курсов.

Программа инструктивно-установочного сбора довольно насыщена. Традиционными формами деятельности в ней являются:

1. Практикумы, которые формируют начальные прикладные умения и навыки, необходимые в дальнейшей работе и учебе. Среди них: психология общения, актерское мастерство, основы организаторской деятельности, приемы творческого мышления, оформительство, музыка, игровые технологии, научная организация труда студента и др.

2. Общие дела, которые можно разделить на несколько групп:

а) формирующие представления о специальности и факультете: устный журнал об истории, традициях, перспективах института педагогики и психологии, познавательно-творческая игра «Кто он - специалист по социальной работе?», конкурс стенных газет о своей специальности, встреча с преподавателями, посвящение в студенты;

б) позволяющие студентам-первокурсникам продемонстрировать собственный творческий потенциал и организаторские способности: маршрутная игра «Это Вы можете?», конкурс студенческих эстрадных миниатюр, праздник песни и т.п.

Групповая работа формирует положительный микроклимат в студенческих группах, интенсифицирует процесс коллективообразования, вырабатывает навыки делового и межличностного взаимодействия между студентами. Руководят групповой работой студенты-старшекурсники (кураторы групп).

Таким образом, сбор задает студенту «ситуацию - образец» того, как работать с группой, как провести индивидуальную или групповую беседу, как организовать общее дело, какими приемами можно привлечь внимание аудитории, создать условия для самоопределения по дея-

тельностному основанию. Инструктивно-установочный сбор первого курса создает условия для формирования у будущих специалистов по социальной работе положительного мотиваци-онно-ценностного отношения к избранной профессии и способствует эффективной адаптации студента к образовательной деятельности с позиции ее субъекта.

Содержание образования на первом курсе включает, кроме предметов блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин, начальный этап в изучении курса «Теория социальной работы». Задачами этой дисциплины является знакомство студентов с социальной работой как практической деятельностью, общественно-государственным институтом, отраслью знания, профессией и комплексом учебных дисциплин. Изучая темы «Социальная работа как феномен современного мира», «Предпосылки институали-зации социальной работы», «Социальная работа как отрасль знания», «Карьера и профессиональный рост специалиста по социальной работе», «Социальное учреждение: типы, система, организация деятельности», «Коммуникативная культура специалиста по социальной работе», «Организаторские умения как компонент профессиональной готовности специалиста по социальной работе», студенты получают необходимую первоначальную информацию о выбранной специальности, систематизируют знания об индивидуальных возможностях профессионального социального работника. В ходе лабораторных занятий будущие специалисты посещают 2-3 учреждения социальной защиты населения и комитета по делам молодежи, непосредственно знакомясь с деятельностью работников, занятых в этой сфере.

На втором курсе будущие специалисты продолжают изучение общегуманитарных, социально-экономических, математических, естественно-научных дисциплин. На этом курсе начинается систематическое освоение предметов общепрофессионального цикла. В параллельном режиме студентам преподается теория и технология социальной работы, педагогика и психология. Сочетание фундаментальной теоретической и практической подготовки позволяет наиболее эффективно реализовывать цель профессиональной подготовки. Второкурсники не только обсуждают проблемы категорий, направлений, методов социальной работы, но и овладевают практическими умениями и навыками социального обслу-

живания. Этому процессу содействует организаторская практика в стационарных социальных учреждениях. Главной задачей, на этом этапе профессионального образования, является формирование готовности работы с группой клиентов.

Базами практики выступают стационарные учреждения социального обслуживания населения: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, дома интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Третий курс, с одной стороны - период завершения формирования у будущих специалистов представлений о научной картине мироздания, роли науки в развитии цивилизации, о феномене культуры и т. п., а с другой - начало более интенсивной, чем прежде, специальной подготовки. В содержании последней входят: «Практическая психология и психодиагностика», «Методика исследований в системе социальной работы», «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» и т. д. Практический аспект подготовки связан с проведением на третьем курсе технологической практики в нестационарных учреждениях социального обслуживания населения. Она имеет своей целью усвоение и апробирование студентами технологических приемов профессиональной социальной работы, соединение теоретических знаний, умений с реальной практикой социальных учреждений. В ее задачи входят:

1. Расширение представлений будущих специалистов по социальной работе о характере профессиональной деятельности.

2. Организация процесса овладения студентами общепрофессиональными умениями социальной работы: наблюдать за клиентами и беседовать с клиентами для изучения их; определять близкие и оперативные цели своей деятельности в конкретных ситуациях; планировать работу, отбирать необходимые средства и ее оптимальные формы, использовать целесообразное содержание; оформлять свои наблюдения, планы, результаты работы в соответствующие документы; строить взаимодействие с клиентами на основе сотрудничества, высоких нравственных отношений, взаимного расположения; осуществлять контроль за текущим ходом работы, объективно оценивать выполнение клиентами заданий; определять степень достижения поставленной цели, устанавливать причины слабости

воздействий, недостатки своей деятельности, причины неэффективного решения профессиональных задач.

Объектом технологической практики являются учреждения социального обслуживания населения (отделение в социальном учреждении). Студент имеет возможность выбора объекта по своему желанию, с учетом своих интересов и психологических особенностей. Во время практики студент выступает в роли помощника специалиста по социальной работе.

Четвертый курс обучения предполагает углубление специальной подготовки и освоение дисциплин специализации. Профессиональная практика на данном этапе проходит с отрывом от учебного процесса (в течение 6 недель) и предполагает самостоятельную деятельность в качестве специалиста по социальной работе в нестационарных учреждениях (Центры социального обслуживания населения, Территориальные центры помощи семье и детям, Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних).

Таким образом, обеспечивается преемственность практической подготовки третьего и четвертого курсов. Студенты здесь реализуют возможность отработать профессиональные умения, получить комплексную оценку собственной компетентности в социальной работе.

В содержании образования на пятом курсе обучения по специальности «Социальная работа» входят следующие дисциплины: «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Экономические основы социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» и другие.

Осознанию своего будущего профессионального статуса содействует и роль, которую играют пятикурсники в социокультурном сообществе института. Они являются хранителями традиций, консультантами для студентов младших курсов, лидерами различных общественных объединений, инициаторами общественно-значимых акций и мероприятий.

Особое место в системе практик занимает преддипломная практика на выпускном курсе. Функциями производственной практики являются упражнение выпускников в практической социальной работе и демонстрация ими уровня своей профессиональной подготовленности. Будущие специалисты проходят эту практику

в качестве заведующих отделениями социального обслуживания. На данном этапе студенты проводят основную опытно-экспериментальную часть своей квалификационной работы, внедряют в деятельность социальных служб собственные проекты.

Не смотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, в наше время остается неустойчивым положение молодежи. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, наблюдается рост у молодых людей заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулеза). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью.

Социальные потребности молодежи обеспечиваются системой услуг по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, здравоохранению и организации отдыха, социальному обслуживанию, поддержке в трудной жизненной ситуации. Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 20 направлениям.

Российское законодательство предусматривает сеть специализированных учреждений, призванных обеспечивать экстренную поддержку молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - центры доверия, досуговые и социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков. Все эти учреждения нуждаются в высококвалифицированных специалистах с высшим образование.

Таким образом, выбор новой специализации «Социальная работа с молодежью» в Костромском государственном университете вполне оправдан.

Система подготовки специалиста по социальной работе обеспечена сотрудничеством ИПП и университета с Департаментом социальной защиты населения администрации Костромской области. Основные направления сотрудничества зафиксированы в договорах и состоят в совместной организации практики студентов, привлечении к государственной аттестации и преподаванию наиболее подготовленных специалистов-практиков, распределении выпускников, научной

и методической работе, аттестации работающих кадров. С 1997 года ведется подготовка к совместной организации переподготовки работающих специалистов социальных служб области (курсовая подготовка, проведение отдельных семинаров, повышение квалификации работающих специалистов через факультет переподготовки специалистов).

С июля 2001 года все студенты специальности «Социальная работа» проходят итоговую государственную аттестацию в форме защиты квалификационных работ. В качестве научных руководителей выступают преподаватели кафедры социальной работы и наиболее квалифицированные специалисты социальных учреждений. Этому предшествует кропотливая деятельность по утверждению индивидуальных графиков выполнения квалификационных работ, на заседаниях кафедры заслушиваются выступления ряда студентов по исследуемым проблемам. Важным подспорьем при написании квалификационных работ является изучение студентами на 3 курсе учебной дисциплины «Методика исследований в социальной работе», а также выполнение курсовых и других письменных работ. Большую роль играет также участие студентов в исследовательских проектах, в научно-практических конференциях. Кроме этого, на кафедре была разработана процедура допуска к защите квалификационных работ.

Исходя из тематики выпускных работ, представленной на государственную аттестацию, можно определить следующие научно-практические направления: социальное обслуживание, педагогика социальной работы, социология социальной работы, психология социальной работы, подготовка кадров для учреждений социального обслуживания, менеджмент социальной работы.

Значительное внимание кафедра социальной работы уделяет учебно-методическому обеспечению специальности. Усилиями преподавателей разработан комплекс программ учебных дисциплин с ученом требований государственного стандарта высшего профессионального образования 2000 г. Издано ряд методических материалов и учебных пособий: Н. Ф. Басов, В. М. Басова «История социальной работы в России» (Кострома, 1999); Н. Ф. Басов «Практикум по истории социальной работы в России» (М., 1999); Н. Ф. Басов «Социальная геронтология: словарь-справочник» (М., 2000); Н. Ф. Басов,

О. Н. Бессонова, Б. В. Куприянов, А. И. Тимо-нин «Квалификационные работы выпускников университета по специальности "Социальная работа"» (Кострома, 2002); «Основы социальной работы» под ред. Н. Ф. Басова (М., 2004); Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко «История социальной педагогики» (М., 2005) и др.

Большая работа ведется по созданию методического кабинета социальной работы. Разработано положение о нем, приобретена основная литература по специальности. Основная задача кабинета состоит в осуществлении учебно-методической помощи преподавателям кафедры, организации самостоятельной работы студентов и различных форм их внеаудиторной деятельности, обеспечение учебного процесса современными техническими средствами, наглядными пособиями и специальными учебно-методическими материалами. В кабинете организовываются выставки литературы, осуществляется сбор и накопление информации по проблемам социальной работы, готовятся к печати учебно-методические издания.

С 1995 года при непосредственном участии преподавателей кафедры начата допрофессио-нальная подготовка по специальности «Социальная работа». Эта деятельность не только содействует одному из самых высоких конкурсов на специальность при вступительных испытаниях в университет, но и притоку профессионально ориентированной молодежи.

Анализ опыта деятельности по подготовке специалистов социальной работы, осуществляемой в Костромском государственном университете на протяжении 15 лет показал, что сложившаяся система деятельности в данном направлении отвечает задачам, поставленным в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования вуза.

Однако исследования, проводимые на кафедре социальной работы, свидетельствуют о том, что нужны дальнейшие шаги по более глубокому осознанному научно-методическому обеспечению процесса подготовки будущих специалистов, с тем, чтобы в 2006 году перейти на новые государственные стандарты, а затем и на систему многоуровневой подготовки.

Данный процесс потребует организации более совершенного учебного процесса, с использованием активных методов обучения (проблемные лекции, социальные проекты, ролевые игры, кейс-метод и др.). Сформировать высокий про-

фессионализм будущих специалистов социальной работы возможно лишь путем оптимальной связи теоретических знаний с практикой использования активных форм учебной деятельности обучаемых, что способствует поиску и разработке новых технологий образования в условиях университета, включая формы и средства объективной аттестации знаний студентов.

Обучению студентов современным технологиям и методам социальной работы, включению их в процесс освоения фундаментальных теоретических знаний способствует хорошо организованная самостоятельная работа студентов. Особую роль в ней может занимать выполнение самостоятельных письменных работ творческого характера - эссе, освещающих современное состояние конкретной социальной проблемы; выполнение квалификационных работ, обобщающих лучший опыт социальной работы.

В соответствии с этим повышается роль преподавателя дисциплин социального цикла, который является не только источником новейших знаний, но и учит студентов умению самостоятельно приобретать их.

Более продуманной и целенаправленной необходимо сделать систему профессиональных практик будущих специалистов социальной работы, которая должна быть ближе к деятельности социальных учреждений, формировать общее представление о системе социальной защиты населения.

Важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалиста по социальной работе является так же национально-региональный компонент. Его содержание призвано способствовать повышению качества учебного процесса, адресно ориентировать будущих специалистов на работу именно в Костромском регионе, его городах и населенных пунктах, с учетом особенностей их социального развития, опыта, который сложился в местных органах соцзащиты.

Важно заметить, что разработка системы научно-методического сопровождения учебного процесса в условиях вуза, более внимательное рассмотрение содержания дисциплин, которые обеспечивает кафедра социальной работы, а также четкое определение составляющих и основных этапов процесса подготовки специалистов с высшим образованием позволили подготовить силами ведущих преподавателей развернутое учебное пособие «Основы социальной работы» под ред. Н. Ф. Басова, объемом почти в 20 печат-

ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

М. А. Алексеева

ных листов. Оно получило поддержку Министерства образования, которое рекомендовало его в качестве учебного пособия для студентов вузов и было выпущено двумя изданиями издательским центром «Академия» (г. Москва) в 2004 году.

В целом, разработка научно-методического сопровождения учебного процесса будет способствовать подготовке квалифицированных специалистов в соответствии с высокими требованиями современного общества. Время требует, чтобы из стен университета выпускались профессионалы в области социальной работы, а также организаторы социальных служб, научные работники, преподаватели.

Опыт подготовки социальных работников в Костромском госуниверситете еще только скла-

дывается. Тем не менее, сделано не мало. Прежде всего создан коллектив единомышленников -кафедра социальной работы и методический кабинет при ней. Разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования нового поколения учебно-методическая база: программы дисциплин, профессиональных практик, государственной аттестации и защиты квалификационных работ, дисциплин специализации. Вот уже несколько лет работает диссертационный совет по проблемам социального воспитания.

Впереди еще много нерешенных проблем, но они по силам людям, которые одержимы идеей готовить высококвалифицированных специалистов.

М. А. Алексеева

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (к 45-летию художественно-графического факультета)

Художественно-графический факультет - один из старейших факультетов . КГУ, в 2005 году ему исполнилось 45 лет. История возникновения факультета, как части художественно-изобразительной образовательной системы, берет свое начало в 1904 году. Тогда молодой художник Н. П. Шлейн, после окончания Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, возвратившись в Кострому, открыл художественные классы рисунка, живописи и лепки. В 1944 году художественная школа была преобразована в Костромское художественное училище. В 1960 году на базе училища создается художественно-графический факультет.

В разные годы факультетом руководили

A. И. Бузин, Е. А. Дудченко, А. В. Фокин, М. С. Резникова, С. К. Булдаков, Н. М. Рассадин,

B. В. Груздев, А. А. Коршунов. Много сил и энергии вложили они в дело подготовки будущих педагогов-художников. Заметный след в истории факультета, совершенствовании организации учебного процесса М. С. Колесов,

A. И. Бузин, Ф. Я. Кораблев, В. И. Лытнев,

B. Г. Смирнов, А. П. Белых, А. Г. Забагрин, В. А. Кутилин, Ю. А. Тощаков, В. Б. Сергеев.

На протяжении всех этих лет факультет сохраняет традиции обучения изобразительному искус-

ству, сформированные в Костромском художественном училище. Изучение и применение законов реалистической живописи и рисунка составляют главное содержание учебного курса в профессиональной подготовке художников-педагогов.

Последнее десятилетие - время насыщенное различными социально-экономическими изменениями, тяжелая экономическая ситуация в стране сказалась на учебно-методическом обеспечении. Так, перестали выделяться (с 19931994 годы), необходимые для учебного процесса материалы: кисти, краски, холсты, бумага, и т. д. Тогда были закрыты массовые специализированные журналы «Искусство», «Творчество», «Художник», «Декоративно-прикладное творчество», прекращено государственное издание репродукций, открыток, диафильмов с произведениями художников, централизованное обеспечение учебного процесса наглядными пособиями, перестали проводиться зональные, республиканские выставки студенческих работ и т. д.

В эти годы произошло уменьшение количества часов в стандарте на обучение специальным дисциплинам, на факультете не стало профессиональных натурщиков, студенты были вынуждены позировать сами себе.

На фоне данных перемен факультет, тем не менее, следовал достижению главной цели пре-

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2006

© М. А. Алексеева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.