Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики как фактор становления системы поддержки молодежных инициатив и социального партнерства'

Научно-методическое обеспечение подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики как фактор становления системы поддержки молодежных инициатив и социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики как фактор становления системы поддержки молодежных инициатив и социального партнерства»

Научно-методическое обеспечение подготовки кадров

дневного пребывания в социально-реабилитационных центрах, пришкольных лагерях и учреждениях дополнительного образования), социальнопедагогической, психолого-педагогической и комплексной в различных образовательных и социальных учреждениях города и области.

Таким образом, подготовка будущего специалиста социального воспитания в вузе - многоаспектная система, объединяющая относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы. В том числе она включает в себя не только непосредственно учебную работу, основанную на современных технологиях, но и внеаудиторную деятельность студентов, социальную практику в различных учреждениях, организациях, непосредственно в систему. Большое значение при этом имеет совместная деятельность преподавателей и студентов, обеспечивающая профессиональное

общение, и расширяющая формирование опыта самостоятельной деятельности.

Результатом такого целенаправленного процесса является подготовленность студентов к деятельности, к решению профессиональных задач социального воспитания, а также развитие личностных качеств специалистов, обеспечивающих их будущую профессиональную успешность.

Однако следует говорить не только о содержании, но и о проблемах, из которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются, во-первых, небогатый личный опыт воспитательной практики абитуриентов, неготовность образовательных и социальных учреждений к приему таких специалистов в будущем, слабая обеспеченность учебного процесса программнометодическими материалами, неопределенность сферы их будущей профессиональной деятельности в нормативно-правовом отношении.

Л.М. Андреева

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Социальное партнерство понимается как система взаимоотношений, существующих внутри общества и возникающих на границе трех секторов -государственной власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Исходя из такого понимания мы предпринимаем попытку проанализировать меры и мероприятия органов государственной власти в Ярославской области по практическому аспекту научнометодического обеспечения подготовки кадров в сфере социального партнерства в приложении к молодежной политике.

Органами государственной Ярославской области власти по реализации молодежной политики создана система подготовки кадров, компетентных в области межсекторного взаимодействия, включающая в себя следующие структурные компоненты:

- обучение специалистов социальных учреждений молодежи, информационное и методическое обеспечение деятельности сети;

- реализация специализированных кадровых программ для молодежи, в том числе в сфере межсекторного взаимодействия (кадровая Губернаторская программа «Молодежное

Правительство»);

- обучение и поддержка деятельности актива различных возрастных категорий молодежи (подростки, студенчество, учащиеся ссузов и профучилищ, работающая молодежь).

Содержательную и организационную работу в сфере подготовки и обучения специалистов молодежных социальных учреждений обеспечивает подведомственное департаменту по делам молодежи учреждение «Ярославский областной молодежный информационный центр». Анализ его работы позволяет назвать основные проблемы в сфере кадрового обеспечения:

- быстрая сменяемость кадров социальных учреждений;

- разный уровень базовой профессиональной подготовки;

- недостаточность практического опыта сотрудников.

Для решения этих проблем центр организует работу по содействию в повышении квалификации специалистов социальных служб молодежи, имеющих различный образовательный уровень. Система обучения

©Л.М. Андреева, 2007 |^3|

включает в себя базовый комплекс форм, методов и приемов, которые позволяют адаптировать методики работы к практическим условиям муниципальных образований. В эту систему входит подготовка и проведение обучающих семинаров, деловых игр и конференций областного и межрегионального уровня, стажировки специалистов социальных учреждений молодежи по основным направлениям деятельности, индивидуальное консультирование и организационное сопровождение.

Содействие в повышении квалификации специалистов социальных учреждений молодежи, организуемое центром, получило одну из самых высоких экспертных оценок (9,27 балла) и признано очень актуальным (92% опрошенных).

В 2005 году на базе учреждения были подготовлены и проведены областные обучающие семинары для всех категорий специалистов социальных учреждений молодежи:

«Социальные учреждения по работе с молодежью в системе государственной молодежной политики»;

«Медицинские и психологические аспекты в работе с молодой семьей»;

«Проблемы аддиктивного и антисоциального поведения подростков и молодежи»;

«Защитим подростков от наркотиков!» (по программе «Мой выбор»);

«Приятное ожидание: психологическое

сопровождение беременности» (по программе «Молодая семья»);

Семинары по программе «Диалог индивидуальностей».

За 9 месяцев 2005 года проведено 9 обучающих семинаров для 119 участников из числа специалистов социальных учреждений области. Кроме того, учреждение стало организатором или участником ряда межрегиональных и международных семинаров и научно-практических конференций. Проведено за 9 месяцев 2005 года 207 индивидуальных консультаций для специалистов учреждений (за весть 2004 год - 170 консультаций),

В 2005 году на базе учреждения была продолжена стажировка для руководителей социальных учреждений молодежи муниципальных образований Ярославской области со стажем работы в учреждении до 3-х лет. Она была сориентирована на развитие личностного потенциала слушателей, повышение уровня самореализации в деятельности; освоение конкретных методов работы с клиентами и партнерами; освоение

ЕП Вестник КГУ им Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

конкретных методов работы с клиентами и партнерами; освоение методики воздействия на мотивационную сферу и актуализации личностного потенциала клиентов.

В ходе комплексного обучения в рамках стажировки определелялся уровень знаний и умений слушателей по проблеме, проводилось информирование слушателей относительно теоретических основ и практических методов работы, консультирование стажеров по применению приобретенных знаний и навыков в конкретных условиях работы на протяжении всего срока стажировки.

Следует отметить, что, при обучении руководителей и специалистов сети социальных учреждений молодежи технологиям реализуемых программ, на областных семинарах делался акцент не на массовые мероприятия, а на «точечную», индивидуальную работу с адресатами программ.

Направление деятельности молодежного информационного центра по содействию в повышении квалификации специалистов социальных учреждений молодежи области является перспективным, его развитие предусмотрено областной целевой программой «Молодежь» на 2006-2007 годы.

ГУ ЯО «ЯОМИЦ» является базовым методическим центром по социальной работе для сети молодежных учреждений в муниципальных образованиях области и, в соответствии с разработанным алгоритмом, на основе обобщения опыта реализации собственных программ разрабатывает методические рекомендации для специалистов, работающих с подростками, молодежью и молодыми семьями.

При разработке методических рекомендаций по основным направлениям деятельности социальных учреждений активно используется лучший отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Методика профилактики наркотической зависимости среди подростков «Мой выбор!» в рамках всероссийской программы профилактики «Спасибо, нет!» основана на отечественном и зарубежном опыте и направлена на активизацию и развитие личностных ресурсов подростков, препятствующих злоупотреблению наркотическими и психоактивными веществами и способствующих формированию здорового поведения. Методика «Диалог индивидуальностей» на основе американской программы «Большие братья / Большие сестры»,

Научно-методическое обеспечение подготовки кадров

разработана для социально-педагогической работы с детьми и подростками с легкой степенью социальной дезадаптации из неполных семей. Методическое пособие «Пути предупреждения и коррекции агрессивности подростков» содержит анализ основных проблем агрессивности в подростковом возрасте, рекомендации по, реализации программ работы с подростками, проявляющими повышенную агрессивность в поведении и общении. Методическое пособие «Коррекция детско-родительских отношений в семье» содержит описание ряда принципов и методик, используемых при работе с семьей и подростками, направленных на формирование добрых отношений в семье, преодоление конфликтов, агрессивного поведения детей и проблемы зависимостей. Важный аспект - помощь, которую семья может оказать подрастающему ребенку в выборе профессии и жизненного пути, рассмотрен в методическом пособии «Помощь в профессиональном самоопределении подростка».

Все методики апробированы на базе службы «Молодежь и семья» государственного учреждения Ярославской области «ЯОМИЦ». Накопленный опыт по их применению позволяет успешно реализовывать их в муниципальных образованиях области и распространять в другие регионы. Разработанные методические материалы востребованы специалистами социальных учреждений других регионов. В 2005 г поступило 50 запросов по данным методикам.

Для распространения наработанного опыта реализации программ и разработанных методик ГУ ЯО «ЯОМИЦ» осуществляет подготовку и публикации сборников информационно-методических материалов.

Разработка и практическая реализация программ, обучение специалистов проходят при непосредственном участии ученых и преподавателей высших учебных заведений города. Консультационно-методическую поддержку деятельности учреждения оказывают доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского М.И. Рожков; кандидат психологических наук, заместитель директора департамента по делам молодежи Ярославской области Л.М. Иванов; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова Е.В. Конева; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ярославского государственного

педагогического университета имени К.Д. Ушинского Н.Л. Иванова; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского А.П. Чернявская; руководитель областного центра медико-психологической помощи подросткам и молодежи с проблемами зависимости, заместитель главного врача Ярославской областной клинической наркологической больницы А.В. Волков; руководитель областного центра профориентации молодежи и психологической поддержки населения «Ресурс» И.В. Кузнецова.

Большое значение придается социальному партнерству, использованию внешних ресурсов -взаимодействию с партнерскими организациями по реализации программ. В рамках программы «Молодая семья» налажено продуктивное сотрудничество с областным центром медицинской профилактики, городским центром психолого-медико-социального сопровождения диагностики и консультирования молодежи и подростков, общественной организацией «Педагогика и культура», областной юношеской библиотекой им. Суркова.

Программы «Мой выбор», «Диалог индивидуальностей» реализуются в тесном взаимодействии с управлением федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, организациями и учреждениями - членами областного совета по гигиеническому воспитанию, центром медикопсихологической помощи детям и подросткам с проблемами зависимости, городским центром изучения общественного мнения и социологических исследований, центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Доверие», региональной общественной организацией «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), Союзом студентов Ярославской области.

Осуществление программы «Содействие трудовому воспитанию молодежи» организуется совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области, областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения «РЕСУРС», предприятиями и организациями-работодателями Ярославской области. С Ярославским государственным педагогическим университетом имени К.Д. Ушинского заключен совместный договор о проведении на базе ГУ ЯО «ЯОМИЦ» программы стажировок для студентов

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика * Спецвыпуск, 2007

31

факультета «Организация работы с молодежью».

В целом по всем направлениям деятельности в сфере государственной молодежной политики осуществляется организационное, информационное и методическое взаимодействие с 400 организациями и учреждениями.

Кроме того, традиционным является привлечение молодежного актива из числа студентов и выпускников ярославских вузов и ссузов, а также школьников к реализации программ молодежной политики. Молодые люди имеют возможность реализовать авторские социально-значимые проекты в рамках кадровой Губернаторской программы «Молодежное Правительство Ярославской области». Цели этой программы:

- формирование активного и грамотного в вопросах организации и управления контингента молодых людей;

- создание целостной системы отбора, подготовки и продвижения социально-активных молодых людей, направленной на решение задачи их общественного становления и роста для дальнейшей работы в сфере государственного управления и экономики.

С 2000 года существенно расширен образовательный блок программы: кроме традиционной стажировки в структурных подразделениях Администрации области, где члены Молодежного Правительства знакомятся с работой департаментов и управлений, нормативно-правовыми документами и программами деятельности, специалистами Института государственного и муниципального управления подготовлен уникальный образовательный курс «Управление инновационными проектами». В 2001 году была проведена первая сертификация членов Молодежного Правительства, прошедших теоретическую и практическую подготовку в институте.

Лучшие проекты 1999-2004 гг. продолжают свою реализовываться и в настоящее время. Проект «Межвузовский центр содействия временной занятости студентов» стал направлением деятельности ГУ ЯО «ЯОМИЦ» «Содействие трудовому воспитанию молодежи». Проект «Создание подростковой добровольческой службы по профилактике употребления психоактивных веществ» осуществляется через программу «Мой выбор».

Программа Молодежного Правительства выполняет свою главную функцию - подготовку кадров

- кадров ответственных, целеустремленных, умеющих работать на результат.

Общественная составляющая государственной молодежной политики в Ярославской области реализуется в рамках проекта «Молодежный форум». Его целями и задачами являются:

- активизация гражданской позиции молодежи Ярославской области;

- развитие молодежного самоуправления, привлечение молодежи к процессу и результатам социально-экономического развития области;

- создание условий для общения и обмена опытом представителей органов государственной власти, молодежных объединений и актива муниципальных образований области по вопросам реализации государственной молодежной политики;

- продвижение молодежных инициатив и проектов, достижений молодежных общественных объединений Ярославской области.

Первый Молодежный Форум Ярославской области был проведен в 1999 году и стал традиционным мероприятием, который проводится раз в два года. В его работе принимают участие представители всех муниципальных образований области, школьники, студенты вузов, ссузов и ПУ, работающая молодежь, представители молодежных и детских общественных объединений.

По итогам работы Молодежного Форума формируются областной и муниципальные молодежные советы, призванные способствовать реализации инициатив, формируемых в молодежной среде, доводить их до уровня реальных программ и проектов путем поиска и привлечения ресурсов органов законодательной и исполнительной власти региона, муниципального образования, коммерческих структур и некоммерческих организаций.

Особенностью деятельности муниципальных молодежных советов является то, что, в отличие от большинства молодежных парламентских структур, молодежные советы не только выдвигают идею, но и полностью реализуют ее, опираясь, в первую очередь, на собственные силы, на практике доказывая, что обоснованные и проработанные молодежные инициативы реализуемы и поддерживаются на всех уровнях государственной власти. С каждым годом становится больше молодых людей готовых взять на себя ответственность за реализацию конкретных проектов по различным направлениям государственной молодежной политики, готовых много и профессионально работать, достигая конкретных и измеряемых результатов.

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Формирование коммуникативной культуры...

Государственная молодежная политика может быть сильной и эффективной только при условии, что она формируется и реализуется самой молодежью. Именно поэтому одной из задач органов по делам молодежи Ярославской области является решение вопроса взаимодействия различных субъектов

молодежной политики всех уровней, объединения их усилий и ресурсов для наиболее эффективной реализации социально значимых проектов и программ, развитие социального партнерства со всеми заинтересованными ведомствами и организациями.

В.И. Кашницкий ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В Институте педагогики и психологии Костромского госуниверситета имени Н.А.Некрасова обучают по многим направлениям: социальная педагогика, социальная работа, педагогика и психология, специальная психология и дошкольная педагогика, психология. Все эти специальности роднит то, что они входят в группу профессий, обеспечивающих такую важную сферу общественной жизни, как социальное воспитание.

Работа социального воспитателя, вне зависимости от полученной им специальности, - это, прежде всего, общение, постоянные межличностные контакты «лицом к лицу». Еще К.Д.Ушинский отмечал: «Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно». Общение выступает одновременно условием и средством организации воспитательной деятельности во всех её многообразных видах. В связи с этим становится понятным какое значение приобретает коммуникативная оснащённость специалиста в области социального воспитания, его умения устанавливать доверительные контакты с людьми, выстраивая в ходе своего профессионального общения систему особых ПОМОГАЮЩИХ отношений.

Вместе с тем, приходится констатировать, что в ряду профессиональных трудностей, которые приходиться преодолевать специалистам, работающим в этой сфере (особенно начинающим), весьма типичными являются именно коммуникативные трудности.

В психолого-педагогической науке накоплен немалый опыт, как теоретического изучения, так и формирования различных свойств и качеств личности, а также конкретных навыков и умений, необходимых человеку для того, чтобы рассчитывать на успех в

коммуникациях. Широкое распространение получил термин «коммуникативная компетентность», предполагающий определённый уровень готовности к эффективным коммуникациям. Чаще всего коммуникативная компетентность трактуется как совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей человека, обеспечивающих ему возможность установления, поддержания и развития контактов с окружающими людьми, с партнёрами по взаимодействию. Коммуникативная компетентность предполагает также способность эффективно влиять на других, добиваясь своих целей.

Вместе с тем, жизнь даёт нам немало примеров, когда искусное владение общением людьми недобросовестными (манипуляторы, всякого рода мошенники, интриганы и т.п.) может служить для достижения корыстных и безнравственных целей, способствовать нанесению урона человеческой личности. Понятно, что в сфере социального воспитания подобное должно быть абсолютно недопустимо.

В связи с этим, нам представляется оправданным, при характеристике готовности человека к коммуникативной деятельности, наряду с термином «коммуникативная компетентность», использовать понятие более широкое, которое обязательно включало бы и нравственную составляющую межличностных контактов. Таким понятием, на наш взгляд, является -коммуникативная культура.

Коммуникативная культура личности - это сложное многоуровневое системное образование. Верхние этажи этой системы включают в себя совокупность знаний о законах и механизмах общения в сочетании с коммуникативной «техникой» -разнообразными навыками и умениями, необходимыми

© В.И. Кашницкий, 2007

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.