Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ОХОТОВЕДОВ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ОХОТОВЕДОВ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / KNOWLEDGE / SKILLS / PROFESSIONAL QUALITIES / MILITARY APPLIED SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич

Указана актуальность подготовки специалистов-охотоведов для Республики Тыва. Раскрыта специфика профессии охотоведа. Обосновано влияние военно-прикладных видов спорта на подготовку специалистов-охотоведов.The relevance of training hunting specialists for the Republic of Tyva. The specifics of the hunting specialist profession are disclosed. Impact of military-applied sports for the training of hunting specialists is carried out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ОХОТОВЕДОВ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

РАЗДЕЛ III. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

[AGRICULTURE: THEORY AND PRACTICE]

УДК 372/016:614.8

DOI 10.24411/2658-4441-2020-10005

АН. КОВАЛЬЧУК

Красноярский государственный аграрный университет (Красноярск, Россия)

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ОХОТОВЕДОВ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Указана актуальность подготовки специалистов-охотоведов для Республики Тыва. Раскрыта специфика профессии охотоведа. Обосновано влияние военно-прикладных видов спорта на подготовку специалистов-охотоведов. Ключевые слова: знания, умения, профессиональные качества, военно-прикладные виды спорта.

Рис. 1. Табл. 1. Библ. 2 назв. С. 50-54.

A.N. KOVALCHUK Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russia) TRAINING OF HUNTING SPECIALISTS FOR THE REPUBLIC OF TYVA

The relevance of training hunting specialists for the Republic of Tyva. The specifics of the hunting specialist profession are disclosed. Impact of military-applied sports for the training of hunting specialists is carried out.

Keywords: knowledge, skills, professional qualities, military applied sports. knowledge, skills, professional qualities, military-applied sports. Figure 1. Table 1. References 2. P. 50-54.

Республика Тыва находится в верховьях р. Енисей, в географическом центре Азии, на стыке восточно-сибирских таёжных и центрально-азиатских полупустынных ландшафтов. Такое расположение определяет богатство её флоры и фауны. Более 90 % территории представляют собой охотничьи угодья. На территории республики расположены 16 заказников и 2 заповедника. Традиционным для местного населения является разведение овец, коз, лошадей, яков. В ряде кожуунов занимаются также оленеводством, в этой связи охота представлена, как основное занятие жителей высокогорных районов.

Всё вышеизложенное обусловливает популярность такой специальности в республике как охотовед. Неслучайно в КрасГАУ набор на данную специальность в отдельные годы составлял до 60 % представителей Республики Тыва от всего контингента обучающихся.

Профессия охотоведа весьма специфическая. Её суть — охрана и рациональное использование всего комплекса биологических ресурсов охотничьего хозяйства. Работать приходится в экстремальных погодных условиях и быта. Профессия очень рискованная и опасная: охотовед сам может оказаться добычей хищного зверя. Будни

государственного охотничьего инспектора — это постоянные рейды, задержания нарушителей закона, зачастую оказывающих активное сопротивление, в т. ч. вооружённое (Мурзин, Кузнецова, 2015).

Охотоведы работают в охотхозяйствах, заповедниках, заказниках, в природоохранных организациях, в органах охот надзора, в туристических фирмах, сафари-парках, научно-исследовательских центрах по изучению животных. В охотничьих хозяйствах специалисты ведут учёт промысловых животных, планируют их отлов и расселение, проводят мероприятия по борьбе с вредными хищниками, следят за добычей зверей, на которых объявлена охота. Они проводят обследование охотничьих угодий, разводят охотничьих собак, ловят браконьеров. В турфирмах охотовед занимается организацией и проведением охотничьих туров по России или в любой точке мира.

Деятельность охотоведов отличается многообразием ситуаций, многие из которых можно отнести к категории экстремальных, связанных с опасностью для жизни. Эффективность действий в этих ситуациях и личная безопасность специалистов-охотоведов напрямую зависят от их профессионального уровня.

Проведённый анализ нормативной документации и других доступных материалов позволяет выделить наиболее важные профессиональные качества данной категории работников. Это — дисциплинированность, организованность, ответственность, смелость, решительность, бдительность и способность рационально действовать в экстремальных ситуациях. Среди психофизиологических и физических качеств, следует отметить такие качества, как физическая подготовленность к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной среды, хорошее общее физическое развитие (выносливость, координированность, физическая сила, быстрота реакции), способность переносить физическое и психическое напряжение, самообладание и выдержка.

Кроме перечисленных качеств, специалист-охотовед должен обладать специальными медицинскими знаниями и практическими навыками по оказанию доврачебной медицинской и ветеринарной помощи. Важно уметь работать с топографической картой и ориентироваться на местности, составлять служебные и графические документы, применять физическую силу, специальные средства и оружие в целях необходимой самообороны, осуществлять практические действия по поиску и выслеживанию животных.

Как видим, в современных условиях специалист-охотовед должен обладать комплексом незаурядных качеств, довольно большим объёмом знаний и широким диапазоном умений.

Многие из перечисленных знаний, умений и навыков, а также профессиональных качеств формируются в процессе изучения предусмотренных учебным планом вуза дисциплин. В тоже время, некоторые из них требуют специальной подготовки и не предусмотрены программой обучения. Например, охотничья или охранная деятельность специалистов-охотоведов, предусматривающих ношение и применение служебного и гражданского огнестрельного оружия (Об утверждении..., 2014). Для их реализации важно, чтобы охотовед в совершенстве владел служебным или охотничьим оружием и уверенно использовал его в сложной, быстро меняющейся ситуации.

В связи с повышенной опасностью деятельности специалистов-охотоведов, наличием угрозы их жизни и здоровью, имеется острая необходимость проводить с ними специальную подготовку к обеспечению личной безопасности.

Качества, необходимые охотоведу, его умения и навыки должны формироваться и совершенствоваться комплексным методом в процессе целенаправленного обучения в соответствии специальной программы, при наличии учебно-методических пособий и хорошо оборудованной учебно-материальной базы. Причём уклон в этой подготовке должен быть на максимальном приближении тренировок к реалиям практической работы.

Наш опыт подготовки специалистов-охотоведов свидетельствует, о том, что реальную помощь в решении данной проблемы оказывают военно- и служебно-

прикладные виды спорта, которые культивируются в вузе в рамках деятельности военно-патриотического клуба (ВПК).

Напомним, что прикладные виды спорта — те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки. Военно-прикладные виды спорта (упражнения) — собирательное название упражнений, их сочетаний, взятых из отдельных видов спорта (лёгкой атлетики, плавания, лыжного и др.) и имеющих военно-прикладное значение. Военно-прикладные виды спорта можно выделить в отдельную категорию среди прикладных видов спорта. В неё собрано несколько видов, которые имеют отношение к подготовке военных. Для такой подготовки используются упражнения из разных видов спорта, потому что стоит задача всеобщей равномерной тренированности бойцов, а не завоевание медалей.

Кроме военно-прикладных, отдельно выделены служебно-прикладные виды спорта. Это специальные виды, которые используются для подготовки сотрудников силовых ведомств. Сюда входят многоборье спасателей МЧС, спасательный спорт, различные соревнования кинологов и собак служебного собаководства. Регулярно проводятся соревнования по разным видам и многоборью.

Служебно-прикладные виды спорта ставят своей целью профессиональное совершенствование учащихся. Соревнования по этим видам спорта имитируют в той или иной мере ситуации, которые могут сложиться в реальной жизни. Военным и сотрудникам МЧС приходится выполнять свой долг в самых трудных и неожиданных условиях, поэтому требования к физической подготовке особые. Совершенствование в профессионально-прикладных видах спорта не только улучшает физическую форму служащих, но и является одновременно их профессиональным ростом.

Многие из перечисленных военно-прикладных видов упражнений студентам университета приходится выполнять в рамках соревнований различного уровня. К примеру, разборка и сборка оружия, надевание ОЗК, плавание, подтягивание на перекладине, стрельба, рукопашный бой, челночный бег и др.

Таким образом, подготовка и участие в мероприятиях военно-патриотической направленности формируют у учащихся профессионально значимые качества, знания, умения и навыки, предназначенные для выполнения специфических обязанностей специалистами-охотоведами. Это согласуется и с требованиями профессионального стандарта (Об утверждении..., 2014) и ряда других нормативных документов, в которых систематизированы и структурированы трудовые функции специалистов-охотоведов, описаны соответствующие требования к знаниям, умениям, навыкам и личностным компетенциям указанных работников.

Для подтверждения изложенного, нами проведён педагогический эксперимент, в ходе которого был получен и обработан большой массив многолетних данных, полученных в рамках деятельности ВПК и учебных занятий со студентами специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство» по дисциплине ОБЖ (табл. 1).

Таблица 1. Результаты выполнения отдельных упражнений военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта

Категория тестируемых Стрельба, очков Надевание ОЗК, сек. Подтягивание, кол-во раз Разборка и сборка АК, сек. Челночный бег, сек.

Члены ВПК 37,6 228,8 12,2 36,3 31,5

Студенты 20,9 281,6 6,4 47,9 36,8

Сравнивая результаты членов ВПК с аналогичными результатами, полученными студентами, можно видеть, что они у последних значительно хуже. Так, напр., результативность стрельбы и количество подтягиваний у охотоведов ниже более чем в два раза (на 55,6 и 52,5 % соответственно), а время, затраченное на надевание ОЗК,

разборку и сборку автомата и челночный бег значительно больше — на 23,1 %, 31,9 и 16,8 % соответственно.

Таким образом, представленные данные требуют разработки мер по более широкому привлечению студентов, обучающихся по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство», к участию в мероприятиях военно-патриотической направленности и созданию соответствующей материально-технической базы (МТБ).

Наличие современной МТБ является обязательным условием для выработки профессиональных умений и навыков. От того, насколько грамотно оборудованы учебные помещения, зависит не только диапазон и характер выполняемых упражнений, но и качество учебного процесса в целом.

В контексте рассматриваемой проблемы хотелось бы поделиться опытом создания учебного комплекса огневой подготовки на базе кафедры Безопасность жизнедеятельности Красноярского государственного аграрного университета. На протяжении ряда лет студенты под нашим руководством проводят исследовательскую и экспериментальную работу, направленную на создание МТБ и разработку методики профессиональных испытаний, обучаемых к действиям в ситуациях, приближённых к тем, в которых они могут оказаться в процессе служебной деятельности. Работа проводится в рамках подготовки студентов по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство» и функционирования военно-патриотического клуба университета «Патриот».

В результате плодотворной творческой работы коллектива на базе университета был создан комплекс огневой подготовки (КОП), включающий в себя кабинет специальной подготовки и основ военной службы, электронный тир, стрелковый тир и военно-спортивный городок (рис. 1).

Рисунок 1. Комплекс огневой подготовки кафедры БЖД:

а — кабинет специальной подготовки и основ военной службы; б — электронный тир; в — стрелковый тир; г — военно-спортивный городок.

Основу методики составляют разработанные упражнения-модели ситуаций, отражающих особенности служебной деятельности охотоведов. Реализация указанных упражнений потребовала оборудования тира разнообразными устройствами, позволяющими моделировать мишенную обстановку различной сложности. Все указанные устройства изготовлены самостоятельно из подручных материалов, что весьма ценно при оборудовании тиров на местах в простейших сооружениях. В тоже время они достаточно надёжны, просты и безопасны в использовании.

С помощью разработанных устройств, можно не только отрабатывать традиционные упражнения, необходимые на начальном этапе обучения, но и моделировать комплекс упражнений, для обучения работников самостоятельному ведению огня в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке, которые могут возникнуть при выполнении служебных задач в любое время года и суток, на фоне физической и психологической нагрузки, при ограничении видимости, с имитацией задержек при стрельбе, при пресечении различных правонарушений с помощью служебного оружия и др.

Вышеперечисленные возможности учебного КОП позволяют проводить практические занятия на высоком методическом уровне, смоделировать ситуации применения оружия работниками от сравнительно простых до очень сложных. Управление специальными эффектами позволяет преподавателю проводить дифференцированный подход к обучению студентов различных специальностей обучению стрельбе из стрелкового оружия. Преподаватель видит свою задачу не только в том, чтобы научить студентов метко стрелять, но и научить сохранять самообладание в условиях мощного психофизиологического воздействия. В комплексе вышеперечисленные факторы позволяют повысить качество обучения специалистов аграрного профиля, выполняющих свои должностные обязанности с оружием, а также членов ВПК, участвующих в различных видах соревнований военно-служебной направленности.

ЛИТЕРАТУРА

Мурзин А.Н., Кузнецова С.Н. Охотничье хозяйство Курганской области: от прошлого к настоящему. - Курган, 2015. - 212 с.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.14 — Охотоведение и звероводство: Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 г. № 463 [Электрон. ресурс]. -2014. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70591018/, свободный (дата обращения 10.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.