Научная статья на тему 'Нормативы для обучения специалистов-охотоведов профессиональным навыкам владения оружием'

Нормативы для обучения специалистов-охотоведов профессиональным навыкам владения оружием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
СЛУЖЕБНОЕ ОРУЖИЕ / СПЕЦИАЛИСТ-ОХОТОВЕД / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / УПРАЖНЕНИЯ / НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич

В статье обосновывается необходимость наличия у специалистов-охотоведов профессиональных навыков обращения с оружием. Из анализа практики применения огнестрельного оружия работниками Рослесхоза установлены навыки, требующие формирования в процессе стрелковой подготовки. Обоснована необходимость тренировки в выполнении нормативов по огневой подготовке. Доказана целесообразность разработки нормативов по огневой подготовке для специалистов-охотоведов. Предложен комплекс нормативов по огневой подготовке для обучения специалистов-охотоведов обращению со служебным оружием. Раскрыты особенности выполнения каждого норматива применительно к специфике деятельности специалистов-охотоведов. Даны рекомендации по применению комплексных нормативов, которые позволяют создавать на занятиях модель огневого контакта, максимально схожего с реальной обстановкой, и тем самым выработать у специалистов-охотоведов алгоритм поведения в экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR TEACHING HUNTING SPECIALISTS IN PROFESSIONAL WEAPON SKILLS

The article substantiates the need for hunting specialists to have professional weapons handling skills. From an analysis of the practice of using firearms, Rosleskhoz employees established skills that require formation in the process of shooting training. The necessity of training in fulfilling the standards for fire training is justified. The expediency of developing standards for fire training for hunting specialists has been proved. A set of standards for fire training is proposed for the training of hunting experts in the handling of service weapons. The specifics of the implementation of each standard in relation to the specifics of the activity of hunting experts are disclosed. Recommendations are given on the application of comprehensive standards that allow you to create a model of fire contact in the classroom that is as similar to the real situation as possible, and thereby develop an algorithm for hunting experts in an emergency situation.

Текст научной работы на тему «Нормативы для обучения специалистов-охотоведов профессиональным навыкам владения оружием»

УДК 356

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12111

НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ОХОТОВЕДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ВЛАДЕНИЯ ОРУЖИЕМ

Ковальчук Александр Николаевич

к.т.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: в статье обосновывается необходимость наличия у специалистов-охотоведов профессиональных навыков обращения с оружием. Из анализа практики применения огнестрельного оружия работниками Рослесхоза установлены навыки, требующие формирования в процессе стрелковой подготовки. Обоснована необходимость тренировки в выполнении нормативов по огневой подготовке. Доказана целесообразность разработки нормативов по огневой подготовке для специалистов-охотоведов. Предложен комплекс нормативов по огневой подготовке для обучения специалистов-охотоведов обращению со служебным оружием. Раскрыты особенности выполнения каждого норматива применительно к специфике деятельности специалистов-охотоведов. Даны рекомендации по применению комплексных нормативов, которые позволяют создавать на занятиях модель огневого контакта, максимально схожего с реальной обстановкой, и тем самым выработать у специалистов-охотоведов алгоритм поведения в экстремальной ситуации.

Ключевые слова: служебное оружие; специалист-охотовед, тактическая подготовка, стрелковая подготовка; умения; навыки; упражнения; нормативы.

GUIDELINES FOR TEACHING HUNTING SPECIALISTS IN PROFESSIONAL

WEAPON SKILLS

Kovalchuk Alexander N.

Ph.D., associate professor of the department of life safety Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: the article substantiates the need for hunting specialists to have professional weapons handling skills. From an analysis of the practice of using firearms, Rosleskhoz employees established skills that require formation in the process of shooting training. The necessity of training in fulfilling the standards for fire training is justified. The expediency of developing standards for fire training for hunting specialists has been proved. A set of standards for fire training is proposed for the training of hunting experts in the handling of service weapons. The specifics of the implementation of each standard in relation to the specifics of the activity of hunting experts are disclosed. Recommendations are given on the application of comprehensive standards that allow you to create a model of fire contact in the classroom that is as similar to the real situation as possible, and thereby develop an algorithm for hunting experts in an emergency situation.

Keywords: service weapon; hunting specialist, tactical training, shooting training; skills; skills exercises; standards.

Ранее, в своей работе [1] мы обосновали подход обучения специалистов-охотоведов приемам обращения с оружием посредством отработки нормативов по огневой подготовке и предложили методику формирования у стрелков профессионально важных навыков. Логическим продолжением данной работы явилась разработка соответствующих нормативов, что и составляет содержание данной статьи.

Здесь важно подчеркнуть, что результат применения мер непосредственного принуждения, а именно служебного оружия специалистами-охотоведами, определяется не только правовой и психологической подготовленностью работника, но в значительной мере техникой владения оружием и тактикой ведения огневого поединка.

Особенности применения оружия специалистами-охотоведами обязывают их знать служебное оружие, его боевые возможности и правила стрельбы из него, иметь твердые навыки в действиях с оружием, подготовке его к стрельбе и обслуживании, уметь самостоятельно принимать решение на открытие огня, применять все способы его ведения в обычной или стрессовой ситуации, метко поражать цель первым выстрелом.

Исходя из этого, в процессе обучения специалистов-охотоведов стрелковой подготовке необходимо отработать как можно больше типовых ситуаций, с которыми возможно он столкнется в своей повседневной деятельности. Поэтому в ходе учебного процесса необходимо формировать у студентов устойчивые, доведенные до автоматизма, навыки владения служебным оружием.

Анализ практики применения огнестрельного оружия работниками системы государственного органа управления лесным хозяйством (Рослесхоза) [2] показал, что в процессе стрелковой подготовки у специалистов-охотоведов необходимо формировать следующие навыки:

- снаряжения магазина патронами;

- извлечения пистолета (револьвера) из кобуры и досылания патрона в патронник при различных способах ношения оружия;

- хватов пистолета (револьвера) и поддержки вооруженной руки (в том числе с использованием укрытий);

- выбора и принятия такого положения для стрельбы, которое соответствовало бы тактической обстановке огневого поединка (в том числе принятия положения для стрельбы из-за укрытия);

- производства первого выстрела;

- смены магазина в различных положениях для стрельбы,

- устранения задержек при стрельбе в ходе огневого контакта;

- разряжания и заряжания оружия после его применения (использования) при выполнении служебных задач;

- неполной разборки и сборки оружия после неполной разборки.

После формирования у специалистов-охотоведов перечисленных выше навыков необходимо приступать к освоению техники и тактики:

- стрельбы по нескольким целям или по движущейся цели (переносу направления

огня);

- уменьшения площади собственного поражения посредством принятия соответствующего положения для стрельбы (например, разворота боком по отношению к встречному огню);

- «прикрытия» туловища от встречного огня конечностями (руками и (или) ногами);

- смены положения с высоким расположением центра тяжести на положение с меньшей высотой расположения центра тяжести (например, положение для стрельбы «стоя» сменить на положение для стрельбы «с колена»; положение для стрельбы «с колена» сменить на положение для стрельбы «лежа»);

- перемещений с целью «ухода» с линии встречного огня (например, выполнение прыжка-кувырка при уходе с линии огня);

- перемещений за укрытием - частой и быстрой смене огневых позиций за укрытием;

525

- передвижений, снижающих вероятность поражения (например, бег по зигзагообразной траектории).

Двигательные навыки по обращению с оружием формируются в ходе выполнения упражнений с ним.

Упражнения с оружием принято делить на две группы: доогневые и огневые (стрелковые). Первые относятся к категории так называемых подводящих упражнений, которые отрабатывают определенные элементы и вырабатывают навыки, необходимые для выполнения собственно стрелковых упражнений.

Подводящие упражнения по сути являются нормативами. Отработка нормативов не только способствует быстрейшему овладению обучаемыми обращению с оружием, но и позволяет создавать состязательную обстановку на занятиях, выявлять и обобщать новые формы и методы выполнения тех или иных приемов.

Помимо этого, норматив по огневой подготовке - это временной, количественный и качественный показатель выполнения определенных приемов и действий, связанных с обращением оружия, который позволяет объективно определять уровень огневой выучки отдельных обучаемых.

Любое упражнение состоит из определенного числа приемов (сложных действий) и движений (простых действий) с оружием. Норматив предполагает отработку этих приемов и действий до рефлекторного уровня. Если эти действия не отработаны до автоматизма, то высока вероятность совершения ошибки на огневом рубеже или, как минимум, низкого результата (в первую очередь временного). Это естественно, потому что стрелок помимо самого задания должен держать в памяти и сосредотачиваться на отдельных элементах, таких как положение указательного пальца, правильный хват рукоятки и т.п.

Доведение приемов и действий с оружием до автоматизма (формирования навыка) еще в большей степени важно в ходе огневого противоборства, так как позволят специалисту-охотоведу не отвлекать свое внимание на их выполнение, а концентрировать его на анализе складывающейся обстановки, принятии решений о способе выполнения конкретной служебной задачи, связанной с применением оружия, прогнозировать возможные перспективы ее исхода. Отсутствие у специалиста-охотоведа наиболее типичных навыков обращения с оружием отвлекает его внимание в подобных ситуациях на выполнении конкретного приема или действия (обдумывание способа устранения задержки при стрельбе или порядка смены магазина, проверка правильности принятого положения для стрельбы и т.п.), что может привести к неблагоприятным или даже трагическим последствиям.

Прочные навыки обращения с оружием можно выработать лишь при условии систематической тренировки. Одним из путей формирования и поддержания боевой готовности каждого специалиста-охотоведа, его четкой работы с оружием, является тренировка в выполнении нормативов огневой подготовки (работа в условиях ограничения времени).

Однако, изучение ведомственных нормативных актов [3, 4] показало, что для этой категории работников не предусмотрены нормативы по огневой подготовке, как это заложено в «Наставлениях по огневой подготовке» силовых структур (МВД, ВС РФ и др.) для различных видов оружия.

К сожалению, применить указанные нормативы в подготовке специалистов-охотоведов, по нашему мнению, не представляется возможным по ряду причин. Назовем их.

Сравнительный анализ ведомственных документов силовых структур позволил выявить существенные расхождения не только во временных параметрах, но и в содержательной части (условиях и порядке выполнения) одних и тех же нормативов, применяемых в различных силовых структурах. Подобные разногласия наблюдаются между этими документами и «Наставлением по стрелковому делу» (далее НСД).

К существенным недостаткам следует отнести и то, что далеко не все необходимые приемы и действия по обращению с оружием и требующие отработки на уровне навыка включены в перечень нормативов, определенных действующими ведомственными документами.

Важно отметить и то обстоятельство, что перечень нормативов по огневой подготовке, условия и порядок их выполнения, определенные действующими Курсами стрельб, не в полной мере отражают требования практики применения оружия.

Выявленные недостатки, несомненно, приводят к противоречиям в методике обучения сотрудников силовых ведомств приемам и правилам обращения с оружием и существенным образом сказываются на качественной стороне их огневой подготовленности. Кроме того, это не позволят применять в полной мере нормативы по огневой подготовке для силовых ведомств в обучении специалистов-охотоведов.

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, назрела необходимость в разработке нормативов по огневой подготовке для специалистов-охотоведов. В частности, следует пересмотреть содержание (условия, а в отдельных случаях и порядок выполнения) действующих нормативов по огневой подготовке для силовых ведомств, а также на их основе разработать содержание новых, предлагаемых к использованию, нормативов применительно к практической деятельности специалистов-охотоведов.

Учитывая важность формирования у работников Рослесхоза необходимых двигательных навыков по обращению со служебным оружием, решение этой задачи представляется весьма актуальной и значимой для профессионального обучения специалистов-охотоведов. Следует отметить, что до настоящего времени подобные задачи не были предметом специального исследования, слабо разработаны теоретически и методически.

Анализ имеющихся по данной теме литературных источников, практики применения и использования оружия работниками Рослесхоза, а также требований, которым должны соответствовать сотрудники данного ведомства в современных условиях позволили нам предложить оригинальный перечень нормативов по огневой подготовке для подготовки специалистов-охотоведов.

Теоретико-методологической основой при разработке нормативов выступали следующие положения:

Первое положение - порядковый номер норматива должен соответствовать хронологической последовательности действий специалистов-охотоведов при обращении с оружием в условиях служебной деятельности.

Второе положение - содержание (условия и порядок выполнения) нормативов должно быть максимально приближено к условиям служебной деятельности специалистов-охотоведов.

Третье положение - последовательность обучения нормативам (определение их порядкового номера) заключается в обеспечении строгой последовательности и непрерывности процесса обучения, в изложении учебного материала на основе его внутренней логики, в преемственности, дидактической связи между предшествующей и последующей информацией.

В соответствии с данным принципом каждый новый элемент может быть быстро изучен только в том случае, если достаточно хорошо усвоен предыдущий материал. Это положение в практике огневой подготовки имеет особое значение. Дело в том, что формирование нового двигательного навыка требует не только новых знаний и представлений о данном действии, но и новых высоко координированных движений, выполняемых посредством сложных условно-рефлекторных связей, происходящих центральной нервной системе человека. Первоначальное образование этих связей происходит весьма трудно, так как само по себе требует достаточно большого времени, а их совершенствование возможно лишь при условии предварительной выработки у занимающихся определенных умений и навыков.

527

Кроме того, приемы и действия с оружием, связанные с его обслуживанием, подготовкой к стрельбе, производством выстрела и т.д. нуждаются в образовании значительного числа навыков и в их большой вариативности. Поэтому совершенно очевидным становится важность последовательно и прочного закрепления изученных приемов и действий для дальнейшего обучения.

Важнейшей стороной принципа последовательности и систематичности обучения является также непрерывность учебно-тренировочного процесса, так как большие перерывы в обучении нарушают стройность «системы» и значительно снижают ее эффективность.

Как уже отмечалось, нормативы по своей сути являются подводящими, или, как их еще называют, доогневыми упражнениями, которые предназначены для отработки определенных элементов и выработки навыков, необходимые для выполнения собственно стрелковых упражнений.

Все подводящие упражнения с оружием можно разделить на несколько групп. В первую входят упражнения на разборку-сборку оружия, которые напрямую связаны с конструкцией используемого оружия. Вторую группу образуют технологические действия по обращению с оружием. Данные манипуляции с оружием также зависят от используемого типа и модели оружия, но в целом их можно сгруппировать по отдельным действиям: снаряжение магазина патронами, извлечение оружия из кобуры, заряжание оружия, смена магазина, разряжание оружия, устранение задержки при стрельбе. Третью группу составляют упражнения на прицеливание и производство выстрела. Наконец, особую группу составляют так называемые комплексные упражнения, которые компонуются из технологических действий трех первых групп.

Несмотря на то, что действия, входящие в первую и вторую группы, напрямую не связаны со стрельбой, вряд ли нужно обосновывать их необходимость - они являются неотъемлемой частью подготовки стрелка.

К первой группе подводящих упражнений относятся нормативы «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки». Во вторую группу входят нормативы: «Снаряжение магазина патронами», «Заряжание оружия», «Смена магазина в различных положениях для стрельбы: стоя, с колена, лежа», «Разряжание оружия после его применения», «Устранение задержки при стрельбе «Осечка», «Неподача патрона», «Прихват гильзы затвором».

Подводящие упражнения, связанные с обучением производству прицельного выстрела, являются наиболее важными и сложными, поскольку требуют выполнения высококоординированных приемов и действий с оружием. В чистом виде к третьей группе подводящих упражнений следует отнести норматив «Производство первого выстрела из различных положений: стоя, с колена, лежа». Учитывая важность данных упражнении, они, по-возможности, включены и в другие нормативы.

При разработке содержания предлагаемых к использованию нормативов, важно осознавать особенности практической деятельности специалистов-охотоведов. С учетом этого можно рекомендовать следующие изменения и дополнения к действующим нормативам по огневой подготовке для силовых ведомств.

Содержательная часть нормативов «Неполная разборка оружия» и «Сборка оружия после неполной разборки» не должна подвергаться изменениям, а в точности повторять порядок, изложенный в инструкции. Этот порядок обусловлен конструкцией оружия. Однако, в качестве ограничений, следует установить недопустимость касания друг о друга или падения частей оружия, что может привести к их поломке или загрязнению.

Содержательная часть норматива «Снаряжение магазина патронами» так же не требует изменений, но в качестве ограничений, приближающих условия его выполнения к реальным, следует установить недопустимость использования посторонних предметов (стола) с целью помощи при снаряжании магазина патронами, а также падения патронов или магазина (это может привести к их потере или загрязнению). Необходимо учесть и то,

528

что ввиду конструктивных особенностей некоторых магазинов, неосторожное обращение с ним и, в особенности, попытка использовать зуб подавателя для сжатия пружины, можно привести к травме руки. Что бы избежать этого, необходимо запретить использовать данный способ снаряжения магазина.

Содержательная часть норматива «Заряжание оружия» вытекает из требований безопасности при обращении с оружием и практики его применения. Последние два обстоятельства требуют, чтобы такие действия были максимально упрошены, безопасны для стрелка и окружающих, а их количество сведено к минимуму. Кстати, одним из внешних показателей профессионализма стрелка являются четкость, точность и скупость движений в обращении с оружием.

Ввиду вышесказанного предлагается при выполнении норматива оружие из кобуры вынимать не полностью, а лишь настолько, чтобы было можно извлечь магазин из основания рукоятки. При этом патроны обучаемый держит в руке.

Количество патронов следует ограничить тремя штуками, поскольку большее их количество на качественную сторону выполнения особенно не влияют (повторяются одни и те же действия).

В качестве ограничений, следует установить те же требования, что предусмотрены в нормативе «Снаряжение магазина патронами».

Существенных изменений требует, на наш взгляд, содержательная часть норматива «Производство первого выстрела из различных положений: стоя, с колена, лежа». Остановимся на них подробнее.

Во-первых, производство прицельной стрельбы, предусмотренной нормативом, требует конкретной цели. Исходя из анализа практики, в ближнем бою наиболее вероятной целью является ростовая фигура человека. В связи с этим в качестве цели при выполнении норматива может служить «Ростовая фигура преступника». Что же касается дистанции стрельбы, то, опять же, исходя из практики применения оружия, наиболее часто встречаемой дистанцией является расстояние в 10 м. Следовательно, огневой рубеж должен располагаться в 10 м от мишени.

Во-вторых, в условиях выполнения этого норматива должен быть предусмотрен исходный рубеж, расположенный в 5 м от огневого рубежа. Данное требование так же вызвано практической необходимостью. Дело в том, что в реальных условиях стрелок вынужден часто передвигаться по ряду причин. Главная из них - сокращение дистанции стрельбы для более уверенного поражения цели и уход с линии огня противника. При перемещении стрелок, кроме того, имеет возможность занять более выгодную позицию для стрельбы или же спрятаться за укрытие, что затруднит прицельную стрельбу противника. Перемещение используется стрелком так же для извлечения оружия из кобуры с целью производства стрельбы в момент остановки и принятия соответствующего положения для стрельбы.

Как показали проведенные нами исследования, при незначительном увеличении времени на выполнение норматива, вызванного перемещением, существенно возрастает результативность стрельбы (от 4,3 до 33,3 %), то есть надежность поражения цели.

Практика выполнения норматива показала, что довольно серьезную проблему у обучаемых вызывает процесс извлечения оружия из кобуры в положениях для стрельбы с колена и, особенно, лежа. В то же время, как уже отмечалось, извлекать оружие из кобуры можно и нужно в процессе выдвижения на огневой рубеж, для того, чтобы в момент остановки оружие было в руке и направлено в сторону цели. Такое совмещение технологических действий позволяет сократить время на приведение оружия в боеготовность, что в условиях огневого противоборства ценится очень высоко. С учетом этого, порядок выполнения норматива должен быть следующим: обучаемый, выдвигаясь на огневой рубеж (при этом он должен голосом предупредить преступника о намерении открыть огонь, например, «Стой! Стрелять буду!»), извлекает оружие из кобуры, принимает

указанное положение для стрельбы, досылает учебный патрон в патронник и производит прицельный выстрел "вхолостую".

Существенной ревизии требует и содержательная часть норматива «Смена магазина в различных положениях для стрельбы». Начнем с того, что данному навыку долго не уделялось должного внимания, пока не было обнаружено, что сотрудники силовых структур погибали в результате упавших магазинов, трясущихся рук, попыток вставить магазин в оружие обратной стороной или заряжание пистолета пустым магазином. Стрессовое состояние, связанное с угрожающей жизни ситуацией, может вынудить стрелка делать такие вещи, которые в обычной обстановке он никогда бы не сделал. Для того, чтобы избежать этих ошибок, необходимо формирование данного навыка.

Различают тактическую и быструю смену магазина. Тактическая смена производится тогда, когда во время огневого контакта возникает небольшая пауза и нужно сохранить замененный магазин, в котором остались патроны и он может снова понадобиться. В скоротечном ближнем огневом бою возможность быстро произвести смену магазина часто означает выбор между жизнью и смертью. Она применяется в том случае, когда во время огневого поединка в магазине закончились патроны, а огневой контакт при этом продолжается.

Когда есть возможность, стрелок должен вести счет использованных патронов, однако в ближнем бою можно сбиться со счета. При стрельбе из пистолета узнать об этом можно по затвору, который по израсходованию всех патронов из магазина станет на затворную задержку. Это и является сигналом для осуществления смены магазина.

В связи с изложенным, при выполнении данного норматива исходное положение должно быть следующим: обучаемый находится на огневом рубеже в заданном положении для стрельбы. Пистолет в выпрямленной руке, направленной в сторону цели, затвор на затворной задержке. Запасной магазин, снаряженный 3-мя учебными патронами, - в кармашке кобуры.

Поскольку данный норматив предусматривает производство прицельного выстрела, к цели предъявляются те же требования, что и в нормативе «Производство первого выстрела из различных положений: стоя, с колена, лежа».

Необходимость навыка, предусмотренного нормативом «Разряжание оружия после его применения», обусловлена требованиями ведомственных нормативных документов,

Следует отметить, что в реальных условиях обращения с пистолетом после его применения, как правило, исключено использование вспомогательных предметов (например, стола) для облегчения разряжания оружия. Кроме того, при разряжании оружия после его применения стрелок может где угодно. В этих случаях возможно падение патрона на землю и его утрата. В связи с этим сотрудник стрелок уметь извлекать патрон из патронника таким образом, чтобы не уронить патрон на землю и избежать его утраты или загрязнения.

Исключительно важным обстоятельством, на наш взгляд, является то, что после применения оружия может вновь возникнуть необходимость в его применении. В связи с этим считаем, что при разряжании оружия после его применения необходимо извлечь патрон из патронника и доснарядить им магазин.

Задержки, возникающие при стрельбе, как показывает практика применения оружия специалистами-охотоведами, - довольно частое явление. Они происходят вследствие износа или поломки частей и механизмов оружия, при небрежном обращении с ним, из-за неисправности или загрязнении боевых патронов. Однако основная доля задержек при стрельбе вызвана неправильными действиями стрелка при обращении с оружием.

Но проблема заключается не только в этом. Практика показывает, что достаточно часто стрелок, ведущий огонь, не сразу реагирует на отказ оружия, задерживается с определением причины отказа, а также долго и неумело его устраняет. В результате теряется слишком много времени, которое в огневом контакте ценится очень дорого. По этой причине стрелок должен обратить достаточно внимания на выработку навыка по

530

устранению задержек при стрельбе. Для решения данной проблемы предлагается норматив «Устранение задержки при стрельбе».

Конструкция оружия позволяет отрабатывать такие специфические навыки, которые не встречаются в других нормативах, как устранение осечки, неподача патрона из магазина в патронник, прихват (ущемление) гильзы затвором, автоматическая стрельба. Что же касается такой задержки, как «Недокрытие патрона затвором», то ввиду простоты ее устранения нецелесообразно ее отрабатывать.

Принимая во внимание тот факт, что задержки возникают в процессе стрельбы, в условиях выполнения норматива в обязательном порядке должны быть оговорены цель и расстояние до нее. Что же касается порядка устранения конкретной задержки, то он учитывает особенности практической деятельности специалистов-охотоведов и согласуется с инструкцией.

Несколько слов необходимо сказать о конструкции магазина, используемого при выполнении норматива «Неподача патрона из магазина в патронник». Изготавливают его следующим образом. В магазин помещают два учебных патрона и путем деформации корпуса магазина заклинивают в нем второй сверху патрон так, чтобы он не мог перемещаться ни в одну, ни в другую сторону. Верхний же патрон должен при этом свободно помещаться в магазин и извлекаться из него. Такие конструктивные изменения и позволят при извлечении верхнего патрона имитировать неподачу следующего патрона в патронник.

В соответствии с дидактическими принципами завершающая фаза обучения нормативам должна быть направлена на объединение и слитное выполнение отдельных типовых навыков по обращению с оружием, что позволит сформировать необходимые связи между ними и наработать основные стереотипы поведения в той или иной боевой ситуации.

Изучение практики применения и использования огнестрельного оружия позволяет судить о ее чрезвычайном разнообразии и сложности. И, конечно, трудно разработать нормативы, которые бы полностью отражали все разнообразие жизненных обстоятельств. В каждой ситуации бывает по-разному. Однако во всех случаях присутствуют различные типовые действия по обращению с оружием и сотрудник, с учетом складывающегося рисунка огневого поединка, должен уметь быстро и грамотно их объединить, чтобы с достоинством выйти из создавшегося положения.

Решение данной задачи возложено на комплексные нормативы, которые позволяют создавать на занятиях модель огневого контакта, максимально схожего с реальной обстановкой, и тем самым выработать у сотрудников алгоритм поведения в экстремальной ситуации.

Как уже отмечалось, к отработке комплексных нормативов следует приступать только после того, как будут надежно сформированы основные навыки обращения с оружием и обучаемые будут их уверенно выполнять, укладываясь в предусмотренные временные параметры. При этом содержательная часть комплексных нормативов должна выбираться с учетом служебных задач, которые в будущем предстоит решать конкретной категории обучаемых, а также наиболее типичных практических ситуаций, возникающих при применении оружия специалистами-охотоведами. Следовательно, с помощью грамотного комплектования конкретных нормативов можно выстроить целую систему подготовки, максимально учитывающую особенности служебной деятельности.

Одним из вариантов комплексного норматива может быть, например, норматив «Разборка, сборка оружия, снаряжение магазина». Цель его - обучение согласованным действия по разборке и сборке оружия, а также снаряжению магазина патронами. Другим вариантом такого норматива может, к примеру, быть «Производство выстрела и устранение задержки при стрельбе «Осечка», направленного на обучение сотрудников умению устранять задержку в процессе стрельбы с одновременной сменой позиции и положения для стрельбы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В продолжении данной темы планируется разработка содержательной части указанных нормативов в рамках научно-исследовательской работы со студентами, обучающимися по специальности 35.02.14 "Охотоведение и звероводство".

Литература:

1. Совершенствование методики обучения специалистов-охотоведов приемам обращения с оружием посредством отработки нормативов по огневой подготовке / А.Н. Ковальчук, В.Д. Прилепских // ЭПИ Международный научно-практический журнал "Эпоха науки". - Вып. 16. - Ачинск: Краснояр. гос. аграр. ун-т. Ачинский ф-л., 2018. - С. 274-281.

2. Практика применения огнестрельного оружия работниками системы Федерального агентства лесного хозяйства / Прилепских В.Д. // Студенческая наука -взгляд в будущее: материалы XII Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной Году экологии и 65-летию Красноярского ГАУ (6 апреля 2017 г.). Часть 1 / Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск, 2017. - С. 249-251.

3. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства России от 15.07.94 г. № 152 "Об обеспечении служебным оружием работников системы Рослесхоза" // СПС КонсультантПлюс.

4. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства России от 17.06.96 г. № 98 "Об инструкции по обороту служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему" // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.