Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Юлия Викторовна, Шишкина Светлана Владимировна, Шутова Татьяна Александровна

В статье рассматривается проблема подготовки специалистов к формированию гибких компетенций обучающихся в процессе художественно-эстетического образования. Дается анализ современных гуманитарных исследований, раскрывающих данную проблему с точки зрения компетентностного, знаниевого, личностно-ориентированного и культурологического подходов. Рассматриваются педагогические условия подготовки студентов к формированию интеллектуальных, личностных, коммуникативных, регулятивные гибких компетенций обучающихся в ходе преподавания профильных учебных дисциплин художественно-эстетического цикла. К данным условиям относятся: активизация мотивов художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности обучаемых; моделирование художественно-познавательной деятельности студентов в форме решения учебно-познавательных задач; использование технолого-методического инструментария знаниевого, личностно-ориентированного и культурологического подходов и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Величко Юлия Викторовна, Шишкина Светлана Владимировна, Шутова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SPECIALISTS FOR THE FORMATION OF FLEXIBLE COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION

The article deals with the problem of training specialists to form flexible competencies of students in the process of artistic and aesthetic education. The analysis of modern humanitarian studies revealing this problem from the point of view of competence, knowledge, personality-oriented and culturological approaches is given. The conditions of the effectiveness of preparing students for the formation of intellectual, personal, communicative, regulatory flexible competencies of students during the teaching of specialized academic disciplines of the artistic and aesthetic cycle are considered. These conditions include: activation of motives of artistic-cognitive and artistic-creative activity of trainees; modeling of artistic-cognitive activity of students in the form of solving educational and cognitive tasks; use of technological and methodological tools of knowledge, personality-oriented and culturological approaches, and others.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Грамма, Н.Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н.Г. Грамма // Наука и образование - 2016. - № 5. - С. 25.

9. Грамма, Н.Г. Формирование экономической грамотности у детей дошкольного возраста: Монография / Н.Г. Грамма. - Одесса, 2017. - 216 с.

10. Детский экономический словарь [Текст] / Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова. - М.: Просвещение, 2000. - 105 с.

11. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е.Н. Табих. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 45 с.

12. Жуковская, Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественного достояния // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В.Г. Нечаевой / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2007. - 205 с.

13. Кларина, Л.И. Экономика и экология для малышей / Л.И. Кларина. - М.: Вита - Пресс, 2005. - 144 с.

14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.

15. Лукин, В.А. Формирование начальных экономических представлений старших дошкольников при чтении сказок [Текст] / В.А. Лукин, Т.А. Бахор, О.Б. Лобанова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

16. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. еженед. прил. к Учительской газете» [Текст] // В. Лысенко. - 1997. - №15. - С. 2.

17. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. - СПб.: « Детство - пресс », 2011. - 176 с.

18. Фенько, А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации [Текст] / А.Б. Фенько // Вопросы психологии. - № 2. - 2000. - С. 46-52.

19. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания АПН СССР; В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. - Москва: Просвещение, 1968. - 384 с.

20. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8 - 46 с.

Педагогика

УДК 37.013.31

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Величко Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Шишкина Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования Шутова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки специалистов к формированию гибких компетенций обучающихся в процессе художественно-эстетического образования. Дается анализ современных гуманитарных исследований, раскрывающих данную проблему с точки зрения компетентностного, знаниевого, личностно-ориентированного и культурологического подходов. Рассматриваются педагогические условия подготовки студентов к формированию интеллектуальных, личностных, коммуникативных, регулятивные гибких компетенций обучающихся в ходе преподавания профильных учебных дисциплин художественно-эстетического цикла. К данным условиям относятся: активизация мотивов художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности обучаемых; моделирование художественно-познавательной деятельности студентов в форме решения учебно-познавательных задач; использование технолого-методического инструментария знаниевого, личностно-ориентированного и культурологического подходов и другие.

Ключевые слова: подготовка специалистов, компетенция, гибкие компетенции, художественно-эстетическое образование, обучающиеся.

Annotation. The article deals with the problem of training specialists to form flexible competencies of students in the process of artistic and aesthetic education. The analysis of modern humanitarian studies revealing this problem from the point of view of competence, knowledge, personality-oriented and culturological approaches is given. The conditions of the effectiveness of preparing students for the formation of intellectual, personal, communicative, regulatory flexible competencies of students during the teaching of specialized academic disciplines of the artistic and aesthetic cycle are considered. These conditions include: activation of motives of artistic-cognitive and artistic-creative activity of trainees; modeling of artistic-cognitive activity of students in the form of solving educational and cognitive tasks; use of technological and methodological tools of knowledge, personality-oriented and culturological approaches, and others.

Key words: training of specialists, competence, flexible competencies, artistic and aesthetic education, students.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Подготовка специалистов к формированию гибких компетенций у обучающихся в процессе

художественно-эстетического образования»

Введение. В современном образовании актуализируется внимание к формированию гибких компетенций обучающихся, внутренними характеристиками которых являются критическое мышление, аналитические процессы, ориентация в современной мультимедийной среде, рефлексия, контроль эмоций, коммуникация и ряд других.

Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования (Ю.В. Варданян, Е.А. Гайдученко, В.А. Давидова, А.В. Марушев, И.А. Неясова, О.Е. Лебедев, О.В. Сосницкая и ряд других) акцентируют внимание на том, что гибкие компетенции (социальные, лидерские, интеллектуальные, волевые) обеспечивают все сферы жизнедеятельности личности, и ее успешность в немалой степени зависит от того, как освоены эти компетенции.

Гибкие компетенции являются одним из важнейших психолого-педагогических ориентиров в области художественно-эстетического образования обучающихся, за которым признается его определяющая роль в познании и интерпретации явлений искусства. Данные навыки (коммуникативные, познавательные, регулятивные и другие) являются основным программным требованием в сфере общего художественно-эстетического образования, что отражено в нормативных документах, учебниках и рабочих тетрадях, а также целевыми ориентирами в дополнительном образовании художественной направленности [2; 7].

В связи с этим в высшем педагогическом образовании все большую значимость приобретает проблема подготовки специалистов к формированию гибких компетенций у обучающихся в процессе художественно-эстетического образования; актуальность данного направления педагогической работы требует дальнейшего научно-методического изучения.

Изложение основного материала статьи. Нормативные ориентиры общего образования предполагают формирование у растущей личности метапредметных (универсальных) учебных действий, то есть гибких навыков, которые могут применяться в любой предметной области [10].

В содержании стандартов прописано, что данные навыки дифференцируются, как личностные, регулятивные, познавательные (интеллектуальные), коммуникативные. В контексте художественно-эстетического направления образования они содержательно конкретизируются следующим образом:

- интеллектуальные (художественно-аналитические, навыки синтеза художественной информации, навыки классификации художественных произведений на основе жанровых характеристик, навыки сравнения в контексте историко-стилистических характеристик художественного образа и другие);

- коммуникативные (речевые навыки полно и точно выражать свои мысли и чувства по отношению к произведениям искусства; навыки оценивания художественного образа; навыки по выстраиванию сотрудничества со сверстниками и педагогом в процессе художественно-творческой деятельности);

- регулятивные (навыки целеполагания, планирования и корректировки художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности);

- личностные (ценностно-нравственная ориентация в сфере культуры и искусства, эмоциональная отзывчивость и ряд других).

На основании требований государственных стандартов общего образования, в частности, художественного направления, которые предполагают формирование гибких навыков у обучающихся, будущий педагог в области художественно-эстетического образования также должен владеть гибкими, универсальными компетенциями, сформированность которых гарантирует эффективность его профессиональной художественно-эстетической деятельности на практике.

Процесс развития гибких компетенций студентов вуза осуществляется на основе компетентностного подхода, предполагающего направленность на формирование у обучаемых готовности к профессиональной деятельности за счет универсальных (гибких) и профессиональных компетенций, которые рассматриваются современными учеными (Ю.В. Варданян, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и другие), как «способности личности обеспечивать использование и применение знаний и умений в конкретной деятельности, в решении различных практических задач» [2, С. 3].

Необходимо также отметить, что стандарт высшего образования представляет определенный перечень универсальных компетенций, которые рассматриваются современными учеными как «надпрофессиональные способности, знания и навыки обучаемых, обеспечивающие их успешную деятельность в различных как профессиональных, так и социальных сферах» [7, С.100]. Ядро универсальных компетенций, формируемых у студентов в вузе, в целом тождественно содержанию тех гибких навыков, которые отмечены в стандартах общего образования и должны быть сформированы у обучающихся в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений. Поэтому в научной литературе к основаниям универсальных компетенций будущего специалиста любой отрасли знаний исследователи (М.В. Антонова, Н.Н. Логинова, Л.К. Раицкая, Л.С. Саттарова, Е.В. Тихонова, В.Т. Чепикова и другие) относят:

- интеллектуальные навыки критического мышления;

- навыки взаимодействия и умение работать в команде;

- способности к реализации и разработке проектов;

- «личностные компетенции», предполагающие наличие положительных общечеловеческих качеств;

- рефлексивные навыки (управление собственным временем, возможность самостоятельно работать в трудовых коллективах и управлять им и ряд других) [5, С. 51].

В терминологии стандартов, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования направления «Педагогическое образование» (в контексте реализации профилей, связанных с предметной областью «Искусство»), отмечено, что профессиональная подготовка будущего специалиста происходит в процессе изучения содержания дисциплин и практик, предусмотренных учебном планом [11]. Для формирования основы гибких компетенций будущих специалистов выступает базовый блок дисциплин учебного плана по направлению подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат). К таким дисциплинам относятся философия, иностранный язык, педагогика, психология, основы безопасности жизнедеятельности и ряд других.

Профильную основу для последовательного формирования в полном объеме универсальных компетенций по художественно-эстетическому направлению высшего образования (например, профиль «Музыка») создают дисциплины предметно-методического модуля учебного плана. К данным дисциплинам могут быть отнесены «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «История отечественной музыки», «История зарубежной музыки», «Музыкальная психология и психология музыкального образования» и ряд других.

Процесс формирования интеллектуальных гибких компетенций у будущих специалистов в рамках предметно-методического модуля осуществляется на основании сциентистской, знаниевой парадигмы высшего образования, определяющей ключевые идеи освоения системы знаний студентами. Основной тезис данной парадигмы связан с механизмами формирования знаний обучаемых как «субъективной подструктуры личности» (А.А. Вербицкий) [4].

При реализации преподавания профильных дисциплин по художественно-эстетическому направлению на основе когнитивных механизмов у будущих специалистов формируются гибкие интеллектуальные навыки, связанные со способностью осознавать смысл любой информации, «а значит воспринимать, анализировать, оценивать, ориентироваться,

интерпретировать и производить другие творческие процессы, позволяющие на внутреннем уровне развивать и созидать собственные творческие качества», что приобретает важность в подготовке специалиста в рамках художественно-эстетического направления образования [3, С. 17].

При этом важным педагогическим условием подготовки студентов к процессу формирования когнитивных гибких компетенций у обучающихся является моделирование их художественно-познавательной деятельности в форме решения учебно-познавательных задач. Как отмечается в исследованиях Л.М. Фридман и Е.И. Машбица, практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач, которые активизируют интеллектуальные процессы обучающихся и способствуют усвоению знаний как подсистемы личности [13].

Будущие специалисты проводят отдельные элементы урока искусства или организуют внеклассную деятельность на материале вариативного учебно-методического контента (учебники по искусству для общеобразовательной школы авторов В.В. Алеева, Е.Д. Критской, В.О. Усачевой и других). Также студенты самостоятельно разрабатывают содержание заданий и упражнений для обучающихся, опираясь на виды и структурные компоненты учебно-познавательных задач (например, задач на понимание и ориентировку, преобразование, применение, перенос в новую ситуацию, самостоятельное построение задач, самоконтроль и других) [13].

Значимым аспектом подготовки студентов при реализации преподавания учебных дисциплин предметно-методического цикла является развитие умений ставить учебные задачи образования, что способствует мотивации в развитии гибких компетенций. Для этого используются методы и приемы актуализации мотивов художественно-познавательной деятельности (ознакомление со словарем логических умений, объяснение актуальности и свойств когнитивных умений, приведение практико-ориентированных примеров логических операций анализа, синтеза, сравнения, классификации при взаимодействии с традиционными видами искусства (литература, изобразительное искусство).

Актуальными являются знания, которые раскрывают суть отдельных интеллектуальных гибких навыков, и пути их формирования в процессе художественно-познавательной деятельности у обучающихся общеобразовательных учреждений. В процессе освоения определенных дисциплин, в частности, «Методика музыкального образования», «История отечественной музыки», «История зарубежной музыки», составляются алгоритмы действий по применению каждого гибкого навыка (анализа музыкального произведения, синтеза в процессе музыкально-познавательной деятельности и других).

При формировании у студентов коммуникативных (умение вести диалог и выстраивать сотрудничество в процессе художественно-познавательной и художественно-творческой деятельности; умение полно и точно выражать свои мысли, давать убедительные комментарии по проблемным вопросам и др.) и личностных компетенций (духовно-нравственное отношение к культуре и искусству) и навыков работы над проектами, наряду с компетенстностным и знаниевым, актуализируется личностно-ориентированный и культурологический подходы.

В процессе реализации дисциплин предметно-методического цикла личностно-ориентированный подход направлен на развитие личностных образований, связанных с развитием жизненно важных качеств, системы индивидуальных свойств личности (мотивов, интересов, ценностных ориентаций и др.), значимых качеств характера, форм общего и профессионального поведения и в целом педагога-профессионала с положительными общечеловеческими качествами [1; 5; 12].

Целевое назначение и основные идеи культурологического подхода предполагают ориентацию процесса образования на воспитание культурно развитой личности за счет реализации содержания образования в рамках преподавания учебных дисциплин предметно-методического модуля, внедрения учебных модулей в структуре содержания самих курсов, основанных на знаниях традиций культуры и искусства, а также создания внутренней культурной среды в целом. Как отмечается в исследованиях Т.А. Токминой и других, культурологическая парадигма высшего педагогического образования опирается на «методы, которые сочетаются с этическими предпочтениями и художественным воображением», что позволяет успешно реализовывать художественно-эстетическое направление образования [9, С. 26].

Например, темы модулей дисциплин по музыкально-исторической подготовке студентов направлены на освоение особенностей творческого стиля отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с классическими образцами музыкального искусства, которые являются средством развития духовно-нравственных качеств личности. В контексте изучения истории музыки студенты осваивают методико-технологический инструментарий процесса слушания музыки обучающихся, выполняют мини-проекты по составлению вступительного слова учителя музыки к прослушиванию музыкальных произведений композиторов, осваивают анализ и интерпретацию содержания музыкальных произведений. Данная работа ведется с использованием современных цифровых инструментов Padlet, Learningapps.org и ряда других. В связи с этим многие педагоги-музыканты отмечают, что «целенаправленная разработка компонентов личностно-ориентированного обучения, применяемых в условиях дистанционной электронно-образовательной среды, повышает эффективность процесса подготовки специалистов в вузе» [1, С. 7].

В ходе дисциплин «Методика музыкального образования», «Музыкальная психология и психология музыкального образования» студенты отрабатывают методики организации коммуникативных игр и упражнений, технологии реализации проектной деятельности школьников, что способствует их профессиональной подготовке к формированию гибких коммуникативных и личностных компетенций у обучающихся при реализации практической деятельности.

Группа рефлексивных гибких компетенций в основном формируется в процессе организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, при выполнении комплексных практико-ориентированных заданий, составления конспектов уроков, внеклассных занятий по искусству, занятий дополнительного художественно-эстетического образования и ряда других.

Выводы. Таким образом, подготовка будущих специалистов к формированию гибких компетенций у обучающихся в процессе художественно-эстетического образования осуществляется в процессе реализации учебных профильных дисциплин. При этом в качестве педагогических условий эффективности формирования интеллектуальных, коммуникативных, личностных и регулятивных компетенций можно выделить задействование теоретического потенциала и методико-технологического инструментария компетентностного, знаниевого, личностно-ориентированного и культурологического подходов.

Литература:

1. Асатрян, О.Ф. Компоненты личностно-ориентированного дистанционного обучения студента-музыканта в педагогическом вузе / О.Ф. Асатрян, Т.А. Ломакина, К.В. Кокорева // Гуманитарные науки и образование - 2020. - Т. 11. -№ 5. - С. 7-13.

2. Варданян, Ю.В Психолого-педагогическая модель художественной продуктивно-созидательной компетенции обучающихся / Ю.В. Варданян, К.А. Кукса // В сборнике: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Саранск, 2020. - С. 8-12.

3. Величко, Ю.В. Музыкально-творческая практика детей с использованием аудиовизуальных технологий в условиях дополнительного образования / Ю.В. Величко, О.В. Милицина, С.В. Шишкина // Гуманитарные науки и образование. -

2020. - Т. 11. - № 1 (41). - С. 17-21.

4. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - C. 32-37.

5. Киселев, А.А. Формирование универсальных компетенций у студентов отечественных вузов в соответствии с ФГОС ВО 3++ / А.А. Киселев // Альманах мировой науки. - 2018. - № 6 (26). - С. 51-53.

6. Матухин, Д.Л. Основные направления развития высшего профессионального образования в контексте идей новой образовательной парадигмы / Д.Л. Матухин // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 5 - С. 110-115.

7. Науменко, Т.И. Искусство. Музыка. 5: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - Москва: Просвещение: Дрофа,

2021. - 192 с.

8. Симонова, И.Ф. Модель формирования универсальных компетенций у студентов вуза культуры / И.Ф. Симонова // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 10. - С. 100-104.

9. Токмина, Т.А. Культурологическая педагогическая парадигма высшего образования: теория и практика воплощения / Т.А. Токмина, С.Ю. Токмин // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 25-28.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. - URL: М1р:/Ыа^аг1^и.ш/са1а^^рх?Са1*а^И=2588 (дата обращения: 05.05.2022).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. - URL: https://fgosvo.ru (дата обращения: 18.05.2022).

12. Фортыгина, С.Н. Теоретико-методологические подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов / И.В. Забродина, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина, А.А. Чепуренко // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 57-61.

13. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л.М. Фридман. - Москва: Педагогика, 1977. - 208 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Чикарева Ксения Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Целью данной работы является научное обоснование необходимости обучения основам финансовой грамотности студентов педагогических специальностей. Подобная необходимость обусловлена сохраняющимся низким уровнем финансовой грамотности и финансовой культуры в Российской Федерации. В данной работе также рассматриваются эффективные методы осуществления такого обучения. В качестве подобных методов предлагается, во-первых, введение финансовой дисциплины для студентов педагогических специальностей. В рамках данной дисциплины планируется проведение лекций, семинаров, практикумов различных видов направленности. Во-вторых, необходимо проведение научных конференций, финансовых олимпиад и других научных мероприятий. Подобные мероприятия позволят студентам проверить уровень своих знаний на практике, продемонстрировать свои умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни. В-третьих, одним из эффективных методов считается использование таких электронных информационных ресурсов как специализированные сайты и мобильные приложения. Сайты финансовой направленности для студентов педагогических и иных неэкономических специальностей должны быть оснащены актуальной и полезной информацией. Что же касается мобильных приложений, то их создание направлено на то, чтобы помочь студентам вести учет собственных денежных ресурсов и таким образом получать знания о финансах на практике. Еще одним рассматриваемым методом является привлечение определенных коммерческих организаций для проведения тренингов, лекций на тему финансов в образовательных учреждениях. В заключении работы делается ряд выводов. Еще раз подчеркивается важность повышения уровня финансовой грамотности в Российской Федерации. Также делается вывод о многообразии различных эффективных методов, использование которых способствует формированию базовых знаний у студентов. Основные из этих методов были рассмотрены и проанализированы в данной работе.

Ключевые слова. Финансовая грамотность, финансовая культура, финансовая грамотность, педагогическая специальность, учебные дисциплины.

Annotation. The purpose of this work is a scientific substantiation of the need to teach the basics of financial literacy to students of pedagogical specialties. This need is due to the continuing low level of financial literacy and financial culture in the Russian Federation. This paper also discusses effective methods for implementing such training. As such methods, it is proposed, firstly, the introduction of financial discipline for students of pedagogical specialties. Within the framework of this discipline, it is planned to conduct lectures, seminars, workshops of various types of orientation. Secondly, it is necessary to hold scientific conferences, financial competitions and other scientific events. Such events will allow students to test the level of their knowledge in practice, demonstrate their skills and abilities, which will be useful to them in the future in life. Thirdly, one of the effective methods is the use of such electronic information resources as specialized websites and mobile applications. Financial websites for students of pedagogical and other non-economic specialties should be equipped with relevant and useful information. As for mobile applications, their creation is aimed at helping students keep track of their own financial resources and thus gain knowledge about finance in practice. Another method under consideration is the involvement of certain commercial organizations to conduct trainings, lectures on finance in educational institutions. At the end of the work, a number of conclusions are drawn. The importance of raising the level of financial literacy in the Russian Federation is once again emphasized. The conclusion is also made about the variety of various

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.