Научная статья на тему 'Формирование межкультурной компетентности студентов посредством дисциплин художественно-эстетического цикла'

Формирование межкультурной компетентности студентов посредством дисциплин художественно-эстетического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСЦИПЛИНЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА / COMPETENCES / INTERCULTURAL INTERACTION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / DISCIPLINES OF THE ARTISTIC AND AESTHETIC CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Надежда Владимировна, Ноздрачева Татьяна Михайловна

В данной статье рассмотрена возможность формирования компетенций межкультурного взаимодействия у студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» посредством дисциплин художественно-эстетической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Надежда Владимировна, Ноздрачева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH THE DISCIPLINES OF THE ARTISTIC AND AESTHETIC CYCLE

This article considers the possibility of forming the competence of intercultural interaction among students of higher educational institutions who are studying in the direction of training 29.03.05 "design of light industry products" through the disciplines of artistic and aesthetic orientation.

Текст научной работы на тему «Формирование межкультурной компетентности студентов посредством дисциплин художественно-эстетического цикла»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА Петренко Надежда Владимировна

petrenkonady@yandex.ru Ноздрачева Татьяна Михайловна

Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

noztat@yandex.ru

В данной статье рассмотрена возможность формирования компетенций межкультурного взаимодействия у студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» посредством дисциплин художественно-эстетической направленности.

Ключевые слова: компетенции, межкультурное взаимодействие, педагогические технологии, дисциплины художественно-эстетического цикла.

Знание традиций своего народа является признаком патриотизма, интерес к культуре другого этноса - проявление уважения к людям, составляющим его. В рамках процесса глобализации и интеграции возникает необходимость в поддержании оригинальности культур, чтобы исключить поглощение массовыми цивилизациями ценностей малочисленных народов. Это указывает, прежде всего, на важность изучения различных этнических групп с позиции культурных традиций. Такой подход обеспечивает эффективность межкультурных коммуникаций как в повседневной жизни, так и в профессиональной среде. В настоящий момент образовательные программы, реализуемые в высших учебных заведениях, предусматривают формирование у обучающихся группы компетенций межкультурного взаимодействия (УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах). Данная группа подразумевает умение выпускником интерпретировать историю России в контексте мирового исторического развития, учитывать в процессе коммуникаций культурные традиции различных социальных групп, толерантно относиться к представителям различных этносов и конфессий [1, 2]. Все эти качества, несомненно, важны для каждого человека, однако некоторые профессии требуют повышенного внимания к их формированию и развитию. На наш взгляд, одна из специальностей, требующая повышенного внимания к формированию данной компетенции, реализуется в рамках направления подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» по профилю: Дизайн и индустрия моды.

Трудовая деятельность студентов, обучающихся по данному направлению подготовки, предполагает проектирование и создание

изделий легкой промышленности, а именно одежды, обуви и аксессуаров. Исходя из функций костюма, описанных Д.Ю. Ермиловой и В.В. Ермиловой, можно утверждать, что то, что надето на человека является отражением его социального статуса, этнической, конфессиональной и профессиональной принадлежности, а порой даже указывает на климатические особенности региона его проживания [3]. Следовательно, можно утверждать, что костюм транслирует некую информацию, заложенную дизайнером в процессе проектирования. В обстановке глобализации и культурной интеграции, возникшей благодаря широкому распространению информации посредством сети «Internet», а также в таком многонациональном государстве как Российская Федерация большое значение имеет понимание дизайнером важности межкультурных взаимодействий и уважения к ценностям, транслируемым разными социальными группами. Именно это определяет важность формирования у студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» качеств, объединенных УК-5.

Понятие компетенций межкультурного взаимодействия включает в себя знания, умения и личностные качества, способствующие эффективным коммуникациям с представителями разных этнических и конфессиональных групп. Интерес к ней восходит к началу 70-х г. XX века, с определением ее как «комплекса аналитических и стратегических способностей, расширяющий интерпретационный спектр индивида в процессе межличностного взаимодействия с представителями другой культуры» [4]. В России долгое время данная проблема рассматривалась лишь в рамках лингвистики и изучения иностранных языков, как способа коммуникации. Позднее С. Е. Супруновым было выдвинуто мнение, что «даже люди, разговаривающие на одном языке, могут столкнуться с проблемами межкультурных коммуникации» и последующие предложение формирования компетенций межкультурного взаимодействия не только в лингвистическом контексте [5]. Отсюда можно сделать вывод о необходимости введения элементов, способствующих формированию данной компетенции, в методику преподавания других дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Формирование данной группы компетенций происходит не только посредством дисциплин общеразвивающей направленности (история, философия, иностранный язык и т. д.), но и при изучении следующих художественно-эстетических дисциплин:

• История костюма и моды;

• Основы проектной культуры одежды;

• Рисунок и живопись;

• Художественно-графическая композиция;

• Композиция костюма;

• Художественное проектирование аксессуаров;

• Разработка коллекций моделей одежды.

Рассматривая учебный план, разработанный кафедрой СМУКТД Юго-Западного государственного университета, для реализации данной программы подготовки, можно составить хронологию изучения вышеперечисленных дисциплин, с целью уточнения картины формирования исследуемой группы компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Конструирование изделий легкой промышленности».

Таблица 1 - Хронология изучения дисциплин художественно-эстетической

направленности, способствующих формированию межкультурных _компетенций у обучающихся_

№ п/п Дисциплина Время проведения

1. Б1.О.14. Рисунок и живопись 3 семестр

2. Б1.О.24. История костюма и моды 3 семестр

3. Б1.О.26. Основы проектной культуры одежды 3 семестр

4. Б1.В.05. Художественно-графическая композиция 4 семестр

5. Б1.В.07. Композиция костюма 5 семестр

6. Б 1.В .12 Художественное проектирование аксессуаров 7 семестр

7. Б1.В.13 Разработка коллекций моделей одежды 7 семестр

В программе каждой из перечисленных дисциплин могут содержаться темы, для изучения которых может использоваться материал, основанный на культуре той или иной страны или национальности. Приведем примеры:

Рисунок и живопись - дисциплины преимущественно практической направленности, в ходе которых формируются важные для дизайнера и конструктора умения и навыки. Достаточно сложно внести в изучение теории живописи информацию о традициях различных национальностей, однако имеет место демонстрация полотен иностранных мастеров или же работ, на которых изображены те или иные объекты национальной культуры. В рамках практической работы по рисунку и живописи уважение к чужой культуре может прививаться студентам путем использования традиционной для нее натуры: древнегреческие амфоры, риштанская керамика, традиционные вышитые полотна и многое другое.

Дисциплина «История костюма и моды» на наш взгляд является одной из основополагающих в деле ознакомления обучающихся с культурой различных народов. При планировании ее преподавания имеет место введение элементов проектной деятельности. Выполнение учебного проекта предполагает самостоятельный поиск информации по выдвинутой студентом проблеме с дальнейшей его презентацией. Вследствие этого обучающиеся усваивают большой объем материала по интересующим их темам и самостоятельно транслируют его в группе. Публичная защита

работы имеет важное значение в данной методике, так как именно она стимулирует исполнителей проекта к выполнению задания [6]. Такая методика избавляет учебный процесс от рутины и позволяет в короткие сроки ознакомить обучающихся с историей костюма множества государств и народов, стимулировать интерес к их национальной культуре.

Дисциплина «Основы проектной культуры одежды» предполагает изучение основ дизайн-проектирования в области костюма и закрепление полученных знаний теоретическим путем. В данном случае, как и для «Истории костюма и моды», рационально применять метод учебного проекта, с предложением выбора проблемы изучения в рамках культуры различных народов. Задания для студентов могут звучать следующим образом: «Разработать проект костюма, на основе традиционной культуры Венгрии». Выполняя его, обучающиеся не только знакомятся с чужой культурой, но и проецируют ее на актуальную в настоящий момент одежду. Работая с объектами культуры, стилизуя и преобразуя их, студенты учатся уважению к чужим традициям, принятию их в различных проявлениях.

Дисциплины «Художественно-графическая композиция» и «Композиция костюма» взаимосвязаны. Общие положения, изучаемые в теории композиции подтверждаются наглядным материалом, служить которым могут объекты культуры, принадлежащие различным этносам. Композиция костюма, как подраздел, предлагает изучение законов и закономерностей грамотного проектирования одежды с точки зрения изобразительного искусства. Здесь также целесообразно объяснение материала на примере традиционного костюма. Одна из изучаемых тем может звучать следующим образом: «Особенности проявления свойств композиции в национальном костюме», где будет предложен материал способствующий закреплению знаний по теории композиции (свойства, закономерности) и изучению традиций национального костюма.

Завершают изучение художественно-эстетического цикла дисциплины «Художественное проектирование аксессуаров» «Проектирование коллекций моделей одежды», предполагающие обобщение и применение на практике всех ранее полученных знаний. Задания, выполняемые студентами в рамках данных дисциплин, предполагают художественное проектирование на основе заранее оговоренного творческого источника. Обучение в данном случае проходит в соответствии с деятельностным подходом, так как в процессе работы применяются полученные знания и навыки, а результат становится частью портфолио выпускника, необходимого для успешного прохождения итоговой аттестации и дальнейшего трудоустройства [7]. Кроме того, студенты ЮЗГУ, обучающиеся по указанному направлению, имеют возможность участия в конкурсах молодых дизайнеров и научных конференциях, где представляют свои наработки широкой публике. Осознание этого

настраивает обучающихся на серьезную работу с источником творчества, одним из которых может являться искусство какого-либо народа.

Следует отметить, что для формирования у обучающихся компетенций межкультурного взаимодействия необходимо опираться на культурологический и этнопедагогический подходы к обучению. В современной педагогике культурологический подход можно определить как практико-ориентированный инструмент комплексного осмысления «функционирования социокультурного опыта» [8]. Он способствует решению проблем поликультурного воспитания, предполагающего учет интересов разных национальных и этнических групп и предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с различными традициями, ориентацию на диалог культур.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление образовательного процесса с опорой на национальные традиции различных народов, их культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Реализация этнопедагогического подхода в проектировании и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование среды, в которой уделяется внимание различны национальным культурам, во-вторых, максимальное использование их возможностей, в том числе, использование традиционных образов при создании современных предметов прикладной культуры [9].

На основании вышеизложенного можно утверждать, что формирование компетенций межкультурного взаимодействия у студентов направления 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» происходит пролонгировано, в соответствии с развитием профессиональных навыков и введения в профессию. Важную роль в данном процессе имеет теоретическая составляющая обучения, в ходе которой осуществляется знакомство студентов с мировой художественной культурой. Ввиду спецификации направления подготовки, объем данного материала значительно превышает тот, что предполагают общеразвивающие дисциплины (история, культурология, философия и т.д.). Немаловажным средством, способствующим формированию интересующих нас компетенций, служит практическая работа обучающихся над художественным проектированием костюма. Используя полученные в ходе теоретических занятий знания для создания моделей одежды, студент осознает себя автором, вследствие чего повышается уровень ответственности за свою работу и ее восприятие обществом. Понимание того, что представленное может быть оценено с разных позиций, людьми разных национальностей и мировоззрений, способствует закреплению компетенций межкультурного взаимодействия.

Список литературы

1. Крылов А.В. Межкультурная компетенстность в современной коммуникации [Электронный ресурс]. 2012. URL http://www.rae.ru/ forum2012/ 273/1605. (Дата обращения: 20.11.2019;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образованияпо направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» (уровень бакалавриата). 2016 [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/news/2/^25 (Дата обращения: 18.12.2019);

3. Моделирование и художественное оформление одежды. / В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова. М.: Издательский центр "Академия", 2000; 224 с.

4. Супрунов С.Е. От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению // Молодой ученый. 2017 №11 С. 490-493;

5. Бергельсон М. Б. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2005, №3;

6. Михалкина Е.В. и др. Организация проектной деятельности: учебное пособие. / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова; Южный федеральный университет. Ростов н/Д.: Издательство Южного федерального университета, 2016. 146 с.;

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия. 2008. 272 с.;

8. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2006. 304 с.;

9. Ахвердиев К.Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. 2010. №6. С. 308-310;

FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH THE DISCIPLINES OF THE ARTISTIC AND AESTHETIC CYCLE

Petrenko Nadezhda Vladimirovna petrenkonady@yandex.ru Nozdracheva Tatyana Mikhailovna Southwestern state University, Kursk, Russia noztat@yandex.ru

This article considers the possibility of forming the competence of intercultural interaction among students of higher educational institutions who are studying in the direction of training 29.03.05 "design of light industry products" through the disciplines of artistic and aesthetic orientation.

Keywords: competences, intercultural interaction, pedagogical technologies, disciplines of the artistic and aesthetic cycle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.