УДК 371 ГЕТОЕВА Л.К.
кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт E-mail: [email protected] КАДИЕВ А.Х.
доцент, кафедра художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт E-mail: [email protected]
UDC371 GHETOYEVA L.K.
Candidate of historical sciences, associate professor, head. Department of Artistic and music education North Ossetian statepedagogical institute E-mail: [email protected] KADIEV A.KH.
Fssociate professor of the department ofartistic and music education, North Ossetian state pedagogical institute E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS ON THE BASIS OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION
Совершенствование содержания деятельности по формированию эстетической культуры учащихся на основе междисциплинарной интеграции предметов эстетического и гуманитарного циклов в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательного стандарты общего образования, способствующей формированию эстетической культуры учащихся, осуществляется благодаря содержательному обновлению основных образовательных программ и интерактивных методов обучения и воспитания, специальных технологических приемов и методов использования ранее накопленных учениками социально-ориентированных компетенций и способов учебной деятельности.
Ключевые слова: эстетическая культура, формирование эстетической культуры, нравственно-эстетическое воспитание, междисциплинарная интеграция, музыка, художественное творчество.
The improvement of the content of the activities aimed at the formation of the aesthetic culture of students on the basis of the interdisciplinary integration of the subjects of the aesthetic and humanitarian cycles in the context of the transition to the new federal state educational standards of general education that fosters the formation of aesthetic culture of students is realized thanks to a substantial update of the basic educational programs and interactive methods of teaching and education, technological methods and methods of using previously accumulated by students of socially-oriented competences and methods of educational activity.
Keywords: aesthetic culture, formation of aesthetic culture, moral and aesthetic education, interdisciplinary integration, music, artistic creativity.
Эстетическое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы образования и представляет собой ведущий компонент социального заказа. Формирование эстетической культуры школьников - это целенаправленный процесс развития способности личности ученика к классическому пониманию и полноценному восприятию прекрасного в искусстве и творческой деятельности личности. Данный педагогический процесс предусматривает освоение комплекса художественных представлений, воззрений и убеждений, вырабатывание эстетической тонкости и вкуса. Одновременно с этим у учащихся развивается готовность вводить элементы прекрасного во все стороны объективной действительности, бороться за устранение всего безобразного, низменного, уродливого, а также способность к проявлению себя в искусстве. Государство только тогда способно ставить и
решать масштабные приоритетные задачи, отмечают многие ученые (А.А. Адаскина [1], Н. Алексахин [2], В.Т. Кальянов [5], Г.И. Королева, Г.А. Петрова [7]), когда у него есть общая система нравственных, эстетических ориентиров. А присутствуют эти ориентиры тогда, когда проявляется уважение к самобытной культуре национальным культурным ценностям, к родному языку, к памятникам нашей отечественной истории.
Результатом нравственно-эстетического воспитания школьников является высокий уровень сформированное™ социальной и нравственно-эстетической компетенций; вступление в сферу социальных отношений и одновременное усвоение эстетических ценностей и идеалов, присущих данному обществу. Анализируя морально-эстетические потребности и нравственные пристрастия в контексте общей культуры, некоторые исследователи (Н.В. Кургузова, Ю.В. Тимофеева)
© Гетоева Л.К., Кадиев А.Х. © Ghetoyeva L.K., Kadiev A.Kh.
утверждают, что конкуренция эстетических нравов и приверженностей зарождается не как формальный показатель низенькой развитости и несостоятельности нравственно-эстетической сферы гражданского общества, а абсолютно закономерное явление эффективного функционирования культурного направления социального пространства [8, с. 118-123]. Основной движущей силой в эстетическом развитии, как отмечают С.Ш. Евтых и В. А. Сысоева, всегда выступало противоречие между изысканным эстетическим вкусом, демонстрируемым подлинным искусством и поддельным, лишенным творческого начала, уникальности и нравственных начал [4].
Эстетическое воспитание ребенка, безусловно, в первую очередь осуществляется в семье. Но наиболее содержательное, последовательное, структурированное духовно-нравственное и эстетическое воспитание и развитие личности, по мнению В.Т. Кальянова [5, с. 118], происходит в системе образования. Общеобразовательная школа - единственный социальный институт, через который проходит каждый гражданин страны. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнедеятельность обучающихся. Сегодняшний ученик в условиях стремительно меняющегося мира совсем другой, чем был раньше. Своих предшественников он опережает в социальном развитии (Н. Алексахин)
[2], но, к сожалению, отстает в эстетическом, духовно-нравственном развитии. К тому же нынешние условия социальной жизни не способствуют формированию эстетических качеств у современных школьников.
Таким образом, велика роль системы общего образования в совершенствовании эстетического воспитания школьников, который происходит, прежде всего, в процессе учебно-познавательной деятельности. На самом деле урок - основная форма организации обучения, где всегда есть место для различных коллективных действий и поступков, распространения опыта нравственных взаимоотношений, мировоззренческих идей. Ученики на уроках приучаются к самостоятельному поиску учебной информации (А. А. Адаскина) [1], учатся слушать и понимать учителя и одноклассников, сопоставлять свои познания и навыки с познаниями и навыками других, отстаивать свое мнение, принимать и оказывать помощь. На уроках ученики от процесса получения новых знаний могут испытывать вместе чувство радости, а от неудач и ошибок испытывать глубокое чувство огорчения.
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов привело к необходимости использования интегрированного обучения, которое предполагает: междисциплинарную интеграцию уроков эстетического и гуманитарного цикла (М.И. Бекоева)
[3]; обращение к личности школьника (Г.И. Королева [7], Г. А. Петрова) [7]; активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся на основе проектной деятельности, научно-исследовательской и творческой деятельности, интерактивных технологий (С.А. Карпеева,
А.А. Родкина) [6] и т.д. Достаточно острые проблемы стоят и в сфере искусства, в частности, массового музыкального воспитания, приобщения детей к ценностям мировой художественной культуры. Наиболее подвижными и гибкими дисциплинами в формировании социокультурных, эстетических компетенций школьника, на наш взгляд, являются уроки «Изобразительного искусства», «Музыки», «Мировой художественной культуры», «Литературы».
Изобразительное искусство, как комплексная дисциплина, объединяет элементы искусствознания, жанры художественных произведений, теории изобразительной деятельности, овладение изобразительной грамотой и творческим самовыражением, навыками практического изображения и др. Любое художественное творение требует от человека, который его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», то есть необходимого уровня развития процессов восприятия и осмысления [9]. Чем активнее и сосредоточеннее будут «поисковые движения» органов зрения, слуха, руки, тем полнее и интенсивнее будет восприятие предметного мира, его тональности, форм, звуков, спектров.
Музыка, как интегративный курс, органически вбирает в себя освоение собственно теорию музыки, историю музыкальных произведений, а также элементарные навыки исполнительства в области пения. Музыкальное искусство, как известно, это один из основных средств, способствующих формированию и развитию гуманности, нравственности и духовности у учащихся [7]. Музыка направлена на познание внутреннего мира ребенка, его жизненных ориентиров и ценностей [2]. Она способна воспроизводить красоту эстетического познания, совместной художественной деятельности.
На уроках мировой художественной культуры учащихся знакомят с шедеврами мирового искусства, вызывающие у детей осмысление и сопереживание, яркий эмоциональный отклик на проблемы жизни, которые раскрывает художник перед ними. Не монотонный рассказ учителя об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли школьников [10]. Для школьников уроки мировой художественной культуры - это установление нравственных и эстетических идеалов. Показать школьникам всю гармонию художественной культуры, все разнообразие художественных образов и произведений, приобщить их к мировой художественной культуре, развить эстетические, духовно-нравственные чувства - основная задача учителей школы.
Литература, как гуманитарная дисциплина, является носителем искусства художественного слова, истории литературных жанров. Она концентрируется в художественных образах, искусстве, общественной и трудовой деятельности, быте людей, их взаимоотношениях и т.д. Углубленному изучению художественной литературы и искусства способствуют факультативные занятия, на которых следует пробудить у учеников стремление утверждать красоту в образовательной организации, дома, везде, где они проводят свое время.
Детей следует привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в классе, в школе, в квартире.
Мир искусства в перечисленных дисциплинах охватывает духовную жизнь школьника полно и всесторонне. Большую работу по формированию творческих способностей и потребностей в области художественной литературы (А.А. Адаскина, В.Т. Кальянов), хореографии (Н. Алексахин, Г.А. Петрова), театра, пения, музыки (В.Т. Кальянов, Г.И. Королева), изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества ведут детские учреждения дополнительного образования. Проблемами нравственно-эстетического воспитания школьников активно занимаются научно-исследовательские институты и педагогические вузы.
Отталкиваясь от главной цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности школьника, формирования ценностных отношений средствами искусства, так как нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства. Методика преподавания учебных дисциплин по искусству направлена на воспитание зрителя, слушателя, читателя, на развитие у школьников способности воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным.
Особенно важна методика преподавания перечисленных учебных предметов с использованием междисциплинарной интеграции, которая способствует решению следующих задач: расширяет воззрения школьников относительно окружающего мира посредством введения их в мир духовных понятий и представлений; приобщает учащихся к нравственным устоям мировой культуры на основе усвоения лучших образцов мирового и народного искусства через разные дисциплины; вводит обучающихся в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни; способствует формированию вежливого, милосердного, заботливого отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; вырабатывает навыки благосклонного и социально приемлемого поведения; развивает способности к сопереживанию и состраданию; воспитывает у школьников чувство любви, уважения и преданности к Родине, своему и чужому народу; вырабатывает чувство бережного отношения к окружающей действительности.
Особое внимание необходимо уделять интегрированию содержания художественно-эстетического образования с базовыми дисциплинами. Интегрированные уроки доставляют обучающимся более просторное и яркое представление о мире культуры, искусства, человеке, живущем в этом мире, а также об окружающем мире в целом. Они вырабатывают творческий потенциал школьников, мотивируют к осознанию и нахождению причинно-следственных связей и отношений, к развитию логического мышления, коммуникативных способностей и навыков общения. Междисциплинарная интеграция способствует охвату всех видов познавательной деятельности и расширению творческих воз-
можностей, как детей, так и учителя. Интеграцию рассматривать не только как возможность в удобной форме объединять в целостный образ и раскрывать мно-голикость мира, но и как метод формирования учебно-познавательной инициативности. Интеграция базовых дисциплин с занятиями по музыке, изобразительному искусству, хореографии позволяет максимально применять потенциал их художественного воздействия. Ученики, при этом, эстетически обогащаются и на практике усваивают новые образы, формы познания и совершенствуют коммуникативные компетенции.
Принципиально важным на интегрированных занятиях является воздействие на ученика через восприятие разнообразных художественных произведений. Научить воспринимать музыку - одна из сложнейших методических вопросов, встающих перед преподавателем музыки. В музыкальном образовании восприятие обучающимися музыки считается ведущим видом деятельности, так как и исполнительство, и творчество учащихся базируются на красочных, живописных музыкальных впечатлениях. Познание истинного содержания музыки так же осуществляется с опорой на ее «живое» звучание. Сформированное восприятие обогащает все формы проявления музыкальных способностей детей. Восприятие музыки оказывает содействие и активизации логических операций, таких как сопоставление, соизмерение, выделение общих и отличительных признаков художественных произведений. Слушая народную, духовную и классическую музыку, школьники осваивают драгоценный и неповторимый культурный опыт целого ряда поколений. Цель изучения народной музыки заключается не только в знакомстве с образцами устного народного творчества, но и в прививании любви к родной природе, соприкоснуться с ней, эмоционально переживать, ощущать ее. Знакомство с историей становления и развития народной музыки придает процессу музыкального образования детей творческий, познавательный, духовный, нравственно-эстетический и увлекательный характер.
Дети очень любят петь. Песня открывает перед ребенком красоту мира. Вокал, пение, художественная постановка, хореография и т.д., в совокупности образуют основной механизм, влияющий на формирование общекультурных ценностей учеников. Песенный репертуар способствует эмоциональной чуткости школьников, их творческому самовыражению в хоровом, сольном и ансамблевом формах пения.
Одна из форм - непосредственно эмоциональное прислушивание, видение и внутреннее ощущение -требует особого внимания преподавателя к проведению нестандартного урока. Собственно поэтому на занятиях художественно-прикладного искусства широко применяются презентации с подключением изобразительного ряда, различных информационно-коммуникационных технологий, виртуальных экскурсий в театры и музеи, демонстрация учебных фильмов и отрывков из мюзиклов, балетов, опер. Такие занятия способствуют созданию яркой эмоционально-эстетической атмосферы с
помощью разнообразных видов искусства, «погружение» школьников в атмосферу художественных образов, глубокое созерцание, сопереживание, осмысление.
Воспитание детей средствами искусства включает в себя также общешкольные, классные мероприятия, экскурсии, беседы, посещение и участие в выставках, конкурсах, подготовка подарков для ветеранов, организация и участие в благотворительных акциях и т.д. Участие школьников в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня тоже характеризуется воспитательной направленностью. Подбирая тематику мероприятий, которые ориентированы на знакомство подрастающего поколения с мировым культурно-художественным наследием, на знакомство с историей национальных традиций, на формирование способности к осмыслению и восприятию красоты окружающего мира. Значение творческих, художественных и вокальных конкурсов в учебно-воспитательном процессе существенна, так как, участвуя в них, каждый школьник имеет возможность показать свою работу, собственный потенциал и творческие достижения перед широкой аудиторией, получить оценку своей деятельности.
Развитие экскурсионной деятельности, частое посещение выставок способствует приобщению молодого поколения к нравственному, культурному и духовному наследию своей Родины. Следует уделять особое внимание народным традициям и культуре, так как они формируют национальный менталитет, именно через них гражданское общество воспринимает судьбоносные национальные ценности и приоритеты. Во время экскурсии дети ближе знакомятся с историей и культурой своего народа, своей Родины. Для более осмысленного эмоционального восприятия школьникам очень важно не только повидать на картинках, но и самим посетить места боевой славы, основные святыни России, бесценные шедевры искусства, познакомиться с достижениями отечественной науки, техники и производства. Такая деятельность направлена на формирование чувства патриотизма, любви к большой и малой Родине, заботливого отношения к окружающему миру в целом. После завершения экскурсии нужно дать новую тему по изобразительному творчеству на самостоятельное усвоение, чтобы ученики смогли закрепить выработанное эмоциональное отношение по теме экскурсии, возможность «примерить» на себе захватывающие события, с которыми дети познакомились во время экскурсии.
Таким образом, предметная образовательная составляющая дисциплин художественно-эстетического цикла воздействует на духовный мир школьника, способствует его личностному развитию, поскольку обеспечивает более осмысленное восприятие искусства как средства межличностного общения. В нем открываются наиболее важные для воспитания личностных качеств ученика «вечные темы» искусства: хорошо и плохо, добро и зло, симпатия и антипатия, любовь и ненависть, восхитительное и отвратительное, жизнь и смерть, материнство и сиротство, защита Родины и другие образы, запечатленные в произведениях и жи-
вописи. Знакомство учеников с произведениями искусства способствует формированию у них эстетической и ценностно-смысловой направленности. Они, в свою очередь, создают основу для формирования положительной самооценки, самоуважения, укреплению жизненного оптимизма, творческого самовыражения.
Темы, посвященные усвоению художественных образов и идеалов, объяснению их внутреннего содержания и типичных особенностей, направлены на реализацию интерактивных методов обучения и воспитания. Сходства и отличия между культурами разных народов, представленные в произведениях искусства, обычаях, празднованиях и религиозных воззрениях о мире, составляют основу межэтнической и межкультурной идентичности. Очень важно, чтобы обучающиеся осознавали свою национальную принадлежность к культуре и традициям, чтобы с гордостью чувствовал себя гражданином своей Родины, соотечественником созидателей русской культуры и живописи.
Вместе с тем важно формировать уважительное отношение к национальным ценностям и нравственным приоритетам, способности к пониманию и принятию своей и чужой культуры. Надменность за историю своего народа, своей культуры не должна быть направленной на попытки принизить ценность и значимость народов других национальностей, других культур и вероисповеданий. На уроках искусства школьники не только знакомятся с многообразием культурно-исторических традиций, религий и укладов, особенностями материальной и духовной деятельности народов разной национальности, но и учатся бережному отношению к малопонятной иногда культуре, понимать характерные стороны искусства других народов, обходительно воспринимать личность с другим мировоззрением. Именно в этом кроется неограниченный потенциал в плане осознания своего и другого «культурного фона», восприятия мира во всем его художественном многообразии, воспитания у обучающихся гуманистических позиций по отношению к другим народам.
Таким образом, искусство выступает мощным стимулом духовного возвышения школьника, развивает его нравственно-эстетическую культуру, учит постигать прекрасное и строить свой внутренний мир по «законам красоты». Искусство приносит блаженство и удовольствие только людям, которые имеют определенную подготовку и эстетически образованы в достаточной степени. Задачами общеобразовательной школы в этом направлении являются обеспечение необходимой эстетической подготовки школьников и введение их в большой мир искусства, который выступает пространством для познания окружающей реальности, развития творческого мышления и нравственного становления. Бесценные приоритеты отечественной и зарубежной эстетической культуры и художественных представлений, воплощая вечную аксиому «прекрасное пробуждает доброе, доброе пробуждает нравственное, нравственное пробуждает эстетическое», как никогда нужны современной общеобразовательной школе. Уроки по музы-
ке, искусству способствуют нравственно-эстетическому становлению обучающихся, формированию их духовного мира, так как содержательное осмысление шедевров мировой культуры способствует выработке критериев
красоты и нравственных ценностей, осознанию цели жизни и предназначения каждого человека, приходящего в этот мир для добра и творения.
Библиографический список
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности //Вопросы психологии. 2008. №6. С.100-110.
2. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству //Дошкольное воспитание. 2008 № 3. С. 23-27
3. БекоеваМ.И. Механизмы развития творческих способностей младших школьников //Современный ученый. 2017. Т. 1. №1. С. 190-193.
4. Евтых С.Ш., Сысоева В.А. Развитие образного мышления у учащихся детских художественных школ выразительными средствами скульптуры //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 212-214.
5. КальяновВ.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис...канд. М, 2017. 180 с.
6. Карпеева С.А., Родкина А.А. Развитие творческих способностей в процессе обучения художественному конструированию текстильных изделий //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1 (74). С. 165-168.
7. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во Казанского университета, 2014. 176с.
8. Кургузова Н.В., Тимофеева Ю.В. Фольклорная картина мира в повести Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 118-123.
9. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2016. 640 с.
10. Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Фоновые культурные знания как база для формирования общекультурной компетенции в процессе чтения текста //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1 (74). С. 236-241.
References
1. Adaskina A.A. Features of the manifestation of the aesthetic relationship in the perception of reality / / Questions of psychology. 2008. № 6. Pp.100-110.
2. Aleksakhin N. Acquaintance with the culture of color in the class of fine arts / / Preschool education. 2008 № 3. Pp. 23-27.
3. BekoyevaM.I. Mechanisms of development of creative abilities of younger schoolchildren // The modern scientist. 2017. T. 1. № 1. Pp. 190-193.
4. Evtykh S.Sh., Sysoeva V.A. Development of figurative thinking in students of children's art schools with expressive means of sculpture // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. No. 3 (76). Pp. 212-214.
5. Kalyanov V.T. Aesthetic preparation of the teacher in school. Dis ... cand. M, 2017. 180 p.
6. Karpeeva SA, Rodkina AA Development of creative abilities in the process of teaching the artistic design of textiles // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. No. 1 (74). Pp. 165-168.
7. Koroleva G.I., Petrova G.A. System of aesthetic preparation of students in higher educational institutions. Kazan: Publishing House of Kazan University, 2014. 176 p.
8. Kurguzova NV, Timofeeva Yu.V. Folklore picture of the world in the novel E. Nosov "Usvyatskie shlemonoscy" / / Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. No. 3 (76). Pp. 118-123.
9. Pedagogy: a textbook for students of pedagogical universities and teacher colleges / Ed. P.I. A pimple of the sour. Moscow: The Pedagogical Society of Russia, 2016. 640 p.
10. Khodyakova LA, Suprunova AV Background cultural knowledge as the basis for the formation of general cultural competence in the process of reading the text // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. No. 1 (74). Pp. 236-241.