Научная статья на тему 'Подготовка специалистов и преподавателей для газомоторного комплекса страны'

Подготовка специалистов и преподавателей для газомоторного комплекса страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОМОТОРНЫЙ КОМПЛЕКС / СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ / СПЕЦИАЛИСТЫ КОМПЛЕКСА / ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ ГАЗОМОТОРНОГО КОМПЛЕКСА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / GAS MOTOR COMPLEX / LIQUEFIED PETROLEUM GAS / EXPERTS COMPLEX GAS-CYLINDER CAR / THE LEARNING PROCESS / METHODOLOGY / TRAINING / CERTIFICATION NGV COMPLEX / EFFECTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаенко Андрей Владимирович, Ерохов Виктор Иванович

Изложены методологические особенности, приведены учебные планы и программы подготовки специалистов и преподавателей для газового моторного комплекса страны. Представлены результаты их подготовки. Сформулирована концепция эффективности применения альтернативных топлив. Разработаны предложения по совершенствованию эффективности функционирования газомоторного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological problems and the practical results of training teachers and NGV industry of the country

The methodological features of training specialists and teachers of the gas engine of the country. A concept of the effectiveness of alternative fuels. Given curricula and training programs and teachers NGV industry. The results of the training of teachers and the gas motor fuel. Proposals for improving the efficiency of the NGV industry.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов и преподавателей для газомоторного комплекса страны»

Подготовка специалистов и преподавателей для газомоторного комплекса страны

A.В. Николаенко,

ректор Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), д.э.н.,

B.И. Ерохов,

профессор Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), д.т.н.

Изложены методологические особенности, приведены учебные планы и программы подготовки специалистов и преподавателей для газового моторного комплекса страны. Представлены результаты их подготовки. Сформулирована концепция эффективности применения альтернативных топлив. Разработаны предложения по совершенствованию эффективности функционирования газомоторного комплекса.

Ключевые слова: газомоторный комплекс, сжиженный углеводородный газ, специалисты комплекса, газобаллонный автомобиль, учебный процесс, методология обучения, сертификация газомоторного комплекса, эффективность системы обучения.

В стране осуществляется планомерная комплексная работа по созданию рациональной структуры парка газобаллонных автомобилей и автобусов. Наиболее эффективно решение данной проблемы может быть достигнуто путем замены нефтяного топлива альтернативным - сжиженным углеводородным (СУГ) или компримирован-ным природным (КПГ) газом, которые являются полноценным моторным топливом.

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) - ведущее высшее учебное заведение - располагает лицензией в области подготовки специалистов для газомоторного комплекса, имеет необходимую учебно-методическую и лабораторно-производственную базы (переоборудование базовых автомобилей в газобаллонные), нормативно-техническую и учебную литературу и укомплектован высокопрофессиональными специалистами. Основываясь на многолетнем опыте подготовки отечественных и зарубежных специалистов в данной области, университет постоянно совершенствует учебные планы и программы обучения, уделяя особое внимание практическим вопросам функционирования

автокомплекса. Система подготовки специалистов и преподавателей для газомоторного комплекса признана ведущими учебными центрами соответствующей мировомууровню.

Обеспечение автотранспорта (АТ) эффективными и стабильными энергоносителями представляет собой одну из важнейших задач национальной экономики. Применение альтернативных видов топлива (АВТ) обеспечивает расширение номенклатуры традиционных топливно-энергетических ресурсов для автомобильного транспорта и получение высоких экологических и топливно-экономических показателей автомобильных двигателей [1].

Газовое топливо из альтернативного превратилось в самостоятельный полноценный вид моторного топлива. Ежегодно используется 6,5 млн т СУГ, что составляет 5-6 % общего потребления газового топлива автотранспортом. Эффективность применения газового топлива обусловлена следующим соотношением: 1 т СУГ эквивалентна 1,017 т бензина.

Применение газа в качестве моторного топлива обеспечивает получение высоких экологических и топливно-энергетических показателей автомобильных двигателей. Во многих

странах разработаны и реализуются национальные программы по рациональному и экономному расходованию нефтяных ресурсов, а также программы применения АВТ. Ведущее место в этих программах занимает газовое топливо - сжиженный углеводородный и компримированный природный газ.

Россия - единственное в мире индустриальное государство, полностью базирующее свою экономику на собственных топливно-энергетических ресурсах (рис. 1). Проблема их эффективного использования приобретает исключительную актуальность. Развитие топливно-энергетического комплекса РФ в течение длительного периода определялось соотношением потребления угля (кривая 2) и нефти (кривая 7). Начиная с 1940 г. активную роль в ТЭК получает газовое топливо (кривая 3). Важное место занимают ядерная энергетика (кривая 4) и гидроэнергетика (кривая 5). Альтернативная энергетика (солнечная, ветровая, приливы и отливы) получит широкое развитие в ближайшем будущем (кривая 6).

Наиболее перспективным энергоносителем в нашей стране на ближайшие десятилетия остается ПГ,

способный эффективно заменить нефть и уголь на электростанциях, а также светлые нефтепродукты в транспортных двигателях и энергетических установках. ПГ - это наиболее экономичное топливо из числа применяемых альтернативных заменителей на автомобильном транспорте, и в ближайшее время оно из альтернативного превратится в основное моторное топливо.

Газобаллонные автомобили имеют ряд существенных отличий от бензиновых в конструктивном отношении и способах организации их эксплуатации. Правильная эксплуатация автомобильной газовой аппаратуры гарантирует потребителю получение заданных технико-эксплуатационных свойств газобаллонного автомобиля (ГБА).

Мировой автомобильный парк насчитывает свыше 800 млн, из которых 15 млн работают на КПГ. В России

86 тыс. автомобилей, использующих КПГ. По данным ОАО «Газпром», в 2012 г. через российские автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) было реализовано 361,1 млн м3 КПГ. На сегодняшний день в РФ действует 243 АГНКС.

Заслуживает особого внимания опыт применения ПГ в качестве моторного топлива в Германии, являющейся лидером в этой области с начала XIX в. В стране эксплуатируется свыше 900 АГНКС. Парк автомобилей, работающих на газе, составляет 1 %, а в перспективе достигнет 4 %.

Эффективность КПГ определяется содержанием метана, изменяющегося в пределах 65...99 %, что оказывает существенное влияние на эксплуатационные качества ГБА, нормирование расхода газа, экологические и социально-экономические показатели

Рис. 1. Динамика структуры и баланса традиционного и перспективного топливно-энергетического комплекса страны: 1 - нефть; 2 - уголь; 3 - газ; 4 - ядерная энергетика; 5 - гидроэнергетика; 6 - альтернативные виды энергетики (солнечная, ветровая, приливы и отливы)

транспортных средств. Высокое содержание метана обеспечивает больший выход энергии. В зависимости от состава смеси предлагаются две категории качества ПГ: природный газ марки «High» и «Low». Содержание метана в ПГ категории «High» составляет 87.. .99 %, а категории «Low» - 80.. .87 %.

ПГ не имеет запаха, и для обнаружения утечек его смешивают со специальными добавками, имеющими характерный запах. Современная газобаллонная установка транспортного двигателя для работы на КПГ оснащена комплексом необходимого специального оборудования и функциональных приборов, позволяющих определить и предотвратить возможные утечки.

В нашем университете на факультете подготовки и повышения квалификации руководящих работников газомоторного комплекса создано два учебно-методических центра «Газобаллонные автомобили» и «Автомобильные газонаполнительные и компрессорные станции», осуществляющих подготовку специалистов и преподавателей для автотранспортного комплекса в области конструирования, компьютерной диагностики и эксплуатации ГБА, АГЗС и АГНКС. Для предприятий автосервиса готовят специалистов по направлению «Диагностика и ремонт систем питания и зажигания отечественных и зарубежных автомобилей».

Подготовка специалистов для газомоторного комплекса предусмотрена регламентом системы сертификации ГОСТ Р. Предложенная схема признана зарубежными центрами, в том числе Volkswagen Group Academy и ООО «MAH Трак энд Бас РУС».

В мировой практике производство ГБА на автомобильных заводах является ведущей концепцией современной автомобилизации. Важным направлением остается и переоборудование эксплуатируемых базовых автомобилей в газобаллонные.

Система впрыска газового топлива фирмы Volkswagen, являющейся

лидером в производстве электронных систем подачи газового топлива, удовлетворяет современным топливно-энергетическим и экологическим требованиям. Привлечение к выпуску газовой аппаратуры предприятий, использующих передовые технологии, позволяет повысить технический уровень газовой аппаратуры, безопасность эксплуатации ГБА и улучшить их экологические показатели.

В соответствии с двусторонним договором между Машиностроительным университетом (МАМИ) и Volkswagen Group Academy в 2012 г. проведено обучение целевых групп, состоящих из шеф-тренеров и сервис-специалистов фирмы. Актуальность обучения специалистов обусловлена тем, что в ближайшее время отечественный рынок будет существенно пополнен газобаллонными автомобилями фирмы Volkswagen, включая 4,5 тыс. ГБА для обслуживания зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

Целью данного обучения стала подготовка специалистов фирмы Volkswagen Group Academy в области конструирования, эксплуатации, переоборудования, компьютерной диагностики и технического обслуживания ГБА для их адаптации к российским условиям и успешной эксплуатации.

Согласно регламенту обучения был прочитан теоретический курс, проведены практические занятия, включая диагностирование электронных систем, тестирование и экзамен по основным материалам курсов. По окончании курсов слушателям вручены дипломы установленного образца.

Фирма Volkswagen Group Academy представила газобаллонные автомобили Caddy и Touran промышленного производства и программное обеспечение, учебно-методические материалы Servise Training EcoFuel Touran и EcoFuel Caddy, используемые фирмой при обучении специалистов [2].

Аттестованные специалисты получили право проводить обучение технического персонала в подразделениях фирмы Volkswagen Group Academy.

Методика обучения слушателей позволяет решать практические задачи при подготовке немецких специалистов для российского рынка.

В ближайшее время отечественный автотранспортный рынок будет существенно пополнен газобаллонными автобусами ЛиАЗ-529271 нового поколения, оснащенными однотопливны-ми газовыми двигателями фирмы MAN и работающими только на природном газе. В соответствии с договором Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) и ООО «МАН Трак Энд Бас РУС» в 2012 г. проведено обучение целевой группы специалистов этой компании, которые будут обслуживать газобаллонные автобусы в российских условиях.

Специалистами ООО «МАН Трак Энд Бас РУС», участвующими в подготовке, были сделаны доклады о законодательстве в области обслуживания и ремонта транспортных средств в Германии, о предприятии «ЛиАЗ» и путях эффективной адаптации газобаллонного автобуса ЛиАЗ-529271 на российском рынке.

Для слушателей была разработана программа тренинга и подготовлен раздаточный материал с учетом особенностей газобаллонных автобусов нового поколения.

В процессе обучения были предложены основополагающие темы по эксплуатационным показателям, особенностям работы и основам эксплуатации газобаллонных легковых автомобилей и автобусов, физико-химическим и моторным свойствам газового топлива и безопасности технологических процессов. Практическая работа со слушателями по вопросам рациональной эксплуатации и ремонта автобусов ЛиАЗ была проведена в 11-м автобусном парке ГУП «Мосгортранс» г. Москвы.

Подготовка специалистов

Для удовлетворения потребностей национальной экономики в высококвалифицированных кадрах в

Машиностроительном университете (МАМИ) созданы и действуют курсы по подготовке как специалистов широкого профиля (конструирование, эксплуатация, переоборудование, компьютерное диагностирование и техническое обслуживание), так и со специализацией по отдельным дисциплинам (конструирование, методы расчета, диагностирование и приспособленность газовой аппаратуры к регулировочным и техническим воздействиям).

Целесообразность подобной деятельности обусловлена сложившейся структурой автомобильной промышленности. Поступление газобаллонных автомобилей в эксплуатацию осуществляется двумя путями - созданием новых и переоборудованием имеющихся автомобилей, которое сопровождается изменением ряда параметров базового автомобиля в силу специфики нового энергоносителя (СУГ, КПГ, бинарное топливо). Знание комплекса специфических вопросов и особенностей газовой аппаратуры позволяет на стадии ее конструирования управлять выходными параметрами ГБА.

Инициативная многоплановая работа сотрудников учебно-методического центра «Газобаллонные автомобили» и научно-исследовательской лаборатории «Альтернативные виды топлива» позволила превратить Машиностроительный университет (МАМИ) в ведущее учебное заведение России в области подготовки специалистов по газобаллонным автомобилям и авто-газозаправочному комплексу. В МГТУ (МАМИ) впервые в России в системе сертификации ГБА была создана лаборатория по сертификации газовой аппаратуры («САГА»), функции и права которой в настоящее время переданы Центру по сертификации газовой аппаратуры (г. Рязань).

Учебный процесс осуществляется в соответствии с разработанной Программой курсов и учебным планом по подготовке специалистов в области конструирования, эксплуатации,

диагностики, переоборудования и технического обслуживания газобаллонных автомобилей, работающих на СУГ и КПГ.

Теоретические занятия предусматривают изучение конструктивных особенностей ГБА, принципов работы функциональных элементов и топ-ливоподающей аппаратуры в целом, методов ее проектирования и испытаний, правил технической эксплуатации и переоборудования, а также основ техники безопасности при использовании газового топлива на автомобильном транспорте.

Практические занятия проводятся в специально оборудованном классе с использованием компьютерных систем обучения, лабораторных и производственных стендов, а также непосредственно на газобаллонных автомобилях.

Стенд (рис. 2) для диагностики отдельных узлов газобаллонной аппаратуры, работающей на СУГ или КПГ,

состоит из следующих элементов: датчиков системы управления ДВС с впрыском топлива; газовых форсунок; бензинового клапана; газового клапана; газового редуктора-испарителя; расходомера воздуха; датчиков детонации, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, положения КВ и регулятора ХХ.

Диагностическое оборудование стенда включает специализированные

установки, функционально выполненные как отдельные блоки, и приводы исполнительных механизмов, работающие независимо друг от друга, но связанные единой системой управления. Система управления стендом совместно с программным обеспечением и управляемой ЭВМ позволяет использовать его блоки и устройства как отдельно функционирующие, так и работающие совместно в зависимости от выбранной подпрограммы диагностики.

Для современной газовой аппаратуры характерно применение различных электронных устройств и систем, обеспечивающих автоматизированное управление процессами топли-воподачи и воспламенения горючей смеси. При подготовке специалистов особое внимание уделяется изучению контрольно-измерительного и диагностического оборудования и приборов (рис. 3).

В зависимости от профиля предприятия, направившего специалиста для повышения квалификации, или пожелания слушателя преподавателям предоставляется право в объеме, предусматриваемом программой, изменять количественную сторону информации применительно к целевой установке обучения специалиста.

Для обучения практическим приемам переоборудования каждому обучающемуся отводится в среднем по два часа вне сети учебного плана. Форма проведения занятий - аудиторная. Продолжительность теоретических

занятий составляет 45 мин, практических - 50 мин. Время проведения занятий, порядок назначения и широта охвата контингента специалистов при прохождении курса обучения и выделение необходимых ресурсов определяются руководством университета в зависимости от конкретных условий работы. Программа включает 72 учебных часа, из них 60 ч - теоретические занятия и 12 ч - практические занятия (табл. 1).

После завершения полного курса обучения каждый специалист сдает экзамен, подтверждающий уровень полученной квалификации, и получает удостоверение государственного образца.

В течение 2000-2012 гг. Учебным центром «Газобаллонные автомобили» подготовлено 350 российских специалистов отрасли, являющихся кадровым обеспечением предприятий по переводу автомобилей на газовое топливо. Подготовленные и аттестованные специалисты осуществляют комплекс работ на предприятиях по выдаче сертификата соответствия на транспортное средство.

В перечень услуг, на которые выдают клиенту сертификат соответствия, входят: контрольно-диагностические работы; регламентные работы по системе питания ГБА; ремонт топливной аппаратуры ГБА; переоборудование автомобилей для работы на СУГ или КПГ; проверка герметичности и опрес-совка газовой аппаратуры ГБА.

В ближайшие годы прогнозируется увеличение парка автомобилей и автобусов заводского изготовления на газомоторном топливе. Для их эффективной эксплуатации необходимо создавать сервисные центры. Важной задачей остается подготовка высококвалифицированных специалистов для газомоторного рынка страны.

В качестве примера рассмотрим конкретные фрагменты методики подготовки специалистов.

Правительство Москвы утвердило программу конвертирования автобусов «Икарус» с дизельного топлива на

КПГ, которая будет осуществляться на производственно-технической базе завода «СВАРЗ» (г. Москва) и предусматривает замену дизеля на двигатель с искровым зажиганием. Будет переоборудоваться 50 «Икарусов» в год.

Стоимость конвертирования одного автобуса составляет около 1 млн руб. На первом этапе дизели демонтировали и отправляли на завод-изготовитель в Венгрию. Машиностроительный университет (МАМИ) разработал адаптивные учебные планы и программы для обучения специалистов завода «СВАРЗ», которые будут заниматься переоборудованием автобусов «Икарус» на КПГ. Работа получила высокую оценку со стороны руководства завода.

Для специалистов ООО «ТехГаз» (г. Нижневартовск) использована двухуровневая система обучения, первым

этапом которой стало дистанционное обучение. Слушателям отправлены программы, задания, тесты и т.д.

На втором этапе прочитан цикл лекций по курсу «Конструирование, эксплуатация, компьютерная диагностика, переоборудование и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей и автобусов при работе на СУГ и КПГ».

В Китайской Народной Республике в Пекинском (г. Пекин) и Уханьском (г. Ухань) университетах по согласованным программам прочитан цикл лекций и проведены занятия по подготовке специалистов на методически подготовленной базе университетов (рис. 4).

За прошедший период учебный центр МАМИ подготовил свыше 1 тыс. слушателей из различных регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Таблица 1

Темы, изучаемые в процессе подготовки специалистов

Тематика Продолжительность занятий, ч

общая в том числе практика

Технико-эксплуатационные показатели газобаллонных автомобилей 4 -

Физико-химические и моторные свойства газов, применяемых на автомобильном транспорте в качестве топлива для газобаллонных автомобилей 4 -

Конструктивные особенности газобаллонных автомобилей 10 2

Электронные системы питания бензиновых и газовых двигателей 4 2

Работа топливной аппаратуры газобаллонных автомобилей 8 -

Современные методы расчета и испытаний газовой аппаратуры 8 -

Средства заправки автомобилей СУГ и СПГ 6

Переоборудование карбюраторных автомобилей и автомобилей с электронным впрыском в газобаллонные для работы на СУГ и КПГ: технология подключения газового оборудования в газовую магистраль и электросеть; настройка выбросов СО, СН газовой и бензиновой магистралей на требования ГОСТ 8 4

Организация эксплуатации технического обслуживания, компьютерного диагностирования и ремонта ГБА 8 2

Характерные неисправности газовой аппаратуры и способы их устранения в условиях эксплуатации 8 2

Требования безопасности при эксплуатации газобаллонных автомобилей 4 -

Всего 72 12

Подготовка преподавателей Таблица 2

по ГБА

Основополагающие критерии отбора слушателей для подготовки преподавательского состава базируются на ряде требований. Преподаватель должен обладать необходимым уровнем знаний в данной области и компетентностью для выполнения своих функций, иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца. Он должен иметь стаж практической работы, в частности, в области ГБА, по одному из видов деятельности: разработке, производству, испытанию, приемке, внедрению, эксплуатации, выполнению работ, оказанию услуг, государственному контролю и надзору, преподавательской, консультационной деятельности.

В настоящее время преподавателей для краткосрочных курсов, которые повсеместно организуются в регионах на предприятиях газомоторного комплекса, недостаточно. Программа для подготовки преподавателей в области конструирования,

обучения, применяемых в учебном процессе.

Преподаватель должен иметь широкий кругозор, быть выдержанным, обладать логическим мышлением, аналитическим складом ума, твердостью воли и способностью реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с учетом перспективы их развития, владеть правилами делового этикета. Он должен ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно.

Предварительное тестирование кандидатов на обучение позволяет правильно составлять и уточнять программы обучения (табл. 2).

Программа должна содержать обязательный минимум наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов, которые необходимо продемонстрировать на занятиях. Продолжительность проведения занятий, порядок

Темы, изучаемые в процессе подготовки преподавателя по курсу ГБА

Тематика Продолжительность занятий, ч

общая в том числе практика

Конструирование, эксплуатация, переоборудование, компьютерная диагностика и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей 72 12

Методологические особенности построения курса «Конструирование,эксплуатация, переоборудование, компьютерная диагностика и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей» (КЭПТО ГБА) 4

Особенности конструкции, эксплуатации, переоборудования, технического обслуживания газобаллонных автомобилей 4

Методы организации и проведения лекционных (теоретических) занятий по курсу КЭПТО ГБА 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные технические средства обучения, применяемые в учебном процессе курса КЭПТО ГБА 4

Методы организации и проведения практических занятий по курсу КЭПТО ГБА 4

Система сертификации автомобильной газобаллонной аппаратуры 4

Методы контроля уровня знаний, полученных слушателями, по теоретическому содержанию курса и практическим навыкам проведения работ по газобаллонным автомобилям 4

Методика преподавания курса КЭПТО ГБА 4

Методика подготовки по курсу КЭПТО ГБА 4

Всего 108 21

эксплуатации, переоборудования и технического обслуживания газобаллонных автомобилей, работающих на СУГ и КПГ, предусматривает теоретические и практические занятия. В нее

включены вопросы изучения методологических особенностей построения курса, методов организации и проведения лекционных занятий, а также современных технических средств

назначения, широта охвата контингента преподавателей при прохождении курса обучения и выделение необходимых ресурсов определяются руководством в зависимости от конкретных условий работы.

После завершения полного курса обучения каждый специалист должен сдать экзамен, подтверждающий уровень полученной квалификации преподавателя. По результатам экзамена слушатели получают диплом соответствующего образца, являющийся в дальнейшем основанием для ведения преподавательской деятельности.

Подготовка специалистов для АГЗК и АГНКС

Автогазозаправочный комплекс страны представляет собой новую отрасль, имеющую свою специфику, которая нуждается в высококвалифицированных специалистах по монтажу, наладке, обслуживанию, эксплуатации современных АГЗС и АГНКС, а также по установке, отладке, сервисному обслуживанию ГБА. Упомянутые объекты относятся к особо опасным, допуск специалистов к их обслуживанию разрешен только при специальном обучении с учетом требований безопасности, углубленном знании работы оборудования и его конструктивных особенностей.

По расчетам института «Мос-газНИИпроект» и сведениям из регионов, к 2015 г. будет построено еще 1700 АГЗС, а по программе ОАО «Газпром» будет дополнительно построено 40 АГНКС.

В вузах нашей страны готовят небольшое число выпускников кафедр теплогазоснабжения для нефтяной и газовой промышленности. При этом они не в полной мере знакомы с газобаллонным оборудованием и особенностями его эксплуатации.

Учебный центр «Газобаллонные автомобили» МГТУ (МАМИ) осуществляет целенаправленную подготовку специалистов и преподавателей для

газомоторного комплекса по вопросам эксплуатации АГЗС и АГНКС. В методологическом плане подготовка специалистов и преподавателей для этой отрасли идентична.

С учетом современной системной методологии Центром разработана Программа изучения альтернативных видов топлива с включением исходных сведений для построения системы газомоторного комплекса. Программа включает ряд основополагающих разделов:

• гипотезу - научное обоснование, допущения и ограничения, актуальность проблемы, цель и задачи программы;

• сценарии (оптимистический, пессимистический и рациональный) - программные мероприятия, ресурсное обеспечение программы, механизмы ее реализации;

• способы осуществления программы и оценка социально-экономических и экологических последствий.

Для слушателей важно понимание принципов и методов построения программы. В методологическом плане она представлена деревом целей, вершиной которого является кадровое обеспечение газозаправочного комплекса. Будущим специалистам для газомоторного комплекса необходимы теоретические знания по технологии и свойствам применяемых газов. Подобные знания можно получить при длительном и углубленном обучении.

На данном этапе развития газомоторного комплекса целесообразно сформировать требования к системе образования для подготовки специалистов по направлению «Проектирование, строительство, эксплуатация объектов газозаправочного комплекса». Выпускник, получивший эту специальность, должен уметь проектировать объекты газозаправочного комплекса (общестроительная и технологическая части), эксплуатировать объекты, проводить ремонтные работы, знать нормы и правила хозяйствования.

Одновременно с этим целесообразно готовить специалистов по направлению «Проектирование, строительство, эксплуатация объектов сервисного обслуживания газобаллонных автотранспортных средств». Выпускник, получивший эту специальность, должен уметь проектировать все объекты газозаправочного комплекса, хорошо знать все его составляющие, в том числе специфику сервисных центров для монтажа ГБО, его обслуживания, наладки с помощью компьютерных программ. Он должен понимать современные технологии различных систем ГБО, хорошо знать компьютерные программы, уметь программировать и перепрограммировать.

Программа обучения указанных специалистов предусматривает практические занятия на действующих объектах газозаправочного комплекса в хорошо оборудованных производственных лабораториях, а также в лабораториях научно-исследовательских институтов и проектных организаций.

В дальнейшем целесообразно рассмотреть вопрос подготовки кадров массовых профессий для автозаправочного комплекса.

В ближайшее время в России будет принят закон об альтернативных видах топлива. Для его реализации Машиностроительный университет (МАМИ) создал научно-практический задел для решения научных, методических и практических задач на автомобильном транспорте.

Литература

1. Ерохов В.И. Газобаллонные автомобили (конструкция, расчет, диагностика). - M: Горячая линия-Телеком, 2012. - 598 с.

2. Система питания на природном газе EcoFuel в автомобилях Touran и Caddy. Service Training. Программа самообучения 373. «Volkswagen Group Academy» twipx.com.file74755, 2009 N373, 49 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.