Научная статья на тему 'Применение элементов АГТС «САГА-7» для безопасной и эффективной эксплуатации газовых автобусов'

Применение элементов АГТС «САГА-7» для безопасной и эффективной эксплуатации газовых автобусов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
169
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение элементов АГТС «САГА-7» для безопасной и эффективной эксплуатации газовых автобусов»



Применение элементов АГТС «САГА-7» для безопасной и эффективной эксплуатации газовых автобусов

В.А. Щербинин,

главный конструктор НПФ «САГА», Ю.В. Панов,

профессор МАДИ (ГТУ), к.т.н.,

A.А. Назаров,

директор 11-го автобусного парка ГУП «Мосгортранс», к.т.н.,

B.И. Молчанинов,

начальник технического отдела 11-го автобусного парка ГУП «Мосгортранс»

Кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта и автосервиса МАДИ (ГТУ) совместно с 11-м АП ГУП «Мосгортранс» и НПФ «САГА» было разработано «Руководство по эксплуатации газового оборудования для работы на компримированном природном газе». Этот документ сочетает в себе основные положения известных нормативов и технические возможности АГТС «САГА-7» с системой сигнализации утечки газа СУГ-3 (материалы изложены в журнале «Транспорт на альтернативном топливе» №№ 2 (8) и 3 (9) 2009 г.). Данное руководство позволяет эффективно решать задачи обслуживания газобаллонных автомобилей. Практическая отработка проводилась на производственной базе филиала ГУП «Мосгортранс» - 11-го автобусного парка.

Для эксплуатации автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ), важным является обеспечение на автотранспортном предприятии требований пожарной безопасности, определяемых РД 3112199-1069-98.

Практика показывает, что при массовом внедрении газовых автобусов, работающих на монотопливе - КПГ, требуется разработать организационные мероприятия, учитывающие особенности как производственно-технической базы (ПТБ) автобус-

ного парка, так и автомобильной газовой топливной системы (АГТС). Общим является то, что автобусные парки по объективным причинам в начальный период эксплуатации газовых автобусов не готовы полностью соответствовать всему объему дорогостоящих мероприятий по приспособлению ПТБ, изложенных в РД 3112199-1069-98, где предусмотрены специальные схемы, необходимые для организации технологического процесса ТО,ТР и хранения газобаллонных автомобилей.

Важным элементом является введение понятия пилотной группы газобаллонных автомобилей. Эксплуатация газобаллонных автомобилей в пилотной группе может начаться до полного завершения работ по приведению ПТБ в соответствие с требованиями РД 3112199-1069-98.

В статье представлены основные положения данного руководства. В них изложены технические виды воздействий, когда необходимо проверять герметичность газобаллонного оборудования при эксплуатации автотранспортных средств, также в руководстве представлены конкретные рекомендации по эксплуатации газовых автобусов с АГТС «САГА-7 ИКАРУС» и АГТС «САГА-7 ЛиАЗ».

Выписка из «Руководства по эксплуатации

газового оборудования для работы на компримированном природном газе»

Введение

Цель настоящей работы - на основе накопленной информации и документации, а также на базе ранее разработанных ГУП «Мосгортранс» документов по эксплуатации газобаллонных автомобилей (ГБА) обеспечить автобусные парки документом, позво-

ляющим решать задачи эффективного внедрения КПГ в автобусных парках ГУП «Мосгортранс». В Руководстве даются сведения для решения организационных, технических, технологических задач, возникающих при внедрении и эксплуатации автобусов, работающих на КПГ.

В данной работе даются конкретные рекомендации по эксплуатации газовых автобусов Икарус-280.33 МГП

с двигателем RABA G-10 и автобусов ЛиАЗ 52937 с двигателем «Cummins» с помощью систем питания высокого давления АГТС «САГА-7 ИКАРУС» и АГТС «САГА-7 ЛиАЗ» и их модификаций.

Это не исключает возможности использования Руководства, как основы, при эксплуатации автобусов с модернизированными или другими системами питания.

В Руководстве даются рекомендации по организации технологических

процессов технического обслуживания и ремонта газовых автобусов. Руководство должно использоваться, как основа при подготовке и переподготовке ИТР, водителей и ремонтных рабочих, эксплуатирующих газовые автобусы. Руководство может быть использовано как базовое при разработке аналогичных документов для эксплуатации газобаллонных автомобилей в других городах и регионах.

В разработке настоящего документа принимали участие специалисты МАДИ (ГТУ) и НПФ «САГА», в нем использован опыт разработки аналогичных документов НИИАТ.

1. Производственно-техническая база автобусных парков и организация технической эксплуатации ГБА

1.1. Особенности требований к производственно-технической базе

Применение топлива, заправляемого, хранящегося и затем поступающего в двигатель под избыточным давлением в газообразном состоянии, выдвигает на первый план обслуживания ГБА дополнительные задачи обеспечения безопасности всего автомобиля за счет поддержания надежности его газобаллонного оборудования (ГБО).

Для организации процесса технической эксплуатации ГБА, соответствующего технологическим нормам, а также нормам пожарной безопасности, необходимо выполнение мероприятий по совершенствованию (приспособлению) существующей производственно-технической базы автобусных парков.

На 31.12.2008 г. основными действующими нормативными документами приспособления ПТБ (зданий, сооружений, помещений и площадок для хранения, переоборудования, технического обслуживания, ремонта и заправки газобаллонных автомобилей) являются:

■ требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе. Руководящий документ РД 3112199 1069-98;

■ НПБ 105-95 (новый документ СП 12.13130.2009), определение кате-

горий помещений и зданий по взры-вопожароопасности;

■ Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримиро-ванном природном газе. Руководящий документ РД 03112194 -1095-03.

В соответствии с этими требованиями эксплуатация может быть обеспечена при выполнении следующих условий:

■ размещение на территории автобусного парка поста выпуска, аккумулирования газа и дегазации газовых баллонов (рис. 1);

■ организация участка ТО и ТР газового оборудования или его совмещение с топливным участком;

■ организация поста ТО и ТР газового оборудования и поста диагностики газового оборудования;

■ соответствие помещений, в которых производится ТО, ремонт и хранение газовых автобусов с газом в баллонах, требованиям пожарной безопасности;

■ соответствие высоты ворот производственных корпусов высоте переоборудованных автобусов, включая баллоны на крыше.

Ниже представлены описания требований к участкам, постам, площадкам, помещениям и другим элементам ПТБ, связанным с эксплуатацией ГБА.

1.1.1. Пост контроля герметичности ГБО

Проверку герметичности газовой системы питания ГБА при ЕО следует проводить на постах контрольно-пропускного пункта. Для проверки газовой арматуры баллонов, расположенных на крыше автобуса, необходимо иметь на КПП осмотровую площадку с лестницей. Для определения места утечки газа на посту должны находиться тече-искатель типа ТИГ и аэрозольный баллончик с диагностической пеной или мыльный раствор. При работе на осмотровой площадке должны выполняться все требования к работам, производимым на высоте.

1.2. Временная схема организации ТО, ТР и хранения газовых автобусов

До приведения производственно-технической базы и территории автотранспортного предприятия в полное соответствие с требованиями РД 3112199-106998 и рекомендациями РД 31121941095-03 допускается организация эксплуатации газовых транспортных средств по временной схеме.

Структура временной схемы организации ТО, ТР и хранения ГБА.

На период выполнения проектных и строительно-монтажных работ по полному приспособлению ПТБ в соответствии с требованиями РД 3112199-1069-98 и рекомендациями РД 3112194-1095-03 при наличии на автотранспортном средстве системы контроля утечки газа СУГ-3 может вводиться организация ТО, ремонта и хранения ограниченной группы ГБА по временной схеме с изложенными ниже ограничениями. В основе организации технологических процессов ТО и ТР газобаллонного оборудования и самих транспортных средств лежит принцип совмещения технического обслуживания базового транспортного средства и газобаллонных автомобилей. При организации ТО, ТР и хранения учитывается надежность современных газобаллонных автомобилей, конструктивные и технические особенности газобаллонного оборудования (в частности, возможность постоянного контроля водителем герметичности на борту автобуса системой сигнализации утечки газа СУГ-3 с работающим двигателем или при автономной запитке СУГ-3 и организации передачи информации об утечке газа в реальном времени от СУГ-3 по радиоканалу диспетчеру автопарка при выполнении ТО, ТР и хранения ГБА).

При организации технологического процесса ТО и ТР ГБА, а также их хранения действует схема (рис. 2), при которой ГБА поступают в помещения, соответствующие требованиями РД 3112199-1069-98 (свободные объемы производственных помещений больше допустимых V > [V] и кратность воздухообмена К=1 и др.), - на линию ЕО, зону ТО, ТР и на хранение без предварительного выпуска газа из баллонов автомобиля при условии фиксации проверки герметичности газобаллонного оборудования.

1.2.1. Проверка герметичности ГБА

В соответствии с представленной на рис. 2 схемой, газобаллонный автомобиль при всех видах ТО, ремонта

и хранения проходит пост ОТК контроля герметичности. Проводится заполнение листа (фиксация) проверки герметичности.

Проверка и контроль герметичности ГБО на автобусах Икарус и ЛиАЗ в соответствии с п. 4. РД 31121991069-98 осуществляются постоянно при работе двигателя установленной на автомобиле системой сигнализации утечки газа (СУГ-3), входящей в состав АГТС «САГА-7».

Система сигнализации утечки газа (СУГ-3) имеет встроенную систему диагностики, которая позволяет выявить автоматически неисправности системы сигнализации. При обнаружении утечки газа (негерметичности) на блоке сигнализации СУГ-3 мигает красным светом хотя бы один из четырех индикаторов, одновременно появляется прерывистый звуковой сигнал. В этом случае на посту контроля герметичности определяется место утечки газа и принимается решение по устранению утечки, затем на посту перекрывается магистральный вентиль семи баллонов, и автобус перемещается по территории на маневровом баллоне.

Если система герметична - горят все светодиоды на блоке сигнализации СУГ-3 зеленым цветом. Газобаллонный автомобиль направляется на стоянку или для выполнения требуемых видов технических воздействий.

2. Подготовка газовых

автобусов к проведению ТО и ТР

2.1. Перед въездом в зоны ТО-1, ТО-2 или ТР водитель обязан установить газовый автобус на пост выпуска газа (рис. 1) и предъявить его одному из уполномоченных лиц из числа мастеров ОТК, назначаемых приказом по парку, и специалисту, уполномоченному проводить ТО и ТР ГБО для выполнения работ, установленных технологическими картами.

2.2. На посту выпуска газа лицо, уполномоченное проводить ТО и ТР ГБО, должно выполнить проверку работоспособности СУГ-3 в соответствии с действующими технологическими картами и внести соответствующую запись

в журнал проведения технического обслуживания и калибровки системы контроля утечки газа с указанием гаражного номера и даты выполнения работ.

При выполнении работ по обслуживанию ГБО, расположенного на крыше автобуса, необходимо соблюдать требования техники безопасности для работы на высоте.

2.3. При обнаружении утечки газа или неисправности СУГ-3 лицо, уполномоченное проводить обслуживание и ремонт ГБО, обязано устранить неисправность и сделать соответствующую отметку в журнале проведения технического обслуживания и калибровки системы контроля утечки газа.

Въезд в производственные помещения газовых автобусов с утечкой газа или неисправной СУГ-3 не допускается.

2.4. После проведения диагностики и калибровки СУГ-3 мастер ОТК должен подготовить газовый автобус к въезду в зону ТО или ТР, установив соответствующее давление в газовых баллонах и перекрыв необходимые вентили. Операции по перекрытию вентилей непосредственно выполняются водителем.

2.4.1. Перед постановкой газового автобуса на ТО-1 или ТР, не связанные с выполнением работ по ремонту ГБО и сварочными работами (варианты №№ 2 и 4, рис. 2), следует перекрыть магистральный вентиль от «маршевых» баллонов.

2.4.2. Перед постановкой газового автобуса на ТО-2 или ТР для ремонта ГБО, кроме ремонта баллонов и баллонных вентилей (варианты №№ 3 и 5 «а», рис. 2), перекрыть баллонные вентили «маршевых» баллонов.

2.4.3. Перед постановкой газового автобуса на ТО-1, ТО-2 или ТР, не связанные с ремонтом газовых баллонов и баллонных вентилей (варианты №№ 2, 3 и 4, рис. 2), произвести проверку давления в «маневровом» баллоне по штатному манометру. Если остаточное давление газа в «маневровом» баллоне выше 5 МПа (50 кгс/см2), следует произвести сброс газа в аккумулирующую емкость поста в соответствии с Руководством по эксплуатации поста контроля, аккумулирования и сброса

газа и внести соответствующую запись в журнал учета проведения операций аккумулирования газа и дегазации баллонов, находящийся на посту выпуска газа.

2.4.4. Перед постановкой газового автобуса на ТР, связанный с проведением сварочных работ (вариант № 6, рис. 2), произвести аккумулирование, выпуск газа и дегазацию баллонов в соответствии с Руководством по экс-

плуатации поста контроля, аккумулирования и сброса газа и внести соответствующую запись в журнал учета проведения операций аккумулирования газа и дегазации баллонов.

2.4.5. Перед постановкой газового автобуса на ТР для ремонта газовых баллонов или баллонных вентилей (вариант № 5 «б», рис. 2) произвести аккумулирование, выпуск газа и дегазацию только тех баллонов, на

которых будут вестись ремонтные работы. Операцию следует производить в соответствии с Руководством по эксплуатации поста контроля, аккумулирования и сброса газа и внести соответствующую запись в журнал учета проведения операций аккумулирования газа и дегазации баллонов.

При этом баллонные вентили остальных баллонов должны быть перекрыты.

Вариант № 1. Въезд в парк исправного газового автобуса по маршруту: 1, 3, 9.

Вариант № 2. Проведение ТО-1: въезд газового автобуса по маршруту 1, 2.1. После проверки и калибровки СУГ-3: 2.2. После перекрытия магистрального вентиля от «маршевых» баллонов и снижения давления в «маневровом баллоне» до 5 (50) КПа (кгс/см2) по маршруту: 3, 4, 9.

Вариант № 3. Проведение ТО-2: въезд газового автобуса по маршруту: 1, 2.1. После проверки и калибровки СУГ-3: 2.2. После перекрытия баллонных вентилей «маршевых» баллонов и снижения давления в «маневровом баллоне» до 5 (50) КПа (кгс/см2) по маршруту: 3, 5, 4, 9.

Вариант № 4. Проведение ТР: въезд газового автобуса, не связанный с ГБО и сварочными работами, по маршруту: 1, 2.2. После перекрытия магистрального вентиля от «маршевых» баллонов и снижения давления в «маневровом баллоне» до 5 (50) КПа (кгс/см2) по маршруту: 3, 4, 9.

Вариант № 5 «а». Проведение ТР ГБО (кроме газовых баллонов и баллонных вентилей): въезд газового автобуса по маршруту: 1, 2.2. После перекрытия баллонных вентилей «маршевых» баллонов и снижения давления в «маневровом баллоне» до 5 (50) КПа (кгс/см2) по маршруту: 3, 7 (или 6), 9.

Вариант № 5 «б». Проведение ТР ГБО (газовых баллонов и баллонных вентилей): въезд газового автобуса по маршруту: 1, 2.2. После выполнения аккумулирования газа, дегазации газовых баллонов, на которые будет производиться ремонтное воздействие, перекрыть баллонные вентили остальных баллонов, перемещение газового автобуса по маршруту: 3, 7 (или 6), 9. Вариант № 6. Проведение ТР газовых автобусов, связанный с выполнением сварочных работ, въезд по маршруту: 1, 2.2. После выполнения аккумулирования газа и дегазации всех баллонов, перекрыть магистральные вентили, перемещение газового автобуса по маршруту: 3, 8, 9.

Рис. 2. Схема организации технологического процесса ТО, ТР и хранения газовых автобусов

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При проведении работ, связанных с аккумулированием и выпуском газа, на посту выпуска газа должно находиться не менее двух человек (водитель и уполномоченное лицо). Выполнение работ в одиночку не допускается (требование Руководства по эксплуатации поста контроля, аккумулирования и сброса газа).

После проведения дегазации баллонов дальнейшее перемещение газовых автобусов по территории парка следует производить только на буксире.

2.5. Въезд на мойку газовых автобусов осуществляется при условии герметичности ГБО, определяемой по СУГ-3. При этом давление в баллонах не лимитируется.

Во время нахождения газовых автобусов в помещении мойки водитель должен следить за показаниями индикаторов СУГ-3. При появлении сигнала о наличии утечки газа водитель должен предпринять меры для скорейшего выезда газового автобуса из помещения мойки, после чего установить его на пост выпуска газа, отключить массу и подать заявку на ремонт в установленном порядке.

При мойке газовых автобусов моечными машинами высокого давления не направлять водяную струю на газовые магистрали, узлы ГБО, электрические и электронные элементы управления ГБО и зажигания, электропроводку систем управления ГБО и зажиганием.

3. Техническое обслуживание и ремонт газовых автобусов

3.1. Въезд газовых автобусов на одном «маневровом» баллоне с давлением газа не более 5 МПа (50 кгс/см2) разрешен в зоны ТО-1, ТО-2, ТР, на участок шиномонтажа и в другие производственные помещения, объем которых отвечает требованиям противопожарной безопасности.

3.2. Перед въездом в производственную зону мастер зоны контролирует отсутствие утечки газа по

индикаторам СУГ-3 и заносит соответствующую запись в журнал контроля утечек.

3.3. Производственный мастер несет персональную ответственность за герметичность ГБО (проверка по СУГ-3) и за то, чтобы на въезжающем в его зону газовом автобусе были перекрыты все вентили в соответствии с требованиями разд. 2.

3.4. К работам по ТО и ТР газовых автобусов допускаются лица, прошедшие обучение по программе «Эксплуатация и ремонт автобусов, в которых в качестве автомобильного топлива используется сжатый природный газ» и имеющие соответствующие действующие удостоверения.

3.5. Выполнение работ по ТО-1 и ТО-2 производится в соответствии с действующими технологическими картами.

3.6. При выполнении ТО-2 и ТР (если объемом работ требуется более одной рабочей смены) газовых автобусов проводится регулярный контроль утечки газа из ГБО с использованием переносного течеискателя.

Для этого не реже двух раз в течение рабочего дня (с 8.00 до 9.00 ч и с 19.00 до 20.00 ч) контролер поста контроля герметичности ОТК или уполномоченный мастер ОТК проводят контроль герметичности ГБО и магистралей газовых автобусов, находящихся в зонах ТО-2 и ТР, переносным течеискателем. Запись о проведенном контроле с указанием результата заносится в журнал контроля утечек соответствующей зоны.

Если контроль герметичности ГБО и магистралей газовых автобусов, находящихся в зоне ТО-2 и ТР, выполняется по радиоканалу диспетчером автопарка, то в этом случае диспетчер после установления связи по радиоканалу с конкретным газовым автобусом делает запись о результате контроля в свой журнал контроля утечек. При получении сигнала об утечке газа диспетчер сообщает об этом мастеру зоны, где находится газовый автобус, и делает

запись в свой журнал контроля утечек. После выполнения работ ТО-2 и ТР мастер зоны сообщает об окончании контроля диспетчеру автопарка.

При обнаружении утечки газа из ГБО газового автобуса, находящегося в зоне ТО-2 или ТР и не способного быстро покинуть помещение самостоятельно, все работы в зоне немедленно прекратить, вывести людей (за исключением лиц, ответственных за контроль утечек и ремонт газовой аппаратуры) из помещения. Затем открыть въездные и выездные ворота и включить вытяжную вентиляцию на полную мощность. Установить точное место утечки и устранить неисправность. Провести повторный контроль. После устранения утечки возобновить работу в штатном режиме.

Запись об устранении утечки заносится в журнал контроля утечек соответствующей зоны.

3.7. Запрещается производить устранение утечек газа в соединениях ветви высокого давления неконтролируемой подтяжкой накидной гайки резьбового соединения.

Для устранения утечки газа в таком соединении удалить газ из подвергаемой ремонтному воздействию ветви газовой магистрали, для чего перекрыть соответствующие вентили и стравить газ, плавно ослабляя затяжку соединения. Полностью отвернуть накидную гайку и провести ревизию состояния штуцера и развальцовки трубки. Если на штуцере имеются следы «выработки», заменить штуцер и трубку. Если развальцовка трубки имеет неправильную асимметричную форму - трубку заменить. Если состояние развальцовки трубки и штуцера не вызывает опасений - собрать соединение.

Затяжку соединения производить динамометрическим ключом с моментом затяжки 34,0(340)-68,0(680) Н^м (кгс/см2). Превышение величины момента затяжки не допускается, так как это может привести к разрушению штуцера и трубки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Требования техники безопасности и обязанности водителей газовых автобусов

К управлению автобусами, использующими в качестве моторного топлива КПГ (далее газовые автобусы), допускаются линейные водители и водители-перегонщики (далее водители), прошедшие соответствующее обучение и имеющие действующее удостоверение на право работы на газовых автобусах.

4.1. Выезд газовых автобусов из парка

4.1.1. При подготовке к выезду из парка газовых автобусов водитель обязан выполнить общий объем ЕО и объем ЕО газобаллонного оборудования, установленный действующими технологическими картами.

4.1.2. Перед пуском двигателя газового автобуса водитель должен открыть все магистральные вентили от газовых баллонов.

4.1.3. Каждый раз при выезде из парка водитель обязан убедиться в исправности бортовой системы сигнализации утечки газа СУГ-3 и отсутствии утечек газа (все светодиоды-ин-дикаторы светятся зеленым цветом).

4.1.4. Выезд из парка или движение по парку газового автобуса с неисправной СУГ-3 (если хотя бы один светодиод-индикатор не светится или мигает красно-зеленым цветом) или при наличии утечки газа (если хотя бы один светодиод-индикатор светится или мигает красным цветом) не допускаются.

Двигатель такого газового автобуса необходимо немедленно заглушить, перекрыть баллонные вентили, отключить массу и оформить заявку на ремонт ГБО в установленном порядке. Решение о дальнейших действиях принимает мастер участка обслуживания и ремонта газовой аппаратуры после обследования газового автобуса.

4.2. Работа газовых автобусов на линии

4.2.1. При работе на линии или выполнении других видов движения за пределами парка водитель обязан регулярно следить за показаниями контрольных ламп ГБО и двигателя и за показаниями индикаторов СУГ-3. При

срабатывании контрольных ламп ГБО и двигателя водитель должен действовать в соответствии с Руководством (инструкцией) по эксплуатации газового автобуса данной модели.

Особое внимание необходимо обращать на СУГ-3 непосредственно после проведения заправки газового автобуса газом, а также при движении газового автобуса в течение 5 мин сразу после заправки.

4.2.2. При обнаружении утечки газа по СУГ-3 или выхода из строя СУГ-3 водитель обязан:

■ немедленно остановиться и высадить пассажиров из салона газового автобуса;

■ перекрыть магистральный вентиль от «маршевых» баллонов;

■ найти место для стоянки газового автобуса, максимально удаленное от каких-либо объектов, и переместить газовый автобус на это место, отключить массу;

■ обследовать газовые магистрали на предмет определения их целостности (отсутствие явных повреждений).

Если явных разрушений целостности газовых магистралей не обнаружено (визуально и на слух), водитель должен сообщить о случившемся диспетчеру, включить массу и следовать в парк на одном «маневровом» баллоне с соблюдением максимальной осторожности.

4.2.3. При обнаружении водителем явных разрушений целостности газовых магистралей (шипение газа, видимые разрывы газовой магистрали), водитель обязан немедленно перекрыть все магистральные вентили и сообщить о случившемся в парк.

До приезда автомобиля технической помощи водитель должен принять меры к предотвращению появления вблизи автобуса курящих лиц или каких-либо объектов, от которых может произойти воспламенение газа.

4.2.4. Водитель автомобиля технической помощи обязан перекрыть баллонные вентили на крыше автобуса. Работа по перекрыванию баллонных вентилей должна выполняться с соблюдением правил техники безопасности при работе на высоте.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Буксировка в парк газового автобуса с поврежденными газовыми магистралями должна осуществляться только с перекрытыми баллонными вентилями.

4.3. Въезд в парк и хранение газовых автобусов

4.3.1. При въезде в парк водитель обязан остановить газовый автобус на посту контроля герметичности и предъявить его контролеру ОТК.

4.3.2. Контролер ОТК обязан каждый раз при возвращении газового автобуса в парк проверить отсутствие утечки газа и исправность СУГ-3 по состоянию его индикаторов.

Если индикаторы не показывают наличие утечки газа (все индикаторы светятся зеленым цветом), контролер ОТК должен выполнить следующие действия:

■ сделать в журнале учета контроля герметичности газового оборудования автобусов, использующих в качестве моторного топлива КПГ, соответствующую запись об исправности СУГ-3 и отсутствии утечки газа у газового автобуса с данным гаражным номером;

■ сделать соответствующую отметку в путевом листе;

■ разрешить водителю дальнейшее движение в обычном порядке.

Если хотя бы один индикатор СУГ-3 светится или мигает красным цветом (имеется утечка газа) или мигает красно-зеленным цветом (неисправность СУГ-3), контролер ОТК обязан обследовать течеискателем зону, обслуживаемую сигнализирующим индикатором, и определить место утечки.

Если требуется проверка герметичности ГБО на крыше автобуса, контролер ОТК должен при проведении работ соблюдать правила техники безопасности для работы на высоте.

Если утечка газа не подтверждается течеискателем, водителю разрешается следовать в колонну, однако, дальнейшая эксплуатация газового автобуса запрещается до устранения неисправности СУГ-3 или определения и устранения места утечки.

4.3.3. При обнаружении контролером ОТК утечки газа с использованием

течеискателя следует отключить поврежденный участок, перекрыв соответствующие вентили (если имеется техническая возможность), и направить газовый автобус на пост аккумулирования, выпуска газа и дегазации баллонов (далее пост выпуска газа) для ремонта ГБО.

4.3.4. На посту выпуска газа водитель обязан немедленно перекрыть вентили всех баллонов, расположенных на крыше, и магистральные вентили от баллонов, расположенных под полом салона, отключить массу и оформить заявку на ремонт ГБО в установленном порядке.

4.3.5. Любое движение газовых автобусов по парку (кроме участка от поста контроля герметичности до поста выпуска газа) и въезд газовых автобусов в производственные помещения могут осуществляться самостоятельно только при наличии герметичности ГБО.

4.3.6. Для предотвращения нецелевого расходования (сброса) газа и сокращения времени обслуживания газовых автобусов на посту выпуска газа водитель обязан перед заездом в парк для проведения ТО-1, ТО-2 или ТР заблаговременно (за один круг до окончания работы или сразу после возникновения необходимости воз-

вращения в парк для ТР) перекрыть магистральный вентиль от «маршевых» баллонов и следовать в парк на «маневровом» баллоне. Это позволит обеспечить максимальное снижение давления газа в «маневровом» баллоне естественным путем и сократить расход газа.

4.3.7. При постановке газовых автобусов на стоянку водитель обязан определить по штатному стрелочному манометру-индикатору остаточное давление газа в баллонах и сообщить эту величину механику колонны, который на основании этой величины по соответствующим таблицам (с учетом температуры окружающего воздуха) рассчитает остаток газа, выраженный в м3, для внесения полученного значения в путевой лист. Затем водитель должен перекрыть все магистральные вентили, идущие от баллонов, и выработать газ из системы до самопроизвольной остановки двигателя, после чего отключить массу.

4.3.8. Если газовый автобус простаивает в колонне по какой-либо причине более двух суток, механик колонны обязан перекрыть баллонные вентили всех «маршевых» баллонов, оставив открытым только баллонный вентиль «маневрового» баллона (при

перекрытом магистральном вентиле от «маневрового» баллона).

При перекрытии баллонных вентилей на крыше газового автобуса следует соблюдать правила техники безопасности при работе на высоте.

4.3.9. Персональную ответственность за своевременное перекрытие баллонных вентилей газовых автобусов, простаивающих в колонне более двух дней, несут непосредственно механики колонн.

От редакции

Безопасность автотранспортных средств, работающих на газовом топливе, - одно из главных направлений в разработке газовой топливной аппаратуры. Поэтому применение элементов АГТС «САГА-7» для безопасной эксплуатации газовых автобусов сегодня актуально в связи с широким развитием перевода автотранспорта на альтернативные виды моторного топлива.

Основная ценность данной работы заключается в том, что снижаются затраты автотранспортных предприятий на ежедневный контроль герметичности газовой топливной системы автобусов перед их выездом/въездом и техническое обслуживание на АТП.

/////////////////////////^^^^

Новая АГНКС-150 в Сибири

июля 2009 г. в Томске в торжественной обстановке была введена в эксплуатацию новая АГНКС-150. Эта очередная станция построена в рамках Целевой комплексной программы ОАО «Газпром» по развитию газозаправочных мощностей. Оборудование поставлено фирмой «Atlas Copco», а изготовлено в Швейцарии фирмой «Greenfield». Новая АГНКС станет 9-й метанозапра-вочной станцией, которую эксплуатирует самый восточный трансгаз «Газпрома». В ближайших планах ООО «Газпром трансгаз Томск» предусмотрено развитие газозаправочных мощностей в Омской и Иркутской областях.

В торжественной церемонии открытия новой АГНКС принимали участие

член правления ОАО «Газпром», начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа О.Е. Аксютин, первый заместитель губернатора Томской области С.Е. Ильиных, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Томск» В.А. Марке-лов, первый заместитель мэра Томска Е.В. Паршуто. По окончании торжеств, посвященных открытию новой АГНКС, гости осмотрели выставку газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ.

Томск можно с уверенностью назвать одним из лидеров российского газомоторного рынка. В городе на КПГ уже работают 680 автобусов. Ввод новой АГНКС открывает возможности для дальнейшего роста парка газовых автомобилей.

В тот же день 14 июля 2009 г. в центральном офисе ООО «Газпром трансгаз Томск» состоялось отраслевое совещание руководителей дочерних обществ ОАО «Газпром» по вопросу повышения эффективности деятельности по производству и реализации КПГ. В совещании приняли участие представители администрации ОАО «Газпром», руководители дочерних обществ, эксплуатирующих АГНКС, научных и финансово-кредитных организаций. Тон совещанию задали председательствующий О.Е. Аксютин и основной докладчик - генеральный директор ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Р.О. Самсонов. На совещании состоялся откровенный и предметный разговор по насущным вопросам эксплуатации АГНКС и развития сети АГНКС в рамках Целевой комплексной программы.

МЕТАНинфо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.