Автомобильные газовые топливные системы фирмы «САГА»
В.А. Щербинин, главный конструктор НПФ «САГА»
В предыдущей статье в журнале № 2 (8) 2009 г. изложены особенности конструкторских решений элементов АГТС «САГА-7» и ее применение. Рассмотрим выполнение требований Правил № 110 ЕЭК ООН и отечественных нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности при установке АГТС «САГА-7» на транспортные средства.
I. Выполнение требований Правил № 110 ЕЭК ООН с учетом особенностей конструкторских решений АГТС «САГА-7»
Текст о выполнении требований в настоящей выписке из Правил № 110 ЕЭК ООН выделен жирным курсивным шрифтом.
Разд. 17. Требования к установке элементов специального оборудования для использования сжатого природного газа в двигателе транспортного средства.
17.3.1. Система СПГ должна иметь, по крайней мере, следующие элементы оборудования:
17.3.1.15. Газонепроницаемый кожух для элементов оборудования, установленных внутри багажного отделения и пассажирского салона.
Элементы специального оборудования АГТС «САГА-7» не требуют дополнительных газонепроницаемых кожухов, так как сбор и отвод возможных утечек газа за пределы транспортного средства выполнен в самой конструкции элементов и монтажной схеме АГТС «САГА-7» на транспортном средстве.
17.5. Вспомогательное оборудование баллона (баллонов) или резервуара (резервуаров).
17.5.5. Газонепроницаемый кожух на баллоне (баллонах).
Роль газонепроницаемого кожуха на баллоне выполняет вентиль баллона специальной конструкции и монтажная схема АГТС «САГА-7» на транспортном средстве.
17.5.5.1. Газонепроницаемый кожух, надеваемый поверх арматуры баллона (баллонов) и отвечающий требованиям пунктов 17.5.5.2-17.5.5.5, устанавливается на топливном баллоне, за исключением случаев, когда баллон (баллоны) устанавливается (устанавливаются) с внешней стороны транспортного средства.
Газонепроницаемый кожух (вентили баллонов АГТС «САГА-7») установлен на каждом баллоне, которые располагаются с внешней стороны транспортного средства для обеспечения пожарной безопасности и простоты эксплуатации ТС.
17.5.5.2. Газонепроницаемый кожух должен иметь открытый выход в атмосферу, при необходимости через соединительный шланг и отводящий патрубок, которые должны быть стойкими к действию СПГ.
17.5.5.3. Вентиляционный канал газонепроницаемого кожуха не должен отводить газы в надколесную арку или в направлении источника тепла, например, системы выпуска отработавших газов.
Вентиляционный канал системы «САГА-7» отводит газ утечки в
атмосферу за пределы транспортного средства или систему питания двигателя воздухом, через соединительные шланги (рукава гофрированные), которые стойки к СПГ.
17.5.5.4. Минимальная площадь сечения любого соединительного шланга или отводящего патрубка, проходящего по дну кузова механического транспортного средства и предназначенного для вентиляции газонепроницаемого кожуха, должна составлять 450 мм2.
Площадь сечения соединительного шланга (гофрированного рукава) системы «САГА-7» - 800 мм2.
17.5.5.5. Кожух, надеваемый поверх арматуры баллона (баллонов), и соединительные шланги должны обеспечивать герметичность при давлении 10 кПа, не подвергаясь при этом какой-либо постоянной деформации.
Роль герметичного кожуха на баллоне выполняет вентиль баллона специальной конструкции.
Вентиль баллона специальной конструкции АГТС «САГА-7» и соединительные шланги обеспечивают герметичность при давлении более 10 кПа, не подвергаясь при этом какой-либо постоянной деформации.
17.5.5.6. Соединительный шланг крепится с помощью хомутов или других средств к газонепроницаемому кожуху и отводящему патрубку, причем соединение между ними должно быть газонепроницаемым.
Соединительные шланги (гофрированные рукава) крепятся к элементам системы «САГА-7» с помощью хомутов, соединения между ними герметичны.
Ш)
^^СоцйК***
17.5.5.7. Газонепроницаемый кожух должен обеспечивать защиту всех элементов оборудования, установленных в багажном отделении или пассажирском салоне.
Элементы системы «САГА-7» не требуют дополнительных газонепроницаемых кожухов, так как сбор и вывод возможных утечек газа выполнен в самой конструкции элементов и монтажной схеме АГТС «САГА-7».
17.7. Фитинги или газовые соединения между элементами оборудования.
17.7.2. Трубки из нержавеющей стали должны соединяться только с помощью фитингов из нержавеющей стали.
В АГТС «САГА-7» применяются трубки из нержавеющей стали 12Х18Н10Т, бесшовные, по ГОСТ9941-81, обеспечивающие многократное соединение и разъединение.
Концы труб развальцованы для соединений трубопроводов по наружному конусу согласно ГОСТ 13954-74, ГОСТ 13956-74, ГОСТ 13957-74.
17.7.5. Количество соединений должно быть минимальным.
Элементы специального оборудования системы «САГА-7» скомпонованы в крупные агрегаты (многофункциональные элементы оборудования) - количество соединений уменьшено в три раза.
17.7.7. Топливопроводы, проходящие через пассажирский салон или замкнутое пространство багажного отделения, должны иметь обоснованно необходимую длину и в любом случае должны быть защищены газонепроницаемым кожухом.
Все топливопроводы системы «САГА-7» защищены газонепроницаемым кожухом - гофрированным рукавом.
17.7.7.1. Приложения п. 17.7.7. не применяются к транспортным средствам категорий М2 или М3, если топли-
вопроводы и соединения помещены в защитную трубку, стойкую к действию СПГ и имеющую выход в атмосферу.
Все трубопроводы системы «САГА-7» защищены газонепроницаемым кожухом - гофрированным рукавом, стойким к действию СПГ, имеется выход в атмосферу или систему питания двигателя воздухом.
17.10. Система переключения вида топлива и электрооборудования.
17.10.3. Конструкция электрических соединений и элементов электрооборудования внутри газонепроницаемого кожуха должна исключать возможность образования электрической искры.
Датчики утечки газа, находящиеся внутри сборников утечек газа, исключают возможность образования электрической искры, так как к ним подводится импульсное напряжение питания 1,5 В, ограниченное по току до 10 мА.
II. Выполнение «Требований пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих
автотранспортные средства на компримированном природном газе».
Руководящий документ РД 3112199-1069-98
В соответствии с п. 3.8 РД 31121991069-98 предлагаем обоснованные отступления (выделены жирным курсивным шрифтом) от настоящего РД на основании особенностей конструкции АГТС «САГА-7».
Разд. 4. Требования пожарной безопасности при организации технологических процессов эксплуатации, технического обслуживания и хранения газобаллонных автомобилей.
4.1. Каждый баллон, установленный на автомобиль, должен иметь вентиль, снабженный предохранительным устройством.
Баллонный вентиль АГТС «САГА-7» снабжен предохранительным устройством (срабатываемым при определенной температуре). Это металлическая мембрана, которая срабатывает при избыточной температуре и/или давлении.
4.2. Проверка герметичности газового оборудования и его соединений, а также исправности установленной на автомобиле системы сигнализации утечки газа, должна осуществляться каждый раз после возвращения автомобиля с линии, а также перед выездом на линию в случаях, когда автомобиль находится в предприятии более трех суток.
Система сигнализации утечки газа СУГ-3 имеет встроенный постоянный контроль исправности. Если на блоке сигнализации и управления СУГ-3 индикаторы светятся зеленым светом - сигнализация исправна, утечки газа нет.
Проверка герметичности газобаллонного оборудования выполняется с помощью течеискателя. Допускается применение мыльных растворов, а также установленной на автомобиле системы сигнализации утечки газа.
Данные о герметичности (негерметичности) газобаллонного оборудования должны фиксироваться диспетчером (проверяющим) в листе проверки герметичности газобаллонного оборудования автомобиля.
Герметичность газобаллонного оборудования и его соединений проверяется с помощью установленной на автомобиле системы сигнализации утечки газа (СУГ-3), входящей в состав АГТС «САГА-7».
Система сигнализации утечки газа (СУГ-3) имеет встроенную систему диагностики, которая позволяет автоматически выявлять неисправности системы, если индикаторы на блоке сигнализации светятся зеленым светом - система исправна. При возникновении утечки индикаторы на
блоке сигнализации мигают красным светом, слышен прерывистый звуковой сигнал. Диспетчер (проверяющий) определяет герметичность (негерметичность) газобаллонного оборудования по состоянию (свечению) индикаторов каналов блока сигнализации СУГ-3, затем эти данные фиксируются в листе проверки герметичности газобаллонного оборудования автомобиля.
4.6. Въезд ГБА на мойку или открытую стоянку может осуществляться при работе двигателя как на нефтяном топливе, так и на газе после проверки герметичности газобаллонного оборудования ГБА.
При въезде ГБА на мойку или открытую стоянку на газе водитель контролирует герметичность ГБО с помощью СУГ-3, при переходе нормального режима в режим «утечка газа на блоках сигнализации» водитель прекращает мойку ГБА и переезжает на пост проверки герметичности для выяснения причины срабатывания СУГ-3.
При этом помещение мойки должно быть оборудовано в соответствии с требованиями п. 8.5 настоящего РД.
4.7. Хранение ГБА может осуществляться как на площадках открытого хранения, так и в закрытых помещениях с соблюдением требований разделов 5, 6, 7, 8 и 9 настоящего РД.
Постановка ГБА на стоянку вне зависимости от ее типа осуществляется после проверки герметичности газобаллонного оборудования и аппаратуры.
После постановки ГБА на стоянку вне зависимости от типа стоянки следует закрыть вентили и выработать газ из системы питания до остановки двигателя.
Постановка ГБА на стоянку вне зависимости от ее типа производится после проверки герметичности газобаллонного оборудования и аппаратуры с помощью системы сигнализации утечки газа СУГ-3.
После постановки ГБА на стоянку вне зависимости от типа стоянки следует закрыть магистральные вентили ВМ-1, ВМ-2, ВМ-3 и выработать газ из системы питания до остановки двигателя.
Герметичность газобаллонного оборудования и аппаратуры ГБА, находящихся на стоянке вне зависимости от ее типа, можно контролировать постоянно диспетчером (проверяющим) по радиолинии аналогично передаче информации пожарных или охранных систем сигнализации. При этом на ГБА необходимо запитать СУГ-3 напряжением 8-32В, потребляемый ток не более 0,1А.
Пуск двигателя на КПГ после длительной стоянки производить при открытом капоте.
Перед пуском двигателя убедиться в отсутствии утечки газа с помощью СУГ-3, повернув замок зажигания в положение 1, затем произвести пуск двигателя.
4.8. Въезд ГБА в помещение хранения, ТО и ТР и их перемещение внутри помещений осуществляется как при работе двигателя на нефтяном топливе, так и на газе после проверки герметичности газотопливного оборудования, если его работа на нефтяном топливе невозможна, при условии, что давление в рабочем баллоне не превышает 5,0 Мпа. Вентили остальных баллонов должны быть закрыты.
Въезд ГБА в помещение хранения, ТО и ТР и их перемещение внутри помещений на газе после проверки герметичности газобаллонного оборудования системой сигнализации утечки газа СУГ-3, при условии, что давление в рабочем баллоне не превышает 5,0 МПа. Вентили остальных баллонов должны быть закрыты.
Так как герметичность ГБО на АТС контролируется системой сигнализации утечки газа СУГ-3 постоянно и автоматически при
работающем двигателе, то перекрытие остальных семи баллонов можно выполнять магистральным вентилем МВ-2, специально для этого установленным на автобусе.
Разд. 8. Требования пожарной безопасности для производственной зоны предприятия.
8.1.1. При организации работ по ТО и ТР ГБА на КПГ, а также их хранению в закрытых помещениях возможны две принципиально различные схемы:
■ СХЕМА 1, при которой ГБА поступают в зону ТО и ТР и на хранение с опорожненными от газа баллонами;
■ СХЕМА 2, при которой ГБА поступают в зону ТО и ТР и на хранение без предварительного выпуска газа из баллонов автомобиля при условии герметичности газотопливного оборудования и выполнения требований пп. 4.2, 4.7, 4.8 настоящего РД.
С учетом выполнения раздела 4 пп. 4.2,4.7,4.8 на основании особенностей конструкции АГТС «САГА-7» организация работ по ТО и ТР ГБА на КПГ, а также их хранению в закрытых помещениях возможна по СХЕМЕ 2.
8.3.7. САК воздушной среды должна срабатывать при достижении в помещениях концентрации природного газа (по метану), составляющей 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР).
Согласно «Расчету эффективности системы сигнализации утечки газа (СУГ-3) и системы автоматического контроля (САК) воздушной среды с установкой датчиков довзрывных концентраций в салоне автобуса Икарус-280» - эффективность СУГ-3 выше чем САК в 400-270 раз.
На основании этого предлагаем следующее отступления от РД: система сигнализации утечки газа (СУГ-3), установленная на автомобиле и обеспечивающая сбор газа утечки и отвод его за пределы автомобиля, при этом датчики
Ш)
^^СоцйК***
установлены в рукавах дренажа, должна срабатывать при достижении в рукавах дренажа концентрации природного газа (по метану), составляющей 10-15% от общего объема рукавов дренажа.
8.3.9. Сигналы о достижении опасного уровня концентрации газа от системы автоматического контроля САК или СУГ-3 должны поступать в помещения, где осуществляется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала (диспетчерская, контрольно-пропускной пункт, помещение охраны и т.п.).
Световая сигнализация, кроме того, должна устанавливаться с наружной стороны входов служебных помещений, упомянутых выше.
8.3.10. Включение аварийной вентиляции следует предусматривать от приборов САК или СУГ-3, сигнализирующих об опасной концентрации газа в воздухе в помещении или объеме рукавов дренажа автобуса, дублированных ручным пуском. Одновременно с этим должно обеспечиваться отключение других приемников электрической энергии в помещении, а также приточной вентиляции рассматриваемого и смежных с ним помещений.
8.3.11. Электрооборудование смежных помещений, расположенное в пятиметровой зоне от дверных проемов помещений при выполнении его во взрывонезащищенном исполнении (по ПУЭ), при срабатывании САК или СУГ-3 должно отключаться одновременно с электрооборудованием соответствующего участка.
III. Выполнение требований
«Руководства по организации
эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе». Руководящий документ РД
3112194-1095-03 Выписка требований о проверке герметичности газобаллонного оборудования из РД 3112194-1095-03.
В выписке из РД 3112194-1095-03 подчеркнуты технические виды воздействия, когда необходимо проверять герметичность газобаллонного оборудования ГБА при проведении ТО и ТР.
Предложения (выделены жирным курсивным шрифтом) по организации технического обслуживания и ремонта ГБА на основании особенностей конструкции элементов АГТС «САГА-7» и систем сигнализации утечки газа СУГ-3.
Разд. 1. Общие положения.
Въезд ГБА на технологические участки, посты и линии, включая специализированные участки ТО и ТР газовой аппаратуры, следует осуществлять после обязательной проверки герметичности вентилей, переходников, соединительных трубопроводов газобаллонного оборудования.
Герметичность запорной и соединительной арматуры проверяют на специальных площадках или контрольно-пропускных пунктах (КПП) специальными приборами (течеиска-
телями) или визуально - путем омы-ливания мест соединений арматуры водомыльной эмульсией.
Если на АТС установлена система сигнализации утечки газа СУГ-3, то герметичность газобаллонного оборудования проверяется постоянно при работающем двигателе или при повороте ключа зажигания в положение I. При обнаружении утечки газа автомобиль направляется на специализированный пост для устранения утечки газа.
Разд. 5. Техническое обслуживание и текущий ремонт газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ.
5.1. Организация технического обслуживания и ремонта ГБА.
Для предприятий (автовладельцев), имеющих не более трех ГБА на КПГ, должны быть организованы только работы ежедневного обслуживания (ЕО), связанные в основном с проверкой надежности и герметичности узлов и соединений газовой системы питания на автомобиле. Другие работы по техническому обслуживанию
Пост проверки
герметичности
газобаллонного
оборудования
ГБА
Рис. 5.1. Типовая технологическая схема проведения ТО и ТР газобаллонных автомобилей в условиях АТП: И - движение исправных автомобилей; Пл - движение автомобилей при плановом ТО; НГ - движение автомобилей при неисправной газовой аппаратуре (остальное исправно); НА - движение неисправных автомобилей при исправной газовой аппаратуре; Н - движение автомобилей с неисправностями газового и другого оборудования
(ТО-1, ТО-2) и ремонту газобаллонного оборудования (ТР) проводятся в этом случае на специализированных предприятиях или станциях технического обслуживания ГБА.
Типовая схема проведения работ по ТО и ТР на КПГ представлена на рис. 5.1.
На территории предприятия должны быть организованы:
■ пост проверки герметичности газобаллонного оборудования;
■ пост выпуска (аккумулирования) газа и дегазации баллонов;
■ специализированный участок по ТО и ТР газовой аппаратуры.
Проверка герметичности газобаллонного оборудования на посту при въезде автомобиля на территорию проводится с помощью течеискателя или путем омыливания соединений мыльной пеной.
В случае, если на АТС установлена система сигнализации утечки газа, она проверяется согласно требованиям инструкции по ее эксплуатации.
Система сигнализации утечки газа СУГ-3 имеет встроенный постоянный контроль исправности. Если на блоке сигнализации и управления СУГ-3 индикаторы светятся зеленым светом - сигнализация исправна, утечки газа нет.
Согласно технологической схеме проведения ТО и ТР газобаллонных автомобилей необходимые технические виды воздействия разработаны применительно к различным состояниям ГБА.
Газобаллонная аппаратура исправна, автомобиль исправен
Автомобиль при возвращении в АТП после прохождения технического осмотра на контрольно-пропускном пункте направляют для проверки герметичности газобаллонного оборудования на специализированный пост.
На контрольно- пропускном пункте по свечению индикаторов на блоке сигнализации и управления СУГ-3 определяют герметичность газобаллонного оборудования. При обнаружении утечки газа автомо-
биль направляется на специализированный пост для устранения утечки газа.
Проверке герметичности подвергаются все соединения газовых трубопроводов, резьба горловины газовых баллонов, запорно-предох-ранительная арматура и т.п. При проверке на герметичность давление в баллонах должно быть не менее 2,0 МПа (20 кгс/см2), что определяется по показанию манометра газовой системы питания.
При отсутствии неисправностей и при наличии герметичности газовой системы питания автомобиль направляют на мойку, далее (при необходимости) на заправку КПГ и стоянку.
Плановое техническое обслуживание
При проведении планового технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2) автомобиль, после возвращения с линии, поступает на пост проверки герметичности газобаллонного оборудования.
При проведении планового технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2) автомобиля после возвращения с линии на контрольно- пропускном пункте по свечению индикаторов на блоке сигнализации и управления СУГ-3 проверяется герметичность газобаллонного оборудования. При обнаружении утечки газа автомобиль направляется на специализированный пост для устранения утечки газа.
При наличии герметичности ГБО автомобиль направляют на мойку и, в зависимости от плановых технических воздействий, в соответствующую зону технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2).
При проведении планового технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2) и текущего ремонта газобаллонного оборудования и газовых автомобилей контроль герметичности ГБО выполняется системой сигнализации утечки газа
при запитке СУГ-3 от автономного источника питания. Сигналы об утечке газа, а также исправности или неисправности передаются диспетчеру автопарка по радиолинии аналогично пожарной сигнализации.
Газовая аппаратура исправна, автомобиль неисправен.
После проверки герметичности ГБО, с помощью системы сигнализации утечки газа СУГ-3, автомобиль направляется на мойку, далее в зону текущего ремонта базовых автомобилей для устранения неисправности.
Газовая аппаратура неисправна, автомобиль исправен.
В случае обнаружения неисправностей газовой аппаратуры, в том числе связанной и с ее негерметичностью, автомобиль направляют на пост выпуска (аккумулирования) газа и освобождают баллоны от газа.
Газовая аппаратура неисправна, автомобиль неисправен.
В этом случае после проверки герметичности, с помощью системы сигнализации утечки газа СУГ-3, автомобиль направляется на пост выпуска газа и дегазации баллонов и выполняются операции по выпуску газа и дегазации баллонов.
Далее автомобиль направляется на мойку и зону текущего ремонта для устранения неисправностей, не связанных с ГБО. После устранения неисправностей автомобиль направляется на участок ТО и ТР газобаллонного оборудования, где устраняют неисправности ГБО. Исправный автомобиль направляют на заправку КПГ и стоянку.
5.3. Виды, периодичность, нормативы и содержание технического обслуживания газовой аппаратуры.
Для газобаллонных автомобилей установлены следующие виды технического обслуживания:
■ ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
■ первое техническое обслуживание (ТО-1);
ш
^^СоцйК***
■ второе техническое обслуживание (ТО-2);
■ сезонное обслуживание (СО);
■ техническое освидетельствование газовых баллонов.
5.3.1. Ежедневное техническое обслуживание.
ЕО выполняется перед выездом автомобиля на линию и после возвращения на АТП. Проверить состояние газовой аппаратуры и герметичность соединений газовой системы питания.
5.3.2. Первое техническое обслуживание автомобилей, работающих на КПГ.
Проверить герметичность газовой системы питания.
5.3.3. Второе техническое обслуживание автомобилей, работающих на КПГ.
Проверить герметичность газовой системы питания.
5.3.4. Сезонное обслуживание автомобилей, работающих на КПГ. Выполняется один раз в год и совмещается с очередным ТО-2.
Проверить герметичность газовой системы питания.
Если на АТС установлена система сигнализации утечки газа СУГ-3, то герметичность газовой системы питания проверяется этой системой.
Разд. 9. Испытания систем питания газобаллонных автомобилей на герметичность и их опрессовка.
9.1. Общие положения.
Испытания систем питания ГБА должны производиться:
■ у автомобилей после установки газобаллонного оборудования;
■ у автомобилей, на которых произошла смена баллонов вследствие истечения срока их освидетельствования;
■ у автомобилей, попавших в дорожно-транспортное происшествие и имеющих отказы, связанные с необходимостью демонтажа и последующего монтажа газовых баллонов, соединительных газопроводов и запорной арматуры (по заключению органа ГАИ МВД РФ);
■ после ТО и ТР, если технические воздействия по некоторым причинам привели к потере герметичности газовой системы питания (по заключению службы ОТК или главного инженера предприятия).
Испытания систем питания ГБА на КПГ проводятся по единой технологии на специализированных предприятиях по испытанию газобаллонных автомобилей (пункты ОБИТС) или на газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), имеющих специальное разрешение (сертификат) на проведение этих работ.
Для проведения испытаний ГБО могут применяться следующие способы:
■ проверка герметичности и оп-рессовка природным газом на специально оборудованной для этих целей открытой площадке АГНКС;
■ проверка герметичности и опрессовка сжатым воздухом в специально оборудованном помещении пункта ОБИТС.
Проверка герметичности на всех этапах испытаний выполняется с помощью мыльного раствора или специальных приборов - течеискателей различных типов.
Если на АТС установлена система сигнализации утечки газа, а испытание ГБО проводится на специально оборудованной для этих целей открытой площадке АГНКС, то герметичность газовой системы питания проверяется системой сигнализации утечки газа СУГ-3.
9.2. Организация и виды работ по испытаниям газовых систем питания автомобилей на КПГ.
Технологический процесс испытаний газовой системы питания автомобилей на КПГ включает в себя следующие операции:
■ подготовка автомобиля и оборудования поста к испытаниям;
■ проверка герметичности и опрессовка природным газом или воздухом под высоким давлением;
■ проверка работоспособности и регулировка двигателя на природном газе проводится на АГНКС или от
постороннего источника КПГ (ПАГЗа, поста аккумулирования газа и др.).
Проверка герметичности и опрессовка газовых систем питания производится в следующей последовательности:
■ закрывают наполнительный, магистральный и расходный баллонные вентили системы;
■ заправочное устройство источника давления (газа или воздуха) соединяют с заправочным штуцером системы, включают подачу природного газа или воздуха под давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2) и омыливанием или течеискателем проверяют герметичность соединения заправочного штуцера с заправочным устройством;
■ открывают наполнительный вентиль, трубопровод высокого давления между наполнительным вентилем, расходным и баллонным вентилями и магистральным вентилем заполняют газом (или воздухом) при давлении, последовательно: 1,0; 2,5; 4,9; 9,8 и 19,6 МПа (10, 25, 50, 100 и 200 кгс/см2). *
При значении давления 1,0 МПа следует также проверить герметичность уплотнительной пары в магистральных и расходных баллонных вентилях. Для этого выключают зажигание и переключатель вида топлива устанавливают в положение «газ». В случае, если после закрытия магистрального вентиля давление в трубопроводе высокого давления падает и стрелка манометра, установленного на редукторе, отклоняется от нулевой отметки, - магистральный вентиль негерметичен.
Если же стрелка манометра стоит на нуле, а давление в трубопроводе снижается, пропускают один или оба расходных баллонных вентиля;
■ проверку герметичности соединений системы между магистральным вентилем и двухступенчатым редуктором производят при открытом
- герметичность соединений проверяется нанесением мыльного раствора или с помощью течеискателя, а также установленной на АТС системой сигнализации утечки газа СУГ-3.
магистральном вентиле, включенном зажигании и положении переключателя вида топлива на отметке «газ»;
■ проверку герметичности электромагнитных клапанов газовой и бензиновой топливных систем производят после работы двигателя соответственно на газе или бензине при перемещении переключателя соответственно на «газ» или «бензин» и при перемещении переключателя вида топлива в нейтральное положение. В случае герметичности клапанов двигатель должен остановиться.
В случае появления признаков утечки при любом указанном значении давления соединение следует разобрать, отремонтировать и повторить испытание.
По окончании опрессовки воздухом газовую систему следует от-вакуумировать до давления 10000 Па (0,1 кгс/см2).
При испытаниях с помощью КПГ вакуумирование баллонов не требуется.
Если на АТС установлена система сигнализации утечки газа, а оп-рессовка газовой системы питания производится газом, то проверка герметичности всех элементов газовой системы питания осуществляется постоянно в процессе опрессовки при давлении, последовательно: 1,0; 2,5; 4,9; 9,8 и 19,6 МПа (10,25,50,100 и 200 кгс/см2).
Разд. 11. Требования техники безопасности при эксплуатации газобаллонных автомобилей на КПГ.
11.2. Требования техники безопасности для водителей газобаллонных автомобилей.
11.2.2. Водитель должен:
■ перед выездом на линию произвести осмотр автомобиля с целью обнаружения неисправностей и утечек газа, проверить крепление газовой аппаратуры и баллонов;
Утечка газа определяется установленной на АТС системой сигнализации утечки газа СУГ-3.
■ при обнаружении утечки газа закрыть магистральный вентиль и эвакуировать автомобиль в безопасное для людей место;
■ при проявлении запаха газа во время движения остановить автомобиль, устранить, если возможно, неисправность или сообщить о происшедшем на АТП;
При срабатывании системы сигнализации утечки газа СУГ-3 во время движения индикатор мигает красным светом, включается прерывистый звуковой сигнал. Необходимо остановить автомобиль, высадить пассажиров, устранить, если возможно, неисправность или сообщить о происшедшем на АТП.
■ производить выпуск газа на специальной площадке при неработающем двигателе и отключенной бортовой электросети (массе); категорически запрещается выпуск газа в помещениях, в непосредственной близости от места стоянки автомобилей или вблизи от источников огня и мест нахождения людей;
■ пуск двигателя на КПГ после длительной стоянки производить при открытом капоте;
Пуск двигателя на КПГ после длительной стоянки производить при свечении индикатора зеленым светом системы сигнализации утечки газа СУГ-3.
■ отогревать газовую аппаратуру в зимнее время только горячей водой, паром, горячим воздухом или с применением инфракрасных беспламенных горелок; применение открытого огня недопустимо;
■ в случае пожара на автомобиле выключить зажигание, закрыть магистральный и баллонные вентили; тушить пожар огнетушителем, песком или струей распыленной воды; во избежание взрыва во время пожара баллоны следует интенсивно охлаждать холодной водой, не допуская повышения в них давления.
11.3. Требования техники безопасности для технического персонала при обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей.
11.3.2. Запрещается:
■ запускать двигатель при утечке газа;
■ проверять пламенем герметичность соединений и пользоваться
открытым огнем для каких-либо технологических целей при техническом обслуживании и ремонте ГБА.
При возникновении утечек газа на автомобиле, находящемся в помещении, и невозможности их устранения автомобиль необходимо отбуксировать на улицу, а помещение проветрить.
При срабатывании системы сигнализации утечки газа СУГ-3 (индикатор мигает красным светом, включается прерывистый звуковой сигнал) на автомобиле, находящемся в помещении, автомобиль необходимо отбуксировать на улицу, а помещение проветрить.
Выводы
1. Многофункциональные элементы оборудования и система сигнализации утечки газа АГТС «САГА-7» позволяют:
■ выполнять требование Правил № 110 ЕЭК ООН без применения газонепроницаемого кожуха, как отдельного обязательного элемента оборудования системы сжатого природного газа;
■ упрощать процесс контроля герметичности газобаллонного оборудования, который сводится к осмотру индикаторов каналов блока сигнализации СУГ-3;
■ сокращать затраты на выполнение требований пожарной безопасности при организации технологических процессов эксплуатации, технического обслуживания и хранения газобаллонных автомобилей.
2. В целях качественного выполнения работ по совершенствованию нормативно-технического и нормативно-правового обеспечения безопасного и эффективного использования КПГ в качестве альтернативного топлива для автотранспортных средств, предлагаем привлечь в качестве соисполнителей работ специалистов по противопожарной обороне, сертификационным испытаниям ГБО и ГБА, разработке и производству ГБО и ГБА, монтажу ГБО на автотранспортных средствах, эксплуатации газобаллонных автомобилей на автопредприятиях.