VTTK" 1 1 9 ¿1 17^ Í7\fís ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
•УД1^ J ' 0.11Z.-+ |(сс) (JJCS> Tfiis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0008 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Автор(ы) 2021 SPIN: 7408-5089 AuthorID: 724441 ORCID: 0000-0002-5850-4717
ГАЛЯНТ Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и
менеджмента дошкольного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected]) SPIN: 5294-2490 AuthorID: 728337 ORCID: 0000-0001-9164-2794
БЕХТЕРЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и
менеджмента дошкольного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected]) SPIN: 8076-2262 AuthorID: 502114 ORCID: 0000-0003-1472-9591 ScopusID: 57211658815
ЕВТУШЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected]) SPIN: 9397-0533 AuthorID: 283109 ORCID: 0000-0001-7730-7412
БУТЕНКО Наталья Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и
менеджмента дошкольного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454005, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье актуализируется проблема кризиса социокультурных процессов, вызванных периодом пандемии. Изменения обусловили переход к новому этапу, связанному с переоценкой ценностей и модернизацией системы образования в России. Повысилась значимость педагогических и общечеловеческих ценностей. Определились потребности в подготовке специалистов дошкольного образования нового «формата», способных к самоопределению, поиску новых путей и смыслов педагогической деятельности. Следовательно, подготовка специалистов, основанная на традиционной парадигме, становится малоэффективной в современных условиях. Успешность педагогической деятельности будет зависеть не только от знаний, умений, навыков, но и сформированной системы профессиональных ценностей и понимания сущности профессиональной деятельности. Актуальность рассматриваемой темы данной статьи определяет необходимость формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста. В статье представлен обзор основных идей исследователей по вопросам формирования социокультурных ценностей у детей от определения целей, значимости их в процессе воспитания и эффективности использования в воспитательно-образовательном процессе. Авторами определены методологические основания для изучения исследуемой проблемы с целью формирования профессиональных компетенций у педагогов, способных ориентироваться в социокультурных проблемах и соответствующих инновационных технологиях коммуникации, а также для систематизации знаний специалистов дошкольного образования по формированию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста, способов использования их в жизненном пространстве.
Ключевые слова: подготовка к формированию социокультурных ценностей, дети дошкольного возраста, специалисты дошкольного образования, переоценка ценностей образования.
PREPARATION OF PRESCHOOL EDUCATION SPECIALISTS FOR THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL VALUES IN PRESCHOOL CHILDREN
© The Author(s) 2021
GALYANT Irina Gennadyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education
South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69,e-mail: [email protected]) BEKHTEREVA Elena Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) EVTUSHENKO Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department
«Pedagogy and psychology of childhood» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) BUTENKO Natalia Valentinovna, Doctor of pedagogy, Professor of the Department of Theory, Methodology and
Management of Preschool Education South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: [email protected]) Abstract. The article actualizes the problem of the crisis of socio-cultural processes caused by the pandemic period. A
new stage has come, connected with the revaluation of values and the modernization of the education system in Russia. The importance of pedagogical and universal values has increased. The needs for the training of preschool education specialists of a new "format" capable of self-determination, the search for new ways and meanings of pedagogical activity were determined. Consequently, the training of specialists based on the traditional paradigm becomes ineffective in modern conditions. The success of pedagogical activity will depend not only on knowledge, skills, but also on the formed system of professional values and understanding of the essence of professional activity. The relevance of the topic under consideration in this article determines the need for the formation of socio-cultural values in preschool children. The article presents an overview of the main ideas of researchers on the formation of socio-cultural values in children from the definition of goals, their significance in the process of education and the effectiveness of their use in the educational process. The authors have identified methodological grounds for studying the problem under study in order to form professional competencies among teachers who are able to navigate socio-cultural problems and appropriate innovative communication technologies, as well as to systematize the knowledge of preschool education specialists on the formation of socio-cultural values in preschool children, ways to use them in the living space.
Keywords: preparation for the formation of socio-cultural values, preschool children, preschool education specialists, re-evaluation of educational values.
ВВЕДЕНИЕ.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Каждый новый переходный этап в современном мире выявляет значимые приоритеты. В период переоценки ценностей жизни, коммуникации, образованности, духовности обострилась проблема межличностного общения, формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Происходящие изменения в жизни общества предполагают появление нового статуса человека и новых социальных ценностей. Следует отметить некоторые черты современного общества, имеющие в последнее время особую выраженность. Среди них стремительно меняющиеся приоритеты и ценности, зависимость от виртуальной среды. Свободный доступ к информации приводит к обесцениванию содержания. Мозаичные знания, лишённые опыта и эмоционального смысла, приводят к клиповому мышлению и формируют новое поколение 2.
Как отмечает О.Н. Новикова [1], современные дети способны быстро обрабатывать полученную информацию, делать несколько дел одновременно: слушать музыку, выполнять школьные задания, общаться в чате и т.д. Однако при этом дети испытывают трудности в усвоении норм и правил поведения. Особенностью современного ребёнка становится реакция на визуальные символы, повышенное внимание к себе и требование получить все и сразу. Наблюдения показывают, что дети становятся замкнутыми, эгоистичными, не нуждаются в семейных и социальных контактах. Эффективность традиционных образовательных методик вызывает сомнение, детям неинтересно то, что представлено в учебниках и Программных требованиях, скорость издания которых порой не успевает за прогрессом. Дети способны самостоятельно овладевать гаджетами и искать информацию на просторах Интернета, осваивать способы цифровой коммуникации. Вместе с тем виртуальная среда, в которую «погружается» ребёнок, вызывает опасения у педагогов и родителей, и данная проблема становятся обсуждаемой в последнее время.
Характеризуя социокультурные проблемы, следует выделить следующие особенности: свободный доступ информации, конкуренция и противоречия в разных культурных парадигмах, слабые механизмы приспосаблива-емости к агрессивной окружающей среде. Значимость данной проблемы находит отражение в нормативных документах системы современного дошкольного образования («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), где обозначена задача образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Научный интерес нашего исследования связан с обращением к культуротворческому познанию детьми жизненного пространства, получению знаний о картине Мира с позиции целостного, гармоничного и закономер-
ного проявления действительности. Ребёнок «раскодирует» реальный мир через свой воображаемый символический мир. Однако при этом взрослые стараются подавить фантазию ребёнка, требуя соответствовать правильному «реализму». Надо понять, насколько некорректно решается в практике работы с детьми идея приобщения детей к культурным ценностям и эталонам, что привело бы к приобщению, а не к отвращению. Современные дети постигают премудрости меняющейся цивилизации и культуры своим путём, часто не соответствующим ожиданиям взрослых. Каждый ребёнок становится автором своего сценария жизни, отличным от других.
Анализируя состояние современной практики дошкольного образования, мы считаем, что проблема формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста требует обновлённого содержания в соответствии с современной социокультурной ситуацией в стране.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматриваются аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Проблема формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста вызывает научный интерес и отражается в трудах Л.В. Коломийченко [2], Н.В. Космачёвой [3] и др. Учёные предлагают пути формирования социокультурных ценностей, акцентируя внимание на индивидуальных и возрастных особенностях детей дошкольного возраста. Вопросы подготовки специалистов дошкольного образования отражены в трудах И.Ф. Исаева [4], Л.А. Сериковой, Д.Г. Нижегородова [5] и др. В научных трудах уделяется внимание общекультурному развитию личности, как субъекту культуры. В основе деятельности личности акцентирована направленность на общечеловеческие духовные и нравственные ценности, опыт коммуникации. Непосредственно через культуру формируется система ценностей, от которой зависит в дальнейшем социокультурное бытие личности. Способность личности к саморазвитию и самоидентификации в культуросообразной образовательной среде позволяет ей ориентироваться в мире ценностей.
По мнению В.Л. Крайник [6], личность, культура и знания педагога как феномена культуры должны не только соответствовать современной действительности, но и быть в гармоничном согласовывании с ценностно-смысловыми установками культуры. Н.Н. Мироненкова [7] в своих научных позициях рассматривает технологии обретения ценностно-смыслового выбора будущего педагога. При этом педагог выступает в роли посредника между ребёнком и культурой, играет роль проводника в мир культуры, знакомит с ценностями культуры. При рассмотрении ценностно-смысловой сферы личности, С.А. Гапонова [8] акцентирует внимание на трансляции неизменных индивидуальных ценностей в динамичной смене жизненных смыслов и установок.
Исследуя проблему подготовки специалистов дошкольного образования, Э.И. Койкова [9] уделяет вни-
мание обращению к истокам через игровую среду, в которой ребёнок получает информацию о «старом» и «новом» мире. Без образа будущего ребёнок не способен выстроить настоящее, а прошлое для него становится чуждым и незнакомым мифом. В естественной игровой среде закладываются ценности, определяющие культуру народа, создаётся цивилизация. В процессе игры у ребёнка рождаются новые чувства и качества, он начинает понимать, что такое добро и зло, кто мама и папа, где его дом и кто он сам, что такое хорошо и что такое плохо. О.Н. Новикова [1] замечает, как через игру человек приспосабливался к определенным условиям обитания. Несмотря на примитивность игровых действий, человек в процессе игры занимался умственной деятельностью и развивал воображение. В игре проецировались, моделировались и варьировались дальнейшие социальные коммуникативные связи. Так, Г.А. Кирмач и А.С. Бахмач [10] значительную роль в формировании мировоззрения детей на этапе дошкольного детства отводят значимому взрослому. Авторы полагают, что аксиосфера ребенка формируется на основе аксиологической концепции взрослого. Интерес, на наш взгляд, представляет научная позиция Н.В. Ломоносова [11]: с точки зрения формирования основ планетарного сознания у детей дошкольного возраста на основе приобщения детей к социокультурным ценностям народа России. В данном контексте особое внимание следует уделять знакомству и изучению национальных ценностей своего народа. Наиболее эффективными в воспитательной работе является обращение к народному фольклору, традициями, праздниками, историческими традициями, основам православной культуры.
Процесс приобщения к социокультурным ценностям, по мнению Н.С. Ежковой и И.С. Чукановой [12], состоит из компонентов, каждый из которых носит ин-тегративный характер. Среди них познавательно-нормативный, направленный на формирование представление о ценностях своего государства; коммуникативно-творческий, направленный на применение правил взаимодействия; деятельностный компонент, направленный на отношение жизни с ориентацией на ценности. Для этого необходимо осознать те ценностные ориентиры, которые закладывают основы патриотического воспитания. Продолжая исследования по формированию ценностей, соглашаемся с точкой зрения Е. В. Шульгиной [13] в решении воспитательных задач, связанных с установлением способов взаимодействия ребёнка с миром. Главной концептуальной идеей в образовании становится замена знаниевого компонента на развивающую форму коммуникации.
Рассматривая образование детей старшего дошкольного возраста, Е.Н. Бехтерева [14] считает, что этот процесс не может быть успешным без ценностного ориентирования. Формируемые у детей ценности становятся фундаментом обогащения образа мира у детей. На основе этого ребенок воспринимает, переживает и оценивает окружающий мир, формирует свою жизненную позицию.
Теоретический анализ научных изысканий подтверждает актуальность данного исследования. Воспитательная значимость ценностей оказывает воздействие на восприятие окружающего мира, формирование категорий «положительного» или «отрицательного», формирование потребностей и интересов личности.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Формирование целей статьи.
Цель исследования сформировать профессиональные компетенции у педагогов, способных ориентироваться в социокультурных проблемах и соответствующих инновационных технологиях коммуникации, систематизировать знания специалистов дошкольного образования по формированию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста, способов использования их в жизненном пространстве.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии.
Концептуальные изменения в решении вопросов подготовки специалистов дошкольного образования выявили необходимость поиска методологического основания. В нашем исследовании в качестве методологической основы будут рассматриваться аксиологический и культурологический подходы во взаимодействии друг с другом. Решение исследуемой проблемы с позиции аксиологического подхода в условиях современного образования нашло отражение в исследованиях Е.В. Бондаревской, А.М. Булынина, Л.В. Вершининой, Б. Гершунского [15], М.Г. Казакиной, В.А. Сластенина и др.
Анализ современной социокультурной динамики России в работах В.В. Груздевой и Г.В. Груздева [16] показывает, что человек является носителем субъектной ценности в творчестве и самоопределении. Становление новых ценностей происходит в момент перехода и перемен от старого к новому. По мнению авторов, аксиологической основой для создания условий выхода из кризисной социокультурной ситуации могут стать абсолютные, метафизические ценности. В случае опоры на относительные ценности неизбежен кризис смыслов жизни и деятельности людей. К изучению ценностей в профессиональной деятельности обращается И.Ф. Исаев [4], предлагая классифицировать профессиональные ценности педагога. Среди значимых ценностей учёный выделяет следующие: цели, средства, отношения, знания, качества. Ядром ценностей, по мнению автора, выступают способности к творческому проектированию и прогнозированию педагогической деятельности.
Мы полагаем, что модернизация уровня подготовленности и сформированности профессиональных компетенций у специалистов дошкольного образования должна осуществлять в векторах познания сущности ценностей как компонента культуры и философской концепции ноосферного мышления. Отношение педагога при достижении целей к собственной роли в педагогическом процессе и наличию «декораций» (люди, предметы, идеалы, знания) выступает мерой нравственной, эстетической, интеллектуальной, эмоциональной готовности личности к изменению социального и собственного внутреннего мира. В следствии динамического процесса педагог играет роль созидателя материальных и духовных ценностей мировой культуры, к которым приобщает воспитанников. В этом видится нам путь дальнейшего прогресса человечества.
Вопросы реализации культурологического подхода в образовательном процессе нашли отражение в исследованиях В.И. Андреевой, Е.В. Бондаревской, Л.В. Коломийченко [17], Н.Е. Щурковой [18] и др. Культурологический подход обозначает базовые ценностные ориентиры, представленные в культуре своего народа. Так, А.В. Мудрик [19] выделяет коммуникативные умения педагога при взаимодействии с воспитанниками. Организационные умения, умения ориентироваться в ситуациях общения, умения сотрудничать помогают педагогу объективно оценивать участников коммуникации, понимать их настроение, мотивы поведения.
Использование культурологического подхода в рамках нашего исследования предполагает создание условий по освоению и трансляции педагогом социокультурных ценностей, обеспечивающих самореализацию личности ребёнка в творческой деятельности. При этом следует учитывать, что культурологический подход обеспечивает интеграцию видов детской творческой деятельности, способов коммуникации, новых знаний, которые ребёнок способен самостоятельно применить в жизненных ситуациях. Культурологический подход воспроизводит разнообразные модели человеческого общения, закладывает основы коммуникативной компетенции участников образовательного процесса. При этом акцентируется внимание на культурологическую подготовленность педагога, владение культурологическими умениями (поли-
культурное воспитание, многонациональная толерантность, адекватные способы решения коммуникативной задачи и др.).
Мы считаем, что через культурологический подход возможно сформировать человека-творца с креативным мышлением, обладающего позитивным восприятием окружающего мира, способным изменять себя. В поликультурной коммуникации должна происходить передача духовного и культурного опыта человечества посредством преемственности между поколениями [20]. С позиции культурологического подхода особого внимания требует подготовка специалистов в области социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей. Формирование культурных ценностей эффективнее реализуется в интегрированной творческой деятельности детей. Рекомендуем использовать в работе с детьми следующие креативные практики:
- досуговая (театрализация, развлечения, праздники, концерты);
- продуктивная (изобразительная, декоративно-прикладная, дизайн, знаковая атрибутика);
- творческая (словотворчество, музицирование, пение, импровизационные движения);
- музейная (экскурсии, исторические путешествия, организация мини-музея, макеты жилищ).
При организации креативных практик мы делаем акцент на создании условий для реализации потребностей и возможностей каждого участника культурно-творческого дела. В социокультурном пространстве продуктом деятельности могут выступать такие умение детей как: быть ведущим, исполнителем роли, автором собственной творческой модели исполнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Авторами выявлено методологическое основание формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста и его перспективного развития с позиции аксиологического и культурологического подходов. Данное положение должно стать основным ориентиром реформы подготовки специалистов дошкольного образования для создания оптимальных условий развития профессиональных компетенций с использованием инновационных технологий и подходов.
Подводя итог изучению данной проблемы, необходимо выделить целевые ориентиры возможных достижений ребёнка в результате социокультурного воспитания. Значимыми достижениями являются осознание ребёнком своей роли в мире культуры и творчества, способность воспринимать и давать оценку окружающему пространству, свободный выбор деятельности и художественных средств для созидания. При этом актуализирована позиция педагога в культурно-ценностном освоении детьми жизненного пространства и его роль в творческом познании картины мира, формировании ценностно-смысловых эталонов у детей.
ОБСУЖДЕНИЕ.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Учитывая точки зрения учёных, мы считаем, что социокультурное воспитание вызвано потребностью изменения ценностей жизни и философии образования. Процесс социокультурного развития ребенка вызывает научный интерес в педагогическом мире. Акцентируется внимание на роли педагога в процессе формирования социокультурных ценностей и качеств ребёнка.
ВЫВОДЫ.
Выводы исследования.
Определены проблемы подготовки специалистов дошкольного образования на современном этапе, выявлены задачи формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста; обозначены методологические основания изучения проблемы социокультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Отмечается, что выход из кризиса мировой цивилизации, вызванный пандемией, возможен при условии изменения сознания и поведения людей. Социальная роль педагога заключается в решении проблем современности, умении прогнозировать, видеть перспективы, предупреждать риски и их последствия. Сегодня наши воспитанники - дети дошкольного возраста, а завтра - это представители нашей сраны в международном сообществе. Именно они скоро будут представлять конкурентоспособность страны, её политические интересы, оборо-нонадёжность и перспективы развития. Поликультурное открытое пространство создаёт условия для выхода на международный уровень коммуникации. От того, как на этапе дошкольного детства у детей сформируется отношение к ценностям жизни и чувство патриотизма к своей Родине, будет зависеть безопасное и успешное будущее нашего государства. Данную авторскую позицию можно принять как исходную в изучении рассматриваемой проблемы, так как она отражает основные цели образования и требования современного социума.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новикова О.Н. Игровые практики и конструирование идентич-ностей. Екатеринбург: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный лесотехнический университет», 2016. 131 с.
2. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. Москва: Издательство «ТЦ Сфера», 2015. 60 с.
3. КосмачеваН.В. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям и социокультурным традициям //Педагогическое образование и наука. 2020. № 5. С.69-72.
4. Исаев И.Ф. Векторы развития современного воспитания: от осознания цели к профессионально-педагогической культуре учителя //Воспитание школьников. 2016. № 9-10. С.3-9.
5. Серикова Л.А., Нижегородов Д.Г. Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10.С.73-78.
6. Крайник В.Л. Культурологический подход к профессиональной подготовке педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. № 5(42). С. 49-54.
7. Мироненкова Н.Н. Проблема ценностно-смыслового выбора в современных психолого-педагогических исследованиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т.8. № 2(27). С. 158-161.
8. Гапонова С.А., Ловков С.Г. Связь профессиональной обучаемости с характеристиками ценностно-смысловой сферы студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т.8. № 2(27). С.305-308.
9. Койкова Э. И. Теоретические аспекты подготовки специалистов в области дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 111-113.
10. Кирмач Г.А., Бахмач А.С. Философские, психологические и социально-педагогические основы формирования духовных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2019. № 1(24). С. 73-79.
11. Ломоносова Н.В. Анализ структурных и содержательных компонентов в аспекте формирования основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18). С. 106-108.
12. Ежкова Н.С., Чуканова И.С. Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей // Молодой ученый. 2016. № 13-2(117). С. 32-34.
13. Шульгина Е.В. Аксиологический подход в формировании социокультурных ценностей детей дошкольного возраста // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. 2019. № 1-2(62). С. 117121.
14. Бехтерева Е. Н. Проблема формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: Сборник статьейXVIIIМеждународной научно-практической конференции, Челябинск, 23—24 апреля 2020 года. Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. С. 58-64.
15. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Пед. о-во России, 2002. 508с.
16. Груздева В.В., Груздев Г.В. Аксиологическое измерение современной социокультурной динамики России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 69-73.
17. Коломийченко Л.В. Подготовка педагогических кадров ПГГПУ к организации и проведению инновационной деятельности // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2016. № 2. С. 51-55.
18. Щуркова Н.Е. Стратегия воспитания: человек в простран-
стве ценностей гуманистической культуры //Народное образование. 2017. № 8(1464). С. 95-104.
19. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) -Социальная педагогика. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2006.
20. Галянт И.Г. Формирование профессиональных компетенций педагога в организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы XXIIМеждународной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. С. 145-149.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» в рамках научного проекта «Формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» договор МК-040-21 от 26.04.2021.
Статья поступила в редакцию 19.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021