DOI 10.25588/CSPU.2020.156.3.003
УДК 376.112.4 ББК 74.100.55
И. Г.Галянт
ORCID № 0000-0002-5850-4717 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРАКТИК В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы организации креативных практик с детьми дошкольного возраста. Представлен обзор основных идей исследователей по вопросам культурных практик от определения целей, их места в социокультурном пространстве детей и эффективности использования в воспитательно-образовательном процессе. Цель статьи — систематизировать знания студентов по содержанию культурных практик, способов организации творческой деятельности с детьми в их жизненном пространстве; сформировать профессиональные компетенции у будущих педагогов, способных ориентироваться в социокультурных а проблемах и соответствующих инновационных технологиях коммуникации. л
о
Материалы и методы. Основными методами исследования и
о
являются анализ научной литературы по изучению организации у
л
культурных практик с детьми дошкольного возраста, а также про- у
цесс подготовки студентов к владению способами и средствами 0
л
проектирования и организации культурных практик с детьми. р
Результаты. Автором выявлена система педагогических и общечеловеческих ценностей, реализация которых в контексте гуманитарной подготовки будущих педагогов создаст условия для развития интерактивных компетенций и способов действий. Обозначено перспективное направление в изучении межличностного и группо- s<
§
г а н
вого взаимодействия в педагогической деятельности. Выявлено, что мотивация студентов к поиску новых путей и смыслов педагогической деятельности влияет на повышение уровня самообразования. Описана эффективность организации групповых творческих проектов в культурно-творческом освоении детьми жизненного пространства.
Обсуждение. Акцентируется внимание на роли педагога в организации креативных практик с целью развития творческого потенциала детей.
Заключение. Делается вывод о значимости подготовки студентов к педагогической деятельности, о роли педагога в организации креативных практик. Стиль педагогического общения влияет на сформированность определённых качеств, необходимых при подготовке детей к обучению в школе, и как результат на повышение качества дошкольного образования.
Ключевые слова: подготовка студентов к педагогической деятельности; профессиональные компетенции; дошкольный возраст; организация креативных практик. Основные положения:
- определены основные проблемы социокультурного пространства детей;
- выявлены особенности и способы организации креативных практик в социокультурном пространстве детей;
- обозначены педагогические и общечеловеческие ценности педагога.
1 Введение (Introduction)
Происходящие изменения в жизни общества, связанные с дистанционными и виртуальными способами коммуникации, предполагают выявление нового статуса человека и новых социальных ценностей. В этой связи обострились проблемы, которые требуют своего решения в социальной, педагогической, психологической и других областях науки и практики. Поиски новых путей и смыслов ^ педагогической деятельности актуализировали проблему межлич-^ ностного и группового взаимодействия, повысили значимость пе-^ дагогических и общечеловеческих ценностей педагога.
Предметом научного изучения становится личность педагога, определяющая эффективность образовательного процесса (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.). Среди профессиональных качеств педагога исследователи отмечают коммуникативные и организаторские способности, педагогическую интуицию и импровизацию. О. В. Торсунова полагает, что сформированность ценностных ориентаций студентов педагогических вузов влияет на развитие следующих качеств: верность педагогическим принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей [1]. При погружении ребёнка в культурную среду стиль общения педагога с детьми играет важное значение и влияет на атмосферу в группе. Так, Т. В. Кудимова отмечает, что если педагог относится доброжелательно к детям, учит детей ладить детей друг с другом, поддерживает детскую инициативу, создаёт условия для успешной деятельности, оказывает педагогическую поддержку, то, вероятно, пример педагога достоин подражания и дети будут об- §
а
щаться друг с другом подобным образом [2]. Соглашаемся с мнени- | ем Н. В. Бутенко, которая отмечает роль взрослого в процессе взаимодействия с ребёнком. В совместной творческой деятельности ^
л
ребёнок приобретает бесценный, универсальный опыт. К компе- | тенциям педагога автор относит готовность к формированию у де- | тей культурных норм и умений [3]. ^
Перспективным направлением в изучении межличностного * и группового взаимодействия с целью формирования профессиональных компетенций у студентов нами были обозначены педагогические и общечеловеческие ценности педагога, а именно: - быть духовно богатой личностью;
8
№ О О
-К |
0
1
о*
- быть творческой индивидуальностью; О обладать профессиональной компетентностью, личным
О
авторитетом и имиджем; О
'а
владеть традиционной и инновационной психолого- а
О
педагогической и специальной технологией;
- быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятель- е ным в общении с воспитанником;
- быть способным к глубокому анализу и самоанализу, рефлексии и идентификации в процессе самоактуализации;
- быть открытым к новому, инициативным и проницательным;
- соблюдать этические нормы взаимоотношений при реализации конфиденциального принципа, создавая атмосферу доверия;
- осознавать смысл профессиональной жизнедеятельности. Научный интерес нашего исследования связан с подготовкой
будущего педагога к организации креативных практик с детьми и обращением к культурно-творческому познанию детьми жизненного пространства, получению знаний о картине мира с позиции целостного, гармоничного и закономерного проявления действительности. Ребёнок «раскодирует» реальный мир через свой воображаемый символический мир. Исследователи развития детского творчества (Т. С. Комарова, А. Г. Гогоберидзе, Т. Э. Тютюнникова) отмечают, что результат творческой деятельности детей дошкольного возраста выражается в субъективной значимой новизне, не имеющей общественной ценности. С позиции воспитания детей дошкольного возраста особого внимания требует подготовка студентов к педагогической деятельности в области художественно-эстетического развития детей. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые нашли отражение культурные практики как особенности образовательной деятельности. Так, Н. М. Крылова определяет культурные практики как приобретаемый опыт коммуникации и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных видах детской деятельности. При этом на основе культурных практик у детей развивается самостоятельность принятия решения, формируются интересы и предпочтения, нравственные и эмоциональные эталоны [4].
Широко обсуждаются вопросы организации культурных практик в трудах учёных (Т. И. Бабаева [5], М. В. Корепанова, И. А. Лыкова и др.). Следует обратить внимание на точку зрения И. А. Лыковой о необходимости создавать условия для свободной интеграции, ^ вариативности видов детской деятельности при организации креа-¡^ тивных практик. Культурный опыт детей как результат культурной
ж 3
деятельности обеспечивает преемственность социокультурного развития новых поколений [6].
Особое значение в организации креативных практик приобретает руководство игровой деятельностью детей. Главной целью становится создание условий для проявления детской фантазии, поисков индивидуального решения. Поощряя разномыслие детей, можно наблюдать проявление способности в нахождении множества решений одной задачи, а не выполнению всеми одинакового образца. Научные исследования отечественной психологии и педагогики рассматривают игру как деятельность, влияющую на развитие ребенка дошкольного возраста. По мнению О. И. Давыдовой в процессе игровой культурной практики ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми в специальном игровом пространстве [7]. О роли и месте игровой деятельности высказывается О. Н. Новикова, подчёркивая, что через игру человек приспосабливался к определенным условиям обитания. В игре проецировались, моделирова- §
н
лись и варьировались дальнейшие социальные коммуникативные свя- | зи [8]. Вместе с тем исследователи Н. Я. Михайленко, Н. А. Корот- 1
кова отмечают, что сегодня игра постепенно исчезает из жизненного 5
еа
пространства ребёнка. приоритетным направлением в детском саду | становятся обучающие занятия и дополнительное образование [9]. |
Рассмотрение понятийного поля позволило нам уточнить „5 определение «культурные (социокультурные) практики». В нашем *
понимании культурные практики — это эффективный способ организации поликультурного, социокультурного воспитания, творческого взаимодействия педагога и ребёнка. В процессе данного вза-
о
8 *
№
низации поликультурного, социокультурного воспитания, творче- К
|
0
1
имодействия устанавливаются партнёрские отношения, ситуация ^ доверия, успешности и психологического равновесия. В результате О
у детей развивается мотивация к деятельности, инициатива, само- ^
5
стоятельность и ответственность, а также возможность выбора вида и формы деятельности, выразительных художественных средств. Н
2 Материалы и методы (Materials and method s)
Организация культурных практик с детьми базируется на е
S
культурологическом и креативно-деятельностном научных подхо-
дах. Культурные и креативные практики, осваиваемые дошкольниками, разнообразны и вариативны, основаны на интеграции видов детской деятельности. Наш исследовательский интерес вызывают следующие практики:
- игровая (театрализованная, досуговая, сюжетная, самостоятельная);
- продуктивная деятельность (изобразительная, исследовательская, декоративно-прикладная, конструирование, дизайн костюма, дизайн интерьера);
- творческая (словотворчество, музицирование, пение, музыкально-ритмические движения);
- досуг (праздники, развлечения).
Продуктом креативных практик может выступать групповая форма работы, в которой каждому участнику предоставляется возможность быть ведущим, лидером, дирижёром, автором своей творческой модели или варианта исполнения. Вариантом двигательной модели проекта является находка собственного варианта движения, собственного танца; в музыкально-ритмической модели рождение собственного ритмического рисунка, нахождение собственной мелодической интонации; в продуктивной деятельности разработка и изготовление авторских декораций, костюмов, предметов быта, музыкальных инструментов и пр.). Собственные модели и варианты исполнения реализуются в концертной, исполнительской деятельности итогом которой выступает творческий групповой проект.
В ходе подготовки групповых творческих проектов с детьми дошкольного возраста используются темы, в соответствии с календарным планированием. Среди них особо интересные и успешно апробированные следующие темы: «Вот, какие мастера», «Осеннее настроение», «Зимняя сказка», «Ветка сакуры», «Лесное путешествие», «Калейдоскоп дружбы», «Племя индейцев». Следует отметить, что в основе организации креативных практик большое внимание уделяется интеграции видов искусств, видов деятельности,
н
§ художественных средств с целью развития интегративных качеств ^ личности детей, представляющих собой сформированные компе-^ тенции.
3 Результаты (Results )
Мы делаем акцент на использовании креативных практик в социокультурном пространстве детей дошкольного возраста в связи с тем, что ситуация сегодняшнего дня требует новой концепции и универсального основания художественно-эстетического развития детей. В связи с этим, нами были разработаны групповые творчески проекты. На наш взгляд использование творческих проектов в работе с детьми создаст оптимальные условия для культурно-творческого освоения детьми жизненного пространства, в процессе которого формируются ценностно-смысловые эталоны у детей.
При этом актуализирована позиция педагога и его роль в организации креативных практик с детьми. Роль педагога и наставника в процессе подготовки и проведения креативных практик выражается в создании ситуации психологической защищенности, в которой все участники процесса испытывают чувство радости и
успешности от собственной значимости в коллективно-творческом §
а
деле. Создаются педагогические условия для свободного выбора | детьми материала и способов действия. Импровизационное взаи- Ц модействие основывается на эмпирическом опыте детей и ориен- j
л
тирует педагога на активизацию самостоятельности детей, гибко- g сти мышления, поиску собственных, спонтанных решений, | нахождению вариативных идей для решения проблемы. j
4 Обсуждение (Discussion) к
Учитывая точки зрения учёных, мы считаем, что использо-
«
s «
№
вание креативных практик и их педагогическое сопровождение в J
s
0
1
о*
современных детских садах вызвано потребностью изменения ценностей и философии образования. Значимым становится процесс обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его ин- н
is
р
о
о
дивидуальности. Акцентируется внимание на роли педагога и сформированности художественно-творческих компетенций и качеств ребёнка. а
о
5 Заключение (Conclusion)
Подводя итог изучению данной проблемы, необходимо выде- е лить целевые ориентиры возможных достижений ребёнка в процессе
освоения креативных практик как показатели, влияющие на качество образовательного процесса. Среди них значимыми характеристиками являются следующие: познания ребенком мира культуры, осознания себя в мире культуры, способность созидать, преобразовывать природную и социальную действительность, свободный выбор деятельности и художественных средств.
Таким образом, подготовка студентов к организации креативных практик в социокультурном пространстве ребёнка является средством успешной социализации ребёнка, развития творческого потенциала личности, способом самовыражения и самопознания. Сформированные профессиональные компетенции будущих педагогов в процессе коллективной творческой деятельности способствуют становлению ценностно-смысловых эталонов у детей, создают условия для развития качеств личности, подготовки детей к обучению в школе и как результат способствуют повышению качества дошкольного образования. Данное положение должно стать основным ориентиром повышения качества содержания современного образования.
Библиографический список
1. Торсунова О. В. Особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 25. С. 15-21.
2. Кудимова Т. В. Модели педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 494-496.
3. Бутенко Н. В. Дидактическое обеспечение образовательного процесса в ДОО : монография. Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2019. - 314 с.
4. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. № 3. С. 79-108.
5. Бабаева Т. И. Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 34-47.
6. Лыкова И. А., Протасова Е. Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Детский сад: теория и практика. -2015. - № 5. С. 30-33.
7. Давыдова О. И. Актуализация содержания культурной игровой практик ки ребёнка дошкольного возраста // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2019. № 8 § (205). С. 7-12.
^ 8. Новикова О. Н. Игровые практики и конструирование идентичностей :
¡^ монография. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. - 131 с
9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. М.: Линка-Пресс, 2015. - 176 с.
I. G. Galyant
ORCID No. 0000-0002-5850-4717
Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF CREATIVE PRACTICES IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE OF CHILDREN
Abstract
Introduction. The relevance of the problem of organizing creative practices with preschool children is proved. The article provides an overview of the main ideas of researchers on cultural practices from the definition of goals, their place in the socio -cultural space of children and the effectiveness of their use in the ^ educational process. The purpose of the article is to systematize g students ' knowledge on the content of cultural practices, ways of § organizing creative activities with children in their living space; to form professional competencies for future teachers who are able to navigate socio - cultural problems and relevant innovative communication technologies.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the organization of cultural practices with preschool children, as well as the process of preparing students to master the ways and means of designing and organizing cultural practices with children.
Results. The author identifies a system of pedagogical and universal values, the implementation of which in the context of humanitarian training of future teachers will create conditions for the development of interactive competencies and methods of action. A promising direction in the study of interpersonal and group interaction in pedagogical activity is indicated. Motivation of students to search for new ways and meanings of pedagogical
N
a ^
o'
a ^
a
a ^
л
о ^
о'
№ s
P?
3
a
о №
s
activity affects the level of self-education. The article describes the effectiveness of organizing group creative projects in the cultural and creative development of children's living space.
Discussion. The author focuses on the role of the teacher in organizing creative practices to develop the creative potential of children.
Conclusion. The conclusion is made about the importance of preparing students for teaching, the role of the teacher in the organization of creative practices. The style of pedagogical communication affects the formation of certain qualities necessary for preparing children for school, and as a result, improving the quality of preschool education.
Keywords: The preparation of students for pedagogical activity; Professional competence; Preschool age; The organization of creative practices. Highlights:
The main problems of children's socio-cultural space are identified;
The features and ways of organizing creative practices in the socio-cultural space of children are revealed;
Pedagogical and universal values of the teacher are designated.
References
1. Torsunova O.V. (2014), Osobennosti formirovaniya i razwitiya cennostnyh orientacij pedagogov [Features of formation and development of professional value orientations of teachers]. Problemy i perspektivy obra-zovaniya v Rossii, 25, 15-21. (In Russian).
2. Kudimova T.V. (2016), Modeli pedagogicheskogo obchheniya v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe [Models of pedagogical communication in the educational process]. Molodoj uchenyj, 23 (127). 494-496. (In Russian).
3. Butenko N.V. (2019), Didakticheskoe obespechenie obra-zovatel'nogo processa v DOO [Didactic support of the educational process in
§ preschool educational institutions]. Monografiya, Izdatel'stvo Yuchno -
Ural'skogo centra RAO, Chelyabinsk, 314 p. (In Russian). ^ 4. Krylova N.B. (2007), Kul'turnye praktiki detstva i ih rol' v
stanovlenii kul'turnoj idei rebenka [Kultural practices of childhood and their
role in the formation of the cultural idea of the child]. Novye cennosti obra-zovaniya, 3, 79-108. (In Russian).
5. Babaeva T.I. & Solntseva O.V. (2015), Proektirovanie kul'turnyh praktik docshkol 'nikov v obrazovatel 'nom prosesse detskogo sada [Cultural practices in kindergarten: modern approach and possible interpretations] Detskij sad: teoriya i praktika, 5, 38-47. (In Russian).
6. Lykova I.A. & Protasova E.Yu. (2015), Kul'turnyt praktiki v detskom sadu:sovremennyj podhod i vozmozhnye traktovki [Cultural practices in kindergarten: modern approach and possible interpretations]. Detskij sad: teoriya i praktika, 5, 30-33. (In Russian).
7. Davydova O.I. (2019), Aktualizasiya soderzhaniya kul'turnij igrovoj praktiki rebenka docshkol'nogo vozrasta [Actualization of the content of the cultural game practice of a preschool child]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 8 (205), 7-12.
8. Novikova O.N. (2016), Igrovye praktiki i konstruirovanie iden-tichnostej [Game practices and construction of identities]. Monografiy, Izda-tel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo lesotehnizgeskogo universiteta, Ekaterinburg, 131 p. (In Russian).
9. Mikhailenko N.Ya., Korotkova N.A. (2015), Kak igrat' s rebenkom
[How to play with a child]. Izdatel'stvo "Linka-Press", Moscow, 176 p. (In
Russian). ^
h
№ #
s
N'
a
s
3'
s ^
a
a
s
№ ?
O s O' ft s
S'
h
№
O
s 333 &
a
O ft
ss 3
ft
ft S