Научная статья на тему 'Педагогические условия организации социоигровой деятельности дошкольников на занятиях детским фитнесом'

Педагогические условия организации социоигровой деятельности дошкольников на занятиях детским фитнесом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-PLAY ACTIVITY / PRESCHOOL CHILDREN / ДЕТСКИЙ ФИТНЕС / CHILDREN''S FITNESS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазуренко О.В., Винокурова Н.В.

Современная система дошкольного образования определяется инновационным подходом к организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях и диктует новые условия для развития ребенка в социокультурной среде, отвечающей требованиям родителей, интересам, склонностям ребенка по тем или иным направлениям. Эффективное формирование личности ребенка возможно только в условиях равноправного сотрудничества и взаимодействия. Занятия детским фитнесом являются одним из определяющих факторов, комплексно воздействующих на все аспекты личности дошкольника и подготавливающих его к включению в систему социальных отношений. Накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром расширяет его возможности активно и творчески участвовать в этом процессе, осознавая собственный опыт и пользуясь им в различных видах деятельности. Исследование направлено на выявление, обоснование и апробацию педагогических условий, обеспечивающих эффективное включение дошкольников в социоигровую деятельность в процессе занятий детским фитнесом. В качестве педагогических условий выделены: наличие внутренней просоциальной мотивации педагога к организации социоигровой деятельности на занятиях детским фитнесом; определение логики этапов организации социоигровой деятельности; разработка содержания и создание программно-методического обеспечения подготовки педагога к организации социоигровой деятельности на занятиях детским фитнесом; использование социоигровой технологии; определение стиля взаимодействия педагога и ребенка. Реализация обозначенных педагогических условий показала их эффективность в процессе формирования готовности детей к групповому взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазуренко О.В., Винокурова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of organization of socio-play activity of preschool children at children’s fitness classes

The modern system of preschool education is determined by an innovative approach to the organization of educational activities in preschool educational institutions and imposes new conditions for the development of a child in the sociocultural environment that meets the requirements of parents and the interests and inclinations of the child in specific areas. A child's personality can be formed effectively only in case of equal cooperation and interaction. Children's fitness classes are among the determining factors having an integrated effect on all aspects of the preschooler's personality that help him to prepare for involvement in the system of social relations. Techniques and methods of interaction with the world being acquired by a child are expanding his ability to actively and creatively participate in this process, recognize his own experience and use it in different activities. The purpose of the study was to identify, substantiate and approve pedagogical conditions ensuring the effective integration of preschool children in socio-play activity at children's fitness classes. The pedagogical conditions highlighted were as follows: the presence of internal prosocial motivation of the teacher for organization of the socioplay activity at children's fitness classes; definition of logic stages of organization of socio-play activity; development of the content and design of software to train teachers to organize socio-play activity at children's fitness classes; the use of the socio-play technology; definition of the style of interaction between a teacher and a child. The implementation of the identified pedagogical conditions has revealed their effectiveness in the course of formation of children's readiness for group interaction.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации социоигровой деятельности дошкольников на занятиях детским фитнесом»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ С0ЦИ0ИГР0В0И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕТСКИМ ФИТНЕСОМ

УДК/UDC 796.412.012.2

Поступила в редакцию 08.06.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Мазуренко1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Винокурова1

1 Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

PEDAGOGICAL CONDiTiONS OF ORGANiZATiON OF SOCiO-PLAY ACTiViTY OF PRESCHOOL CHILDREN AT CHILDREN'S FITNESS CLASSES

Ph.D., Associate Professor O.V. Mazurenko1 Ph.D., Associate Professor N.V. Vinokurova1

1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev'ev, Saransk

Информация для связи с автором: nataljavinokurova@yandex.ru

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Современная система дошкольного образования определяется инновационным подходом к организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях и диктует новые условия для развития ребенка в социокультурной среде, отвечающей требованиям родителей, интересам, склонностям ребенка по тем или иным направлениям. Эффективное формирование личности ребенка возможно только в условиях равноправного сотрудничества и взаимодействия. Занятия детским фитнесом являются одним из определяющих факторов, комплексно воздействующих на все аспекты личности дошкольника и подготавливающих его к включению в систему социальных отношений. Накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром расширяет его возможности активно и творчески участвовать в этом процессе, осознавая собственный опыт и пользуясь им в различных видах деятельности. Исследование направлено на выявление, обоснование и апробацию педагогических условий, обеспечивающих эффективное включение дошкольников в социоигровую деятельность в процессе занятий детским фитнесом. В качестве педагогических условий выделены: наличие внутренней просоциальной мотивации педагога к организации социоигровой деятельности на занятиях детским фитнесом; определение логики этапов организации социоигровой деятельности; разработка содержания и создание программно-методического обеспечения подготовки педагога к организации социоигровой деятельности на занятиях детским фитнесом; использование социоигровой технологии; определение стиля взаимодействия педагога и ребенка. Реализация обозначенных педагогических условий показала их эффективность в процессе формирования готовности детей к групповому взаимодействию.

Ключевые слова: социоигровая деятельность, дошкольник, детский фит-нес, педагогические условия.

Annotation

The modern system of preschool education is determined by an innovative approach to the organization of educational activities in preschool educational institutions and imposes new conditions for the development of a child in the sociocultural environment that meets the requirements of parents and the interests and inclinations of the child in specific areas. A child's personality can be formed effectively only in case of equal cooperation and interaction. Children's fitness classes are among the determining factors having an integrated effect on all aspects of the preschooler's personality that help him to prepare for involvement in the system of social relations. Techniques and methods of interaction with the world being acquired by a child are expanding his ability to actively and creatively participate in this process, recognize his own experience and use it in different activities.

The purpose of the study was to identify, substantiate and approve pedagogical conditions ensuring the effective integration of preschool children in socio-play activity at children's fitness classes. The pedagogical conditions highlighted were as follows: the presence of internal prosocial motivation of the teacher for organization of the socio- play activity at children's fitness classes; definition of logic stages of organization of socio-play activity; development of the content and design of software to train teachers to organize socio-play activity at children's fitness classes; the use of the socio-play technology; definition of the style of interaction between a teacher and a child. The implementation of the identified pedagogical conditions has revealed their effectiveness in the course of formation of children's readiness for group interaction.

Keywords: socio-play activity, preschool children, children's fitness, pedagogical conditions.

Введение. Современная система дошкольного образования определяется инновационным подходом к организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях и диктует новые условия для развития ребенка в социокультурной среде, отвечающей требованиям родителей, интересам, склонностям ребенка. Стимулом для этого послужило современное социоэкономическое и духовное состояние нашего общества. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как лич-

ности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В связи с этим реформирование системы дошкольного образования требует совершенствования методов, средств и приемов обучения, с одной стороны, удовлетворяющих запросам общества, с другой - соответствующих возрастным возможностям ребенка. Наиболее эффективный результат в достижении поставленных целей дает использование лич-

ностно ориентированных технологий на основе активизации и интенсификации детской деятельности. Одной из таких технологий является социоигровая педагогика, в основу которой заложен принцип субъект-субъектных отношений. В соответствии с ним эффективное формирование личности ребенка возможно только в условиях равноправного сотрудничества и взаимодействия. Занятия детским фитне-сом являются одним из определяющих факторов, комплексно воздействующих на все аспекты личности дошкольника и подготавливающих его к включению в систему социальных отношений [2;, 4].

Цель исследования - выявление, обоснование и апробация педагогических условий, обеспечивающих эффективное включение дошкольников в социоигровую деятельность в процессе занятий детским фитнесом. База исследования -«Центр продленного дня» при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевье-ва» [6].

Методика и организация исследования. Социоигровая деятельность рассматривается как процесс взаимодействия ребенка со сверстниками в игровом общении, в результате чего формируется человек общительный, чуткий, умеющий слушать и понимать партнера. Идею возникновения социои-гровой педагогики связывают с именами С. Л. Соловейчика, Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатова и др. Перечисленные исследователи определяют сущность социоигрового подхода к обучению как выстраивание ситуации, в которой участники доверяют и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего возникает эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки. В практической деятельности социоигровая педагогика всегда индивидуальна: из абстрактной идеи она трансформируется в реальную педагогическую технологию при соблюдении воспитателями определенных условий организации деятельности дошкольников.

Обоснуем условия, обеспечивающие успешность организации социоигровой деятельности дошкольников на занятиях детским фитнесом.

Первое условие заключается в наличии внутренней просо-циальной мотивации педагога, обеспечивающей осознанное стремление к развитию социализации детей, их коммуникативных способностей и физических качеств.

Значимым условием является определение логики этапов организации социоигровой деятельности на занятиях детским фитнесом. Организация деятельности дошкольников в малых группах предполагает на первом этапе обучение их правилам и культуре общения, умению договариваться, слушать и слышать партнера; на втором - совершенствование речевых навыков в ходе самостоятельного коллективного решения познавательных задач. Основное направление деятельности педагога - обеспечение склонности дошкольников действовать совместно, привитие желания и умения сотрудничать. Особую значимость приобретает работа в случайных группах: дети тренируют свое умение входить в деловой контакт с известными, но недостаточно близкими людьми. Формирование малых групп должно идти по разным направлениям: спонтанные детские объединения (например, при проведении игры «Вышибалы» дети могут самостоятельно, исходя из собственных предпочтений, разделиться на три группы: две - вышибающих, одна - вышибаемые); по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (например, при игре «Поход в зоопарк» дети могут быть разделены педагогом на группы, имитирующие движения определенного животного: медведя, зайца, змеи, кенгуру и пр.); по наглядному материалу (например, деление на три группы в зависимости от цвета находящегося в руках

обруча); путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок по общему делу (например, в игре «Кружок, линейка, двойка, тройка» по команде инструктора «Двойка!» дети должны разделиться попарно и, взявшись за руки, выполнить упражнение «качели»; по команде «Тройка!» - разделиться по трое и, взявшись за руки, попрыгать на одной ножке). Способ объединения детей в группы зависит от их умения общаться и договариваться друг с другом, от уровня сформированно-сти произвольности поведения, содержания занятия, количества детей и малых групп.

Третье условие предполагает разработку содержания и создание программно-методического обеспечения, цель которого - подготовка специалиста для ведения профессиональной деятельности как системы мероприятий (услуг), направленных на поддержку и укрепление здоровья ребенка, его нормальное физическое и психическое развитие, социальную адаптацию и интеграцию. В рамках реализации данного условия разработаны и внедрены: программа дисциплины «Фитнес-программы для детей дошкольного возраста»; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Инструктор детского фитнеса (дошкольный возраст)»; база данных электронных материалов к дополнительной общеразвивающей программе для взрослых «Инструктор детского фитнеса (дошкольный возраст)» [3]; база данных электронных материалов к дополнительной обще-развивающей программе физкультурно-спортивной направленности для детей «Детский фитнес» [1].

Для успешной реализации социоигровой деятельности дошкольников на занятиях детским фитнесом важно соблюдение четвертого условия - использования специально организованной социоигровой технологии, подразумевающей свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка и выражающейся в организации собственной деятельности детей. Следование правилам использования социоигровых технологий более всего соответствует специфике организации занятий детским фитнесом и предполагает умение работать в малых группах (при проведении эстафет); постоянную смену лидера (например, в подвижной игре «Царь обезьян», при проведении командных состязаний); сочетание обучения с двигательной активностью (игра «Зоопарк» без использования спортивного оборудования и с использованием фит-болов); регулярную смену темпа и ритма; интеграцию всех видов деятельности.

Пятое условие - определение стиля взаимодействия педагога и ребенка. Выявлено, что повышение продуктивности и результативности социоигровой деятельности дошкольников на занятиях детским фитнесом обеспечивает взгляд на ребёнка как на субъект воспитания, который проявляется в субъект-субъектных отношениях, поддержке ценностно-смыслового значения совместной деятельности педагога и дошкольника.

Результаты исследования и их обсуждение. Экспериментальная апробация обозначенных педагогических условий позволила обнаружить развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими. На занятиях детским фитнесом в малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям возможность развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими. В результате экспериментальной апробации обозначенных педагогических условий осуществлялась диагностика уровней готовности к групповому взаимодействию детей дошкольного возраста. Исследование проводилось в соответствии с теоретическим, личностным, операциональным критериями, на основании которых выделены уровни готов-

№ 10 • 2015 Октябрь | ОсЬЬег http://www.teoriya.ru 63

Показатели уровней готовности дошкольников к групповому взаимодействию, %

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Начало эксперимента Окончание эксперимента Начало эксперимента Окончание эксперимента

Высокий 25 41 17 22

Средний 48 38 49 47

Низкий 27 21 34 31

ности дошкольников к групповому взаимодействию (высокий, средний, низкий). Анализ данных исследования показал повышение уровня готовности дошкольников к групповому взаимодействию (см. таблицу), что свидетельствует об эффективности реализации выявленных нами педагогических условий.

Вывод. На основе проведенного исследования выделена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное включение дошкольников в социо-игровую деятельность в процессе занятий детским фитне-сом, определено содержание данных условий, установлено, что их реализация способствует повышению уровня готовности дошкольников к групповому взаимодействию.

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» на 2015 г. Проект № 1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Литература

1. Винокурова Н.В. База данных электронных материалов к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности для детей «Детский фитнес» / Н.В. Винокурова, С.И. Васенина, О.В. Мазуренко, С.Л. Уланова. -Свидетельство о госрегистрации № 2014620363 от 28 февраля 2014 г. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

2. Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт - флагман развития физической культуры и спорта в регионе / В.В. Кадакин // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 3-6.

3. Мазуренко О.В. База данных электронных материалов к дополнительной общеразвивающей программе для взрослых «Инструктор детского фитнеса (дошкольный возраст)» / О.В. Мазуренко.

- Свидетельство о госрегистрации № 2014620343 от 26 февраля 2014 г. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

4. Оплетин А.А. Создание педагогической системы творческого саморазвития личности средствами физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 1.

- С. 42-46.

5. Шукшина Т.И. Развитие инновационной инфраструктуры педагогического вуза / Т.И. Шукшина // Перспективы науки. - 2011. - № 10. - С. 262-264.

References

1. Vinokurova, N.V. Baza dannykh elektronnykh materialov k dopolnitel'noy obshcherazvivayushchey programme fizkul'turno-sportivnoy napravlennosti dlya detey «Detskiy fitnes» (Electronic database for additional general developmental physical culture and sports program for children "Children's fitness") / N.V. Vinokurova, S.I. Vasenina, O.V. Mazurenko, S.L. Ulanova. - Certificate of state registration № 2014620363 February, 28 2014 Federal Service for Intellectual Property (Rospatent).

2. Kadakin, V.V. Mordovskiy gosudarstvenny pedagogicheskiy institut

- flagman razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v regione (Mordovian State Pedagogical Institute - leader of development of physical culture and sport in the region) / V.V. Kadakin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2014. - № 8. - P. 3-6.

3. Mazurenko, O.V. Baza dannykh elektronnykh materialov k dopolnitel'noy obshcherazvivayushchey programme dlya vzroslykh «Instruktor detskogo fitnesa (doshkol'ny vozrast)» (Electronic database for additional general developmental program for adults "Children's fitness instructor (preschoolers)") / O.V. Mazurenko. -Certificate of state registration № 2014620343 February, 26 2014 Federal Service for Intellectual Property (Rospatent).

4. Opletin, A.A. Sozdanie pedagogicheskoy sistemy tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti sredstvami fizicheskoy kul'tury (Design of pedagogical system of creative self-development by means of physical culture) / A.A. Opletin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2015.

- № 1. - P. 42-46.

5. Shukshina, T.I. Razvitie innovatsionnoy infrastruktury pedagogicheskogo vuza (Pedagogical university's innovation infrastructure development) / T.I. Shukshina // Perspektivy nauki. -2011. - № 10. - P. 262-264.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

научно-исследовательская деятельность и студенческая наука в институте физической культуры и спорта свфу

и

га у

г.

ч—

. о

OJ

■ -О

с га

ii о

(U .с

н

Преподаватели ведут инициативные научные исследования, разрабатывают научные проекты по грантам, участвуют в разработке федеральных целевых программ, нормативных актов, активно сотрудничают с ведущими научными центрами России и зарубежья.

Профессорско-преподавательским составом проводятся фундаментальные исследования по следующим научным направлениям:

• региональные особенности развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия),

• разработка и исследование теоретических и методических основ физического воспитания и спортивной тренировки,

• особенности развития высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта в РС (Я),

• исследование традиционных игр и национальных видов спорта коренных народов РС (Я) в современной системе физического воспитания,

• научно-педагогические основы физического воспитания детей в РС (Я),

• технология и проектирование спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации.

Выявлены, обобщены, теоретически обоснованы этнические принципы педагогики традиционного физического воспитания подрастающего поколения коренных народов РС (Я). Разработана модель инновационной практики педагогического обеспечения физического и личностного развития как фактора и условия их социального прогресса. Определен комплекс педагогических условий формирования социально-активной личности: создание единого образовательного пространства, обеспечивающего свободный выбор видов деятельности.

В ИФКиС имеется аспирантура по очной и заочной формам обучения по специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры».

Издано 8 монографий, 5 из которых - в центральных издательствах, 16 научно-методических работ, 6 статей - в рецензируемых научных журналах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.