УДК 373.2
ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель,
Татьяна Александровна Звонова, старший преподаватель,
Самарский государственный экономический университет (СГЭУ)
Аннотация
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выборку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию оздоровительной культуры личности. Недостаточная теоретическая проработанность и необходимость дальнейшего изучения реализации физкультурно-оздоровительной авторской программы «Детский фитнес в ДОУ» обусловили цели исследования.
Цели: повышение эффективности оздоровительной работы в ДОУ через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, с использованием авторской здоровьесберегающей программы - «Детский фитнес в ДОУ»; создание эффективной системы управления процессами здоровьсбережения по программе «Детский фитнес в ДОУ», с помощью которой достигаются результаты, определенные и согласованные всеми участниками оздоровительной работы.
Ключевые слова: здоровьесбережение, образовательная технология, образовательная деятельность, оздоровительно-развивающая работа в ДОУ, детский фитнес в ДОУ, гибкая сила, фит-бол-аэробика, физическое развитие дошкольников, физическая подготовка дошкольников.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p72-77
ONE OF THE DIRECTIONS OF HEALTH SAVING, HEALTH IMPROVING AND DEVELOPING WORK IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Lidiya Aleksandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Viktorovna Saveleva, the senior teacher,
Tatyana Aleksandrovna Zvonova, the senior teacher,
Samara State University of Economics
Annotation
Promotion of a problem of health in number of priority problems of social and social development causes relevance of theoretical and practical development, need in expansion of the corresponding scientific researches and selection of methodical and organizational approaches to health preservation, its formation and development of health improving culture of the personality. The insufficient theoretical development and need in further studying of implementation of the sports and health-improving author's program "Children's Fitness in educational institution" caused statement of the purposes and definition of the main objectives of research.
Purposes: increase of efficiency of health-improving work in preschool educational institution through the organization of health saving pedagogical process taking into account the specific and age features of the child, with use of the author's health saving program - "Children's fitness in educational institution"; creation of an effective control system of health-saving processes according to the "Children's Fitness in educational institution " program by means of which the results defined and coordinated by all participants of improving work are reached.
Keywords: health-saving, educational technology, educational activity, health-improving developing work at preschool educational institution, children's fitness in preschool educational institution, flexible force, fit ball-aerobics, physical development of preschool children, physical training of preschool children.
ВВЕДЕНИЕ
Процессы, связанные с развитием маленьких детей, в последнее время вызывают огромный интерес во всем мире. ВОЗ подчеркивает, что «проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения». Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста как утверждает ряд авторов [1-4] обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. Ни кто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам [2].
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека на 50^70% зависит от его образа жизни. Обучаться этому искусству человек должен с раннего детства, а дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек [1-5].
По нашему мнению начинать решать проблему здоровьесбережения необходимо с постановки оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях.
Проблема состоит в том, что воспитатели не всегда умело реализуют образовательную программу по направлению «физическое развитие» с учетом новых требований к организации педагогического процесса по здоровьесбережению и часто недостаточно профессионально компетентны при выборе инновационных форм по формированию новых интерактивных качеств дошкольников.
Решение данной проблемы предполагает изменения в образовательновоспитательном процессе с учетом пожеланий дошкольников и их родителей, медицинских рекомендаций данных специалистом для каждого ребенка и возможностей дошкольного учреждения. Поэтому в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
На протяжении нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада № 378 является одним из приоритетных. За это время проведено немало преобразований для создания оздоровительной системы в детском саду. Но вместе с тем анализ результатов исследований выявил ряд проблем в организации здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость в грамотной организации здоровьесберегающего педагогического процесса, в обеспечении его управляемости.
МЕТОДИКА
Основная идея внедрения детского фитнеса в ДОУ заключается в создании дополнительных, кружковых занятий по физическому воспитанию, с целью углубленного формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения, фантазии и вместе с тем развивать двигательные качества; формировать у дошкольников представления о ценности здоровья, мотивацию дошкольников к здоровому образу жизни, способствовать приобретению навыков безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
При выборе направления фитнеса в программе «Детский фитнес в ДОУ» инициативная группа нашего сада, с учетом пожеланий детей и их родителей, выбрала кружковые занятия по фитбол-аэробике и «гибкой силе».
Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психических, физических и эмоциональных качеств.
За время эксперимента мы успешно внедрили программу «Детский фитнес в
ДОУ» в образовательно-воспитательный процесс детского сада № 378 в соответствии с ФГТ. Создали достаточный методический материал для дошкольников старшей и подготовительной групп («детский фитнес»): перспективные планы и конспекты занятий по направлениям «оздоровительная фитбол-аэробика» и «гибкая сила», внедрили в физкультурно-оздоровительную работу детского сада модель оздоровления дошкольников, провели мониторинг по определению интегративных качеств дошкольников по образовательным областям «здоровье», «физическая культура», «безопасность».
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Важным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является положительное психоэмоциональное состояние ребенка. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы. Психические аспекты здоровья мы исследовали с помощью теста А.И. Захарова оценки уровня тревожности и выявления признаков психического напряжения детей. По данным тестирования воспитателей отдельные признаки тревожности проявляются у 28,5% детей, по данным тестирования родителей - у 32,5%. В целом по саду 15,5% детей испытывают психоэмоциональный дискомфорт средней степени.
На констатирующем этапе эксперимента медицинское обследование (2010 г.) выявило, что 30% детей имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, 22% - часто болеющих детей, у 24% можно констатировать наличие нервных заболеваний, 12% детей имеют заболевания связанные с желудочно-кишечным трактом, количество детей с аллергическими проявлениями составило 26% .
Оценка развития двигательных навыков и физических качеств показала, что 74% детей имеют уровень развития физических качеств согласно возрасту (средний).
Благодаря качественно организованной работе во время эксперимента показатель заболеваемости детей в экспериментальных группах уменьшается по сравнению к контрольным группам на 17,3%. А на период с сентября 2010 г. по май 2012 г. заболеваемость в экспериментальной группе уменьшилась на 21,5%.
Таблица 1
Анализ случаев заболеваемости детей за период эксперимента_______________
Группы дошкольников Общее количество занимающихся Пропуск 1-м ребенком по болезни
09.2010 05.2011 09.2011 05.2012 09.2012 09.2010 09.2011 05.2012 09.2012
Экспериментальная группа № 1 14 14 14 14 - 7,9 5,6 4,2 -
Контрольная группа №1. 16 15 15 15 - 8,1 7,6 7,5 -
Экспериментальная группа № 2 - - 15 16 16 - 8,5 7,6 5,9
Контрольная группа №2. - - 13 12 12 - 8,6 8,7 8,3
Следовательно, дошкольники становятся более крепкими, выносливыми, сильными, реже пропускают физкультурные занятия и тренировки.
Результаты анализа физического развития и физической подготовки детей, занимающихся дополнительно в кружках по программе «Детский фитнес в ДОУ» также произвели положительное впечатление (табл.2). Из таблицы 2 следует, что на период 2010 г. физическое развитие контрольной и экспериментальной групп были примерно одинаковым и соответствовали естественному уровню развития дошкольников, даже контрольная группа выглядела несколько сильнее экспериментальной. За первый год работы экспериментальной площадки физическое развитие дошкольников занимающихся развитием гибкости, силы и фитбол-аэробикой увеличилось на 3,6% по отношению к контрольной группе, занимающейся по общей программе физического воспитания в ДОУ. А за
два года эксперимента этот показатель увеличился на 6,6%, с учетом вычета естественного роста физического развития в период подготовительного дошкольного возраста.
Таблица 2
______________Анализ физического развития дошкольников ДОУ № 378___________________
Группы дошкольников Уровень прироста физического развития дошкольников (вес, рост, окр. гр. клетки) в%
09.2010 05.2011 09.2011 05.2012
Экспериментальная группа № 1 1,9 16,1 26,3 39,6
Контрольная группа №1. 2,1 12,5 22,8 33,0
Экспериментальная группа № 2 - - 1,6 15,4
Контрольная группа №2. - - 1,7 7,9
Чистоту эксперимента подтверждают и показатели второй экспериментальной группы за период 2011-2012 гг. - их показатель увеличился на 7,5%. Анализ физической подготовки дошкольников работающих по экспериментальной программе также подтверждает её эффективность (табл.3).
Таблица 3
Анализ физической подготовки дошкольников ДОУ № 378 за период 2010-2012 гг.
Группы дошкольников Уровень физической подготовки дошкольников (%)
2010 2011 2012
Высо- кий Сред- ний Низкий Высо- кий Сред- ний Низкий Высо- кий Сред- ний Низкий
Экспериментальная группа № 1 6,7 35 58,3 15,1 48,3 36,6 28,5 71,5 0
Контрольная группа №1. 7 37 56 9 42 49 17 70,5 12,5
Экспериментальная группа № 2 - - - 6 42,7 51,3 26,8 58,6 14,7
Контрольная группа №2. - - - 7,5 42,5 50 19,5 36 44,5
По результатам диагностики мы видим, что состояние физической подготовленности дошкольников и в экспериментальной, и в контрольной группах повышается, однако физическая подготовленность экспериментальной группы дает более значимые результаты. Так к маю 2012 года в экспериментальной группе низкий уровень развития дошкольников полностью отсутствует, а высокий уровень преобладает над контрольной группой дошкольников на 11,5%. Хотя перед началом эксперимента и экспериментальная и дошкольная группы были приблизительно одинаковые.
Анализируя результаты диагностического обследования также можно отметить, что уровень физического развития в этом году значительно повысился:
- детей с высоким уровнем физического развития стало на 13,4% больше, чем в 2011 г.;
- со средним уровнем больше - на 23,2%,
- количество детей с низким уровнем развития снизилось до 0%.
Поэтому можно сделать вывод, что хорошо организованная физкультурнооздоровительная кружковая работа положительно влияет на физическое развитие и здоровье детей, ускоряет процессы развития, психофизической тренировки, мотивирует дошкольников и их родителей к дополнительной двигательной активности в нашем ДОУ.
Как и на констатирующем этапе исследования, культура здоровья дошкольников определялась на основании раннее разработанных критериев, и показатели знаний детей о здоровье (что полезно, что вредно) в экспериментальной группе составили - 94,7%, это на 29,3% выше чем у контрольной группы. Повысились и показатели по способности детей осуществлять здоровый стиль поведения на 43,2%.
Таблица 4
Показатели культуры здоровья дошкольников за период эксперимента
Группы дошкольников 2010 2011 2012
Экспериментальная группа № 1 64,7 81,8 94,7
Контрольная группа №1 64,5 64,6 64,7
Экспериментальная группа № 2 - 58,8 89,7
Контрольная группа №2 - 59,2 71,0
ВЫВОДЫ
Правильная организация деятельности коллектива по реализации экспериментальной работы в ДОУ позволяет построить взаимоотношения всех участников эксперимента на основе партнерства, равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого и всех вместе за психическое и физическое здоровье воспитанников.
Таким образом, во время эксперимента мы получили:
- расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения (тематические занятия проводились в течение 3-х лет согласно плану один раз в месяц), приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни (нашло отражение в постоянном увеличении спроса у дошкольников и их родителей на дополнительные занятия по программе «Детский фитнес в ДОУ». Увеличение количества занимающихся ежегодно на 10-14%);
- рост уровня физического развития дошкольников, развитие музыкального слуха, чувства ритма;
- профилактику инфекционных заболеваний и возможное исправление отклонений в физическом развитии ребенка, в первую очередь, опорно-двигательного аппарата и сосудисто-респираторной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кривицкая, Е.И. Применение занятий дополнительного физкультурнооздоровительного комплекса для оптимизации физического состояния детей с функциональными изменениями иммунитета / Е.И. Кривицкая, Л. А. Соловьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 68-71.
2. Малярчук, Н.Н. Направления здоровьеразвивающей деятельности в дошкольном учреждении / Н.Н. Малярчук, Е.В. Вешкурцева // Медработник. - 2012. - № 7. - С. 27.
3. Немеровский, В.М. Игро- и психогимнастика в развитии двигательнопознавательной сферы детей 5-6 лет в условиях ДОУ и семьи / В.М. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 81-85.
4. Немеровский, В.М. Интеграция оздоровительного инвентаря в развитии вариативной двигательно-познавательной сферы дошкольников / В.М. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 71-75.
5. Чимаров, В.М. О воспитании культуры здоровья субъектов образовательного процесса дошкольных учреждений / В.М. Чимаров // Тюменская область сегодня. - 2012.
- № 49. - С. 6.
REFERENCES
1. Krivitskay, E.I. and Solovyeva, L.A. (2012), “Application of additional physical culture and health-improvement complex lessons for optimization of physical condition of children with functional immunity changes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 68-71.
2. Malyarchuk, N.N. and Veshkurtseva, E.V., (2012), “The directions of health-developing activity in preschool institution”, Paramedic, No. 7, pp. 27.
3. Nemerovsky, V.M. (2007), “Play and psycho-gymnastics in the development of motor-cognitive sphere of children 5-6 years in preschool and family”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 34, No. 12, .pp.81-85.
4. Nemerovsky, V.M. (2008), “Integrating fitness equipment in the development of variative motor-cognitive sphere preschoolers”, Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, .pp.71-75.
5. Chimarov, V.M. (2012), “About education of health's culture of subjects of preschool institutions' educational process”, Tyumen region of today, No.49, pp.6.
Контактная информация: kfv2012@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.03.2013.
УДК 378.172:378.178:796.035
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ГРУППЕ «ОСВОБОЖДЕННЫЕ»
Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет (ВолГАУ)
Аннотация
Нормальное психофизиологическое, психоэмоциональное состояние студентов является важнейшим фактором обучения в вузе, основой формирования личности специалиста и высокой профессиональной пригодности в будущем. Между тем, педагогический процесс в современных условиях обучения в вузе, наряду с другими факторами, влияет на здоровье студента, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы. Это обстоятельство заслуживает внимания, тем более, что по публикуемым материалам научных исследований увеличивается число больных студентов и растет процент студентов специальной медицинской группы и среди них группы «освобожденных» студентов. В статье представлена психоэмоциональная оценка студентов из группы «освобожденные» и рассматривается проблема совершенствования преподавания им физической культуры. Результаты проведенных исследований дают объективное обоснование использование у этой категории студентов адекватной физической нагрузки на практических занятиях физической культурой, как одного из хорошо апробированных оздоровительных факторов здорового образа жизни с учетом их физиологических возможностей.
Ключевые слова: оценка здоровья, психоэмоциональные показатели, методика преподавания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p77-81 PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS INVOLVED IN PHYSICAL
TRAINING IN THE GROUP “EXEMPT FROM PHYSICAL EDUCATION”
Galina Mihajlovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor,
Tatiana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Volgograd State Agrarian University
Annotation
The normal psychophysiological, psychoemotional state of students is the most important factor of training in higher education institution, a basis of formation of the identity of the expert and high professional suitability in the future. Meanwhile, the pedagogical process in modern conditions of training in higher education institution, along with other factors, influences on health of the student, causing tension of the psychoemotional sphere. This circumstance deserves attention especially as on published materials of scientific researches the number of sick student’s increases and percent of students of special medical