DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.012
УДК 151.7 ББК 88.834
Н. В. Бутенко1, Е. Ю. Никитина2, А. Н. Богачев3
^RCID № 0000-0001-7730-7412 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,
литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0002-3206-5963 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема позитивной § социализации в контексте онтогенеза психологии детского разви-
а
тия в социально-культурном пространстве. Цель статьи — теоретически обосновать и раскрыть механизмы социализации и социаль-§ ного развития ребёнка в процессе усвоения социокультурного
I
§ опыта, в социальной ситуации как периода динамических измене-^ ний, в результате которых приобретаются новые психические качества личности и поведенческие нормы.
Материалы и методы. Основными диагностическими методами исследования являются: опросник «Характер проявлений эм-патических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина), карта ^ наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у
si §
ж
50
I
сц
дошкольников (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова), методика «Лабиринт» (Л. А. Венгер).
Результаты. Выявлены основные механизмы социализации в дошкольном возрасте, согласно которым сфера приобщения детей к социальной действительности должна быть соотносима с возрастными возможностями, близка естественным интересам и социальному опыту ребёнка.
Обсуждение. Утверждается, что в психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте обусловлено социальной ситуацией как конкретной формой значимых для него возникающих отношений в разные периоды детской жизни, которая определяет целостное становление личности с новыми психическими свойствами и качествами.
Заключение. Делается вывод о том, что процесс социализации в дошкольном возрасте направлен на усвоение и активное воспроизводство социального опыта, осуществляемого в активном общении и деятельности путём «вхождения» ребёнка в социальную среду, в систему социальных связей для преобразования личностного опыта в собственные установки, ценности, ориентации и поведение.
- определены факторы, оказывающие влияние на «вхождение» ребёнка в мир социальных отношений, становление базиса личностной культуры и социокультурного совершенства;
- раскрыты психологические механизмы социализации: подражания, эмоционального «заражения», нормативной регуляции, идентичности, идентификации, обособления, интериоризации,
происходит успешная интеграция личности в общество;
- установлено, что процесс социального развития детей дошкольного возраста направлен на становление собственного отно-
гу §
о
г и ч е с
к и
Й
3 е
у
I
Ключевые слова: социализация; социальная ситуация; со- о
и
циальное развитие; факторы социального развития; социальный 3
I
опыт; психологические механизмы; дети дошкольного возраста. О
й
Основные положения: о
-к
и
§
а
к и
и
д
е
3
е
й
д о
ь
рефлексии, самооценки, культуротворчества, благодаря которым о
о
I о
3
а с
шения к миру, к другим людям, к самому себе; социальный опыт ребёнка является результатом усвоения общественного опыта и культурных ценностей, постепенно трансформирующихся в личные достижения.
1 Введение (Introduction)
В условиях современных тенденций развития российского образования, связанных с обновлением содержания, особое место занимает вопрос позитивной социализации личности, результатом которой является существование бесконфликтного, толерантного общества как интегрированной системы в условиях адаптации индивидов к изменяющейся социальной среде. Социализация обеспечивает сохранность (прочность) общества, видовой сущности, прогрессивное развитие общества и передачу информации (исторической, культурной и др.) между поколениями. Успешное становление природной и социальной сущности человека (в единстве биологического, социального и духовного) во взаимодействии с миром осуществляется благодаря тому, что человек является «носителем», творцом и преемником культуры в совокупности ценностей (ценности индивидуально-полезного, личностно-значимого, социально-значимого), являющихся эталоном построения отношений [1; 2; 3; 4].
В историческом контексте изучение проблемы социализации личности обусловлено не только логикой научного исследования, но и необходимостью понимания её сущности, ценностных и психологических оснований для успешной реализации практико-ориенти-
^ рованной работы, начиная с дошкольного возраста. Д. И. Фельдштейн
а
| связывает период дошкольного детства с процессом социализации как реальным взрослением ребёнка, в котором происходит становление Человека — субъекта творческого действия. По мнению учёного, в детстве ребёнок осваивает две модели общественной жизни: историческую (детство как период культуротворчества) и обыденную (адаптация к социуму через освоение социальной культуры), способствующих «вращиванию» культуры в психику ребёнка, его ^ самоопределению в пространстве времени и культуры [5, 45].
«о У
а
го
§ £
si
hq §
ж
50
I
И5
Практика работы с детьми дошкольного возраста показывает, что специфические качества личности, закладывающиеся в дошкольном детстве (социальные и нравственные чувства, воля, лидерство, поведение и пр.), могут возникнуть только в процессе накопления индивидом социального опыта, важнейшим условием становления которого является социальная среда как истинный источник развития личности (переживания ребёнка, его субъективное отношение к среде) и целенаправленная деятельность общения ребёнка с другими людьми.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Методологической основой исследования являются:
- философские положения (Н. А. Бердяев, Е. М. Калашникова, Н. Л. Худякова и др.).
- психологические концепции (А. Н. Берштейн, Л. Н. Гали-гузова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. В. Петровский и др.);
- педагогические концепции (И. Я. Лернер, А. В. Мудрик, В. И. Слободчиков,
- концепции социального воспитания и развития детей дошкольного возраста (Л. М. Захарова, М. И. Рожков, Л. В. Коломий- о
и
ченко, И. А. Лыкова и др.). -
торическии и теоретико-методологическии анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, опросник, карта наблюдении,
3 Результаты (Results)
Для современного понимания аксиологических проблем позитивной социализации существенным является тезис о том, что становление всех психических функций человека связано с культу-
дуктом социального воспитания и развития личности (присвоение норм общечеловеческой системы ценностей, национальной, духовно-нравственной и семейно-бытовой культуры).
гу §
о г и л №
о *
и Й
3 №
у
к
В работе использованы основные методы исследования: ис- О
й о о -к
и §
диагностическая методика. а
-К
и
и д
е Ш №
Й д
о
I
рой как формообразующим способом, основным фактором и про- §
О
к
о 3
а о
Основными факторами социального становления являются: воспитание личности в контексте внешних социальных воздействий и ведущий механизм социализации — социальная ситуация развития, проявляющиеся в наличии базиса позитивных отношений к социокультурным ценностям. Существующая между взрослым и ребёнком система социальных отношений интериоризуется «внутрь» детской психики на уровне смыслового поля с помощью символов и знаков. Уже на втором году жизни у ребёнка формируется символически-семиотическая функция психики, когда он начинает понимать, что каждое звучащее слово имеет собственное значение (функция «означивания», имеющая диалогическую структуру). По мере взросления в процессе общения у ребёнка «складываются» основные структуры сознания посредством механизма ин-териоризированных знаков (Л. С. Выготский), лежащего в основе психических функций как отражения социального.
Успешности позитивной социализации в дошкольном возрасте, по мнению М. И. Лисиной, способствует процесс общения ребёнка (со сверстниками и взрослыми) как «сквозной» механизм смены деятельности ребёнка, как важнейшее условие и фактор личностного развития через усвоение социально-исторического опыта на основе: ситуативно-личностного общения (с рождения ребёнка), ситуативно-делового общения (овладение предметной дея-ча тельностью), внеситуативно-познавательного общения (младший возраст — сюжетно-ролевые игры, старший возраст — практические социальные контакты) [6, 235]. Выделенные стадии обусловле-
на ны разными потребностями в общении ребёнка (доброжелательное
£
ки внимание, сотрудничество, уважительное отношение, взаимопони-
£
2> §
н
е
I
сц
мание, сопереживание, участие, признание сверстниками), полноценная реализация которых обеспечит чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости в социуме. 4 Обсуждение (Discussion)
Система российского образования, целенаправленно созда-^ ваемая государством и обществом, представляет собой одну из
подсистем, обеспечивающую общество «человеческим капиталом», создающую условия для воспитания личности как относительно социально-контролируемой социализации, организации социального опыта (между ребёнком и социальными условиями жизни, между воспитателями и воспитанниками), направленного на усвоение социальных норм, ценностей и позитивных образцов поведения. Социокультурная функция современного образования направлена на реализацию процессов трансляции культуры и культурных норм в условиях новых социальных отношений между людьми посредством специально организованной образовательной деятельности. В общей части социокультурной функции образования Н. Л. Худякова выделяет две функции, находящие в иерархическом соподчинении: функции передачи общественного опыта, выработанного предыдущими поколениями, одними людьми и усвоение другими; функции развития человека в контексте развёртывания его сущностных сил и актуализации потенциальных возможностей [7, 17]. Для успешного функционирования человека в качестве полноправного члена общества, для становления человека как творца самого семя и систематизации опыта ему необходимо усвоить определён-
гу §
о г к л №
о *
к
Й №
у
8 №
ную систему знаний, ценностей и норм, что придаст жизни опреде- о
к
лённый смысл, предопределит цели и средства для саморазвития. -
к
Рассмотрим понятие «социализация» (от лат. <«оаа^» — О
й о о
-к к
§
а
к к
к ^
№
№ Й
общественный), которая определяется социально-экономической структурой общества и содержит следующие компоненты: «включение» человека в общественные отношения, целенаправленное воздействие на целостное, позитивное формирование личности и спонтанно протекающие процессы влияния на личность [8, 1249].
Ретроспективный анализ отечественных и зарубежных психоло- °
£
гических концепций, отражающих отдельные аспекты социализа- О
§
ции (К. Л. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, о
о
А. В. Запорожец, И. С. Кон, В. Т. Кудрявцев, А. Маслоу, А. В. Муд- О
рик, А. В. Петровский, К. Роджерс, Д. А. Фельдштейн, В. Штерн и §
о
др.), позволил конкретизировать некоторые теоретико-методологи-
ческие позиции, определяющие педагогическую деятельность по социализации личности в процессе жизнедеятельности.
В концепции социально-психологической периодизации формирования личности (А. В. Петровский) указывается, что в каждом возрастном периоде центральным звеном является не ведущая детская деятельность, а опосредованный тип взаимоотношений, складывающихся у ребёнка с конкретной в данный период референтной группой. Взаимоотношения выстраиваются на основе социально значимого содержания, направленности мотивов и характера деятельности в условиях смены микрофаз (адаптация, индивидуализация, интеграция). Стратометрическая концепция А. В. Петровского, основу которой составляют многоуровневые структуры групповых процессов — страт (слои групповой активности), рассматривает деятельность как средство преобразования системы межличностных отношений и самого себя, наполненную ценностями и смыслами, содержанием и организацией, опосредованных разноуровневой, стратометрической структурой коллектива [2, 45]. А. В. Мудрик определяет сущность социализации в контексте сочетания адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида как социального существа и развитие его индивидуальности [9, 20]. Трансляция и передача социального опыта реализуется в процессе воспитания и обучения через ча усвоение знаний, формирование опыта осуществления способов деятельности, воплощённых в умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения (И. Я. Лернер).
на Понимание сущности процесса социализации невозможно
| без определения её факторов как совокупностей условий и обстоя-£
2> §
н
е
I
сц
тельств, оказывающих влияние на «вхождение» личности в мир социальных отношений, определяющих успешность или неуспешность социального развития:
- мегафакторы (космос, планета Земля, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество, государство), мезофакторы (местность, ^ тип поселения, субкультура и пр.), микрофакторы (семья, группы
сверстников, соседи, культурные и образовательные организации, контрсоциальные группы и др.) (А. В. Мудрик);
- социальная среда, система социальных связей, индивидуальный социальный опыт, активная деятельность человека (Г. М. Андреева);
- наследственность, среда, социальная активность индивида, целенаправленное воспитание (Л. В. Коломийченко);
- социальные подгруппы, отражающие социокультурный аспект социализации (этническая, культурная и историческая специфика), индивидуально-личностные подгруппы, связанные с онтогенезом (И. В. Солодовникова);
- семья как основа усвоения и становления сложных социальных отношений, отношение равенства, обучение в школе, труд, массовая информация и пр. (В. Т. Лисовская).
Таким образом, полноценная ориентация на выделенные факторы позволит педагогам способствовать своевременному адекватному социальному развитию детей, согласно общепринятым нормам культуры и поведению в обществе.
Общепринятым и традиционным в отечественной психологии (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова и др.) явля- а
к
ется положение о том, что в дошкольном возрасте любое взаимоот- |
ношение ребёнка с жизненной ситуацией осуществляется через |
Й О
о -к
к
§
гу §
о г к л №
О *
к
Й №
у
а
к к
к ^
№ |
№ й
взрослого в процессе «сотрудничества сознания» (Л. С. Выготский), когда ребёнок усваивает социальные отношения и социальные формы поведения, привнося их в свой внутренний мир и собственную психическую организацию. В социокультурном контексте развития личности (культурно-ксторкческая теоркя Л. В. Выготского) определено всеобъемлющее значение активных социальных о
взаимодействий в психическом становлении и развитии ребёнка. о
§
Обозначая социальные взаимодействия, которые первичны и детер- °
о
минируют переход в развитии личности от натуральных психиче- о
ских функций к высшим в «социогенезе психического», Л. С. Вы- а
с
готский указывал на ведущую роль взрослого как «носителя»
культурных средств и на культурные факторы (воспитание, общение, взаимодействие).
В поведении каждого человека встречается ряд искусственных приспособлений, условно названных «психологическими орудиями или инструментами» (по Р. Турнвальду — «modus operandi», по терминологии Э. Клапареда — «внутренняя техника»), направленных на овладение собственными психическими процессами. Л. С. Выготский отмечает, что эти психологические орудия как средства воздействия на психику и поведение ребёнка - социальные по своей сути искусственные образования, а не индивидуальные и органические приспособления. Через психологические орудия ребёнок овладевает собой из вне, воздействуя на собственную природу, делая себе подвластной работу своих естественных сил, в результате чего существенным образом перестраиваются все функции поведения [10, 324]. Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, факторами социального развития выступают воспитание человека и внешние социальные воздействия, а в качестве ведущего механизма социализации - социальная ситуация развития, когда ребёнок как объект социализации осваивает просоциальные нормы, культурные, моральные и нравственные ценности общества, а также поведенческие сценарии. И. А. Лыкова характеризует социальную ситуацию развития в дошкольном возрасте установлением отношений § сотрудничества со взрослыми и сверстниками для активного освое-
ния социального пространства и адекватной регуляции собственных ^ действий через «социальное экспериментирование» - попытки
а
к вступать в диалоги и оказывать положительное влияние [11, 32]. тик Изучение проблемы исследования в зарубежных и отече-
£
2>
ственных психологических теориях позволило выделить множество механизмов социального развития: интеллектуализация, ин-§ троекция, рационализация, интроекция, сублимация. К выделенным механизмам А. В. Мудрик добавляет: традиционный механизм (усвоение человеком норм и эталонов поведения), ин-^ ституциональный механизм (взаимодействие человека с разными
ä
50
I
И5
общественными институтами), межличностный механизм (взаимодействие с субъективно значимыми людьми на уровне эмпатии и идентификации), стилизованный механизм (усвоение ценностей субкультуры), импринтинг (фиксирование человеком воздействия на него жизненно важных объектов), экзистенциальный нажим (неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми людьми) [9, 103].
Изучение проблемы социализации в дошкольном возрасте позволило определить, что «вхождению» ребёнка в общество способствуют механизмы социального развития как составляющие «производства» целостного человека на основе создания общественных отношений и познания себя, благодаря внешним социальным функциям. Анализ зарубежных и отечественных психологических исследований (Л. С. Выготский, Э. Дюркгейм, М. С. Каган, И. Кант, А. Н. Леонтьев, Б. С. Парыгин, А. В. Петровский, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) позволил определить психологические механизмы социального
гу
х §
о г и ч е о и
развития личности и наполнить авторским смысловым содержани- И,
р
е
У
ем особенности их реализации в дошкольном возрасте.
В теории социального научения подражание (или имитация) трактуется как источник всех видов деятельности и специфических о
и
человеческих свойств сознания, выполняющих коммуникативную и |
познавательную функции. Подражание как способность ребёнка к о
й
с о
ц и
л
имитации (теории имитации А. Гопника, 1990; Э. Мельтзоффа, 1993), которая, благодаря механизму эмоционального заражения, проявляется уже на ранних этапах онтогенеза, рассматривается В. И. Слободчиковым в контексте события и совместной жизнедеятельности, когда подражание «превращается» не формальное копирование действий, а в «проигрывание» и презентацию способов о
взаимодействия друг с другом (мимика, жесты, интонация, дей- о
л
ствия, поступки), обеспечивая единство и связь в содержании об- ° щения [12, 41]. В составную часть структуры культурно обусловленных значений объектов социальных норм и ролей активно включаются импульсы двигательных актов, создающих «биодина-
а ц
и и
д
е
т
е
й
о
в о
а с
мическую ткань движения» и составляющих конкретно-психологическую функцию подражания (А. Н. Бернштейн).
Подражание имеет ведущее значение в социальном развитии детей дошкольного возраста, «наполняясь» на протяжении возрастных периодов детства обобщённым содержанием и осознаваемыми смыслами, что впоследствии, по мнению Л. В. Коломийченко, становится основой механизма нормативной регуляции [13, 71]. На основе устойчивости успехов и достижений, в процессе соотнесения собственных результатов с результатами других детей у ребёнка формируется внутренняя позиция, произвольная деятельность и поведение, что способствует развитию важнейшего волевого качества — целеустремлённости.
В дошкольном возрасте подражание принимает форму «идентификации», содержание которой реализуется ребёнком в сюжетно-ролевых играх через моделирование поведения обобщённого взрослого. Механизм идентификации (Н. Н. Авдеева, А. Бандура, Е. М. Калашникова, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. В. Петровский и др.) имеет важное значение в социальном развитии детей дошкольного возраста, отражая установку (аттракция) на объект идентификации через собственное понимание ситуации, либо через «проигрывание» (интроекция) действий взрослого на основе сближения эмоциональных состояний. А. В. Петровский рассматривал идентификацию как социально-психологический интегративный механизм межличностных взаимодействий, отвечающих нравственно оправданным коллективистическим принципам, результат ^ которых определяется степенью соучастия и деятельности каждого.
,а
ни В дошкольном возрасте идентификация непосредственно связана с
т
§ эмоциональным состоянием ребёнка, которое проявляется в сопе-
¡ь
реживании, сочувствии, сострадании, соучастии — эмоциональном
Ю
отождествлении себя с другими людьми. Механизм идентификации
ко успешно реализуется в детских играх на уровнях эмпатийного пе-
ен
I
сц
^ ты и комплексы в проблемных ситуациях.
реживания, так как именно в них ребёнок «отрабатывает» интерио-ризированные формы поведения, компенсируя собственные дефек-
В исследованиях В. С. Мухиной идентификация и обособление, способствующие развитию личности в условиях психологической свободы, рассматриваются в диалектическом единстве и противоречии основных механизмов социализации. Обособление как феномен социогенеза личности оказывает особое влияние на становление индивида, чтобы занять определённое положение в обществе (сверстников, взрослых), возлагает на него определённую степень индивидуальной ответственности, что может привести к полной изоляции себя от других [14, 99]. В контексте социального развития ребёнка мы рассматриваем обособление с позиции формирования самостоятельности, усвоения конвенциональных норм (совокупность общепринятых норм и правил как средства регуляции поведения, характера взаимоотношений, взаимодействия и общения людей) и регуляции собственных действий.
В зарубежных психологических исследованиях А. Ватерма-на, К. Гергена, И. Гофмана, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона и др. механизм идентичности трактуется с позиций: личностной свободы и социальной детерминации, активности и потребности в общении, «смеси» связанных идентичностей, способности лично-
В. А. Ильина механизм идентификации понимается как способ-
гу их
ол о
г и ч е с к и
й р
е
гу
8 в
сти к решению задач в разные возрастные периоды, развивающейся о
и
конфигурации, возникающей в детстве в результате появления «Я»- т
к
IЛ Ой
синтезов и их дальнейшей «перекристаллизации». В исследованиях но
й с
о и
ность человека к ассимиляции социального и личностного опыта в а
¡4
а ц
и и
д
е
т е
й
условиях поддержания субъектности и собственной уникальности в изменяющемся мире [15, 123]. Структуру идентичности составляют: соматическая идентичность (целостность во взаимодействии с внешним миром), личностная идентичность (интеграция о
внешнего и внутреннего мира человека), социальная идентичность о
л
(совместное поддержание людьми стабильности и порядка). но
г
о
В социальном развитии детей дошкольного возраста реали- во
зация механизма идентичности, на наш взгляд, осуществляется в §
с
процессе: 1) формирования активности в разных видах детской де-
ятельности и творчестве, 2) формирования потребности в общении со сверстниками и взрослыми, обеспечивающего положительные эмоциональные проявления, взаимопонимание и адекватность эп-матийных реакций, 3) включённости ребёнка в групповую деятельность, предполагающую формирование ценностных ориентаций и обеспечивающую различные уровни идентичности (индивидуальная, групповая, общечеловеческая). Социализация личности основана на механизме интериоризации (от лат. «interior» — внутренний), который реализуется в процессе формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности [16, 227]. Представители французской психологической школы Э. Дюркгейм, П. Жане, Ж. Пиаже, В. Штерн и др. (XVIII-XIX вв.) рассматривали интериоризацию как «перенос» общественного мышления, свойственного конкретной социальной группе, во внутреннюю психику человека.
Рефлексия как один из механизмов социализации (Н. Г. Алексеев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. Н. Узнадзе, Г. П. Щедровицкий и др.) основана на сложном комплексе личных переживаний, на познавательно-оценочном (соотнесение внутреннего состояния человека с общепринятыми нормами и правилами) и эмоциональном уровнях (переживание, осознание собственных действий и поведения). Н. Н. Павелко, С. О. Павлов и др. | относят рефлексию к механизмам взаимопонимания в общении через осмысление субъектом средств и причин воспроизведения впечатлений на партнёров по общению [17, 36].
| В исследованиях К. Роджерса начальной формой рефлексии
ит
ки рассматривается механизм самооценки, отражающий жизненную
£
2>
,ко
н
е
I
сц
сущность человеческого «Я», в форме стремлений, переживаний, способностей и умений для гармонизации личности, приводящий человека к социальному успеху. Уже в раннем дошкольном возрасте самооценка осуществляется на уровне бессознательного и проявляется лишь в самоощущениях, по мере взросления ребёнок ^ учится осознавать и корректировать собственные действия — в
этом случае самооценка становится важнейшим фактором успешной или неуспешной социализации личности. В рамках проведённого исследования мы выделяем социальную рефлексию как особую форму развития личностных механизмов поведения ребёнка на основе средств общения (предметно-действенные, речевые, экспрессивно-мимические) — операций, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность.
В аспекте социализации-индивидуализации не менее значимым является механизм культуротворчества (Н. Ф. Голованова, М. С. Каган, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддъяков и др.), основанный на формировании у ребёнка социального опыта, на овладении способами деятельности и общения, становлении собственного отношения к нему и успешной трансформацией культурных ценностей в собственные личностные достижения. Процесс социального развития детей дошкольного возраста мы связываем не столько с усвоением культурных ценностей общества, сколько со становлением собственного отношения и успешной трансформации культурных ценностей в личные и межличностные достижения на основе культурных практик [18, 22]. Культурные практики, которые начинают
Итак, за исключением рефлексии, все вышеперечисленные механизмы социализации наблюдаются в поведении детей младшего дошкольного возраста, в полной мере зависят от позиций социального окружения и значимого взрослого, воспринимаемого ре-
поведения и оценок.
В настоящее время психолого-педагогические проблемы успешной социализации детей дошкольного возраста нашли отра-
гу их
ол о
г и ч е с к и
й р
е
гу
8 в
складываться в раннем дошкольном возрасте, составляют основу о
и
повседневной жизни ребёнка, расширяясь и обогащаясь в процессе т накопления многовариантного опыта общения (опыт сопережива- но
ния, эмпатии, дружбы, взаимопомощи и пр.) и продуктивного вза- со
и
имодействия, что составляет основу нравственного воспитания и | эмоционально-волевого развития. а
»К и
и
д
е
л й
д о
ь
бёнком как эталон поведения, «источник» социальных норм, о
о в о р
а с
жение в исследованиях В. Г. Бочаровой, Р. Г. Гуровой, Л. М. Захаровой, Л. В. Коломийченко, Л. И. Новиковой, Ю. В. Пурскаловой, М. И. Рожкова и др., которые внесли существенный вклад в теоретическое обоснование организации воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на качественное социальное развитие личности. Указывается, что основу успешной социализации ребёнка составляют процессы воспитания и обучения, определяющие возможность влияния на её позитивный характер [15; 13]. В рамках изучения проблемы исследования научно-практический интерес представляет концепция социального воспитания ребёнка в детских общественных организациях (М. И. Рожков), результатом реализации которой автор выделяет группу критериев социализации: 1) социальная адаптированность (активное приспособление ребёнка к условиям социальной среды), 2) социальная автономизация (реализация установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях), 3) социальная активность (готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений). М. И. Рожковым выделены основные принципы социализации детей: гуманистической ориентации, социальной адекватности и индивидуализации воспитания, создания воспитывающей среды и социального «закаливания». Согласно мнению автора, социализация рассматривается с позиций развития «созидательного потенциала личности», включающего активность, | эмоциональное благополучие и социальную компетентность, которые способствуют становлению индивидуальности ребёнка. Успешность в личностном становлении предполагает развитие у
на ребенка таких качеств, которые бы обеспечивали умение ориенти-
т
§ роваться в разнообразных социокультурных условиях [19]. £
2>
,ко
н
е
I
сц
5 Заключение (Conclusion)
В работе раскрыты и обоснованы основные механизмы социализации как движущие силы, направляющие ребёнка на успешное «вхождение» в социальное сообщество: взаимодействие с миром, другими людьми и самим собой. Исследованием установлено следующее:
- разные формы культурно-исторического опыта передаются ребёнку непосредственно через демонстрацию и объяснение образцов действий на основе эмоциональной отзывчивости, для успешного усвоения которых он должен «включаться» в специально организованные виды практической деятельности, творчество и совместную жизнедеятельность со взрослыми и сверстниками;
- социальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе позитивной социализации (приобщение ребёнка к разным аспектам социальной культуры и культурных ценностей, её интериоризации, трансляции и творчества) для обеспечения адаптации к социуму в соответствии с принятыми нормами и способами взаимодействия в обществе;
- успешности социализации в дошкольном возрасте способствуют механизмы социализации: подражания, эмоционального «заражения», нормативной регуляции, идентичности, идентификации, обособления, интериоризации, рефлексии, самооценки, культуро-творчества как функциональные компоненты деятельности общения для приобретения социального опыта, проявляющегося во взаимоотношениях в социуме;
тус в психическом развитии ребёнка, к концу дошкольного возраста
гу §
о г к
Л
№
о *
к
Й №
у
I
- результат процесса социализации, имеющего особый ста- о
з к
т
к
I
выражается в формировании внутренней позиции в условиях пози- о
й о о
-к к
§
а
к к
к д
е
т № Й
тивного социального взаимодействия, осознания себя субъектом в системе социальных отношений, адекватного оценивания себя и других людей с точки зрения принятых в обществе норм и правил. 6 Благодарности (Acknowledgments)
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО
«Мордовский государственный педагогический университет им. М. g
£
Е. Евсевьева» в рамках реализации проекта № МК-040-21 от g
§
с
26.04.2021 г. «Формирование позитивной социализации детей до- g
о
школьного возраста на основе духовно-нравственных и социокуль- g
турных ценностей народов Урала». Авторы выражают благодар- ^
о
ность за финансовую поддержку исследования.
Библиографический список
1. Барболин М. П. Социализация личности: методология, теория, практика. СПб. : Петрополис, 2008. - 372 с.
2. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества : монография / В. И. Якунин [и др.]. М. : Научный эксперт, 2009. - 464 с.
3. Калашникова Е. М. Личность и общность (Проблема идентификации). Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1997. С. 16-19.
4. Ковалева А. И., Богданова В. В. Траектории социализации : монография. М. : Московский гуманитарный университет, 2012. - 184 с.
5. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве - времени Детства. М. : Моск. Психол.-соц. ин-т ; Флинта, 1997. С. 45-50.
6. Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2009. - 209 с.
7. Худякова Н. Л. Философия и развитие образования : учеб. пособие. Челябинск : Образование, 2009. - 230 с.
8. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М. : Советская энциклопедия, 1987. 1249 с.
9. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации : монография. М. : Московский педагогический государственный университет, 2016. - 248 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры : монография / под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
11. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон ; под общей редакцией Л. Г. Петер-сон, И. А. Лыковой. М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016. - 336 с.
12. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 1994. - 78 с.
13. Коломийченко Л. В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования : монография. Пермь : ПГПУ 2008. - 154 с.
14. Мухина В. С. Возрастная психология. Феменология развития : учебник для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009. - 640 с.
15. Ильин В. А. Психологическая теория как полидисциплинарный под-^ ход к анализу социальных процессов в современном обществе : автореф. дис. ... ^ докт. психол. наук. Москва, 2009. - 59 с.
16. Психология человека от рождения до смерти / под общей ред. А. А. Реана. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. (Психологическая энциклопедия).
| 17. Павелко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика : учебное по-
^ собие. М. : КНОРУС, 2012. - 496 с.
^ 18. Бутенко Н. В., Черушева Н. В. Культурные практики ребёнка дошколь-
^ ного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности // Вестник Че-§ лябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 20-24.
19. Захарова Л. М., Пурскалова Ю. В. Социокультурное развитие детей й^ дошкольного возраста в современном мире: аналитико-моделирующий аспект :
монография. Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический универ-ьЦ ситет имени И. Н. Ульянова, 2015. - 63 с.
N. V. Butenko1, Ye. Yu. Nikitina2, A. N. Bogachev3
:ORCID No. 0000-0001-7730-7412 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000 -0001-9550-4700 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching the Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000 -0002-3206-5963 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL REGULATION OF POSITIVE SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN
£
o h o
<—1
0
1 a R
u
Abstract
Introduction. The article examines the problem of positive socialization in the context of ontogenesis of the psychology of child development in the socio-cultural space. The purpose of the article is to theoretically substantiate and reveal the mechanisms of socialization and social development of a child in the process of assimilating sociocultural experience, in a social situation as a period of dynamic changes, as a result of which new mental qualities of a person and behavioral norms are acquired.
Materials and methods. The main diagnostic methods of research are: the questionnaire "The nature of the manifestations of empathic reactions and behavior in children" (A. M. Shchet-inina), a map of observations of the manifestations of communicative abilities in preschoolers (A. M. Shchetinina, M. A. Nikifo- § rova), the method "Labyrinth" L. A. Venger. |
o s
N ö i
S'
s ^
P
I
o h S S
Results. The main mechanisms of socialization in preschool age have been identified, according to which the sphere of familiarizing children with social reality should be correlated with age capabilities, close to the natural interests and social experience of the child.
Discussion. It is argued that the mental development of a child in preschool age is due to the social situation as a specific form of significant emerging relationships for him in different periods of children's life, which determines the integral formation of a personality with new mental properties and qualities.
Conclusion. It is concluded that the process of socialization in preschool age is aimed at assimilation and active reproduction of social experience, carried out in active communication and activity by "entering" the child into the social environment, into the system of social ties to transform personal experience into their own attitudes, values, orientations and behavior.
Keywords: Socialization; Social situation; Social development; Factors of social development; Social experience; Psychological mechanisms; Preschool children. Highlights:
The factors influencing the "entry" of the child into the world of social relations, the formation of the basis of personal culture and socio-cultural perfection are determined; ago The psychological mechanisms of socialization are re-
^ vealed: imitation, emotional "infection", normative regulation,
a s
identity, identification, isolation, interiorization, reflection, self -esteem, cultural creation, due to which the successful integration of the individual into society occurs;
It was found that the process of social development of preschool children is aimed at the formation of their own attitude to the world, to other people, to oneself; a child's social experience is the result of the assimilation of social experience and cultural val-^ ues, which are gradually transformed into personal achievements.
£ £
s -Si s
05
References
1. Barbolin M.P. (2008), Sotsializatsiya lichnosti : metodologiya, te-oriya, praktika [Socialization of personality: methodology, theory, practice], Petropolis, St. Petersburg, 372 p. (In Russian).
2. Yakunin V.I., Bagdasaryan V.Ye, Kulikov V.I. & Sulakshin S.S. (2009), Variativnost' i tsiklichnost' global'nogo sotsial'nogo razvitiya che-lovechestva [Variability and cyclicity of the global social development of mankind], Monografiya, Nauchnyy ekspert, Moscow, 464 p. (In Russian).
3. Kalashnikova E.M. (1997), Lichnost' i obshchnost' (Problema identifikatsii) [Personality and community (the problem of identification)], Izdatel'stvo Permskogo universiteta, Perm', pp. 16-19. (In Russian).
4. Kovaleva A.I. & Bogdanov V.V. (2012), Trayektorii sotsializatsii [Trajectories of socialization], Monografiya, Moskovskiy gumanitarnyy uni-versitet, Moscow, 184 p. (In Russian).
5. Feldshtein D.I. (1997), Sotsial'noye razvitiye v prostranstve -vremeni Detstva [Social development in space — time of Childhood], Moskovskiy Psikhologo-sotsial'nyy institut; Flinta, Moscow, pp. 45-50. (In Russian).
6. Smirnova E.O. (2009), Detskaya psikhologiya (uchebnik dlya vuzov) [Children's psychology (A textbook for universities)], Piter, St. Petersburg, 209 p. (In Russian).
7. Khudyakova, N.L. (2009), Filosofiya i razvitiye obrazovaniya (uchebnoye posobiye) [Philosophy and development of education (A textbook)], Obrazovaniye, Chelyabinsk, 230 p. (In Russian). y
o
8. Edr. Prokhorov A.M. (1987), Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' 0 [Soviet Encyclopedic Dictionary], Sovetskaya entsiklopediya, Moscow, 1249 i p. (In Russian). l
9. Mudrik A.V. (2016), Sotsial'no-pedagogicheskiye problemy sotsi- e alizatsii [Socio-pedagogical problems of socialization], Monografiya, Moskov- l skiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet, Moscow, 248 p. (In Russian).
10. Vygotsky L.S., Edr. Yaroshevsky M.G. (1996), [Psychology of development as a phenomenon of culture], Izdatel'stvo "Institut prakticheskoy p psikhologii", Moscow; NPO "MODEK", Voronezh, 512 p. (In Russian). s
11. SupervisorPeterson L.G., Edrs.: Peterson L.G. & Lykova I.A. (2016), Kompleksnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovani- ° ya "Mir otkrytiy" [Comprehensive educational program of preschool education "World of discoveries"], Izdatel'skiy dom "Tsvetnoy mir", 336 p. (In Russian).
12. Slobodchikov V.I. (1994), Razvitiye sub"yektivnoy real'nosti v onto- n geneze (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoyo stepeni doktora psikho- ^ logicheskikh nauk) [Development of subjective reality in ontogenesis (Thesis abstract for the degree of Doctor of Psychology)], Moscow, 78 p. (In Russian).
o s
I §
13. Kolomiychenko L.V. (2008), Sotsial'noye vospitaniye detey v § kul'turologicheskoy paradigme obrazovaniya [Social education of children in g
the cultural paradigm of education], Monografiya, Permskiy gosudarstvennyy g pedagogicheskiy universitet, Perm', 154 p. (In Russian).
14. Mukhina V.S. (2009), Vozrastnaya psikhologiya. Femenologiya razvitiya (uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy) [Age-related psychology. Femenology of development (A textbook for students of higher educational institutions)], Akademiya, Moscow, 640 p. (In Russian).
15. Ilyin V.A. (2009), Psikhologicheskaya teoriya kak polidistsipli-narnyy podkhod k analizu sotsial'nykh protsessov v sovremennom ob-shchestve (avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora psikhologicheskikh nauk) [Psychological theory as a multidisciplinary approach to the analysis of social processes in modern society (Thesis abstract for the degree of Doctor of Psychology)], Moscow, 59 p. (In Russian).
16. Edr. Rean A.A. (2002), Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti [Human Psychology from Birth to Death], Psikhologicheskaya entsi-klopediya, Prime-EUROZNAK, St. Petersburg, 656 p. (In Russian).
17. Pavelko N.N. & Pavlov S.O. (2012), Psikhologiya i pedagogika (uchebnoye posobiye) [Psychology and pedagogy (A textbook)], KNORUS, Moscow, 496 p. (In Russian).
18. Butenko N.V. & Cherusheva N.V. (2017), Kul'turnyye praktiki rebonka doshkol'nogo vozrasta kak sredstvo obogashcheniya opyta detskoy deyatel'nosti [Cultural practices of a preschool child as a means of enriching the experience of children's activities], Vestnik Chelyabinskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3, 20-24. (In Russian).
19. Zakharova L.M. & Purskalova Yu.V. (2015), Sotsiokul'turnoye razvitiye detey doshkol'nogo vozrasta v sovremennom mire: analitiko-modeliruyushchiy aspekt [Socio-cultural development of preschool children in the modern world: analytical and modeling aspect], Monografiya, Ul'yanovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni I.N. Ul'yanova, Ulyanovsk, 63 p. (In Russian).
13 a
a .g
£ £
R
S Qq