DOI 10.25588/CSPU.2019.69.88.003
УДК 372.214 ББК 74.100.5
Н. В. Бутенко1, Н. А. Дильдина2
^RCID № 0000-0001-7730-7412 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-1581-7457 Старший преподаватель кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, аспирант кафедры педагогики и психологии детства, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Аннотация
Введение. В статье исследуется проблема культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, а также влияние микросоциальной среды как одно из условий успешности формирования культуры взаимодействия и выстраивания отношений, составляющих системообразующее качество личности (сознательно-активная, интегрально-избирательная), основанная на опыте
§
s ее связи с различными сторонами окружающей действительности.
^ Материалы и методы. Проверка теоретических положений
^ проблемы формирования культуры взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, объективная информация о педагогической работе в ДОО, а также анализ и интерпретация результатов исследования позволили использовать систему диагностик и ди-^ агностических методик на основе комплексных критериев и уровней,
0 «
ж
1
применимых к детям дошкольного возраста: «Сформированность социальных форм поведения ребёнка» (Л. В. Кирс, А. М. Щетинина), «Межличностные отношения ребёнка» (Р. Жиль), диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (модификации социометрического метода для детей Дж. Морено), проективные методы на выявление социального «Я» ребёнка и др. [1].
Результаты. Определена структура построения образовательного процесса на основе культурно-опосредованных форм отношений обучающихся с действительностью в микросоциальной среде, выделены важные моменты в рамках решения проблемы культурного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте, когда объ- О ектом отношений для ребёнка выступает окружающий мир, субъектом отношений выступает сам ребёнок, средства отношений обусловливает культура, культурная форма и культурное средство, предметы отношений представляются многообразием объектов & окружающего мира, продукт отношений проявляется в преобразованном ребёнком предмете и становлении самого себя как личности.
Обсуждение. Подчёркивается, что эффективность и результативность развития культурно-опосредованных форм отношений ребёнка с действительностью успешно осуществляется в процессе за-
Ключевые слова: социализация, микросоциальная среда, культурное взаимодействие, социальная активность, формы общения, сверстники, дошкольники.
а *
а *
у
л
о
№
и £
3
о
№
кономерных, целенаправленных и качественных изменений этих н
и
у
отношений в разных видах детской деятельности (познавательной, речевой, изобразительной, физическая, художественно-творческой и
33
др.), в том числе в процессе общения со сверстниками. ж
Заключение. Доказана значимость микросоциальной среды группы и её влияние на формирование успешного культурного взаи-
д
модействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками 5
с'
в процессе освоения эмоционально-практической, ситуативно-дело- №
|
вой и др. форм общения. &
е
л е
Основные положения:
Процесс формирования успешного культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками обеспечивается:
1) общением ребёнка со сверстниками как «движущей силой» развития, средством воспитания и обучения;
2) выстраиванием отношений, основанных на эмоциональном, познавательно-оценочном и когнитивно-поведенческом компонентах с учётом подструктур личности ребёнка (направленность отношений, опыт, индивидуальные особенности психических процессов, биопсихические свойства);
3) ярко проявляющейся эмоциональной насыщенностью в общении ребёнка со сверстниками, разнообразием коммуникативных действий в широком диапазоне, нестандартностью и нерегламентированностью средств общения.
1 Введение (Introduction)
В современном мире на этапе стремительного развития дошкольного образования существенно трансформирован феномен детства с его составляющими: социализацией, самоценностью, субъект-ностью, культуротворчеством в условиях расширения безграничных возможностей для самоактуализации и самореализации ребёнка в дальнейшей жизни. Система сложившихся взаимоотношений ребёнка с социальным миром, представленным образами взрослых и других детей, составляет социальную ситуацию детского развития, формирующуюся на основе педагогического взаимодействия взаимосвязанной деятельности педагога и детей, обеспечивающих успешность реализации целей образования [2].
Проблема культурного взаимодействия детей дошкольного § возраста является актуальной в связи с процессом социализации, про
I
"з являющимся в активном усвоении культуры, присвоении культурой
^ ного опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми, а дош-
а ж я
-"О л
Л
кольныи возраст рассматривается с позиции «культурного конструкта» в социальном классе взрослого сообщества (дети — активные субъекты социальной жизни) [3].
Согласно исследованиям Т. В. Волосовец, детство сегодня признаётся высшей ценностью, когда образование выступает особым пространством позитивной социализации и жизнедеятельности ребёнка [4]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», 2013 г.) определил принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в системе усвоения ребёнком норм-ценнос- 3 тей современного общества, общения и успешного взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, формирования умения правильного оценивания собственных поступков и поступков сверстников, формирования готовности ребёнка к совместной деятельности
образовательного процесса на основе культурно-опосредованных
очередь задаёт порядок функционирования и развития интеллектуальных психических процессов. Опираясь на философские идеи и
Л л д а
со сверстниками и пр.1. а
а
Российское образование определяет структуру построения с
2
0 №
а
форм отношений обучающихся с действительностью, что в свою о
1 о
о № а ж
исследования Н. Л. Худяковой о структуре и выстраивании куль- I турно-опосредованной формы отношения в процессе общения, ак 2 туализируем важные моменты в рамках решения проблемы форми- 3 рования культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками [5]. Возникновению опосредованной формы отношений в дошкольном возрасте способствует взаимодействие детей с помощью «группового эффекта», когда все повторяют действия индивида, воспроизводя форму отношений в собственной
№ 1
д
л
л Й
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 ^
октября 2013 г. N 1155. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 3
а н и д ь льи
,о к н е
I
И5
деятельности. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что процесс целенаправленного и качественного изменения этих отношений обусловлен изменением качеств культурных средств (орудий, понятий, представлений, знаков, символов и пр.), используемых в образовательном пространстве ДОО, влияющих на развитие детской деятельности.
Структуру личности в дошкольном возрасте определяет система формирующихся отношений ребёнка с действительностью, когда отношения личности складываются в сознательной, активной и избирательной деятельности, основанной на собственном опыте и культурных практиках (Н. Б. Крылова), связанных с содержанием детской жизни и общения со взрослыми и сверстниками [6].
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В настоящее время значимость микросоциальной среды как условия успешного культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками обусловлена многочисленными исследованиями в области культурологии, социологии, психологии и педагогики (Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Грабаровская, Н. А. Горлова, О. Л. Князева, М. В. Ко-репанова, Л. В. Коломийченко, Н. Е. Татаринцева и др.). В рамках нашего исследования под микросоциальной средой формирования культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками мы будем понимать гармоничную систему выстраивания отношений ребёнка со сверстниками через его «включение» в элементарные социальные связи в условиях развития социальной активности как основного показателя личностного развития в комплексе межличностных отношений.
Развитие личности ребёнка осуществляется в условиях социализации с позиции его приобщения к социально-историческому опыту в системе освоения социальных ролей и программ поведения в соответствии с нормами социальных обществ и групп (нормы конкретно-исторического общества и через них — усвоение норм чело-
веческих связей и отношений) [7]. По мнению Л. В. Коломийченко, процесс освоения ребёнком культуры тесно связан с механизмом «подражания» для «проникновения» в смысловые структуры человеческой деятельности, когда ребёнок овладевает общепринятыми нормами и правилами поведения вне зависимости от особенностей создавшейся коммуникативной ситуации1.
Социальная ориентация личности в процессе культурного взаимодействия как специфическая человеческая деятельность обеспечивается «запускающимися» эмоциями, составляющими
сложнейшую гамму чувств, характеризующими ребёнка как «соци- .
к1
ализированного человека» с позитивными качествами социального ^
о о о -к
? к
2 Л/Т^уяитд'ЭЛ/г гт\тттдя ттт-иг\тд ГЧ,ТТЧ7_ ^
№ ж
развития: самолюбием, чувством ответственности, доверия к людям, способностью к сопереживанию и пр.2. Механизм социальной ситуации развития личности в дошкольном возрасте проявляется в форме выстраивания значимых для ребёнка отношений с окружающей действительностью (социальных и др.), в которых он находится в разные периоды жизни, и в рамках социальной ситуации развития возникает конкретный вид детской деятельности.
^
л д
а к а а
V £
о № К а
3 Результаты (Results) о
К
о
о
№ а
К
ленная система психолого-педагогических воздействии со стороны I взрослых с целью сформировать у ребёнка определённые формы и £ качества поведения в соответствии с принятыми в обществе нор- 3 мами и идеалами поведения как социально желаемыми образцами.
В жизни ребёнка, начиная с трёхлетнего возраста, появляется новый партнёр по общению — сверстник. Исследованиями М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой и др. доказано,
Успешность культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками рассматривается как целенаправ-
1 Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь : Издательство ПГПУ, 2003. С. 12-13.
2
№ К
So д
е
т
л й
Психология человека от рождения до смерти / под общей ред. А. А. Реана. СПб. : ^ Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 262. ®
а ж а
•о
л «
Ж
I
05
что общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте имеет существенные особенности, качественно отличающиеся от общения ребёнка со взрослыми [8]. Анализ исследований позволил выявить эти особенности и выделить их основные различия.
Разнообразие коммуникативных действий в широком диапазоне. Наблюдения за процессом общения детей старшего дошкольного возраста показывают, что, общаясь со сверстниками, ребёнок 5-7 лет способен спорить с партнёром и навязывать ему собственную волю, мнение, может требовать, приказывать, обманывать и пр. В этом возрасте у ребёнка впервые проявляются сложные формы поведения: кокетство, обида, притворство, фантазирование и пр., что определяется «богатым» функциональным составом общения сверстников и разнообразием коммуникативных задач.
Яркая эмоциональная насыщенность. Значимость эмоционально-практического общения в старшем дошкольном возрасте, которая выражает степень напряжённости потребности в общении и меру устремлённости к партнёру, значительно выше по содержанию и средствам осуществления в сфере взаимодействия со сверстниками, чем со взрослыми. Основными средствами общения детей на данном этапе выступают экспрессивно-мимические движения — ло-комоции (Е. О. Смирнова). Отличие этого взаимодействия заключается в повышенной эмоциональности и раскованности контактов между сверстниками. По данным исследований В. В. Ветровой, в общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, которые выражают самые разные эмоциональные состояния детей (негодование, ярость, драка, бурная радость, нежность и пр.)1.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают испытывать особую потребность в сотрудничестве со сверстниками, вступая в ситуативно-деловое общение, связывающее их общим интересным
1 Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья: руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребёнка дошкольного и младшего
^ школьного возраста. М. : Пед. общ-во России, 2000. С. 19-20.
делом, в котором дети учатся согласовывать собственные действия с учётом активности своих партнёров для достижения успешных результатов. Практика работы в ДОО показывает, что к концу дошкольного возраста (6-7 лет) у многих детей складывается новая форма общения — внеситуативно-деловая, основанная на речевом общении и обращениях к сверстникам, когда они начинают чувствовать и понимать состояние друг друга.
Нерегламентированностъ и нестандартность средств общения. В дошкольном возрасте взрослый является эталоном культурно-нормированных образцов поведения, а сверстник создаёт
особенно ярко проявляется в процессе общения, когда невозможно развивать и продолжать диалог из-за отсутствия ответной активности сверстника. В такой ситуации для ребёнка значительно важнее его собственное действие, а инициатива со стороны сверстника в основ-
дети принимают инициативу взрослого.
1 Смирнова Е. О. Детская психология: учебник. М. : КНОРУС, 2013. С. 236-238.
условия для ненормированных, индивидуальных и свободных про- о
о
явлений. Естественно, что с возрастом детские контакты всё более и
л
подчиняются общепринятым нормам и правилам общения. Прак- н
тика работы с детьми дошкольного возраста показывает, если в про- с
е
цессе общения со взрослыми даже маленькие дети придерживаются а
а »
а
у
сл о
в и е
определённых форм поведения, то взаимодействие со сверстниками основано на самых неожиданных и оригинальных движениях и действиях. Е. И. Смирнова нивелирует подобную свободу и нерегламентированность общения дошкольников с точки зрения того, что об- М щество сверстников помогает ребёнку проявить собственную ориги- Ц
а
нальность и самобытное начало, а особая раскованность и ни использование нестандартных средств общения остаётся отличи- у
тельной чертой детского общения до конца дошкольного возраста1. у
н
Преобладание инициативных действий над сверстниками г
о
в а
о
о
д
е
с
з
в
и
ном не поддерживается, но в несколько раз чаще в такой ситуации е
е
л е
4 Обсуждение (Discussion)
В настоящее время, в условиях многонационального общества, особую значимость приобретает культурное взаимодействие, которое рассматривается в аспекте особого вида связей и отношений между культурами, складывающиеся в процессе взаимообмена культурными идеями, нормами и ценностями1.
Российское образование как особый «механизм культуроге-неза» (И. Беседина, В. П. Беспалько), основанное на культурологической парадигме, стратегической целью ставит приобщение детей дошкольного возраста к культуре для обеспечения его успешной социальной адаптации и становления личности. В условиях изменения содержания дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013 г.) по-новому рассматривается социализация личности в период дошкольного детства, когда она понимается как процесс «включения» растущего человека в общество, благодаря усвоению, присвоению и воспроизводству личностью социального опыта и исторически накопленной культуры. Применительно к педагогике Е. В. Бережнова и В. В. Кра-евский обозначают такую деятельность как целенаправленную социализацию личности во взаимодействии педагога и ребёнка под руководством взрослого2.
Приобщение детей к социокультурным нормам через освоение социальных ролей является необходимым условием формирования общей культуры ребёнка, включающей в себя развитие его как социального человека, способного занять место в обществе, как
культурного человека, присваивающего культуру и преобразующего
«
§ её в собственной деятельности. В исследованиях Н. В. Бутенко, под-
•о
§ чёркивается, что через культуру осуществляется связь с поколениями,
^ 1 Культурология : краткий тематический словарь. / под ред. Г. В. Драч, Т. П. Ма-
тяш. Ростов н/Д. : Феникс, 2001. С. 92.
2 Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», ^ 2008. С. 197-198.
0 «
ж
1
И5
развитие ребёнка, обеспечивая его становление как личности во взаимодействии с социальными отношениями (социум, взрослые, сверстники)1.
Процесс культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками связан с накоплением социокультурного опыта и социокультурных впечатлений (Т. И. Бабаева, А. Г. Го-гоберидзе, В. А. Деркунская, Л. В. Коломийченко, И. А. Лыкова и др.), активно преобразующих культуру ребёнка, «вращивая» в неё элементы различных субкультур. Социокультурный опыт ребёнка старшего дошкольного возраста включает в себя опыт эмоционально-
ценностных отношений к миру и культуре, опыт представлений о к
о
мире, природе, обществе, искусстве, опыт умений взаимодействия с о
„ ц
миром и культурой, опыт творческой деятельности или творческого §
л
2 ь
«включения» в культуроосвоение и культуросозидание2. §
На социальные отношения, возникающие в процессе куль- р
л
турного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со §
§
сверстниками, непосредственное влияние оказывает микросоциаль- §
о
в и е
ная среда в группе ДОО, в которой ребёнок, на наш взгляд:
1) активно вовлекается в общество сверстников, проявляя индивидуальные особенности личности, что делает его впоследствии ор
4) преодолевает трудности, связанные с особенностями процес-
1 Бутенко Н. В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста : дис. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2016. - 444 с.
2
нравственным существом и определяет как члена общества; о
§
2) учится выстраивать положительные взаимоотношения на н
§
основе принципиального равноправия в зависимости от сложив- у шейся ситуации и от устойчивых черт личности;
ур
3) испытывает чувство удовольствия от совместной деятель- Ю
г
ности и времяпрепровождения как процесса межличностного обще- в
а
ния, которое по своему содержанию выражается в системе социаль- |
ных ролей; е
й с
№ и
Л
е
3
е
й
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Субъектность ребенка дошкольного воз- ^
л
раста: миф или реальность? // Современный детский сад. 2010. № 1. С. 22-27. 3
са освоения разных видов деятельности, с разницей детских желаний, намерений и мнений.
Межличностное взаимодействие детей в группе сверстников, являясь по своей сути социальным взаимодействием, может по-разному влиять на становление личности ребенка. Фактически это как микросреда, которая наряду с взрослым окружением определяет направление и характер изменения внутреннего мира ребёнка, а благоприятной микросреда становится при наличии общих ценностей и создания для ребёнка необходимых условий для реализации намеченных целей и задач, обеспечивающих его развитие и саморазвитие.
В процессе культурного взаимодействия в группе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), закладывающие основы формирования положительных личностных качеств личности (сочувствие, стремление оказать помощь и дружескую поддержку, умение разделить радость, чувство справедливости, честность и др.). В той или иной форме поведения ребёнок, ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожиданий», упражняется в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной возрастной группе.
Процесс культурного взаимодействия связан с восприятием реакции детей старшего дошкольного возраста, вступающих в контакт в форме «обратной связи» (теория «зеркального Я» Ч. Кули), на основе чего формируется личность ребёнка, его самосознание и «Я» концепция [9]. Одобрение группы обеспечивает ребёнку возможность
« самовыражения и самоутверждения, способствует развитию уверен-
S
^ ности, активности, позитивного самовосприятия и укреплению пси-
§
t^ хического здоровья. В процессе взаимодействия в группе сверстни-
^ ков дети не только приспосабливаются к обществу, но принимают
g его нормы и правила поведения, а также учатся влиять на окружаю-
ж
| щий социальный мир и успешно индивидуализироваться в нём.
^ 5 Заключение (Conclusion)
^ Подобное понимание и трактовка проблемы формирования
успешного культурного взаимодеиствия детей старшего дошкольного возраста в микросоциальной среде подводит к дифференцированию содержания психолого-педагогической работы в ДОО:
- в контексте культурного взаимодействия группа сверстников как микросоциальная среда развития ребёнка дошкольного возраста оказывает непосредственное влияние на формирование и самоизменения личности в процессе усвоения культуры;
- в системе культурно-опосредованных отношений, возникающих в процессе взаимодействия группы сверстников, определяются движущие силы личности, в которых отношения составляют системообразующее качество личности;
- в рамках микросоциальной среды у детей старшего дошкольного возраста формируется опыт культурного взаимодействия с социумом, со взрослыми и сверстниками в разных социокультурных условиях, в результате чего происходит переоценка опыта формиро- ^ вания собственной модели поведения в конкретном обществе и от- » ношения к действительности.
Библиографический список
а к у
сл о
в и е
1. Щетинина А. M. Диагностика социального развития ребёнка : учебно-ме- S
тодическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Myдрого, 2000. - 88 с. р
м
и р о в
2. Дошкольное образование: инновации, перспективы развития : коллективная монография I Л. В. Коломийченко [и др.] I под науч. ред. Л. В. Трубайчук. Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С. 8-9. н
3. Manuela Du Bois-Reymond, Heinz Sünker & Heinz-Hermann Krüger. g Childhood in Europe: Approaches-Trends-Findings. New York, 2001. XV, 327 p.
4. Волосовец Т. В. Детствосбережение в дошкольном образовании: Концептуальные основы развития образования в интересах детей : монография. M. : ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. С. 11-13. ^
5. Худякова Н. Л. Философия и развитие образования : учеб. пособие. Че- г лябинск : Изд-во ИИ-у^Ц «Образование», 2009. С. 105-112. л
6. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной S педагогике I Ведущий образовательный портал России «Инфоурок» : [сайт]. URL: | https:IIinfourok.ruIprezentaciya-razvitie-kulturologicheskogo-podhoda-v-sovremennoy- д pedagogike-1406387.html (дата обращения:15.10.2019). е
7. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология : курс лекций. 3-е изд., пере-раб. и доп. - M. : Центр, 2003. - 223 с. С. 49-52. (Серия "Alma mater"). - ISBN 588860-055-5. д
8. Myхина В. С. Возрастная психология : феноменология развития: учеб. для вузов по специальностям «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика». 12-е изд., стер. - Mосква : Академия, 2009. - 637 с. С. 122-124. (Серия «Высшее образование»). - ISBN 978-5-7695-6497-0.
9. Самыгин С. И. Психология и педагогика : учебное пособие. M. : КРОНУС, 2012. С. 228-229.
е
on л
е
N. V. Butenko1, N. A. Dildina2
^RCID No. 0000-0001-7730-7412 Associate professor, doctor of pedagogical sciences, Professor of the department of theory, methods and management of preschool education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-1581-7457 Senior Lecturer of the Department of theory, methods and management of preschool education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
MICROSOCIAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR FORMING A SUCCESSFUL CULTURAL INTERACTION PRESCHOOLERS WITH THE SAME AGE
Abstract
Introduction. The article examines the problem of cultural interaction of children of senior preschool age with peers, as well as the influence of the micro-social environment as one of the conditions for successful formation of a culture of interaction and building relationships that make up the system-forming personality quality (consciously active, integrated-selective), based on its experience with various sides of the surrounding reality.
Materials and methods. Testing the theoretical positions of the problem of forming a culture of interaction between older preschool children with peers, objective information about pedagogical work in the OED, as well as analysis and interpretation of the research results I allowed the use of a system of diagnostics and diagnostic methods based on complex criteria and levels applicable to preschool children: "For-^ mation of social forms of child behavior" (L. V. Kirs, A. M. Scheti-nina),"Interpersonal relations of a child" R. Gilles), interpersonal diagnosis ostnyh relations based on subjective preferences (modification of the sociometric method for children George. Moreno), projective tech-^ niques to identify the social "I" of the child and others. [6, p. 18].
R
s Qq
Results. The structure of the educational process based on culturally-mediated forms of students' relations with reality in the microsocial environment has been determined, important points have been highlighted in solving the problem of cultural interaction in the senior preschool age, when: 1) the surrounding world is the object of the relationship for the child; the child himself, 3) the means of relations determines the culture, cultural form and cultural means, 4) the objects of the relationship are represented by the variety of objects surrounding the guide of the world, 5), the product of relations manifested in the trans- § formed child subject and the formation of himself as a person.
Discussion. It is emphasized that the efficiency and effectiveness of the development of culturally-mediated forms of relations between a the child and reality is successfully carried out in the process of regular, ^
o
purposeful and qualitative changes in these relations in different types ^ of children's activities (cognitive, speech, visual, physical, artistic and § creative, etc.), including in the process of communication with peers.
Conclusion. The importance of the microsocial environment of
3
3
the group and its influence on the formation of successful cultural inter- 3 action of children of senior preschool age with their peers in the process of mastering emotional, practical, situational and business, and other forms of communication has been proved.
Keywords: socialization, micro-social environment, cultural interaction, forms of communication, peers, children of senior preschool age.
Highlights:
The process of formation of successful cultural interaction of children of senior preschool age with their peers is ensured by: $
Child's communication with peers as a "driving force" of development, a means of education and training;
Building relationships based on emotional, cognitive-evaluative and conservative-behavioral components, taking into account the substructures of the child's personality (orientation of the relationship, experience, individual characteristics of mental processes, biopsychical properties);
a
c
c c
s l
P 3
C6
e
Vividly manifested emotional saturation in communicating a child with peers, a variety of communicative actions in a wide range, non-standard and non-ad hoc communication.
a
R
5! §
S
-SS s cç
£
References
1. Shhetinina A.M. (2000) Diagnostika sociaVnogo razvitiya rebyonka (uchebno-metodicheskoe posobie) [Diagnosis of the child's social development (A teaching aid)]. Velikij Novgorod, Novgorodskiy gosudarstvennyy universitet imeni Yaroslava Mudrogo. 88 p. (In Russian).
2. Kolomijchenko L.V., Scientific Edr Trubajchuk L.V. & Xudyakova L.N. (2014) DoshkoTnoe obrazovanie: innovacii, perspektivy" razvitiya [Preschool education: innovation, development prospects]. Kollektivnaya monografiya.. Chelyabinsk, Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosdurastvennogo pedagogicheskogo universiteta. P. 89. (In Russian).
3. Manuela Du Bois-Reymond, Heinz Sünker & Heinz-Hermann Krüger. Childhood in Europe: Approaches-Trends-Findings. New York, 2001. XV, 327 p.
4. Volosovecz T.V. (2018) Detstvosberezhenie v doshkoTnom obrazovanii: KonceptuaVny^e osnovy" razvitiya obrazovaniya v interesax detej [Child-saving in preschool education: Conceptual framework for the development of education for children]. Monografiya. Moscow, Federal'noye gosudarstvennoye byudzhetnoye nauchnoye uchrezhdeniye "Institut izucheniya detstva, sem 'i i vospitaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya". P. 11-13. (In Russian).
5. Xudyakova N.L. (2009) Filosofiya i razvitie obrazovaniya (uchebnoye posobiye) [Philosophy and development of education (A training manual)]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo Gosudarstvennoye uchebno-metodicheskoye uchrezhdeniye "Infor-matsionno-izdatel'skiy uchebno-metodicheskiy tsentr "obrazovaniye". P. 105-112. (In Russian).
6. Kry'lova N.B. Razvitie kuFturologicheskogo podxoda v sovremennoj ped-agogike [Development of a culturological approach in modern pedagogy]. Sayt "Ve-dushchiy obrazovatel'nyy portal Rossii "Infourok" [Site "Leading educational portal of Russia "Infourok"]. Available at: https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-kul-turologicheskogo-podhoda-v-sovremennoy-pedagogike-1406387.html (Accessed: 15.10.2019). (In Russian).
7. Radugin A.A., Radugin K.A. (2003) Sociologiya (kurs lektsiy) [Sociology (Course of lectures)]. Moscow, Tsentr. 223 p., pp. 49-52. ISBN 5-88860-055-5 (In Russian).
8. Mukhina V.S. (2009) Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya (uchebnik dlya vuzovpo spetsial'nostyam "Pedagogika ipsikhologiya ", "Sotsial'naya pedagogika", "Pedagogika") [Age psychology: development phenomenology (Textbook. for universities in the field of "Pedagogy and Psychology", "Social Pedagogy", "Pedagogy")]. Moscow, Akademiya, 637 p., pp. 122-124. ISBN 978-5-7695-6497-0. (In Russian).
9. Samy'gin S. I. (2012) Psixologiya ipedagogika (uchebnoe posobie) [Psychology and pedagogy (study guide)]. Moscow, Izdatel'stvo "KRONUS". P. 228-229. (In Russian).