Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОЛИГОНЫ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / УЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Дмитрий Александрович, Артемова Валерия Валерьевна, Ермаков Сергей Вячеславович

В статье рассматривается опыт подготовки специалистов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя для органов предварительного расследования в условиях противодействия преступлениям, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотрены правовые, кадровые, организационные особенности служебной деятельности, в которых предстоит работать выпускникам университета. Анализируются специальные дисциплины, формирующие необходимые профессиональные компетенции будущих специалистов. Приводятся примеры использования элементов практического обучения, деловых игр, учений в условиях полигонной базы, максимально приближенных к реальной обстановке совершения преступления с учетом развивающихся информационно-телекоммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Дмитрий Александрович, Артемова Валерия Валерьевна, Ермаков Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPECIALISTS FOR PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES IN THE CONTEXT OF COMBATING CRIMES, COMMITTED WITH THE USE OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article discusses the experience of training specialists at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot for preliminary investigation bodies in the context of combating crimes committed using information and telecommunication technologies. The legal, personnel, organizational features of service activities in which university graduates have to work are considered. Special disciplines that form the necessary professional competencies of future specialists are analyzed. Examples of the use of elements of practical training, business games, exercises in the conditions of a training ground, as close as possible to the real situation of a crime, are given, taking into account developing information and telecommunication technologies.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Научная статья УДК 34.3

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-265-270 NIION: 2015-0066-2/22-314 MOSURED: 77/27-011-2022-02-513

Подготовка специалистов для органов предварительного расследования в условиях противодействия преступлениям, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Дмитрий Александрович Иванов1, Валерия Валерьевна Артемова2, Сергей Вячеславович Ермаков3

1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, ida_2008_79@mail.ru

2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 artval13@mail.ru

3 ermak27@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт подготовки специалистов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя для органов предварительного расследования в условиях противодействия преступлениям, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотрены правовые, кадровые, организационные особенности служебной деятельности, в которых предстоит работать выпускникам университета. Анализируются специальные дисциплины, формирующие необходимые профессиональные компетенции будущих специалистов. Приводятся примеры использования элементов практического обучения, деловых игр, учений в условиях полигонной базы, максимально приближенных к реальной обстановке совершения преступления с учетом развивающихся информационно-телекоммуникационных технологий.

Ключевые слова: практическое обучение, курсант, слушатель, следователь, дознаватель, преступления, информационно-телекоммуникационные технологии, криминалистические полигоны, деловые игры, учения

Для цитирования: Иванов Д. А., Артемова В. В., Ермаков С. В. Подготовка специалистов для органов предварительного расследования в условиях противодействия преступлениям, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 265-270. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-265-270.

Original article

Training of specialists for preliminary investigation bodies in the context of combating crimes, committed with the use of information and telecommunication technologies

Dmitry A. Ivanov1, Valeria V. Artemova2, Sergey V. Ermakov3

1 Moscow State Institute of International Relations (University)

of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO-University), Moscow, Russia, ida_2008_79@mail.ru

2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 artval13@mail.ru

3 ermak27@mail.ru

Abstract. The article discusses the experience of training specialists at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot for preliminary investigation bodies in the context of combating crimes committed using information and telecommunication technologies. The legal, personnel, organizational features of service activities in which university graduates have to work are considered. Special disciplines that form the necessary professional competencies of future specialists are analyzed. Examples of the use of elements of practical

© Иванов Д. А., Артемова В. В., Ермаков С. В., 2022

training, business games, exercises in the conditions of a training ground, as close as possible to the real situation of a crime, are given, taking into account developing information and telecommunication technologies.

Keywords: practical training, cadet, listener, investigator, investigator, crimes, information and telecommunication technologies, forensic testing grounds, business games, exercises

For citation: Ivanov D. A., Artemova V. V., Ermakov S. V. Training of specialists for preliminary investigation bodies in the context of combating crimes, committed with the use of information and telecommunication technologies. Bulletin of economic security. 2022;(2):265-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-265-270.

Вопросы подготовки кадров для органов предварительного расследования являются достаточно злободневными [1, с. 271] и обуславливают потребности в обмене опытом организации обучения с ведомственными [2, с. 30] и гражданскими ВУЗами [3, с. 88] в данном направлении.

Говоря об актуальности вопросов подготовки специалистов для органов предварительного расследования следует в первую очередь подчеркнуть, что в последние годы, как нам всем известно, наблюдается увеличение количества преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ввиду значительной интеграции данных технологий в повседневную и деловую жизнь граждан, государственных органов и общества.

В настоящее время активно используются современные телекоммуникационные средства общения, социальные сети, мессенджеры и прочие приложения. Появилось множество цифровых сервисов и приложений, в том числе привязанных к различным техническим устройствам, фиксирующим местоположение и другие данные о пользователе и его предпочтениях. Сформировалась обширная область социального взаимодействия - информационная среда.

Применение компьютерной техники и сети Интернет предоставляет значительные возможности лицам, использующим достижения современных информационно-телекоммуникационных технологий для совершения преступлений и реализации своих корыстных целей.

Ежегодный рост преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий поражает своими темпами. В целом по сравнению с 2012 годом число зарегистрированных ИТТ-преступлений увеличилось в 50 раз (2012 г.: 10,2 тыс.; 2020 г.: 510,4 тыс.). Удельный вес поставленных на учет ИТТ-преступлений в числе всех зарегистрированных криминальных посягательств возрос до 25% (2019 г.: 14,5%)'.

Таким образом, каждое четвертое преступление совершается с использованием IT-технологий. Достаточно сказать, к примеру, что все общение между

1 Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2020 год // [Электронный ресурс] URL: https://media.mvd.ru/files/embed/2126203 (дата обращения: 01.11.2021) (дата обращения: 14.01.2022).

участниками незаконного оборота наркотических средств строится почти исключительно через сеть Интернет, без реального контакта, то есть практически каждое преступление данного вида совершается посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет.

В этой связи в выступлении на расширенной коллегии МВД России, прошедшей 3 марта 2021 года, Президентом Российской Федерации закономерно отмечено, что бурное развитие цифрового пространства и интенсивная информатизация современного общества формирует серьезные угрозы использования информационных технологий и средств телекоммуникаций в противоправной деятельности. Вопросы противодействия преступлениям в телекоммуникационных сетях, информационных системах и сети Интернет определены как приоритетные2.

Решениями руководства МВД России конкретизированы задачи по противодействию преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В частности обращено внимание на качество расследования данных преступлений, повышение уровня взаимодействия с организациями связи, интернет-провайдерами и банками, а также повышение квалификации сотрудников в сфере И-технологий.

Значительный объем задач, стоящих перед МВД России, определяет острую необходимость укрепления кадрового потенциала, а как следствие, формирования и совершенствования профессиональных компетенций у сотрудников органов предварительного расследования, а также у обучающихся образовательных организаций системы МВД России.

В органах предварительного расследования создаются подразделения, основной задачей которых является расследование преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Так, в Москве создано 9 следственных подразделений, которые специализируются на расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной ин-

2 Официальный сайт Президента России // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65090 (дата обращения: 14.01.2022).

формации. Укомплектовано 3 отдела в управлениях внутренних дел по ВАО, СВАО, ЦАО, 6 отделений в других округах г. Москвы, штатной численностью свыше 80 должностей. Данные подразделения сформировали из следователей, обладающих познаниями в компьютерной технике и технологиях.

В подразделениях дознания ГУ МВД России по г. Москве введены 165 должностей дознавателей, которые специализируются на расследовании преступлений, совершенных дистанционным способом.

В условиях роста количества преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации, особую значимость приобретает подготовка специалистов для органов предварительного следствия и дознания, которые будут обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками по расследованию данных преступлений.

Подготовка специалистов для органов предварительного расследования системы ОВД является одним из приоритетных направлений подготовки кадров в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя (далее - университет). Университет готовит специалистов для работы в следственных подразделениях и в службе дознания.

В институте подготовки сотрудников для органов предварительного расследования сегодня насчитывается более 1100 курсантов и слушателей, обучающихся по узким специализациям - предварительное следствие и дознание в органах внутренних дел. Ежегодно университет выпускает в среднем 6-7 групп следователей, 2-3 группы дознавателей.

При подготовке кадров учитываются потребности практики, изменения в структуре преступности, что позволяет готовить курсантов и слушателей к расследованию новых видов и способов совершения преступлений, изучать особенности производства процессуальных и следственных действий с учетом развивающихся технологий.

В связи с возникновением угроз в сфере информационно-телекоммуникационных, компьютерных технологий в университете была введена дисциплина «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации». В ходе обучения курсанты овладевают основами методики расследования данных преступлений, навыками проведения следственных действий, принятия необходимых процессуальные решений и составления процессуальных документов, приемами эффективной организации деятельности будущих следователей и дознавателей в условиях бурного развития информационных технологий.

Для обеспечения учебного процесса по реализуемым в университете специальностям разработаны основные профессиональные образовательные программы высшего образования.

Организация всего учебного процесса в университете построена таким образом, что поставленная задача - подготовить специалиста к будущей профессии и службе в системе органов внутренних дел - решается все 5 лет обучения: постепенно и планомерно. В соответствии с учебными рабочими планами оптимально определен перечень учебных дисциплин, что позволяет в конце обучения требовать от курсантов демонстрации тех умений, навыков и знаний, которые они получили.

Например, на старших курсах Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования изучаются профильные дисциплины специализации, в частности: «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ», «Расследование преступлений против личности и собственности», «Расследование преступлений в сфере экономической деятельности», «Расследование преступлений в сфере компьютерной информации», «Киберпреступность в финансово-кредитной сфере», «Основы кибербезопасности», «Работа со следами преступлений», «Практикум по особенностям квалификации отдельных видов преступлений».

В настоящее время дисциплины, формирующие профессиональные компетенции, составляют порядка 60 % от общего количества дисциплин, предусмотренных учебными планами. Такой подход позволяет сформировать у обучающихся необходимый набор компетенций.

В целях реализации основных задач органов внутренних дел по приоритетным направлениям деятельности в текущем году разработаны и включены в учебные планы новые дисциплины:

- Расследование преступлений, совершенных с использованием информационно - телекоммуникационных технологий;

- Деятельность дознавателя по составлению статистических карточек и направлению запросов в базы данных.

Разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, занимающихся вопросами выявления и расследования преступлений, связанных с использованием криптовалют и других виртуальных активов.

Следует отметить, что преподаватели университета активно вовлечены в процесс саморазвития, получают дополнительные знания и компетенции при повышении квалификации и прохождении стажировок. В частности, на курсах, организованных Центральным Банком России.

Говоря о методах обучения, следует сказать, что в целях совершенствования образовательного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в университете разработана и реализуется Стра-

тегия совершенствования образовательного процесса, направленная на формирование соответствующих компетенций у курсантов и слушателей по направлению противодействия преступлениям, совершаемым в сфере информационных технологий.

В образовательном процессе обеспечивается реализация принципа практической направленности образования [4, с. 123], используются активные прак-тико-ориентированные формы обучения: деловые игры, занятия на криминалистических полигонах, в компьютерных классах, составление процессуальных документов (учебных уголовных дел). Обеспечено участие в проведении занятий сотрудников практических подразделений различных служб с учетом специальности обучающихся.

Проведение комплексных учений с привлечением практических работников органов внутренних дел является эффективной формой организации учебного процесса [5, с. 42].

Так, в целях введения новых практико-ориенти-рованных методов обучения, формирования у обучающихся способностей к совместной оперативно-служебной деятельности, навыков применения в профессиональной деятельности правовых и организационных основ выявления, раскрытия и расследования преступлений, 16 июня 2021 года в университете проведены комплексные учения по пресечению и расследованию незаконной банковской деятельности, а также легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, совершаемых с использованием криптовалют и других виртуальных активов. В комплексных учениях приняли участие пять команд, среди которых курсанты четырех факультетов. Учения организованы при взаимодействии преподавателей пяти кафедр университета, с привлечением сотрудников Главного управления МВД России по г. Москве.

В рамках учений курсантами были отработаны навыки взаимодействия между подразделениями и службами органов внутренних дел в процессе расследования преступлений данной направленности1.

Кроме того, комплексные учения по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запланированы в учебном расписании на второе полугодие для следователей по дисциплине «Расследование преступлений против личности и собственности» и для дознавателей по дисциплине «Особенности расследования отдельных видов преступлений дознавателями органов внутренних дел».

Курсантами и слушателями при изучении учебной дисциплины «Расследование преступлений в

1 Официальный сайт Московского университета МВД Росии им. В. Я. Кикотя // [Электронный ресурс] URL: https://xn--l1aeji. xn--b1aew.xn--p1ai/Press-sluzhba/Novosti/item/24669317 (дата обращения: 14.01.2022).

сфере компьютерной информации» изучаются возможности применения в практической деятельности ИБД-Ф «Дистанционное мошенничество».

При проведении учебных занятий используется обновляемая база и электронный регистр учебных фильмов и видеофрагментов по расследованию отдельных видов преступлений и производству следственных действий.

В учебном процессе используются учебные фильмы объединенной редакции МВД России, в том числе «Учебный фильм - Преступления XXI века. Чудовище Карберп» и каталог видеосюжетов, оперативных видео, которые можно использовать в рамках проведения практических занятий.

Курсанты активно участвуют в научной деятельности, исследуя проблематику противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что отмечено рядом дипломов всероссийских конкурсов научных работ.

Огромную роль в становлении будущих специалистов играет ознакомительная практика на 3 курсе обучения и производственная преддипломная практика в практических подразделениях на 5 курсе обучения.

В рамках реализации практико-ориентирован-ного подхода в обучении курсантов и слушателей в институте подготовки сотрудников для органов предварительного расследования создан полигонный комплекс, включающий в себя свыше 30 рабочих мест.

Оборудованные рабочие места позволяют моделировать профессиональную деятельность следователя (дознавателя), взаимодействие в процессе производства разнообразных следственных и иных процессуальных действий, в том числе и при расследовании преступлений совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий [6, с. 135]. Так, при взаимодействии со Сбербанком и ВТБ оборудованы отделения банков на полигонной базе, что обеспечивает возможность проведения практических занятий по типичным в данной сфере фабулам.

Также на полигоне представлены учебные уголовные дела по отдельным видам преступлений, а также полученные из практических органов процессуальные документы по результатам расследования отдельных видов преступлений. В открытом доступе на полигоне находятся методические рекомендации по проведению практических занятий.

Таким образом, современные методические приемы и способы, применяемые при проведении учебных занятий, направлены на формирование у обучающихся комплексных цифровых компетенций, при этом в основу преподавания закладываются принципы междисциплинарного практико-ориентированно-го подхода.

Следует особо отметить на взаимодействие с органами предварительного расследования. Подготовку будущих следователей, дознавателей во многом обеспечивает практическая направленность обучения, которая реализуется благодаря тесно налаженному взаимодействию кафедр университета с практическими подразделениями основных комплектующих органов.

В Следственном департаменте МВД России, Управлении организации дознания МВД России на постоянной основе осуществляется обобщение и анализ правоприменительной практики расследования преступлений, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий. Университет как участник научно-практических секций, действующих в указанных подразделениях, осуществляет взаимодействие по вопросам обмена информацией.

Кроме того, в целях получения практических материалов, необходимых для учебного процесса, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университет сотрудничает с комплектующими подразделениями органов предварительного следствия и дознания г. Москвы и Московской области.

Преподаватели университета выступают с докладами на проводимых семинарах-совещаниях в ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области по вопросам организации расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Значительное внимание также уделяется разработке методического обеспечения учебного процесса. Так, в 2021 году были подготовлены: учебник «Противодействие преступлениям в сфере информационных технологий», также ряд учебных пособий: «Расследование преступлений, совершенных с использованием криптовалюты», «Расследование уголовных дел о преступлениях в банковской сфере», «Расследование мошенничества на рынке Аэгех».

По заявкам практических органов были подготовлены следующие методические рекомендации:

- Макет уголовного дела о преступлениях, связанных с мошенничеством, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

- Сборник образцов запросов при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершаемых с использованием 1Т-технологий.

10 декабря 2021 года в университете был организован учебно-методический семинар «Совершенствование методики обучения курсантов и слушателей производству следственных и иных процессуальных действий, связанных с исследованием информационно-телекоммуникационной среды».

Отдельный блок вопросов в настоящее время посвящен перспективам создания профильной группы.

В частности, в 2022 году рассматривается возможность набора обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования по специальности 40.05.01, где профилем образовательной программы будет «Расследование преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий».

Создание отдельной группы курсантов, обучающихся специфике расследования преступлений в сфере информационных технологий, продиктовано потребностями правоприменительной практики. Курсанты будут обучаться основам следственной деятельности, получать навыки проведения проверки сообщения о преступлении, планирования расследования, взаимодействия с подразделениями и службами ОВД, организациями и учреждениями, навыкам производства следственных действий, а также работе с цифровыми следами. В процессе обучения необходимо сочетание приемов традиционной криминалистической техники и тактики с новыми достижениями науки, которые связаны со спецификой информационно-телекоммуникационных технологий.

При реализации данной программы положительную роль может сыграть взаимодействие с организациями в рамах дорожной карты по государственно-частному партнерству по вопросам совершенствования образовательного процесса с такими ключевыми партнерами Университета, как ПАО Сбербанк, АО Лаборатория Касперского, Национальная платежная ассоциация, Ассоциация Участников Мастеркард, имеющих значительные достижения в области обеспечения кибербезопасности.

Вышеизложенное свидетельствует о той планомерной и кропотливой работе, которую ведет профессорско-преподавательский состав университета, с тем, чтобы подготовить грамотных специалистов (будущих следователей и дознавателей), которые будут оперативно ориентироваться в условиях постоянно меняющейся правовой действительности, будут способны правильно выбрать и применить именно тот алгоритм действий, который наиболее целесообразен и эффективен в конкретной практической ситуации, а также смогут комплексно применять полученные теоретические знания в своей будущей практической деятельности.

Список источников

1. Россинский С. Б. О концепции подготовки профессиональных следственных кадров для современной России // Следствие в России: три века в поисках концепции: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 12 октября 2017 г.) / под общ. ред. А. И. Бастры-кина. М.: Москов. акад. СК России. 2017. С. 271-273.

2. Багмет А. М. Профессиональная подготовка будущих и действующих следователей в Московской

академии Следственного комитета Российской Федерации // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2019. № 2 (20). С. 29-33.

3. Шишкина Е. В. Профессиональная подготовка следователей в условиях современной образовательной политики // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 2. С. 88-94.

4. Гейжан Н. Ф., Аджимуллаева Р. А. Практико-ориентированные методы обучения в процессе профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 3 (35). С. 123-128.

5. Фадеев П. В. Комплексный подход к формированию профессиональных компетенций курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4. С. 39-42.

6. Ермаков С. В. Отдельные аспекты практического обучения курсантов и слушателей по специализации предварительное следствие в органах внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2019. Т. 4. № 3. С. 131-142.

References

1. Rossinsky S. B. On the concept of training professional investigative personnel for modern Russia // Investigation in Russia: three centuries in search of a concept: materials of scientific and practical. conf.

(Moscow, October 12, 2017) / ed. ed. A. I. Bastrykina. M.: Moskov. acad. SC Russia. 2017, P. 271-273.

2. Bagmet A. M. Professional training of future and current investigators at the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation // Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2019. №. 2 (20). P. 29-33.

3. Shishkina E. V. Professional training of investigators in the conditions of modern educational policy // Russian law: education, practice, science. 2018. № 2. P. 88-94.

4. Geizhan N. F., Adzhimullaeva R. A. Practice-oriented teaching methods in the process of professional training of investigators in the higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2007. №. 3 (35). P. 123-128.

5. Fadeev P. V. An integrated approach to the formation of professional competencies of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. №. 4. P. 39-42.

6. Ermakov S. V. Separate aspects of practical training of cadets and listeners in the specialization of preliminary investigation in the internal affairs bodies // Applied Psychology and Pedagogy. 2019. V. 4. №. 3. P. 131-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Д. А. Иванов - профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент;

B. В. Артемова - заместитель начальника кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

C. В. Ермаков - заместитель начальника кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

D. A. Ivanov - Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

V. V. Artemova - Deputy Head of the Department of Preliminary Investigation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

S. V. Ermakov - Deputy Head of the Department of Preliminary Investigation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.