Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симоненко Александр Викторович

Нарастающие процессы цифровизации многих сфер жизни общества имеют ряд негативных последствий. Одно из них - увеличение количества преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Появление новых видов высокотехнологичных преступлений, необходимость противодействия преступности в киберпространстве обусловливают актуальность совершенствования системы обучения кадров для органов внутренних дел, специализирующихся на предотвращении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В статье рассматриваются проблемные вопросы и перспективные направления подготовки квалифицированных специалистов, обладающих широким спектром компетенций по противодействию киберпреступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симоненко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PERSONNEL TRAINING TO COUNTER CYBERCRIME

The growing digitalization processes in many spheres of society have a number of negative consequences. One of them is the increase in the number of crimes in the field of information and telecommunication technologies. The emergence of new types of high-tech crimes, the need to combat crime in cyberspace determine the relevance of improving the training system for internal affairs bodies specializing in the prevention, detection, disclosure and investigation of crimes committed using information and telecommunication technologies. The article discusses problematic issues and promising areas for training qualified specialists with a wide range of competencies in countering cybercrime.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ»

Симоненко Александр Викторович

Актуальные вопросы подготовки кадров для противодействия киберпреступности

Нарастающие процессы цифровизации многих сфер жизни общества имеют ряд негативных последствий. Одно из них - увеличение количества преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Появление новых видов высокотехнологичных преступлений, необходимость противодействия преступности в киберпространстве обусловливают актуальность совершенствования системы обучения кадров для органов внутренних дел, специализирующихся на предотвращении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В статье рассматриваются проблемные вопросы и перспективные направления подготовки квалифицированных специалистов, обладающих широким спектром компетенций по противодействию киберпреступности.

Ключевые слова: цифровизация, информационно-телекоммуникационные технологии, киберпреступность, кибербезопасность, противодействие киберпреступности, специализированные компетенции, обучение, подготовка кадров.

Topical issues of personnel training to counter cybercrime

The growing digitalization processes in many spheres of society have a number of negative consequences. One of them is the increase in the number of crimes in the field of information and telecommunication technologies. The emergence of new types of high-tech crimes, the need to combat crime in cyberspace determine the relevance of improving the training system for internal affairs bodies specializing in the prevention, detection, disclosure and investigation of crimes committed using information and telecommunication technologies. The article discusses problematic issues and promising areas for training qualified specialists with a wide range of competencies in countering cybercrime.

Keywords: digitalization, information and telecommunication technologies, cybercrime, cybersecurity, countering cybercrime, specialized competencies, education, personnel training.

Проводимая в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 2031) масштабная и последовательная цифровизация экономической, социальной, оборонной, правоохранительной и других сфер жизнедеятельности страны сопровождается рядом негативных тенденций, среди которых одна из наиболее опасных - резкое увеличение преступных проявлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

В марте 2021 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин на расширенном заседании коллегии МВД России1 констатировал, что на фоне стремительного развития современных технологий происходит существенное расширение поля для преступлений. Он поставил перед Министерством задачу эффективно ответить на этот криминальный вызов, защитить граждан и добросовестный бизнес от новых угроз, для чего необходимо повысить профес-

1 Далее - Министерство.

сиональную подготовку сотрудников и техническое оснащение органов внутренних дел.

В последние годы количество преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий неуклонно растет, в общей структуре преступности их доля достигает уже 25%. Ускоренному росту преступлений в киберпространстве способствует и пандемия, которая стала катализатором информатизации многих социальных технологий и процессов. По сути, мы наблюдаем экспансию организованной преступности в киберпространстве: создание преступными сообществами неподконтрольных правоохранительным органам интернет-ресурсов для осуществления и координации криминальной деятельности, проникновение в легальный интернет-бизнес, освоение опережающими темпами новейших информационных технологий для наращивания объемов и повышения эффективности преступлений. Объектами и инструментами мошенничества все чаще становятся интернет-магазины, сайты знакомств, интернет-порталы букмекерских контор и финансовых орга-

_ 6

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2021 • № 4 (54)

низаций, социальные сети. Интернет активно осваивают террористические и экстремистские организации, стремясь повысить продуктивность использования его возможностей для организации противоправных действий и сокрытия их следов. Вследствие технологической изощренности способов и инструментов совершения преступлений в киберпространстве реализация преступных замыслов в цифровой сфере характеризуется высокой степенью ла-тентности, а запаздывание реагирования правоохранительных органов на вооружение криминала новыми программными и техническими средствами приводит к тому, что значительная часть совершаемых преступлений остаются нераскрытыми.

Выступая на заседании коллегии Министерства, Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев отметил, что специализированные подразделения, созданные в оперативных службах Министерства и его территориальных органах, активно включились в борьбу с киберпреступностью. По словам Министра, по мере улучшения технической оснащенности, приобретения сотрудниками необходимых навыков и повышения уровня квалификации результативность этой работы возрастает. Так, благодаря принимаемым мерам количество раскрытых в 2020 г. 1Т-престу-плений увеличилось в полтора раза. Особое значение в преодолении негативных тенденций придается подготовке специалистов в ведомственных образовательных организациях, в том числе во взаимодействии с профильными вузами страны [1].

Современные тенденции трансформации преступности, характеризующиеся изменением технологий совершения традиционных преступлений, переходом их значительной части в киберпространство, появлением новых видов высокотехнологичных преступлений и правонарушений, обусловили новые требования к подготовке будущих специалистов в образовательных организациях, подведомственных Министерству. У выпускников должны быть сформированы компетенции по эффективному применению в противодействии киберпреступ-ности информационно-телекоммуникационных технологий, специализированного программного обеспечения, ресурсов ИСОД МВД России, программных и аппаратных средств защиты информации.

На период 2021-2022 гг. в Министерстве разработан комплекс мероприятий, предусматривающий формирование эффективной системы подготовки кадров для органов внутренних дел,

специализирующихся на предотвращении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Выполнение задачи восполнения дефицита квалифицированных кадров, обладающих названными компетенциями, основывается на опыте ведущих образовательных организаций МВД России в обучении специалистов в области защиты информации и компьютерной безопасности [2-4]. В Краснодарском университете МВД России состоялось уже пять выпусков технических специалистов для подразделений защиты государственной тайны, информационных технологий, связи и защиты информации территориальных органов внутренних дел по специальности «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере».

Но сегодня задача ставится гораздо шире: необходимо сформировать актуальные знания, умения и навыки в области противодействия киберпреступности всем без исключения обучающимся. Для решения этой сложной образовательной задачи в учебные планы по всем специальностям очной и заочной форм обучения введена дисциплина «Основы ки-бербезопасности», подготовлены соответствующие рабочие программы и методическое обеспечение.

Набор компетенций таких специалистов должен быть значительно расширен [5]. Они должны хорошо понимать структуру информационных ресурсов, технологии их создания и функционирования, особенности проявления противоправных деяний в киберпространстве, знать требования к правомерным и безопасным действиям в цифровой среде, уметь находить в ней необходимую информацию, грамотно изымать и обрабатывать ее для использования в доказывании, получать доступ к скрываемым, удаленным и зашифрованным данным, уверенно владеть навыками применения специальной аппаратуры и программного обеспечения в исследовании аппаратно-программных средств, компьютерных систем и сетей. Методики изучения информационных технологий должны быть подчинены задаче эффективного применения формируемых знаний и умений в предупреждении противоправной деятельности, обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

Перспективным направлением декриминализации интернет-пространства является использование потенциала средств массовых коммуникаций, особенно для профилактики виктимного поведения граждан, в том числе

7

предупреждения дистанционного мошенничества, получившего в последние годы небывалый размах. В образовательном процессе университета применяется опыт формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции в этой сфере предупредительной практики [6].

Ориентируясь на потребности практики и прогнозируя их динамику, важно не только вооружить обучаемых знаниями об использовании в правоохранительной деятельности передовых информационных технологий, на которых основаны системы оперативного управления, искусственного интеллекта, анализа больших данных, функционирования роботизированных комплексов, но и сформировать правильное представление о перспективах развития технических и программных средств и их применения в сфере противодействия преступности. Особенно важно формировать аналитические умения, навыки выявления криминологически значимой информации, отбора и статистической обработки данных. Без этого невозможен переход к упреждающим моделям правоохранительной деятельности, подтверждающим свою эффективность во многих государствах2. По информации, которую приводят Е.С. Ларина и В.С. Овчинский на основе изучения материалов Интерпола и Европола, более чем в 70 странах полицейские на практике уже используют те или иные виды предиктивной (предсказательной) аналитики, опираясь на различные программно-аппаратные средства [8, с. 114].

Очевидно, что роль аналитической работы, без которой в современных условиях невозможна эффективная предупредительная, оперативно-розыскная и криминалистическая деятельность, будет только возрастать [9]. С учетом этого уже сегодня применительно к образовательной деятельности остро встает задача создания необходимых условий для подготовки криминальных аналитиков, что позволит в ближайшей перспективе обеспечить эффективное решение с их участием самых разнообразных правоохранительных задач, таких как выявление и мониторинг криминальных угроз на местном и объектном уровнях; оперативное и краткосрочное криминологическое прогнозирование; планирование и программирование предупреждения преступлений; координация деятельности подразделений органов внутренних дел по противодействию преступ-

2 Названная модель призвана не только обнаруживать противоправные явления и противодействовать им, но в первую очередь предупреждать само появление таких угроз на основе аналитической обработки всего объема доступной оперативно значимой информации [7, с. 28].

ности; организация предупредительной деятельности, выявление условий преступлений конкретного вида (группы), криминогенных ситуаций и принятие мер по их устранению; оценка эффективности работы подразделений полиции и многих других.

Закрепленные за образовательными организациями МВД России приоритетные профили подготовки придают определенную специфику решению задачи формирования у будущих полицейских широкого спектра компетенций по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий. В Краснодарском университете МВД России в соответствии с приоритетным профилем подготовки реализуется основная профессиональная образовательная программа «Деятельность сотрудников подразделения по противодействию экстремизму, осуществляющего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» на базе специализации «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» специальности «Правоохранительная деятельность». Выпускники университета, освоившие данную образовательную программу, должны обладать особыми компетенциями по сбору полной информации об экстремистских и террористических организациях в открытых источниках (с применением технологий OSINT): по выявлению в киберпространстве националистических и религиозных радикалов, разжигателей межнациональной розни, вербовщиков, подстрекателей несанкционированных акций, по поиску мест их общения, установлению за ними негласного контроля, определению намерений и скрытых связей. Для этого в учебные планы внесены специализированные дисциплины «Особенности раскрытия преступлений в сфере компьютерной информации», «Специальные информационные технологии в правоохранительной деятельности», «Информационное противодействие экстремистской и террористической деятельности».

Противодействие экстремизму и терроризму в последнее время выходит за рамки деятельности узкого круга профессионалов, становится частью повседневной оперативно-служебной работы сотрудников различных подразделений территориальных органов внутренних дел, занимающихся предупреждением, выявлением и расследованием правонарушений. С учетом этого в университете регулярно вносятся изменения в основные образовательные программы высшего образования, программы

_ 8

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2021 • № 4 (54)

профессионального обучения и повышения квалификации. Цель систематической модернизации образовательных программ - повысить готовность обучающихся всех категорий оперативно реагировать на экстремистские и террористические проявления, вести их целенаправленную профилактику, в том числе в киберпространстве, в тесном взаимодействии с сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму.

В 2022 г. в университете планируется создать специализированный факультет, на котором будет осуществляться подготовка специалистов для оперативных подразделений и подразделений предварительного расследования, занимающихся предотвращением, выявлением, раскрытием и расследованием преступлений в 1Т-сфере. Специфику соответствующих образовательных программ будут составлять прикладные дисциплины, освоение которых направлено на формирование широкого спектра специализированных компетенций.

Требуют оперативного решения и проблемные вопросы, относящиеся в целом к подготовке специалистов с высшим образованием. К проблемам в реализации образовательных программ по техническим специальностям следует отнести недостаточную адаптированность к комплексу квалификационных требований к выпускникам тех компонентов содержания обучения, которые направлены на формирование минимального набора компетенций в области предупреждения киберпреступлений, их выявления и расследования. С одной стороны, выпускники должны знать и уметь применять основные положения наук криминального цикла о параметрах и тенденциях развития ки-берпреступности, возможностях и способах противодействия ей. С другой стороны, на сегодняшний день практически отсутствуют качественные специализированные учебные и учебно-методические материалы, которые могут обеспечить эффективное формирование названных компетенций в рамках подготовки технических специалистов. Соответствующие учебные пособия для специалистов в области информационной безопасности представляют собой сокращенные по объему учебники, предназначенные для подготовки юристов, зачастую с утратившим актуальность содержанием. Причина в том, что разработчики таких пособий не имеют представления о профессиональной деятельности обучающихся, поэтому не могут адаптировать учебный материал к специфическим задачам подразделений информационных технологий, связи, защиты информации. В

свою очередь, не менее серьезные проблемы проявляются при формировании компетенций, необходимых для противодействия кибер-преступности, при подготовке полицейских по юридическим специальностям. Содержание дисциплин криминального цикла не в полной мере учитывает последние тенденции в развитии киберпреступности и правоохранительной практики. В большинстве своем соответствующие пособия, наряду с важнейшими фундаментальными положениями правовых наук, содержат учебный материал, относящийся к «доцифровой» эпохе борьбы с преступностью. Достаточно посмотреть содержание практически любого учебника по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике, административному праву, криминологии, чтобы отметить отсутствие в нем материалов по противодействию киберпреступности.

Наконец, нельзя не отметить, что компетенции по противодействию преступлениям в 1Т-сфере не могут формироваться за счет одной только правовой компоненты , а должны опираться на уверенное владение обучающимися современными информационными технологиями. Это также требует разработки учебных пособий нового типа, ориентированных на формирование и поддержание на актуальном уровне информационно-технологической грамотности у гуманитариев.

Очевидна необходимость существенной переработки структуры и содержания большинства образовательных программ с учетом специфики квалификационных требований к выпускникам. Содержание и технологии обучения должны гармонично сочетать в себе требования к знаниям, умениям и навыкам решения выпускниками оперативно-служебных задач как общепрофессиональной, так и узкопрофильной направленности, учитывать особенности реализации компетенций по противодействию киберпреступности каждой категорией специалистов и условия их формирования в контексте конкретных образовательных программ. Например, при разработке рабочих программ дисциплин,связанных с обеспечением кибербезопасности, важно учитывать, что учебный материал, предназначенный для технических специалистов, не должен формально в сжатом виде переноситься в программы для специалистов иного профиля, так как обучающиеся, не имеющие специальной подготовки, не смогут качественно его освоить. Содержание указанных программ следует также увязать с основными положениями криминологии, уголовного права, криминалистики, оперативно-

9

розыскной деятельности, административного права, психологии, касающимися кибербезопасности и необходимыми для подготовки полицейских в указанной сфере.

Важное место в совершенствовании системы подготовки кадров по обозначенному направлению занимает научное сопровождение образовательного процесса. Сегодня в науке предпринимаются целенаправленные попытки осмыслить происходящие события, выявить тенденции их развития, предложить обоснованные рекомендации для практики [10-13]. Объединение потенциала наук криминального цикла и технических наук призвано не только дать объективную оценку обнаруженным криминальным тенденциям и явлениям, но и сформировать для практики и образовательного процесса рекомендации для адекватного реагирования на них. Между тем это происходит медленно, многие научные разработки нередко сводятся лишь к констатации фактов, постановке проблем, признанию их важности, в них нет значимых для практики результатов, научно обоснованных рекомендаций для сотрудников территориальных органов внутренних дел по эффективному противодействию киберпреступности.

Относительно медленно формируется и соответствующая теоретическая база, что влечет за собой острую нехватку научных источников, необходимых для обеспечения образовательного процесса. С учетом этого важно активизировать проведение научных исследований в соответствующих областях научного знания. Такие исследования в большинстве случаев должны выполняться на междисциплинарной основе, с участием специалистов самого разного профиля. Познание киберпреступности как крайне сложного социального явления, имеющего ярко выраженные технические и технологические аспекты, выявление ее характеристик, поиск средств и путей противодействия, включая предупреждение преступлений, можно обеспечить только в рамках совместной научной деятельности коллективов ученых разных областей знания. К сожалению, несмотря на появление в последние годы новых подходов к решению проблем противодействия киберпреступности, на практике отмечается несоответствие между интенсивностью развития информационно-телекоммуникационных технологий и реальным использованием их потенциала в оперативно-служебной деятельности. Для его преодоления следует объединить на данном направлении усилия IT-специали-стов и юристов правоохранительного профи-

ля. Как справедливо отмечают специалисты, субъектам правоохранительной деятельности необходимо развивать свои знания и умения в сфере IT-технологий, а инженерному составу, который должен априори сопровождать их правоохранительную деятельность, стоит иметь четкое представление о содержании антикриминальной практики [14, с. 57].

Научный потенциал университета направлен на проведение исследований в интересах обеспечения приоритетного профиля подготовки, особое внимание уделяется проблемам использования новых технологий в противодействии терроризму и экстремизму. Университет плодотворно сотрудничает с ГУПЭ МВД России, проводит научные исследования по актуальным проблемам оперативно-служебной деятельности. За последние 5 лет выполнено 20 научных работ по соответствующей тематике. Высокую оценку специалистов получили результаты научно-исследовательских работ «Оперативно-розыскное производство по материалам предварительной оперативной проверки, делам предварительной оперативной проверки по преступлениям экстремистской направленности в сети Интернет», «Социальная структура современной российской криминальной субкультуры», «Молодежные группировки экстремистской и криминальной направленности». Проводятся научные исследования и для обеспечения подготовки специалистов для подразделений, специализирующихся на предотвращении, выявлении, раскрытии и расследовании киберпреступле-ний. На кафедре информационной безопасности в 2021 г. выполнена заказная научно-исследовательская работа, в которой разработаны методические рекомендации по поиску сведений о физических и юридических лицах в открытых источниках сети Интернет с использованием отечественного специализированного программного обеспечения в интересах органов внутренних дел. Всего по плану научной деятельности университета в текущем году выполнено 7 научно-исследовательских работ соответствующей тематики, на следующий год запланировано 11 работ.

Эффективная научная работа невозможна без обмена опытом и идеями между учеными и практиками. С этой целью в университете ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные и телекоммуникационные технологии в противодействии экстремизму и терроризму», в которой принимают участие ведущие специалисты правоохранительных органов и разработчики

10

специализированного программного обеспечения, такие как ООО «БалтИнфоКом», ООО «Оксиджен Софтвер», ООО «Судебные технологии», ООО «Основа Лаб». В рамках международной научно-практической конференции «Теория и практика расследования преступлений» работает секция по проблемам противодействия преступлениям, совершаемым с использованием IT-технологий.

Развитие профессиональных компетенций обучающихся реализуется и через их участие в научно-исследовательской работе. Курсанты активно выступали на хакатоне «Искусственный интеллект на службе полиции», проведенном ФКУ «ГИАЦ МВД России» в мае 2021 г. Команда, подготовленная кафедрой информационной безопасности, стала лучшей в номинации «За актуальность идеи». Университет участвует в соревнованиях по практическому обеспечению информационной безопасности в формате «Capture the Flag», наиболее значимыми из которых являются «Эшелонированная оборона» (организуются Министерством обороны Российской Федерации), «Кубок CTF России» (МРОО «АРСИБ»), «Kuban-CTF» (в рамках Международной конференции по информационной безопасности «Kuban Cybersecurity Conference»). В октябре 2021 г. слушатель 5 курса университета В. Халин стал призером Международной олимпиады по финансовой безопасности, финал которой проходил в Образовательном центре «Сириус» под эгидой Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Наряду с разработкой и внедрением методов обучения, которые позволят овладеть необходимыми знаниями в период получения высшего образования, ведомственная система подготовки кадров также требует модернизации повышения квалификации действующих сотрудников подразделений органов внутренних дел и профессорско-преподавательского состава профильных образовательных организаций [15].

Учебные дисциплины «Основы кибербезо-пасности» и «Актуальные вопросы деятельности подразделений, специализирующихся на предотвращении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий» включены в образовательные программы профессиональной (первоначальной) подготовки по должности служащего «Полицейский».

Повышение квалификации с формированием компетенций по противодействию преступлениям, совершаемым с применением информационных технологий, в текущем году прошли в университете 86 сотрудников из 46 регионов России по 7 дополнительным образовательным программам («Компьютерная криминалистика», «Расследования преступлений, связанных с заведомо ложными сообщениями об акте терроризма и совершаемых с использованием современных информационных технологий», «Выявление и расследование преступлений, связанных с использованием криптовалют и других виртуальных активов», «Превенция девиантного (деликвентного) поведения в сфере информационно-коммуникативных технологий» и др.).

Практическая реализация данных программ требует наличия в образовательной организации специалистов, имеющих соответствующие знания, навыки, опыт, способных обеспечить формирование у обучающихся необходимых компетенций. Важно, чтобы преподаваемые курсы были не столько типовыми, сколько авторскими, причем, как показывает практика, реализация такого курса в отрыве от авторского коллектива, его подготовившего, не всегда эффективна.

Внедрение передовых научных разработок в области кибербезопасности в образовательный процесс возможно только при его должном кадровом обеспечении. Вопросы поиска, привлечения ценных специалистов, способных внедрять в образовательную среду передовые достижения науки, создания благоприятных условий для их работы сегодня являются краеугольным камнем в повышении эффективности системы подготовки кадров.

Квалифицированные специалисты в области информационных технологий востребованы в коммерческом секторе, их труд высоко оплачивается, поэтому важно найти стимулы для привлечения и сохранения таких кадров в органах внутренних дел. Очевидно, что все организационные усилия не обеспечат ожидаемого результата при отсутствии условий для самореализации в качестве преподавателя высшей школы: становления и профессионального роста в коллективе квалифицированных и увлеченных своей работой педагогов, плодотворных занятий научными исследованиями с перспективой выполнения и защиты диссертаций, внедрения их результатов в образовательный процесс. Отношение к таким специалистам, которых считанные единицы в любой образовательной организации, должно быть особым: их следует

11

оградить от излишней бюрократизации деятельности, создать условия для поддержания в актуальном состоянии и совершенствования востребованных в образовательном процессе компетенций в специализированных предметных областях - повышении квалификации, материально-техническом обеспечении научной и образовательной деятельности, сохранении и развитии рабочих контактов в профессиональном сообществе. Они, в свою очередь, должны подтверждать свой особый статус в педагогическом коллективе, систематически анализировать значимые изменения и передовой опыт в сфере противодействия киберпре-ступности, внедрять в образовательный процесс новейшие достижения науки и практики, являть тем самым для обучающихся и коллег пример и авторитет специалиста, состоявшегося в своей профессиональной сфере.

В университете для укрепления профессионального ядра профессорско-преподавательского состава, в частности, практикуется направление сотрудников на стажировку в подразделения центрального аппарата, территориальных органов МВД России, подразделения иных федеральных государственных органов, специализирующиеся на предотвращении, выявлении, раскрытии и расследовании IT-преступлений; обмен опытом в области противодействия преступлениям в IT-сфере с иностранными вузами-партнерами, с федеральными государственными органами и образовательными организациями, выполняющими аналогичные образовательные задачи. Прорабатывается вопрос о переподготовке и повышении квалификации преподавателей кафедры информационной безопасности в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана.

В совершенствовании образовательного процесса предельно востребован отечественный и зарубежный опыт противодействия киберпреступности, материалы международных организаций (ООН, Интерпола и Европола) по данной тематике [16-19]. Более активно следует использовать и практический опыт в области обеспечения кибербезопасности, результаты апробации новейших разработок программного обеспечения в сфере информационной и финансовой безопасности, в том числе за счет активизации механизмов государственно-частного партнерства. Крупные коммерческие ор-

ганизации, работающие в IT-сфере и заинтересованные в укреплении кибербезопасности, способны не только производить и применять специализированные программные продукты, но и в различных формах участвовать в подготовке специалистов для органов внутренних дел, повышении их квалификации по конкретным направлениям противодействия киберпреступности, в совместной разработке практических рекомендаций, обобщающих положительный опыт, накопленный в этих организациях [20]. Они могут оказывать действенную помощь в создании специализированных полигонов и лабораторий, использование которых будет обеспечивать формирование важных компетенций. Например, взаимодействие университета с производителями охранных систем позволило оснастить лаборатории физической защиты информации действующим оборудованием ООО ОБ «Сократ» и ООО «НПП Риэлта».

Решение масштабных задач по повышению потенциала полиции в противодействии киберпреступности должно основываться на планомерном укреплении и развитии системы подготовки кадров по данному направлению, предполагающей комплексное решение обозначенных выше проблем. В этой работе должны быть объединены усилия руководства, профессорско-преподавательского состава и ученых образовательных и научных организаций МВД России, специалистов-практиков с привлечением всех заинтересованных государственных и коммерческих структур. С учетом динамичного развития информационно-телекоммуникационных технологий соответствующие процессы должны стать непрерывными, работающими на упреждение и нейтрализацию новых криминальных вызовов и угроз. Комплексное обновление образовательных программ, устранение недостатков и противоречий в их содержании, препятствующих эффективному формированию специализированных профессиональных компетенций, разработка новых учебных дисциплин и дополнительных образовательных программ, улучшение научного, кадрового и материально-технического обеспечения образовательного процесса должны стать залогом существенного повышения эффективности системы подготовки кадров для современной «цифровой» полиции.

12

1. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/news/ item/23305248/

2. Стащенко С. П. К вопросу о подготовке кадров органов внутренних дел в условиях противодействия киберугрозам // Вестник экономической безопасности. 2021. № 3. С. 227-230.

3. Архипцев И.Н., Сарычев А.В., Красников Р.В. Совершенствование подготовки сотрудников правоохранительных органов по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий//Правовая парадигма. 2020. Т. 19, № 2. С. 154-163.

4. Никоноров А.А., Полянская Е.П. Совершенствование образовательного процесса в сфере противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 136-138.

5. Чукова Д. И., Медведев Д. А., Литвинен-ко М.В. Модель формирования компетенций специалиста в сфере расследования компьютерных преступлений // Вопросы кибербезо-пасности. 2019. № 3(31). С. 57-62.

6. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологическая концепция и образовательная модель формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения // Общество и право. 2021. № 2(76). С. 13-19.

7. Осипенко А.Л., Соловьев В. С. Кибер-угрозы в отношении несовершеннолетних и особенности противодействия им с применением информационных технологий // Общество и право. 2019. № 3 (69). С. 23-31.

8. Ларина Е.С., Овчинский В. С. Искусственный интеллект. Большие данные. Преступность. М., 2018.

9. Жданов Ю.Н., Овчинский В. С. Кибер-полиция XXI века. Международный опыт. М., 2020.

10. Ищук Я.Г., Пинкевич Т.В., Смольяни-нов Е.С. Цифровая криминология. М., 2021.

11. Русскевич Е.А. Уголовное право и «цифровая преступность». Проблемы и решения. М, 2019.

12. Зайцев О.А., Пастухов П.С. Формирование новой стратегии расследования преступлений в эпоху цифровой трансформации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 46. C. 752-777.

1. Speech by the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, General of the Police of the Russian Federation Vladimir Kolokoltsev at an expanded meeting of the collegium of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: https://mv.d.rf/news/item/23305248/

2. Staschenko, S.P. On the issue of training personnel for internal affairs bodies in conditions countering cyber threats // Economic Security Bulletin. 2021. № 3. P. 227-230.

3. Arkhiptsev I.N., Sarychev A.V., Krasnikov R.V. Improving the training of law enforcement officers in countering crimes committed using information technology // Legal paradigm. 2020.Vol. 19. № 2. P. 154-163.

4. Nikonorov A. A., Polyanskaya E.P. Improving the training of law enforcement officers in countering crimes committed with the use of information technologies // Psychology and pedagogics in official activity. 2021. № 1. P. 136138.

5. Chukova D.I, Medvedev D.A., Litvinenko M.V. Model for building competencies of a computer crime investigator // Voprosy kiberbezopasnosti. 2019. № 3(31). P. 57-62.

6. Simonenko A.V., Gribanov E.V. Criminological concept and educational model of the formation of professional competencies of police officers in legal education and legal training // Society and law. 2021. № 2(76). P. 13-19.

7. Osipenko A.L., Solovev VS. Cyberthreats against minors and the features of countering them with the use of information technology // Society and law. 2019. № 3(69). P. 23-31.

8. Larina E.S., Ovchinsky VS. Artificial Intelligence. Big data. Crime. Moscow, 2018.

9. Zhdanov Yu.N., Ovchinsky V.S. Cyberpolice of the XXI century. International experience. Moscow, 2020.

10. Ischuk Ya.G., Pinkevich T.V., Smolyaninov E.S. Digital criminology. Moscow, 2021.

11. Russkevich E.A. Criminal law and digital crime. Problems and solutions. Moscow, 2019.

12. Zaytsev O.A., Pastukhov, P.S. Formation of a new strategy for crime investigation in the era of digital transformation // Perm University Herald. Juridical Sciences. 2019. Iss. 46. P. 752-777.

13. Bakhteev D.V. Artificial intelligence in investigative activities: tasks and problems // Russian investigator. 2020. № 9. P. 3-6.

14. Gribanov E.V. Problems and prospects for the development of information and communication technologies for crime prevention // Theoretical and practical problems of counteracting offenses: proc. of the intern. sci. and practical round table, Febr. 28, 2018. Krasnodar, 2018. P. 55-58.

13

13. Бахтеев Д. В. Искусственный интеллект в следственной деятельности: задачи и проблемы // Российский следователь. 2020. № 9. С. 3-6.

14. Грибанов Е.В. Проблемы и перспективы развития информационно-коммуникативных технологий предупреждения преступлений // Теоретические и практические проблемы противодействия правонарушениям: материалы Междунар. науч.-практ. круглого стола, 28 февр. 2018 г. Краснодар, 2018. С. 55-58.

15. Калиниченко И.А. О приоритетных направлениях подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в условиях информатизации общества // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 11-14.

16. Основы борьбы с киберпреступно-стью и кибертерроризмом: хрестоматия / сост. В. С. Овчинский. М., 2017.

17. Smith G., Moses L., Chan J. The Challenges of Doing Criminology in the Big Data Era: Towards a Digital and Data-driven Approach // The British Journal of Criminology. 2017. Vol. 57. Iss. 2. P. 259-274.

18. Peng Wang, Mei Su, Jingyi Wang. Organized crime in cyberspace //The British Journal of Criminology. 2021. Vol. 61. Iss. 2. P. 303-324.

19. Мысина А.И. Международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров, специализирующихся на вопросах противодействия преступлениям в сфере информационных технологий // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 178-180.

20. Осипенко А.Л. Государственно-частное партнерство в сфере противодействия киберпреступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 4. С. 37-44.

15. Kalinichenko I.A. About priority directions of training of personnel for law-enforcement bodies of the Russian Federation in the conditions of informatization of society // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 3. P. 11-14.

16. Fundamentals of combating cybercrime and cyberterrorism: reader/ comp. V.S. Ovchinsky. Moscow, 2017.

17. Smith G., Moses L., Chan J. The Challenges of Doing Criminology in the Big Data Era: Towards a Digital and Data-driven Approach // The British Journal of Criminology. 2017. Vol. 57. Iss. 2. P. 259-274.

18. Peng Wang, Mei Su, Jingyi Wang. Organized crime in cyberspace // The British Journal of Criminology. 2021. Vol. 61. Iss. 2. P. 303-324.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Mysina A.I. International cooperation in the field of training police personnel specializing in countering crimes in the field of information technology // Psychology and pedagogics in official activity. 2020. № 4. P. 178-180.

20. Osipenko A.L. Public-and-private partnership in the area of countering cybercrime // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 4. P. 37-44.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Симоненко Александр Викторович, доктор юридических наук, профессор, начальник Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.V. Simonenko, Doctor of Law, Professor, Chief of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: [email protected]

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.