Изменения, происходящие в области труда и занятости в нашей стране, обусловливают особое внимание к уровню образования взрослого населения. Согласно одной из задач, сформулированных Президентом РФ Д. А. Медведевым в Послании Федеральному собранию, «... учителям надо создать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификация в ведущих вузах страны». Убеждена, что мы можем внести вполне определенный вклад в решение этой задачи. Поскольку остро стоит вопрос о разработке на основе инновационных образовательных программ моделей повышения образовательного статуса специалистов, уже обладающих опытом практической деятельности, но не имеющих по тем или иным причинам современного «образовательного фундамента». Эта проблема становится все более масштабной, а ее решение предполагает более широкое толкование модели непрерывного образования, которая включала бы не только профессиональную, но и общеобразовательную составляющую. Так, педагоги школы, уже имеющие опыт работы, оказываются зачастую беспомощны в использовании современной техники и программных продуктов в своей профес-
сиональной деятельности. Тем не менее к учителям предъявляют требования, соответствующие вызовам времени, а именно, умение использовать в обучении современные информационные программы и высокотехнологичные продукты. Герценовский университет уже сейчас готов предложить учителям школ курсы повышения квалификации, программы переподготовки, которые позволят решить эту проблему.
Но нельзя останавливаться на достигнутом. Обновление основных и дополнительных образовательных программ предусматривает создание широкого спектра образовательных программ и модулей с широким развитием инновационных технологий обучения (дистанционной, проектной и др.), позволяющих получать образование на протяжении всей жизни.
Таким образом, в ходе реализации программы развития на 2011—2015 гг. мы должны решить задачу создания привлекательной и конкурентоспособной системы высшего образования Герценовского университета, ориентированной на решение проблем опережающего развития важнейших направлений образования, науки и экономики.
Н. Ф. Радионова,
директор НИИ непрерывного педагогического образования
ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННЫХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ОРИЕНТИР В РАЗВИТИИ УНИВЕРСИТЕТА
Хорошо известно, что становление учителя, особенно в современном мире, процесс сложный. Так, по разным основаниям в этом процессе исследователи выделяют различные этапы (допрофессиональный, профессиональной подготовки, этап профессиональной деятельности). Однако во всех случаях подчеркивается необходимость обеспечения взаимосвязи этапов, их преемственности. Другими словами, это значит, что, опираясь на достижения (образовательные и личностные) будущего учителя в прошлом, важно эффективно по-
могать ему в настоящем, понимая, что оно имеет продолжение в будущем.
Процесс становления учителя всегда дифференцирован, а особенно сейчас, что проявляется и в разнообразии мотивов выбора профессии, и в степени включенности в профессию, и в результатах самой профессиональной деятельности. А это значит, что не может быть одинаковых путей помощи становящемуся учителю. Необходимы разнообразные маршруты его подготовки.
Процесс становления учителя всегда противоречивый. В этом процессе «сталки-
ваются» требования к учителю и возможности их удовлетворения, стремления, желания, интересы учителя и результаты его деятельности, желания, амбиции и те умения, которые необходимы для их реализации. Все эти и многие другие противоречия не могут быть разрешены без участия самого учителя в собственном профессиональноличностном развитии. Таким образом, если мы действительно хотим помогать учителю в его профессиональном становлении, то необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон, необходима разработка различных вариантов помощи учителю, необходимо создавать условия, стимулирующие учителя к профессиональному становлению.
Становление учителя происходит под влиянием множества факторов (см. рис. 1), каждый из которых вносит свой вклад в этот процесс.
Так, семья ценностно ориентирует человека, школа обогащает опыт решения жизненных задач на основе приобретенных, добытых знаний. Природный потенциал облегчает или усложняет принятие многих
жизненных, в том числе и профессиональных решений и т. д. Однако среди всех факторов особое место принадлежит педагогическому образованию, которое призвано помочь будущему учителю в его становлении на этапе профессиональной подготовки. Оно призвано создать необходимые условия для такого становления и стимулировать активность, самостоятельность, ответственность становящегося учителя по использованию этих условий и их преобразованию.
Педагогическое образование как система отвечает сегодня за подготовку кадров для различных видов профессиональной деятельности в образовании, для разных ступеней и уровней образования. Именно поэтому в нее включаются все учреждения, организации, которые реализуют соответствующие программы профессиональнопедагогической направленности, а не только учреждения педагогического профиля (колледжи, институты, академии, университеты). Однако особая роль в этой системе принадлежит педагогическим вузам и прежде всего педагогическим уни-
Рис. 1. Факторы становления учителя
верситетам как центрам образования, науки и культуры.
Что же у нас в университете уже сделано по обновлению подготовки учительских кадров?
Во-первых, мы осуществляем уровне-вую подготовку учителей (см. рис. 2).
Эта подготовка предполагает, что через 4 года обучения в бакалавриате будущий учитель может пойти работать в школу или продолжить свое обучение по магистерской программе: своего профиля, другого профиля в своем вузе или по выбранному профилю в другом вузе (своего города, региона, страны или даже за рубежом). Таким образом, реализация (последовательная, четкая, методически оснащенная) этой модели объективно создает условия для многообразия маршрутов подготовки учителя, что отвечает самой сущности процесса его становления, и одновременно актуализирует проблему использования бакалавров и магистров образования на рынке труда с учетом их готовности к решению разного уровня задач профессиональной деятельности.
Во-вторых, мы пока готовим учителей по 7 укрупненным направлениям (естественнонаучное образование, физикоматематическое образование, филологическое образование, социально-экономическое образование, технологическое образование, педагогика, художественное образование) и
более чем по 40 специальностям. С сентября 2011 г. начнется подготовка по трем направлениям, которые соотнесены со всеми ранее действовавшими профилями: педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование. Переход на такую подготовку позволит усилить общекультурную и общепрофессиональную подготовку учителей разных профилей, что в значительной степени сможет облегчить каждому студенту выбор того или иного профиля. Однако при таком подходе могут возникнуть проблемы, связанные со специальной предметной подготовкой.
В-третьих, мы пока работаем по второму поколению государственных образовательных стандартов, которое задает структуру содержания, минимум содержания, требования к условиям реализации основной образовательной программы, требования к выпускникам. С 2011 г. будет начат переход на третье поколение стандартов, которое задает требования-задачи к профессиональной деятельности, требования к результатам подготовки выпускников, требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям их реализации. Специфика стандартов третьего поколения состоит в том, что он, как и стандарты школьного образования, выстроены на компетентностном подходе и сориентированы в полной мере на ре-
Рис. 2. Уровневая подготовка
шение задач новой школы, которые прописаны в национальной образовательной инициативе. Ориентация на ребенка, его таланты, интересы, проектирование педагогического процесса на основе современных педагогических и информационных технологий, развитие современной системы оценочной деятельности, построение образовательной среды, развитие инновационного мышления самого учителя — эти и другие вопросы рассматриваются в новом поколении стандартов в качестве ведущих задач профессиональной деятельности современного учителя.
В-четвертых, изменения в педагогическом образовании сегодня затрагивают и содержание, и организацию подготовки будущих учителей. Происходит переход от дисциплинарной системы построения содержания и организации к модульной, от линейного образовательного процесса — к многообразию образовательных маршрутов. В связи с этим появляются возможности для большего выбора будущими учителями своего маршрута, возможности для развития их ответственности за сделанный выбор. Содержание образования оказывается более сориентированным на задачи профессиональной деятельности. Появляются возможности для оптимизации деятельности преподавателей вузов. Но вместе с тем актуализируется ряд проблем, связанных с ценностным согласованием позиций самих преподавателей: взаимосвязь науки и учебной дисциплины, интеграция и дифференциация в образовательном процессе, фундаментализация и практическая направленность подготовки будущих учителей и др.
В-пятых, в университете выстраивается накопительная система оценки, в которой отслеживается становление общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Эти компетенции оформляются на основе знаний, умений, опыта, которые приобретаются, осваиваются от шага к шагу. Для оценки
компетенций используются новые, ранее малоизвестные обучающимся формы (портфолио, например). В этих условиях актуализируется проблема мотивации обучающихся, их ответственности, проблема организации самостоятельной работы будущих учителей и их исследовательской деятельности.
В-шестых, к сказанному можно добавить, что университет формирует современные ресурсы, которые позволяют решать задачи обеспечения качества профессионального образования; он перешел на новые формы финансирования, которые ставят его в очень непростые условия; университет определил свою позицию по вопросу статуса учреждения (мы — бюджетное учреждение) и осваивает опыт приема абитуриентов по результатам единого государственного экзамена, которые дают определенную информацию для размышления. Так, рейтинг, подготовленный Высшей школой экономики и РИА-Новости по заказу Общественной палаты РФ, свидетельствует о том, что из 60 педагогических вузов в 2010 г. ни один не попал в число престижных, для которых средний балл по ЕГЭ выше 70%. Однако только 10 педагогических вузов (17%) оказались в трудном положении (средний балл ниже 55%), в то время как этот процент среди технических, технологических и архитектурностроительных вузов составляет 25%, среди аграрных вузов — 77%.
Все рассмотренные выше нововведения открывают определенные возможности для становления в нашем университете учителя нового типа, т. е. учителя, способного решать новые задачи своей профессиональной деятельности. К таким возможностям можно отнести прежде всего возможность построения в вузе образовательной среды, соответствующей инфраструктуры, в которой будущие учителя не просто осваивают чужой опыт, а «проживают» его. Так, ориентация образовательного процесса в вузе на развитие компетенций будущих
учителей существенно обогащает их представление о компетентностном подходе к педагогическому процессу в школе. Предоставление будущим учителям возможности построения своего образовательного маршрута обогащает их опыт ситуациями выбора и убеждает не только в необходимости, но и возможности вариативности в образовании.
Конечно, нововведения открывают возможности для построения новых педагогических отношений, при которых принцип взаимного содействия и сотрудничества студентов и преподавателей, студентов, самих преподавателей оказывается ведущим.
Открываются возможности и для построения нелинейного образовательного процесса, в котором совместная деятельность его участников приобретает разнообразные формы (индивидуально-совместная, параллельно-совместная, последовательносовместная, сотрудничество).
А в итоге мы можем говорить, что открываются возможности обеспечения нового качества подготовки учителей, поскольку эта подготовка сориентирована на возможности и потребности будущих учителей, она отражает требования к новой школе, которые предъявляет общество; в оптимизации этой подготовки заинтересовано государство.
Но нововведения в университете открывают не только возможности, но и актуализируют ряд общих проблем.
Первая группа проблем связана с самим педагогическим образованием.
Трудной проблемой сегодня оказывается согласование запросов будущих учителей и ориентаций государства на качество их подготовки. Так, по результатам исследования Высшей школы экономики, средний балл пришедших в 2010 г. в педагогические вузы колеблется от 66,4% до 49%, а мотивация только каждого третьего абитуриента связана с профессиональной педагогической деятельностью. Все это свидетельствует о том, что абитуриенты, пришедшие в педа-
гогические вузы, далеко не всегда сориентированы на работу по подготовке к своей профессиональной деятельности. Эта ситуация может иметь разные решения. Снижение требований к студентам может ухудшить качество подготовки. Массовое отчисление неготовых студентов может привести к сокращению преподавательского состава, к социальной напряженности в обществе.
Трудной проблемой является и готовность преподавателей к работе в условиях инновационного развития: мешают сложившиеся стереотипы в профессиональной деятельности, мешает высокая нагрузка, мешает сложившаяся установка на то, что инновации в нашей стране — акт, а не процесс.
Особой проблемой является качество учебно-методического обеспечения, которое далеко не всегда отвечает потребностям сегодняшнего дня. Учебно-методические материалы не всегда сориентированы на студентов, не всегда стимулируют их к самостоятельной работе.
Вторая группа проблем связана с взаимодействием университета со своими партнерами: со школой, педагогическими колледжами, учреждениями постдипломного педагогического образования, с работодателями.
Настало время существенно пересмотреть содержание и характер связей со школами. Сегодня необходимы новые формы: включение опытных учителей в подготовку будущих профессионалов, использование инновационного опыта школы, проведение совместных исследований.
Серьезной проблемой является взаимодействие с педагогическими колледжами, перед которыми стоит важная задача определения своих позиций в уровневой подготовке специалистов для образования.
Вместе с учреждениями постдипломного педагогического образования нам предстоит активно включиться в повышение квалификации работающих учителей.
Вместе с работодателями нам необходимо согласовать свои позиции по таким вопросам, как квалификационные требования к профессиональной педагогической деятельности, экзамен на должность, использование бакалавров и магистров на рынке педагогического труда.
Таким образом, университет должен постоянно развиваться, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени. В качестве главных ориентиров такого развития в
нашей новой программе выступают ориентации: на человека как высшую ценность и главный капитал современности, на качество образования, без которого мы не можем существовать далее, на непрерывность образования, которое выступает не только как совокупность необходимых условий, но и как реализация самим учителем этих условий, на вхождение в единое европейское образовательное пространство, на глобальную информатизацию.
О. В. Иванов,
заместитель декана факультета социальных наук
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2005—2010 гг. предусматривались различные стратегические направления развития университета. К концу 2010 г. все эти направления были достаточно успешно реализованы. Что удалось сделать коллективу РГПУ им. А. И. Герцена в плане развития информационной инфраструктуры университета? Рассмотрим соответствующие процессы (преимущественно на примере деятельности факультета социальных наук).
Необходимо отметить, что за прошедший период существенно обновился парк лабораторного оборудования, заметно увеличилось количество персональных компьютеров, приходящихся на одного преподавателя и одного студента, сегодня в университете действует структурированная кабельная сеть с высокой пропускной способностью. Реализация инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы» стала мощнейшим катализатором для дальнейших качественных изменений лабораторного фонда многих подразделений университета: теперь они обеспечены новейшими мультимедийными средствами, системами видеоконференцсвязи, современным программным обеспечением.
В университете появились и новые структурные подразделения (учебные информационные лаборатории, ресурсные центры, учебно-методические кабинеты), деятельность которых направлена на обеспечение студентам открытого доступа к образовательным интернет-ресурсам, на хранение и предоставление студентам для самостоятельной работы учебной, учебно-методической, научной литературы на традиционных носителях, на создание (или приобретение) электронных библиотек, баз знаний, учитывающих специфику преподаваемых на факультетах дисциплин, на предоставление лабораторного оборудования, ресурсов для выполнения домашних заданий или для самостоятельного освоения студентами предметных умений и навыков, компетенций во внеаудиторное время.
С сожалением приходиться констатировать, что иногда деятельность вышеназванных подразделений сводится к технической, обслуживающей поддержке работы факультетов, а не к современной организации учебно-методического сопровождения учебного процесса. Видимо, для усиления их роли в развитии образовательного процесса необходимы изменения в структуре и штатном расписании этих подразделений, предполагающие разработку новых, «мето-