чивает человек, хочет педуниверситет — замечательно, не хочет — тоже замечательно. Сделать квалификационный экзамен на статус современного учителя. Очень бы хотелось [услышать] ваше отношение к этой проблеме.
Л. М. Мардер: Мне все равно, откуда приходит преподаватель. Но я хочу сказать, при этом я воспринимаю педагогический университет, как высшее учебное учреждение, куда приходят сориентированные люди, в большинстве своем. Может быть, я заблуждаюсь, ориентируясь на свой опыт, но мое восприятие студентов педагогического университета — это люди, которые видят себя в профессии. Как правило, все-таки, на сегодняшний день, я по своим выпускникам знаю: те, кто сориентированы на профессию учителя, идут в Герценовский университет; те, кто сориентированы на научные исследования, какую-то еще работу, они идут в «большой» университет. То, что могут работать в образовательном учреждении люди, получив разное образование, — да, я допускаю, что это может быть.
С. Б. Сочилин: Я как раз заканчивал «большой» университет с целью работать в школе. И мне кажется, мы напрасно противопоставляем эти два пути: либо-либо. Либо мы отдаем все в университеты педагогические, а остальных мы тогда отстраняем. Мы закрываем вход в профессию для людей, которые созреют до нее, к какому-то определенному моменту, просто надо дать им эту возможность и предложить конкретный механизм.
И. Р. Гафуров
педагогическое образование в казанском федеральном университете
В современном образовательном пространстве России обсуждаются два основных подхода к реформированию педагогического образования в стране. Первый из них обосновывает необходимость обновления традиционной для советского времени модели подготовки учительских кадров в рамках педагогических вузов, второй доказывает возможность значительного улучшения качества этого процесса в условиях классических университетов, что в принципе не является новшеством для российской системы образования.
Несомненно, право на реализацию имеют различные модели, однако, следует признать, что комплексное решение задач модернизации педагогического образования возможно сейчас лишь в рамках крупных образовательных центров, располагающих необходимыми для этого ресурсами. За редким исключением сейчас эти условия являются недостижимыми для большинства педагогических вузов страны, многие из которых по ряду объективных причин оказались в трудном положении. Показательно, что по результатам мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений в группах «Образовательное учреждение, нуждающееся в оптимизации деятельности» и «Образовательное учреждение является неэффективным и нуждается в реорганизации» значительной оказалась доля учреждений ВПО педагогического профиля. В этом заключено одно из наиболее важных противоречий современного образования: неэффективное высшее учебное заведение не может готовить эффективных учителей.
Существует несколько вариантов решения проблемы, один из которых — присоединение педагогических вузов к мощным федеральным университетам, что позволит на
основе организационных, научных, образовательных, материально-технических ресурсов достичь заметного повышения качества подготовки учительских кадров. Примером может служить опыт Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ, в состав которого в сентябре 2011 года вошли Татарский государственный гуманитарнопедагогический университет (основан в 1876 году) и Елабужский государственный педагогический университет (начал подготовку учителей в 1898 году).
Традиции подготовки педагогов в Казанском Императорском университете (основан в 1804 году), историческим приемником которого стал федеральный университет, имеют еще более глубокие корни. В 1812 году в структуре университета был открыт Педагогический институт, положивший начало высшему педагогическому образованию в Поволжье. Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом он стал третьим в России учебным заведением подобного профиля и оказал значительное влияние на образовательное и культурное освоение востока страны. Важно, что он был предусмотрен уже Уставом 1804 года, что свидетельствует о государственном уровне понимания необходимости подготовки педагогов в университетах.
История учебного заведения насыщена как важными достижениями и именами известных выпускников (выдающиеся ученые Н. И. Лобачевский, И. М. Симонов и др.), так и непониманием важности подготовки учительства в стенах классического университета на том или ином историческом этапе [1]. Тем не менее вплоть до своей реорганизации в 1858 году в педагогические курсы институт подготовил сотни учителей гимназий и уездных училищ для значительной части территории страны, включавшей Поволжье, Сибирь, Урал, Кавказ, а также ряд центральных губерний [2].
Соединение возможностей классического и педагогических университетов создало уникальные условия для формирования новой организационной структуры педагогического образования. Выделим лишь наиболее значительные преимущества. Во-первых, в федеральном университете сконцентрировался самый мощный в Поволжье научный и образовательный потенциал в области педагогики и психологии. Совокупное число преподавателей и ученых, вошедших в федеральный университет только из присоединенных педагогических вузов, превысило 1200 человек, из которых 10% доктора и 63% кандидаты наук. Наличие такого солидного научно-педагогического ресурса позволяет решать не только образовательные задачи любого уровня, но и дает возможность сделать серьезный прорыв в научных исследованиях, особенно прикладного характера, что сейчас наиболее востребовано образовательной практикой.
Во-вторых, участие в подготовке учителей ведущих ученых профильных институтов (физики, химии, истории и др.) позволило существенно улучшить предметную подготовку выпускников. Необходимо особо подчеркнуть, что каждый профильный институт Казанского федерального университета (КФУ) (например, Институт физики, Институт экологии и географии и др.) является узловым звеном работы с учителями в соответствующей предметной области, что позволяет достичь более высокого уровня предметных компетенций учителя. Мы исходим из того, что квалифицированный учитель наряду с методикой преподавания должен получить фундаментальные знания в своей области. Для этого используется новейшая учебно-лабораторная база институтов с привлечением ведущих ученых и специалистов.
В-третьих, в КФУ реализуются все основные уровни педагогического образования (программы СПО, педагогического бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей, дополнительного профессионального образования, послевузовского образования через аспирантуру и докторантуру) и ведется подготовка учителей по всем предметным областям, имеющимся в общеобразовательной школе. Наличие широкого спектра специальностей и специализаций в усло-
виях крупного вуза создало условия для наиболее полной реализации принципов системности, научности, непрерывности, что, в свою очередь, отвечает современным требованиям и максимально приближает деятельность к условиям и потребностям региона и страны.
В-четвертых, создание в структуре федерального университета Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования позволило создать действенную систему непрерывного педагогического образования и сопровождения учителя в течение всей его деятельности.
Особо значимо, что КФУ взял на себя функцию ответственности за профессиональный рост педагога, создав собственную систему аттестации учителей, реализуя гибкие формы повышения их квалификации и переподготовки, исходя их насущных потребностей об-
«-» г~\ «-»
разовательных учреждений. Это позволяет наладить действенную связь между педагогической наукой и практикой, своевременно вносить коррективы в процесс первичной подготовки учителей. Показательно и то, что тенденция повышения квалификации педагогов на базе крупнейших вузов должна сейчас набирать силу как важнейшее условие повышения качества школьного образования.
В целом, создание КФУ предоставило уникальную возможность принципиально реформировать профессионально-педагогическое образование путем изменения его организационных механизмов, содержания образовательного процесса, но уже не в рамках педагогического вуза, а в условиях федерального университета, имеющего:
— фундаментальные научные школы;
— более квалифицированный профессорско-преподавательский состав (в сравнении с включенными педвузами);
— профильные институты, обеспечивающие высокий уровень специальной подготовки педагогов по всем предметным областям;
— современные специализированные учебные и научно-исследовательские лаборатории и др.
В Казанском федеральном университете имеется возможность отрабатывать новейшие научно-методические разработки в собственных общеобразовательных школах, входящих в его структуру. Такими экспериментальными площадками и эффективным инструментом обратной связи служат созданный по инициативе Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова ГГ-лицей-интернат, а также многолетний опыт успешной работы лицея имени Лобачевского. Объединение мощного научного и образовательного потенциала в лице ведущих российских и зарубежных ученых, представляющих различные области знаний в рамках единого университета, позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса в базовых школах университета, транслируя затем передовой опыт в систему школьного образования.
Важным условием подготовки эффективных школьных учителей является также обновление содержания педагогического образования в университете. Если образование ХХ в. строилось по принципу «образование на всю жизнь», то сегодня мы говорим об утверждении образования как образа жизни человека в соответствии с его индивидуальными и личностными особенностями и с учетом требований современного российского общества к качеству человеческого капитала. Мировая практика свидетельствует, что человек за свою жизнь приобретает до 10 компетенций. Это означает, что не только преподаватели, но и наши студенты — будущие учителя, должны, прежде всего, научиться учиться. В этой связи актуальным становится подготовка не просто педагога, а учителя-тьютора, являющегося для детей проводником в мире знаний. Необходимость обозначенных перемен обусловлена целым комплексом тенденций общественного развития, основными из которых являются: сокращение периода удвоения инфор-
мации, интеграция науки и производства, индивидуализация образования на фоне его глобализации [3].
Это потребовало таких серьезных изменений в содержании и технологиях подготовки школьных учителей, как:
— формирование универсальных компетенций учителя, сочетающих не только высокий уровень предметной подготовки, но достаточную общую грамотность, хорошо развитые коммуникативные навыки, способности межличностного взаимодействия и др.;
— «адресная» подготовка педагога, удовлетворяющая потребностям различных типов школ — малокомплектных, с углубленным изучением отдельных предметов, профильных гимназий, лицеев, училищ и др., призванная сформировать у учителя способность обеспечить индивидуальные образовательные траектории школьников;
— внедрение в процесс подготовки будущих учителей новейших педагогических теорий и технологий и соответственно активная разработка вузами этих образовательных новаций;
— обновление психолого-педагогической подготовки учителей в целях организации эффективной внеклассной воспитательной и самостоятельной работы, что особенно актуально в условиях обострения современных социальных, политических, экологических, демографических, экономических, этических и этнических проблем в стране.
Закономерно, что в Казанском федеральном университете это бусловило большую практическую работу в сфере: совершенствования образовательных стандартов и программ (учебные планы, педагогическая практика, управление учебным процессом, оценка качества подготовки кадров); разработки новых профессиональных стандартов педагогической деятельности, определения проблематики актуальных и востребованных системой образования исследований в области педагогики; усиления практической ориентированности педагогического образования; модернизации послевузовского педагогического образования; обновления информационных основ педагогического образования; совершенствования системы трудоустройства и развития профессиональной карьеры молодых педагогов. Был проведен анализ научно-методического потенциала кафедр университета, связанных с подготовкой учителей, целью которого являлось формирование реального исследовательского взаимодействия ученых-педагогов (что особенно важно), структурирование научных исследований в области педагогики через формирование скоординированной общеуниверситетской проблематики.
Мировая практика подтверждает, что качество образования во многом зависит от уровня обучающихся студентов. Не секрет, что в рейтинге качества приема в российские вузы, ежегодно публикуемым Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», учебные заведения педагогического профиля занимают отстающие позиции. Во многом это связано с низкой привлекательностью вуза и будущей профессии. Отметим, однако, в сравнении с предыдущими годами заметный рост среднего балла ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на педагогические направления КФУ по результатам вступительной кампании 2012 года. Это связано, с проводимой политикой региональных властей в области повышения социального статуса учителя. В свою очередь, привлечение к нам более подготовленных абитуриентов позволяет повысить качество подготовки будущих учителей.
Несопоставимые с большинством педагогических вузов профессорско-преподавательские ресурсы дают возможность привлекать к подготовке и повышению квалификации учителей в КФУ наиболее квалифицированные кадры. Стоит отметить, что в настоящее время в университете работают более 50 только штатных докторов педагогических и психологических наук. Большое внимание уделяется внутренней аттестации профессорско-преподавательского состава, занятого в подготовке учительских кадров. Началась реа-
лизация собственной модульной программы повышения квалификации с приглашением авторитетных российских и зарубежных ученых и практиков. Лишь в 2012 году для преподавателей педагогических отделений были прочитаны более десяти курсов лекций по актуальным проблемам педагогики и психологии профессорами К. Вашиком (Германия), П. Толчинским (Австрия), М. Чошановым (США), В. Гюровой (Болгария), Ю. Подгорец-ким (Польша), М. Жигаловой (Белоруссия) и др. Ведущей сингапурской образовательной компанией «Еёисаге» была проведена международная сертификация 120 преподавателей КФУ. Планируется в течение трех лет провести через стажировки и сертификацию весь профессорско-преподавательский состав педагогических отделений. Немаловажен и более высокий уровень средней заработной платы профессорско-преподавтельского состава в федеральном университете в сравнении с педагогическими вузами.
Стратегия реформирования системы подготовки и повышения квалификации учительских кадров в Казанском федеральном университете определяется Координационным советом по педагогическому образованию Республики Татарстан, объединившем не только ученых и преподавателей многочисленных подразделений университета, но и всю педагогическую общественность республики, в том числе представителей регионального Министерства образования и науки, других вузов, руководителей учреждений СПО и общеобразовательных школ, талантливых учителей-практиков. Показательно, что Координационный совет возглавляют министр образования и науки Республики Татарстан и ректор КФУ.
Особенно важно, что вопросы подготовки учительских кадров обсуждаются на заседаниях Попечительского совета Казанского федерального университета, объединившем руководителей крупнейших компаний, политиков, ученых, общественных деятелей под председательством Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова.
Тесное взаимодействие с региональными структурами власти, в сущности, предоставляет работодателю реальную возможность влиять на процесс подготовки педагогических кадров в федеральном университете путем внесения изменений в вариативную часть образовательных программ, внедрения новых форм организации педагогической практики, организации дополнительного обучения по наиболее востребованным направлениям подготовки, в том числе по направленям, в которых существует нехватка педагогов в республике.
В настоящее время Казанский федеральный университет по инициативе региональных властей формирует в Республике Татарстан целостную программу реформирования системы общего образования. Ее основные приоритеты:
1. Создание единой многоуровневой системы образования:
1.1. Отбор школьников (на старшей ступени общего среднего образования), склонных к педагогической деятельности, их углубленная подготовка в профильных классах.
1.2. Профессиональная подготовка учителей и педагогов нового поколения по программам бакалавриата и магистратуры.
1.3. Внедрение эффективных программ повышения квалификации и переподготовки учителей.
2. Развитие проектной деятельности в области:
2.1. Общего среднего образования (работа с одаренными детьми, детьми с отклонениями в развитии, развитие электронного образования и т. д.).
2.2. Среднего и высшего профессионального образования (различные формы профессиональной коммуникации, создание электронных баз данных, реализация программ кадровой поддержки образования и т. д.).
2.3. Повышения квалификации и переподготовки учителей (реализация инновационных подходов и разработка новых методов повышения квалификации, развитие систем электронного взаимодействия и т. д.).
3. Разработка и реализация системы педагогического и психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности школьников и студентов:
3.1. Программ работы со школьниками и студентами с учетом их интеллектуальной одаренности.
3.2. Программ профилизации образования на старшей ступени общего среднего образования.
3.3. Программ профессиональной ориентации школьников с учетом кадровых потребностей округа и РФ, а также образовательных возможностей К(П)ФУ.
На сегодняшний день, на основе передового российского и зарубежного опыта, в Казанском федеральном университете разработаны новые модели подготовки учителей как в рамках педагогических, так и непедагогических направлений подготовки. Они предполагают значительные изменения не только в организации, но и в содержании учебного процесса. К их обсуждению привлекались не только ученые университета, но и представители Министерства образования и науки Республики Татарстан, руководители общеобразовательных учебных заведений, учителя-практики. Надеемся на оценку нашего опыта подготовки педагогических кадров учеными Российской академии образования, научно-педагогической общественностью других вузов страны.
В течение 2013/14 учебного года Институт педагогики и психологии и другие структурные подразделения КФУ станут экспериментальными площадками по отработке отдельных сегментов нововведений. Реализация новой модели подготовки учителей в условиях федерального университета, на наш взгляд, станет новым этапом в развитии педагогического образования в России и позволит сделать его более эффективным, способным решать широкий круг образовательных задач.
В качестве проблем развития педагогического образования в федеральном университете необходимо выделить:
1) сложности реорганизационного периода на этапе объединения вузов, имевших собственные исторические традиции и научную направленность;
2) недооценку научным сообществом классического университета роли и значения педагогического образования;
3) приоритет педагогических исследований в области проблем истории и теории педагогики при последовательном снижении исследовательского интереса к темам, востребованным школьной и вузовской практикой.
Вместе с тем опыт почти двухлетнего развития педагогического образования в университете показал возможность решения указанных противоречий.
Таким образом, перед Казанским (Приволжским) федеральным университетом стоит задача дальнейшего совершенствования научной и инновационной деятельности в области педагогического образования, повышения социальной значимости и востребованности результатов проводимых фундаментальных и прикладных исследований по актуальным проблемам педагогики и психологии, разработка и построение высокоэффективных систем образования, в том числе передовых образовательных технологий для высшей и общей школы. В этом заключается одна из составляющих его миссии как ведущего научного и образовательного центра Приволжского федерального округа.
ЛиТЕРАТУРА
1. Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 977. Опись Совет. Дело 131. ЛЛ. 1-5.
2. Казанский университет. 1804-1979. (Очерки истории). Казань, 1979. 304 с.
3. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учеб. пособие. Казань, 2008.