УДК 378+91
КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
© 2014 Н.А.Иванищева
Оренбургский государственный педагогический университет
Статья поступила в редакцию 20.06.2014
В статье раскрыта стратегия обучения студентов, требующая от преподавателя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики усвоения содержания географического образования и профессиональной деятельности, перестройке сложившейся методической системы подготовки. Обоснована необходимость усиления развития личностного потенциала будущего учителя географии на основе интеграции традиционных и инновационных подходов в процессе освоения учебных дисциплин и прохождения педагогической практики.
Ключевые слова: конструирование, методический компонент, географическое образование, педагогический университет, учитель географии нового поколения, развитие личности, профессиональная деятельность.
Географическое образование, выступая неотъемлемой составной частью системы образования России, в настоящее время становится одним из базовых факторов формирования человека деятельного, свободно реализующего себя в условиях стремительных перемен. Во все большей степени становятся очевидными необходимость и важность его роли в повседневной жизни человека.
Анализ исследований1 Ю.Н.Гладкого, А.Г.Исаченко, В.М.Котлякова, В.П.Максаков-ского подтверждает возрастающую в наши дни значимость географии как элемента интеллектуальной и духовной культуры личности, позволяющей не только понимать и осознавать многочисленные проблемы и глобальные вызовы, но и принимать участие в их решении, познавать мир, кроскультурное общество своей страны, способствовать развитию родного края.
Понимание новых целей и результатов, условий развития личности в процессе географического образования обусловлено значительными социокультурными изменениями (информатизация, глобализация, открытое граж-
° Иванищева Надежда Александровна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой географии и методики преподавания географических дисциплин. E-mail: Ivanicheva@list. ru
1 Гладкий Ю.Н. Школьное географическое образование в контексте Болонского процесса // География и экология в школе XXI века. - 2008. - № 8. - С. 66 -
69; Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. - М.: 2004. - С. 32; Котляков В.М., Комарова А.И. Туризм: природа - культура - путешествия: пятиязычный словарь: русский (с краткими дефинициями), английский, французский, испанский, немецкий. - М.: 2013. - 671 с.; Максаковский В.П. Географическая культура: учеб. пособие. - М.: 1998. -284 с.
данское общество, становление нового культурного типа личности). Эти изменения показывают, что в современных социокультурных условиях требования к личностным и профессиональным качествам постоянно повышаются, непрерывное самообразование становится гарантом личной успешности. Образованию вообще, а географическому, в частности, отводится роль «двигателя» системных изменений в обществе.
Модернизация общего образования обусловила потребность школы в учителе более высокой квалификации с творческим научно-педагогическим мышлением. Это, в свою очередь, указывает на необходимость совершенствования методической подготовки учителя географии нового поколения в педагогическом университете. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» уделяет ключевое внимание роли учителя в современной школе: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего...»2.
В этих условиях востребованы контуры новой системы высшего педагогического образования, открывающей студенту широкие возможности для саморазвития на протяжении всей жизни, поддержания постоянного стрем-
2 Официальный сайт Минобрнауки РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: / /минобрнауки.рф/
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(4), 2014
ления личностного и профессионального самосовершенствования3.
Важность конструирования нового содержания методического компонента профессионального образования следует рассматривать как одну из основных задач современного высшего образования, которая стимулируется усилением дифференциации общего образования, появлением профильных учебных заведений, расширением спектра применяемых образовательных технологий, широким распространением экспериментальной работы в школе.
Центральное место в методической подготовке студентов педагогического университета занимает учебная дисциплина «Методика обучения и воспитания (география)». Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности. В рабочей программе отражены ведущие идеи модернизации современной системы школьного географического образования, направленные на гуманизацию, экологизацию, экономизацию, социологизацию обучения, показана его роль в общем культурном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Актуальность изучения дисциплины диктуется логикой развития общества и компетентно-деятельностным характером образования, направленностью содержания образования на формирование мета-предметных учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение студентом опыта этой деятельности, на развитие информационной культуры.
В рабочей программе существенно усилен компетентностно-деятельностный подход, выступающий в качестве методологической основы профессионального развития учителя географии. Понятие «профессиональная педагогическая деятельность» раскрывается в содержании программы на нескольких соподчиненных уровнях для того, чтобы: 1) раскрыть модель труда учителя, описать содержание и структуру педагогической деятельности как основы профессионального развития; 2) отразить отличие педагогической деятельности от деятельности специально-научной и учебно-познавательной; 3) выявить специфику учебно-познавательной деятельности, которая остается
3 Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии: учебник. - М.: 2013. - 320 с.; Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособ. для студ. вузов / И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Л.А.Летягин и др.; под ред. И.В.Душиной. - М.: 2007. - 509 с.; Сухоруков В.Д. Основы теории и методики обучения географии: учебник. - СПб.: 2010. - 215 с.
доминирующей у студентов во время педагогической практики и существенно отличается от деятельности учителя-предметника; 4) зафиксировать планируемые результаты обучения в соответствии с функциональными группами профессиональных умений, характеризующих обобщенную структуру педагогической деятельности.
При важности всех четырех положений, последнее является ведущим. Последовательность введения и глубина освоения способов учебно-педагогической деятельности определяется логикой модели труда учителя географии, проектируемой от цели к средствам ее достижения.
В содержании дисциплины «Методика обучения и воспитания (география)», лежащей на стыке с географией, дидактикой, психологией, теорией воспитания, акцентировано внимание на усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности географического образования, способствующего социализации студентов, утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, профессиональному становлению будущего учителя.
Развитию профессионального мышления будущего учителя географии содействует ознакомление с вопросами истории развития методической науки, опытом изучения географии в образовательных системах зарубежных стран и основными тенденциями его развития в условиях реформирования российской школы.
Освоение студентом программы дисциплины предполагает знание новых концепций модернизации общего образования, Стандартов географического образования, принципов и особенностей построения школьных программ и линий учебников географии и т.п.
Востребованный на рынке труда выпускник педагогического университета, в том числе учитель географии, должен быть готов эффективно использовать конструктивные подходы, продуктивные и гибкие технологии, обеспечивающие реализацию теоретико-методологических идей современной гуманистической педагогики и методики обучения предмету в образовательной практике. Методика, предлагаемая в курсе «Методика обучения и воспитания (география)» выстроена на основе интеграции методов проблемного обучения, средств лично-стно-ориентированных, аудиовизуальных и новых информационно-коммуникационных технологий. При отборе содержания курса учитывались следующие принципы: 1) принцип преемственности и уровневого подхода к изучению дисциплины; 2) принцип междисци-
плинарности; 3) принцип комплексности; 4) гуманитарно-культурологический принцип.
Модернизация школьного образования обусловила необходимость обновления структуры дисциплины «Методика обучения и воспитания (география)», которая: 1) включает новые содержательные темы («Методика разработки технологической карты урока географии», «Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии», «Реализация национально-регионального компонента базисного учебного плана школ Оренбургской области средствами предмета «География Оренбургской области», «Современные способы и формы контроля успеваемости обучающихся по географии» и др.); 2) имеет методологическую направленность текста (выделены и разграничены виды, функции, проблемные области научного знания) посредством интеграции основных положений методики и педагогики, использования знаний-следствий, выполняющих функцию регуляторов профессиональной деятельности учителя географии; 3) отражает тенденцию специального сравнения традиционных и современных технологически ориентированных подходов к организации и управлению процессом обучения географии в школе на основе введения новых методических понятий (методическая система обучения школьной географии, структурные и функциональные характеристики системы).
При разработке рабочей программы автором были учтены требования базовой части ФГОС ВПО, опыт создателей прежних изданий учебников по методике обучения географии, учебных пособий, а также новых линий учебников по курсу школьной географии издательств «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-Граф», «Мнемозина», «Русское слово». Изучены новые программы и учебники по педагогике, психологии, а также публикации по проблемам методологии и философии педагогического образования, нормативные документы Министерства образования Оренбургской области. Это позволило уточнить содержание тех изменений, которые необходимо ввести в действующую рабочую программу по учебной дисциплине «Методика обучения и воспитания (география)».
Рассмотрим современные подходы к конструированию содержания методического компонента профессионального образования учителя географии нового поколения.
1. Гуманистическая направленность содержания системы географических знаний. В настоящее время принципы гуманизации и гуманитаризации образования, детерминированные
ценностями культурно направленного образования, гуманитарного и социального знания, все больше утверждают потребность в социально ориентированном мышлении. Духовный суверенитет личности, гражданственность, социальная мобильность, общественная активность, способность к самостоятельному критическому осмыслению информации становятся все более приоритетными образовательными потребностями. Это означает, что в формировании социокультурных, гуманистических и демократических основ интеллектуального и нравственного развития личности студента особенно возрастает роль социально регулирующих и социально ориентирующих функций профессионального образования.
Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к Человеку как высшей ценности бытия. В связи с этим гуманизация выдвигает задачу -обеспечить всеми возможными способами развитие личностного потенциала обучающегося, становление отношений взаимного уважения субъектов образовательного процесса, основанного на уважении прав каждого человека, на сохранение и укрепление их здоровья.
Гуманизация географии реализуется в ходе освоения студентами целостной системы знаний в логике изучения таких тем основной образовательной программы 050100 Педагогическое образование, профиль География, как: экономизация и гуманизация географической науки; теория этногенеза Л.Н.Гумилева; антропоцентризм и ноосфера; специализация географического пространства и территории; социальные цели территориального развития; социальные направления в географии.
2. Формирование частных методических умений студентов. Сегодня в условиях принятия Стандартов нового поколения освоение содержания географического образования предполагает не только усвоение обучающимися знаний, но и связанных с ними учебных действий. Ядром методической системы работы учителя выступает деятельностная составляющая, требующая постановки в центр учебного процесса организации деятельности школьников с различными источниками информации (окружающая действительность, учебник, географическая карта, контурная карта, статистико-экономические данные, ресурсы Интернет, средства массовой информации).
Важное место в содержании современного урока географии отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД). Последние составляют основу комплексного умения учиться, выражающегося в готовности индивида изме-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2(4), 2014
нять (расширять, углублять, преобразовывать) свои знания и умения, обеспечивая тем самым поисковую активность и творческую самореа-лизацию4.
Поддерживая идеи концепции Е.А.Тамож-ней5 о применении комплекса учебно-методических задач (УМЗ) как системообразующего фактора компетентностно-ориентированной системы методической подготовки (включающей характеристику структуры и содержания учебно-методической задачи, методику решения, методику диагностирования и критериальной оценки умения решать УМЗ; требования к созданию комплекса УМЗ, содержание комплекса УМЗ; технологии организации самостоятельной учебно-методической деятельности студентов на основе комплекса УМЗ) в ходе профессиональной подготовки у будущего учителя географии частные методические умения успешно формируются при: обучении работе с географической задачей; конструировании системы задач; проектировании процесса изучения школьного курса географии; организации внеклассной работы по географии; проведении педагогического исследования.
3. Интеграция традиционных и инновационных подходов в образовании. Реализация современной концепции образования требует новых подходов к содержанию учебных дисциплин и образовательных областей, ко всей организации образовательного процесса, а также к подготовке учителя. Стратегия инновационного обучения в педагогическом университете предполагает такую системную организацию процесса обучения, при которой личность преподавателя выступает как ведущий элемент, но при этом меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Он не является только носителем и транслятором знаний, а выступает как наставник в становлении личности и развитии индивидуальности студента. Новые подходы в образовании (лично ориентированный, компетентностный, уров-невой дифференциации, гуманистический, технологический и др.) существенно изменяют характер воздействий на студента: позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их утверждается позиция демократического взаимодействия,
4 Примерные программы по учебным предметам: география. 5 - 9 классы. ФГОС / ред. И.А.Сафронова. - М.: 2012. - 75 с.; Петрова Н.Н., Соловьева Ю.А. Примерные программы среднего (полного) общего образования: география. 10 - 11 классы. ФГОС. - М.: 2012. - 56 с.
5 Таможняя Е.А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования: автореф. дис. ...докт.пед.наук. - М.: 2011. - 43 с.
помощи, сотрудничества, внимание к инициативе студента. Изменяется и позиция студента, который переориентируется с результата усвоения, с получения оценки на активное взаимодействие с преподавателем и самостоятельную работу над своим образованием (самообразованием).
Проектирование образовательного процесса в единстве традиционных и инновационных подходов обеспечивает развитие всех сфер обучающегося в соответствии с его задатками и способностями, интересами и желаниями, индивидуальным темпом развития, сохраняя при этом здоровье.
4. Междисциплинарная интеграция учебных дисциплин. Знания учителя географии нового поколения должны быть фундаментальными, профессионально и практически ориентированными. Это положение лежит в основе разработки дидактических принципов профессиональных дисциплин, которые составляют ядро профессиональной подготовки будущего учителя географии. При конструировании содержания учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания географии» реализуются принципы преемственности и системности, которые позволяют студентам осмыслить и усвоить логично наращиваемый каркас знаний, укрепляющий и формирующий связи между предметами. В результате преподавание ведется не автономно, а с четким отслеживанием связей, как между циклами дисциплин, так и между дисциплинами одного цикла. Системно выстроенный учебный материал позволяет повысить уровень развития базовых профессиональных знаний студентов, что отражает степень сформированности компетентности.
5. Совершенствование педагогической практики. Студент педагогического университета получает возможность для полноценной самореализации в образовательном процессе в период прохождения педагогической практики, где определяется его собственная жизненная позиция, происходит реализация образовательных потребностей. В связи с этим приоритетными задачами педагогической практики являются: 1) Формирование у студентов профессиональной компетентности, необходимой для успешной педагогической деятельности в качестве учителя географии. 2) Мотивация студентов на ценностное отношение к опыту творческой профессиональной деятельности, приобщение к достижениям передовых учителей географии. 3) Развитие интереса к исследованию актуальных вопросов технологии и методики обучения географии. 4) Оценка индивидуальных педагогических возможностей с
позиции профессиональной состоятельности. 5) Овладение основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся географии. 6) Выработка готовности реализовать индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания географии.
В системе организации педагогической практики по географии структурно выделены следующие блоки: 1) организационно-мотива-ционный (знакомство студентов на установочной конференции с целями, содержанием, требованиями и обязанностями практиканта; диагностика профессиональной готовности к педагогической деятельности; разработка индивидуального образовательного маршрута педагогической практики); 2) психолого-педагогический (развитие профессиональных компетенций обеспечивается выполнением студентом комплекса видов деятельности: изучение и анализ образовательного пространства школы, класса; составление психолого-педагогических характеристик; анализ профессиональной деятельности учителя географии и составление его профессионального портрета); 3) процессуальный (формирование способности реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях различного типа и вида; владение современной методикой и технологиями обучения для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса); 4) исследовательский (осуществление
сбора, обработки, анализа и систематизации научно-педагогической информации по проблеме курсовой и выпускной квалификационной работы; выполнение проектно-исследова-тельской работы с обучающимися); 5) рефлексивно-оценочный (проведение студентом анализа и оценки педагогической деятельности по результатам практики).
Проектирование и применение технологии организации педагогической практики как части целостной системы подготовки учителя географии обеспечивает целенаправленное и осознанное овладение студентом готовности эффективно выстраивать траекторию профессионального становления, осуществлять педагогическую деятельность, формировать профессиональную компетентность.
Таким образом, в контексте требований новой парадигмы образования конструирование содержания методической подготовки учителя географии обусловлено глубоким пониманием процессов, явлений и ситуаций изменяющегося географического пространства, осознанием взаимосвязей общества и природы, грамотным владением информационно-коммуникационными технологиями и умением ориентироваться, наблюдать окружающий мир и использовать язык карты, оперировать различными способами работы с географической информацией, быть готовым к освоению научных знаний, к овладению новыми компетенциями.
ON ELABORATING METHODOLOGICAL CONSTITUENT OF THE NEW-GENERATION GEOGRAPHY TEACHER PROFESSIONAL TRAINING
© 2014 N.A.Ivanishcheva° Orenburg State Pedagogical University
The article reveals the method of students training, that demands that the teacher should accept and grasp new purposes and objectives, make sure to understand the specific character of the content of geographical education and professional training in this sphere, be ready to update the traditional methodology. The author proves the necessity of the future teacher's personal development that may come from the integration of traditional and innovative approaches when studying the theoretical courses and teaching practice. Keywords: elaboration, methodological component, geographical education, pedagogical university, new-generation geography teacher, personal development, professional work.
Nadezhda Aleksandrovna Ivanishcheva, Doctor of Pedagogics, Head of Department of Geography and Geographic Subjects Teaching Methodology. E-mail: Ivanicheva@list. ru