Научная статья на тему 'Подготовка социологических кадров в Саратовском госуниверситете: состояние, перспективы'

Подготовка социологических кадров в Саратовском госуниверситете: состояние, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинский Игорь Герикович

В статье рассмотрены основные формы и методы подготовки социологов-профессионалов на базе Центра региональных социологических исследований Саратовского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка социологических кадров в Саратовском госуниверситете: состояние, перспективы»

Беляев Э.В. Трансформация: у каждой страны уникальный путь // Социс. 2002. JNl'HJ. С.37-44; Наумова //.Ф. Рецидивирующая модернизация и России: беда, вина или ресурс человечества? / Под ред. В.Н. С адовского.

В.Л. Ядова. М.. 1999. 176 с.; Панов II.В. Трансформации политических институтов в России: Кроестемпоральпый сравнительный анализ /У 1 1олптические исследования. 2002. .М’6. С. 15--27; Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. Томск. 1998. 324 с.; Fedotova V. The Criminalization of Russia: Autochthonous Capitalism as a Reaction to Right-Wing Radicalism // Sociological Research. 2002. Vol.41. №5. P.30 59. "

Кыроина Матрица институциональная в социологии /7 Социологическая энциклопедия. М.. 2001; Она же. Институциональные матрицы и развилие России. М., 2000; Порт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

В ст.77 Основного закона установлено, что федеральная гос\дарственная служба находится в ведении Российской Федерации. ")ю как бы косвенно закрепляет, что госслужба субъектов Федерации находится в их ведении. Пред} смотрено и совместное ведение Федерации и ее субъектов - службы судебных и правоохранительных орюнов, адвокатура, нотариат и пр.

УДК [316.74:37](470.44-25)

ПОДГОТОВКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В САРАТОВСКОМ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ: СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

И.Г. Малинский

Саратовский государственный университет, кафедра социальной информатики E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены основные формы и методы подготовки социологов-профессионалов на базе Центра региональных социологических исследований Саратовского государственного университета.

Training of Sociologists in Saratov State University: Present State and Future Trends

I.G. Malinsky

The article examines the main forms and methods to train professional sociologists at the Center of Regional Sociological Studies of Saratov State University.

Состояние социологического образования характеризуется двумя факторами: возрождением отечественной социологии и возможностями у большинства студентов-выпуски и ков самореализации в различных сферах профессиональной деятельности, где востребовано умение собирать и анализировать социальную информацию.

Решение проблемы профессиональной самореализации зависит от двух основных причин: готовности студентов к научной работе и желания приобрести практические навыки проведения социологических исследований. Очевидно, что существующий интерес к социальному знанию гораздо шире, нежели готовность эти знания и навыки получить, что проявляется и в учебной литературе, посвященной методам эмпирического исследования, которая является в определенном смысле программной для отечественной

социологии. В ней представлена попытка систематического и соразмерного освещения целостной проблематики и именно она является базовой при подготовке специалистов.

Анализ показал, что учебная литература по методам эмпирической социологии достаточно разнородна. Здесь есть полномасштабные учебники с классическим набором тем, отдельные статьи в журналах и специальные разделы в учебниках по социологии иод традиционным названием «социологическое исследование», «методология и методы социологического исследования» и т.п. В настоящее время имеется достаточно много таких (отечественных и переведенных) учебных пособий, среди которых наибольшей популярностью у студентов пользуются работы В.А. Ядова, В.Г. Гречихина. Ст. Михайлова. В.Н. Шубкина, ряд коллективных трудов. Однако следует отметить, что практически все они написаны 10-25 лет тому назад и сейчас в лучшем случае переиздаются. Появилось много новой литературы по общей социологии, где есть обязательный раздел, отдел ь н о ра с с м атр и ва ю щ и й э м п и р и ч е с к ие методы.

Однако анализ их содержания показал определенное сходство большинства работ. Содержание делится, как правило, на три примерно равные части. В первой речь идет

о теории и методологии социологических

© П.Г. Малпнский, 2007

исследований. Во второй части описываются так называемые «методы сбора данных», являющиеся базовыми для эмпирической социологии. В третьей делается попытка представить процесс социального исследования как с\мму или последовательность его этапов1.

В целом предлагается достаточно богатая и интересная информация, тщательный анализ многих элементов исследования, приводятся примеры конкретных исследований. Основная проблема учебной литературы состоит в том, что этапы исследовательской деятельности описываются схематично и изолированно друг от друга. Создается впечатление, словно исследование состоит из четко структурированных, непересекаюших-ся градаций. Многие важные моменты, например, этап зарождения общей идеи исследования. упускаются, так как с трудом поддаю гея регистра! щи.

В разделе «Методы сбора информации» могут быть под общим названием объединены совершенно разные исследовательские ситуации, что существенно затрудняет анализ. Невозможно одновременно показать специфик}' методов массового стандартизованного опроса и фокусированного интервью. Стремление к обобщению и желание универсально описать принципы эмпирического исследования приводят к вытеснению из учебников качественных подходов. Здесь нет участвующего наблюдения, биографического метода, беседы. Думается, что проблематику методов надо излагать иначе, более открыт о. Схематизированное преставление материала не учитывает многие принципиально важные вещи. В частности, в у чебниках практически не анализируется субъект-исследования - исследователь. Ему приписывается роль измерительного инструмента, одинакового для всех типов исследования. Тем самым студентам не показывают значимость их личного потенциала в будущей и настоящей исследовательской деятельности. И. наконец, специфика обучения методологии. методике и технологии сбора и анализа социологической информации состоит в том. что глубокое усвоение и использование в дальнейшем полученных знаний невозможно без их реализации в учебно-исследовательской практической работе студентов.

В современных условиях выпускнику социологического факул ьтета невозможно найти работу по специальности без практи-

ческих знаний и навыков, необходимых со-циологу-эмпирику для сбора и анализа социальной информации. Этому практически невозможно научить без специализированного у чебно-научного социологического подразделения. В Саратовском госуниверситете имени Н.Г. Чернышевского такое подразделение есть - Центр региональных социологических исследований (ЦРСИ) СГУ. Он был создан в июне 2002 года в связи с реализацией гранта «Сравнительная социология», осуществляемого Саратовским государственным университетом и Университетом штата Вайоминг (США) с целью совершенствования учебного процесса профессиональной подготовки социологов в соответствии с мировыми стандартами высшего образования. За прошедшие годы можно говорить об определенном накопленном опыте.

Центр региональных социологических исследований - эго учебно-научное подразделение. которое организовано для достижения двух основных целей. Цель первая и главная, выполняемая при теснейшем сотрудничестве с кафедрой прикладной социологии социологического факультета, обучение студентов основам эмпирической социологии, практике использования различных методов сбора эмпирической информации (наблюдения, анализа документов, личных интервью, телефонных и почтовых опросов, экспертных опросов и т.п.), обработке и анализ) собранной информации на базе компьютерной программы 8Р88 10. Кроме того, в рамках центра студенты осваивают практику организации исследований на различных объектах, организации интервьюер-ской сети, работы с интервьюерами и их контролю, подготовки экспресс-отчетов и аналитических записок и т.д.

Вторая {із главных целей ЦРСИ -- научная. Она заключается в организации и проведении социологических исследований и опросов общественного мнения по актуальным социально-экономическим и социально-политическим проблемам жизни как самого университета. так и Саратовской области.

Согласно поставленным целям и учебно - м ето д и ч е с к и м ф у н к ц и о н ал ь н ы м з ад а ч а м. центром, с помощью преподавателей социологического факультета, обеспечивалось проведение практических и семинарских занятий по следующим социологическим дисциплинам (в соответствии с учебным планом

факультета): методика и технология проведения социологических исследований, теория измерения в социологии, анализ данных в социологии, методика и технология социологического опроса, анкетирование аудитории. организация социологического исследования, социометрия, компьютерный анализ данных в социологии. Занятия велись со студентами 2-5-го курсов отделения социологии и журналистики. В том числе 4 дисциплины специализации со студентами 5-го курса. В них широко используются инновационные методики практических занятий со студентами по обучению их навыкам обработки, анализа социальной информации при помощи компьютерной программы 8Р88-10 и др. Разработаны и совершенствуются программы соответствующих дисциплин и спецку рсов.

Основные направления реализации каждой из обозначенных целей следующие.

Достижение первой цели предполагает необходимость постановки перед Центром региональных социологических исследований и кафедрой прикладной социологии следующих задач: обучение студентов основам практических знаний и навыков в области проведения и организации эмпирических социологических исследований; включение в учебный процесс элементов освоения и применения основных методов и приемов проведения эмпирических исследований; организация учебных исследований (совместно с кафедрой прикладной социологии факультета): организация ознакомительной и исследовательской практики студентов 2-5-го курсов на собственной исследовательской базе факультета; содействие и консультативная помощь кафедрам и структурам университета, факультета при проведении ими эмпирических исследований; оказание содействия и консультативной помощи в организации и н и ци ати в н ы х стуле н ч ес к и х ис с л е до в а н и й в рамках студенческого научного общества; создание базы данных проведенных исследований. программ, методик, инструментария, выборок и т.п.

В ходе взаимодействия кафедры и Центра каждый студент за время обучения на факультете вне зависимости от характера специализации (теоретического, теоретикоприкладного или прикладного) выступает в целом ряде исследовательских ролей:

-• участие в качест ве интервьюера (1 —3-й курс), супервайзера (бригадира) интервыое-

ров (3-4-й курс), руководителя исследования на определенном объекте (4-5-й курс):

- участие в разработке и реализации подпрограмм и отдельных тематических блоков в рамках мониторинговых и продолжающихся исследований:

обучение в процессе разделения труда по обработке и интерпретации результатов мониторинговых и продолжающихся исследований (подготовка данных, ввод, подготовка схемы обработки, кодировка информации, обработка, интерпретация, подготовка экспресс-отчета и развернутого отчета);

- получение опыта в организации и проведении опросов различными методами (опрос по месту жительства (очное интервьюирование). телефонный опрос, почтовый опрос. уличный опрос, углубленное (клиническое) интервью, мягкие (качественные - фокус - груп і іа) методы;

- практика по разработке программ и и н с тру мен тари я и ссл е д о в ан и я:

- практика по организации полевого исследования на определенном объекте; по работе с интервьюерами и организации работы интервьюерской сети;

- освоение работы с базами данных вторичных материалов;

- практика обоснования, проверки и контроля надежности результатов и выявления ошибки и погрешности в проведенном исследовании;

- овладение навыками и приемами анализа собранной информации, написание отчетов. аналитических справок по результатам исследований, наглядного представления результатов и т.д.

Все эго позволяет студентам за годы обучения получить достаточно высокий уровень теоретических знаний и практических навыков социолога-прикладника.

Одной из важнейших категорий, о которых следует сказать, является категория «учебного исследования». Данную категорию составляют несколько видов эмпирических исследований, в планировании и проведении которых активно участвуют студенты. Участие студентов в этих исследованиях является элементом программы их подготовки, включено в учебный план, обязательно и подлежит соответствующей аттестации. Можно выделить следующие основные виды учебных исследований, применяемых в рамках ГІ од готов к и с о ци ол о го в.

Во-первых, это классическое теоретикоприкладное исследование с развитым эмпирическим блоком, проводимые ЦРСИ и отдельными преподавателями кафедры прикладной социологии, к участию в которых привлекаются студенты. При этом само исследование по всем характеристикам отвечает общепринятым критериям научного (поискового или прикладного исследования) и учебным оно является в силу того, что в нем участвуют студенты, приобретающие в ходе работы необходимые знания, умения и навыки.

Этот вид работы является одним из наиболее перспективных. Исходя как из дидактических. гак и из собственно научных интересов, базовый исследовательский проект предполагает проведение продолжающихся или мониторинговых исследований. В его рамках эффективно «работает» целесообразная организация схемы, которую можно условно обозначить как: «кафедра - исследовательский проект (программа) - ЦРСИ - кафедра».

Исходным звеном схемы выступает кафедра, под руководством ее преподавателей разрабаты ваетс я 11 рограм ма и сел едо ва н ия, формулируется проблема, определяется предмет. объект, цели и задачи исследования, п ро извод ится к о 11 це пту ал изаци я основ н ы х понятий и формулирование рабочих гипотез. На этапе разработки схемы измерительных процедур, выбора методов измерения, формирования инструментария и выборок к работе по программе подключается Центр социологических исследований в лице ведущего социолоіа. ответственного за сотрудничество с кафедрой и (в случае необходимости) руководителя Центра. ЦРСИ оказывает помощь и содействие в обосновании выборки и ее размещении, организации сбора первичной информации, ее кодировании, вводе и обработке. При этом все перечисленные виды работ производятся совместно силами кафедры (преподавателей и студентов) и Центра. Затем наступает этап содержательной интерпретации полученных материалов преимущественно силами сотрудников кафедры.

Студенты обучаются основам практики проведения эмпирических исследований на каждом из этапов. В этом процессе реализуете я верти ка. і ыто-бр и і ад н ые кафе драл ь н ые принципы организации обучения по пред-

метному или функциональному блоку конкретного исследования. Смысл данного принципа заключается в следующем. Студент, приходя на второй курс и примерно определяя для себя (самостоятельно или с помощью преподавателей) эмпирический проект, в котором он будет’ участвовать, попадает' в творческий коллектив, состоящий из студентов, в котором существует определенная иерархия, определяемая опытом и квалификацией. и наличествует определенное разделение труда. Руководит коллективом преподаватель кафедры, ведущей программу или ее раздел. В его руководство также входит сотрудник ЦРСИ - ку ратор проекта. Таким образом, студенты на практике учатся работать в команде, знакомятся с основами методики и технологии социологических научных исследования, определяя для себя степень заинтересованности и готовности стат ь социо-л о го м - п р и к л ад н и ко м.

Во-вторых, это инициативное студенческое исследование, проводимое в рамках написания курсовых и, затем, дипломных работ отдельными студентами или их коллективами. Основные темы учебно-научных исследований, проводимых Центром социологических исследований совместно с кафедрой прикладной социологии (как и при первом виде работ), имеют т ройное ориентирование: на те или иные актуальные и перспективные проблемы жизни региона (университета), на специфику молодежных предпочтений и на научные интересы социологического факультета. Это дает возможность студентам последовательно и глубоко (не только теоретически, но и практически) освоить все этапы прикладного социологического исследования от разработки программы до анализа полученных результатов и выработки рекомендаций.

В-третьих, это исследование, осуществляемое на основе вторичного анализа материалов уже проведенных эмпирических исследований и опросов общественного мнения, содержащихся в базе данных ЦРСИ. Этот вид учебно-научной деятельности особенно эффективен при работе со студентами несоциологических специальностей, т.е. при IТ ОД ГОТО в ке л о л ьзо в ате л ей со ци о л о г и ч ес ко го знания. Сложная ситуация социологического образования заставляет как можно точнее отвечать существующему спросу на социальное знание в качестве пользователя, но не

исследователя. Существующий спрос следует расценивать именно как спрос на всевозможные приложения социологии, т.е. спрос пользовательский. Таким образом, рынок диктует социологическому факультету необходимость провести различение в структуре своего предложения на подготовку пользователей и исследователей, причем, как показывает высокий уровень конкуренции, пользовательские отделения (регионоведение, работа с молодежью и пр.). будучи не ущемлены в своем престиже, привлекает львиную долю слушателей. В результате предложений реструктуризации можно получить профессиональные кадры пользователей социального знания. Главная черта фигуры пользователя в том, что он принципиально не ученый. Перед ним не стоит' задачи поиска нового знания, но он должен уметь извлекать конкретную пользу из уже готовых плодов гу манитарной науки.

В-четвертых, это исследование на базе так называемых «case-study». «Case-study» -это стандартизованная заранее разработанная проблемная ситуация, разрешение которой возможно на основе применения социологической диагностики. Ситуация может быть смоделирована либо набором документов, либо комплектом первичных социологических материалов, либо базой данных, либо группой «псевдоресгтондентов». Данная ситуация уже нашла свое нормативное решение, все шаги исследователя по нахождению решения стандартизированы разработчиком. Нормативные этапы исследовательской работы и их промежуточные результаты подробно описаны разработчиком «case-study». Задача студента в ходе обучения в режиме

«case-study» . последовательно пройти эти

этапы и получить правильные промежуточные и конечный результаты. В идеале данный «case-study» должен быть реализован в виде диалоговой компьютерной версии, причем предпочтительно на CD2. Данный вид исследования только начинает внедряться в практику обучения социологов и имеет знач ител ьн ые перс пекти вы.

В рамках данного вида учебной деятельности на базе Центра региональных социологических исследований осуществляется программа «Initiative on Distance reaming» (!DL) - «Инициатива в дистанционном обучении», организованная Институтом Международного Обучения Стенфордского универ-

ситета, Цели программы: оказание помощи в преподавании общественных наук на территории современной Российской Федерации: установление образовательных связей между Стенфордским университетом и университетами Российской Федерации, используя при этом метод дистанционного обучения при помощи Интернет; решение проблемы адаптации западных педагогических методов в постсоветской культурной и университетской среде. Курсы включают в себя лекции стенфордских преподавателей, записанные на СО-дисках. и семинарские занятия, проводимые преподавателями (ТУ, Формы отчетности: еженедельные эссе на темы, предложенные Стенфордом и проверяемые западным преподавателями, и два экзамена - промежуточный и финальный, которые также прове-ря юте я преподавателя м и Стенфорда.

В рамках данной программы читаются несколько курсов по безопасности и международной безопасности в изменяющемся мире. гражданским правам и терроризму, на которых в первом семестре 2006/2007 учебного года обу чались 50 студентов, во втором

- 41 студент СГ'У. В октябре 2003 года студенты социологического факультета успешно выступали на студенческой конференции, проводимой Стенфордским университетом в Ярославле.

ЦРС’И совместно с кафедрой прикладной социологии организует участие в практической профессиональной подготовке сту-дентов-социологов, которая состоит в ознакомлении с организацией и содержанием работы принимающего учреждения, где они могут получить социологическими методами социальную информацию по теме курсовой, дипломной работы. Это промышленные предприятия и частные фирмы, службы изучения общественного мнения средств массовой информации, рекламные и маркетинговые агентства, органы государственного управления, аппараты политических партий, банки и т.д.

Вместе с тем значительная их часть проходит практику в социологических центрах и ЦРСИ, где они принимают непосредственное участие в проведении отдельных этапов прикладного социологического исследования с целью выработки навыков и умений, необходимых для осуществления самостоятельного исследования,

В условиях становления рыночных отношений особенно стало заметным неумение социологов доводить свои рекомендации до необходимой для практического применения степени конкретности - социальной технологии, социального проекта, а также обосновывать их эффективность. Как правило, социологи не принимают действенного у частия в работах, соответствующих начальным стадиям проектирования объектов производства, в результате чего они не могут повлиять на обеспечение нормальных условий труда и тем самым решить наболевшие проблемы адаптации работников, сокращения вредных производств, своевременной целевой профессиональной подготовки кадров и др. В результате такие рекомендации не кажутся убедительными, а тем более обязательными для внедрения.

Осуществлению упреждающей социальной экспертизы технико-экономических решений препятствуют два обстоятельства. Во-первых, в теории и на практике не определено содержание «социологической подготовки производства». Для сравнения заметим. что конструкторская и технологическая подготов ка производства регл ам єнти ро ван а

і осудирственными стандартами, достаточно четко определяющими состав и последовательность констру кторско-технологических работ. Включение социологической функции в общ\ю технологию подготовки производства позволяет заранее определить содержание социальных требований к конструкции и технологии технического нововведения на отдельных стадиях проектирования. В отличие от сложившейся практики предлагается начинать разработку' социальных условий труда не после окончания проектирования технического объекта и передачи его в серийное производство, а на начальном этапе -при формировании технического задания. Сложившаяся практика проектирования нововведений в определенной мере учитывает и социальные характеристики. Однако при этом о социальном эффекте говорится лишь на вербальном уровне, под ним понимается либо трансцендентный, либо отсроченный экономический эффект. Социальная экспертиза позволяет не только активно воздействовать на условия производства на конкретном предприятии, но и обеспечить их социал ьную эффективнос гь.

Второй причиной, по которой социологическая подготовка производства не получила должного развития, является отсутствие у социологов навыков проектирования. Гуманитарное. по преимуществу, образование не дает им возможное™ в полной мере овладеть техническими приемами проектирования. Известно, что социальный проект приобретает практическое значение в том случае. когда он существует не только в головах своих создателей, но и адекватным образом документирован: в словесных описаниях,

схемах, графиках, методиках, формулах гг т.д. Документирование традиционно является одним из наиболее слабых звеньев проектной деятельности, поскольку требует от социолога специальной подготовки.

Данное обстоятельство вызывает необходимость совершенствования подготовки студентов-социологов по следующим направлениям: социальное моделирование, социальное проектирование и прогнозирование с особыми в перспективе подразделами: «Социологическая подготовка производства и проектных решений», «Социологическая э кс п ерги за фу н к цио н иро ва I г и я ф и р м ы ».

«Социологическая экспертиза регионального рынка». Основная задача здесь видится в теоретическом обосновании и привитии социологам практических навыков выполнения особой функции социального проектирования - социологической подготовки и сопровождения деятельности различных предприятий, основным содержанием которой является социальная экспертиза. Это направление в подготовке профессиональных социологов еще не нашло достаточно определенного воплощения в учебном процессе - и это задача, которую предстоит решать научно-педагогическому коллективу социологического факультета и ЦРСИ.

Примечания

1 Прошкова З.В. Презентация методой эмпирической социологии и учебной литературе // Социологическое образование в России: тоги, проблемы и перспективы: Теч. Веерос. науч. конф., посвяш. 275-легшо

С.-Петерб. гос. ун-та, 25-27 нюня 1998 г. СПб.. 1998. Ьир://\\л\'\\ .яос.ритт!/риы!сн11о^/соп1епл1сс*/8осю1оц!са' ес1иса1.1оп

‘ Гаера Д.П. Учебно-научный социологический центр как специфическая организационная форма обучения студентов основам знаний и навыков социолога-тмпи-рика // Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.