Научная статья на тему 'Всероссийская научная конференция «Социологические методы в современной исследовательской практике» памяти А. О. Крыштановского'

Всероссийская научная конференция «Социологические методы в современной исследовательской практике» памяти А. О. Крыштановского Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
193
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научная конференция «Социологические методы в современной исследовательской практике» памяти А. О. Крыштановского»

Конференции

О конференции «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ» памяти А.О. Крыштановского

Ю.Н. Толстова, И.В. Ефремова

Email: [email protected]

14-15 апреля 2006 г. в ГУ-ВШЭ состоялась Всероссийская научная конференция «Социологические методы в современной исследовательской практике», посвященная памяти первого декана факультета социологии, организатора и первого заведующего кафедрой методов сбора и анализа социологической информации ГУ-ВШЭ Александра Олеговича Крыштановского (1955-2005)1. Организаторами конференции выступили факультет социологии ГУ-ВШЭ, Институт социологии РАН (ИС РАН), Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), ГфК-Русь, SPSS-Русь, Консалтинговая группа «Русинфомар», Исследовательский комитет по методологии и методам Российского общества социологов (РОС).

Состав участников

На конференцию собрались ведущие социологии России. Число зарегистрированных участников конференции превысило 220 человек. Среди них были представители Балашова, Барнаула, Белгорода, Владимира, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Жуковского, Иванова, Ижевска, Казани, Калининграда, Краснодара, Красноярска, Липецка, Новороссийска, Новосибирска, Новочеркасска, Омска, Перми, Пскова, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Ставрополя, Тольятти, Чебоксар, Челябинска. Были гости из Астаны, Киева и Минска. Обсуждались наиболее острые проблемы в области методологии прикладных социальных исследований, а также проблемы обучения специалистов методам социологического исследования.

Презентация книги А.О. Крыштановского

Накануне конференции вышла в свет книга А.О. Крыштановского «Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS» (М.: ГУ-ВШЭ, 2006). На конференции состоялась ее презентация. В основе этого учебного пособия лежит курс лекций по анализу социологических данных, читавшийся автором на протяжении ряда лет на факультете социологии ГУ-ВШЭ и МВШСЭН. Кроме лекций Александра Олеговича в книгу вошло несколько его статей и биографический очерк.

1 Внезапная кончина Александра Олеговича произвела шокирующее действие на всех, кто его знал. Стихийно был организован ряд интернет-страничек, посвященных памяти этого человека. Там ярко освещается личность Крыштановского, его отношение к людям, отношение к нему его соратников и учеников. См.: http://www.hse.rU/infopage/persona/k/kryshtanovsky_a_o.htm http://www.hse.ru/temp/2005/08 02 аок^т! http://www.polit.ru/science/2006/04/20/krysht.html

Пленарные заседания

На пленарных заседаниях конференции выступил ряд известных специалистов в области методов социологических исследований, руководители и сотрудники нескольких крупных исследовательских центров, занимающихся изучением общественного мнения2.

• А.А. Ослон (президент Фонда «Общественное мнение»). Практика и методы исследования общественного мнения в России»

• В.И. Паниотто (директор Киевского международного института социологии). Методологические особенности проведения экзит-полов в Украине

• Г.И. Саганенко (профессор Санкт-Петербургского Института культуры). Статус социальной реальности в социологии

• Г.Г. Татарова (г.н.с. ИС РАН, зав. кафедрой ГУГН). Типологический анализ как исследовательская стратегия

• Ю.Н. Толстова (зав. кафедрой методов сбора и анализа социологической информации ГУ-ВШЭ). Субъективный фактор в процессе использования математического аппарата для решения социологических задач

• И. Ф. Девятко (зав. кафедрой анализа социальных институтов ГУ-ВШЭ). Причинность в обыденном сознании и в социологическом объяснении

• В.В. Семенова (г.н.с. ИСРАН). Возможности сочетания качественных и количественных методов в социологических исследованиях

• Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая (ФОМ, ГУ-ВШЭ). Многомерный анализ данных в задачах построения интегральных индикаторов в социологических и маркетинговых исследованиях

• А.М. Демидов (генеральный директор ГФК-Русь). Социологические методы маркетинговых исследований на различных этапах жизненного цикла продукта/услуги

• А.Г. Левинсон (зав. отделом Левада-Центра, проф. ГУ-ВШЭ). Применение качественных методов в маркетинговых исследованиях: Что нового?

• О.М. Маслова (рук. группы ИС РАН). Спецсеминар по методам наблюдения на старших курсах (на примере опыта ГУ-ВШЭ и ГУГН)

• Е.С. Петренко (ФОМ). Как люди отвечают на вопросы анкет (когнитивные аспекты личных интервью

• А.Х. Кутлалиев (зав. отделом ГФК-Русь). Развитие методов анализа данных в прикладных исследованиях за последние полвека

• Л. Б. Косова (НИСП). О Едином архиве социологических данных (ЕАСД)

• Н.И. Ростегаева (ИС РАН). О Банке данных социологических исследований (БДСИ).

2 При описании выступлений докладчиков мы пользовались записями, сделанными Н. Деминой, н.с. Интерцентра (МВШСЭН).

Секции

Секция 1. Опросные методы в социологических исследованиях

Руководители: М.С. Косолапов (Москва, ИС РАН), Д.М. Рогозин (Москва, МВШСЭН)3

• Бурлуцкая М.Г. (Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет). Исследования потребительского поведения в маркетинге: между «человеком экономическим» и «человеком социологическим»

• Мягков А.Ю. (Ивановский государственный энергетический университет). Почему респонденты редактируют свои ответы

• Филинская Л.В., Горбенко А.В. (Липецк, Центр маркетинга и рекламы «Nice advice»). Особенности замера узнаваемости депутата регионального парламента в период между избирательными кампаниями

• Журавлева И.В. (Ивановский государственный энергетический университет). Дескриптивные модели эффекта интервьюера

• Журавлева С.А. (Ивановский государственный энергетический университет). Стратегия «разумной достаточности» и поведение респондентов в телефонном интервью

• Проскурина Д.А. (Ивановский государственный энергетический университет). Использование системы CATI для исследований эффекта интервьюера в телефонном интервью: «за» и «против»

• Караханова Т.М. (ИС РАН). Изучение повседневности методом бюджета времени

• Власова О.И. (Екатеринбург, Российский профессионально-педагогический университет). Проблемы подготовки интервьюеров для проведения поселенческих опросов

• Токарев В.В. (Волгоград, центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик»). Систематические ошибки в прикладных исследованиях и ротация альтернатив

• Кравченко А.В. (Барнаул, ИК «СОЦИС»). Восприятие интервьюерами своей профессиональной деятельности (на примере сотрудников ИК «СОЦИС», г. Барнаул)

• Лаптева С.В. (Ивановский государственный энергетический университет). Опыт применения техники RRT: особенности организации опроса

Секция 2. Анализ социологических данных в прикладных социальных исследованиях

Руководители: А.Г. Буховец (Воронеж, АГУ), А.Х. Кутлалиев (Москва, ГфК-Русь)

• Юдин Г.Б. (ГУ-ВШЭ). «Кластеры на факторах»: pro et contra

• Угольницкий Г.А. (Ростовский государственный университет). Некоторые приложения математических методов в социологических исследованиях

• Пенина О.В. (Саратовский государственный технический университет). Применение метода конечных элементов при прогнозировании цен на товарно-сырьевых рынках

• Токарев В.В. (ЦСМИ «Аналитик»). Систематические ошибки в прикладных исследованиях и ротация альтернатив

• Захарова Е.В., Константинова Е.Б. (Уральский государственный университет им. А.М. Горького). Особенности использования многомерных методов анализа в прикладных социальных исследованиях

3 Координаты всех участников конференции можно узнать по адресу: [email protected]

• Буховец А.Г. (АГУ). Математическое моделирование классификационных задач в типологическом анализе.

• Бурлов А.В. (ЗАО «Балтимор-Холдинг»). Принципы адаптации метода репертуарных решеток Дж. Келли к массовым опросам

• Давыдов А.А. (ИС РАН). Прогнозирование социальных явлений с помощью «нейронных» сетей

• Шмельков А.В. (ЦСМИ «Аналитик»). Q-методология в маркетинговых исследованиях: возможности и ограничения

• Шмакова И.Г. (ONIX Management). Использование техники «сортинга» для непрямого выявления критериев оценки продукта

• Молчанов А.Ю. (IMCA). Использование Choice-Based Conjoint (CBC) в маркетинговых исследованиях

• Бердышев К.В. (АРМИ-Маркетинг). Применение непараметрических критериев и мер близости в маркетинговых исследованиях

• Шушкова Н.В. (Пермский государственный технический университет). Исследование идентификации в производственной среде при помощи анализа количественных данных

Секция 3. Новые исследовательские направления и подходы в социологической методологии

Руководители: В.И. Паниотто (Киев, КМИС), Г.Г. Татарова (Москва, ИС РАН)

• Гладарев Б.С. (Центр независимых социологических исследований, Санкт-Петербург). Опыт применения дневникового метода в социологических исследованиях

• Готлиб А.С. (Самарский государственный университет). Оппозиции «мягкое-жесткое», «качественное - количественное» интервью: продолжение дискусси

• Давыдов А.А. (ИС РАН). Прогнозирование социальных явлений с помощью «нейронных» сетей»

• Запорожец О.Н. (Самарский государственный университет). Визуальная социология: в поисках границ

• Зеликова Ю.А. (Европейский университет в Санкт-Петербурге и исследовательская группа «ЭКРО»). Милость к падшим: отношение населения Петербурга к бездомным

• Паутова Л. А. (Омский государственный университет). Интегративный подход в социологическом изучении социального сознания на примере сознания стабильности)

• Темницкий А.Л. (МГИМО). Проблема интерпретации и операционализации категории «социокультурность»

• Шилова В.А. (ИС РАН, Москва). Методология интенционального подхода к анализу коммуникативных процессов

• Гончарова Ю.А. (Ставропольский государственный университет). Возможности использования контент-анализа в исследовании молодежной субкультуры

• ГригорьеваМ.В. (Ивановский государственный энергетический университет). К методологии измерения гомосексуальности

• Гриценко Г.Д., Маслова Т.Ф. (Ставропольский государственный университет, СевероКавказский социальный институт). Применение «активной социологии» в исследовании проблем интеграции вынужденных мигрантов в местное сообщество

• Дурасанова Т.П., Волкова О. А. (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского). Современная специфика применения социологических методов в прикладных исследованиях социальной политики

• Матрунич А.В. (Псковский Вольный институт). Факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом

• Ледяев В.Г. (ГУ-ВШЭ). Основные методы определения субъектов политической власти: сравнительный анализ

• Лукичев П.Н. (Южно-Российский государственный технический университет, Новочеркасский политехнический институт). Демократические выборы с позиции теории вероятностей

• Петров В.Н. (Кубанский государственный университет). Методология и методические решения в социологическом исследовании миграционных процессов

• Прохоров Ю.А. (Среднерусское агентство маркетинговых и социальных исследований). Социологические методы в инновационной диагностике

• Пучков П.В. (Саратовский государственный технический университет). Социологический анализ проявления геронтологического эбьюзинга (на примере ЦСОН Кировского района г. Саратова)

• Романович Н.А. (Российский институт общественного мнения). Экстремальная социология: о «кодексе» наркомана и нетрадиционных методах опроса заключенных

• Харченко К.В. (Белгородский государственный университет). Социальное взаимодействие в рамках материальной стороны жизни: контент-анализ студенческих биографических эссе

Секция 4. Качественные методы сбора информации в прикладных социальных исследованиях

Руководители: М.Л. Власова (Москва, «Русинформар»), О. Т. Мельникова (Москва, МГУ)

• Левинсон А.Г. (Левада-центр). Академические и коммерческие качественные исследования: откуда ждать нововведений?

• Шмакова И.Г. (ONIX Management). Использование техники «сортинга» для непрямого выявления критериев оценки продукта

• Полухина Е.В. (МВШСЭН). Проблема оптимального размера фокус-группы: методика контент-анализа высказываний респондентов

• Желдак М.А. («Qualitative Quest»). Проективные методы в маркетинговых исследованиях: возможности и ограничения

• Фаткуллин В. (РА «Барабан»). Принятие управленческих решений на основе результатов маркетингового исследования: проблемы дискоммуникации между заказчиком и исследователем

• Воловик Е.А. (Консалтинговая компания «Sims-group»). Социолог в поле качественного социологического исследования

• Романов П.В., Васина Е.Н. (Саратовский государственный технический университет). Эмпирическая социология, качественные методы исследования и редакционная политика академических журналов

• Науменко Е.А. (МГИМО). Метод анализа нарративов и его применение в исследовании потребительского поведения

• Королевская О.В. (Самарский государственный университет). Опыт использования биографического метода при изучении мест памяти

• Мельникова О.Т. (МГУ им. М.В. Ломоносова, РОМИР). Методологические аспекты качественного исследования: валидность, надежность, репрезентативность

• Савинская О.Б. (ИС РАН). Субъективность в качественном исследовании: новые подходы к пониманию проблемы

• Веселкова Н.В. (Екатеринбург, Уральский государственный университет им. А.М. Горького). Зачем качественным методам консерватизм

• Афонская О.А. (Ивановский государственный энергетический университет). Индивидуальные предпосылки успешного установления раппорта в персональном интервью

• Клюкина Э.С. (Кольский филиал Петрозаводского государственного университета). Нарративное интервью в пространстве исследования отдельного случая

Секция 5. Социологические методы исследования обыденногог и научного сознания

Руководитель: И.Ф. Девятко (Москва, зав. кафедрой анализа социальных институтов ГУ-ВШЭ)

• Мавлетова А. (ГУ-ВШЭ). Обыденные классификации рисков: новый подход к исследованию

• Абрамова Н. (ГУГН). Метод концептуальных картв оценочных исследованиях образования: принципы и опыт реализации

• Кожанов А., Абрамов Р. (ГУ-ВШЭ). Академическая компетенция и обыденное социальное знание: опыт применения экспериментального подхода к исследованию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Котликова (Филькина) А. (ИС РАН). Методология описания «Иныз/субкульлтут/»: метафора перевода

Студенческая секция

Руководители: Ю.Н. Толстова (Москва, ГУ-ВШЭ), О.Б. Божков (Санкт-Петербург, Социологический институт РАН).

Круглый стол «Проблемы обучения специалистов методам социологического исследования»

Ведущая: О.В. Терещенко (Минск, Белорусский государственный университет)

• Божков О.Б. (Социологический институт РАН, Санкт-Петербург). Образ социологии и проблемы адаптации студентов-социологов к профессии

• Мазаев Ю.Н. (РГСУ). Проблемы освоения студентами методологии и методики социологического исследования в формате учебного спецпрактикума

• Стрельникова А.В. (РГГУ). Исследовательские данные: эффективное использование и стандарты социологического образования

• Горяченко Е.Е. (ИЭиОПП СО РАН; Новосибирский государственный университет). Подходы к обучению методам социологических исследований: опыт Новосибирского Государственного университета

• Терещенко О.В. (Белорусский государственный университет). Преподавание статистики как мета-дисциплины количественной методологии

Круглый стол «On-line исследования в России: методические и прикладные аспекты»

Ведущая: И.Ф. Девятко (Москва, ГУ-ВШЭ)

• Шашкин А. (директор, GMI Россия). Особенности проведения панельных исследований в сети Интернет

• Сканави А. (начальник отдела Интернет-исследований, MASMI Россия). «Он-лайн монитор» как инструмент создания социологического и поведенческого портрета пользователей Рунета и механизм для создания он-лайн панели

• Kerr R. (Customized Research Department, ACNielsen-Russia). Online Versus Offline: Practical Considerations of Conducting Online Research in Russia

• Хазеева Н.М. (ведущий специалист по маркетинговым исследованиям, страховая компания «РОСНО»). Российский рынок он-лайн маркетинговых исследований

О путях развития контактов специалистов по методам социологических исследований и о роли конференции памяти А.О.Крыштановского в этом процессе

Лучший способ увековечивания памяти ученого-организатора - это продолжение его дела. Проведение конференции явилось одним из шагов в соответствующем направлении. Но сам замысел конференции послужил поводом для серьезных размышлений ее организаторов о том, в каком состоянии находится тот раздел отечественной социологии, который можно назвать «Методы социологических исследований». Ниже мы представляем некоторые соображения по этому вопросу, связанные также с анализом истории проведения « методных» конференций в СССР и России. Наша цель - оценить значение конференции памяти А. О. Крыштановского для отечественной социологии.

Весьма симптоматичным, на наш взгляд, является то, что само название конференции родилось далеко не сразу (и, соответственно, не сразу был очерчен круг проблем, рассмотрение которых на конференции было бы целесообразно).

Сначала был сделан крен в область методов сбора и анализа информации в маркетинговых исследованиях. Объяснялось это, во-первых, тем, что именно в этой области в России в основном работают исследователи, использующие и совершенствующие интересующие социолога методы сбора и анализа данных. Во-вторых, многие студенты-социологи сегодня ориентированы на будущую работу именно в маркетинговых компаниях; в связи с этим встает вопрос об эффективных способах подготовки таких кадров. В-третьих, А. О. Крыштановский, памяти которого была посвящена конференция, уделял большое внимание внедрению высоких методических стандартов применения социологических методов в маркетинговые исследования, полагая, что факультет социологии ГУ-ВШЭ призван готовить профессиональные кадры для сферы прикладных, в первую очередь маркетинговых, исследований (следует признать, что методолого-методическое обеспечение отечественных маркетинговых исследований не всегда соответствует высокому профессиональному уровню; идея объединения социологической науки и маркетинга практически отсутствует, в отличие от западных стран, где широко распространена практика тесного сотрудничества маркетинговых компаний и университетов).

Однако после бурных споров стало ясно, что положение дел требует несколько иной постановки вопроса. Было принято решение не ограничивать круг рассматриваемых сфер

применения социологических методов, а в качестве одной из целей конференции выдвинуть «разведывательную»: проанализировать, что делается в стране с методами социологических исследований, и на базе полученной информации прийти к решению о созыве в будущем (через год-полтора) более масштабной конференции.

История процесса постепенного обогащения методного арсенала отечественной социологии говорит о том, что подобные конференции проводить весьма целесообразно и что долгое их отсутствие чревато большими дефектами в качестве проводимых в стране социологических исследований. Естественно, что плодотворная деятельность в любой отрасли науки требует проведения регулярных встреч специалистов.

Во второй половине ХХ в. российскими учеными было получено много теоретически интересных и практически полезных результатов в области методологии и методов социологических исследований. Особенно это касалось методов анализа данных и применения опросных методик. С середины 1990-х гг. появились некоторые результаты и в области качественных методик. И совершенно ясно, что не последнюю роль в этом процессе играли «методные» конференции.

В 1967 г. ССА (Советская социологическая ассоциация) совместно с Институтом конкретных социальных исследований (современный Институт социологии РАН) провели совещание «Количественные методы в социальном исследовании», в 1978 г. - Всесоюзную научную конференцию «Проблемы применения математических методов и ЭВМ в социологических исследованиях», в 1989 г. - Всесоюзную конференцию «Методы социологических исследований». Из наиболее значимых выступлений на конференции 1978 г. был составлен сборник4. Что касается конференции 1989 г., то были опубликованы тезисы всех прозвучавших на ней выступлений5.

К началу 1990-х гг. в России (СССР) было издано около 70 сборников, посвященных методам социологических исследований (в основном - математическим). Без преувеличения можно сказать, что почти в каждом их них можно найти статьи, вносящие существенный вклад в развитие мировой науки.

Но затем процесс замедлился. Специализированных конференций по методам социологических исследований с 1989 г. не проводилось. На I и II Всероссийских социологических конгрессах (2001 и 2003 гг.) проблемы, связанные с «методной» тематикой, были рассмотрены в весьма ограниченном объеме.

Современное положение дел, как уже отмечалось, резко отличается от ситуации начала 1990-х гг. Многие специалисты в области методов социологического исследования перешли в сферу маркетинга. В последние годы именно здесь активно разрабатываются новые методические подходы, осваиваются передовые западные технологии. Однако чаще всего соответствующие достижения или остаются известными в рамках одной фирмы, или публикуются на Западе. Отечественных работ, посвященных методам социологических исследований, за последние полтора десятка лет появилось крайне мало6. Имеется явный дефицит учебников (напомним, что высшее социологическое образование в стране существует с 1989 г., первые выпускники-профессионалы появились в 1994 г.). Мы резко

4 Математические методы в социологическом исследовании. М.: Наука, 1981.

5 Методы социологических исследований // 3-я Всессоюзн. конф. Вып. 1-У. М.: ИС АН СССР, 1989.

6 Нельзя не отметить, однако, наличие существенного положительного момента: организации в 1991 г. журнала «Социология-4М», который благодаря самоотверженным усилиям его создателей не только не умер, но становится все более значимым для отечественной социологии.

отстали от Запада по разработке новых социологических методов, по практическому использованию того, что имеется в арсенале мировой науки.

Казалось бы, ясно, что успешное движение вперед требует прежде всего налаживания системы проведения регулярных отечественных конференций по методам социологических исследований. Организаторы конференции памяти Крыштановского надеялись получить ответ на вопрос о том, что думает об этом российская научная общественность. И ответ был получен. Участники конференции пришли к единодушному мнению о необходимости организации через год-полтора «большой» Всероссийской конференции по методам социологических исследований и обеспечения того, чтобы подобные встречи стали традиционными. Сомнений в этом, кажется, ни у кого не было.

Призываем читателя принять активное участие в организации новой конференции, высказать свои пожелания на этот счет, сделать подготовку конференции своим личным делом. Ждем ваших писем.

Ю.Н. Толстова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.