Научная статья на тему 'Саратовский государственный университет в ракурсе интернационализации (по результатам социологического исследования)'

Саратовский государственный университет в ракурсе интернационализации (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малинский Игорь Герикович

В статье анализируются основные тенденции и российские особенности глобальной интеграции университетских сообществ и Саратовского госуниверситета в мировое образовательное пространство, выявляются проблемы и противоречия процессов интернационализации вузовской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малинский Игорь Герикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саратовский государственный университет в ракурсе интернационализации (по результатам социологического исследования)»

Примечания

1 См.: Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социс. 1997. № 1. С. 20.

2 См.: Турен А. Восстановление общества после реконструкции государства // http://www.russ.ru/ pole / Vosstanovlenie-obschestva-posle-rekonstrukcii-gosudarstva - 11.09.2009.

3 См.: Маслоу А.Г. Мотивация и личность. М., 2001. С. 76-89.

4 Социологическое исследование проводилось в рамках ЦРСИ СГУ в августе 2009 г. с участием автора по бесповторной квотной стратифицированной выборке методом раздаточного анкетирования, было опрошено

удк 316.42

518 человек в возрасте от 25 до 65 лет на территории Саратова, Саратовской области (50% респондентов) и в Москве (50%).

Подведены результаты опроса общественного мнения населения Саратовской области //http ://www. Saratov. gov. ru/news. - 10.10.2008.

См.: Шестопал Б.Е. Образы власти в постсоветской России. М., 2004.

Волков Д. Чисто символическое доверие // http://www. rass.ru/Mirovaya-povestka/CHisto-simvolicheskoe-doverie - 23.03.09.

Социально-политическая ситуация в России. Мониторинг ВЦИОМ // http://wciom.ru/issledovanijapolitika/ ehlektoralnye-issledovanija.html. - 15.12.2009.

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В РАКУРСЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ (по результатам социологического исследования)

И.Г. Малинский

5

6

7

8

Саратовский государственный университет E-mail: mig@info.sgu.ru

в статье анализируются основные тенденции и российские особенности глобальной интеграции университетских сообществ и Саратовского госуниверситета в мировое образовательное пространство, выявляются проблемы и противоречия процессов интернационализации вузовской жизни. Ключевые слова: глобализация, интернационализация образования, интеграция образования и науки.

saratov state University the Foreshortened Internalization (the Results of the sociological Research)

I.G. Malinsky

In the article the main tendencies and Russian peculiarities of global integration of the university associations and Saratov State University in the world educational space are analyses. The problems and contradictions of the internalization process of the institute of higher education's life were brought to light.

Key words: globalization, internalization of the education, integration of education and science.

Важнейшей тенденцией последних десятилетий являются мощные интеграционные процессы, захватывающие все сферы общественной жизни, в том числе и высшую школу. Со времен странствующих ученых позднего средневековья университеты всегда рассматривались как социальные и культурные центры, целью которых было распространение знаний за пределы своей территории. В то же время большинство высших учебных заведений, образованных в XIX и

XX столетиях, выполняли свои традиционные функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде. Со второй половины XX в. вузы были вовлечены в мощное движение образовательной экспансии и демократизации образовательных возможностей. Массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в новой глобальной экономике.

Таким образом, высшее образование и наука становятся глобальным фактором общественного развития, выдвигаются в число наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социального и экономически устойчивого развития людей.

Интернационализация образования - объективный и постоянно развивающийся процесс, существовавший в различных формах уже давно. Он связан не столько с педагогическими заимствованиями, сколько с общими параллельными процессами и общими социально-экономическими и культурными явлениями, развивающимися в мире. К их числу можно отнести: постоянно возрастающие по объёму и всё более разносторонние по содержанию микрохозяйственные связи; новые совершенные технологии, современные глобальные проблемы человечества.

Интернационализация предполагает определённый универсализм в образовании, но он возможен лишь при условии сохранения многообразия социальных, политических, культурных и языковых традиций различных стран. Интерна-

© И.Г. Малинский, 2010

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 1

ционализация образования зависит от большей ориентации этих стран на потребности быстро меняющегося и всё более взаимозависимого мира. С различной интенсивностью процесс интернационализации охватил все ступени образования и особенно активно развивается в высшей школе.

Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие, даже из крупных центров академического образования, могут считаться в истинном смысле международными.

Интернационализация университета предполагает в первую очередь интернационализацию научных дисциплин, так как каждая из них включает международное знание. Во-вторых, интернационализация университетов заключается в разработке новых междисциплинарных курсов различного уровня сложности, созданных для ознакомления студентов с основным содержанием социальных и гуманитарных наук. В-третьих, интернационализация предполагает педагогическое обоснование междисциплинарного подхода в образовании и разработку технологий его реализации в образовательной практике. Повышение эффективности методов обучения позволит сократить разрыв между педагогическим и предметным знанием, а также практикой обучения и будет способствовать развитию метазнаний, которые являются основой формирования когнитивных умений, которые будут иметь определяющее значение в будущем для глобальной взаимозависимости. Так как это пока единственный метод создания устойчивого интереса к обучению через жизнь. Как отмечалось в Докладе ЮНЕСКО 1998 г. «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры», в сфере высшего образования наблюдается теснейшее сближение, если не общность проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике.

Не случайно в ходе проведенного социологического опроса1, большинство сотрудников университета (58%) указали, что сегодня интернационализация является приоритетным направлением развития СГУ. Примерно столько же членов коллектива достаточно высоко оценили процесс реализации этого направления. 57,43% опрошенных охарактеризовали его как активный и очень активный (46,9% сотрудников СГУ считают, что этот процесс развивается активно, 10,6% - очень активно). Причем в ряде подразделений данный процесс был оценен выше, чем в среднем по вузу. К таким подразделениям можно отнести факультет философии и психологии

(85,7% опрошенных сотрудников этой структуры дали высокую оценку), Институт филологии и журналистики, географический факультет (по 75%), механико-математический факультет (73%), Институт истории и международных отношений (70,6%), химический (66,7%), социологический (64,3%), юридический (63,2%).

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели, среди которых: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др.

Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Развитие этих процессов вызывает не только удовлетворение от процесса приобщения России к европейской цивилизации, но и ряд проблем, связанных с глобализацией образования. К ним можно отнести опасения по поводу сохранения исторически накопленных хороших традиций, опыта, самобытности и достижений национальной системы высшего образования с ее фундаментальной составляющей, а также сомнения в сохранении качества образования во время обучения по облегченным, усредненным программам. Целый ряд проблем видится также в развитии технологической и социальной инфраструктуры, условий жизни и степени безопасности в вузах, что существенно влияет как на качество обучения, так и на привлекательность российского образования для иностранных студентов.

Для значительной доли опрошенных (48%) в процессе интернационализации очень важным является способ развития научно-исследовательской деятельности в университете. Для 41% опрошенных таким является метод развития новых образовательных программ, знакомство с новыми педагогическими подходами, и только 2% видят в этом в первую очередь источник привлечения внебюджетных средств для университета. Менее значимым большинство сотрудников считают в этом процессе знакомство с новыми технологиями (53% респондентов). Таким образом, интернационализацию можно охарактеризовать как объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов,

отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия.

Результаты опроса показали, что, по мнению большинства сотрудников университета, в данном процессе участвуют лишь небольшая часть студентов и преподавателей СГУ (60,93%). 13,25% - считают, что сотрудники и студенты практически не участвуют в этом процессе. 0,66% респондентов считают, что участвуют только все те, кто хочет и может. И 0,33% опрошенных считают, что в процессе интернационализации участвует только администрация. 15,56% опрошенных затруднились ответить. И только 8,61% опрошенных считают, что вовлечена большая часть сотрудников и студентов. Однако 1% опрошенных указал, что ни разу не был за рубежом в рамках своей профессиональной деятельности. 45% сотрудников побывали на стажировке за границей. Еще столько же участвовали в международных конференциях как по линии программ СГУ, так и по линии иных проектов.

63,94% опрошенных участвовали в различных видах международной деятельности. При этом выявилось расхождение в ответах респондентов, которые, например, не всегда сразу могли вспомнить, сколько раз они принимали участие в международных исследовательских проектах. Это может быть связано с непониманием необходимости более интенсивного развития этого направления. Особенно это касается совместной с западными коллегами разработки учебников, учебных пособий, технологий, рецензирования зарубежных изданий и пр.

Существенным препятствием для интенсивного развития интернационализации является низкий уровень владения иностранными языками. Национальные различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности заставляют студентов и преподавателей из этих стран искать возможности образования за рубежом. Языковые и культурные соображения привлекают преподавателей и студентов на образовательные программы Великобритании, Франции, США. Доминирование английского языка в качестве основного в современной науке и в качестве наиболее часто изучаемого второго языка обусловило тот факт, что наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия. Возникший спрос на образовательные программы вузов этих стран вытягивает их образовательные услуги по каналу распределения: возникают специализированные агентства и консалтинговые компании, как национальные, так и международные, выступающие посредниками и консультантами по удовлетворению этого спроса. Так, английским языком (в той или иной степени) владеют почти 34% опрошенных, немецким - 11,9, французским - 4,3%. Испанским владеют 1%, а

такими языками, как итальянский и украинский владеют только 0,33%.

В ходе проведенного опроса выяснилось, что регулярно поддерживают контакты с зарубежными коллегами независимо от своей деятельности профессора и доценты - по 37,1%; старшие преподаватели - 8,6; ассистенты кафедры и работники деканата - 5,7; инженеры и программисты - 2,9. Но большая часть респондентов поддерживает связь с зарубежными коллегами изредка, так ответили доценты - 48,9%; профессора - 28,3; ассистенты - 10,9%; старшие преподаватели и документоведы - 4,3 и по 1,1% поддерживают связь с иностранными коллегами проректор и сотрудники научного и учебного отделов. Совсем не поддерживают связь с зарубежными коллегами 42,4% доцентов, 19,4% ассистентов, 11,5% старших преподавателей и документоведов, 7,9% профессоров, 2,4% работников деканата, 3% инженеров, 0,6% - сотрудников учебного и научного отдела. Исходя из этого можно сделать вывод, что профессора и доценты регулярно поддерживают связи с зарубежными коллегами, что может быть связано с тем, что им необходимо обмениваться опытом, получать новые знания.

В сфере образования основным фактором, стимулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост происходит такими темпами, что прежние методы и сама система образования уже не может с ним справиться. Простое увеличение объема осваиваемых знаний приводит к чрезмерному увеличению учебной нагрузки, неблагоприятно сказывается на здоровье учащихся, но при этом не дает желаемых результатов. При таких темпах изменений обновление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания обучения в вузе полученные студентами знания успевают устареть. Возникла необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, т.е. непрерывного обучения.

Среди тех, кто участвовал в международных исследовательских проектах с определенными целями, оказалось 50% профессоров, для которых основной целью является возможность дополнительного заработка, для 40% - приобретение международных контактов, для 37,7% - реализация своих научных интересов, для 34,69% - получение ценного профессионального опыта. Для 85,71% доцентов основная цель необходимость включиться в работу кафедры, 51,02 - получение ценного профессионального опыта, 40 - приобретение международных контактов, 37,7 - реализация своих научных интересов, 33,33% - дополнительный заработок. Для старших преподавателей, как и для доцентов, основной целью выступает необходимость включиться в работу кафедры -14,29%, для 8,2% - реализация своих научных интересов, 2,5% - приобретение международных контактов, и только для 2,04% опрошенных доцентов основной целью является получение ценного профессионального опыта. Для работников

Социология

15

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 1

деканата и ассистентов кафедры основной целью является приобретение международных контактов (5,0%), для инженеров дополнительный заработок (5,56%). Для проректора главной целью участия в международных проектах является приобретение международных контактов. Среди всех опрошенных самый большой процент затруднившихся ответить оказался среди доцентов (46,43%) и 32,14% профессоров уклонились от ответа.

Большинство респондентов (56,25%) считают, что спрос на учебные курсы с большим интернациональным компонентом возрастет, 9,87% опрошенных считают, что не изменится; 0,66% респондентов считают, что уменьшится и 29,28% респондентов затруднились ответить. Сильным стимулом интернационализации программ обучения является растущее влияние международных профессиональных объединений. Быстрый рост международной торговли профессиональными услугами побудил представителей многих профессий организовать свою деятельность на международном уровне. Эти профессиональные объединения серьезно взялись за решение таких вопросов, как гарантия качества, минимальные стандартные требования, критерии профессионализма, аккредитация и т.д. Программы с международной тематикой или сильной международной компонентой приобрели в последние годы большую популярность во многих европейских странах.

Из числа опрошенных смогли опубликовать свои работы 1-2 раза: учебно-методические пособия - 53,46% респондентов, 34,48% респондентов опубликовали статьи в российских рецензируемых журналах, 33,2% опрошенных подавали заявку на российский грант, 24,4% - опубликовали тезисы в сборниках по материалам конференции. 21,4% респондентов опубликовали статьи в зарубежных сборниках, 8,86% опрошенных опубликовали учебник и 8,1% респондентов опубликовали статьи в зарубежных реферируемых журналах. 3-4 раза - 19,92% респондентов опубликовали главы или статьи в российском сборнике, 18,8% опрошенных опубликовали тезисы в сборниках по материалам конференции, 15,38% опрошенных опубликовали учебно-методическое пособие, опубликовали статьи и главы в зарубежных журналах, сборниках 2,6% респондентов, 9,72% опрошенных подавали заявку на российский грант, 2,58% опрошенных подавали заявку на иностранный международный грант. 5-6 раз - только 13,5% опрошенных смогли опубликовать тезисы в сборниках по материалам конференций и небольшое число опрошенных - статьи, монографии, учебники, 12,26% респондентов смогли опубликовать главы и статьи в российском сборнике.

Важными направлениями в интернационализации 40,79% опрошенных считают усиление международного научного сотрудничества, 29,28% опрошенных считают, что это - установление международных связей, создание международных консорциумов, 25,66% - мобильность

преподавателей, мобильность студентов считают важным в направлении интернационализации 19,74% опрошенных. А наименее важным направлением в интернационализации 22,04% опрошенных считают внеучебную деятельность иностранных студентов. Часто процессы студенческой и преподавательской мобильности бывают так взаимосвязаны, что разделить их очень трудно. Студенческая мобильность имеет различные формы: участие в проектной деятельности, проведение исследований разного плана, организация различных мероприятий, активное изучение зарубежного опыта и т.д. Мобильность преподавательского состава также связана с введением новых учебных планов, предполагающих тесное сотрудничество с зарубежными коллегами. Некоторые программы осуществляются преподавателями, получившими международную подготовку. Программы студенческой и преподавательской мобильности развиваются с целью стимулирования интернационализации учебных планов, т.е. внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Поскольку даже в объединенной Европе существует огромное разнообразие национальных систем высшего образования, стремление интернационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы может быть реализовано только через проекты мобильности.

Большинство респондентов (22,04%) считают основной формой развития интернационализации федеральную политику и федеральные программы финансовой поддержки. И только 8,55% опрошенных считают, что это - региональная политика и региональные программы. Таким образом, большинство опрошенных (34,5%) считают наиболее важным способом стимулирования студенческой мобильности обмены, 32,6% опрошенных считают, что это - отправка студентов СГУ за рубеж и по 0,3% опрошенных считают, что это - общение и обмен впечатлениями тех, кто уже приехал из-за рубежа, индивидуальные гранты и участие в международных фестивалях и конкурсах.

57,6% опрошенных считают, что основным препятствием на пути развития интернационализации в университете является недостаточная финансовая поддержка. Для 55,6% опрошенных - недостаток информации о существующих возможностях, 28,9% опрошенных - нехватка кадров с соответствующей подготовкой и только по 2,3% опрошенных столкнулись с такой проблемой, как отсутствие понимания в своем вузе и отсутствие признания работы, сделанной за рубежом.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что процессы интернационализации образования в настоящее время являются неотъемлемым фактором существования Саратовского государственного университета. Его необходимость и значимость высоко оценивается большинством сотрудников вуза. В процессе интернационализации участвует практически

АА Воронов. Отношение россиян к современным экономическим реформам

весь профессорско-преподавательский состав. Основными формами этого участия выступают: обмен преподавателями, совместные научно-исследовательские программы, стажировки в зарубежных университетах. Однако такие формы, как создание совместных учебных программ, организация интенсивных курсов и летних школ, реализуются в меньшей степени.

Процесс интернационализации в СГУ является управляемым. Он находится в центре внимания, ректората, дирекции международных программ университета, администраторов на факультетском и кафедральном уровнях. При этом на уровне студентов этот процесс проявляется с меньшей интенсивностью, преимущественно в форме набора иностранных студентов, организации обменных программ, а также индивидуальной студенческой мобильности.

Среди трудностей на пути интернационализации в СГУ выделяются недостаточная финансовая поддержка и дефицит информации о существующих возможностях в данной сфере. Однако в ка-

удк 316.422

А.А. Воронов

Саратовский государственный университет E-mail:DylnovGV@info.sgu.ru

в статье проанализированы итоги социологического исследования мнения россиян о проводимых в стране экономических реформах.

Ключевые слова: экономические реформы, социально-демографические, возрастные. образовательные критерии респондентов.

Attitude the Citizens of the Russian Federation to Modern Economical Reforms (the Results of the Sociological Research)

A.A. Voronov

In the article the results of the sociological research dedicated to the attitude the citizens of the Russian Federation to economical reforms, which have been taking recently, are analyses. Key words: economical reforms, socio-population, age, educational criteria of the respondents.

Правительство, проводя экономические реформы, пытается убедить население в том, что это должно в конечном счете привести к положительному результату, к стабильности и достатку. Однако очень важно знать, что же сами граждане

честве основного препятствия выступает низкий уровень владения иностранными языками как среди преподавателей, так и среди студентов. Это актуализирует содержательную сторону учебных программ: новые программы и курсы, учитывающие элементы межкультурной коммуникации и страноведения, иностранные языки (как предмет изучения и как язык-посредник при чтении курсов), дистанционное обучение, использование новых технологий, направленных на углубление навыков и практик общения, коммуникации на иностранных языках. Именно сотрудничество в области образования, языка и культуры будет творить мир в XXI веке.

Примечания

1 Опрос проводился ЦРСИ СГУ в октябре-ноябре 2008 г. по репрезентативной вероятностной квотно-стратифицированной выборке. Опрошено 304 респондента - сотрудников всех подразделений СГУ.

думают на этот счет, считают ли они правильным проведение тех или иных экономических преобразований. В 2009 г. проведено авторское исследование в Москве и Саратове. В данном исследовании используется метод анкетного опроса с квотной выборкой в Саратове. Выборка по Москва является целевой, поскольку нет точных данных о количестве проживающих граждан в разных районах города.

В первую очередь необходимо выделить основные критерии, влияющие на отношение респондентов к экономическим реформам. Данными критериями выступают социально-демографические признаки.

52% саратовцев одобряют проводимые экономические реформы. 48% жителей Саратова неодобрительно относятся к экономическим преобразованиям. Среди проживающих в Москве 35% опрошенных одобряют экономические реформы, а 65% москвичей категорически не устраивают экономические преобразования.

Среди мужчин одобряют экономические реформы, проводимые правительством, 43,6% опрошенных, отрицательно относятся к преобразованиям в сфере экономики - 56,4%. 43,4% женщин благосклонно относятся к экономическим изменениям. 56,6% опрошенных женщин

ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К СОВРЕМЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕФОРМАМ (по результатам социологического исследования)

© А.А. Воронов, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.