Научная статья на тему 'Кафедра методологии социологических исследований: место, роль, история развития и деятельности'

Кафедра методологии социологических исследований: место, роль, история развития и деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
332
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ / FUNCTIONS OFSOCIAL RESEARCH METHODOLOGY / THEORY AND PRACTICE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH / METHODS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH / STUDY / TYPES OF STUDY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверин Юрий Петрович

Статья посвящена истории становления и развития кафедры методологии социологических исследований, ее месту и роли в подготовке специалистов на социологическом и других факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова, в осуществлении фундаментальных и прикладных исследований. Показаны содержание учебной и научной работы кафедры, направления их совершенствования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of social research methodology: position, role, history of development and work

The article is dedicates to history of beginnings and growth of chair of methodology of sociology researches, the place and role in training of specialists in faculty of sociology and others departments of Lomonosov Moscow State University, in realization of fundamental and applied investigations. The article is shows the contents of an educational and scientific work of chair, directions of the improvements in contemporary conditions.

Текст научной работы на тему «Кафедра методологии социологических исследований: место, роль, история развития и деятельности»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 2

Ю.П. Аверин, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: МЕСТО, РОЛЬ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Статья посвящена истории становления и развития кафедры методологии социологических исследований, ее месту и роли в подготовке специалистов на социологическом и других факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова, в осуществлении фундаментальных и прикладных исследований. Показаны содержание учебной и научной работы кафедры, направления их совершенствования в современных условиях.

Ключевые слова: функции методологии социологических исследований, теория и практика социологических исследований, методы социологического исследования, учебный процесс, формы работы со студентами.

The article is dedicates to history of beginnings and growth of chair of methodology of sociology researches, the place and role in training of specialists in faculty of sociology and others departments of Lomonosov Moscow State University, in realization of fundamental and applied investigations. The article is shows the contents of an educational and scientific work of chair, directions of the improvements in contemporary conditions.

Key words: Functions of social research methodology, theory and practice of sociological research, methods of sociological research, study, types of study.

Место кафедры в подготовке специалистов на социологическом и других факультетах МГУ и в развитии фундаментальных, прикладных и практических исследований

Кафедра методологии социологических исследований ведет преподавание общих курсов, спецкурсов и спецсеминаров на протяжении пяти курсов обучения на отделении социологии, маркетинга и менеджмента социологического факультета в соответствии со своей специализацией и требованиями Государственного образовательного стандарта. Она является одной из выпускающих кафедр социологического факультета. На каждом из старших курсов (3—5 курсы) на кафедре специализируются в среднем по 20—25 студентов.

Преподаватели кафедры ведут занятия в магистратуре, а также с иностранными студентами на социологическом факультете в соответствии со своей специализацией.

* Аверин Юрий Петрович — aup@inbox.ru

** В статье использованы материалы из архива социологического факультета и кафедры методологии социологических исследований.

Кафедра ведет подготовку аспирантов дневной и вечерней форм обучения — на каждом из курсов проходят обучение в среднем по шесть-девять аспирантов.

Кафедра обеспечивает чтение общих курсов и проведение семинарских занятий на пяти других факультетах Московского государственного университета.

Кафедра постоянно проводит фундаментальные, прикладные и практические исследования по современным социальным проблемам российского общества, поддерживает широкие международные научные связи с вузами и исследовательскими учреждениями зарубежных стран в рамках факультетских и кафедральных проектов. По результатам исследований публикуются монографии, научные сборники и статьи, сотрудники кафедры постоянно выступают на международных и всероссийских конференциях и конгрессах.

Роль кафедры в подготовке специалистов-социологов

и специалистов других профилей

Подготовка профессионального социолога предполагает решение двух основных взаимосвязанных задач. Во-первых, получение студентами теоретических и прикладных знаний о закономерностях функционирования и развития общества, его социальной структуры, социальных институтов, поведения и социальных действий людей, структуры их сознания. Эти знания студенты получают в лекционных курсах и семинарах по общей социологии и ее отдельным предметным областям.

Во-вторых, студентам необходимы теоретические и прикладные знания о том, как получать систематизированные и достоверные данные о состоянии общества и его составляющих, т.е., как эмпирически исследовать социальные явления. Такого рода знания дают лекционные курсы, семинары и практикумы по методологии социологических исследований.

Знания, получаемые студентами на кафедре методологии социологических исследований, выполняют две важные функции. Во-первых, умение социолога получать систематизированные и достоверные данные о состоянии общества и его составляющих позволяет развивать социологию как науку: выдвигать и проверять научные гипотезы, обогащать существующие и формулировать новые теории. В этом смысле знания, получаемые студентами на кафедре методологии социологических исследований, выполняют теоретическую функцию.

Во-вторых, важное значение имеет и прикладная функция знаний, получаемых студентами на кафедре методологии социологических исследований. В настоящее время социология как прикладная

наука все больше играет практическую и преобразующую роль в обществе, проникает во все сферы общественной жизни. Конкретное социологическое знание помогает решать социальные проблемы, возникающие на всех уровнях общества. В условиях становления демократических процессов, рыночных отношений в российском обществе практическая и преобразующая роль социологии приобретает огромную значимость для его устойчивого развития. В условиях демократии и рынка выработка успешных управленческих решений невозможна без достоверной информации о характере социальных действий людей и формирующих их факторах. Овладение методологией социологических исследований позволяет выпускнику факультета профессионально реализовать практико-пре-образовательную функцию социологии и обеспечить его широкую востребованность в обществе.

Теоретическая и прикладная функции методологии социологических исследований носят универсальный характер в силу универсальности принципов и методов получения эмпирического знания о социальных явлениях. Они едины для всех предметных областей социологии, хотя каждая из них вносит конкретную содержательную специфику в теоретические и методические процедуры социологического исследования. Освоение в рамках дисциплины "Методология социологических исследований" универсальных принципов и методов получения эмпирического знания о социальных явлениях позволяет выпускнику-социологу использовать их в любой отрасли социологической науки, в любой сфере общественной жизни.

Роль знаний, которые студенты получают на кафедре методологии социологических исследований, обусловлена также особенностями логико-методологической функции социологической науки. Основой методологии социологических исследований служат социологические теории. Освоение теоретических подходов к описанию и объяснению общественной жизни, используемого ими понятийного аппарата является необходимой предпосылкой для успешного овладения данными знаниями. В то же время знание методологии социологических исследований позволяет студентам более успешно овладеть знаниями, преподаваемыми в рамках предметных областей социологии.

История развития и деятельности кафедры методологии

социологических исследований

История кафедры методологии социологических исследований (МСИ) ведет свое начало с 1960 г., когда на философском факультете МГУ была создана межкафедральная социологическая лаборатория,

руководили которой в разные годы профессора и старшие научные сотрудники Р.И. Косолапов, В.И. Разин, А.И. Демидова, Ю.В. Ару-тюнян, В.Я. Нечаев. Наряду с другими здесь работали сотрудники кафедры МСИ доцент Л.Г. Квиткина и старший научный сотрудник А.М. Долгоруков. Сотрудники лаборатории проводили социологические исследования, вели научную, преподавательскую работу. Под их руководством методике и технике конкретных социологических исследований обучены сотни студентов и аспирантов. Деятельность лаборатории стала плодотворной формой связи философской науки с социальной практикой.

Сотрудники лаборатории ежегодно организовывали социологическую практику студентов, читали спецкурсы и проводили спецсеминары. Под их руководством были подготовлены и защищены десятки кандидатских диссертаций, сотни курсовых и дипломных работ.

В 1967 г. под руководством профессора И.М. Слепенкова была создана социологическая группа по исследованию проблем сельской молодежи. Группа провела 16 социологических студенческих экспедиций (в Калужской, Калининской, Московской, Тульской, Смоленской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях), осуществила всесоюзные исследования проблем сельской молодежи.

Важной вехой в становлении и развитии социологических исследований в Московском университете стало открытие в 1968 г. кафедры методики конкретных социальных исследований. Первой заведующей кафедрой была профессор Г.М. Андреева. Позже кафедру возглавляли профессора Д.Ф. Козлов, Б.В. Князев, И.М. Сле-пенков. Одним из основных направлений кафедры являлась специализация студентов по социологии. Лекции по методологии, методике и технике социологических исследований на разных этапах развития кафедры читали профессора и доценты Г.М. Андреева, А.Н. Куприян, Л.А. Петровская, В.И. Добреньков, Д.Ф. Козлов, Б.В. Князев, В.Г. Гречихин, И.М. Слепенков. Преподаватели кафедры читали лекции по социологии не только на философском, но и на юридическом факультете и факультете журналистики. Для последних были разработаны специальные программы по методике и технике социологических исследований, учитывающие специфику факультета.

Под руководством профессора Г.М. Андреевой было подготовлено и издано одно из первых в стране учебных пособий по социологическим исследованиям "Лекции по методике конкретных социальных исследований". В нем было представлено современное для того периода состояние социологической науки, давалось теоретическое обоснование практики социологических исследований, излагалась специфика различного рода технических приемов 28

получения социологической информации: моделирования, методов опроса, социального эксперимента и др.

Результатом научно-исследовательской работы коллектива кафедры стало значительное число научных публикаций по различным направлениям социологических исследований. Среди них коллективная монография "Методологические проблемы социологических исследований", сборники научных трудов "Актуальные проблемы развития конкретных социологических исследований", "Вопросы теории и методов социологических исследований" в двух выпусках.

На кафедре с лекциями, докладами, научными сообщениями выступали ведущие ученые Москвы и других городов страны: член-корреспондент АН СССР М.И. Руткевич, профессора Ф.Т. Константинов, И.Т. Левыкин, Ф.Р. Филиппов, И.В. Бестужев-Лада, Г.В. Осипов, В.С. Семенов, А.К. Уледов, С.Н. Плотников, В.А. Ядов, Ю.А. Левада.

Перспективы дальнейшего развития социологии выдвигали новые задачи, и прежде всего создание отделения социологии на философском факультете МГУ. Организация такого отделения на базе кафедры методики конкретных социальных исследований и социологической лаборатории произошла в 1984 г. Заведующим отделением стал профессор Б.В. Князев (который на тот момент заведовал данной кафедрой). Впоследствии кафедру методики конкретных социальных исследований в составе отделения социологии возглавляли профессора В.Г. Гречихин и И.М. Слепенков. На базе кафедры было подготовлено и издано учебное пособие профессора В.Г. Гречихина "Лекции по методике и технике социологических исследований" и первое в стране учебное пособие "Практикум по прикладной социологии" под редакцией Б.В. Князева, Н.И. Дряхлова, В.Я. Нечаева.

Новый этап в работе кафедры методики конкретных социальных исследований начался в 1989 г., когда она вошла в состав созданного в МГУ социологического факультета, деканом которого был избран его организатор, профессор В.И. Добреньков. В этот период кафедру возглавлял профессор И.М. Слепенков. Решением Ученого совета МГУ кафедра получила новое название — методологии и методики социологических исследований. В соответствии с новыми требованиями была осуществлена переработка программ общих курсов, спецкурсов и спецсеминаров. Проводился студенческий практикум по социологическим исследованиям. Преподаватели кафедры продолжали читать лекции и спецкурсы не только по методологии и методике социологических исследований, но и по общей социологии, теории социального управления, методологии и методике исследования общественного мнения. Профес-

сор И.М. Слепенков и доцент Ю.П. Аверин издали учебное пособие "Основы теории социального управления", участвовали в издании учебного пособия "Социальные технологии социального управления. Курс лекций", словаря "Социальное управление", толкового словаря "Социальные технологии" (с участием старшего научного сотрудника В.Н. Макаревича).

Профессора и преподаватели кафедры подготовили и читали новые основные курсы лекций "Общая социология", "Методология и методика социологического исследования", "Теория и методы социального управления", обновленный курс "Социология общественного мнения". Ученые кафедры разработали и читали свыше 20 спецкурсов и спецсеминаров, в том числе новые — "Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании" (доцент Е.В. Масленников), "Методологические проблемы социологического опроса", "Программа социологического исследования как инструмент научного измерения социальной реальности" и "Общение как социологическая проблема" (доцент Л.Г. Квиткина), "Методология и методика преподавания образовательных и информационных технологий в высшей школе" (доцент Л.Г. Костю-ченко), "Качественные методы в социологическом исследовании" (научный сотрудник И.К. Масалков), "Теория и методы проведения оперативного социологического исследования" (доцент В.К. Ко-вальчук), "Контент-анализ как метод социологического исследования нестандартных проблем" (доцент А.С. Степанов). В этот период на кафедре читали лекции такие известные ученые из академических институтов, как профессора В.А. Ядов и И.В. Бестужев-Лада.

Преподаватели и научные сотрудники кафедры активно проводили фундаментальные и прикладные социологические исследования, развивали международное сотрудничество. В рамках российско-американского проекта "Молодежь и будущее" (руководители — профессора И.М. Слепенков и Дж. Робинсон) с 1992 по 1994 г. было осуществлено всесоюзное панельное исследование с использованием метода анкетного опроса учащихся школ России, Украины, Армении, Азербайджана, Киргизии и др. По результатам исследования были подготовлены отчеты и опубликованы статьи. Профессор И.М. Слепенков и доцент Ю.П. Аверин издали научную работу "Ценности и взгляды молодежи в изменяющейся России". Профессор И.М. Слепенков выступил с докладом в США на конференции американских социологов. Продолжались исследования в производственных коллективах по проблемам стабилизации кадров, трудовой мотивации и становления механизмов самоуправления на предприятиях в условиях перестройки, по результатам которых публиковались статьи, сотрудники кафедры выступали на всесоюзных и всероссийских конференциях. Сотрудники кафедры 30

принимали активное участие в социологическом обеспечении избирательных кампаний. Профессор И.М. Слепенков и доцент Ю.П. Аверин издали научно-практическую работу "Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты".

В 1995 г. кафедру возглавила профессор В.Г. Харчева. Было продолжено успешное проведение научно-методической работы. Осуществлялся выпуск учебно-методических разработок и рекомендаций, программ по основным курсам и спецкурсам, планов семинарских и практических занятий (всего издано более 20). Профессор В.Г. Харчева опубликовала методическое пособие "Введение в социологию", а также "Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для высшей школы", доцент Л.Г. Костюченко издала три типовых стандарта специалиста, бакалавра и магистра по социологии, профессор И.М. Слепенков выпустил программу курса лекций "Социология общественного мнения", а в соавторстве с доцентами Е.В. Масленниковым и И.Г. Петровым — программу общего курса по социологии для филологического факультета.

Доцент А.С. Степанов опубликовал «Методические рекомендации по курсу "Социология"»; программу общего курса; планы семинарских и практических занятий по социологии; переработанную и дополненную программу по курсу лекций для гуманитарных факультетов (последняя работа в соавторстве с Л.Г. Костюченко). Профессора В.И. Добреньков и В.Г. Харчева разработали и издали программу по новому курсу лекций "Общая социология", доцент Л.Г. Квиткина — программу спецкурса "Опрос как метод социологического исследования", доцент Ю.П. Аверин — переработанные и дополненные программы и планы семинарских занятий по курсу лекций "Теория и методы социального управления", доцент Л.Г. Костюченко — программу спецсеминара и программу спецкурса "Методология и методика социологического исследования личности".

Успешно велась научная работа. Об активности коллектива кафедры в этом направлении свидетельствуют такие данные: опубликовано 64 работы — монографии, учебники, учебные пособия, брошюры, учебно-методические материалы, научные статьи. Профессор В.Г. Харчева издала две работы "Введение в социологию. Учебник для техникумов" и "Хрестоматию по социологии современного российского общества", доцент Ю.П. Аверин — монографию "Люди управляют людьми: модель социологического анализа", профессор И.М. Слепенков стал редактором и соавтором сборника "Материалы к первому международному симпозиуму по социальным технологиям". Доценты Л.Г. Костюченко и А.С. Степанов выпустили в свет учебное пособие "Социология", научный сотрудник И.К. Масалков опубликовал учебное пособие "Психо-

социологические методы социальной инженерии" (в соавторстве) и монографию "Создатели и создание малых предприятий" (в соавторстве, вышла во Франции), доцент Е.В. Масленников — "Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании", старший научный сотрудник В.Н. Макаревич — "Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы".

На кафедре проводилась подготовка кадров высшей квалификации. Здесь обучались около 30 аспирантов. На кафедре защитили кандидатские диссертации 38 человек. Доцент Ю.П. Аверин подготовил и защитил докторскую диссертацию "Системы социального управления в обществе: модель социологического анализа".

Сотрудники кафедры приняли участие в работе международных, всероссийских и университетских научных конференций. Доцент Л.Г. Костюченко выступила с докладом на двух Международных конференциях по высшему образованию в Мексике и на международной конференции по методике преподавания социологии в высшей школе (г. Екатеринбург). Как заместитель декана факультета по УМО Л.Г. Костюченко ежегодно участвовала в организации и проведении методических совещаний по преподаванию социологии.

В 1998 г. кафедру методологии и методики социологических исследований возглавил профессор Ю.П. Аверин. Решением Ученого совета МГУ кафедра получила новое название — методологии социологических исследований. Кафедра обеспечивала и продолжает обеспечивать успешное чтение общих курсов на дневном и вечернем отделениях, иностранным студентам и в магистратуре в рамках учебного плана социологического факультета: "Методология и методика социологических исследований", "Общая социология", "Социологические проблемы изучения общественного мнения", "Социальное прогнозирование и проектирование". В этот период на кафедре читал лекции известный ученый член-корреспондент РАН Н.И. Лапин.

Для студентов второго курса отделений социологии, маркетинга и менеджмента кафедра методологии социологических исследований обеспечила модернизацию и успешное проведение практикума по социологическим исследованиям. В основу практикума положен деятельностный подход к освоению теории и методов проведения социологических исследований. Все студенты совместно с преподавателями разрабатывают групповые исследовательские проекты (шесть-семь проектов в одной учебной группе), начиная от постановки проблемы, построения теоретической модели, выдвижения гипотез исследования и заканчивая разработкой инструмента исследования, проведением пилотажного исследования, обработкой и анализом данных и подготовкой научного отчета по результатам исследования.

Для эффективного проведения практикума кафедра обеспечила программную разработку и организацию функционирования компьютерного класса, в котором студенты получают практические навыки работы с исследовательской информацией, обработки и анализа социологических данных в рамках разрабатываемых проектов.

По результатам исследовательского практикума, как правило, все студенты выступают на ежегодной научной студенческой конференции Ломоносовские чтения. Таким образом, посредством данного практикума реализуется теоретическая и прикладная функции социологического знания, которое студенты получают на кафедре.

В каждом семестре на третьем—пятом курсах кафедра методологии социологических исследований обеспечила успешное чтение спецкурсов и спецсеминаров по наиболее значимым классическим и современным методам социологического исследования по выбору студентов, предлагая в каждом семестре по три спецкурса и спецсеминара. Они дают углубленное знание по теории и практике применения отдельных методов при исследовании различных социальных проблем.

За прошедшие пять лет развитие тематической структуры спецкурсов и спецсеминаров проходило по четырем направлениям.

Первое — получение студентами углубленного знания по отдельным этапам социологического исследования. В последнее время в рамках данного направления введены для преподавания следующие новые спецкурсы и спецсеминары: "Виды количественных исследований и особенности их организации" (доцент В.К. Ковальчук), "Экспертный опрос в социологическом исследовании" (доцент Е.В. Масленников), "Выборочный метод в социологическом исследовании" и "Многомерные методы анализа социологической информации".

Второе — освоение студентами новых теоретических и методических направлений в социологических исследованиях. Одним из таких направлений, активно развивающихся на кафедре, является применение качественной парадигмы в социологических исследованиях. В рамках данного направления введены для преподавания следующие новые спецкурсы и спецсеминары: "Метод фокус-группы в социологическом исследовании" (старший преподаватель Е.А. Брянцева), "Метод интервью в социологическом исследовании" и "Метод кейс-стади (case-study) в социологическом исследовании" (старший научный сотрудник М.В. Семина), "Нетрадиционные качественные методы в социологическом исследовании" (старший научный сотрудник И.К. Масалков), "Проективные методы в социологических исследованиях" (аспирант Н.А. Куприян).

3 ВМУ, социология и политология, № 2 33

С 2007 г. преподаватели кафедры читают новый общий курс "Методология и методика качественных социологических исследований" и в рамках данного курса ведут практикум. На кафедре подготовлен новый спецсеминар "Математические методы анализа в качественных социологических исследованиях" (научный сотрудник А.В. Синяков).

Третье — освоение студентами использования методов социологического исследования для решения прикладных проблем. В рамках данного направления включены в учебный процесс следующие новые спецкурсы и спецсеминары: "Социологический подход к диагностике изменений в организациях", "Методы социологического исследования в проектировании организаций", "Маркетинговые исследования: разработка проекта от постановки задач до результата". Для обеспечения чтения данных спецкурсов и спецсеминаров на кафедру приглашаются выпускники социологического факультета и других факультетов МГУ, окончившие аспирантуру и получившие практический опыт проведения прикладных исследований в специализирующихся на таких исследованиях компаниях (Е.Л. Гамза, Ю.С. Талалай, Н.А. Куприян).

Четвертое — освоение студентами методов математического моделирования социальных процессов. В рамках данного направления в учебный процесс включены новые спецкурсы и спецсеминары: "Базовые математические модели в социологических исследованиях" (подготовлен сотрудниками лаборатории математического моделирования социальных процессов), "Методы совместного анализа в социологических исследованиях" (Т.А. Захарова), "Многомерное шкалирование при изучении социальных представлений" (аспирант И. Вендило).

Кафедра подготовила новые учебно-методические комплексы по курсам "Методология и методика социологических исследований" и "Социологические проблемы изучения общественного мнения", по всем спецкурсам и спецсеминарам, читаемым на кафедре. По большинству спецкурсов и спецсеминаров изданы учебные пособия.

При чтении общих курсов "Методология и методика социологических исследований", "Социальное прогнозирование и проектирование", спецкурсов и спецсеминаров, проведении практикума используются новые формы чтения и работы со студентами, основанные на применении электронных проекторов, портативных компьютеров, видео- и аудиотехники, Интернета.

На каждом из старших курсов (третий—шестой курсы) на кафедре специализируются в среднем по 20—25 студентов. За последние десять лет кафедра обеспечила подготовку более 200 дипломных работ, в которых сочетаются теоретическая и методическая прора-34

ботка исследуемой проблемы, проведение и анализ результатов эмпирического исследования, их обобщение и проверка гипотез.

Кафедра является базовым подразделением факультета для организации социологической и производственной практик на отделении социологии. Социологическая практика проводится на втором курсе и в ходе этой практики студенты проводят полевые исследования, осуществляют ввод, обработку и анализ первичных данных, готовят аналитический отчет по результатам исследования. Производственная практика проводится на третьем курсе в организациях и учреждениях Москвы и других городов, осуществляющих аналитические и эмпирические исследования. Студенты знакомятся с особенностями производственной деятельности, участвуют в качестве ассистентов в разработке программы и инструментария исследования, его организации, в обработке и анализе первичных данных под руководством ответственных сотрудников. В ходе производственной практики студентов происходит их становление как профессиональных социологов, они выбирают направление будущей профессиональной деятельности. Большую работу по организации и проведению производственной практики ведет научный сотрудник Т.В. Селезнева.

С 2005 г. кафедра ежегодно участвует в проведении школы молодых социологов, обеспечивая в течение пяти дней работу секции "Методология и методика социологических исследований для современной действительности", а в 2008 г. кафедра провела зимнюю школу аспирантов.

Кафедра ведет подготовку аспирантов дневной и вечерней форм обучения — на каждом из курсов проходят обучение в среднем по шесть-семь аспирантов. В течение десяти лет аспирантами кафедры защищены около 30 кандидатских диссертаций. Для повышения эффективности обучения аспирантов помимо традиционных форм работы введены ежегодная промежуточная аттестация, обсуждение и утверждение на кафедре концептуальной модели диссертационного исследования каждого аспиранта первого года обучения. В последней формулируются основополагающие теоретические подходы к анализу исследуемой проблемы, содержание и структура исследуемых взаимосвязей. Для аспирантов второго года обучения проводится специальный семинар, где обсуждается первая глава диссертации и по результатам обсуждения проводится аттестация на кафедре.

За прошедшие пять лет кафедра провела большую лекционную работу на других факультетах: ежегодно читались курсы по общей социологии и прикладной социологии на следующих факультетах: философском, психологическом, историческом, экономическом, факультете иностранных языков.

Кафедра проводит кафедральные и факультетские методологические семинары по актуальным проблемам методологии социологических исследований. В 2007 г. проведен факультетский методологический семинар "Теоретические модели и объяснения в методологии социологического исследования". Помимо ученых социологического факультета в нем приняли участие ученые Института социально-политических исследований РАН, профессора В.Г. Култыгин и В.К. Левашов. В 2008 г. проведен факультетский методологический семинар "Современные методы качественной социологии".

За прошедшие десять лет кафедра провела значительное число фундаментальных, прикладных и практических исследований. Сотрудниками кафедры получено большое количество грантов различных российских и международных фондов, социологического факультета, которые успешно выполнены.

В 1999—2000 гг. сотрудники кафедры в рамках выделенного РГНФ гранта успешно провели фундаментальное научное исследование "Динамика формирования популизма в деятельности представительного органа власти" (руководитель профессор Ю.П. Аверин). Разработаны концептуальная модель и инструментарий исследования, осуществлен анкетный опрос депутатов Государственной думы РФ. По результатам исследования подготовлена серия статей в журнале "Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология".

В 2001 г. сотрудники кафедры приняли участие в международном научном исследовании совместно с Университетом Денвер "Гражданское участие, социальный капитал и будущее демократического управления в Москве", по результатам которого проведен круглый стол по проблемам самоуправления в Москве с участием научных и практических работников, депутатов Московской городской думы.

В 2001—2003 гг. сотрудники кафедры приняли участие в исследовательском проекте "Разработка и реализация комплексного социологического мониторинга реализации хода модернизации общего образования" по заказу Министерства образования России. Подготовлен аналитический отчет.

В 2002 г. сотрудниками кафедры проведено фундаментальное всероссийское исследование "Качество жизни населения России" по заказу Всероссийского общества пульмонологов, по результатам которого подготовлен аналитический отчет. Работа по данной проблематике, являющейся приоритетной для кафедры, продолжается в настоящее время в рамках выделенного кафедре внутри-факультетского гранта. Разработана программа и инструментарий исследования, проведены всероссийский опрос, обработка пер-36

вичных данных и подготовлен аналитический отчет по результатам исследования. На базе кафедры социологический факультет провел международную конференцию "Качество жизни и социальное состояние общества", в которой приняло участие более 40 ученых из России, Украины, Белоруссии, Франции и Польши. По результатам исследования и международной конференции подготовлена рукопись коллективной монографии.

В 2002 г. сотрудниками кафедры совместно с Национальной школой здоровья (Нидерланды) проведено международное научное исследование, по результатам которого в рамках Второго Всероссийского социологического конгресса была организована научно-практическая конференция "Репродуктивное здоровье: социальные проблемы и пути продвижения".

В 2000—2003 гг. сотрудниками кафедры проведены международные научные исследования "Технологические и социальные риски" совместно с Министерством науки и пространства (Франция) и "Создание и создатели малых предприятий в России" совместно с Каннским университетом (Нормандия, Франция).

В 2004 и 2005 гг. сотрудниками кафедры проведено фундаментальное мониторинговое исследование в рамках проекта Европейского союза "Профилактика и борьба с ВИЧ/СПИД, Фаза I, Российская Федерация". Подготовлено два аналитических отчета с рекомендациями по способам коррекции рискованного поведения молодежи.

В 2007—2008 гг. сотрудники кафедры приняли участие в социологическом проекте "Современные тенденции благотворительности и перспективы ее развития в изменяющейся России" (руководитель — профессор Ю.П. Аверин). По результатам проекта подготовлены аналитические отчеты и опубликованы научные сборники и статьи в научных журналах.

В 2008 г. по заказу представительства Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации, от лица Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) сотрудниками кафедры проведено экспертное социологическое исследование "Сбор и анализ данных по второму ключевому показателю для выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИД (Национальный комбинированный индекс политики — НКИП) для включения в Страновой отчет РФ за 2006—2007 гг." По результатам исследования подготовлен раздел в Страновой отчет РФ.

За последние десять лет совместно с кафедрой социологии организаций сотрудниками кафедры выполнено большое количество исследовательских проектов по заданию мэрии Москвы. По результатам исследовательских проектов мэрией Москвы опубликовано 12 брошюр.

Кафедра принимала активное участие в I, II и III Всероссийских социологических конгрессах. На II и III Конгрессах кафедра обеспечила содержательную и организационную работу секции "Методология социологических исследований", международной научно-практической конференции "Репродуктивное здоровье: социальные проблемы и пути продвижения" и двух круглых столов.

Сотрудники кафедры регулярно участвуют в международных социологических конгрессах. Были подготовлены и сделаны доклады на международных социологических конгрессах в Шанхае (2000), Пекине (2004), Стокгольме (2005), Дурбане (2006) и Будапеште (2008).

Сотрудники кафедры постоянно выступают на Ломоносовских и Сорокинских чтениях, региональных и университетских конференциях.

За прошедшие десять лет сотрудниками кафедры опубликованы 12 монографий и учебных пособий, 14 брошюр и большое количество научных статей. Среди них монографии Е.В. Масленникова "Экспертное знание" (М., 2001. — 15 п.л.); М. Киблицкой, И. Масалкова — "Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади" (М., 2004. — 18 п.л.); М.В. Семиной — "Жизнь мигрантки в моногороде" (М., 2004. — 20 п.л. (в соавторстве)); Л.Г. Костю-ченко — "Социология молодежи" (под ред. В.Н. Кузнецова. М., 2005. — 21 п.л. (в соавторстве)); А.М. Долгорукова — "Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратагем, воплощение замысла в жизнь" (М., 2004. — 46 п.л.); практикум/ учебный комплекс "Общая (социетальная) социология" (общ. ред. Н.И. Лапина. М., 2005. — 20 п.л.); учебный курс "Методология политического действия" (М., 2005. — 7 п.л. (в соавторстве)); Е.А. Брянцевой — "Метод фокус-групп в исследовании поведения потребителей" (М., 2007. — 10 п.л.); Ю.П. Аверина — "Социологические исследования: место и роль в коммуникативных компаниях, методология и методика проведения" (М., 2006. — 7 п.л.); учебное пособие "Теоретическое построение количественного социологического исследования" (М., 2008. — 18 п.л.).

В настоящее время в печати находятся учебные пособия М.В. Семиной "Метод интервью в социологических исследованиях" и Т.А. Захаровой "Метод совместного анализа (конджойнт-анализ): инновационный подход к изучению структуры предпочтений". Преподаватели кафедры заканчивают работу над рукописями учебных пособий "Методическая стратегия и методы количественного социологического исследования", "Методология и методы качественных социологических исследований", "Методология исследования и обучения в стиле кейс-стади", а также над моногра-

фией "Качество жизни как фактор социальной стабильности российского общества".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Социологический факультет. 1989—1999 гг. / Под. ред. В.И. Добрень-кова. М., 2000.

Социологический факультет. 1991—1996 гг. / Под. ред. В.И. Добрень-кова. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.