Научная статья на тему 'Карьера социолога: проблемы трудоустройства'

Карьера социолога: проблемы трудоустройства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4915
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГ / ВЫПУСКНИКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Восканян Эвелина Самсоновна

В статье раскрывается актуальная на сегодняшний день тема трудоустройства выпускников социологических факультетов, выделяются и описываются характерные противоречия между ожиданиями выпускников и предложениями работодателей на рынке труда. Автор рассматривает основные сферы приложения труда молодых людей с социологическим образованием, анализирует зарубежный и отечественный опыт взаимодействия социологического образования и работодателей, в результате выявлены существующие проблемы и сформированы сценарии наиболее эффективного поведения выпускников-социологов на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER SOCIOLOGY: THE PROBLEM OF EMPLOYMENT

The article considers the employment of sociological department graduates which is a most relevant issue today. It highlights and describes typical discrepancies between the graduates’ expectations and job offers at the employment market. The author considers the most popular positions occupied by the sociologically educated young people and also studies national and foreign experience of interconnection between sociological education and employers. As a result current problems have been identified and ways to effectively employ sociologists have been found.

Текст научной работы на тему «Карьера социолога: проблемы трудоустройства»

Канонические взгляды, законсервированные в общественном мнении, и сегодня часто входят в противоречие с вариативностью брачного и полового партнерств, предъявляя на макроуровне иные требования к содержанию семейных отношений. Однако на микроуровне анализа неравных по возрасту союзов можно констатировать, что женщин и мужчин в таком супружестве устраивает эмоциональное и ролевое наполнение партнерских отношений и дает возможность реализовывать свои жизненные цели.

Примечания

1 См.: Елютина М. Э., Климова С. В. Благополучие семьи : парадигма комплексного институционального анализа // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 19-27.

2 История Российских гражданских законов. Сочинение Константина Неволина. Т. 1. Введение и книга первая о союзах семейственных. СПб : В Типографии Императорской Академии Наук, 1851. С. 166. «В Синодском указе 1775 г. между незаконностями вступления в брак поименовано и то, что лица весьма различных лет соединяются между собой браком. В других Синодских указах слишком великая разница лет жениха и невесты также рассматривается как препятствие ко вступлению в брак» (Там же. С. 170).

3 См.: Движение народонаселения Вятской губернии за 1874 год. Сравнительно с предшествующим 20-летием. Вятка : Губернская типография, 1876. С. 13.

4 Мэйо-Смит Р. Статистика и социология. М. : Издание О. Скирмунта, 1900. С. 115.

5 В последней четверти XIX в. средний возраст вступления в брак в Швеции для мужчин - 30,2 года, для женщин - 27,2 года, во Франции - соответственно 29,5 и 25,2 года, в Пруссии - 29,8 и 26,2 года, в Англии - 28,4 и 26,2 года. (См.: Яковенко Е. И. Медицинская статистика : Введение в социальную медицину. М. ; Л. : Госиздат, 1920. С. 40).

удк 316.3

карьера социолога: проблемы трудоустройства

Э. С. Восканян

московский государственный университет им. м. в. Ломоносова E-mail: [email protected]

в статье раскрывается актуальная на сегодняшний день тема трудоустройства выпускников социологических факультетов, выделяются и описываются характерные противоречия между ожиданиями выпускников и предложениями работодателей на рынке труда. Автор рассматривает основные сферы приложения труда молодых людей с социологическим образованием, анализирует зарубежный и отечественный опыт взаимодей-

6 Движение народонаселения Вятской губернии за 1874 год... С. 16.

7 См.: ГончаровЮ. М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала XX в. Барнаул : ИИ СО РАН-АГУ, 2002. С. 189.

8 См.: Майр Г. Закономерности в общественной жизни. М. : Типография Т-ва Д. Сытника, 1899. С. 567-568.

9 См.: ГончаровЮ. М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала XX в. С. 183.

10 Майр Г. Указ. соч. С. 355.

11 См.: Мэйо-Смит Р. Указ. соч. С. 116.

12 Гончаров Ю. М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала XX в. С. 190.

13 См.: ГончаровЮ.М. Купеческая семья второй половины XIX - начала XX в. (по материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). М. : Изд-во ИЭиА РАН, 1998. С. 129.

14 См.: ВлайковГ. О. Курс санитарной статистики. Киев : Изд-е Лукьяновского народного дома, 1913. С. 101.

15 См.: ГончаровЮ. М. Городская семья Сибири второй половины XIX- начала XX в. С. 200.

16 См.: Народы Западной Сибири. Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нгасаны Кеты / отв. ред. И. Н. Гему-ев. М. : Наука, 2005. С. 149, 462, 603, 698. (Сер. «Народы и культуры»).

17 См.: ГончаровЮ. М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала XX в. С. 188.

18 См.: Елютина М. Э., Быкова Н. О. Модели асимметричного по возрасту брака // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. 2008. № 2 (39). С. 277-283.

19 См.: Климова С. В. Любовь как социальный феномен : Гетеросексуальные эротические отношения глазами социолога. Саратов : СГТУ, 2002. С. 97-120.

20 См.: Климова С. В. Анализ отношений юных женщин с мужчинами среднего возраста // Социс. 2002. № 2. С. 142-145.

21 См.: ЕлютинаМ. Э., БыковаН. О. Асимметричный по возрасту брак в оценках супругов // Социс. 2012. № 1. С. 83-93.

ствия социологического образования и работодателей, в результате выявлены существующие проблемы и сформированы сценарии наиболее эффективного поведения выпускников-социологов на рынке труда.

Ключевые слова: образование, социолог, выпускники, трудоустройство, трудовая занятость, востребованность, профессиональные качества, рынок труда.

© Восканян Э. С2015

Career sociology: the Problem of Employment E. s. Voskanyan

The article considers the employment of sociological department graduates which is a most relevant issue today. It highlights and describes typical discrepancies between the graduates' expectations and job offers at the employment market. The author considers the most popular positions occupied by the sociologically educated young people and also studies national and foreign experience of interconnection between sociological education and employers. As a result current problems have been identified and ways to effectively employ sociologists have been found.

Key words: education, sociologist, graduates, job placement, employment, great demand, professional skills, employment market.

Современную ситуацию с трудоустройством молодежи с высшим образованием на рынке труда в России можно охарактеризовать как несбалансированную. Это проявляется, в первую очередь, в несоответствии структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и по профессиональной структуре. В результате значительная доля молодых специалистов после окончания высшего учебного заведения трудится не по полученной специальности, работает по временным договорам или продолжительное время ищет работу, что говорит о том, что сформировавшаяся за последние годы система подготовки кадров с высшим образованием не полностью отвечает запросам рынка.

Достаточно остро изменения, происходящие на рынке труда, затронули и область профессионального социологического образования, где выпускники сталкиваются с проблемой трудоустройства. Ситуация, когда на рынке труда ежегодно появляются сотни новых соискателей с дипломом социолога, создает определенное напряжение.

Можно выделить некоторые основные критерии успешного трудоустройства выпускника вуза по определенной специальности:

- малый интервал между датой окончания вуза и трудоустройством;

- невысокая статистика временного трудоустройства;

- низкие показатели безработицы среди специалистов данной области;

- высокая доля трудоустройства по полученной специальности;

- налаженные связи между вузами и сферами профессиональной занятости выпускников1.

Ясно, что нынешняя ситуация в сфере трудоустройства выпускников-социологов в нашей стране еще не отвечает этим критериям. Поэтому важно проанализировать существующие здесь проблемы.

Социологическое образование в России достаточно молодо, поначалу социологи в небольших количествах выходили из стен философских, исторических и экономических фа-

культетов2. Более массовое профессиональное социологическое образование началось в нашей стране с открытия в 1989 г. социологических факультетов в МГУ им. М. В. Ломоносова и ЛГУ С этого времени достаточно много сделано для развития профессиональной подготовки социологов. В настоящий момент более 150 вузов ведут обучение социологов, во многих из них социологические факультеты, отделения и кафедры готовят студентов на достаточно высоком уровне. Однако специалисты отмечают и недостатки в профессиональной подготовке многих выпускников. В основном это относится к низкому уровню мотивации к выполнению профессиональной деятельности, слабой практической подготовке выпускников, неумению проводить собственные исследования, недостаточной компетенции в методах работы с социальной и экономической статистикой, недостаточному владению иностранными языками3.

В России на подготовку и дальнейшую карьеру социологов-профессионалов влияют следующие факторы:

- потребности рынка труда в отношении специалистов с социологическим образованием;

- перевод университетского социологического образования на двухуровневую систему.

Рыночный контекст подготовки будущих социологов достаточно противоречив. С одной стороны, можно утверждать, что социологи недостаточно востребованы. По данным рекру-терских агентств, спрос на социологов в России находится на уровне 3,5 балла по 10-балльной шкале. Более трети российских социологов полагают, что трудоустроиться по данной специальности возможно, но с невысокой заработной платой4.

Ныне на российском рынке труда наиболее востребованными являются выпускники инженерно-технических, строительных, компьютерных, биомедицинских специальностей5. Существенно меньший спрос на юристов, экономистов, социологов и выпускников гуманитарных вузов. Но, с другой стороны, нельзя говорить и о совсем безнадежной ситуации для социологов на рынке труда. Выпускники-социологи обладают реальной возможностью трудоустроиться в следующих сферах:

- в высших учебных заведениях страны в качестве преподавателей или в качестве сотрудников соответствующих научных учреждений, аналитических центров и т. п.;

- в отделах маркетинга крупных производителей товаров и услуг;

- в подразделениях социологической службы предприятий и объединений, отраслевых министерств и ведомств, совместных предприятий и иностранных фирм;

- в органах массовых коммуникаций, в прессе и на телевидении, в рекламных и PR-агентствах;

- в государственных органах социального обеспечения, страховых компаниях как специалисты по созданию систем социальной информации;

- в штаб-квартирах политических партий в качестве специалистов по планированию и организации избирательных и политических кампаний;

- в государственных и коммерческих учреждениях в качестве специалистов по кадровому мониторингу, по организации связей с общественностью.

Наконец, для выпускников-бакалавров открыт путь в магистратуру широкого спектра гуманитарных и социально-экономических специальностей. Здесь можно отметить, что социолог, окончивший магистратуру, получает определенные преимущества перед бакалавром. Хотя работодателям пока еще не очень ясно, чем отличается магистр от бакалавра, практика показывает, что магистры получают более высокие должности и в среднем на 30% более высокий заработок, чем бакалавры6.

Можно предположить, что для успешной адаптации в названных сферах от выпускников требуются ориентация в различных областях социологического знания, сочетание теоретической подготовки и владения техникой эмпирических исследований, а также достаточно широкий кругозор в области экономических, социально-психологических, культурологических знаний. Но наши вузы пока не обеспечивают в полной мере такой подготовки. Например, отмечается не всегда удовлетворительный уровень подготовки выпускников университетов, которые приходят на исследовательскую работу7.

Нередко невысокая подготовка выпускников связана с неопределенностью их мотивации. Для многих российских студентов социологическое образование служит не механизмом профессиональной специализации, а «образованием вообще», т. е. способом аккумуляции неспецифического культурного капитала8. В результате студент оказывается пассивным потребителем социологического знания. По имеющимся оценкам, освоение знаний и профессиональных навыков и даже получение диплома выступает не основной, а сопутствующей целью почти для половины студентов. Молодые люди при этом довольствуется отсрочкой от призыва в армию, девушки ориентируются на поиски образованных партнеров для семейной жизни, многие считают приобретение круга друзей и вообще студенческую жизнь главным в годы учебы. Для большинства из другой половины студентов главная цель - получение престижного диплома и хорошо оплачиваемого места работы.

В результате многие выпускники выходят на рынок труда плохо мотивированными и надеются в основном на случай или же на помощь родителей или знакомых, а не на собственные силы.

Часто это оборачивается непониманием своей функции, выводами об отсутствии перспектив профессии социолога. В итоге начинающие специалисты-социологи покидают социологию, так и не отыскав себе в ней места. Между тем ситуация на рынке трудоустройства социологов достаточно жесткая и конкурентная. Это подтверждают, например, данные официального сайта Федеральной службы по труду и занятости. Согласно данным, не более двух десятков могли бы устроиться по специальности «Социология» в любом регионе России9.

Необходимо отметить, что за рабочие места выпускникам-социологам приходится конкурировать не только между собой. Это видно, например, если познакомиться с профилями подготовки в НИУ ВШЭ, Финансовом университете при Правительстве РФ, Новосибирском государственном университете, где социология выросла из экономики. В НИУ ВШЭ социологический факультет ведет подготовку студентов по специализациям: экономическая социология; прикладные методы социологических исследований; социальная теория и прикладное социальное знание. Неудивительно, что выпускники-социологи этих вузов видят себя в первую очередь в экономической сфере и конкурируют за рабочие места не столько с социологами, сколько с экономистами.

С другой стороны, гуманитарная широта образования историков, журналистов, культурологов позволяет им успешно замещать социологов. Эффект замещения возникает и при вхождении в сферу социологии, напротив, узких специалистов, готовящихся на отделениях маркетинга, кадрового менеджмента, рекламы, PR и др.

Хороша ли такая универсальность для выпускников и работодателей? В той мере, в которой они удовлетворяют рыночные запросы друг друга, - да. Но вряд ли они представляют весь рынок, с учетом низкого спроса на социологов в целом. Универсальностью применения полученных знаний отличаются лишь лучшие студенты. А остальные вынуждены работать не по специальности, не работать вовсе или переучиваться.

В результате понятие «работа по специальности» для социолога является очень размытым, речь скорее идет о наборе сфер занятости, где трудоустраиваются выпускники. Интересно то, что подобная ситуация характера и для некоторых западных стран, например Франции, Германии и США.

Хотя Франция является родиной социологии, если вспомнить О. Конта и Э. Дюркгейма, до 1980-х гг. в ней не было налаженных каналов трудоустройства многочисленных выпускников социологических факультетов10. Путь в академическую карьеру был крайне сложным, практические приложения социологии оставались неразвиты. Лишь в последние десятилетия рынок вакансий для социологов заметно расширился за

счет бизнеса, социальных и административных служб. Вместе с тем перепроизводство дипломированных социологов налицо и в наши дни.

В Германии выпускники социологических факультетов задействованы в качестве академического персонала в университетах, в качестве менеджмента в Федеральном статистическом ведомстве или в частных институтах, где занимаются практическими социальными исследованиями, работают в области СМИ, а также в PR и рекламных агентствах, преподавателями в профессионально-технических училищах, в качестве лекторов в колледжах и на дипломатической службе11. Ряд специалистов в Германии отмечают, что трудность студентов-социологов, с одной стороны, состоит в самоутверждении на рынке труда через приобретенные навыки в определенной сфере деятельности, а с другой стороны, профессия социолога не настроена на определенную должность и имеет более широкий спектр возможностей для карьерного роста. Также в стране накоплен определенный способ снижения издержек от перепроизводства социологов. Он состоит в том, что наряду с основной специальностью выпускник-социолог в университете может получить вторую, более востребованную специальность, например библиотекаря, социального работника, специалиста по информационным системам.

В США выпускники-социологи достаточно востребованы на рынке труда в силу изначальной ориентации американской социологии на реальные практические социальные проблемы и на эмпирические исследования. Степень бакалавра социологии открывает перед молодым человеком достаточно широкие перспективы. Социологи в США заняты в здравоохранении, бизнесе, социальном обеспечении и правительственных учреждениях12. Бакалавр может продолжить обучение, чтобы в будущем стать преподавателем, исследователем или прикладным специалистом.

В представлении американцев социология относится к области творческих профессий. Здесь она ближе к юридическим и медицинским профессиям, специалисты в которых могут иметь собственную практику, получать гонорар пропорционально квалификации и научному званию, иметь свободный распорядок дня. Социолог сам определяет, что и как ему делать, чтобы заработать приличные деньги.

В США социологического образования достаточно для того, чтобы в будущем стать известным журналистом, политическим деятелем, бизнесменом, специалистом в сфере маркетинга или PR. Многие абитуриенты потому и выбирают социологический факультет, что он дает некую универсальную базу для работы в широком спектре. При этом складывается парадоксальная ситуация: самые широкие возможности трудоустройства дают общие программы социологии (степень бакалавра - три года обучения на

социологическом факультете), менее широкие - степень магистра, степень же доктора оставляет узкую щель на рынке труда, куда не каждый может протиснуться. Но с каждой следующей ступенью возрастают гонорары, квалификация и общественное признание.

Рассмотрим теперь некоторые конкретные факты и проблемы трудоустройства социологов. В качестве показательного примера можно взять факультет социологии СПбГУ, на котором накоплен достаточно большой массив информации, касающийся жизненных стратегий выпускников, сфер их занятости, уровня благосостояния

13

и т. д.13

Исследование, проведенное специалистами на факультете, позволило выделить ряд наиболее популярных сфер занятости как на начальном, так и на последнем месте работы. Так, наиболее популярными сферами занятости стали: маркетинг (24,5%), кадровая сфера (12,3%), административный персонал (12,7%), наука и образование (11,4%), сфера торговли (8,6%).

Интерес представляет и то, какую стратегию выбрали выпускники после окончания факультета, а также какими способами они получили первое место работы. Так, 40,3% выпускников нашли первое место работы через родителей и знакомых, 27,3% - через объявления в сети Интернет и 19% - непосредственно обратившись к работодателю.

В соответствии с полученными данными, 47% выпускников не продолжили обучение вообще, оставшаяся часть продолжила его либо сразу после получения диплома (40%), либо в последующие годы (13%). Из тех, кто продолжил обучение, 59% выбрали магистратуру или аспирантуру факультета социологии, остальные либо сменили специальность (11%), либо учились в магистратуре по социологии в иных вузах (12%), либо получали второе высшее образование или прошли курсы профессиональной переподготовки (27%).

Вместе с тем исследования последних лет14 показывают, что для работодателей в условиях усиления конкуренции все более важными становятся не столько наличие у потенциального работника диплома престижного вуза, сколько практический опыт работы, способность и желание повышать квалификацию, участвовать в программах дополнительного образования. Поэтому в ситуации фактического найма работодатели нередко предпочитают взять работника, совмещающего работу с учебой, студента, обучающегося в заочной форме. Эта тенденция находит встречную ориентацию и у студентов-социологов. Многие из них начинают трудовую деятельность уже со второго-третьего курса, первоначально с самых низших должностей, которые не требуют особых навыков, но дают определенный опыт практической работы. Сейчас на рынке труда такого рода работу предоставляют в основном

маркетинговые фирмы, которые используют различные социологические методики. Вакансии, открытые студентам, - это интервьюер, кодировщик, оператор ввода данных, рекрутер, ведущий подбор респондентов. Наиболее оплачиваемая работа рекрутера. По заданным критериям он ищет необходимых для опроса людей (в основном для фокусированного интервью).

Совмещение работы и учебы в университете, по мнению преподавателей, отрицательно сказывается на подготовке студента. Однако так бывает далеко не всегда, нередко работа по специальности помогает студенту лучше овладеть профессией. Тем более что сейчас все большее развитие получают такие новые виды занятости, как частичная, удаленная работа, работа с гибким графиком и т. п. Это позволяет новым видам занятости не вступать в конфликт с учебным учреждением. С другой стороны, работодатели идут на такие условия из-за экономии заработной платы, с целью проверки профессиональных возможностей работника. К тому же исследования показывают, что влияние работы на успехи в учебе зависит от вида занятости и мотивации студента. «Для студентов, по-разному совмещающих учебу с работой, характерны разные показатели успеваемости. При прочих равных условиях студенты, работающие по специальности, учатся лучше, чем работающие не по специальности, а иногда и чем неработающие»15. Это подтверждают и количественные результаты: наибольшая доля тех, кто получает высшие баллы по большинству предметов (47,3%), среди тех, кто работает по специальности неполный день. Несколько меньше их среди неработающих (42,1%). И существенно меньше таких отличников среди тех, кто трудится целый рабочий день не по специальности (24,9%).

Таким образом, наиболее оптимальной стратегией совмещения учебы с работой является работа по специальности неполный день или часть недели. В этом случае студент может получить двойную выгоду: во-первых, эта занятость может быть дополнительным источником знаний и навыков, во-вторых, он получает шанс уже к концу обучения получить достаточно большой практический опыт и занять хорошую должность.

Несмотря на некоторые положительные тенденции в вопросах трудоустройства социологов, в этой сфере все же остается больше нерешенных проблем. Между социологическим образованием и рынком труда существует значительный разрыв. Рынок исследовательской продукции функционирует прежде всего как рынок опросов, маркетинговых и консультационных услуг, политически формулируемых проектов. Социологическая проблематика подчинена внешним для нее принципам. Этот рынок, отделенный от образовательного и подчиненный прежде всего экономической и утилитарной логике, сильно фрагментирован и не ориентирован на воспро-

изводство социологии как самостоятельной про-фессии16.

Вместе с тем нужно отметить и проблему, которая существует не только у нас и активно обсуждается международным сообществом социологов. Это необходимость дифференциации университетской подготовки социологов. В силу того что социология становится массовой профессией, видимо, целесообразно только небольшую часть студентов обучать по сложным программам и ориентировать в дальнейшем на научную работу. Большинство же студентов должны получать базовые знания и компетенции с направленностью на решение прикладных за-

дач17.

Современный российский рынок труда, не готовый принимать социологов с узким профилем подготовки, заставляет университеты адаптироваться и готовить кадры в широком диапазоне знаний и компетенций.

Также явной тенденцией в современных экономических условиях является возрастание роли профессионально-личностных качеств выпускников вузов, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и мотивированному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.

Особенности формирования профессиональной карьеры выпускника социологического факультета зависит от двух групп факторов: факторы внешней среды и индивидуализированные факторы.

К группе факторов внешней среды, влияющих на развитие профессиональной социолога, можно отнести следующие:

1) уровень развития теории и практики в области социологии;

2) развитие рыночных отношений и конкуренция между организациями на национальном и региональном уровне;

3) ситуация на национальном и региональном рынке труда;

4) социокультурная среда, которая определяет статус, престиж профессии, уровень социальной мобильности, особенности социологии и т. п.

К факторам внешней среды относят те, которые не подлежат коррекции со стороны индивида и являются частично управляемыми со стороны организаций, что, в свою очередь, зависит от ее размеров и сферы деятельности. Поэтому данные факторы можно охарактеризовать как неуправляемые с позиции субъекта развития профессиональной карьеры.

Помимо этого можно выделять отдельную группу факторов, влияющих на развитие профессиональной карьеры, относящихся непо-

средственно к индивиду и раскрывающихся через описание определенных характеристик, присущих ему. В группу индивидуализированных факторов целесообразно включать такие подгруппы:

1) социально-демографические (возраст, пол, семейное положение);

2) профессионально-квалификационные (профиль образования, опыт работы);

3) личностно-психологические (мотивация и мотивы профессиональной деятельности, ценностные ориентации, тип личности, способности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия социолога с точки зрения ее значимости для функционирования любой сферы социума является весьма востребованной и перспективной, но не востребована в должной мере работодателями. Современный этап цивилиза-ционного развития, переход к постиндустриальному обществу требуют от системы высшего профессионального образования обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями рынка труда.

Примечания

1 См.: Андросова Е. В. Оценка эффективности трудоустройства выпускников вузов // Экономическая наука и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита : Молодой ученый, 2013. С. 60-62.

2 См.: Буланова М. Б. Социологическое образование в России (1960-е годы - настоящее время) // Социс. 2008. № 72. С. 14-26.

3 См.: Осадчая Г. И. Заметки о социологическом образовании в России : рефлексия новых требований общества // Социс. 2009. № 2. С. 52.

удк 316.344.3

межкультурный диалог и социальная реальность

Б. р. Могилевич

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

в статье рассмотрены основные характеристики диалога как актуализатора человеческой жизнедеятельности. Представлена иерархия типизаций диалоговых отношений коммуникантов. уточнена специфика межкультурного диалога как компонента социальной реальности. Показано возрастание роли межкультурного диалога в эпоху глобализма.

Ключевые слова: межкультурный диалог, социальная реальность, социокультурные смыслы, равноправное взаимодействие.

4 См.: Социальная дифференциация высшего образования / отв. ред. С. В. Шишкин ; Независимый институт социальной политики. М. : Поматур, 2005. С. 154.

5 См.: Разумова Т. О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009. С. 27.

6 См.: ВайсбургА. В. Проблемы профессиональной социализации социологов в регионе // Регионология. 2009. № 1. С. 176.

7 См.: Воронков В. М. «Я осознал себя социологом в возрасте 43 лет» // Телескоп. 2011. № 6 (90). С. 2.

8 См.: Бикбов А. Т. Условия действительности социологического образования в России. URL: http://cerfsophi. narod.ru (дата обращения: 05.01.2015).

9 См.: Федеральная служба по труду и занятости (Ро-струд) : [сайт]. URL: www.rostrud.ru (дата обращения: 09.01.2015).

10 См.: Массон Ф. Французская социология и государство // Социс. 2014. № 7. С. 30-38.

11 См.: Späte K. Beruf : Soziologe?! : Studier en für die Praxis. Konstanz : UVK=Verl. Ges., 2007.

12 См.: American Sociological Association (ASA) : [website]. URL: www.asanet.org (дата обращения: 09.01.2015).

13 См.: Иванов Н. В. Специфика трудоустройства выпускников факультета социологии СПБГУ // Пятые Ковалевские чтения : материалы науч.-практ. конф. 12-13 ноября 2010 г. / отв. ред. Ю. В. Асочаков. СПб. : Скифия-принт, 2010. С. 1179.

14 См.: Анализ взаимосвязей системы образования и рынка труда в России за последние 5 лет. Информационный бюллетень. М. : НИУ ВШЭ, 2012.

15 Янбарисова Д. Работа по специальности помогает студентам лучше учиться // Вопр. образования. 2014. № 7. С. 46.

16 См.: Бикбов А. Т. Указ. соч.

17 См.: ТитаренкоЛ. Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса // Социс. 2009. № 1. С. 21-22.

Cross-cultural Dialogue and social Reality B. R. Mogilevich

The article considers the main characteristics of a dialogue in the context of human activity actualization. The type hierarchy of dialogue relations of communicators is presented. The distinctive features of a cross-cultural dialogue are specified. The increase of cross-cultural dialogue influence under globalization is shown. Key words: cross-cultural dialogue, social reality, sociocultural meanings, equal mutual activity.

© Могилевич Б. Р., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.