СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
В.Н. Ефименко ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Со времени институализации социальной педагогики в России прошло 15 лет. Сегодня социальный педагог в практической деятельности прочно занял свое место во многих социальных, социально-педагогических и образовательных учреждениях, но приоритетной его сферой деятельности остается один их важнейших институтов социализации подрастающего поколения -общеобразовательная школа.
Еще одним - самым главным институтом социализации молодого человека является семья. Как справедливо отмечает В.И.Гуров, семья является базисной основой первичной социализации, где закладываются фундаменты личности, строительство которой затем осуществляет школа. Однако, за последнее десятилетие в нашем обществе наблюдается увеличение количества неблагополучных семей. Главной особенностью неблагополучных семей является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, растущего в такой семье, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. В связи с этим увеличивается количество детей, посещающих общеобразовательные школы, которым необходима социально-педагогическая поддержка.
Социальные педагоги в общеобразовательных школах профессионально разрешают социальнопедагогические проблемы ребенка, но социально-педагогическая поддержка ребенка невозможна без поддержки его семьи, так как зачастую проблемы ребенка возникают именно в семье. Американский психолог В.Сатир, характеризуя особенности неблагополучных семей, отмечает: «Работать с такими семьями нелегко, но я бы никогда не взялась за работу, если бы не была уверена в том, что они могут измениться» (2, с.5-11).
Под социально-педагогической поддержкой неблагополучной семьи мы понимаем совокупность мер, в зависимости от конкретных потребностей различных групп семей, по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности. Осуществляется она
как временная помощь семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать и преодолевать трудности. Социально-педагогическая поддержка представляет собой не просто совокупность отношений, действий, ролей социального педагога, а определенную систему социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе, и обладает такими характерными признаками, как: системность (постоянно функционирующая взаимосвязь и социально-педагогическое взаимодействие социального педагога, детей, семьи и социальной среды, направленные на достижение определенной цели); превентивность (направленность деятельности социального педагога на предупреждение в жизнедеятельности подростков и детей трудных жизненных ситуаций); адресность (направленность социально-педагогической поддержки на конкретного «получателя»), фасилита-ционной направленности социально-педагогической поддержки неблагополучных семей (способность социального педагога побуждать человека к самостоятельному поиску и выбору способов целесообразного поведения в трудной жизненной ситуации), совместность (заключается в направленности действий социального педагога на осуществление социально-педагогической поддержки в совместной деятельности с семьей, специалистами, (психологами, юристами, врачами и др.), социально-педагогическими и образовательными учреждениями, социальными службами), технологичность (соблюдение этапов социально-педагогической поддержки неблагополучной семьи, проектирование определенного алгоритма ее реализации в деятельности социального педагога общеобразовательной школы).
Необходимо отметить, что немногие работающие социальные педагоги знают о том, что такое социально-педагогическая поддержка неблагополучной семьи, каковы ее формы и методы осуществления. Как показало проведенное нами исследование, социальным педагогам не хватает
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1 © Ефименко В.Н., 2007
знаний об особенностях и различных видах семейного неблагополучия, об особенностях социализации детей из неблагополучных семей, о сущности социально-педагогической поддержки, о формах и методах организации социальнопедагогической поддержки, о методах организации делового и личностного сотрудничества между социальным педагогом и родителями из неблагополучных семей и т.д.
Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимо построить систему подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей в процессе обучения в вузе.
В результате анализа литературы нам удалось установить, что большинство авторов склонны рассматривать термин «подготовка» как динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого профессионального качества, каким выступает «подготовленность» к определенному виду деятельности.
Под подготовленностью мы понимаем процесс и результат целенаправленной подготовки студентов, которая представляет собой совокупность сформированных у выпускника знаний о специфике осуществления социально-педагогической поддержки неблагополучных семей, профессиональных умений и навыков, позволяющих реализовывать полученные знания в практической работе с неблагополучными семьями, а также личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия с неблагополучными семьями.
В связи с вышесказанным, считаем необходимым обозначить ряд проблем, которые необходимо разрешить при организации системы подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей.
По мнению многих исследователей (М.В.Фир-сов, Е.Г.Студенова, В.ГБочарова, Л.И.Аксенова, РВ.Овчарова, Е.И.Холостова и др.) в области социальной работы и социальной педагогики, на социального педагога (работника) возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств.
Как считают специалисты в области профессионального образования, вопрос о профпригодности является важным, но не основным для целого ряда профессий, не имеющих жестких ограничений по признакам физического и психического здоровья. Что касается профессии «соци-
альный работник», «социальный педагог», то в отечественной системе профессионального образования не существует ограничений, кроме весьма поверхностного медицинского контроля, результаты которого представлены обычно в виде справки по стандартизованной форме для любого абитуриента. Следовательно, актуальной становится проблема о профессиональном отборе студентов для подготовки к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей (на практике отбор сводится зачастую к собеседованию, рекомендациям и характеристикам).
При отборе студентов для подготовки к их осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей необходимо учитывать рекомендации преподавателей, специалистов баз практики, желание студентов работать с неблагополучными семьями, оказывая им помощь и поддержку, высокие интеллектуальные показатели, хорошее здоровье и высокие нравственные качества, зрелое мировоззрение, знание и понимание ценностей и трудностей профессии.
Основываясь на исследованиях авторов И.А.Зимней, В.Г.Бочаровой, С.А.Беличевой, Т.В.Лодкиной, В.Н.Гурова, М.А.Болдиной, мы выделяем следующие качества личности социального педагога, осуществляющего социально-педагогическую поддержку неблагополучных семей, как необходимые: особая развернутость к «клиенту», коммуникативность, эмпатийность, психологическая грамотность и деликатность, доброжелательность, оптимизм, отзывчивость, требовательность, честность, толерантность, альтруизм, тактичность, стрессоустойчивость, гуманность, справедливость.
Считаем недопустимыми личностными качествами в работе с неблагополучной семьей, следующие: злость, агрессивность в общении, очень низкая коммуникативность, неорганизованность, отсутствие педагогического такта, неумение слушать и слышать человека, неумение анализировать проблемы и ситуации, нетерпимость к человеку, отсутствие организаторских умений и др.
Таким образом, еще одна проблема, которую необходимо решать в процессе подготовки социальных педагогов в вузе к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей - это формирование особых личностных качеств, необходимых для работы с данными семьями.
Другая проблема, не менее важная, связан-
ная с процессом подготовки социальных педагогов к осуществлению поддержки неблагополучных семей, - это формирование специальных знаний и умений в области организации поддержи. Указанная проблема прямо пропорционально связана с содержанием подготовки студентов к данному виду деятельности.
Содержание подготовки социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей должно:
- включать в себя социально-политическую, специально-теоретическую, психологическую, социально-правовую, методическую подготовки; основываться на междисциплинарном подходе, т.е. включать сведения из различных областей наук (психологии, юриспруденции, социальной педагогики, педагогики, социологии);
- быть актуальным, отражать специфику и многообразие форм семейного неблагополучия, учитывать перспективы развития семейной социальной государственной политики, корректироваться и дополняться с учетом новейших социально-педагогических исследований в этом направлении, программ, методических рекомендаций по организации социально-педагогической поддержки неблагополучных семей;
- предусматривать преемственность в изучении с другими дисциплинами общей и предметной подготовки;
- найти отражение в следующих разделах: «Теоретические основы социально-педагогической работы с неблагополучными семьями», «Социально-педагогическая поддержка неблагополучных семей как особый вид социальнопедагогической деятельности», «Методика организации социально-педагогической поддержки неблагополучных семей»;
- строиться концентрически, распределяться по всем курсам обучения в педагогическом вузе и реализовываться через систему учебных занятий, практическую работу, волонтерскую и исследовательскую деятельность.
Отдельные аспекты проблемы должны быть рассмотрены в основных разделах курсов «Введение в деятельность», «Социальная педагогика», «Основы социальной работы», «Методика и технологии работы социального педагога», «Психология семьи и семейное консультирование», «Управление системой социальной защиты детства».
Для реализации содержания необходимо решить проблему с выбором форм обучения сту-
дентов. В практике высшего образования выделяется три группы учебных занятий: лекции, семинары, лабораторно-практические. Для подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей целесообразно использовать возможности всех вышеперечисленных форм, но наиболее эффективными будут являться те формы, в которых студент занимает более активную позицию, развивает свой творческий потенциал, проявляет инициативу, самостоятельность и т.д. К таким формам обучения относят ролевые и деловые игры, пресс-конференции, конкурсы социальных проектов, разработка программ социальной помощи и поддержки, выполнение творческих заданий, проведение различных тренингов, способствующих формированию выше обозначенных качеств и т.д.
Чрезвычайно велика роль самостоятельной работы студентов в их познавательной деятельности. Лейтмотивом всех статей и монографий о самостоятельной работе студентов является воспитание сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие им привычки к напряженному труду. Умелая организация самостоятельной работы студентов служит хорошей подготовке студентов к самообразованию, формированию творческой личности, считает Н.В.Басова. Поэтому, для подготовки социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей нужна продуманная организация самостоятельной работы студентов. Для этого мы предлагаем в содержание подготовки социальных педагогов обязательно включить ряд творческих заданий для студентов, которые помогут осознать значимость своей будущей профессии и значение социально-педагогической поддержки неблагополучных семей. Например, выполнение творческой работы в виде сочинения-эссе на тему: «Почему я выбрал профессию социального педагога» или сочинения-размышления на тему: «Откуда берутся несчастливые дети?», описание ситуаций-задач, сюжет которых взят непосредственно из личной практики, такие ситуации используются на практических занятиях, а также написание докладов, рефератов на тему семейного неблагополучия и проблем детей, живущих в этих семьях, проведение благотворительных акций на факультетах с целью сбора игрушек, одежды, книг для детей находящихся в социальном приюте и т.д.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
81
Еще одной проблемой в подготовке социальных педагогов к осуществлению поддержки неблагополучных семей является организация практической подготовки.
Н.В.Кузьмина справедливо отмечает, что учебная практика является необходимым условием более глубокого, творческого и сознательного усвоения теории. К сожалению, в ГОС ВПО на первом и втором курсах не предусмотрена учебная практика. Мы считаем необходимым организацию учебно-ознакомительной практики для студентов 1 -2 курса в учреждениях социальной помощи и защиты населения (например, в Центре помощи семье и детям, Социальном приюте) с целью знакомства с профессиональными обязанностями социального педагога. Волонтерская деятельность в социальных учреждениях, оказание благотворительной помощи, бескорыстная забота о детях помогут еще раз убедиться в правильности выбора профессии и постичь ее в полном масштабе. В период волонтерской деятельности очень важно научить студентов вести рефлексивный дневник, где будущие специалисты отмечают особенности работы социальных педагогов, способы разрешения трудных жизненных ситуаций, особенности детей из неблагополучных семей, а также свой личный профессиональный рост.
Необходимо отметить, что практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с другой, - на практике происходит более глубокое осмысление назначения и функционала профессии, проверка правильности собственных профессиональных представлений и своих возможностей, но главное - формированию профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности. Мы считаем, что для эффективной подготовки социальных педагогов необходимо организовывать практику, начиная с первого года обучения.
В ГОС ВПО по специальности «Социальная педагогика» на весь срок освоения основной образовательной программы подготовки социальных педагогов на практику отпущено «не менее 20 недель», из них: инструктивно-методический лагерь - 1 неделя, летняя педагогическая практика - 8 недель, комплексная практика - 4 недели, социально-педагогическая практика - 3 недели и психолого-педагогическая практика - 4 недели.
По каждому виду практики преподавателями вуза составляются соответствующие программы.
Необходимо в программы практик включать специальные задания для студентов, которые будут способствовать выработке навыков организации социально-педагогической поддержи неблагополучных семей. Такими заданиями могут стать: подготовка и проведение родительского лектория по заданной теме; организация книжной выставки для родителей с подбором специальной литературы по проблемам воспитания детей, проведение консультации для родителей, проведение консультации для ребенка из неблагополучной семьи (этот вид работы проводится под наблюдением социального педагога-наставника), подготовка и проведение практикумов для родителей, совместно с социальным педагогом - наставником посещение неблагополучных семей, организация их патронирования отдельных семей, осуществления посреднической деятельности между неблагополучной семьей и различными социальными службами (отдельными специалистами) и т.д.
В заключение нашей статьи необходимо обозначить еще одну проблему в подготовке социальных педагогов к осуществлению социальнопедагогической поддержки неблагополучных семей - это разработка системы контроля формирования знаний, умений и качеств. Разработанная эффективная система контроля позволит осуществлять целенаправленную дифференцированную работу с будущими социальными педагогами и вовремя корректировать ход подготовки.
В учебной деятельности процесс усвоения теоретических знаний может контролироваться при помощи системы компьютерных тестовых заданий, срезовых работ, решения специальных заданий-ситуаций, где студент продумывает алгоритм помощи и поддержки неблагополучной семье. Контроль такого вида требует разработки определенных заданий, которые сгруппированы по типам неблагополучных семей и требуют от студентов знаний по работе с каждым типом данных семей, продумывания определенной последовательности своих действий в оказании поддержки данной категории семей, что является важным в профессиональном становлении будущего специалиста.
На семинарских, практических и лабораторных занятиях студенты могут выполнять индивидуальные задания, связанные с разработкой программ социально-педагогической поддержки для каждого вида неблагополучной семьи, разработкой форм социально-педагогической поддержки, которые оцениваются как социальным педагогом-
наставником, так и в ходе коллективного анализа в группе и т.д. При сдаче семестровых экзаменов в содержание экзаменационных билетов должны включаться вопросы по организации социальнопедагогической поддержки неблагополучных семей.
Целесообразно проведение студентами текущего и итогового анализа педагогической практики, самоанализа профессиональной деятельности в качестве социального педагога.
Следует отметить, что современное состояние подготовки социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей, как за рубежом, так и в нашей стране находится в состоянии поиска, эксперимента, хотя необходимость социально-педагогической поддержки неблагополучных семей и под-
готовки для решения данной проблемы социальных педагогов признана в подавляющем большинстве развитых стран мира.
Библиографический список
1. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Изд-во ЛОЛГУ им. А.А.Жданова, 1967. - С. 182.
2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. -М.: Педагогика-Пресс, 1992. - С.192.
3. Ястребова Е.Б. Так развивается познавательная самостоятельность // Вестник высшей школы. - 1983. - №9. - С.71-74.
4. Ерецкий М.И. Ситема оптимизации самостоятельной работы студентов. // Вестник высшей школы. - №12. - С.63-65.
5. Актуальные проблемы самостоятельной деятельности студентов. - Саратов: СПИ, 1987.
И.Н. Хафизуллина ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Обращение к проблеме формирования профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями обусловлено рядом обстоятельств. По данным отечественных и зарубежных исследований число детей, имеющих различные отклонения в развитии, неуклонно возрастает с каждым годом (около 5% детей в нашей стране имеют отклонения в физическом или умственном развитии). Различные негативные факторы, такие как неблагоприятное социально-экономическое положение довольно большой части населения, алкоголизация населения страны, наркомания, экологические проблемы, большое количество родовых травм, только способствуют этому процессу.
В период, переживаемый Россией с середины 90-х годов XX в., изменилось отношение к человеку вообще как на государственном уровне, так и на уровне общественного мышления. На смену принципу пользы, которую человек должен приносить обществу, пришёл гуманистический принцип, согласно которому каждый достоин уважения и должен иметь право выбора. На смену унижающим достоинство терминам: «инвалиды», «аномальные дети», «дети с отклонениями в развитии» приходит новый термин «дети с особыми образовательными потребностями». Выражая
отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей от недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования, подчеркивает ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
По мнению Н.М.Назаровой, «лица с особыми образовательными потребностями» - это люди, имеющие отклонения в развитии, вследствие которых происходит ограничение возможностей их участия в традиционном образовательном процессе, что обуславливает особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения [1].
Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется не только в широком социальном, но и в научном контексте. В этом смысле данный термин ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
© Хафизуллина И.Н., 2007