УДК 004.89
V/. //. Коршикова, Е.В. Калач
Воронежский институт - филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России
ПОДГОТОВКА СИЛ И СРЕДСТВ АЛТАЙСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПАВОДКА
Обширный комплекс факторов, включающий географические особенности, рельеф, климат приводит к тому, что значительная территория Алтайского края ежегодно оказывается в зоне подтопления при прохождении весеннего паводка. От уровня подготовки органов управления и сил Алтайской ТП РСЧС к паводкоопасному периоду, а также от качества проводимых организационно-технических и профилактических мероприятий будет зависеть, какие последствия окажет стихия.
Ключевые слова: паводок, гидрология, превентивные мероприятия, риск ЧС гидрологического характера
M.N. Korshikova, Е. V. Kalach
PREPARATION OF THE FORCES AND MEANS OF THE ALTAI TERRITORIAL SUBSYSTEM OF THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR PREVENTION AND ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS FOR WAITING FLOOD
An extensive complex of factors, including geographic features, topography, and climate, leads to the fact that a significant territory of the Altai Territory annually finds itself in a zone of flooding during the passage of a spring flood. The level of training of the authorities and forces of the Altai TP RSChS for the flood-hazard period, as well as the quality of the organizational, technical and preventive measures taken, will depend on the consequences of the element.
Keywords: flood, hydrology, the risk of a hydrological emergency
Для многих предгорных районов Алтайского края, а также для районов, подверженных подтоплению грунтовыми и талыми водами, очень остро стоит вопрос подготовки к паводкоопасному периоду. Перед местными жителями встает задача - как сохранить жилье, имущество, обойтись наименьшими потерями. Снижение ущерба, нанесенного населению и территориям паводком в значительной мере, зависит от эффективности подготовки органов управления и сил Алтайской ТП РСЧС к прохождению весеннего паводка.
Проведенный анализ ликвидации чрезвычайных ситуаций прошлых лет, а также прогноз развития возможной паводковой обстановки показывает, что на территории Алтайского края риску подтопления (затопления) вызванного различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами подвержено 48 муниципальных образований, 204 населенных пункта. В зону возможного подтопления попадает около 15000 жилых домов с населением 42401 человек, 89 объектов социальной сферы и инфраструктуры.
На территории края определено 25 затороопасных участков, на которых возможно осложнение паводковой обстановки в период прохождения первой волны паводка.
Для обеспечения контроля за гидрологической обстановкой на территории края используются стационарные и временные гидропосты. В Алтайском крае задействуются 78 стационарных гидрологических постов, в том числе 34 гидропоста передающих информацию в режиме реального времени. Дополнительно готовится к развертыванию 44 временных
1034
поста.
Распоряжением Правительства Алтайского края утверждается План основных организационно-технических и профилактических мероприятий по защите населения и территории Алтайского края в период весенне-летнего половодья. В соответствии, с данным распоряжением производятся следующие действия по подготовке к паводку: разрабатывается План смягчения рисков и реагирования на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде; - определяются места проведения превентивных мероприятий на затороопасных участках; - межведомственной комиссией проводится послепаводковое обследование и проверяется готовность гидротехнических сооружений в муниципальных районах и городских округах, которые могут представлять опасность во время прохождения паводка; - планируется работа по заблаговременному завозу продуктов и предметов первой необходимости в населенные пункты, с которыми возможно нарушение транспортного сообщения во время прохождения паводка; - организуется работа со старостами населенных пунктов по профилактической работе с населением в период паводка; - уточняются планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения с учетом наихудшего развития паводковой обстановки; - подготавливаются пункты временного размещения для отселяемого населения; - организуется взаимодействие с Центральным военным округом Министерства обороны по проведению предупредительных мероприятий и привлечению сил и средств; - проводятся мероприятия по информированию населения посредством краевых теле - и радиоканалов, печатных СМИ, на сайтах Правительства Алтайского края, Главного управления МЧС России по Алтайскому краю и муниципальных образований.
Проводятся конкурсные процедуры по заключению государственного контрактов на проведение следующих видов работ: - возведение дамб (в с. Быстрянка Красногорского района, с. Чарышское Чарышского района); - капитальный ремонт гидротехнических сооружений (пруд Сорокинский на р. Сараса и р. Каим у с. Алтайское Алтайского района); -взрывные работы; - доставка спасателей и оперативных групп к месту чрезвычайных ситуаций; - проведение воздушной разведки. Примером является контракт с ООО «Алтайские авиалинии» на выполнение услуг по использованию воздушного транспорта для доставки специалистов, спасателей и оперативных групп для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные усилия при подготовке к безаварийному пропуску паводковых вод направляются на заблаговременную подготовку ведомств, организаций и населения к паводку. Особое внимание уделяется маломобильным и социально незащищенным категориям населения, многодетным семьям, ветеранам, пожилым одиноким гражданам.
Для проведения предупредительных мероприятий создается резерв финансовых ресурсов на ликвидацию ЧС и резерв материальных ресурсов.
В целях обеспечения безопасного пропуска паводковых вод и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на территории края создается группировка сил и средств, общей численностью 14457 человек, 3738 единиц техники, в том числе 2697 единиц автомобильной техники, 557 единиц специальной, 484 единицы инженерной, 148 единиц плавательных средств, 20 единиц авиационной техники. В том числе от МЧС России 2525 человек, 270 единиц техники (69 единиц автомобильной, 201 единица специальной техники), 27 единиц плавательных средств, 16 беспилотных летательных аппаратов). Также для оперативного реагирования планируется применение сил и средств аэромобильной группировки Сибирского спасательного центра МЧС России и аэромобильной группировки Главного управления.
Управление силами и средствами, предназначенными для проведения мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасном периоде на территории Алтайского края, организуется в общей системе управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Координацию деятельности органов управления и сил ТП РСЧС при реагировании на чрезвычайные ситуации осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ), возглавляемая Губернатором Алтайского края: а) на региональном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Алтайского края - 1; б) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности муниципальных образований Алтайского края - 69;в) оперативными группами муниципальных образований (в пределах территории муниципального образования) - 69/
На весь паводкоопасный период, в повседневном режиме управление возлагается: а) ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю»; б) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Органы управления территориальных подсистем и их звенья, функциональных подсистем РСЧС федеральных органов исполнительной власти Алтайского края, а также организаций, находящихся в сфере их деятельности, организуют непосредственное обеспечение и несут ответственность за полноту и качество обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением весеннего паводка.
КЧС и ОПБ всех уровней решает вопросы, связанные с обеспечением спасательных работ, доставкой продовольствия, спасателей, грузов гуманитарной помощи, эвакуацией населения, организацией компенсационных выплат, выполнением ритуальных услуг, предоставлением жилья пострадавшим и другие.
Качественное планирование комплекса мероприятий, направленных на безаварийное прохождение паводкоопасного периода, и его выполнение в полном объеме и в необходимые сроки, позволяет предотвратить большую часть возможных страшных последствий стихии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12. 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
3. Закон Алтайского края «О защите населения и территории Алтайского края чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
4. Оперативное прогнозирование возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сборник методик. — Химки: ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2013;
5. Акимов В. А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие/ В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьёв, М.П. Фалеев и др. -М.: Высшая школа, 2007
6. Безопасность в ЧС / под ред. Н.К. Шишкина. - М.: ГУУ, 2007;
7. Мастрюков B.C. Безопасность в ЧС. Б.С. Мастрюков. - М.: Изд. центр Академия,
2006.
8. Ахматова Н.И., Белов A.B., Калач Е.В. Современные системы управления спасательными формированиями // В сборнике: Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2017. Т. 1. С. 18-22.