Научная статья на тему 'Состояние и перспективы совершенствования системы комплексной безопасности Костромской области'

Состояние и перспективы совершенствования системы комплексной безопасности Костромской области Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
169
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Деревянко В. В.

В связи с переносом основных усилий государства по управлению рисками ЧС в субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возрастает роль региональной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС Костромской области в решении проблем комплексной безопасности региона и, соответственно, ее дальнейшего совершенствования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Деревянко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы совершенствования системы комплексной безопасности Костромской области»

Научно-технические разработки

УДК 614.8

В.В. Деревянко (ГУ МЧС России по Костромской области)

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В связи с переносом основных усилий государства по управлению рисками ЧС в субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возрастает роль региональной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС Костромской области в решении проблем комплексной безопасности региона и, соответственно, ее дальнейшего совершенствования и развития

Угрозы безопасности развития региона становятся многофакторными, влияющими друг на друга, приобретают комплексный характер; для локализации и нейтрализации этих угроз необходимо также применять комплексный подход, направленный в первую очередь на предупреждение возможных угроз, создающих риск катастроф техногенного и природного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Для обеспечения комплексной безопасности региона необходимо четкое разграничение полномочий между региональной (территориальной) — ТП РСЧС Костромской области и ее звеньями, что позволит рационально использовать технические ресурсы, имеющиеся силы и средства, повысить ответственность соответствующих должностных лиц за реализацию намеченных мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их эффективность.

Решение вопросов комплексной безопасности Костромской области обеспечивается в первую очередь устойчивым и сбалансированным развитием региона, которое позволит задействовать экономические рычаги управления региональными рисками, стимулирующие выполнение комплекса мероприятии по предупреждению чрезвычайных ситуаций, практически реализовать мероприятия, направленные на обеспечение региональной стабильности, в том числе использовать страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и других видов страхования.

Решая вопросы обеспечения комплексной безопасности региона, необходимо определить комплекс угроз по их источникам и факторам в основных сферах жизнедеятельности, противодействие которым относится к компетенции ТП РСЧС Костромской области и Главного управления МЧС России по Костромской области. Ими, на наш взгляд, являются угрозы техногенного и природного характера.

1. Состояние и перспективы совершенствования

системы противодействия угрозам техногенной опасности

Влияние техногенных ЧС на безопасность населения привело к необходимости последовательного рассмотрения отдельных аспектов этой проблемы, требует от всех нас более глубокого анализа своей деятельности, поиска более эффективных путей ее совершенствования, а также новых форм и методов работы, разработки и реализации следующего комплекса мер, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций техногенного характера:

— обеспечение персонала химически опасных объектов промышленными противогазами, подготовка дежурно-диспетчерских служб к оценке складывающейся аварийной ситуации и подготовка предложений руководству по ее устранению, оснащению служб средствами радиационного и химического контроля;

— создание на радиационных и химически опасных объектах локальных систем оповещения и как обязательных — объектовых систем оповещения;

— решение совместно с химически опасными объектами проблемы обеспечения и своевременной выдачи средств индивидуальной защиты (промышленных противогазов, дополнительных патронов ДПГ-3) для населения, проживающего в радиусе 2,5 км вокруг химически опасных объектов или принятия других, более дешевых мер, например обеспечение населения ватномарлевыми повязками, изготовленными на промышленной основе, с пропиткой спецраствора-ми, обеспечивающими защиту от характерных для данного объекта АХОВ;

— проведение диагностики и адресной замены тепло-, водо-, канализационных сетей, подготовка к зиме котельных, водонасосных и канализационных стации;

— создание резерва материальных и финансовых ресурсов на предупреждение и ликвидацию ЧС, исходя из анализа возможных чрезвычайных ситуаций в

конкретных городах и районах;

— создание и обеспечение функционирования единой дежурно-диспетчерскои службы, оснащение и подготовка аварийно-восстановительных формирований общего назначения и ЖКХ.

2. Состояние и перспективы совершенствования системы противодействия угрозам природной опасности

1. Меры по снижению риска и смягчению последствий ежегодного весеннего половодья.

Главное управление МЧС России по Костромской области в целях принятия заблаговременных мер по защите населения и территорий от весеннего паводка, по данным ТЦМП, с использованием ГИС-техноло-гий, на основе создаваемой комплексной системы оценки и прогноза антропогенной и природной опасностей, организует проведение заседаний КЧС области, на которых принимаются перечни практических рекомендаций органами государственной власти области, руководителям муниципальных образований по осуществлению превентивных противопаводковых мероприятий, включающих:

— создание в паводкоопасных районах противопаводковых комиссий, запасов топлива, продуктов питания, медикаментов;

— укрепление гидротехнических сооружений, уточнение маршрутов и мест размещения в случае эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных ценностей;

— обеспечение дополнительной связью населенных пунктов в прогнозируемой зоне подтопления;

— своевременное получение от Костромского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды прогноза паводковой ситуации и доведение прогноза до заинтересованных органов управления и населения, в том числе и через средства массовой информации.

На основе прогноза в паводкоопасных районах заблаговременно развертывается группировка сил и средств звеньев ТП РСЧС Костромской области, профессиональных спасательных формирований и, при необходимости, соответствующих подразделений Центрального регионального центра для выполнения неотложных предупредительных противопаводковых мероприятий, аварийно-спасательных работ в период половодья. С этими силами заблаговременно проводится специальное учение с показом практических мероприятии по пропуску паводковых вод.

2. Меры по снижению риска и смягчению последствий лесоторфяных пожаров.

Ежегодно накануне летнего пожароопасного периода проводится заседание КЧС области с участием соответствующих представителей федеральных органов исполнительной власти, ряда глав муниципальных образований, рассматривается комплекс мероприятий по подготовке, предупреждению и ликвидации лесоторфяных пожаров в пожароопасный период, ко-

торый включает следующий перечень рекомендаций:

- уточнить ожидаемые зоны лесных и торфяных пожаров и перечень населенных пунктов, объектов экономики, попадающих в эти зоны;

- завершить подготовку сил и средств предприятий, организаций и служб, планируемых для привлечения, при необходимости, для выполнения противопожарных мероприятий;

- вводить своим решением в районах со сложной пожарной обстановкой режим повышенной готовности к ликвидации лесных и торфяных пожаров, ограничение доступа людей и автотранспорта в наиболее опасные в пожарном отношении зоны лесов и торфяников и дежурство муниципальных групп по их локализации и ликвидации с началом пожароопасного сезона;

- предусмотреть, при необходимости, прием-передачу информации об оперативной обстановке и принимаемых мерах, связанных с лесными и торфяными пожарами или угрозой их возникновения, организовать при администрациях муниципальных образований круглосуточную работу оперативных штабов пожаротушения;

- усилить лесоохранную пропаганду в организациях, учреждениях, особенно в учебных учреждениях;

- обязать сельскохозяйственные и иные предприятия, осуществляющие деятельность в непосредственной близости от лесов, оборудовать минерализованные полосы;

- на наиболее угрожаемых направлениях провести контролируемый отжиг;

- создать запасы воды и пожарных средств в населенных пунктах;

- оборудовать подъезды к водоемам, продолжить создание дополнительных водоемов в пожароопасных районах и в населенных пунктах;

- в местных средствах массовой информации организовать сообщения о пожароопасных районах, правилах поведения в лесу, о ходе борьбы с лесными пожарами, готовности населенных пунктов противостоять переходу пожаров из лесов на жилые и иные постройки и связанных с этим существующих проблемах;

- создать запасы ГСМ, соответствующей техники в прогнозируемых районах возникновения лесоторфяных пожаров;

- проработать вопрос окарауливания объектов экономики, населенных пунктов, объектов Минобороны России силами ведомственных формирований;

- провести учения и тренировки органов управления, сил и средств, планируемых для тушения лесоторфяных пожаров и проведения спасательных операций для вывода людей, оказавшихся в очаге пожара;

- решить вопрос с упреждающим финансированием комплекса противопожарных мероприятий.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.